Научная статья на тему 'Оценка особенностей развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства'

Оценка особенностей развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
856
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / REGIONAL POLICY / DEVELOPMENT OF REGIONAL POLICY / ESTIMATION OF FEATURES OF REGIONAL DEVELOPMENT POLICY / ESPECIALLY THE DEVELOPMENT OF REGIONAL POLICIES TO SUPPORT SMALL BUSINESSES / SMALL BUSINESS / SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES / PROBLEMS OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санникова Инна Николаевна, Вершинина Анна Павловна

В условиях введения антироссийских санкций особая роль в поддержании экономической стабильности отводится малому предпринимательству. Вектор региональной политики в отношении субъектов малого предпринимательства направлен не столько в сторону увеличения налоговых поступлений, сколько на решение задач импортозамещения, снижения напряженности на рынке труда. Малые предприятия, являясь неотъемлемым элементом социально-экономической системы региона, задействованы в проведении и экономических, и социальных преобразований, обеспечивая существенный вклад в формирование валового регионального продукта и занятость населения. В этой связи региональная политика поддержки малого предпринимательства должна быть оперативно откорректирована соответственно изменяющимся условиям функционирования субъектов малого бизнеса. В данном исследовании автором представлены этапы развития региональной политики в целом и в сфере поддержки развития малого предпринимательства, в результате чего авторами предложен элемент оценки данных особенностей. Следующим компонентом статьи является предложенный методический подход к оценке результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства. Рассмотренная авторская методика оценки результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства может быть использована органами власти и управления субъекта РФ и муниципальными образованиями для оперативного реагирования на изменение условий функционирования малых предприятий, а также для разработки направлений региональной политики по поддержке малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Санникова Инна Николаевна, Вершинина Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of features of regional development policy in support of small business

In the context of the introduction of anti-Russian sanctions a special role in maintaining economic stability is given to small businesses. Vector of regional policy in relation to small businesses is aimed not so much in the direction of increasing tax revenue, but on the solution of problems of import substitution to reduce tensions on the labor market. Small businesses, as an integral part of the socio-economic system of the region, involved in conducting economic, and social change, providing a significant contribution to the gross regional product and employment. In this regard, regional policy to support small businesses should be promptly corrected accordingly changing conditions of functioning of small businesses. In this study, the author presents the stages of development of regional policy in general, and in support of small business development, with the result that the authors proposed an element of data evaluation features. The next component of the article is to offer a methodical approach to the assessment of the effectiveness of regional policy to support small businesses. Considered author's method for assessing the effectiveness of regional policy to support small business can be used authorities and management of the subject of the Russian Federation and municipalities to respond rapidly to changes in operating conditions of small businesses, as well as for the development of regional policy to support small business.

Текст научной работы на тему «Оценка особенностей развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 URL статьи: http://naukovedenie. ru/PDF/ 120EVN115.pdf DOI: 10.15862/120EVN115 (http://dx.doi.org/10.15862/120EVN115)

УДК 332.146.2

Санникова Инна Николаевна

ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет"

Россия, Барнаул1

Профессор кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита

Доктор экономических наук Профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=429433

Вершинина Анна Павловна

ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет"

Россия, Барнаул

Аспирант кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита

E-mail: [email protected]

Оценка особенностей развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства

1 656056, г. Барнаул, ул. Гоголя, 20-3

Аннотация. В условиях введения антироссийских санкций особая роль в поддержании экономической стабильности отводится малому предпринимательству. Вектор региональной политики в отношении субъектов малого предпринимательства направлен не столько в сторону увеличения налоговых поступлений, сколько на решение задач импортозамещения, снижения напряженности на рынке труда. Малые предприятия, являясь неотъемлемым элементом социально-экономической системы региона, задействованы в проведении и экономических, и социальных преобразований, обеспечивая существенный вклад в формирование валового регионального продукта и занятость населения. В этой связи региональная политика поддержки малого предпринимательства должна быть оперативно откорректирована соответственно изменяющимся условиям функционирования субъектов малого бизнеса.

В данном исследовании автором представлены этапы развития региональной политики в целом и в сфере поддержки развития малого предпринимательства, в результате чего авторами предложен элемент оценки данных особенностей.

