Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN115.pdf DOI: 10.15862/83EVN115 (http://dx.doi.org/10.15862/83EVN115)
УДК 332.146.2
Вершинина Анна Павловна
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Россия, Барнаул1
Аспирант кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита
E-mail: [email protected]
Развитие и совершенствование региональной политики по поддержке малого предпринимательства
1 656056, г. Барнаул, ул. Гоголя, 20-3
Аннотация. В условиях кризиса наиболее действенным инструментом социально-экономического развития региона является малое предпринимательство. Значимость субъектов малого предпринимательства в регионе выражается в том, что малые предприятия обеспечивают трудоустройство населения, включая социально незащищенное, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Ввиду изложенного особое значение приобретает разработка и реализация региональной политики по поддержке малого предпринимательства. Развитие региональной политики по поддержке малого предпринимательства связано с эволюцией законодательства в данной сфере.
В данном исследовании автором представлена периодизация региональной политики по поддержке малого предпринимательства, охватывающая временной период с 1987 г. по настоящее время. Основной особенностью представленной периодизации является то, что этапы развития региональной политики выделены с учетом кардинальных изменений, которые привели к значительному количественному росту и качественному развитию малого бизнеса в России. Следующим компонентом статьи являются предложения по совершенствованию развития региональной политики в сфере малого бизнеса, выраженные в разработке дорожных карт по отдельным направлениям поддержки малого предпринимательства в регионе. В результате исследования предложены индикаторы и критерии для оценки эффективности мероприятий дорожных карт, направленных на решение основных проблем, связанных с функционированием малого предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство; этапы развития малого предпринимательства; дорожная карта; поддержка малого бизнеса; проблемы малого предпринимательства; региональная политика; контрактная система; финансовая поддержка.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Вершинина А.П. Развитие и совершенствование региональной политики по поддержке малого предпринимательства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/83EVN115
В условиях введения антироссийских санкций и продолжающегося кризиса вектор государственной политики в отношении субъектов малого предпринимательства направлен не столько в сторону увеличения налоговых поступлений, сколько на решение задач импортозамещения, снижения напряженности на рынке труда, обеспечения занятости наиболее уязвимых категорий граждан, в первую очередь молодежи. Малые предприятия, являясь неотъемлемым элементом социально-экономической системы региона, участвуют в проведении и экономических, и социальных преобразований, обеспечивая существенный вклад в формирование валового регионального продукта и занятость населения. В этой связи государственная политика должна быть оперативно откорректирована соответственно изменяющимся условиям их функционирования.
Необходимость модернизации государственной политики в отношении малого предпринимательства объясняется сформулированными государством задачами по реструктуризации экономики путем поддержки социально значимых видов деятельности, а также по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности их использования. Решение данных задач обеспечивается существенным расширением полномочий органов власти и управления в этом вопросе.
В специальной литературе отмечается зависимость: чем устойчивее позиции малого предпринимательства в экономике и чем активнее его участие в рыночной конкуренции, тем сильнее противодействие, которое оно оказывает на монополизацию рынка, изначально присущую крупному бизнесу. Малое предпринимательство является участником инновационного процесса, так как обладает способностью к восприятию и развитию технических и технологических новшеств. В периоды спада экономической конъюнктуры малое предпринимательство оказывает стабилизирующее влияние на экономическую и социальную сферы, однако уязвимость малых предприятий, требует от государства оказания этому сектору поддержки.
Исторический аспект развития политики
по поддержке малого предпринимательства
В России развитие малого предпринимательства началось гораздо позже, чем в странах Европы и США. Уменьшение национализированного сектора экономики, его децентрализация и приватизация способствовали восстановлению и дальнейшему развитию экономического потенциала страны. Экономические преобразования и структурная перестройка экономики России привели к появлению малых предприятий. В конце восьмидесятых годов XX века на законодательном уровне утверждается частная предпринимательская деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг [2].
Развитие государственной политики по поддержке малого предпринимательства в России можно увязать с процессом изменения законодательства, регламентирующего деятельность малых предприятий (таблица 1).
Первый этап (1987-1994 гг.). Начало становления государственной политики по поддержке малого предпринимательства связано с принятием законодательства, регламентирующего деятельность малого предпринимательства. Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий, они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности. Этот период характеризуется ростом числа субъектов малого предпринимательства, что в свою очередь привело к необходимости дальнейшего регулирования их деятельности.
