Научная статья на тему 'Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства как условие национальной и региональной безопасности государств - членов ЕАЭС и СНГ'

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства как условие национальной и региональной безопасности государств - членов ЕАЭС и СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1571
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИ-НИМАТЕЛЬСТВА / THE SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / PUBLIC PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Любовь Васильевна, Андреев Владимир Константинович

В свете проводимой политики поддержки субъектов малого и среднего пред-принимательства в государствах членах ЕАЭС в статье рассмотрены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства и критерии отнесения их к определенной катего-рии в национальном законодательстве государств участников Договора о Евразийском экономическом союзе. Исследованы новеллы и измененные правила об участии субъектов малого предпринимательства в государственных закупках в Российской Федерации и их влияние на стимулирование участия малого бизнеса в государственных закупках. В срав-нительно-правовом контексте отражены общие тенденции регулирования форм поддерж-ки субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной деятельности и в других сферах, определенных законодательством стран ЕАЭС и СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства как условие национальной и региональной безопасности государств - членов ЕАЭС и СНГ»

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства как условие национальной и региональной безопасности государств — членов ЕАЭС и СНГ

АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА,

руководитель Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции Института проблем безопасности СНГ, доктор юридических наук, профессор МГЮУ имени О.Е. Кутафина АНДРЕЕВ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ,

заведующий отделом гражданско-правовых и корпоративных исследований Российского государственного университета правосудия, главный научный сотрудник Института проблем безопасности СНГ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Аннотация: В свете проводимой политики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в государствах — членах ЕАЭС в статье рассмотрены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства и критерии отнесения их к определенной категории в национальном законодательстве государств — участников Договора о Евразийском экономическом союзе. Исследованы новеллы и измененные правила об участии субъектов малого предпринимательства в государственных закупках в Российской Федерации и их влияние на стимулирование участия малого бизнеса в государственных закупках. В сравнительно-правовом контексте отражены общие тенденции регулирования форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной деятельности и в других сферах, определенных законодательством стран ЕАЭС и СНГ.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, субъекты малого и среднего предпринимательства, государственные закупки

State support of small and medium business entities as a condition for national and regional security of the member states of the EAEU and the CIS

ANDREEVA LUBOV VASILIEVNA,

Head of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration, Institute of problems of safety of the CIS, doctor of legal Sciences, Professor MSJU after name O.E. Kutafin ANDREEV VLADIMIR KONSTANTINOVICH,

head of Department of civil law and corporate studies of the Russian Academy of justice, chief researcher of the Institute of security problems of the CIS, doctor of legal Sciences, Professor, honored science worker of the Russian Federation

Abstract: In light of the policy of support of subjects of small and medium enterprises in the member States of the EAEU are considered in the article the concept of subjects of small and medium enterprises and criteria for their classification as a particular category in the national laws of States parties to the Treaty on the Eurasian economic Union. The novelties and amended rules on the participation of small businesses in public procurement in the Russian Federation and their impact on stimulating the participation of small businesses in public procurement. In a comparative legal context, general trends in the regulation of forms of support for small and medium-sized businesses in innovation and other areas identified by the legislation of the countries of the EAEU and the CIS.

Key words: Eurasian economic Union, the subjects of small and medium enterprises, public procurement

Согласованная политика стран ЕАЭС по поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях создания общего рынка

Создание общего товарного рынка в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и происходящий интеграционный процесс в СНГ обусловливает необходимость проведения согласованной государственной политики по развитию рыночных отношений и конкуренции, обеспечению прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, применению единообразных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП).

Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства способствует вовлечению в бизнес активных граждан, обеспечение конкуренции и, в конечном счете, стабилизации рыночной экономики.

В государствах - членах ЕАЭС и СНГ применяются различные меры по развитию малого и среднего предпринимательства, повышению их конкурентоспособности, к которым можно отнести совершенствование законодательной основы их деятельности, расширение доступа субъектов МСП к источникам финансирования и кредитования, развитие диалога между государством и частным сектором, создание инфраструктуры поддержки, применение специальных режимов налогообложения, упрощение правил бухгалтерского учета и отчетности и др.

Как свидетельствует зарубежный опыт, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Различные формы поддержки оказываются малым предприятиям в Европейском союзе, США и Канаде.

