УДК 331.7.012(470.55) + 658.1(470.55)
ББК У9(2р-Че)09
ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
И.Г. Матвеева
В статье рассмотрены этапы развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области, вопросы создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на областном уровне, представлены формы поддержки предпринимательства по приоритетным видам деятельности. Инфраструктурное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства Челябинской области представлено по отдельным направлениям, определены перспективы его развития с позиций реализации процессов глобализации экономики. В статье приводятся доказательства того, что государственная поддержка предпринимательства на уровне Челябинской области и муниципальных образований региона, с одной стороны, является важным инструментом реализации экономической политики государства, а с другой, фактором реализации главной цели - устойчивого экономического роста региона и повышение благосостояния населения.
Ключевые слова: экономика предпринимательства, малое и среднее предпринимательство, молодежное предпринимательство, поддержка предпринимательских инициатив.
Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области. На всех уровнях как на региональном, так и на муниципальном принята вся необходимая нормативно-правовая база, выстроено открытое взаимодействие с властью, обеспечен доступ общественности и предпринимателей к участию в принятии решений [4, 5, 6].
Начало развитию поддержки малого и среднего предпринимательства положило принятие Постановления Губернатора Челябинской области от 11.08.1999 № 373 «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области на 1999-2000 годы» вместе с «Областной программой государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 1999-2000 годы». Этот период характеризуется созданием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на областном уровне [7]. При этом всегда среди основных направлений приоритетным считалась поддержка начинающих предпринимателей. На начальном этапе она носила консультационный характер.
2006 год характеризуется началом развития предпринимательства на муниципальном уровне. В этот период к консультационной добавилась имущественная поддержка (создан областной инновационный бизнес-инкубатор). В 2007 году в Челябинской области разворачивается «молодежное предпринимательство», ознаменованное появлением в региональной Программе самого понятия и сформулированными мероприятиями по финансовой поддержке предприятий, возглавляемых молодыми людьми в возрасте до 30 лет (выделе-
ние субсидий для микропредприятий, руководителями которых является молодежь, а также выделение грантов на создание бизнеса).
Начиная с 2009 года, значимость поддержки молодежного предпринимательства усилилась выходом программы «Поддержка и развитие начинающих предпринимателей, молодежного предпринимательства», которая характеризуется созданием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях и открытием специализированного бизнес-инкубатора для незащищенных слоев (в первую очередь - для молодежи). Акцент на поддержке данной категории предпринимателей позволил Минэкономразвития Челябинской области привлекать средства из Федерального бюджета на субсидирование затрат по реализации молодежных бизнес-проектов. Именно благодаря такой поддержке на Южном Урале активно развивается молодежное предпринимательство. Так, в областном инновационном бизнес-инкубаторе в 2013 году количество фирм, созданных бизнесменами в возрасте до 30 лет, выросло на 66 %. В настоящее время в бизнес-инкубаторе размещаются 1400 компаний, они занимают свыше полутора тысяч квадратных метров офисных площадей.
Основные приоритетные направления реализации областной целевой программы представлены на рис. 1.
В целях ликвидации административных барьеров в Челябинской области предусмотрены следующие мероприятия:
1) в рамках реализации Федерального закона № 294-ФЗ действует механизм согласования с органами прокуратуры внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства
Рис. 1. Пять основных направлений реализации областной целевой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Челябинской области (ОЦП) [4]
(СМСП) и ежегодных планов контрольных мероприятий, а также уведомительный порядок о начале осуществления предпринимательской деятельности. Сводный ежегодный план проверок СМСП размещается на сайте Прокуратуры Челябинской области, в структуре которой в 2012 году создано специальное подразделение - отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей;
2) принят новый областной Закон от
29.08.2013 № 519-ЗО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области» и сформирован аппарат нового государственного органа;
3) в качестве устранения административных ограничений проводятся общественная экспертиза и оценка регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов (НПА) в сфере предпринимательства;
4) открыта «горячая линия» по проблемам предпринимательства, в результате чего каждое обращение граждан рассматривается индивидуально, даются подробные разъяснения и рекомендации в рамках полномочий; при необходимости для разрешения спорных вопросов привлекаются уполномоченные органы власти и прокуратура.
