Научная статья на тему 'Сущность малого и среднего предпринимательства и его роль в экономике'

Сущность малого и среднего предпринимательства и его роль в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2058
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Вячеслав Владимирович

В работе исследуются роль субъектов малого и среднего предпринимательства и их роль в развития национальной экономики, структуры, развития конкуренции, разработки и коммерциализации инноваций. Показано, что в международной практике развития предпринимательства приняты различные виды критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству, включающие такие параметры, как объем годового оборота, количество персонала, стоимость основных фондов. В работе проводится сопоставление критериев субъекта малого предпринимательства в международной и российской практике. Дается характеристика институциональной среде осуществления предпринимательской деятельности в части предоставляемых льгот и преференций. В заключении делается вывод о системном характере существующих инструментов поддержки субъектов малого предпринимательства, включающих в том числе, участие в системе государственных и муниципальных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоров Вячеслав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность малого и среднего предпринимательства и его роль в экономике»

Сущность малого и среднего предпринимательства и его роль в экономике

Федоров Вячеслав Владимирович

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», ugmzmag@yandex.ru

В работе исследуются роль субъектов малого и среднего предпринимательства и их роль в развития национальной экономики, структуры, развития конкуренции, разработки и коммерциализации инноваций. Показано, что в международной практике развития предпринимательства приняты различные виды критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству, включающие такие параметры, как объем годового оборота, количество персонала, стоимость основных фондов. В работе проводится сопоставление критериев субъекта малого предпринимательства в международной и российской практике. Дается характеристика институциональной среде осуществления предпринимательской деятельности в части предоставляемых льгот и преференций. В заключении делается вывод о системном характере существующих инструментов поддержки субъектов малого предпринимательства, включающих в том числе, участие в системе государственных и муниципальных закупок. Ключевые слова: Малый бизнес, предпринимательство, конкурентная среда, структура экономики, развитие предпринимательства.

Важнейшим институциональным элементом рыночной экономики является малое и среднее предпринимательство (далее - МСП), от состояния и уровня развития которого в существенной мере зависят темпы экономического роста, возможности повышения эффективности производства, структура и качество валового национального продукта, уровень занятости, результативность социальной политики государства, а, следовательно, и конкурентные преимущества страны на мировой арене.

Малое и среднее предпринимательство «выступает в роли структурообразующего фактора. Если крупные предприятия, составляющие стержень экономики, формируют ее «консервативную основу», то малые, обладая высокой мобильностью, гибкостью производства и управления, функционируют в качестве «революционного» начала»1.

МСП обязательным элементом рыночной экономики, который способствует росту ее конкурентоспособности, обеспечивает развитие внешнеэкономической деятельности, выступает источником повышения инновационного потенциала национального хозяйства, снижает уровень безработицы, стимулирует рост среднего класса, участвует в распространении демократических принципов и установлении социальной стабильности в обществе2.

Малое и среднее предпринимательство имеет большое значение в силу того, что не требует больших инвестиций, позволяет не только заполнить все имеющиеся рынки, но и полностью удовлетворить потребности населения в услугах и товарах; обладает сильной восприимчивостью к изменениям конъюнктуры рынка; могут достаточно быстро обновлять основные фонды, производить полную или частичную автоматизацию процесса производства, внедрять и использовать новые технологии, добиваться оптимального соотношения ручного и автоматизированного труда; способствует формированию достаточно простых моделей управления бизнесом.

Таким образом, роль малого предпринимательства в современной экономике достаточно велика. Причем за последние годы в западных странах она усилилась. Многие эксперты связывают данное явление с действием таких объективных процессов как глобализация, информатизация, дематериализация, интеллектуализация всего экономического пространства и отдельных его составных частей, а также с изменением положения малого бизнеса в инфраструктуре рынка3.

Для отнесения предприятий к малым мировая практика демонстрирует довольно широкий диапазон количественных критериев, которые варьируются от страны к стране.

Практически для всех стран в качестве основного критерия используется численность занятых и размера оборота за год. Кроме того, применяется величина капитала (Италия, Япония); немонополистическое положение на рынке (США); роль собственника в управлении (Германия, Греция); правовой статус (Франция); форма собственности (Венгрия); стадии роста (Швеция); характер взаимоотношений с крупными производственными структурами (Япония) и т.д.

Всемирный банк выделяет более 50 видов критериев, причем их принято выбирать в зависимости от цели использования. Так, органы власти при обработке статистических данных, предоставлении государственной помощи, а также регулировании деятельности исходят из численности работников и размера вложенного капитала. Для анализа производительности труда используют вид способа управления, форму собственности, специализацию, методы производства и даже ориентацию на тот или иной рынок. Подобная множественность подходов обусловливает потребность в выделении наиболее обобщенных критериев, характеризующих малое предпринимательство как с количественной, так и с качественной стороны4.