В 1997 г. заключено специальное межгосударственное соглашение, касающееся мер содействия развитию малого предприниматель-

ства в государствах - участниках СНГ (Москва, 17 января 1997 г.)1, в котором определены основные направления содействия развитию малого предпринимательства, к которым отнесены: меры содействия развитию и установлению коммерческих и инвестиционных отношений между участниками малого бизнеса государств - участников СНГ; формирование условий для активизации внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства; реализации мер поддержки развития межгосударственной и национальных инфраструктур малого предпринимательства; стимулирование финансово-кредитной и инвестиционной сферы малого предпринимательства; осуществление мер внедрения различных форм инновационной деятельности а сферу малого предпринимательства; формирование совместимых национальных и единой межгосударственной систем информационного и консультационного обеспечения малого предпринимательства и др.

Одним из значимых направлений взаимодействия признано сближение нормативно-правовой базы сторон, регламентирующей деятельность малого предпринимательства.

Субъектами малого предпринимательства согласно ст. 2 Соглашения признаются юридические и физические лица, получившие этот статус в соответствии с законодательством государства, осуществляющего их регистрацию.

В Модельном законе о государственной поддержке малого предпринимательства (принят 08.06.1997 г. Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ) определены общие принципы государственной поддержки малого предпринимательства в государствах-членах, установлены формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности

1 «Российская газета». Экономический союз. № 22. 01.02.1997.

субъектов малого предпринимательства1. В качестве инфраструктуры поддержки малого бизнеса рекомендованы меры по организации центров поддержки предпринимательства и структур, выступающих инкубаторами малого предпринимательства, включая инновационные центры и торгово-промышленные палаты.

В рамках СНГ проводится постоянная работа по анализу состояния малого и среднего предпринимательства в государствах-членах, осуществляется планирование мероприятий по содействию развития малого и среднего бизнеса, проводится мониторинг достигнутых результатов.

Так, в Решении Совета глав правительств СНГ о мерах координации процессов реализации Плана, касающегося общий действий в рамках совместного сотрудничества стран СНГ в разрешении актуальных вопросов финансово-экономического сектора, принятого Решением Совета глав правительств СНГ от 29.05.2015 г. рассмотрен вопрос о реализации мер по повышению роли субъектов МСП в целях обеспечения экономического роста в государствах - участниках СНГ. Он касается следующих ключевых вопросов, связанных с поддержкой субъектов МСП в бизнес-обучении: предоставлением деловой информационной и консультативной поддержки субъектам МСП, финансовой и инвестиционной под-

держкой субъектов МСП, поддержкой приоритетных секторов, поддержкой экспортно-ориентированных субъектов МСП, совершенствованием инфраструктуры поддержки МСП (наличие центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства), специальные налоговые режимы2.

Проводится постоянный мониторинг состояния и развития малого и среднего бизнеса в форме информационно-аналитических обзоров. Так, Решением Экономического Совета СНГ о состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ (Москва, 13.03.2015 г.) одобрен подготовленный информационно-аналитический обзор «О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ», в котором сделаны выводы о том, что как формат предпринимательства малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели в странах СНГ становятся важнейшим социально-экономическим звеном предпринимательства и экономики в целом.

Следует отметить, что степень распространенности тех или иных форм МСП на пространстве СНГ различаются. Существуют расхождения в основаниях квалификации хозяйствующих организаций и лиц как субъектов МСП. Основываясь на размещенных статистических данных стран СНГ о МСП, можно сказать, что имеет место динамическое увеличение доли МСП в структуре ВВП. В то же время объективность таких данных и объем охваченных ими сфер МСП относительны и составляет в целом около 25%, тогда как в странах ЕС аналогичный показатель составляет от 50 до 70%, в США - около 60%.

Во многом характер проблем МСП в странах СНГ имеет много общего, в частности, требуется дальнейшее совершенствование контроля и над-

1 Модельный закон о государственной поддержке малого предпринимательства (Принят в г. Санкт-Петербурге 08.06.1997 г. Постановлением 9-7 на 9-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 1997. № 14. С. 120-133.

2 е-^.^о page.php?id=23538.

зора в сфере МСП; много проблем, связанных со снижением налоговой нагрузки и оптимизацией регистрационных и ликвидационных процедур МСП, их сертификацией, регулированием экспортно-импортных операций, предоставлением бизнес-площадок для МСП, а также средств финансовой поддержки, включая особый режим доступа МСП к процедурам финансирования. Есть много нерешенных проблем административно-правового регулирования МСП, привязанных к лицензированию, взаимодействию с органами, охраняющими общественный порядок, судебными органами и др.