Следующим компонентом статьи является предложенный методический подход к оценке результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства. Рассмотренная авторская методика оценки результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства может быть использована органами власти и управления субъекта РФ и муниципальными образованиями для оперативного реагирования на изменение условий функционирования малых предприятий, а также для разработки направлений региональной политики по поддержке малого предпринимательства.

Ключевые слова: региональная политика; развитие региональной политики; оценка особенностей развития региональной политики; особенности развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства; малое предпринимательство; поддержка малого бизнеса; проблемы малого предпринимательства.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Санникова И.Н., Вершинина А.П. Оценка особенностей развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/120EVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/120EVN115

В Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2015 г. содействие развитию малого и среднего бизнеса обозначено в числе семи ключевых направлений борьбы с кризисом. В социально-экономическом развитии субъекта РФ особую роль играют мероприятия, предусмотренные в рамках региональной политики по поддержке малого предпринимательства. При этом малый бизнес должен помочь в реализации и других мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в стране.

Необходимость совершенствования региональной политики в отношении малого предпринимательства также объясняется сформулированными государством задачами по реструктуризации экономики путем поддержки социально значимых видов деятельности, а также по оптимизации бюджетных расходов на уровне субъекта РФ и повышению эффективности их использования.

Сложность решения как оперативных, так и стратегических задач региональной политики в целом предопределяет необходимость ее анализа по разным направлениям, среди которых особое место занимают мероприятия по поддержке малого предпринимательства. Именно этот фактор актуализирует вопросы, связанные с оценкой особенностей развития и результативностью региональной политики по поддержке малого предпринимательства.

Особенности развития региональной политики

по поддержке малого предпринимательства

В своих исследованиях В.Г. Введенский и Б.М. Штульберг отмечают, что основной целью региональной политики является решение проблем государственного и межрегионального характера [11]. По мнению А.Л. Гапоненко и В.Г. Полянского, основной целью региональной политики является гармонизация пространственного развития государства путем устранения территориальных диспропорций [2, 3]. В своих работах В.Н. Лексин и А.Н. Швецов под системным регулированием территориального развития понимают, сознательно организуемую совокупность идеологических, политических, правовых и административных воздействий на условия, приоритеты и ограничения трансформации отдельных элементов территориальных образований или взаимосвязей между ними с целью разрешения территориально-хозяйственных и иных противоречий и обеспечение на этой основе воспроизводство территориального потенциала как системы [4]. По нашему мнению, наиболее полное определение региональной политики представлено В.Н. Лексиным и А.Н. Швецовым, так как в нем представлены основные направления политики.

По мнению А.Я. Троцковского, определение региональной политики можно применить по отношению к территориальной политике субъекта РФ. Под территориальной политикой субъекта РФ автор понимает, социально-экономическую политику региона, ориентированную на оптимизацию его пространственного развития путем нивелирования существующих территориальных диспропорций, повышение конкурентоспособности муниципальных образований посредством использования имеющихся у них преимуществ и, в конечном счете, обеспечивающую устойчивое комплексное социально-экономическое развитие региона [5]. Также автор отмечает, что региональная политика и территориальная политика субъекта РФ ориентированы на достижение двух групп взаимосвязанных целей - экономических и социальных. По нашему мнению, определения, представленные В.Н. Лексиным, А.Н. Швецовым, А.Л. Гапоненко и В.Г. Полянским и А.Я. Троцковским, имеют общую цель региональной политики, выраженную в решении проблемы территориальной диспропорции. Однако в трактовке А.Я. Троцковского в качестве основного источника решения данной

проблемы выступают муниципальные образования, а в двух других определениях источник решения проблемы территориальной диспропорции четко не обозначен. Исходя из вышеизложенного, для определения понятия «территориальной политики субъекта РФ» мы будем использовать трактовку, предложенную А.Я. Троцковским.

Роль государства выражается в целенаправленных действиях, направленных на сбалансирование условий и повышение эффективности деятельности регионов. Региональная политика (территориальная политика субъекта РФ) направлена на развитие социально-экономической инфраструктуры и эффективное использование ресурсов региона.

