К вопросу о некоторых аспектах имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляющих торговую деятельность
Попов Илья Владимирович,
аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, ilya.v.popov@mail.ru
В статье предпринят анализ основах положений и изменений законодательства, регулирующего институт имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательств (МСП). Показана роль развития видов государственной имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Осуществлен анализ некоторых документов по стратегическому развитию экономики РФ. Рассмотрено правовое регулирование института имущественной поддержки субъектов МСП по Федеральному закону №-209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Выявлены особенности, регламентированные данным федеральным законом и его соотношением с нормативно-правовыми актами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами муниципальных образований, по осуществлению имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в виде передачи в их владение или пользование публичного имущества, утвержденного в специальных Перечнях. Дана оценка актуальности развития института имущественной поддержки, в частности, для субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляющих свою деятельность в сфере торговли. Ключевые слова: субъект малого и среднего предпринимательства, государственная программа, государственная поддержка, бизнес, малое предприятие, среднее предприятие.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) является одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики.
Анализ документов по стратегическому развитию экономики РФ, в частности, Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика, Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» видится, что стабильное развитие сектора малого и среднего предпринимательства в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку.
Федеральный закон №-209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии МСП) как базисный закон определяющий ключевые понятия, категории субъектов МСП, цели и принципы государственной политики в сфере развития МСП, а главное перечь видов поддержки, применяемых к субъектам МСП. Также помимо общих мер поддержки, применяемых к субъектам МСП в законе определены и меры поддержки для отдельных видов деятельности: ремесленной и сельскохозяйственной, инновационной, промышленного производства.
Формы поддержек предусмотрены частью 1 статьи 16 Закона о развитии МСП, которая устанавливает следующие виды поддержки: финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Видится, что согласно приведенной части статьи закона, по мнению законодателя, перечень форм поддержки является исчерпывающим, однако, часть третья вышеназванной статьи позволяет органам власти региональном или муниципального уровнях вводить новые, не предусмотренные частью первой названной статьи, виды форм поддержки за счет собственных бюджетов, что на наш взгляд, является правильным, но к сожалению редко применяемым на практике механизмом.
В целях реализации государственных программ, программ субъектов РФ, муниципальных программ, соответствующими органами власти, принимаются нормативно-правовые акты устанавливающие условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Особые меры поддержки субъектов МСП в торговле в данном Законе не предусмотрены. Таким образом, на субъекты МСП, осуществляющие торговую деятельность, распространяются общие меры поддержки, предусмотренные Законом о малом и среднем предпринимательстве (финансовая, имущественная, информационная, консультационная, в области подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации кадров и др.).
Специальные меры поддержки субъектов МСП содержатся в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» (далее - Закон о торговле) и обусловлены их значением и осуществляемыми функциями1 .
Приоритетным направлением развития института поддержки субъектов МСП осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, видится, именно увеличение именно имущественной поддержки субъектов МСП.
© £
Ю
5
2
сч сч £
Б
а
2 ©
Статьей 10 закона о торговле регламентировано, что учетом необходимого развития территории должны достигаться нормативы минимальной обеспеченности населения объектами, осуществляющими торговлю. Такое размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, в соответствии с уставом данного муниципального образования и в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
В схеме размещения нестационарных торговых объектов должно быть выделено не менее шестидесяти процентов от общего числе нестационарных торговых объектов, для их использования именно субъектами МСП осуществляющими торговую деятельность.
Однако при практической реализации данных правил возникли проблемы. Прежде всего, определение основных понятий в области торговли, содержащихся в Законе о торговле, в данном случае определение нестационарного торгового объекта нуждается в совершен-ствовании2.
Принятие схем размещения стационарных объектов на местном уровне неотрывно связано с общегосударственными программами развития торговли, а также их взаимосвязи и с региональными программами развития торговли. Сама по себе реализация данных программ и схем размещения принятых по ним, должны привести к прекращению беспорядочного и незаконного размещения нестационарных торговых объектов по всей стране.