Формы поддержки МСП, имеющие место в странах СНГ, во многом похожи. Так, устранению барьеров административного характера способствуют упрощенные разрешительные процедуры, сокращение перечня видов лицензируемой деятельности, упрощение процедур регистрации МСП. На сегодняшний день в странах СНГ действуют методы «одного окна» для МСП, устанавливаются льготные режимы налогообложения для разнообразных типов организаций МСП, действуют льготы по выкупу муниципального помещения и подключения его к электрическим системам.

В большинстве государств - участников СНГ предусмотрена упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности для субъектов МП. В государствах - участниках СНГ большинство субъектов МП применяют упрощенные системы бухгалтерского учета и отчетности.

В Информационно-аналитическом обзоре, утвержденном Решением Экономического Совета СНГ от 15.09.2017 г., оценены предпринятые организационно-правовые и иные меры по созданию благоприятных условий ведения бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства в Республике Азербайджан, Республике Армения, Республике Беларусь, Республике

Казахстан, Кыргызской Республике, Российской Федерации, Республике Таджикистан.

Отмечена деятельность Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ по перспективным направлениям поддержки МСП, в том числе по кредитованию субъектов МСП, развитию инновационных кластеров и экспортно-ориентированных структур, взаимодействию общественных организаций в сфере МСП.

В рамках ЕАЭС, как известно, проводится согласованная макроэкономическая политика, которая предусматривает меры по осуществлению скоординированных действий стран ЕАЭС в целях достижения сбалансированного развития экономики государств-членов. При этом относительно субъектов малого и среднего предпринимательства основное внимание уделяется созданию единых правил и механизма их участия в государственных и муниципальных закупках, а также закупках юридических лиц, регулируемых государством.

Принятие Договора о ЕАЭС, как отмечается в литературе, оказало существенное влияние на отношения, возникающие в сфере государственных закупок1.

В Договоре о ЕАЭС установлено, что согласно законодательству стран - участников ЕАЭС, регулирующему государственные и муниципальные закупки, при проведении закупочных мероприятий предусматриваются льготные условия для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций (п. 40).

Таким образом, преимущества при закупках и другие меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются в национальном законодательстве.

1 См.: Кабытов П.П. Государственные закупки в условиях Евразийского экономического союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 5.

Понятие и критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малому и среднему предпринимательству в Республике Армения и Республике Беларусь

В Республике Армения (РА) проводится политика активизации развития малого и среднего бизнеса, повышения конкурентоспособности, а также экспортного потенциала и расширения возможностей их доступа на внешние рынки.

1 октября 2015 г. Правительство Республики Армения утвердило Стратегию развития малого и среднего предпринимательства на 2016-2018 годы, которая ориентирована на создание добросовестной конкуренции и благоприятные условия для реализации высокоэффективной деятельности в сфере МСП.

В соответствии с бюджетным законодательством РА Правительство Республики Армения каждый год должно выделять бюджетные средства на реализацию годовых программ государственной поддержки МСП при участии Фонда «Национальный центр развития малого и среднего предпринимательства».

Одним из основных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса определена поддержка их участия в государственных закупках1.

Законом Республики Армения от 28.12.2000 г. № ЗР-121 «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» были установлены критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и основные направления их государственной поддержки.

В Республике Армения субъекты малого и среднего предпринимательства подразделяются на следующие:

• сверхмалые - коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность работников составляет до 10 человек, а полученная от прошлогодней деятельности прибыль или балансовая

стоимость активов по состоянию на конец предыдущего года не превышает 100 млн драм;

• малые - коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность работников составляет до 50 человек, а полученная от прошлогодней деятельности прибыль или балансовая стоимость активов по состоянию на конец предыдущего года не превышает 500 млн драм;

• средние - коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность работников составляет до 250 человек, а полученная от прошлогодней деятельности прибыль или балансовая стоимость активов по состоянию на конец предыдущего года не превышают соответственно 1500 млн драм и 1000 млн драм.

При этом независимо от наличия установленных показателей к субъектам малого и среднего предпринимательства не относятся кредитные, страховые и инвестиционные организации, инвестиционные фонды, управляющие инвестиционными фондами, ломбарды, специализированные участники рынка ценных бумаг, игорные дома и субъекты, осуществляющие деятельность по организации игр с выигрышем, а также дочерние и зависимые хозяйственные общества (ст. 2).