Особенностями развития региональной политики поддержки малого предпринимательства являются:

1. Влияние на экономическую и социальную (вовлечение в малый бизнес социально-незащищенные слои населения, снижение напряженности на рынке труда, создание социально-ориентированных малых предприятий) сферы.

2. Широкий спектр направлений поддержки: финансовая; имущественная; информационная; консультационная; поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка малых предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность.

3. Созданная система поддержки малого предпринимательства. На сегодняшний день в каждом субъекте РФ создана целостная система поддержки малого и среднего предпринимательства. Данная система включает нормативную правовую базу, государственный аппарат и инфраструктуру по поддержке малого и среднего предпринимательства, состоящую из коммерческих и некоммерческих организаций.

4. Реализация новых форм и направлений региональной политики поддержки малого предпринимательства. Разработка и реализация дорожных карт по различным направлениям набирает популярность. Дорожное картирование увязывает между собой видение, стратегию и план развития объекта и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое - настоящее - будущее». Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии, но и их потенциальную рентабельность, а также выбирать приемлемые варианты с точки зрения оптимизации затрат и экономической эффективности. Среди новых направлений региональной политики поддержки малого предпринимательства можем выделить обеспечение участия малых предприятий государственных закупках товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой вид государственной поддержки активно используется в развитых странах (США, Европейский Союз и др.), однако в России данный вид государственной поддержки получил значительное развитие только в настоящее время. Основное значение в активизации региональной политики поддержки малого предпринимательства имел Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». На сегодняшний день, данный Федеральный закон утратил силу, в связи с принятием Федерального закона от 05.07.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Широкие полномочия субъектов РФ в сфере поддержки малого предпринимательства. За последние пятнадцать лет субъекты РФ получили значительные полномочия в части поддержки малого предпринимательства. Децентрализация полномочий федеральных органов власти и управления в сфере поддержки малого предпринимательства нашла свое отражение в следующих моментах: создание системы поддержки малого

предпринимательства в субъектах РФ; принятие региональных нормативных правовых актов; разработка и реализация программ поддержки малого предпринимательства и др.

6. Вектор к снижению административного давления со стороны органов государственной власти и управления. В связи с тяжелой социально-экономической ситуацией в России, ввиду введенных антироссийских санкций и экономического кризиса, роль малого предпринимательства в развитии регионов возрастает. С момента возникновения малого бизнеса в стране государственными органами власти и управления предпринимали меры к снижению административного давления на данные субъекты предпринимательства, среди них: налоговые льготы, введение специальных режимов налогообложения, упрощенная регистрация малых предприятий, льготное кредитование и др.

7. Использование программно-целевых методов реализации политики. Разработка программ с учетом целей и стратегических направлений социально-экономического развития региона.

Систематизация материалов, связанных с целями региональной политики и территориальными приоритетами, позволила установить взаимосвязь между становлением региональной политики в государстве в целом и этапами ее развития в сфере поддержки малого предпринимательства. Этапы развития региональной политики в целом и в сфере малого предпринимательства представлены в таблице 1.

Процесс становления и развития региональной политики в России охватывает длительный период. В зависимости от территориальных приоритетов реализовывались различные цели региональной политики.

Возникновение региональной политики связано с 1920-1934 гг. XX в. Основной задачей данного периода был подъем экономики окраин Советского Союза (Закавказье, Средняя Азия).

Второй этап развития региональной политики (1935-1949 гг.) связан с военным периодом. Основным направлением региональной политики в данный период является создание промышленной базы, в максимально удаленных от вероятностного противника районах на Урале и в Сибири. Основной инструмент развития - прямая помощь государства (субсидии, дотации и др.).

Третий этап развития региональной политики (1950-1989 гг.) связан с формированием крупных территориально-производственных комплексов, ускоренным развитием восточных районов страны. Основным инструментом развития региональной политики по-прежнему является прямая помощь государства.

Таблица 1

Этапы развития региональной политики в государстве в целом и в сфере поддержки

малого предпринимательства

Этапы развития региональной политики Этапы развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства

1. Становление региональной политики (1920-1934 гг.)

2. Военный период (1935-1949 гг.)

