Некоторые особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
Попов Илья Владимирович,
аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, ilya.v.popov@mail.ru
В статье предпринят анализ основах положения законодательства содержащего нормативного регулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Показаны особенности регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по Федеральному закону №-209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Осуществлен анализ некоторых других федеральных законов, предусматривающих особенности регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Выявлены особенности правового регулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства данных законов и осуществлено соотношение этих законов с положениями, регламентированными в статье 7 Федерального закона №-209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Дана оценка имеющейся нормативной базе и закрепленным особенностям развития малого и среднего предпринимательства, сделан вывод о необходимости дальнейшего развития законодательства в этой области. Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; субъекты малого и среднего предпринимательства; особенности развития малого и среднего бизнеса; особые меры поддержки.
Закон о малом и среднем предпринимательстве определяет цели государственной политики в области развития рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов. Для реализации указанных целей Законом предусматриваются особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Особенности правового регулирования закреплены статье 7 Закона о малом и среднем предпринимательстве.
Данная статья регламентирует, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры: 1) специальные налоговые режимы; 2) упрощенные способы ведения бухгалтерии; 3) упрощенный порядок статистической отчетности; 4) льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество; 5) особый порядок участия в закупках работ, товаров и услуг для государственный и муниципальных нужд; 6) особые меры по защите прав при осуществлении государственного надзора; 7) особые меры финансовой поддержки; 8) особые меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов МСП; 9) и иные меры направленные на осуществление настоящего Закона1.
Видится достаточно обширный перечень мер и попробуем раскрыть особенности каждой из них:
Во-первых скажем про налоговые режимы, тут нужно обратиться к Налоговому кодексу РФ, которым регламентированы следующий специальные налоговые режимы: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; 5) патентная система налогообложения, которая предусматривает специальный режим применимый конкретно для субъектов МСП.
Однако, на практике, не все они применимы к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Также налоговым законодательством предусмотрены упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий.
Анализ налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что применительно к субъектам малого предпринимательства в первую очередь следует говорить о таких специальных налоговых режимах, как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Как указывает И.А. Смагина, «непосредственно сами лица, ведущие малое или среднее предпринимательство, отмечают, что при выборе рода деятельности, а также создании своего предприятия их привлекли специальные налоговые режимы, предусмотренные для рассматриваемых нами хозяйствующих субъектов. В частности, наиболее актуальными являются такие режимы, как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход»2.
Следующей особенностью является особые правила применения бухгалтерского учета, в которые включены упрощенные способы ведения бухгалтерской (финансовой отчетности), упрощенные способы ведения кассовых операций.
Для таких субъектов как индивидуальные предприниматели предусмотрено частью 2 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете право не вести бухгалтерский учет в случае, если в соответствии с НК РФ они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.
Кроме того, руководителю субъекта малого и среднего предпринимательства предоставлено право принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Следующим послаблением, т.е. особенностью, предусмотренной законом для субъектов малого и среднего предпринимательства является, упрощенный порядок составления и ведения статистической отчетности. Он выражен в специальных приказах Росстата, которыми утверждены специальные формы статистической отчётности для индивидуальных предпринимателей, малых предприятий, микропредприятий и специальные указания по заполнению форм отчетности. Однако, стоит доработать имеющийся пробел нормативного регулирования по совершенствованию специальных форм статистической отчетности для средних предприятий.
Еще одна особая мера, которую можно отнести к институту имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства, регламентирована Федеральным законом от 21.12. 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и являющая собой льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество и защиту прав субъектов малого и среднего бизнеса на получения такой собственности.