Согласно Закону Республики Беларусь от 01.07.2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к категории субъектов МП относятся:

• индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

• микроорганизации - как зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

1 См.: Протокольное решение Экономического совета СНГ «Об информационно-аналитических и справочных материалах» (принято в г. Москве 15.09.2017 г.) // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. http://cis.minsk.by/

• организации, относимые к «малым», - как зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно (ст. 3).

К субъектам среднего предпринимательства (субъектов СП) относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Таким образом, законодательством Республики Беларусь использован один количественный критерий отнесения коммерческих организаций к субъектам малого и среднего бизнеса, а индивидуальных предпринимателей - независимо от количества привлекаемых ими работников. Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает право законодателя ограничивать количество физических лиц, привлекаемых индивидуальным предпринимателем на договорной основе для осуществления им предпринимательской деятельности (ст. 22).

Средняя численность работников юридических лиц, относимых к субъектам малого бизнеса, за календарный год включает списочную численность работников в среднем за год; среднюю численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; среднее количество (численность) лиц, работа-

ющих на условиях гражданско-правовых договоров, включая договоры, заключенные с юридическим лицом, когда по договору оказываются услуги предоставления и найма работника.

Общая численность работающих на МП исчисляется по каждому типу юридического лица вместе с филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями. Особой регистрации предпринимателей, имеющих статус индивидуальных, а также юридических лиц МП не требуется.

Правовой режим деятельности субъектов МСП рассматривается в качестве особого правового режима, что подчеркнул в своем Решении Конституционный Суд Республики Беларусь. Дифференциация правового регулирования деятельности субъектов МСП является обоснованной и не нарушает прав и законных интересов иных субъектов предпринимательской деятельности1.

Понятие и критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малому и среднему предпринимательству в Республике Казахстан, Республике Таджикистан

В Предпринимательском кодексе Республики Казахстан выделяются следующие категории предпринимателей:

• субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства;

• субъекты среднего предпринимательства;

• субъекты крупного предпринимательства (ст. 24).

В отличие от Республики Беларусь, в Казахстане для выделения категорий предпринимате-

1 Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. 2010. № 2. С. 53-57.

лей в целях государственной поддержки используются два критерия - среднегодовая численность работников и среднегодовой доход.

Средним доходом за год считается сумма совокупных годовых доходов или отдельных доходов юридических лиц, являющихся субъектами предпринимательства, которые по налоговому законодательству Республики Казахстан применяют патент как специальный режим налогообложения по упрощенной декларации, за последние три года.

Субъектами малого предпринимательства признаются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство с численностью работающих в течение года, не превышающей 100 человек, когда средний доход за год не превышает трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом

0 республиканском бюджете и действующего на

1 января соответствующего финансового года.

Вместе с тем, предприниматели, хотя и подпадающие под указанные критерии, но осуществляющие определенные виды деятельности, не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства. К таким видам деятельности относятся: деятельность, связанная с операциями по обороту наркотических препаратов, психотропных средств, прекурсоров; производственная деятельность или торговля оптом подакцизными видами товаров или подакцизной продукцией; деятельность, связанная с хранением зерна хлебоприемными пунктами; деятельность, свя-

занная с проведением лотерей и организацией игорного бизнеса; деятельность по обороту радиоактивных компонентов; финансово-банковская деятельность и деятельность на рынке финансовых услуг; деятельность аудитора; деятельность участников рынка ценных бумаг; деятельность кредитных бюро; охранная деятельность и др.

Субъекты среднего предпринимательства определяются методом исключения из категорий предпринимателей, относящихся к малому и крупному бизнесу.

К субъектам предпринимательства, относимым к крупным, относятся юридические лица и физические лица-предприниматели, деятельность которых отвечает одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более 250 человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Информация о категориях предпринимателей содержится в Реестре субъектов предпринимательства в форме электронных данных и предоставляется в форме электронной справки заинтересованным лицам, в том числе государственным органам.

В качестве одного из основных видов государственной поддержки в Казахстане определяется обеспечение гарантированного объема закупки товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках (ст. 232 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан).

В Республике Таджикистан субъекты предпринимательства подразделяются на малые, средние и крупные.