3. Формирование территориально-производственных комплексов (1950-1989 гг.) 1. Зарождение региональной политики по поддержке малого предпринимательства (1987-1994 гг.)

4. Перестройка региональной политики (1990-2007 гг.)

2. Создание правовых основ региональной политики по поддержке малого предпринимательства (1995-1998 гг.)

3. Региональная политика по поддержке малого предпринимательства в условиях экономического кризиса (1999-2004 гг.)

4. Посткризисное развитие региональной политики по поддержке малого предпринимательства в (2005 г. - по наст. время)

5. Поляризованное развитие (2008 г. - по наст. время)

Четвертый этап развития (1990-2007 гг.) связан с перестройкой региональной политики. Стабилизация бюджетной системы и наметившийся экономический рост позволили реализовать политику выравнивания социально-экономического развития регионов страны. Административные и институциональные механизмы управления региональным развитием оказались малоэффективными. Основная цель региональной политики заключается в росте экономических показателей и эффективности развития.

Пятый этап (2008 г. - по наст. время) связан с поляризованным развитием, предполагающим концентрацию ресурсов в т.н. «опорные регионы», с последующим распространением инновационной активности в др. регионы. Развитие региональной политики связано с инновационными моделями, с выделением «точек роста», обеспечением конкурентоспособности регионов за счет импортозамещения и др.

Возникновение такого элемента региональной политики как региональная политика по поддержке малого предпринимательства началось на этапе формирования территориально-производственных комплексов в 1987 г. Период перестройки региональной политики охватывает несколько этапов развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства. Это связано, во-первых, с распадом СССР и, следовательно, с необходимостью быстрого создания новой нормативной правовой базы, во-вторых, с экономическим кризисом 1998 г., в результате чего возникла необходимость изменения региональной политики по поддержке малого предпринимательства. С этапом перестройки региональной политики связано начало этапа развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства в посткризисный период (2005 г. - по наст. вр.). Результаты развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства стали предпосылкой к началу этапа поляризованного развития региональной политики.

Систематизация законодательства, а также анализ результатов программных мероприятий в сфере поддержки малого предпринимательства позволили автору детализировать этапы развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства.

Первый этап (1987-1994 гг.). Особенностью региональной политики по поддержке малого предпринимательства на данном этапе является то, что она оказывает значительное влияние на экономическую и социальную сферы. На данном этапе впервые определены направления региональной политики по поддержке малого предпринимательства: финансовая поддержка (возможность льготного налогообложения), а также обозначены приоритетные виды деятельности малых предприятий, пользующихся государственной поддержкой.

Второй этап (1995-1998 гг.) сопряжен главным образом с правовым оформлением региональной политики по поддержке малого предпринимательства. Особенностью данного этапа является создание инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства в отдельных субъектах Российской Федерации. Кроме того, данный этап характеризуется разработкой и реализацией федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства («О государственной поддержке малого предпринимательства на 19961997 гг.», «О государственной поддержке малого предпринимательства на 1998-1999 гг.»).

В 1995 г. особое значение для развития малого бизнеса имела реализация Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства РФ» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Данный закон определил общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса.

Третий этап (1999-2004 гг.). Данный этап характеризуется актуализацией региональной политики по поддержке субъектов малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, начавшегося в 1998 г. Существенной особенностью данного этапа является разработка мер по снижению административного давления со стороны органов государственной власти и управления. На данном этапе была принята и реализована последняя федеральная программа «О государственной поддержке малого предпринимательства на 2000-2001 гг.».

Четвертый этап (с 2005 г. - по настоящее время). Особенностью данного этапа является смещение акцентов региональной политики по поддержке малого предпринимательства на региональный и муниципальный уровни. Результатом активизации региональной политики поддержки малого предпринимательства стала разработка соответствующих региональных и муниципальных программ. К уже имеющейся в ряде субъектов РФ инфраструктуре поддержки малого предпринимательства регионы получили широкие полномочия для выработки и реализации программных мероприятий. Как нам представляется, данный шаг был необходим, так как на федеральном уровне невозможно учесть все особенности и уровень развития отдельного субъекта РФ. К особенностям региональной политики по поддержке малого предпринимательства на данном этапе отнесена реализация новых форм и направлений поддержки малого предпринимательства.