В международной статистике основными количественными показателями, определяющими размер предприятия, являются численность работающих, размер уставного капитала, величина годового оборота и балансовая стоимость активов. Причем известны определения, основанные на применении как одного из данных критериев, так и на их комбинации. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) классифицирует предприятия в зависимости только от численности

О £

В

3

№ 2

i

2 ©

работающих. Считается, что на микропредприятиях должно работать не более 10 человек, на малых ? до 19, а на средних ? не более 100 человек5.

В странах Европейского союза действует единый комбинированный подход к сущности МСП. В соответствии с ним при разработке программ государственной поддержки предпринимательства, установления налоговых льгот, выделения дополнительного финансирования руководствуются критериями, приведенными в таблице 1.

Законодательством США установлено, что малое предприятие должно иметь число занятых не выше 500 человек, стоимость активов не выше 5 млн. долл. и величину годовой прибыли не выше 2 млн. долл. В зависимости от численности работников все субъекты малого и среднего предпринимательства в этой стране делятся на три категории: наименьшие (1?24 чел.); малые (25?99 чел.); средние (100?499 чел.).

Кроме того, действуют дифференцированные критерии отраслевой принадлежности предприятий. Так, на малых промышленных предприятий может работать до 500 человек, а предприятиях оптовой торговли - до 100 человек. Предприятия, оказывающие услуги, занимающиеся строительством и сельским хозяйством, относятся к категории малых в зависимости от годового объема оборота, который установлен для них в размере 13,5, от 7 до 17 и 3,5 млн. долл. США соответственно. Для предприятий, оказывающих транспортные услуги и предприятий розничной торговли обязательным является действие двух показателей одновременно. Для первых численность работающих установлена в размере до 500 чел., для вторых - до 100. Годовой объем оборота должен быть не более 3,5 млн. долл. США6.

В Японии малыми и средними считаются предприятия, имеющие следующие критерии, представленные в таблице 2. Причем эти критерии на законодательном уровне могут быть изменены в зависимости от экономической ситуации в стране и целей проводимых мероприя-тий7.

В развивающихся странах критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства малого предпринимательства отличаются еще большим многообразием.

Экономическая комиссия ООН исходит из количества занятых в странах Африки до 100 человек, а для латиноамери-

канских стран ? от 5 до 50 человек. Несколько иная дефиниция предложена для стран Азии, где к мелкой промышленности относят производства с числом занятых до 50 человек, если используется ручной труд и до 20 человек, если труд механизирован.

Количественные признаки отнесения предприятий к субъектам МСП действует и в российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (209 ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), к которым относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели и которые соответствует определенным критериям. Палитра критериев широкая и зависит от цели использования.

Основные критерии определены 209 ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Таких критериев их три: доля участия иных организаций в капитале, среднесписочная численность работников, размер годового дохода8.

Первый критерий отнесения предприятия к субъектам МСП - доля участия определенных лиц в уставном капитале хозяйствующего субъекта. Он относится только к хозяйственным обществам и партнерствам. То есть производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства освобождены от соблюдения данного критерия. Он также не применяется для индивидуальных предпринимателей и не распространяется на следующие предприятия:

■ акционерные общества, чьи акции относятся к акциям инновационного сектора экономики,

■ организации, применяющие на практике результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их учредителям - бюджетным образовательным и научным учреждениям,

■ предприятия - участники проекта «Сколково»,

■ организации, учредители которых

предоставляют господдержку инновационной деятельности.

Второй критерий - численность работников, которая рассчитывается как среднесписочный показатель за предшествующий календарный год. Важным представляется порядок расчета среднесписочной численности работников за определенный период, который предусматривает суммирование численности работников списочного состава за каждый календарный день периода, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней периода9.

Третий критерий - размер годового дохода, полученный за предшествующий период и рассчитанный по правилам налогового законодательства. Они предусматривают учет доходов от реализации (выручку) и внереализационных операций, которые включают дивиденды, штрафы и пени по договорам, стоимость имущества, полученного в собственность безвозмездно и пр10. Источником данных о размере годового дохода организации является декларация по налогу на прибыль.

Кроме предприятий (микро-, малых и средних) значимым субъектом МСП выступают те физические лица, которые относятся к индивидуальным предпринимателям (ИП). Они самостоятельно выбирают сферу деятельности и управляют ею, независимо устанавливают цену на свою продукцию (товар, услуги) и распоряжаются полученной прибылью, не зарегистрированы в качестве юридического лица. Вместе с тем, являясь субъектом бизнеса, они обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, в соответствии с действующими нормами регистрировать бизнес и получать государственное разрешение на его ве-дение11.

