Национальная политика по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Евразийском экономическом союзе и СНГ (российский опыт)
АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА
руководитель Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции ИПБ СНГ, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮУ имени О.Е. Кутафина
Аннотация: В свете внесенных изменений и дополнений в законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства в статье рассматриваются направления и меры стимулирования участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, а также правовой статус и функции акционерного общества «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства». В статье отмечено, что процесс интеграции и создание единого рынка товаров и услуг в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предполагает создание равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов в рамках ЕАЭС, в том числе обеспечение единых правил государственной и иной поддержки хозяйствующих субъектов, в первую очередь субъектов малого и среднего предпринимательства, являющейся приоритетным направлением государственной политики любого государства.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства; государственная поддержка, корпорация развития малого и среднего предпринимательства; мониторинг соответствия
National policies to support small and medium enterprises in the Eurasian Economic Union and the CIS (Russian experience)
ANDREEVA LUBOV VASILIEVNA
Head of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration Institute of problems of safety of the CIS, doctor of legal Sciences, Professor MSJU after name O.E. Kutafin
Abstract: In light of the changes and additions to the law on development of small and medium enterprises the article deals with directions and measures to stimulate the participation of small and medium enterprises in the procurement, and the legal status and functions of the joint-stock company «Corporation of development of small and medium enterprises». The article noted that the process of integration and the creation of a single market for goods and services in the Eurasian Economic Union (EAEU) involves the creation of a level playing field for businesses in the framework of the EAEU, including the provision of uniform rules for the state and other support economic entities, primarily, small and medium-sized businesses, is a priority of the state policy of any state.
Key words: small and medium-sized enterprises; government support, Corporation for Development of Small and Medium Enterprises; monitoring compliant
Разработка Модельных законов о государственной поддержке малого предпринимательства в СНГ и ЕАЭС
Процесс интеграции и создания единого рынка товаров и услуг в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предполагает создание равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов в рамках ЕАЭС, в том числе обеспечение единых правил государственной и иной поддержки хозяйствующих субъектов, в первую очередь субъектов малого и среднего предпринимательства, являющейся приоритетным направлением государственной политики любого государства.
В соответствии со ст. 62 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) в ЕАЭС проводится согласованная макроэкономическая политика, предусматривающая разработку и реализацию совместных действий государств-членов в целях достижения сбалансированного развития их экономики.
Значение также имеют международные соглашения и иные документы, относящиеся к сфере поддержки малого и среднего бизнеса, в частности - акты, принимаемые в рамках СНГ и Евразийского экономического союза. Так, Модельный закон о государственной поддержке малого предпринимательства (принят 8 июня 1997 г. Межпарламентской Ассамблеей государств -участников СНГ) определил общие принципы государственной поддержки малого предпринимательства в государствах-членах, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства1. Ряд его положений, касающихся направлений и средств государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, был воспринят российским законодательством. Так, основными направлениями государ-
ственной поддержки в Модельном законе определены такие, как формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе:
• содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
• создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
• введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции и др.
В соответствии со ст. 6 Модельного закона поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также отраслевыми и региональными программами поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно правительством государства, центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами. В соответствии с принятыми решениями в Российской Федерации поддержка малого и среднего бизнеса будет осуществляться в соответствии с соответствии с государственными программами.
В Модельном налоговом кодексе для государств - участников СНГ, в Общей части (новая редакция) (принят 29 ноября 2013 г. Межпарламентской Ассамблеей государств - участников
1 Модельный закон о государственной поддержке малого предпринимательства (Принят в г. Санкт-Петербурге 8 июня 1997 г. Постановлением 9-7 на Девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 1997. № 14. С. 120-133.
СНГ) имеется глава 15, устанавливающая особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства2.