Отличительная особенность данного этапа состоит в том, что впервые законодательно закреплена доля участия субъектов малого предпринимательства в закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Согласно нормам Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для

обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 10 процентов совокупного годового объема закупок. В 2006 г. региональная политика изменилась в направлении стимулирования представителей малого предпринимательства к инновационной сфере деятельности. В 2007 г. Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу, уточнены цели и принципы государственной поддержки, установлены особые налоговые режимы для малых предприятий.

Установленная автором зависимость между этапами развития региональной политики в государстве в целом и в сфере поддержки малого предпринимательства легла в основу динамического анализа развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства в зависимости от принятых нормативных правовых актов на трех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном.

В содержание оценки особенностей развития региональной политики поддержки малого предпринимательства входит определение ее цели, содержания, элементов, результатов оценки и др.

На основе анализа материалов, касающихся программных мероприятий, реализуемых в рамках региональной политики по поддержке малого предпринимательства на уровне субъекта РФ, установлено, что в настоящее время элементы оценки связаны в основном с экономической результативностью (объем ресурсов, затраченных на поддержку малого бизнеса, величина налоговых поступлений и др.) и практически не затрагивают вопросов развития законодательства. На рисунке 1 представлены результаты оценки развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства в зависимости от принятых нормативных правовых актов на всех уровнях власти.

Рисунок 1. Динамика оценки развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства в зависимости от принятых нормативных правовых актов

на всех уровнях власти

Разные этапы развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства характеризуются структурными изменениями в законодательстве на разных уровнях власти. Применительно к федеральному уровню отмечено, что на разных этапах региональной политики по поддержке малого предпринимательство принималось законодательство приблизительно в равных объемах. Что касается регионального уровня, то

его развитие можно увязать в основном с четвертым этапом региональной политики по поддержке малого предпринимательства. Развитие муниципальных нормативных правовых актов началось относительно недавно и характерно практически полностью для четвертого этапа региональной политики по поддержке малого предпринимательства.

Результативность региональной политики

по поддержке малого предпринимательства

К оценке развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства мы можем отнести отчеты региональных органов исполнительной власти о реализации долгосрочных целевых программ направленных на поддержку малого бизнеса. Данные отчеты включают информацию об основных результатах реализации программ (затраченные ресурсы, проводимые мероприятия, последствия реализованной политики и т.д.), однако они направлены на подтверждение освоенных средств и не носят качественный характер оценки развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства. В связи с этим возникла необходимость в дополнении установленных оценочных процедур детальным анализом деятельности малого предпринимательства в регионе. На наш взгляд, при анализе результативности региональной политики основное внимание должно уделяться оценке развития малого предпринимательства в регионе.

Исследование теоретико-методологических положений по оценке развития малого предпринимательства является основой для формирования методики оценки результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства.

Обобщение методических подходов, предлагаемых разными авторами и используемых органами власти и управления в субъектах Российской Федерации, позволяют констатировать, что в теории и практике современной региональной экономики отсутствует комплексная методика оценки результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства. Ключевым элементом предлагаемой методики является разработка системы показателей (таблица 2), с помощью которых может быть проведена оценка результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства на уровне субъекта Российской Федерации.

Существующие методические подходы дополнены рядом количественных и качественных показателей. К группе количественных показателей отнесены: численность работников на малых предприятиях; средний размер заработной платы на одного работника малого предприятия; общий объем инвестиций малых предприятий в основной капитал. Группа качественных показателей дополнена такими показателями, как: доля малых предприятий в общем количестве предприятий региона, доля среднемесячной начисленной заработной платы на малых предприятиях в среднемесячной начисленной заработной плате региона, доля оборота малых предприятий в общем обороте предприятий региона, эффективность финансирования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций предприятий региона.

Для проведения более детальной оценки результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства представленные группы количественных и качественных показателей разделены по четырем параметрам оценки: масштабу деятельности, социальной эффективности, эффективности функционирования, инвестиционной эффективности малых предприятий.