Необходимо отметить, что все проекты принимаемых нормативно-правовых актов в сфере предпринимательства предварительно размещаются на сайте Правительства Челябинской области или непосредственного разработчика проекта для всеобщего обсуждения.
Еще одним аспектом развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области является решение вопроса о снижении налоговой нагрузки для предпринимателей, в рамках чего Правительством Челябинской области принимались важные решения. Так, в 2009 году снижена ставка налога по упрощенной системе налогообложения с 15 до 10 %. С целью стимулирования развития предпринимательства в регионе, а также вовлечения незанятого населения в предпринимательскую деятельность и содействия в организации вывода бизнеса из «тени» с 2010 года в облас-
ти была введена упрощенная система налогообложения на основе патента. В 2012 году принят новый областной закон «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Челябинской области», который вступил в силу с 01.01.2013 г., определивший патентную систему налогообложения в регионе как самостоятельный налоговый режим для 61 вида деятельности. Законом определен потенциально возможный годовой доход по каждому виду деятельности.
Патентная система имеет ряд преимуществ перед другими видами налогообложения:
1) возможно осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники;
2) предприниматели освобождены от предоставления налоговых деклараций;
3) предприниматели освобождены от уплаты НДФЛ, НДС, налога на имущество, на прибыль и т. д.
С начала действия данного областного закона (с 01.01.2013 года) за I полугодие 2013 года предпринимателями приобретено 2019 патентов, из них:
419 - для осуществления розничной торговли (20,8 %);
302 - для грузоперевозок автотранспортом (15 %);
199 - в сфере бытовых услуг (9,9 %);
195 - репетиторство и др. (9,7 %).
В рамках действия предыдущего Закона о патенте за 4 года (с 2009 г. по 2012 г.) индивидуальными предпринимателями получено 3073 патент. При новых условиях получения патента только за 6 месяцев 2013 года предпринимателями было уже приобретено 2/3 от этого количества.
Рассмотрим следующий вид поддержки -имущественный, осуществляемый в рамках региональной Программы развития предпринимательства.
Имущественная поддержка выражается долгосрочной арендой имущества субъектов малого и среднего предпринимательства (здесь и далее
СМСП). Для этой цели сформированы и размещены в сети интернет Перечни для аренды областного и муниципального имущества.
В Челябинской области за период с
01.10.2011 г. по 01.04.2013 г. СМСП в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сократилось количество областных и муниципальных объектов недвижимости, подлежащих приватизации. На рис. 2 показана динамика сокращения объектов недвижимости, арендуемых предпринимателями Челябинской области, соответствующих Федеральному закону № 159 от 22.07.2008 г.
Для арендаторов областной недвижимости установлен понижающий коэффициент аренды -
0,7. Предусмотрена льготная аренда офисов (с оборудованными рабочими местами) для резидентов бизнес-инкубаторов, а также льготный выкуп арендуемых СМСП помещений в рамках Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, который называется «малой приватизацией». По малой приватизацией понимается выкуп помещений СМСП без торгов, которые добросовестно арендуют имущество в течение нескольких лет.
По состоянию на 01.07.2013 г. в рамках «малой приватизации» в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ выкуплено 1320 объектов недвижимости общей площадью 211 тыс. кв. м.
По мнению автора, принятый Федеральный Закон (от 02.07.2013 № 144-ФЗ), значительно улучшает условия для предпринимателей, так как предусматривает продление срока действия Закона до 1 июля 2015 года СМСП и значительно улучшает условия предпринимателей при использовании и выкупе имущества. Субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим
имущество в течение 2-х и более лет до 1 июля 2013 года, предоставлено право льготного выкупа. Законом отменены ограничения по площади выкупаемых СМСП помещений, требование первона-
чального взноса при оплате в рассрочку и при рассрочке для СМСП устанавливаются равномерные платежи.
По мнению специалистов [1-3, 8] все эти изменения позволят большему числу предпринимателей реализовать свое преимущественное право на более выгодных условиях, в том числе и тем, кто в настоящее время получил отказ (согласно требованиям ранее действующего законодательства). В августе 2013 года принят новый областной Закон о рассрочке, сохранивший более длительный предельный срок в регионе (5 лет), чем это предусмотрено на федеральном уровне (3 года).
