Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес в системе контрактных отношений'

Малый и средний бизнес в системе контрактных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1793
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЗАКАЗЧИК / ПОСТАВЩИК / ПРОБЛЕМЫ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / CONTRACTUAL RELATIONSHIPS / THE NATIONAL ECONOMY / PUBLIC PURCHASING / CUSTOMER / PROVIDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обаляева Юлия Игоревна, Черный Андрей Сергеевич

Данная статья раскрывает роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике. Дается сравнительный анализ показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства в России, Южной Корее и Франции. Дана сравнительная характеристика двух законов, поддерживающих субъекты малого и среднего предпринимательства в сфере государственных закупок. Представлено авторское видение проблемы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и конкретизированные пути развития национальной экономики для решения данных проблем. Предложены две схемы, раскрывающие организацию взаимодействия крупного корпоративного сектора и сектора малых и средних предприятий в системе контрактных отношений, и осуществили анализ внутренних и внешних факторов развития малых и средних предприятий. Представлен опыт проведения электронных аукционов с участием субъектов малого предпринимательства на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Обаляева Юлия Игоревна, Черный Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE CONTRACTUAL RELATIONSHIP SYSTEM

The paper reveals the role of small and medium business in the national economy. The comparative analysis of the indicators characterizing the development of small business in Russia, South Korea and France is given are compared. Two laws that support small and medium businesses in public purchasing. The author's vision of the problems of development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation and specification of the path of the national economy development is presented. Two schemes, revealing the organization of interaction of large corporate sector and the sector of small and medium-sized enterprises in the system of contractual relations and analysis of internal and external factors in the development of small and medium-sized enterprises are presented. The experience of conducting digital auctions with participation of small businesses on an digital platform CJSC "Sberbank AST" is considered.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес в системе контрактных отношений»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

www.hjournal.ru

DOI: 10.17835/2078-5429.2015.6.1.074-082

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОБАЛЯЕВА ЮЛИЯ ИГОРЕВНА,

Руководитель дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ», г. Москва, e-mail: YIObalyaeva@sberbank-ast.ru

ЧЕРНЫЙ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ,

Помощник руководителя направления ЗАО «Сбербанк-АСТ», г. Москва, e-mail: ASCherny@sberbank-ast.ru

Данная статья раскрывает роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике. Дается сравнительный анализ показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства в России, Южной Корее и Франции. Дана сравнительная характеристика двух законов, поддерживающих субъекты малого и среднего предпринимательства в сфере государственных закупок. Представлено авторское видение проблемы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и конкретизированные пути развития национальной экономики для решения данных проблем. Предложены две схемы, раскрывающие организацию взаимодействия крупного корпоративного сектора и сектора малых и средних предприятий в системе контрактных отношений, и осуществили анализ внутренних и внешних факторов развития малых и средних предприятий. Представлен опыт проведения электронных аукционов с участием субъектов малого предпринимательства на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства; контрактные

отношения; национальная экономика; государственные закупки; заказчик; поставщик; проблемы.

SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE CONTRACTUAL RELATIONSHIP SYSTEM

OBALYAEVA JULIA, I.,

Head of the Development Direction CJSC "Sberbank-AST", Moscow, e-mail: YIObalyaeva@sberbank-ast.ru

CHERNIY ANDREW, S.,

Direction head assistant CJSC "Sberbank-AST", Moscow, e-mail: ASCherny@sberbank-ast.ru

The paper reveals the role of small and medium business in the national economy. The comparative analysis of the indicators characterizing the development of small business in Russia, South Korea and France is given are compared. Two laws that support small and medium businesses in public

© Обаляева Ю. И., Черный А. С., 2015

Малый и средний бизнес в системе контрактных отношений

75

purchasing. The author’s vision of the problems of development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation and specification of the path of the national economy development is presented. Two schemes, revealing the organization of interaction of large corporate sector and the sector of small and medium-sized enterprises in the system of contractual relations and analysis of internal and external factors in the development of small and medium-sized enterprises are presented. The experience of conducting digital auctions with participation of small businesses on an digital platform CJSC "Sberbank AST" is considered.

Keywords: small and medium-sized business; contractual relationships; the national economy; public purchasing; customer; provider.

JEL: H57, P43, L26.

В настоящее время в мировых национальных экономиках сложились два сектора экономического развития: крупных корпораций и малого и среднего предпринимательства. Крупные корпорации создают основную массу ВВП, обеспечивают потребности ведущих секторов экономики в базовых товарах и услугах. Малое и среднее предпринимательство удовлетворяет потребности общества в основной массе товаров ограниченного потребления, доведения товаров до потребителей, насыщает индивидуальные потребности в сфере монополистической конкуренции.