В этой связи огромное значение имеет принятие Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., и Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р. Это масштабный документ стратегического планирования по развитию малого и среднего предпринимательства на долгосрочный период, на основании которого должны разрабатываться государственные программы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, содержащие мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Проведенные исследования по рассматриваемой проблеме показали, что в целях результативности государственной политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо адекватное отражение этой проблематики в федеральном законе о стратегическом планировании3. Наиболее эффективным
средством решения поставленных задач считается внесение дополнения в ст. 2 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» об определении общегосударственной, региональной и муниципальной стратегии развития малого и среднего предпринимательства. Соответственно, ст. 9-11 этого Закона следует дополнить указанием на полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления по формированию стратегий развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии со всеми иными документами стратегического планирования, разрабатываемыми на данном уровне управления. Реализация этих норм, несомненно, будет способствовать существенному усилению стратегических начал в рамках государственной политики развития и поддержки малых форм хозяйствования в национальной экономике4.
Наряду с принятием Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. в значительной степени обновилось законодательство о малом и среднем бизнесе, и создана принципиально новая структура - акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», на которую возложен целый ряд функций по развитию малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что в развитых зарубежных странах поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из основных направлений государственной экономической политики5.
В Стратегии малый и средний бизнес характеризуются как способ ведения предпринимательской деятельности.
2 Документ официально не опубликован.
3 Бухвальд Е.М. Законодательство о развитии и поддержке МСП и новые экономические приоритеты для России // Законодательство и экономика. 2016. № 4, апрель. Доступ - СПС «Гарант».
4 Там же.
5 Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. № 12 (доступ - КонсультантПлюс).
Малые и средние предприятия составляют 5,6 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн граждан. Около одной пятой валового внутреннего продукта Российской Федерации, а во многих субъектах Российской Федерации -одна треть и более валового регионального продукта, создается такими организациями.
Между тем, как отмечается в Стратегии, проводимые отдельные меры государственной политики в социально-экономической сфере не до конца обеспечили учет интересов малых и средних предприятий. Среди таких мер - отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах Российской Федерации и ряд других мер. Отмечены недостатки в системе административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах и высокий уровень фискальной нагрузки.
Миссией Стратегии является создание конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной современной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость, а также является основой для устойчивого повышения качества жизни населения и роста числа
граждан Российской Федерации, относящихся к среднему классу, путем развития сферы малого и среднего предпринимательства.
Цель Стратегии - развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.
Реализация масштабных мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса должна быть обеспечена путем достижения к 2030 г. базовых индикаторов, установленных в Стратегии.
Базовыми индикаторами достижения задач выступают:
• увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий в постоянных ценах по отношению к 2014 г. (в реальном выражении);
• увеличение в два раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к 2014 г. (в реальном выражении);
• увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20 %;
• увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35 %.
Принципы реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.
Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40 %), что будет соответствовать уровню развитых стран. Ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 % и более. Это, в свою очередь, требует значительного расширения инвестиционного потенциала сектора малого и среднего
предпринимательства, привлечения инвестиций домохозяйств, крупного бизнеса, институтов развития в объеме, достаточном для обеспечения выполнения указанного ориентира.
Таким образом, индикаторами выполнения поставленных задач станут рост числа занятых среди субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение производительности
^^^^^^ поддержки субъектов
^ Ангарского муниципального
труда, увеличение веса обрабатывающих производств среди малого и среднего бизнеса.
Впервые в программном документе установлены принципы реализации Стратегии:
• первый принцип - малый бизнес прежде всего. При проектировании и реализации государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в первую очередь учитываются интересы представителей малых и средних предприятий. Необходимо создать такую ситуацию, когда принятие решений, ухудшающих финансовое положение и в целом условия деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и создающих необоснованные преференции в пользу крупных хозяйствующих субъектов, будет невозможно. Одновременно основной вектор государственного регулирования предпринимательской деятельности должен состоять во всемерном упрощении, сокращении норм регулирования, придании правовой системе, регулирующей предпринимательскую деятельность, ясного, понятного и внутренне непротиворечивого характера. Планируется перейти от политики тотальных запретов к применению гибких инструментов регулирования, направленных на стимулирование предприимчивости и творчества граждан;
• второй принцип - работать легально выгодно. Важно продемонстрировать все преимущества ведения предпринимательской деятельности в правовом поле. Легализация бизнеса - это не только определенные гарантии со стороны государства, но и возможности для развития бизнеса. Работать легально предпринимателю будет выгодно в том случае, если его взаимодействие с регулирующими органами сведется к минимуму,
а между бизнесом и государством установятся доверительные отношения;
• третий принцип - содействовать ускоренному развитию. Предусматривается оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше. Именно такие предприятия могут способствовать обновлению экономики. В связи с этим широкое развитие должны получить механизмы акселерационного развития, в первую очередь экспортный и инновационный лифты;
• четвертый принцип - создавать условия для развития малых и средних предприятий выгодно. Предусматривается формирование системы стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства;
• пятый принцип - обеспечить гарантированные и стабильные правила игры. Необходимо добиться предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать инвестиционные планы и планы по развитию бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Большое значение Стратегии состоит в определении приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса, среди которых совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей. Реализация мер в области налогов и сборов будет сопровождаться регулярной оценкой фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и развитие инвестиционной активности в этой сфере.