Стоит обратить внимание и на регламентируемые Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Согласно приведенному закону закреплена обязанность заказчиков, но с учетом некоторых изъятий, предусмотренных статьей 30 названного закона, осуществить закупки объемом 15% совокупного годового объема от своих закупок, у субъектов малого и среднего предприниматель-
ства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Также некоторые особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, регламентированы и Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Не забудем и про особые меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора), регламентируемые Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так согласно пункту 2 статьи 13 названного закона срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Важно указать, что статья 7 анализируемого Закона развитии МСП лишь обозначает особенности правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, не раскрывая их содержания. Такая конструкция нормы предполагает необходимость обращения к специальному законодательству и подзаконным нормативным правовым актам, детально определяющим особенности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Важно и то, что часть специальных норм распространяется на все субъекты малого и среднего предпринимательства (как малые, так и средние предприятия), а часть -лишь на малые предприятия. Нельзя не согласиться с мнением ученых полагающих, что институт малого и среднего предпринимательства представляет собой комплексный правовой институт отрасли предпринимательского права, сочетающий в себе публично-правовые и частноправовые отношения, регулируемые нормами предпринимательского, гражданского, финансового, административного, трудового права с применением императивного и диспозитивного методов воздействия3.
Литература
1. Федеральный закон №-209 от 24.07.2007 «О развитии малого и сред-
него предпринимательства в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»
3. Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
4. Федеральный законо от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
5. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
6. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
7. Малое и среднее предпринимательство. Правовое обеспечение: монография / [Ершова Инна Владимировна и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. - Москва: Юриспруденция, 2014, гл.14 (Андреева Л.В.).
8. Антишина М.А.»Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров», 2007, N 11
Ссылки:
1 Федеральный закон №-209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2 Малое и среднее предпринимательство. Правовое обеспечение: монография / [Ершова Инна Владимировна и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. - Москва: Юриспруденция, 2014, гл.14 (Андреева Л.В.).
3 Малое и среднее предпринимательство. Правовое обеспечение: монография / [Ершова Инна Владимировна и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. - Москва: Юриспруденция, 2014, гл.14 (Андреева Л.В.).
Some features of the regulatory and legal
regulation of small and medium-sized
businesses Popov I.V.
О
Ю
s
V
2 e
8
Financial University under the Government of the
Russian Federation The article analyzes the fundamentals of the legislation containing the features of regulation of small and medium-sized businesses. Features of regulation of activity of subjects of small and medium business under the Federal law No. 209 of 24.07.2007 «about development of small and medium business in the Russian Federation»are shown. The analysis of some other Federal laws providing features of regulation of activity of subjects of small and medium business is carried out. The peculiarities of legal regulation of the development of small and medium-sized enterprises of these laws were revealed and the correlation of these laws with the provisions regulated in article 7 of the Federal law No. 209 of 24.07.2007 «on the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation»was carried out. The assessment of the existing
regulatory framework and the fixed features of the development of small and medium-sized businesses concluded that the need for further development of legislation in this area. Key words: small and medium-sized businesses; small and medium-sized businesses; features of small and medium-sized businesses; special support measures. References
1. Federal law No.-209 from 7/24/2007 «About
development of small and average business in the Russian Federation»
2. The federal law from 12/21/2001 N 178-FZ
«About privatization of the state and municipal property»
3. The federal law from 7/22/2008 N 159-FZ «About
features of the alienation of the real estate which is in state ownership of territorial subjects of the Russian Federation or in municipal property and rented by subjects of small and average business and about introduction of
amendments to separate acts of the Russian Federation»
4. Federal lawfully from 4/5/2013 N 44-FZ «About
contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs»
5. The resolution of the Government of the Russian
Federation from 12/11/2014 N 1352 «About features of participation of subjects of small and average business in purchases of goods, works, services as separate types of legal entities».
6. The federal law from 12/26/2008 N 294-FZ
«About protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs at implementation of the state control (supervision) and municipal control»
7. Small and average business. Legal support:
monograph / [Yershova Inna Vladimirovna, etc.]; отв. edition of I.V. Yershov. - Moscow: Law, 2014, hl.14 (Andreyev L.V). M.A. antitire.» Tax messenger: comments to normative documents for accountants», 2007, N 11
oo
СЭ
СЧ
£
6
2 ©