В постановлении Правительства РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 впервые были определены критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому бизнесу: по численности работающих и по отдельным отраслям экономики. В данном постановлении Правительства РСФСР впервые было предусмотрено применение налоговых льгот и мер финансовой поддержки для субъектов малого предпринимательства.
Таблица 1
Этапы развития государственной политики по поддержке малого предпринимательства
в советский период и в современной России
Эта п
Описание
Нормативное оформление
1
3
.г г 4 9 9
-7 8
9
и к и
иит
л о п е и н е
о р
а З
Зарождение государственной политики связано с созданием малых
предприятий. Стимулом к становлению регулирования деятельности малых
предприятий послужил рост их количества. Возникла необходимость в выделении приоритетных видов
деятельности малых
предприятий и,
следовательно, в их поддержке. Особенностью данного этапа является принятие первой
федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
1. Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30.06.1987 г.
2. «Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР) от 06.06.1988 г.
3. Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26.08.1988 г.
4. Закон СССР «О предприятии в СССР» от 04.06.1990 г.
5. Закон РСФСР № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 г.
6. Постановление Совета Министров РСФСР № 406 «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» от 18.07.1991 г.
7. Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.1991 г.
8. Постановление Совета Министров Правительства РФ № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г.
9. Указ Президента РФ № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22.12.1993 г.
10. Постановление Правительства РФ № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994-1995 годы» от 29.04.1994 г.
2
2. Создание правовых основ политики (19951998гг.) Данный этап характеризуется созданием правовых основ предпринимательской деятельности и государственной политики в сфере поддержки малого бизнеса. За рассматриваемый период приняты еще две федеральные программы государственной поддержки малого бизнеса. Особенностью данного этапа является принятие и реализация ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» 1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. 2. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 г. 3. Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства РФ» 4. Постановление Правительства РФ № 1256 «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 годы» от 18.12.1995 г. 5. Постановление Правительства РФ № 697 «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1998-1999 годы» от 03.07.1998 г. 6. Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
3. Политика в условиях экономического кризиса (1999- Основным направлением государственной политики по поддержке малого бизнеса на данном этапе является стабилизация .г)гфункционирования малых предприятий. Особенностью 20данного периода является выработка и реализация последней федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса в РФ. 1. Постановление Правительства РФ № 121 «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000-2001 гг.» от 14.02.2000 г. 2. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 3. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
4. Политика в условиях экономической стабилизации (с 2002 г. по наст. время) На данном этапе появляется законодательное закрепление такого элемента региональной политики по поддержке малого бизнеса как участие малого предпринимательства в аукционах/конкурсах по обеспечению государственных и муниципальных заказов. Особенностью данного этапа является принятие региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства. 1. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 2. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» 3. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 4. Федеральный закон от 05.07.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 5. Распоряжение Правительства РФ № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» от 27.01.2015 г.
Основные механизмы поддержки малого предпринимательства были сформулированы в постановлении Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446. В данном постановлении Правительства РФ впервые были обозначены приоритетные виды деятельности малых предприятий, пользующихся государственной поддержкой: производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники; оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения; инновационная деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № утверждена первая «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1994-1995 гг.». Программа содержала меры по созданию инфраструктуры по поддержке малых предприятий, по информационному и кадровому обеспечению субъектов малого предпринимательства, содействию их внешнеэкономической деятельности и технологической помощи, в том числе при осуществлении лизинговых операций. Таким образом, были созданы основные предпосылки для формирования правовых, экономических, организационных условий деятельности малых предприятий.
Второй этап (1995-1998 гг.) связан с принятием и реализацией нормативных правовых актов, направленных на развитие малого предпринимательства (Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства РФ» и т.д.).
В 1995 г. особое значение для развития малого бизнеса имела реализация Федерального закона от 14 июня 1995 г. 88-ФЗ. Данный закон определял общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливал формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса.
В рамках второй федеральной программы «О государственной поддержке малого предпринимательства на 1996-1997 гг.» осуществлялась финансовая поддержка малых предприятий. В ряде регионов были установлены налоговые льготы, созданы объекты инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, агентства поддержки предпринимательства, информационные центры и т.д.). Однако ввиду несогласованности действий исполнителей программы и недостатка финансовых ресурсов, программа не была реализована в полном объеме.