Приоритетными направлениями развития малого и среднего бизнеса признаны стимулирование кооперации малых и средних предприятий и крупных предприятий в области обрабатывающих производств и высокотехнологичных
услуг; совершенствование системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий; обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий; стимулирование коммерческих банков к расширению кредитования малого и среднего предпринимательства; субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства; сокращение административной нагрузки на малые и средние предприятия со стороны контрольно-надзорных органов; упрощение процедур в сфере подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; упрощение процедур доступа малых и средних предприятий к использованию объектов недвижимого имущества
и др. Таким образом, предусмотрено создание целой системы мер поддержки малого и среднего бизнеса.
Как отмечает В.П. Ермаков, генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, принимаемые меры поддержки соответствуют вызовам текущей ситуации, являются частью единого подхода и решают системные задачи: стирание системных диспропорций, дифференцирование экономики, повышение ее эффективности через укрепление сектора малого и среднего бизнеса как основного трудоспособного, социально ответственного класса общества, создающего сегодня почти 25 % всех рабочих мест6.
Специализированные инфраструктуры поддержки в области инноваций и промышленного производства
В рамках реализации Стратегии будет продолжено создание специализированной инфраструктуры поддержки в области инноваций и промышленного производства (региональные центры инжиниринга, центры сертификации, стандартизации и испытаний), призванной повысить уровень технологической готовности малых и средних предприятий к участию в производственных цепочках крупного бизнеса, облегчить лицензирование, аттестацию и сертификацию для субъектов малого и среднего предпринимательства - поставщиков.
По каждому из приоритетных направлений развития в «дорожной карте» предусмотрены организационно-правовые меры и сроки реализации, при этом основной структурой, на которую возложены функции и которой даны полномочия по обеспечению выполнения планируемых мероприятий в Стратегии, является Федеральная кор-
порация по развитию малого и среднего предпринимательства.
В.П. Ермаков, генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса рассматривает Корпорацию в качестве системного интегратора, который будет координировать в рамках «одного окна» деятельность всех федеральных органов исполнительной власти и институтов развития в сфере поддержки и развития предпринимательства7.
На базе Корпорации предусматривается формирование единого центра финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства как массового, так и высокотехнологичного сектора.
Корпорация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечит разработку и внедрение стандартов оказания различных форм и видов под-
6 Интервью с В. Ермаковым, генеральным директором Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, членом Общественной палаты Российской Федерации, Общественным представителем Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите малого и среднего предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2, апрель-июнь. С. 7.
7 См.: Там же. С. 6-8.
держки субъектам малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе в рамках деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях снижения издержек бизнеса, связанных с доступом к правовой и маркетинговой информации, на базе Корпорации будет предусмотрена система мер информационной, маркетинговой и юридической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Корпорация создана в соответствии с Указом Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»8, которым установлено, что данная Корпорация осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства после изменения наименования акционерного общества «Небанковская депозитно-кредитная организация „Агентство кредитных гарантий"» и внесении изменений в его устав. Сто процентов акций акционерного общества «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства» находятся в федеральной собственности до осуществления дополнительного выпуска акций и их размещения по закрытой подписке (п. 1.2 ст. 7 Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»)9.