Существуют различные оценки в соотношении развития этих двух секторов национальной экономики. Приоритетом малого и среднего предпринимательства считается, во-первых, ускоренное формирование частной собственности и частного капитала. Во-вторых, развитие конкуренции и инициативы населения. В-третьих, возможность противодействия ценовому давлению со стороны крупных производителей товаров и услуг.

Существуют методологические и практические сложности дать сравнительную, сопоставимую оценку эффективности функционирования крупного корпоративного сектора и сектора малых и средних предприятий. Кроме того, следует учитывать, что малые и средние предприятия могут эффективно работать во взаимодействии с крупными предприятиями. И центр раздельной оценки эффективности функционирования крупного корпоративного сектора и сектора малых и средних предприятий смещается в сторону оценки эффективного взаимодействия этих секторов национальной экономики.

По оценке специалистов (Любушин и Ионова, 2013. С. 2-13), доля работающих на малых предприятиях в России составляет 19% от общего числа работающих против 87% в Южной Корее и 54% во Франции. Количество малых предприятий на 1000 жителей в России оценивается величиной 5,65 против 60 и 35 в Южной Корее и Франции соответственно (см. табл. 1).

В числе проблемных вопросов в развитии, например, малых строительных предприятий Росстат называет (Малое и среднее предпринимательство в России, 2013. С. 100)

- неплатежеспособность заказчиков — 31%;

- высокий уровень налогов — 53%;

- недостаток заказов на работы - 24%;

- высокая стоимость материалов, конструкций, изделий — 34%;

- конкуренция со стороны других строительных фирм — 37%;

- высокий процент коммерческого кредита — 10%;

- нехватка и изношенность строительных машин и механизмов — 3%;

- недостаток квалифицированных рабочих — 20%;

- погодные условия — 13%.

Организация взаимодействия крупных корпораций и предприятий малого и среднего бизнеса является важной составляющей системы контрактных отношений,

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

76

Обаляева Ю. И., Черный А. С.

обеспечения национальной экономики товарами и услугами. Эта система базируется на федеральной законодательной базе, включающей законы №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Федеральный закон РФ №44-ФЗ, 05.04.2013), №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Федеральный закон РФ Ш209-ФЗ, 18.07.2011), №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской

Федерации» (Федеральный закон РФ №209-ФЗ, 24.07.2007). Кроме указанных федеральных законов контрактная деятельность регулируется рядом постановлений Правительства Российской Федерации.

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства в России, Южной Корее и Франции

Россия Южная Корея Франция

Доля работающих в общей численности занятых, % 19 87 54

Количество малых предприятий, тыс. 836,2 3000 1980

Количество малых предприятий на 1000 жителей 5,65 60 35

Доля малых предприятий в ВВП, % 10-12 50 55-62

Источник: (Любушин и Ионова, 2013. С. 4-5).

В систему контрактных отношений между заказчиками, поставщиками (подрядчиками, исполнителями), другими участниками входят такие блоки, как единая информационная система, электронные торговые площадки, контракты (см. рис. 1). Единая информационная система содержит планы закупок, планы-графики, информацию о реестре контрактов, об исполнении контрактов и другую информацию. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Оператор электронной площадки обязан обеспечивать при проведении электронного аукциона конфиденциальность информации о его участниках.

Как показывает опыт проведения электронных аукционов, на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» в 2014 году из общего количества объявленных открытых аукционов в электронной форме доля размещения закупок у субъектов малого предпринимательства составила 31,0%. В стоимостном выражении доля закупок у субъектов малого предпринимательства составила почти 233 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств при таких закупках составила 11,78%.

Несомненно, результативность деятельности малых и средних предприятий, их конкурентоспособность связана с использованием логистических цепочек и исследованием факторов, воздействующих на логистическую (оперативную) результативность предприятия. Эксперты отмечают важность исследования внутренних и внешних факторов результативности (см. рис. 2) (Рудковский, 2015. С. 57-63).

Малый и средний бизнес в системе контрактных отношений

77

Рис. 1. Организация взаимодействия крупного корпоративного сектора и сектора малых и средних предприятий в системе контрактных отношений

Объем государственных закупок России в 2013 году составил около восьми триллионов рублей, это около 13% от ВВП. Однако доля закупок у субъектов малого предпринимательства в 2013 году составила всего лишь 2%. В связи с этим, 1 января 2014 года вступила в силу статья 30 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

78

Обаляева Ю. И., Черный А. С.