Согласно Закону Республики Таджикистан от 26.07.2014 г. № 11071, регулирующего государственную защиту и поддержку предпринимательства, к субъектам малого предпринимательства

1 Закон Республики Таджикистан от 26.07.2014 г. № 1107 «О государственной защите и поддержке предпринимательства».

относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, валовой доход которых в год составляет до 500 000 сомони.

Вместе с тем, независимо от величины валового дохода субъектами малого предпринимательства не могут являться индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие такие виды деятельности, как производство подакцизных товаров; поставку алюминия первичного; банковскую и страховую деятельность; деятельность, связанную с управлением инвестиционными фондами; профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

Субъектами предпринимательства среднего типа могут относиться юридические лица, у которых за год валовый доход равняется от 500 000 сомони до 15 000 000 сомони (ст. 5).

Распространенной формой организации и стимулирования субъектов МСП в Таджикистане является создание бизнес-инкубаторов, которые осуществляют разнообразные функции, направленные на всестороннюю поддержку малого и среднего бизнеса.

На бизнес-инкубаторы законом возлагаются обязанности по организации условий предоставления для начинающих субъектов МСП комплекса услуг по регистрации и иным видам опреде-

ления профессионального статуса МСП путем адресно-методической, информационной, совещательной, обучающей и правовой поддержки, а также развития сотрудничества между субъектами малого и среднего предпринимательства; сдаче в аренду зданий на льготных условиях; организации взаимодействия с государственными органами; определение и решение проблем, возникших в их деятельности на республиканском и местном уровнях; предоставление консультационных услуг по вопросам налогообложения, а также услуг по составлению бухгалтерских и налоговых отчетов и др.

К субъектам крупного предпринимательства относятся юридические лица, валовой доход которых за год составляет свыше 15 000 000 сомони.

Понятие и критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малому и среднему предпринимательству в Российской Федерации

В Российской Федерации к субъектам МСП относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, т.е субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также потребительские кооперативы, относящиеся к некоммерческим организациям.

И.В. Ершовой в обоснование необходимости отказа в признании некоммерческих организаций субъектами МСП справедливо отмечается введение в гражданское законодательство понятия «деятельность, приносящая доход», и разграничение данной деятельности и предпринимательской деятельности1.

1 Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. (автор главы - И.В. Ершова). С. 46.

Законом применяется несколько критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП, которые содержатся в Федеральном законе от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ, посвященном развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации1.

Чтобы относиться к МСП хозяйственными обществами, хозяйственными партнерствами выполняется как минимум одно, первое, из следующих требований:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, образований, относящихся к муниципальным, организаций общественного и религиозного характера, фондов благотворительности, обществ ограниченной ответственности не должна превышать 25%, а доля суммы капиталов юридических лиц иностранной юрисдикции и юридических лиц, не относящихся к МСП, не должна превышать 49%;

• акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, должны котироваться как акции информационно-инновационного или иного высокотехнологического сектора экономики согласно законодательству;

• деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должна заключаться в при-

менении на практике результатов использования интеллектуальной собственности, исключительными правами на которую обладают учредители (участники) таких обществ, партнерств, являющиеся бюджетными, автономными научными учреждениями;

• хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково"»;

• к учредителям (участникам) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств относятся юридические лица, внесенные в список Правительства РФ о перечне организаций, осуществляющих на государственном уровне поддержку по соответствующей форме инновационной деятельности, установленные законодательством о научно-технической политике2.

Из перечня приведенных в законе требований достаточно очевидно, что государство заинтересовано во введении в коммерческий оборот инновационной и высокотехнологичной продукции.

Вторым условием является соблюдение предельных значений средней численности работников:

• до 100 человек включительно для малых предприятий;

• среди малых предприятий критерием микропредприятия является численность до 15 человек;

• от 101 до 250 человек включительно установлен критерий для средних предприятий.

Третьим условием является полученный доход от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Доход определяется налоговым законодательством, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные зна-

1 Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

чения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов МСП1 (для средних предприятий - 2 млрд руб., малых - 800 млн руб.; микропредприятий - 120 млн руб.).

Категория субъекта МСП определяется в соответствии с наибольшим по значению количественным критерием.

Учитывая большое социальное и экономическое значение малого предпринимательства в развитии рыночной экономики, в литературе было высказано мнение о необходимости квалификации малого предприятия в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица2.

Важно отметить, что с 2016 г. в Российской Федерации ФНС осуществляется ведение единого реестра малого и среднего предпринимательства, в котором отражены все основные сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, включая категорию, осуществляемый вид деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД3.

