УДК 332.14©Н.В.Пузина
Н.В. Пузина
АНАЛИЗ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ПОДДЕРЖКИ
В статье рассмотрены основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в динамике за 2010-2013 годы в разрезе ведущих регионов Сибирского федерального округа, сделан вывод об умеренном развитии данного сектора экономики. Научной новизной является вывод о высокой региональной дифференциации в сфере малого предпринимательства и необходимости государственной и муниципальной поддержки.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, малый бизнес, активность функционирования малого и среднего бизнеса.
^^ опросы государственной поддержки и развития малого и среднего предприниматель-^^ства, формирование инфраструктурного обеспечения их деятельности в регионах России являются весьма актуальными. В периодической печати научных изданий многие работы авторов охватывают именно анализ инфраструктурного обеспечения предпринимательства на примере конкретных регионов. Так, в своих работах Матвеева И.Г. уделяет внимание поддержки предпринимательства в Челябинской области [6, 7], Гайнуллина Г.А. анализирует инфраструктуру малого предпринимательства в городе Омске [5].
Необходимость государственной поддержки и формирования условий для нормального функционирования малого предпринимательства также связана с необходимостью реформирования структуры экономики России. В настоящее время вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны минимален по сравнению с развитыми странами. По оценкам экспертов только пятая часть валового внутреннего продукта формируется малым бизнесом, тогда как в европейских странах оценивается на уровне половины ВВП. Опираясь на модель эффективного бизнеса малого предпринимательства и с учетом многочисленных положительных социальных последствий, в Российской Федерации на трех уровнях власти создана система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). С 2005 года реализуется программа по предоставлению субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки СМСП на региональном уровне [1, 2]. Также на региональном уровне принимаются соответствующие программы поддержки СМСП. Например, в Омской области действует постановление Правительства Омской области от 16.10.2013 № 266-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области», включающее подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области» [3]. На муниципальном уровне аналогичным образом принимаются программы поддержки и развития СМСП. Например, постановлением Администрации города Омска от 14.10.2013 №1164-п утверждена программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» в рамках муниципальной программы города Омска «Социально-экономическое развитие города Омска на 20142018 годы» [4].
Механизм поддержки СМСП во многих регионах идентичен, поэтому целесообразно рассмотреть динамику основных показателей развития СМСП.
Среди регионов СФО необходимо проанализировать Алтайский край, Красноярский край, Иркутскую область, Кемеровскую область, Новосибирскую область, Томскую область и Омскую область.
По данным Росстата в СФО в экономике было занято 9,15 млн. человек в 2014 году, структура по регионам представлена на Рис. 1.
15%
12%
11%
15%
□ Алтайский край
□ Кемеровская область ■ Томская область
14%
■ Красноярский край □ Иркутская область
■ Новосибирская область □ Омская область □ Другие
Рис. 1. Структура занятых в экономике в регионах СФО в 2014 году [9]
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего бизнеса в СФО в 2014 году составила 1,58 млн. человек или 17% от количества занятых в экономике. Структура по регионам по данному показателю представлена на Рис.2.
Анализ предыдущих данных показывает, что региональная структура занятых в экономике
и в среднем и малом бизнесе практически совпадает, исключением является Новосибирская область, на которую приходится пятая часть занятых в среднем и малом предпринимательстве, тогда как в экономике округа занято только 15% новосибирцев.
11%
16%
13%
□ Алтайский край
□ Кемеровская область ■ Томская область
■ Красноярский край □ Иркутская область
■ Новосибирская область □ Омская область □ Другие
Рис. 2. Структура среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего бизнеса в СФО в 2014 году [9]
Данные цифры подтверждаются числом малых предприятий в структуре СФО. Так, по итогам 2013 года из 292 тыс. предприятий в регионах СФО, в Новосибирской области действует
63.3 тыс., в Красноярском крае - 52,7 тыс., в Алтайском крае и Кемеровской области - 35,9 тыс. и 33,8 тыс. соответственно, в Омской области -
29.4 тыс., в Иркутской области - 28,2 тыс., в Томской области - 20,9 тыс. организаций (Таблица 1).
Показателями активности СМСП можно рассматривать оборот организаций и объем инвестиций в основной капитал. По объему оборота
активность СМСП в 2013 году представлена иным региональным распределением: Иркутская область, на долю которой приходится 16,85 млн. руб. на одну организацию; Омская область -14,27 млн. руб., Кемеровская область 12,13 млн. руб., Новосибирская область 11,57 млн. руб., Алтайский край -9,44 млн. руб., Красноярский край 9,4 млн. руб., Томская область - 8,06 млн. руб. По итогам 2014 года оборот изучаемых организаций существенно упал по всем регионам СФО. Величина спада составила 7-25%.
Таблица 1
Основные показатели деятельности СМСП в регионах СФО _в 2013-2014 годах [9]_
Число предприятий, тыс.
Оборот, млрд., руб.