Данный закон не затрагивает заказчиков, работающих по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Поэтому Министерство экономического развития Российской Федерации выпустило постановление от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», согласно которому заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее, чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства должен составлять не менее чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам «прямых» закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное постановление вступает в силу с 1 января 2016 года, а для организаций, чей годовой объем выручки составляет более 10 млрд. рублей, постановление вступает в силу с 1 июля 2015 года. Важно отметить, что на организации, чья годовая выручка меньше 1 млрд. рублей, данное постановление не распространяется.

Рис. 2. Учет внутренних и внешних факторов развития малых и средних

предприятий

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

- внесенные в единый государственный реестр юридических лиц

потребительские кооперативы;

- коммерческие организации (за исключением государственных и

муниципальных предприятий);

- внесенные в единый государственный реестр индивидуальные

Малый и средний бизнес в системе контрактных отношений

79

предприниматели;

- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- крестьянские (фермерские) хозяйства.

Следует учитывать количественные критерии отнесения предприятий к малым и средним предприятиям, основными из которых являются средняя численность работников, вне зависимости от отраслевой принадлежности, а также размер выручки субъектов предпринимательской деятельности (см. табл. 2).

Таблица 2

Классификация предприятий, относимых к субъектам малого и среднего предпринимательства

Показатели Малые предприятия Средние предприятия

Размер выручки без учета НДС, млн. руб. от 60 до 400 от 400 до 1000

Средняя численность работников, чел. от 16 до 100 от 101 до 250

Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия (Андреев, 2014. С. 19-29).

Постановление от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» подготовлено в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». Правительству было поручено принять меры по расширению возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», определив при этом годовой объём закупок, которые заказчики обязаны осуществлять у таких предприятий.

Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При расчете годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства учитываются договоры:

• Заключенные с СМиСП по результатам проведения закупок в общем порядке.

• Заключенные с СМиСП по результатам проведения закупок только среди СМиСП.

• Заключенные поставщиками (подрядчиками, исполнителями) с субподрядчиками из числа СМиСП для целей исполнения договоров, заключенных с заказчиками.

Таким образом, годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства рассчитывается как отношение стоимостного объема этих договоров к общему объему закупок за год (Постановление №1352, 11.12.2014).

В соответствии с федеральным законом № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при определении закупок у СМП и СОНКО необходимо учитывать следующие факторы:

• Учитываются только конкурентные способы закупки.

• Не учитываются закрытые способы закупки.

• Не включаются закупки для обеспечения обороны страны и безопасности

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

80

Обаляева Ю. И., Черный А. С.

государства, услуги по предоставлению кредитов, работы в области использования атомной энергии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Начальная максимальная цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.

Для расчета закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций необходимо определить совокупный годовой объем закупок с учетом всех вышеперечисленных факторов и рассчитать 15% от полученного результата.

Для выполнения данных норм заказчик может в извещениях об осуществлении закупок устанавливать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. Также, заказчик при определении поставщика вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

Существуют некоторые преимущества для субъектов малого предпринимательства. Согласно федеральному закону №44 от 05.04.2013 г., заказчик обязан установить требования к обеспечению заявок. Максимальным размером обеспечения заявки является 5% от начальной (максимальной) цены контракта, а для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций только 2%. В случае, когда контракт заключается с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, заказчик обязан не более чем в течение тридцати дней с даты подписания документа о приемке оплатить товары (работы, услуги). Таким образом, поставщик, являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, сможет участвовать в государственных закупках по пониженному нормативу денежного обеспечения заявок.

Однако в законе существуют недоработки, которые не позволяют субъектам малого предпринимательства пройти в сектор государственных закупок. Субъекты малого предпринимательства в основном участвуют в закупках на небольшие суммы, до 3 млн. рублей. Согласно закону, на такие малые закупки размер штрафа за ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту составляет 10%. А, к примеру, штраф за невыполнение обязательств по контракту с ценой более 100 млн. рублей, составляет всего лишь 0,5%. Необходимо пересмотреть данную статью закона, чтобы сделать государственные закупки более привлекательными для малого бизнеса.

Несмотря на то, что 30 статья федерального закона №44 от 05.04.2013 и постановление Правительства РФ №1352 от 11 декабря 2014 г. во многом схожи, существует несколько существенных различий (см. табл. 3).