Оценка результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства, исходя из анализа данных по группе количественных показателей, оценивается в динамике. Соответственно, чем выше значение данного показателя по отношению к предыдущему периоду, тем выше уровень развития малого предпринимательства в регионе. Критерий оценки уровня развития малых предприятий в регионе по группе качественных показателей установлен с учетом зарубежной и отечественной практики.

Таблица 2

Методика оценки результативности региональной политики по поддержке

малого предпринимательства

Параметры оценки Количественные показатели Качественные показатели

Показатель Критерий оценки Показатель Алгоритм расчета Критерий оценки

1. Показатели масштаба деятельности субъектов малого предпринимательства Количество зарегистрированных МП в регионе, ед. Доля МП в общем количестве предприятий региона, %. Число МП/ Число предприятий в регионе* 100 > 60

Й й тв ос нь нв ьл Э <и Численность работников на МП, чел. Доля занятых на МП в общей численности занятых в регионе, % Среднесписочная численность занятых на МП/ Общая численность занятых в регионе * 100 > 50

тк а ек м I 5 т й § & Средний размер заработной платы одного работника МП, руб. Среднее число занятых на одном МП, чел. Среднесписочная численность занятых на МП/ Число МП > 15

£ 1 аьл епр ио Я 1-е о о о § е ам в Доля среднемесячной начисленной з/п работников МП в среднемесячной начисленной з/п в регионе, % Среднемесячная начисленная з/п на МП/ Среднемесячная начисленная з/п на предприятиях региона* 100 > 90

и Н о й оы н ал Оборот МП на душу населения, тыс. руб. т с о см Доля оборота МП в общем обороте предприятий региона, % Объем оборота МП/ Общий оборот предприятий* 100 > 50

3. Показатели эффекти функционирования м предприятий Средний объем оборота МП в расчете на одно МП, млн. руб. Производительность труда на МП (на одного занятого), млн. руб./чел. Объем оборота МП/ Среднесписочная численность занятых на МП > 1

Объем налогов, поступивших в консолидированный бюджет региона от СМСП, млрд. руб. Эффективность финансирования государственной поддержки СМСП, руб. Объем налогов, поступивших в бюджет региона от субъектов малого и среднего бизнеса/ Сумма государственного финансирования СМСП > 1

4. Инвестиционная эффективность деятельности малых предприятий Объем инвестиций МП в основной капитал, млн. руб. Доля инвестиций в Объем инвестиций МП в

Средний объем инвестиций в основной капитал на МП в расчете на одно МП, тыс. руб. основной капитал МП в общем объеме инвестиций региона, % основной капитал/ Объем инвестиций в основной капитал в регионе* 100 > 40

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (январь - февраль 2015)

http://naukovedenie.ru [email protected]

Обобщение автором зарубежного опыта позволило рекомендовать границу показателя «Доля МП в общем количестве предприятий региона» на уровне 60%. Значение показателей «Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в регионе» и «Доля оборота малых предприятий в общем обороте предприятий региона» в развитых странах составляют 50-60%, исходя из чего рекомендуемая величина данных показателей определена на уровне 50%. Величина показателя «Доля среднемесячной начисленной заработной платы работников МП в среднемесячной начисленной заработной платы в регионе» составляет не менее 90%, поскольку заработная плата работников малых предприятий не должна быть значительно ниже средней по региону. Нижнюю границу показателя «Доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в инвестициях в основной капитал предприятий региона» предложено увеличить до 40%, поскольку, как показывает практика США и стран Европейского Союза, около 60% всех инновационных разработок приходится на сектор малого предпринимательства.

Результативность реализации региональной политики по поддержке малого предпринимательства является одним из элементов ее оценки. Расчет сводного показателя, характеризующего результативность региональной политики по поддержке малого предпринимательства, является ключевым элементом при оценке результативности реализуемых направлений региональной политики. При расчете сводного показателя будем применять индексный подход. Индекс результативности региональной политики по

поддержке малого предпринимательства (/1рез), рассчитывается по формуле (1) средней арифметической простой.

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е Ь / к

/Г =—- , (1)

Ьфин. затраты

где - индекс соответствующего параметра оценки (масштаб деятельности,

социальная эффективность, эффективность функционирования, инвестиционная эффективность);

k - количество параметров оценки;

1фин.затраты - индекс финансовых затрат выделенных на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Индекс соответствующего параметра оценки (^), рассчитывается по формуле (2) средней арифметической простой.