Таким образом, в Российской Федерации по сравнению с другими государствами - членами ЕАЭС применяется наиболее сложная система критериев отнесения юридического лица и индивидуального предпринимателя к субъектам МСП, которая включает ограничения по численности работников, структуре уставного капитала, предельному размеру дохода.

В литературе отмечается, что установленные критерии постоянно корректируются, что не спо-

собствует стабильному развитию малого и среднего предпринимательства4.

Система критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к малому и среднему бизнесу в государствах - членах ЕАЭС несколько отличается. И основное отличие связано не с количественным критерием числа работников у субъекта, который в основном совпадает, а с критерием финансовых результатов, поскольку установленные в законодательстве государств - членов ЕАЭС экономические показатели - прибыль, среднегодовой доход или валовый доход - могут существенно повлиять на определение статуса и категории субъектов.

Так, в Российской Федерации замена в законе категории «выручка», применявшейся ранее для характеристики финансового показателя деятельности субъекта МСП, на категорию «доход», привело, как отмечается в литературе, к искусственному росту в 2015 г. числа субъектов малого и среднего бизнеса5.

В национальном законодательстве предусмотрены различные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которые в основном совпадают - финансовая и инвестиционная поддержка; создание инфраструктуры поддержки; информационная и консультационная помощь; стимулирование внешнеэкономической деятельности; благоприятная налоговая политика; создание упрощенных систем статистической отчетности и бухгалтерского учета; кадровая поддержка, создание бизнес-инкубаторов для поддержки «стартапов» и др.

1 Постановление Правительства РФ от 04.04. 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2090.

2 Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. М.: Статут, 2008. С. 183.

3 Особенности контрактов по закупкам для МСП отражены в Федеральных законах от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4 Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2. С. 9-16.

5 См.: Ершова И.В. Понятийно-правовая пертурбация как способ достижения государственной цели (на примере понятия субъекта малого и среднего предпринимательства) // Гражданское право. 2016. № 4. С. 33-36.

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках

Одним из приоритетных направлений государственной поддержки малого и среднего бизнеса является поддержка в процессе осуществления государственных и регламентированных закупок, что отражено в законодательстве большинства государств - членов ЕАЭС.

В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 2018 г. развитие малого предпринимательства обозначено в качестве масштабного резерва экономического роста в стране, вклад малого предпринимательства в ВВП к 2024 г. должен составить 40%, а число занятых возрастет с 19 до 25 млн человек1.

В достижении поставленной цели немаловажную роль играют меры государственной поддержки участия субъектов МП в государственных закупках.

Задача по формированию общего товарного рынка в ЕАЭС включает и обеспечение равных условий трансграничного участия субъектов предпринимательской деятельности в государственных закупках в государствах - членах ЕАЭС.

Вместе с тем отмечается, что уровень взаимного участия потенциальных поставщиков, подрядчиков и исполнитель в государственных закупках остается невысоким в силу различных факторов, включая и неполный учет в Законе о контрактной системе правил о закупках, содержащихся в Договоре о ЕАЭС2.

Конечно, нельзя отрицать, что постепенно в Закон о контрактной системе вводятся изменения и дополнения в правила осуществления закупок в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС.

В конце 2017 г. в Закон о контрактной системе внесены значительные изменения и дополнения, направленные в том числе на совершенствование правил участия субъектов малого предпринимательства в закупках, заслуживающие специального рассмотрения3.

Обеспечение условий для беспрепятственного доступа участников из иных государств - членов ЕАЭС к государственным закупкам основывается прежде всего на положениях Договора о ЕАЭС. Применительно к рассматриваемой теме, в частности, Договор о ЕАЭС устанавливает определение специальных правил участия в государственных закупках не только субъектов малого предпринимательства, но и среднего, однако в Законе о контрактной системе таких правил не установлено. Имеются и некоторые другие расхождения, которые не являются предметом настоящего рассмотрения. Вместе с тем, российским законодателем последовательно проводится политика по совершенствованию правил участия субъектов МП в государственных закупках.

В Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» специальные правила распространяются на субъекты малого предпринимательства и не распространяются на субъекты среднего предпринимательства.

В литературе отмечается, что преимущества субъектам МП могут предоставляться в различных формах, а в сфере государственных закупок предоставляется самая перспективная форма поддержки малого бизнеса - квотирование заключения контрактов с такими субъектами4.