С 1998 г. появляется новое законодательство, ужесточаются требования к деятельности предприятий малого бизнеса. Государство начало более четко регламентировать процессы создания малых предприятия.
Третья федеральная программа «О государственной поддержке малого предпринимательства на 1998-1999 гг.» реализовывалась в условиях экономического кризиса. К основным направлениям данной программы относятся совершенствование нормативной правовой базы, развитие инфраструктурной поддержки и освоение новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. Ввиду нехватки финансирования третья программа была реализована также не в полном объеме.
Третий этап (1999-2001 гг.). Стабильное функционирование и развитие малого предпринимательства является одним из направлений борьбы с кризисом, так как влияет на устойчивость развития субъектов РФ. Возникает необходимость в оперативном реагировании на изменяющиеся условия функционирования малого бизнеса, т.е. в актуализации государственной политики по поддержке субъектов малого предпринимательства. На данном этапе была принята и реализована последняя федеральная программа «О государственной
поддержке малого предпринимательства на 2000-2001 гг.». На наш взгляд, данная федеральная программа более детально проработана, по сравнению с предыдущими. Это подтверждает ее четкая структура: нормативное правовое обеспечение малого предпринимательства; развитие прогрессивных финансовых технологий; повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем; научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства; взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности; международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
На реализацию данной программы из федерального бюджета была выделена рекордная сумма (140 млн. руб.). Помимо бюджетных средств на реализацию Федеральной программы были затрачены внутренние финансовые ресурсы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в размере (54,4 млн. руб.), а также средства из Фонда «Евразия» (151,8 тыс. долл.). Однако, несмотря на детальную проработку федеральной программы и наличие значительных финансовых ресурсов, анализ результатов реализации данной программы показал, что малое предпринимательство практически не развивается и более половины оборота малых предприятий находится «в тени», что связывалось с высокой налоговой нагрузкой и административным давлением. К основным причинам ухода малых предприятий «в тень», на наш взгляд, можно отнести отсутствие долгосрочных перспектив, связанных с несовершенством и постоянным изменением законодательства в сфере малого предпринимательства, высокой налоговой нагрузкой, административными барьерами.
Четвертый этап (с 2002 г. по настоящее время). Особенностью данного этапа является появление региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства. Малое предпринимательство функционирует на территории субъектов РФ и их муниципальных образований и оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие регионов. Разработка региональных и муниципальных программ привело к активизации региональной политики поддержки малого предпринимательства. Так, наряду с уже имеющейся в ряде субъектах РФ инфраструктурой поддержки малого предпринимательства регионы получили широкие полномочия для выработки и реализации программных мероприятий. На наш взгляд данный шаг был необходим, так как на федеральном уровне невозможно учесть все особенности и уровень развития отдельного субъекта РФ, а в ряде регионов основы региональной политики по поддержке малого предпринимательства только зарождались.
В 2005 г. был принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». С принятием данного закона связан новый этап в развитие государственной поддержки малого предпринимательства, в связи с обеспечением доступа субъектов малого предпринимательства к государственным закупкам. Новый уровень законодательства в данной сфере связан с принятием Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федерального закона от 05.07.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Впервые на законодательном уровне была закреплена доля участия субъектов малого предпринимательства в закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Согласно нормам Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 10 процентов совокупного годового объема закупок.
Особо отметим 2006 г., который ознаменовался ростом интереса представителей малого предпринимательства к инновационной сфере деятельности.
24 июля 2007 г. принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Закон изменил критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу, уточнил цели и принципы государственной поддержки, установил особенности нормативного правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства, специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий.
Таким образом, развитие политики по поддержке малого предпринимательства в России можно проследить во взаимосвязи с процессом изменения законодательства, регламентирующего деятельность малых предприятий. Представленная периодизация предусматривает выделение этапов, результатами которых явились значительные количественные и качественные изменения в период становления и развития малого предпринимательства.