Для обобщения информации об организации и/или индивидуальном предприниматели в Российской Федерации создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который призван объединить все сведения, которые подтверждают статус МСП. Его формирует Федеральная налоговая служба (ФНС) на основании отчетности субъектов бизнеса: сведений о доходах; среднесписочной численности сотрудников; данных из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; информации от других государственных органов.

В соответствии с приказом Мини-

стерства финансов России от 16.05.2016 N 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» для льготируемых субъектов разрешено также:

- оценивать приобретенные материально-производственные запасы по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены;

- начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией;

- начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету;

- признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления12.

Кроме того, микро- и малых предприятия имеют право не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе, а держать в кассе деньги в любом количестве.

Серьезным послаблением служит и сокращенный вариант представления бухгалтерской отчетности. Существенным фактором в этом случае является возможность раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.

Льготы по ведению бухгалтерского учета не распространяются на акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих организаций обязательно проведение аудита.

Статус субъекта малого предпринимательства (МП) дает возможность организации и ИП работать на специальных налоговых режимах. К ним в соответствии с Налоговым кодексом относится Упрощенная система налогообложения (УСН), Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), Патентная система налогообложения (ПСН). Специальные режимы могут применяться только при соблюдении определенных условий: вид деятельности, численность работающих, остаточ-

ная стоимость основных фондов, размер годовой выручки. Однако их содержание связано с заменой уплаты ряда налогов единым, что призвано стимулировать предпринимательскую активность.

Преимуществом является возможность для МСП платить единый налог по упрощенной системе налогообложения по пониженной ставке, если она установлена на уровне субъекта Российской Федерации, воспользоваться льготами по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогу. Кроме того, им предоставлено преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится в аренде13 (ФЗ от 29.06.20l5 N 158) или иную (финансовую, административную, имущественную) помощь.

Важной преференцией для субъектов малого и среднего бизнеса является их обязательное участие в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет повысить их устойчивость на рынке. Для этого законодательством установлена минимальная доля для МСП от общего совокупного годового объема размещенных закупок. При этом малые предприятия могут заявляться в любых аукционах и конкурсах, включая закрытые и с ограниченным участием, если обладают лицензией или разрешением на определенный вид деятельности. Льготой для них так же является минимальный размер обеспечения заявки и ограниченные сроки оплаты за товары со стороны заказчика.

Таким образом, малое и среднее предпринимательство является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не могут полноценно развиваться ни государство, ни общество, без которого не может быть сформирована конкурентная среда, достигнута сбалансированная структура производства, обеспечена социальная стабильность и в полной мере использован инновационный потенциал страны. Государство законодательно регулирует критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП (численность работающих, годовой доход, доля участия в капитале) и устанавливает для них льготы и преференции, поддерживая, тем самым, и снижая риски их деятельности

Литература

1. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. М.: Дашков и Ко. 2003. 189 с.

2. Бухвальд Е. М. Модернизация экономики и новые подходы к политике под-

держки малого и среднего предпринимательства // Общество: политика, экономика, право, 2014, № 1. С. 45-52

3. Виленский А.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства. Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 95-106.

4. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / [И.В. Ершова, Л.В. Андреева, А.Г. Бобкова и др.]; отв. ред. д.ю.н., проф. И.В. Ершова. - М.: ИД «Юриспруденция», 2014. - 180 с.

5. Королев В.А., Королев П.В. Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса и предпринимательства в странах ОЭСР // Центр развития ОЭСР -ВШЭ. 2005. С.14 - 24

6. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / [И.В. Ершова, Л.В. Андреева, А.Г. Бобкова и др.]; отв. ред. д.ю.н., проф. И.В. Ершова. - М.: ИД «Юриспруденция», 2014. - 460 с

7. Нестеренко Ю.Н. О новой парадигме государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства. // Экономическая наука и социальное государство: Сборник материалов Круглого стола в рамках программы III Московского экономического форума/ отв. Ред. д.э.н. О.А. Александрова. - М.: Изд-во «Эконом-Информ», 201б. - С. 8894

8. Нестеренко Ю.Н. Государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства в контексте стратегии его развития // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-2 (77-2). С. 396-401

9. Саляхова Э.К. Малый бизнес в зарубежной практике // Экономические науки. 2016, № 57. С. 4

10. Чеботарь Ю.М., Безденежных В.И. Государственная поддержка малого предпринимательства и управление проектами государственно-частного партнерства в городе Москве: монография/ Чеботарь Ю.М., Безденежных В.И. - М.: Автономная некоммерческая организация «Академия менеджмента и бизнес-администрирования», 2016. - 460 с.

Ссылки:

1 Нестеренко Ю.Н. Государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства в контексте стратегии его развития // Экономика и предпринимательство, 2016. № 12-2 (77-2). С. 396-401.