1 Российская газета. № 46 (7509) 02.03.2018 г.

2 Кабытов П.П. Государственные закупки в условиях Евразийского экономического союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 5.

3 Федеральный закон от 31.12.2017. № 504-ФЗ.

4 Молчанов А.В. Конкуренция, равенство участников торгов и поддержка малого предпринимательства: вопросы соотношения // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 2. С. 22.

Еще в Стратегии развития среди основных направлений развития и поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрены государственные закупки. К планируемым мерам совершенствования правил участия субъектов МП в закупках в Стратегии развития отнесены сокращение издержек потенциальных поставщиков в связи с участием в закупках за счет широкого внедрения технологий электронных торгов; постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов МП, организация мероприятий, направленных на повышение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к участию в закупках; организация методического содействия для участия в закупках и др.

В соответствии с новыми правилами с 1 июля

2018 г. заказчики в добровольном порядке смогут проводить не только аукцион в электронной форме, но и открытый конкурс, двухэтапный аукцион, конкурс с ограниченным участием, запрос котировок и запрос предложений, а с 1 января

2019 г. данные процедуры заказчики обязаны будут проводить в электронной форме. В соот-

ветствии с указанным правилом в Закон о контрактной системе введены новые статьи, предусматривающие подробные правила по порядку проведения электронных процедур.

Новые правила позволят значительно снизить трудоемкость и стоимость подготовки документов к участию в закупках, трансакционные издержки на заключение контрактов.

Квотирование закупок у малого бизнеса осуществляется путем установления обязанности заказчиков осуществлять закупки у субъектов МП, а также социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, путем проведения таких способов закупок, как открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты МП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. (ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе).

Привлечение к процедурам закупок субъектов малого предпринимательства (МП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО)

Следует отметить, что при проведении закупочных процедур заказчики обязаны привлекать вместе и субъектов МП и социально ориентированные некоммерческие организации. Закупка товаров, работ, услуг у субъектов МП в размере менее установленного объема влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.

Закупки у субъектов МП для обеспечения обороны страны и безопасности государства, работ в области использования атомной энергии, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчи-

ков, исполнителей) заказчики вправе, но не обязаны осуществлять (ч. 1.2 ст. 30).

Для субъектов МП Законом максимально упрощены правила обнародования своей принадлежности к данной категории. Участник закупки должен декларировать в заявке свою принадлежность к субъектам малого бизнеса. Документом, подтверждающим принадлежность участника закупки к субъектам МП, является декларация (ч. 3 ст. 30). Необходимость представления иных документов указанным Законом не установлена. Форма предоставляемой декларации в нормативном порядке не установлена.

Преференции установлены для субъектов МП и по размеру обеспечения заявки при проведении конкурсов и аукционов, который по общему правилу не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта, а для субъектов МП не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 15 ст. 44).

В качестве преференции, предоставляемой субъектам МП, можно рассматривать и сокращение срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ (их результата), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения контракта, который составляет не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 8 ст. 30), тогда как для остальных заказчиков срок оплаты составляет не более 30 дней.

При этом, как разъяснил Верховный Суд РФ, сокращенный срок оплаты товаров, работ, услуг применяется, когда закупка осуществлялась исключительно среди субъектов МП, СОНКО либо в случае привлечения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субъекта МП в качестве субподрядчика, соисполнителя согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе1.

В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении процедуры среди субъектов МП, заказчик вправе осуществить закупки на общих основаниях. Такие закупки не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов МП.

Помимо проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участниками которого могут быть только субъекты МП, СОНКО, заказчики также могут устанавливать требование для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), привлекать субъектов МП, СОНКО в качестве субподрядчиков (соисполнителей), что позволит заказчикам исполнить требования ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе. При этом следует отметить, что основные поставщики (подрядчиков, исполнителей) не должны относиться к субъектам МП, СОНКО.

В таких случаях в контракт заказчику необходимо включить условие, предусматривающее данное условие и объем привлечения, который определяется в процентах цены контракта (ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе).

В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов МП, что соответствует ст. 313, 403 ГК РФ.

Развитие субконтрактных отношений целесообразно при закупках высокотехнологичной, инновационной продукции, проведении научно-исследовательских работ и строительных подрядных работ.