Современные направления развития региональной
политики по поддержке малого предпринимательства
В процессе своей деятельности малое предпринимательство сталкивается с различного рода проблемами. К основным проблемам, связанным с функционированием малых предприятий можем отнести недостаточное привлечение финансовых ресурсов, низкий уровень квалификации персонала, недостаточное участие малых предприятий в закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Данные проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены, решение основных из них исключит либо снизит влияние остальных. Для решения обозначенных проблем необходим комплексный подход, включающий совершенствование существующих механизмов поддержки малых предприятий, в том числе инновационно активных. Для реализации потенциала малого и среднего бизнеса должны быть сформированы условия, обеспечивающие устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики. Необходимо обеспечить механизмы, при которых поддержка малого предпринимательства становится инструментом региональной политики, выравнивающим существующие различия в условиях функционирования малого бизнеса, имеющиеся у муниципальных образований вследствие географического положения, отраслевых особенностей и др.
Рассмотрим направления региональной политики, направленные на решение выявленных проблем. В Алтайском крае реализуется ряд среднесрочных и долгосрочных, региональных и муниципальных программ и стратегий социально-экономического развития, среди них: Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, Стратегия развития малого и среднего предпринимательства Алтайского края на период до 2025 года, Программа социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года, Ведомственная целевая Программа «Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2013 - 2016 годах», Муниципальная программа «Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 20152020 годы» [6].
Для поддержки малых предприятий в области привлечения финансовых ресурсов в крае разработаны направления финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства, в числе которых отметим следующие:
1. Грантовая поддержка. Грантовая поддержка реализуется в виде субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной
основе на условиях долевого финансирования расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности.
2. Поручительство Алтайского гарантийного фонда. Поручительство Алтайского гарантийного фонда для субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляется на сумму не более 50 процентов от размера выдаваемого кредита. При этом существуют ограничения для получателей данного вида поддержки. Так, поручительство фонда могут получить сельскохозяйственные потребительские кооперативы, малые и средние предприятия, работающие в производственной сфере реального сектора экономики, реализующие инвестиционные проекты модернизации производства или осуществляющие инновационную деятельность.
3. Алтайский фонд микрозаймов. Данный фонд предоставляет кредитные средства на возмездной основе для создания и развития собственного бизнеса, пополнения оборотных средств, приобретения оборудования и на другие цели, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Среди направлений финансово-кредитной поддержки субъектов малого бизнеса (таблица 2), реализуемых в Алтайском крае, есть виды субсидирования, направленные на решение проблем, связанных с финансированием, имущественным и материально-техническим обеспечением малых предприятий.
1. Субсидирование части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) техники и оборудования.
2. Субсидирование части затрат на приобретение оборудования.
3. Субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства на строительство для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретение оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).
Таблица 2
Объем финансирования, направленный на финансово-кредитную поддержку малого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2008-2012 гг.
Наименование мероприятия Показатели 20082012 гг. 2012 г.
Компенсация части банковской процентной ставки по кредитам Поддержано проектов субъектов бизнеса, ед. 860 5
Сумма поддержки, млн. руб. 111,4 5
Привлечено кредитных ресурсов, млн. руб. 3454 50
Компенсация затрат СМСП, производящих (реализующих) товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта Поддержано субъектов бизнеса, ед. 14 9
Сумма поддержки, млн. руб. 7 2
Поддержано субъектов бизнеса, ед. 27 27
Компенсация затрат на приобретаемое оборудование Сумма поддержки, млн. руб. 70 70
Приобретено оборудования, ед. 82 82
Стоимость приобретенного оборудования, млн. руб. 160 160
Поддержано субъектов бизнеса, ед. 78 52
Компенсация затрат по договорам лизинга Сумма поддержки, млн. руб. 48 35
Приобретено оборудования, ед. 299 172
Стоимость приобретенной техники и оборудования, млн. руб. 804 572
Предоставление грантов Поддержано субъектов бизнеса всего, ед. 230 84
начинающим в т.ч. из сельской местности, ед. 124 50
предпринимателям
Сумма поддержки, млн. руб. 75 25
Поддержка Поддержано субъектов бизнеса, ед. 28 19
ремесленничества Сумма поддержки, млн. руб. 12 7
Софинансирование муниципальных программ поддержки СМСП Поддержано субъектов бизнеса, ед. 2344 814
Сумма поддержки, млн. руб. 153 69
Поддержка СМСП, Поддержано инновационных компаний, ед. 45 24
осуществляющих в т.ч. начинающих инновационных компаний, ед.