Е

]

Ь , (2)

т

где - индекс соответствующего количественного или качественного показателя в исследуемой группе параметра оценки;

m - количество показателей в исследуемой группе параметра оценки.

Индекс соответствующего показателя оценки (), рассчитывается по формуле (3).

Физ

п

(3)

где Физ - величина количественного или качественного показателя в исследуемой группе параметра оценки;

п - анализируемый год.

Таким образом, исходя из оценки особенностей развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства, установлена взаимосвязь между становлением региональной политики в государстве в целом и этапами ее развития в сфере поддержки малого предпринимательства, исследована динамика оценки развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства в зависимости от нормативной правовой базы на всех уровнях власти, выявлена тенденция расширения полномочий субъектов РФ в части разработки и реализации региональной политики по поддержке малого предпринимательства.

В данной статье рассмотрены различные подходы к оценке результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства. Для оценки результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства нами предложена усовершенствованная методика по ее оценке, позволяющая оценить результативность региональной политики в части поддержки малого предпринимательства по основным направлениям, а именно, по масштабу деятельности, социальной и инвестиционной эффективности, эффективности функционирования.

Использование представленной методики направлено на решение следующих задач: снижение уровня субъективизма в оценке; анализ результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства в отдельно взятом субъекте Российской Федерации без проведения сравнительного анализа с другими субъектами; проведение оперативного и стратегического анализа органами государственной власти и управления для корректировки и выработки направлений региональной политики по поддержке малого предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Штульберг, Б. М. Региональная политика России: теоретические основы задачи и методы реализации [Текст]: монография / Б. М. Штульберг, В.Г. Введенский. -М.: Гелиос АРВ, 2000. - 208 с.

2. Гапоненко, А.Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона [Текст] / А.Л. Гапоненко // Пространственная экономика. -2005. - № 4. - С. 40-53.

3. Гапоненко, А.Л. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления [Текст]: монография / А.Л. Гапоненко, В.Г. Полянский. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 128 с.

4. Лексин, В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития [Текст] / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 372 с.

5. Троцковский, А.Я. Государственная поддержка экономики муниципальных образований Алтайского края: ключевые инструменты [Текст] /

A.Я. Троцковский, М.П. Щетинин // Стратегическое управление пространственным развитием субъектов федерации и городов Сибири. - 2009. -С. 359-376.

6. Троцковский, А.Я. Ключевые концепции региональной политики: сравнительный анализ теоретических основ [Текст] / А.Я. Троцковский, Ю.Ю. Наземцева // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - № 2-1 (82). - С. 298-302.

7. Троцковский, А.Я. Концептуальные основы регулирования территориального развития на мезоуровне [Текст] / А.Я. Троцковский, М.П. Щетинин // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 2-2. - С. 298-308.

8. Троцковский, А.Я. Социально-экономическое развитие региона: методика и результаты исследования [Текст]: монография / А.Я. Троцковский, М.П. Щетинин, Д.С. Хвалынский, О.А. Иванова, А.А. Троцковский,

B.А. Троцковская, С.В. Пакшенкова, И.В. Стрижкина, Л.А. Капустян, А.М. Сергиенко, Н.П. Гончарова, Е.И. Жидких, Л.В. Родионова, О.Е. Родионова, В.В. Мищенко, Т.П. Емельянова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 373 с.

9. Троцковский, А.Я. Управление региональной экономикой [Текст] / А.Я. Троцковский, Н.А. Чертов: учебное особие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. - 236 с.

10. Гражданкин, В.А. Малое предпринимательство в современных условиях [Текст]: монография / под ред. А. Б. Крутика. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. -126 с.