Доля обыкновенных акций корпорации, находящихся в собственности Российской Федерации, не может составлять менее 50 % плюс одна голосующая акция общего количества обыкновенных акций корпорации развития малого и среднего предпринимательства (п. 12 ст. 25.1 Закона о малых и средних предприятиях).
8 СЗ РФ. 2015. № 23. Ст. 3306.
9 Далее - Закон № 156-ФЗ.
Указом Президента РФ № 287 были определены основные задачи корпорации, которыми являются:
• оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
• привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
• организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок (в годовом объеме) товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 %, и дочерними хозяйственными обществами, более 50 % уставного капитала которых принадлежит указанным юридическим лицам, а также иными заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства;
• осуществление оценки соответствия закупок товаров, работ, услуг требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающего участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках;
• подготовка предложений о совершенствовании мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в части, касающейся нормативно-правового регулирования в этой сфере и др.
Корпорация, являясь непубличным акционерным обществом, призвана участвовать в реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с п. 4 ст. 25.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации»10 она участвует в определении принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, формировании единой информационной системы в целях реализации государственной политики, в поддержке государственных программ субъектов Российской Федерации, в подготовке ежегодного доклада о состоянии развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивает информационное, маркетинговое, финансовое и юридическое сопровождение инвестиционных проектов, которые реализуются субъектами малого и среднего предпринимательства.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»11 были внесены существенные изменения и дополнения в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»12 и в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»13, в том числе и в отношении предоставляемых мер поддержки.
В Законе № 156-ФЗ определено понятие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) в качестве деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП в соответствии с государственными и муниципальными программами по развитию малого и среднего предпринимательства, а также деятельность акционерного об-
щества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с Законом о малых и средних предприятиях, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства. В соответствии с данным Законом поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства стала осуществляться в рамках государственных и муниципальных программ, а также Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. И.В. Ершовой обоснована необходимость принятия федеральной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу как нормативного правового акта14.
С 1 августа 2016 г. государственная поддержка будет осуществляться в отношении СМСП, включенных в Единый реестр СМСП.
Не случайно в Закон о малом и среднем предпринимательстве введены специальные ст. 25.1 и 25.1, регулирующие правовой статус и осуществляемые Корпорацией виды деятельности, а также управление ею.
Деятельность Корпорации развития малого и среднего предпринимательства в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства является одним из видов поддержки данных субъектов наряду с деятельностью
10 Далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве.
11 Российская газета. № 144. 3 июля 2015 г. Далее - Закон № 156-ФЗ.
12 СЗ РФ. 30 июля 2007г. № 31. Ст. 4006. Далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве.
13 СЗ РФ. 25 июля 2011 г. № 30 (ч. 1). Ст. 4571. Далее - Закон о закупках
14 Ершова И.В. Государственная политика и программы поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства / отв. ред. И.В.Ершова. М.: ИД «Юриспруденция», 2014. С. 113. Параграф 2 главы 5 «Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение».
органов государственной власти, органов местного самоуправления и деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Функции Корпорации, обозначенные в п. 4 ст. 25.1 Закона о малом и среднем предпринимательстве представляют собой действия управленческого характера. Они состоят в координации оказания поддержки СМСП, участии в реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации. Организационно-правовая форма корпорации - акционерное общество, дополненное внешними управленческими функциями корпорации, что позволяет рассматривать его как институт развития малого и среднего предпринимательства. Корпорация как институт развития не только юридическое лицо, но и орган, осуществляющий управленческие функции по поддержке развития малого и среднего предпринимательства. Правовой статус и виды деятельности корпорации определяются уставом, утвержденным Правительством РФ, Законом о малом и среднем предпринимательстве, другими специальными законами и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами, что позволяет утверждать, что существует специальное законодательство о малом и среднем предпринимательстве.