инновационную 20 10
деятельность
Сумма поддержки, млн. руб. 45 30
Содействие развитию Количество участников мероприятий, чел. 24709 17000
молодежного Количество вновь созданных субъектов
предпринимательства бизнеса из числа участников мероприятий, ед. 734 360
Развитие системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса С использованием средств гарантийного фонда, млн. руб. 377,15 -
Выдано поручительств, ед. 400 79
С использованием фонда микрозаймов, млн. руб. 240 100
Выдано микрозаймов, ед. 1241 535
Общий объем средств, Федеральный бюджет, млн. руб. 1074,5 318,5
направленных на Краевой бюджет, млн. руб. 300,8 104,5
государственную поддержку и развитие СМСП Всего, млн. руб. 1375,3 423
Как видно из таблицы 2 финансово-кредитная поддержка, реализуемая в Алтайском крае, включает широкий спектр мероприятий. Общий объем средств направленных на государственную поддержку СМСП в 2012 г. составил 423 млн. руб., а получателями поддержки являлись 1908 ед. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП). Одним из мероприятий, реализуемых в рамках финансово-кредитной поддержки СМСП, является «Компенсация затрат на приобретаемое оборудование», данный вид мероприятий в 2012 г. введен впервые, следовательно мы можем сделать вывод о том, что направления финансово-кредитной поддержки постоянно совершенствуются.
Для решения проблемы дефицита персонала требуемой квалификации на рынке труда в Алтайском крае реализуется ведомственная целевая программа «Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2013 - 2016 годах» (далее - Программа).
Цель Программы - подготовка профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края.
Мероприятия, входящие в состав Программы:
1) проведение конкурсного отбора руководителей и специалистов;
2) организация и проведение обучения руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства, а также объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;
3) организация и проведение стажировок руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) проведение анкетирования руководителей и специалистов, прошедших обучение по программе, руководителей предприятий, направивших специалистов на обучение в рамках Программы, с целью оценки эффективности ее реализации;
5) мониторинг эффективности реализации Программы.
Общий объем финансирования из средств краевого бюджета составляет 24705 тыс. руб., в т.ч. [6]:
в 2013 г. - 2725 тыс. руб.;
в 2014 г. - 8235 тыс. руб.;
в 2015 г. - 8235 тыс. руб.;
в 2016 г. - 5510 тыс. руб.
Объем финансирования подлежит ежегодному уточнению на очередной финансовый год в соответствии с законодательством о краевом бюджете.
Губернаторская программа подготовки кадров для сферы малого и среднего бизнеса осуществляется в Алтайском крае с 2009 г. За время ее реализации профессиональную переподготовку прошли 549 чел. - руководителей и специалистов малых и средних предприятий Алтайского края. Стажировку на предприятиях Алтайского края, г. Санкт-Петербурга, г. Томска, г. Омска, г. Новосибирска и г. Кемерово, а также г.Токио (Япония) прошли 249 выпускников программы [9].
Рассмотрим Учебные программы, реализуемые в рамках Программы, среди них [9]:
• правовое обеспечение малого и среднего бизнеса;
• финансовое обеспечение малого и среднего бизнеса;
• управление малым предприятием: финансовые и правовые аспекты деятельности;
• организация малого бизнеса;
• бизнес-планирование и управление бизнес-проектом;
• основы бухгалтерского, финансового и управленческого учета;
• маркетинг в малом и среднем бизнесе.
Представленные учебные программы охватывают только юридические и экономические аспекты функционирования малого предприятия и направлены в основном на повышение уровня экономической и юридической грамотности руководителей малых предприятий. Для решения проблемы дефицита персонала требуемой квалификации на рынке труда в Алтайском крае необходимо расширить перечень учебных программ и участников Программы.
Анализ реализуемых мероприятий направленных на поддержку малого предпринимательства в Алтайском крае позволяет сделать вывод о том, что в регионе сформирована целостная система поддержки малого предпринимательства. В то же время направления региональной политики в данной сфере недостаточно эффективны и нуждаются в реформировании. Для более эффективной организации мер по поддержке малого предпринимательства нами разработаны детализированные направления действий, направленные на решение обозначенных проблем, представленные виде дорожной карты.