Инвестиции млрд. руб._
основной
капитал,
-1-
2013 2014
2013
Алтайский край
35,9
32,0
339,0
290,7
24,0 23,4
Красноярский край
52,7
53,5
495,3
435,5
14,9 12,1
Иркутская область
28,2
28,6
475,3
388,1
2,8
2,0
т
25,3 18,2
Кемеровская область
33,8
33,8
409,9
307,8
Новосибирская ласть
об-
63,3
76,5
732,4
683,3
26,6 21,5
Омская область
29,4
30,6
419,5
401,7
11,4
8,8
Томская область
20,9
19,1
168,4
143,8
3,7
2,4
Инвестиции в основной капитал на одну организацию по итогам 2013 года соответственно позволяют выстроить регионы в следующем порядке: Кемеровская область (0,75 млн. руб.), Алтайский край (0,67 млн. руб.), Новосибирская область (0,42 млн. руб.), Омская область (0,39 млн. руб.), Красноярский край (0,28 млн. руб.), Томская область (0,18 млн. руб.), Иркутская область (0,1 млн. руб.).
С учетом происходящих изменений в экономике России в 2014 - 2015 годах инвестиции в
СМСП аналогично существенно снизились, что вполне объясняется нехваткой финансовых средств у организаций, снижением активности в целом.
Итоговым показателем эффективности деятельности СМСП можно считать сальдированный финансовый результат, полученный СМСП в целом по региону. Сравнительная характеристика регионов по данному показателю представлена в Таблице 3.
Таблица 3
Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий субъектов СФО (по данным бухгалтер_ской отчетности), млн. руб. [9]_
Средние предприятия
2010
2011
2012
2013
Малые предприятия
Всего
2010
2011
2012
2013
в том числе микропредприятия
2010
2011
2012 2013
Алтайский край
1996
2086
3703
347
5813
9067
9015
12613 3093 5237 3244
7106
Красноярскийкрай
5595
3271
4245
2184
7715
9757
12437
23342
2929
4333
4978
12395
Иркутская об-
1597
474
1540
2452
5711
8033
12536
30375
2730
3895
6809
22054
Кемеровская область
2630
7219
8805
6263
6487 5697 10352 17317 3209 3334 4535
10800
Новосибирская область
6477
6162
5933
6055
11613
13059
21773 38712 3910 5999 9160
Т
Т
Т
22067
Омская область
1066
1904
1080
961
3275
5340
5378
14018 1483 1571
Т
Т
Т
1856
8651
Томская область
575
1053
188
604
3013
3019
4268
8936 2008 1679 1797 7082
По итогам 2013 года 44,8 млрд. руб. заработано СМСП Новосибирской области, где 86,5% заработано субъектами малого предпринимательства. На втором месте можно выделить с существенным отставанием Кемеровскую область с размером сальдированного финансового результата 33,6 млрд. руб., где только 52% получено малыми предприятиями. На третьем месте - Иркутская область с финансовым результатом 32,8 млрд. руб. (92,5% - малый бизнес), далее следует Красноярский край (25,5 млрд. руб., из которых 91,4% приходится на малый бизнес). В конце списка находятся Омская область и ее 15 млрд. руб., (93,6% приходится на малый бизнес), Алтайский край - 13 млрд. руб. (97,3%), Томская область - 9,5 млрд. руб. (93,7%).
Данные за 2014 год по сальдированному финансовому результату СПСМ свидетельствуют о сложной экономической обстановке в стране. По данным бухгалтерской отчетности в России все субъекты малого предпринимательства в целом получили прибыли на 9,4% меньше по сравнению с 2013 годом; среди субъектов среднего предпринимательства тенденцию совер-
шенно кризисная - сальдированный финансовый результат упал на 35,4% [9].
Таким образом, анализ показателей активности СМСП в регионах СФО показал высокую региональную дифференциацию и по количеству СМСП, и по обороту, и по объему инвестиций в основной капитал. Финансовый результат организаций малого и среднего предпринимательства также указывает на недостаточность форм государственной и муниципальной поддержки для закрепления стабильного положительного финансового результата. Кроме того, опираясь на мнение автора, индекс предпринимательской уверенности в 2013 году находился на низком уровне и в следующие два года существенных улучшений финансово-экономической условий организаций не будет [8, С. 106]. Наконец, последние два года хозяйственной деятельности СМСП испытывают на себе серьезное влияние кризиса, которое в большей степени выражено в снижении доходов населения и, соответственно, спроса на продукцию СМСП. Отсюда очень важным становится еще более серьезная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны государства.
Библиографический список
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 №178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (ред. 26.05.2014) / Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 №1605 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» / Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».
3. Постановление Правительства Омской области от 16.10.2013 № 266-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области» (ред. 09.04.2014) / Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».
4. Постановление Администрации города Омска от 14.10.2013 № 1164-п «Об утверждении муниципальной программы города Омска «Социально-экономическое развитие города Омска» на 20142018 годы (ред. 06.02.2015) / Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс».
5. Гайнуллина Г.А. Инфраструктура малого предпринимательства: анализ состояния и перспективы развития в г. Омске / Вестник Омского университета. Серия: экономика. 2014. №2, С. 166-173.
6. Матвеева И.Г. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области / Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент, 2014. Т.8., №2, С.131-137.