По результатам проведенного исследования в настоящее время наиболее востребованная предпринимателями форма поддержки - финансовая. В 2013 году на данный вид поддержки в рамках областных и муниципальных программ направлено более 700 млн рублей. Кроме того, 405 млн рублей Челябинская область дополнительно привлекла из федерального бюджета. Данные средства, по оценкам специалистов, направлены на приоритетные мероприятия по субсидированию затрат бизнеса, предоставление грантов инноваторам, развитие Гарантийного фонда и софинансирование местных бюджетов (для оказания финансовой поддержки на муниципальном уровне, рис. 3).
Кроме того, из федерального бюджета привлечено 6 млн рублей, которые направлены на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, популяризацию бизнеса среди молодежи, сопровождение начинающих предпринимателей.
Считаем, что основные направления оказания финансовой помощи можно структурировать следующим образом:
- поддержка производственного бизнеса (как промышленного, так и сельскохозяйственного) и его модернизация;
- поддержка предпринимателей в муниципалитетах за счет софинансирования муниципальных программ, объемы которых ежегодно растут.
Финансовую поддержку могут получить и некоммерческие организации предпринимателей Челябинской области.
Региональная Программа развития бизнеса в 2013-2014 годах содержит отдельный раздел для молодых и начинающих предпринимателей, пре-
750
500
250
0
545
447
380
317
260
227
144
01.10.2011 г. 01.01.2012 г. 01.04.2012 г. 01.07.2012 г. 01.10.2012 г. 01.01.2013 г. 01.04.2013 г.
Рис. 2. Количество объектов недвижимости, арендуемых предпринимателями Челябинской области за период с 01.10.2011 г. по 01.04.2013 г. [4, 5]
180
150
120
90
60
30
150,4
128,1
100,0
125,0* 100,2
49,5
31,0 35'8 16,5 в 25,0
5,4 4,7 9'4| 'А
5.^ч,^ФФ4’
25,4
271
114,4
66,5
33,5
75,0
39,4
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
(план)
■ местный бюджет областной, федеральный бюджеты *в том числе на поддержку моногородов Сатка, Карабаш (в 2010 году - 83,9 млн рублей, в 2011 - 9,6 млн рублей)
Рис. 3. Показатели объема софинансирования Программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Челябинской области за период с 2005 г. по 2013 г. (млн руб.) [5]
дусматривающий организационные мероприятия (развитие бизнес-инкубатора, обучающие программы, содействие в трудоустройстве), реализуемые совместно с Министерством образования Челябинской области, Главными Управлениями молодежной политики Челябинской области и Главными Управлениями по труду и занятости Челябинской области. Помимо субсидий на возмещение затрат по реализации бизнес-проектов субъектами молодежного предпринимательства, Программой предусмотрена возможность компенсации затрат по уплате лизинговых платежей, стоимости вознаграждения по поручительствам и т. д.
В сентябре 2012 года принят новый порядок возмещения затрат по уплате % по кредитам. Впервые максимальный размер субсидии предпринимателю составил 5 млн руб. из расчета 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ (8,25 %), но не более годовых налоговых отчислений за предыдущий год.
К общим условиям предоставления субсидий (государственная регистрация, осуществление приоритетных видов деятельности; отсутствие долгов по налогам; сохранение рабочих мест и налоговых отчислений; зарплата - не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения (7851 руб.)), добавлены дополнительные требования к получателям поддержки. Претендовать на получение субсидии могут только те предприниматели, у которых:
- среднесписочная численность работников составляет не менее 30 человек;
- привлечен кредит на строительство производственных зданий (сооружений), на создание,
развитие или модернизацию производства в размере более 3 млн руб.;
- погашено не менее 10 % кредита, 10 % от всей суммы процентов по кредиту и срок окончания действия кредитного договора - не ранее 1 года с даты подачи заявления.
Критериями принятия решений о субсидировании являются:
- бюджетная эффективность - это соотношение объема налоговых отчислений, запланированных СМСП в текущем финансовом году, в бюджеты всех уровней к запрашиваемому размеру субсидии;
- социальная эффективность - это соотношение средней заработной платы на предприятии в текущем финансовом году к средней заработной плате за аналогичный период в муниципальном образовании по месту осуществления деятельность;
- сохранение и создание новых рабочих мест.