Одним из направлений региональной политики по совершенствованию механизмов поддержки малого предпринимательства как элемента социально-экономической системы региона является создание дорожных карт по следующим направлениям: расширение доступа субъектов малого предпринимательства к участию в аукционах/конкурсах по закупкам товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд; расширение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам; содействие в повышении квалификации и переподготовке персонала малых предприятий.
В структуру дорожной карты обычно входит два раздела: общее описание и план мероприятий. Общее описание включает введение, описание участников и целей дорожной карты, указание контролирующего органа и контрольных показателей эффективности реализации дорожной карты.
В таблице 3 представлены, разработанные автором, типовые индикаторы и показатели эффективности дорожных карт «Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к участию в аукционах/конкурсах по закупкам товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Расширение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам» и «Содействие в переобучении, повышении квалификации персонала малых предприятий». Большинство контрольных показателей, представленных в таблице, оцениваются в динамике. Величина представленных показателей позволяет оценить эффективность разработанных дорожных карт по основным параметрам.
Оптимальное значение критерия для показателя «Доля прямых закупок (осуществленных без посредников) у субъектов малого предпринимательства в ежегодном объеме закупок заказчика» составляет не менее 10 процентов. Согласно норме Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее, 10 процентов совокупного годового объема закупок.
Для показателя «Доля общих закупок у субъектов малого предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок» оптимальное значение установлено на уровне, большем либо равным 25 процентам, в связи с тем, что поставщики могут использовать малые предприятия в качестве посредников для исполнения государственных контрактов.
Таблица 3
Индикаторы и показатели эффективности реализации мероприятий дорожных карт
Наименование контрольного показателя Алгоритм расчета Оптимальн ый критерий
1. Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к участию в аукционах/конкурсах по закупкам товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд
1. Доля общих закупок у субъектов МП в общем ежегодном объеме закупок, % Величина закупок у субъектов МП/ Общий объем закупок * 100% >25
2. Доля прямых закупок (осуществленных без посредников) у субъектов МП в ежегодном объеме закупок заказчика, % Величина прямых закупок у субъектов МП/ Общий объем закупок *100% >15
3. Доля закупок в электронной форме в ежегодном объеме закупок заказчиков открытыми конкурентными способами, т.е. путем проведения конкурсов, запросов котировок и т. п., % Величина закупок заказчиков открытыми конкурентными способами в электронной форме / Общий объем закупок заказчиков открытыми конкурентными способами *100% >40
4. Доля закупок инновационных товаров (работ, услуг) у субъектов МП в общем годовом объеме закупок инновационных товаров (работ, услуг), % Величина закупок инновационных товаров (работ, услуг) у субъектов МП/ Общий объем закупок инновационных товаров (работ, услуг) *100% >10
2. Расширение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам
1. Количество зарегистрированных МП, ед. Рост в динамике
2. Количество получателей реализуемой финансово-кредитной поддержки, ед.
3. Объем финансирования финансово-кредитной поддержки СМСП, млн. руб.
4. Объем налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона от СМСП, млрд. руб.
5. Общий объем государственного финансирования, затраченного на поддержку СМСП, млрд. руб.
6. Сумма государственного финансирования, затраченного на одного получателя финансово-кредитной поддержки МП, тыс. руб. / ед. Объем финансирования финансово-кредитной поддержки СМСП / Количество получателей реализуемой финансово-кредитной поддержки
7. Сумма государственного финансирования, затраченного на одно МП в регионе, тыс. руб. / ед. Объем финансирования, финансово-кредитной поддержки СМСП / Количество МП в регионе
8. Эффективность финансирования государственной поддержки СМСП, руб. Объем налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона от СМСП / Общий объем финансирования гос. поддержки СМСП >1
3. Содействие в повышении квалис пр жкации и переподготовке персонала малых едприятий
1. Количество зарегистрированных МП, ед. Рост в динамике
2. Количество получателей реализуемой поддержки в области подготовки профессиональных кадров, ед.
3. Объем финансирования, направленный на переподготовку персонала МП, млн. руб.