В целях применения унифицированных форм участия субъектов МП в закупках в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе было принято постановление Правительства РФ от 23.12.2016 г. № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций»2. Типовая форма позволяет упростить процедуру разработ-

1 См.: Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017 г. // СПС «КонсультантПлюс».

2 СЗ РФ. 2017. № 1 (часть 11). Ст. 196.

ки проектов контрактов и условий участия субъектов МП в закупках, обеспечить единообразие в формулировании таких условий.

Типовые условия включаются во все контракты, в которых предусмотрено участие субъектов МП и СОНКО.

Условие о привлечении субъектов МП, СОНКО к исполнению контракта определяется в виде фиксированных процентов цены контракта, при этом объем привлечения должен составлять не менее 5% цены контракта (п. 1 Типовых условий).

Изменение штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договорных обязательств по закупкам

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042 значительно изменены правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение договорных обязательств, за исключением просрочки исполнения1.

Если закупка проводится только среди субъектов МП, то штраф для таких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) зависит от цены контракта (этапа), но устанавливается в меньшем размере, чем для остальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 4 Правил определения размера неустойки): цена не превышает 3 млн руб., штраф - 3% цены; цена от 3 млн до 10 млн руб. (включительно), штраф - 2% цены; цена от 10 млн до 20 млн руб. (включительно), штраф - 1% цены.

За нарушение требования заказчика о привлечении из числа субъектов МП, СОНКО субподрядчиков, соисполнителей, которое установлено в извещении об осуществлении закупки для поставщика, не являющегося субъектом МП или СОНКО, установлен штраф в размере 5% объема привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов МП, СОНКО (п. 8 Правил определения размера неустойки).

Поставщик (подрядчик, исполнитель) несет ответственность в виде штрафа за представление документов, предусмотренных в Типовых условиях (декларации о принадлежности субподрядчика (соисполнителя) к субъектам МП; копии договоров с субподрядчиками (соисполнителями); копии документов о приемке; копии платежных поручений), содержащих недостоверные сведения, либо их непредоставление, либо предоставление с нарушением установленных сроков, размер которого определяется в следующем порядке: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн руб.; 5000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно); 10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно); 100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 г. № 443 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084» в Постановление № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, состав-

1 Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063». СЗ РФ. 2017. № 36. Ст. 3458.

ляющие государственную тайну», внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 ноября 2017 г. заказчики включают в реестр контрактов следующую информацию о субподрядчиках, соисполнителях: о договорах поставщиков (под-

рядчиков, исполнителей) с соисполнителями/ субподрядчиками, являющимися субъектами МП, СОНКО; наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения соисполнителя/субподрядчика, его ИНН; дату заключения и номер контракта (при наличии); предмет и цену договора с соисполнителем (субподрядчиком).

Таким образом, введенные в Закон о контрактной системе новеллы и изменения о правилах участия субъектов МП в государственных закупках, общий объем которых достигает 7 трлн руб., свидетельствует о расширении предоставляемых субъектам МП преференций, которые способствуют укреплению их положения в рыночной экономике.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. «Послание Президента Федеральному Собранию». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_291976/

2. Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ (Москва, 17.01.1997 г.).

3. Модельный закон СНГ о государственной поддержке малого предпринимательства (принят 08.06.1997 г. Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ).

4. Информационно-аналитический обзор «О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ», принятый Решением Экономического Совета СНГ о состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах -участниках СНГ (Москва, 13.03.2015 г.).

5. Информационно-аналитический обзор, утвержденный Решением Экономического Совета СНГ от 15.09.2017 г.

6. Закон Республики Армения от 28.12.2000 г. № ЗР-121 «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства».

7. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на 2016-2018 годы, утвержденная Правительством Республики Армении 01.10.2015 г.

8. Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

9. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан.

10.Закон Республики Таджикистан от 26.07.2014 г. № 1107 «О государственной защите и поддержке предпринимательства».

11. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/

12. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

13. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_291976/

14. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

15. Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 г. № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

16. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну»;

17. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».

18. Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017 г.

19. Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. М.: Статут, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2.

21. Ершова И.В. Понятийно-правовая пертурбация как способ достижения государственной цели (на примере понятия субъекта малого и среднего предпринимательства) // Гражданское право. 2016. № 4.

22. Кабытов П.П. Государственные закупки в условиях Евразийского экономического союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 5.

23. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014.

24. Молчанов А.В. Конкуренция, равенство участников торгов и поддержка малого предпринимательства: вопросы соотношения // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.