По этим соображениям нормы главы 4 Гражданского кодекса РФ о юридических лицах применяются к Корпорации развития малого и среднего предпринимательства с учетом действия За-
кона о малом и среднем предпринимательстве. В частности, Корпорация может быть реорганизована или ликвидирована на основании федерального закона, определяющего цели, порядок и сроки реорганизации или ликвидации корпорации и судьбу имущества, находящегося в ее собственности.
Своеобразие данной новой структуры состоит в том, что, будучи акционерным обществом, Корпорация обладает полномочиями, которые характерны для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государство передает акционерному обществу осуществление ряда государственных функций.
Корпорация при предоставлении услуг субъектам малого и среднего предпринимательства вправе запрашивать документы и информацию, в том числе в электронной форме, от органов государственной власти, органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 88 «О реализации части 6 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. № 1410» утвержден Порядок представления субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, - получателями поддержки информации о результатах использования полученной поддержки в оказывающие поддержку федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, в акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Об особом статусе Корпорации свидетельствует то обстоятельство, что совет директоров
формируется Правительством РФ, а председатель совета директоров, члены совета директоров корпорации назначаются на должность на неопределенный срок и освобождаются от должности Правительством РФ. Генеральный директор Корпорации развития малого и среднего предпринимательства назначается на должность на неопределенный срок и освобождается от должности Правительством РФ и является членом совета директоров корпорации по должности. Внешний государственный аудит (контроль) в отношении деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.
Ежегодный отчет Корпорации развития малого и среднего предпринимательства об исполнении ежегодной программы деятельности утверждается советом директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом, и направляется Президенту РФ, в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ до 1 августа года, следующего за отчетным годом.
Корпорация в порядке, предусмотренном советом директоров вправе создавать филиалы и открывать представительства, создавать консультативные органы, коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных (складочных) капиталах юридических лиц, а также в некоммерческих организациях, которые создаются (созданы) на территории Российской Федерации и за рубежом.
Корпорации для решения задач и осуществления функций может предоставляться государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством в форме государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам этой корпорации, ее дочерних обществ.
Корпорация развития малого и среднего предпринимательства заключает с государствен-
«Федеральная корпорация по развитию малого и среднего ^^^^^^ предпринимательства»
ной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) договор доверительного управления, в соответствии с которым она осуществляет доверительное управление в отношении 100 % акций акционерного общества «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», которыми Внешэкономбанк впоследствии осуществляет оплату дополнительного размещения по закрытой подписке акций корпорации развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с условиями, установленными Правительством РФ. Корпорация как коммерческая организация в порядке, установленном советом директоров, привлекает займы и кредиты, в том числе на финансовых рынках, выдает поручительства, независимые поручительства и независимые гарантии юридическим лицам.
Таким образом, Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, являясь институтом развития, сочетает как функции органа управления по развитию малого и среднего предпринимательства, так и права юридического лица, осуществляющего деятельность, прямо направленную на поддержку СМСП. Институт развития - это социально-экономический и правовой инструмент по реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства.
В целях координации деятельности национальных органов по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках ЕАЭС целесообразно создать соответствующий орган либо возложить данные функции на экономическую Комиссию ЕАЭС.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Указ Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» http://www.consultant.ru/ ^сите^/сопз_^с^А№_196284/
2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и План мероприятий, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р.
3. Модельный закон о государственной поддержке малого предпринимательства (Принят в г. Санкт-Петербурге 8 июня 1997 г. Постановлением 9-7 на Девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 1997. № 14.
4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_196284/
5. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц» http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_196284/
6. Бухвальд Е.М. Законодательство о развитии и поддержке МСП и новые экономические приоритеты для России // Законодательство и экономика. 2016. № 4, апрель; доступ - СПС «Гарант»
7. Ершова И.В. Государственная политика и программы поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства: монография / отв. ред. И.В. Ершова. М.: ИД «Юриспруденция», 2014. Параграф 2 Главы 5 «Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение».
8. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства// Право и экономика. 2015. № 12; доступ - КонсультантПлюс.
9. Интервью с В. Ермаковым, генеральным директором Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Членом Общественной Палаты Российской Федерации, Общественным представителем Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите малого и среднего предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2, апрель-июнь.