4. Сумма государственного финансирования, затраченного на одного получателя поддержки в области переподготовки кадров МП, тыс. руб. / ед. Объем финансирования, направленный на переподготовку персонала МП / Количество получателей поддержки
5. Сумма гос. поддержки в области переподготовки кадров, затраченная на одно МП в регионе, руб. / ед. Объем финансирования, направленный на переподготовку персонала / Количество МП в регионе
6. Доля малых предприятий-получателей поддержки в общем количестве МП региона, ед. Количество получателей реализуемой поддержки в области подготовки профессиональных кадров / Количество зарегистрированных МП * 100
Оптимальная величина показателя «Доля закупок в электронной форме в ежегодном объеме закупок заказчиков открытыми конкурентными способами, т.е. путем проведения конкурсов, запросов котировок и т. п. с участием любых правомочных поставщиков» составляет не менее 40 процентов. Рост значения рассматриваемого показателя повышает открытость процесса закупки и облегчает контроль за исполнением законодательства в сфере закупок.
Одним из показателей оценки эффективности мероприятий дорожной карты является такой показатель как «Доля закупок инновационных товаров (работ, услуг) у субъектов малого предпринимательства в общем годовом объеме закупок инновационных товаров (работ, услуг)». Его введение связано с необходимостью стимулирования развития инновационного потенциала. Оптимальное значение для рассматриваемого показателя установлен на уровне не менее 10 процентов.
Значение показателя «Эффективность финансирования государственной поддержки СМСП» характеризует объем налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона от субъектов малого и среднего предпринимательства на каждый рубль средств оказанной им государственной поддержки. Рекомендуемое значение данного показателя составляет не менее 1 руб. Это означает, что объем налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона от субъектов малого и среднего предпринимательства не может быть меньше объема финансирования направленного на поддержку.
Таким образом, становление и развитие малого предпринимательства в советский период и в современной России детерминировано эволюцией законодательства, регламентирующего деятельность малых предприятий. Изучение законодательства в сфере малого бизнеса необходимо для совершенствования региональной политики по поддержке малого предпринимательства. Представленная в статье периодизация включает в себя пять этапов развития малого предпринимательства, связанных с разными задачами его нормативного правового регулирования и последствиями принятия законодательства.
Таким образом, анализ направлений региональной политики в сфере поддержки малого предпринимательства позволил констатировать, что в современной системе органы власти и управления Алтайского края предпринимают меры по поддержке малого предпринимательства, направленные на решение ряда проблем, связанных с функционированием малых предприятий в регионе. Однако предпринимаемые меры недостаточно эффективны и требуют реформирования. В настоящее время актуальной и эффективной формой реализации управленческих решений органов власти является разработка дорожной карты. Особенностью представленных типовых индикаторов и показателей для оценки эффективности мероприятий дорожной карты является то, что представленные контрольные показатели состоят из сочетания количественных и качественных параметров, а также содержат оптимальные значения критериев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Манаев В.В. Становление и развитие малого предпринимательства в РФ (19882006 гг.): монография; Федер. агентство по образованию РФ, Рубцов. индустр. инт, ГОУ ВПО «Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова». - Барнаул: Изд-во АГУ, 2007. 126 с.
2. Манаев В.В. Малое предпринимательство Алтайского края: монография; Федер. агентство по образованию, Рубцов. индустриальный ин-т, ГОУ ВПО "Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова". - Барнаул : Изд-во АГУ, 2009. - 89 с.
3. Блинов А. Эволюция развития малого предпринимательства в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/smb/632821/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус., англ.
4. Блинов А.О. Проблемы и особенности развития малого предпринимательства в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/391/694/1219/057.BLINOV.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус., англ.
5. Блинов А.О. Стратегическое развитие теории и поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-4/1/1.Мт, свободный. - Загл. с экрана., англ.
6. Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altay-rrc.ru/gubematoskaya-programma/o_programme, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус., англ.
7. Доклад начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Дешевых Е.В. на расширенном заседании коллегии управления, посвященной итогам деятельности за 2012 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altsmb.ru/department/reports/doklad2013, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. Рус., англ.
8. Доклад начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Дешевых Е.В. об итогах деятельности в 2011 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altsmb.ru/department/reports/doclad2011, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. Рус., англ.
9. Новости управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altaicpp.ru/news/index.html?4326, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус., англ.