В настоящее время в Челябинской области
действует Государственная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2014 год» (постановление Правительства Челябинской области от
22.10.2013 г. № 332-П), в соответствии с которой для оказания финансовой поддержки приоритетными видами деятельности СМСП являются:
1) обрабатывающие производства (кроме производства подакцизных товаров);
2) производство изделий народных художественных промыслов и ремесленных изделий;
3) инновационная деятельность;
4) сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство;
5) здравоохранение (деятельность лечебных учреждений, врачебная практика, ветеринарная деятельность, прочая деятельность по охране здоровья), образование и предоставление социальных услуг;
6) услуги по организации внутреннего, въездного туризма.
Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства Челябинской области включает в себя более 240 объектов. Приведем некоторые из них:
- Отдел поддержки и развития предпринимательства Министерства экономического развития Челябинской области;
- Общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства Челябинской области;
- Областные общественные объединения предпринимателей (12);
- Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области (Гарантийный фонд);
- Евро Инфо Корреспондентский Центр;
- Центр субконтрактации (ООО «НеоИнжиниринг»);
- Муниципальные Фонды поддержки предпринимательства (9 в 8 муниципальных образованиях), из них 3 - со статусом микрофинансовой организации;
- Информационно-консультационные Центры по поддержке бизнеса в муниципалитетах (57);
- Общественные объединения СМСП в городах и районах области (78);
- Советы (комиссии) по развитию бизнеса в муниципалитетах области (85);
- Бизнес-инкубаторы (5);
- Технопарки (2) и др.
Развивается система микрофинансирования на «местах». В первом полугодии 2013 года мик-рофинансовыми организациями выдано 99 займов на 40,8 млн руб. (ставка - 8,8 %).
Помощь предпринимателям оказывает также областной Гарантийный Фонд, который выступает поручителем у предпринимателя перед банками (имущественный взнос - 429,3 млн рублей бюджетных средств и дополнительно привлеченных 252 млн рублей из федерального бюджета). Фонд сотрудничает с 19 банками-партнерами. Суммы кредитов, выданных под поручительства Фонда, уже достигли 3,9 млрд руб.
В 2012 году Попечительским советом Фонда принято решение о снижении размера вознаграждения за предоставление поручительства:
- в 10 раз (до 0,1 %) - для инновационных предприятий;
- в 2 раза (до 0,5 %) - для предприятий сельскохозяйственной сферы;
- на треть (до 1 %) - для организаций малого бизнеса, желающих взять кредит на модернизацию основных фондов, за исключением приобретения недвижимости.
Развивается Фондом и новое направление -предоставление субъектам малого предпринимательства поручительств по договорам лизинга (в числе партнеров Фонда - лизинговая компания ООО «РФЦ-Лизинг») и по договорам банковской гарантии.
В помощь экспортно-ориентированным предприятиям в июле 2012 года на базе Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области открыто региональное представительство Евро Инфо Корреспондентского Центра (ЕИКЦ). Центр нацелен на бесплатное консультирование предпринимателей по вопросам выхода на внешние рынки Евросоюза, поиск бизнес-партнеров как по России, так и за ее пределами.
С момента начала деятельности ЕИКЦ по состоянию на 01.01.2014 года подготовлены и размещены в базах данных сети ЕвроИнфоЦентров и Европейской сети поддержки предпринимательства 43 профиля (запросов и предложений) предприятий Челябинской области, из которых 18 - нацелены на поиск потенциальных партнеров в странах ЕС и других зарубежных странах, 25 - на поиск потенциальных партнеров в регионах России.
В результате было получено более 450 контактных данных потенциальных партнеров из региональных ЕИКЦ и европейских центров сети поддержки предпринимательства.
Обработано 237 межрегиональных и 50 зарубежных запросов предпринимателей, заинтересованных в поиске потенциальных деловых партнеров в Челябинской области [7].
Количество СМСП, получивших услуги по всем направлениям деятельности регионального ЕИКЦ, составило 180 единиц.
Для установления прямых кооперационных связей между малыми, средними и крупными производственными предприятиями в Челябинской области действует Региональный центр субконтрактации, который входит в Общероссийскую систему производственной кооперации.
На 01.01.2014 года через Региональный центр субконтрактации (ООО «Неоинжиниринг») прошло более 3750 производственных заказов на сумму 3,1 млрд руб.
По состоянию на 01.01.2014 года Центром субконтрактации проведено 6 бирж субконтрактов. Центром субконтрактации при организационной поддержке Минэкономразвития области реализован проект по изданию Каталога субконтракторов Челябинской области.