2 Виленский А.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на

О

в

3

№ 2

второй волне грюндерства. Вопросы экономики, 2014. №11. С. 95-106.

3 Бухвальд Е. М. Модернизация экономики и новые подходы к политике поддержки малого и среднего предпринимательства // Общество: политика, экономика, право, 2014. № 1. С. 45-52.

4 Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. М.: Дашков и Ко, 2003. 189 с.

5 Саляхова Э.К. Малый бизнес в зарубежной практике // Экономические науки, 2016. № 57. С. 4.

6 Чеботарь Ю.М., Безденежных В.И. Государственная поддержка малого предпринимательства и управление проектами государственно-частного партнерства в городе Москве: монография. М.: Автономная некоммерческая организация «Академия менеджмента и бизнес-администрирования», 2016. С. 14 - 15.

7 Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / [И.В. Ершова, Л.В. Андреева, А.Г. Бобкова и др.]; отв. ред. д.ю.н., проф. И.В. Ершова. М.: ИД «Юриспруденция», 2014. С. 58-63.

8 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Москва, 2017. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52144/

9 Приказ Росстата от 27.10.2016 N 686 «Об Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведе-

со ния о деятельности организации» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Москва, 2017. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_206585/

10 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N

ё ей

2 в

117-ФЗ (ред. от 27.11.2017), ст. 250. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Москва, 2017. URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/ d3cd0da5dfeff39ba9cedcd32c6c42fclbd97b43/

11 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.12.2017). [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Москва, 2017. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19671/ 0b14e6foebc7613ee7846b850f1402cc4565d09c/

12 Приказ Министерства финансов России от 16.05.2016 N 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Москва, 2017. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_199427/ 148952d741cfbd1c73818bbc5e6b291a9c4cl299/

13 Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Москва, 2017. URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_78582/

The core of small and medium sized businesses and its role in the economy Fedorov V.V.

Moscow City Government of Moscow In this paper, the role of small and medium-sized business entities is investigated, and from the role in the development of the national economy, structure, development of competition, development and commercialization of innovations. It is shown that in the international practice of entrepreneurship development diverse types of criteria for classifying economic entities as small and medium enterprises including such as the volume of annual turnover, the number

of personnel, and the value of fixed assets. In article it's compares the criteria of a small business entity in international and Russian practice. Paper is given the characteristics of the institutional environment for the implementation of entrepreneurial activities in terms of the benefits and preferences granted. In conclusion, it's made about the systemic nature of existing instruments for supporting small business entities, including, among others, participation in the system of state and municipal purchases. Keywords: Small business, entrepreneurship, competitive environment, economic structure, business development. References

1. Blinov AO, Shapkin I.N. Small business. Moscow:

Dashkov and Co. 2003. 189 p.

2. Buchwald EM Modernization of the economy

and new approaches to the policy of supporting small and medium-sized enterprises // Society: Politics, Economics and Law, 2014, No. 1. P. 45-52.

3. Vilensky A.V. State support of small and medium-

sized business in modern Russia on the second wave of grundership. Issues of economics. 2014. No. 11. P. 95-106.

4. Small and medium-sized business: legal support

/ [I.V. Ershova, L.V. Andreeva, A.G. Bobkova et al.]; otv. Ed. Doctor of Law, prof. I.V. Ershova. - Moscow: Publishing House «Jurisprudence», 2014. - 180 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Korolev VA, Korolev P.V. The main tendencies of

development of small and medium business and entrepreneurship in OECD countries // OECD-HSE Development Center. 2005. P.14 - 24

6. Small and medium-sized business: legal support

/ [I.V. Ershova, L.V. Andreeva, A.G. Bobkova et al.]; otv. Ed. Doctor of Law, prof. I.V. Ershova. - Moscow: Publishing House «Jurisprudence», 2014. - 460 s

7. Nesterenko Yu.N. About a new paradigm of the

state policy in relation to small and medium business. // Economic Science and the Social State: A Compendium of Round Table Materials as part of the program of the Third Moscow Economic Forum / otv. Ed. Dan. OA Alexandrova. - Moscow: Publishing house «Econom-Inform», 2016. - P. 88-94

8. Nesterenko Yu.N. State policy in relation to

small and medium-sized business in the context of its development strategy // Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 12-2 (77-2). P. 396-401

9. Salyahova E.K. Small business in foreign practice

// Economic sciences. 2016, No. 57. C. 4

10. Chebotar Yu.M., Bezdenezhny V.I. State support of small business and management of public-private partnership projects in the city of Moscow: monograph / Chebotar Yu.M., Bezdenezhnykh VI - M .: Autonomous nonprofit organization «Academy of Management and Business Administration», 2016. - 460 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.