7. Матвеева И.Г., Якушев A.A. Инфраструктурное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области / Наука и мир. 2013. № 2(2). С. 96-106.
8. Пузина Н.В. Оценка эффективности деятельности промышленных организаций в 2010 - 2013 годах (на примере Омской области) / Актуальные вопросы развития экономики: Материалы международной научно-практической конференции. 28 ноября 2014 г. / Под ред. д.э.н., проф. В.В. Карпова и д.э.н., проф. А.И. Ковалева. - Омск: РОФ «ФРСР», 2014. - С. 101-107.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
References
1. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 27.02.2009 №178 «0 raspredelenii i pre-dostavlenii subsidiy iz federalnogo byudzheta byudzhetam sub'ektov Rossiyskoy Federatsii na gosu-darstvennuyu podderzhku malogo i srednego predprinimatelstva, vklyuchaya krestyanskie (fermerskie) hozyaystva» [On the distribution and the provision of subsidies from the budgets of the subjects of budget federalnogo Rossiyskoy Federatsii on state support of small and medium predprinimatelstva including krestyanskie (farmer) hozyaystva] (red. 26.05.2014) / Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema «Konsultant plyus».
2. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2014 №1605 «0 raspredelenii i pre-dostavlenii subsidiy iz federalnogo byudzheta byudzhetam sub'ektov Rossiyskoy Federatsii na gosu-darstvennuyu podderzhku malogo i srednego predprinimatelstva, vklyuchaya krestyanskie (fermerskie) hozyaystva» [On the distribution and the provision of subsidies from the budgets of the subjects of budget federalnogo Rossiyskoy Federatsii on state support of small and medium predprinimatelstva including krestyanskie (farmer) hozyaystva] / Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema «Konsultant plyus».
3. Postanovlenie Pravitelstva Omskoy oblasti ot 16.10.2013 №266-p «Ob utverzhdenii gosudarstven-noy programmyi Omskoy oblasti «Razvitie ekonomicheskogo potentsiala Omskoy oblasti» (red. 09.04.2014) [On approval gosudarstvennoy Programs Omskoy area" Development ekonomicheskogo potentsiala Omskoy region] / Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema «Konsultant plyus».
4. Postanovlenie Administratsii goroda Omska ot 14.10.2013 №1164-p «Ob utverzhdenii munitsipal-noy programmyi goroda Omska «Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie goroda Omska» [On approval munitsipalnoy Programs city of Omsk] na 2014-2018 godyi (red. 06.02.2015) / Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema «Konsultant plyus».
5. Gaynullina G.A. Infrastruktura malogo predprinimatelstva: analiz sostoyaniya i perspektivyi raz-vitiya v g. Omske [Infrastructure Small predprinimatelstva: Status analysis and development perspektivyi in Omsk] / Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: ekonomika. 2014. №2, S. 166-173.
6. Matveeva I.G. Podderzhka i razvitie malogo i srednego predprinimatelstva v Chelyabinskoy oblasti [Support and development of small and medium predprinimatelstva in Chelyabinskoy region] / Vestnik Yuzhno-uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: ekonomika i menedzhment, 2014. T.8., №2, S.131-137;
7. Matveeva I.G., Yakushev A.A. Infrastrukturnoe obespechenie razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva Chelyabinskoy oblasti [Yakushev Infrastructural support the development of small and medium predprinimatelstva Chelyabinskoy area] / Nauka i mir. 2013. №2(2). S. 96-106.
8. Puzina N.V. Otsenka effektivnosti deyatelnosti promyishlennyih organizatsiy v 2010 - 2013 godah (na primere Omskoy oblasti) [Otsenka promises more effective deyatelnosti promyishlennyih organizatsiy in 2010 - 2013 years (for example, Omskoy area)] / Aktualnyie voprosyi razvitiya ekonomiki: Materialyi mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 28 noyabrya 2014 g. / Pod red. d.e.n., prof. V.V. Karpova i d.e.n., prof. A.I. Kovaleva. - Omsk: ROF «FRSR», 2014. - S. 101-107.
9. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki Rossii [Federalnaya Service gosudarstvennoy Statistics Russia] http://www.gks.ru.
THE ANALYSIS OF ACTIVITY OF SUBJECTS OF SAAALL AND AVERAGE BUSINESS IN REGIONS OF SIBERIAN
FEDERAL DISTRICT IN THE CONDITIONS OF IMPROVEMENT OF INFRASTRUCTURE OF SUPPORT
Natalya V. Puzina,
associate Professor, Siberian Institute of business and information technologies
Abstract. In article the main indicators of activity of subjects of small and average business in dynamics for 2010 - 2013 in a section of the leading regions of Siberian Federal District are considered, the conclusion is drawn on moderate development of this sector of economy. Scientific novelty is the conclusion about high regional differentiation in the sphere of small business and need of the state and municipal support.
Keywords: subjects of small and average business, small business, activity of functioning of small and medium business.
Сведения об авторе:
Пузина Наталья Викторовна - кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой «Эконо мика» Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федера ция), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 30.12.2015.