С позиций организации эффективного мониторинга и контроля за формированием контрактов и их выполнения малыми и средними предприятиями необходимо в статье 4 «Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок» закона №44-ФЗ предусмотреть информацию о реестре малых и средних предприятий, реестре заключенных контрактов с малыми и средними предприятиями и их выполнении. Данное предложение позволит формировать статистику заключения контрактов и их выполнения малыми и средними предприятиями. Требуется унификация действующего законодательства в сфере поставок продукции и работ в целях уточнения контрольного механизма, направленного на развитие конкуренции за контракты в секторе малого и среднего

Малый и средний бизнес в системе контрактных отношений

81

пр едпр ин имательства.

Таблица 3

Сравнение положений №44-ФЗ и № 223-ФЗ по закупкам, осуществляемым малыми и средними предприятиями

N 44-ФЗ № 223-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352

Норма вступает в силу 1 января 2014 года 1 января 2016 года. Для организаций, чей годовой объем выручки превышает 10 млрд. рублей, постановление вступает в силу с 1 июля 2015 года.

Объем закупок у СМиСП Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объе- Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров

На кого распространяется норма На субъектов малого предпринимательства и социально ориентированные коммерческие организации На субъектов малого и среднего предпринимательства

Контроль и штрафы Невыполнение размера закупок у СМП и СОНКО влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. рублей. Ответственность за нарушение объема закупок не предусмотрена. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ, с 1 января 2016 года статья 3 закона № 223-ФЗ будет дополнена частью 8.1., согласно которой, если заказчик не выполнит обязанность осуществить закупки у СМиСП в установленном объеме, то он при закупке руководствуется положениями закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ

Особенности Начальная максимальная цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей. На организации с годовой выручкой меньше 1 млрд. рублей данное постановление не распространяется

Некоторые выводы:

1. Контрактная система предполагает организацию взаимодействия всех секторов национальной экономики.

2. В развитии малого и среднего предпринимательства существует ряд проблем экономического и организационного характера.

3. В статье акцентируется внимание на необходимости использования электронных торговых площадок для заключения контрактов и единой информационной системы.

4. На основе проведенного анализа предложены схемы организации взаимодействия заказчиков и поставщиков продукции и использования логистических цепочек в продвижении контрактов.

5. Предложены пути совершенствования законодательства в сфере поставок продукции и работ, стимулирующие развитие конкуренции в секторе малого и среднего предпринимательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев Н. Ю. (2014). Малые и средние предприятия в национальной

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

82

Обаляева Ю. И., Черный А. С.

экономике: достижения и проблемы // Сегодня и завтра российской экономики, № 65, с. 19-29.

Любушин Н. П. и Ионова Е. С. (2013). Анализ развития малого бизнеса в современных условиях // Экономический анализ: теория и практика, № 32, с. 2-13.

Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Стат. сб./ Росстат. М., 2013, 127 с.

Постановление от 11.12.2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Рудковский О. А. (2015). Моделирование логистической стратегии предприятия // Экономический анализ: теория и практика, № 7, с. 57-63.

Федеральный закон РФ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Федеральный закон РФ от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Федеральный закон РФ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

REFERENCES

Andreev N. Y. (2014). Small and medium-sized enterprises in the national economy: achievements and problems. Today and Tomorrow, the Russian Economy, no. 65, pp. 19-29. (In Russian).

Lyubushin N. P. and Ionov E. S. (2013). Analysis of the development of small business in modern conditions. Economic Analysis: Theory and Practice, no. 32, pp. 2-13. (In Russian).

Small and Medium Business in Russia. 2013: Staistics / Rosstat. Moscow, 2013, 127 p. (In Russian).

Decree of 11 December 2014 № 1352 "On Peculiarities of Participation of Small and Medium-Sized Enterprises in the Procurement of Goods, Works and Services of Certain Kinds of Legal Entities". (In Russian).

Rudkovskii O. A. (2015). Simulation of logistics enterprise strategy. The Economic Analysis: Theory and Practice, no. 7, pp. 57-63. (In Russian).

Federal Law of 24.07.2007 №209-FZ "On the Development of Small and Medium Enterprises in the Russian Federation". (In Russian).

Federal Law of 18.07.2011 №223-FZ "On the Procurement of Goods, Works and Services of Certain Kinds of Legal Entities". (In Russian).

Federal Law of 05.04.2013 №44-FZ "On the Contract System in the Procurement of Goods, Works and Services for State and Municipal Needs". (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.