В этой связи нам видится, что наиболее важной формой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является имущественная поддержка, создающая фундамент успешного развития малого и среднего предпринимательства.
Законом о развитии МСП регламентированы полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, действуя в рамках соответствующих программ (подпрограмм), по передаче субъектам МСП во владение и (или) в пользование недвижимого имущества (строений, сооружений, земельных участков, нежилых помещений) на возмездных, безвозмездной или льготной усло-
виях, а также передаче субъектам МСП во владение и (или) в пользование движимого имущества (машин, инструментов, транспортных средств и др.) на возмездных, безвозмездной или льготной условиях. Обязательно использование переданного имущества субъектами МСП по целевому назначению.
Защищены права субъектов МСП на имущество, переданное им в рамках поддержки, прямым запретом продажи имущества, переуступки прав пользования, передача прав пользования в залог, внесение прав пользования в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, другим субъектам, но сами субъекты МСП имеют такую возможность в рамках ФЗ №159 от 22 июля 2008 года «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».
Однако, нецелевое использования субъектами МСП имущества полученного в рамках поддержки, равно как и нарушение порядка по продаже имущества, переуступке права, передачи в залог и других указанных выше, может быть оспорено органами исполнительной власти в суде с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования имущества, предоставленного субъектам МСП.
Также законом определены перечни свободного государственного и муниципального имущества утверждающиеся органами исполнительной власти соответствующего уровня, которые ежегодно дополняются. Указанные перечни в обязательном порядке публикуются в СМИ и на официальных сайтах соответствующих органов исполнительной власти, их утвердивших, в сети «Интернет» и на официальных сайтах информационной поддержки субъектов МСП. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования Перечней имущества, а также порядок и условия предоставления в аренду, в том числе, льготы для субъектов МСП, занимающихся социально значимыми видами деятельности или приоритетными видами деятельности, которые утверждены соответствующими государственными, региональными, муниципальными программами (подпрограммами), устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными пра-
вовыми актами. К тому же, имущество, содержащееся в указанных Перечнях, не подлежит отчуждению в частную собственность, за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность субъектов МСП.
Законом установлен и минимальный срок (не менее 5 лет) на который субъекты МСП могут заключить договор и приобрести права владения и (или) пользования имуществом содержащемся в Перечнях, но по заявлению самого субъекта МСП и до заключения договора, его срок может быть уменьшен.
Одной из целей имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является создание бизнес- инкубаторов, технопарков - относительно небольших территорий со специально оборудованными зданиями и сооружениями, которые предоставляются инновационным и обслуживающим их фирмам для проведения и завершения исследований, доведения их до технологий и опытных образцов, реализации разработок на рынке высокотехнологичной продукцииЗ.
В бизнес-инкубаторе не допускается размещение субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих финансовые, страховые услуги; розничная/оптовая торговля; строительство, включая ремонтно-строительные работы; услуги адвокатов, нотариат; бытовые услуги, ремонт бытовых предметов; медицинские услуги; общественное питание; операции с недвижимостью, включая оказание посреднических услуг; производство подакцизных товаров, за исключением изготовления ювелирных изделий; добыча и реализация полезных ископаемых; игорный бизнес.
Для бизнес-инкубаторов законом, наоборот предусмотрен максимальный срок (не превышающий З года) на который они могут предоставить в аренду (субаренду) субъектам МСП государственное или муниципального имущество.
Нормативно-правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ, муниципальных образовании определяются размеры ставок по арендной плате (льготные ставки) по договорам заключёнными с субъектами МСП в отношении имущества включенного в соответствующие Перечни.
Корпорация МСП осуществляет общий мониторинг сведений об утвержденных перечнях имущества. Так же законом отведены компетенции и для координационных и совещательных органов, на каком бы уровне об не создан, в области
развития малого и среднего бизнеса в части осуществления контроля и участия передачи прав владения (или) пользования имуществом утверждённого в Перечнях.