10. Основные учебные программы, реализуемые в рамках ведомственной целевой программы «Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2013-2016 годах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akay-rrc.ru/gubernatoskaya-programma/napravlenija_obuchenija, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус., англ.
Рецензент: Бобровская Татьяна Валентиновна, к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, аудит и анализ», ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».
Vershinina Anna Pavlovna
Altai State University Russia, Barnaul E-mail: [email protected]
Development and improvement of regional policies to support small businesses
Abstract.In a crisis, the most effective tool for socio-economic development of the region is small business. Importance of small businesses in the region is reflected in the fact that small businesses provide employment of the population, including socially disadvantaged, in particular, young people, women, immigrants, etc. In view of the foregoing is particularly important to develop and implement regional policies to support small businesses. The development of regional policy support for the small business connected with the evolution of legislation in this field.
In this study, the author presents a periodization of regional policy to support small business, covering the time period from 1987 to the present. The main feature of this periodization is that the stages in the development of regional policy are highlighted as major changes that have led to significant quantitative growth and qualitative development of small business in Russia. The next component of the article are proposals to improve the development of regional policy in the sphere of small business, expressed in the development of roadmaps in certain areas of support of small business in the region. The study proposed indicators and criteria for evaluating the effectiveness of the Roadmap to address the major problems associated with the operation of small businesses.
Keywords: small business; stages of development of small businesses; Roadmap; support for small businesses; problems of small business; regional policy; contract system; financial support.
REFERENCES
1. Manaev V.V. Stanovlenie i razvitie malogo predprinimatel'stva v RF (1988-2006 gg.): monografiya; Feder. agentstvo po obrazovaniyu RF, Rubtsov. industr. in-t, GOU VPO «Alt. gos. tekhn. un-t im. I. I. Polzunova». - Barnaul: Izd-vo AGU, 2007. 126 s.
2. Manaev V.V. Maloe predprinimatel'stvo Altayskogo kraya: monografiya; Feder. agentstvo po obrazovaniyu, Rubtsov. industrial'nyy in-t, GOU VPO "Alt. gos. tekhn. un-t im. I. I. Polzunova". - Barnaul : Izd-vo AGU, 2009. - 89 s.
3. Blinov A. Evolyutsiya razvitiya malogo predprinimatel'stva v Rossii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/smb/632821/, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. Rus., angl.
4. Blinov A.O. Problemy i osobennosti razvitiya malogo predprinimatel'stva v Rossii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ecsocman.hse.ru/data/391/694/1219/057.BLINOV.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. Rus., angl.
5. Blinov A.O. Strategicheskoe razvitie teorii i podderzhki malogo biznesa [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-4/1/1.htm, svobodnyy. - Zagl. s ekrana., angl.
6. Gubernatorskaya programma podgotovki professional'nykh kadrov dlya sfery malogo i srednego predprinimatel'stva Altayskogo kraya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.altay-rrc.ru/gubernatoskaya-programma/o_programme, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. Rus., angl.
7. Doklad nachal'nika upravleniya Altayskogo kraya po razvitiyu predprinimatel'stva i rynochnoy infrastruktury Deshevykh E.V. na rasshirennom zasedanii kollegii upravleniya, posvyashchennoy itogam deyatel'nosti za 2012 god [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.altsmb.ru/department/reports/doklad2013, svobodnyy. -Zagl. s ekrana. - Yaz. Rus., angl.
8. Doklad nachal'nika upravleniya Altayskogo kraya po razvitiyu predprinimatel'stva i rynochnoy infrastruktury Deshevykh E.V. ob itogakh deyatel'nosti v 2011 godu [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.altsmb.ru/department/reports/doclad2011, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. -Yaz. Rus., angl.
9. Novosti upravleniya Altayskogo kraya po razvitiyu predprinimatel'stva i rynochnoy infrastruktury [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.altaicpp.ru/news/index.html?4326, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. Rus., angl.
10. Osnovnye uchebnye programmy, realizuemye v ramkakh vedomstvennoy tselevoy programmy «Gubernatorskaya programma podgotovki professional'nykh kadrov dlya sfery malogo i srednego predprinimatel'stva Altayskogo kraya v 2013-2016 godakh» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.altay-rrc.ru/gubernatoskaya-programma/napravlenija_obuchenija, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. Rus., angl.