Рецензент: Мамченко Ольга Петровна, д.э.н., профессор кафедры «Международная экономика, математические методы и бизнес-информатика», ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

Sannikova Inna Nikolaevna

Altai State University Russia, Barnaul E-mail: [email protected] PHHU,: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=429433

Vershinina Anna Pavlovna

Altai State University Russia, Barnaul E-mail: [email protected]

Estimation of features of regional development policy in support of small business

Abstract. In the context of the introduction of anti-Russian sanctions a special role in maintaining economic stability is given to small businesses. Vector of regional policy in relation to small businesses is aimed not so much in the direction of increasing tax revenue, but on the solution of problems of import substitution to reduce tensions on the labor market. Small businesses, as an integral part of the socio-economic system of the region, involved in conducting economic, and social change, providing a significant contribution to the gross regional product and employment. In this regard, regional policy to support small businesses should be promptly corrected accordingly changing conditions of functioning of small businesses.

In this study, the author presents the stages of development of regional policy in general, and in support of small business development, with the result that the authors proposed an element of data evaluation features.

The next component of the article is to offer a methodical approach to the assessment of the effectiveness of regional policy to support small businesses. Considered author's method for assessing the effectiveness of regional policy to support small business can be used authorities and management of the subject of the Russian Federation and municipalities to respond rapidly to changes in operating conditions of small businesses, as well as for the development of regional policy to support small business.

Keywords: regional policy; development of regional policy; estimation of features of regional development policy; especially the development of regional policies to support small businesses; small business; support for small businesses; problems of small business.

REFERENCES

1. Shtul'berg, B. M. Regional'naya politika Rossii: teoreticheskie osnovy zadachi i metody realizatsii [Tekst]: monografiya / B. M. Shtul'berg, V.G. Vvedenskiy. - M.: Gelios ARV, 2000. - 208 s.

2. Gaponenko, A.L. Strategicheskoe planirovanie sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Tekst] / A.L. Gaponenko // Prostranstvennaya ekonomika. - 2005. - № 4. -S. 40-53.

3. Gaponenko, A.L. Razvitie regiona: tseli, zakonomernosti, metody upravleniya [Tekst]: monografiya / A.L. Gaponenko, V.G. Polyanskiy. - M.: Izd-vo RAGS, 2009. - 128 s.

4. Leksin, V.N. Gosudarstvo i regiony. Teoriya i praktika gosudarstvennogo regulirovaniya territorial'nogo razvitiya [Tekst] / V.N. Leksin, A.N. Shvetsov. - M.: Editorial URSS, 2003. - 372 s.

5. Trotskovskiy, A.Ya. Gosudarstvennaya podderzhka ekonomiki munitsipal'nykh obrazovaniy Altayskogo kraya: klyuchevye instrumenty [Tekst] / A.Ya._Trotskovskiy, M.P. Shchetinin // Strategicheskoe upravlenie prostranstvennym razvitiem sub"ektov federatsii i gorodov Sibiri. - 2009. - S. 359-376.

6. Trotskovskiy, A.Ya. Klyuchevye kontseptsii regional'noy politiki: sravnitel'nyy analiz teoreticheskikh osnov [Tekst] / A.Ya._Trotskovskiy, Yu.Yu. Nazemtseva // Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 2-1 (82). - S. 298-302.

7. Trotskovskiy, A.Ya. Kontseptual'nye osnovy regulirovaniya territorial'nogo razvitiya na mezourovne [Tekst] / A.Ya._Trotskovskiy, M.P. Shchetinin // Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - № 2-2. - S. 298-308.

8. Trotskovskiy, A.Ya. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regiona: metodika i rezul'taty issledovaniya [Tekst]: monografiya / A.Ya. Trotskovskiy, M.P. Shchetinin, D.S. Khvalynskiy, O.A. Ivanova, A.A. Trotskovskiy, V.A._Trotskovskaya, S.V. Pakshenkova, I.V. Strizhkina, L.A. Kapustyan, A.M._Sergienko, N.P. Goncharova, E.I. Zhidkikh, L.V. Rodionova, O.E._Rodionova, V.V. Mishchenko, T.P. Emel'yanova. - Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2008. - 373 s.

9. Trotskovskiy, A.Ya. Upravlenie regional'noy ekonomikoy [Tekst] / A.Ya. Trotskovskiy, N.A. Chertov: uchebnoe osobie. - Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2003. -236 s.

10. Grazhdankin, V.A. Maloe predprinimatel'stvo v sovremennykh usloviyakh [Tekst]: monografiya / pod red. A. B. Krutika. - Barnaul: Izd-vo AGAU, 2009. - 126 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.