Анализ исследованных норм, позволяет сделать вывод о том, что государственная имущественная поддержка субъектов МСП подразумевает деятельность органов власти по передаче публичной собственности, в том числе недвижимого имущества, во владение или пользования субъектами МСП такого имущества, а также с возможностью передачи его в собственность субъектам МСП, для развития предпринимательства в РФ.
В настоящее время Россия всецело заинтересована в развитии малого и среднего предпринимательства и отсюда мы видим постоянное совершенствование нормативно-правовой базы имущественной поддержки субъектов МСП, однако насколько помогут и ускорят вносимые поправки в нормативную базу регулирующую имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, покажет время.
Литература
1. Федеральный закон №-209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»
3. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»
4. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015 №12.
5. Малое и среднее предпринимательство. Правовое обеспечение: монография / [Ершова Инна Владимировна и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. - Москва: Юриспруденция, 2014, гл.14 (Андреева Л.В.).
6. Косякова Н.И. Предпринимательское право: [учебник / Н.И. под ред. Косякова и др.] - М.:РГГУ, 2008. - С. 177
7. Ручкина Г.Ф. Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности. Учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2015.
8. Жук А. «Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса / А. Жук// Научная жизнь. - 2009 - №3-4 .
Ссылки:
1 Малое и среднее предпринимательство. Правовое обеспечение: монография / [Ершова Инна Владимировна и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. - Москва: Юриспруденция, 2014, гл.14 (Андреева Л.В.).
2 Малое и среднее предпринимательство. Правовое обеспечение: монография / [Ершова Инна Владимировна и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. - Москва: Юриспруденция, 2014, гл.14 (Андреева Л.В.).
3 Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015 №12.
To the question of some aspects of property support of small and medium-sized businesses engaged in commercial activities Popov I.V.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The article analyzes the main provisions and changes of the legislation regulating the Institute of property support of small and medium enterprises (SMEs). To show the role of development of types of state property support of small and medium-sized businesses. The Analysis of some documents on the strategic development of the Russian economy. The legal regulation of the Institute of property support of SMEs under the Federal law №-209 from 24.07.2007 «on the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation». The features regulated by this Federal law and its relationship with the normative legal acts of the Russian Federation and the normative legal acts of municipalities, for the implementation of property support to small and medium-sized businesses, in the form of transfer to their possession or use of public property, approved in special Lists. The assessment of the relevance of the development of the Institute of property support, in particular, for small and medium-sized businesses operating in the field of trade. Key words: subject of small and medium-sized business, state program, state property support, business, small enterprise, medium-sized enterprise. References
1. Federal law No.-209 from 7/24/2007 "About
development of small and average business in the Russian Federation"
2. The resolution of the Government of the Russian
Federation from 4/15/2014 N 316 About the approval of the state program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy"
3. The order of the Government of the Russian
Federation from 6/2/2016 of N 1083-p (an edition from 3/30/2018) "About the approval of the Strategy of development of small and average business in the Russian Federation until 2030"
4. Waipang V. A. Bases of legal regulation of activity
of subjects of small and average business// Right and economy. 2015 No. 12.
5. Small and average business. Legal support:
monograph / [Yershova Inna Vladimirovna, etc.]; отв. edition of I.V. Yershov. - Moscow: Law, 2014, hl.14 (Andreyev L.V).
6. Kosyakova N.I. Enterprise right: [textbook/N.
And. under the editorship of Kosyakov, etc.] - M.:RGGU, 2008. - Page 177
7. Ruchkina G.F. Enterprise right. Legal regulation
of separate types of business activity. The textbook for a bachelor degree and M.'s magistracy: Юрайт, 2015.
8. Bug And. "The state support of the enterprises
of small and medium business in the conditions of crisis / A. Zhuk//Scientific life. - 2009 - No. 3-4.
О
Ю
s
* 2