Все большим спросом у предпринимателей пользуются услуги Центра субконтрактации по содействию в установлении прямых кооперационных связей между производственными предприятиями.
Для оказания информационно-консультационной поддержки СМСП всех городов и районов области Министерством экономического развития переданы информационные терминалы (50 ед.), которые позволяют предпринимателям самостоятельно работать с нормативными базами и порталом государственных услуг. Кроме того, областью приобретены лазерные принтеры к ним.
В целях стимулирования работы муниципалитетов ежегодно проходит областной конкурс «Лучший городской округ (муниципальный район) Челябинской области по развитию малого и среднего предпринимательства».
В 2013 году в Конкурсе участвовали 35 территорий Челябинской области.
Оценки предпринимательского сообщества и общественности о комфортности бизнес-климата региона и столицы Южного Урала имеют большое значение для развития Челябинской области.
По «ИНДЕКСу ОПОРЫ 2010-2011» Челябинская область заняла 3 место (после Московской области, Краснодарского края), а город Челябинск
- 1 место среди 11 городов-миллионников.
По итогам исследования «ИНДЕКС ОПОРЫ 2012», Челябинская область поднялась за год с 3го на 2-е место (среди 39 регионов России).
В Конкурсе «Золотой Меркурий» как на региональном, так и на федеральном уровне город Челябинск занял 1 место среди муниципалитетов с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства, что говорит о достаточно высоком уровне развития предпринимательства и комфортности бизнес-среды региона.
Проведенный экспертами журнала FORBES в
2012 году рейтинг показал, что город Челябинск вошел в тройку лидеров (рейтинг Сочи - 0,77, Уфа и Челябинск - 0,76).
В мае 2013 года экспертами журнала FORBES представлен новый рейтинг 30 городов России с комфортным бизнес-климатом, в число которых вошел Магнитогорск (28 место), в 2012 году был Челябинск.
Таким образом, проведя анализ информационных источников, отражающих особенности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, можно сделать вывод, что в регионе создан благоприятный бизнес-климат, выросло число молодых предпринимателей, возросли объемы финансирования областных целевых программ. Особое внимание, по нашему мнению, уделяется вопросам софинансирования муниципальных программ поддержки предпринимательства, активно привлекаются федеральные средства, повышается доступность предпринимателей к кредитным ре
сурсам, организована помощь для субъектов малого и среднего предпринимательства в поиске партнеров для реализации выпускаемой продукции и выходе на внешний рынок. Считаем, что мероприятия, проводимые в Челябинской области и направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, являются эффективными и приносят положительные результаты.
Литература
1. Кузменко, Ю.Г. Формирование аналитической модели «точно в срок» в сфере товарного обращения торгового предприятия / Ю.Г. Кузменко, Г.М. Грейз, С.Г. Грейз // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства: сб. материалов XI Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 22-24 апреля 2013 г.). - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2013. - С. 166-169.
2. Кузменко, Ю.Г. Анализ концепций взаимо-дей-ствия основных логистических потоков /Ю.Г. Кузменко, Г.М. Грейз, И.В. Хатеев // Российское предпринимательство. - 2013. - № 5(227). -С. 26-32.
3. Кузменко, Ю.Г. О роли логистики в вопросах социально-экономического развития региона / Ю.Г. Кузменко // Экономика и бизнес. Взгляд молодых: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых (Челябинск, 23-25 декабря
2013 г.). - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2013.
4. Малый бизнес Челябинской области. -www.chelbiznes.ru (дата обращения 12.12.2013).
5. Министерство экономического развития
Челябинской области. - http://www.econom-
chelreg.ru (дата обращения 22.12.2013).
6. Мурзина, Е.В. О содействии развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Челябинской области. Доклад Министра экономического развития Челябинской области на областном совещании при Губернаторе области 19.06.2013 г. / Е.В. Мурзина. -http://www.econom-chelreg.ru/news?news=2221 (дата обращения 03.02.2014).
7. На Южном Урале благодаря господдержке выросло число молодых бизнесменов (23 января 2014, 13:21 (мск) | Экономика | «Российская газета»). - http://news.mail.ru/inregions/ural/74/econo-mics/16616945/?frommail=1
8. Савельева, И. П. Об организации финансирования интегрированных предпринимательских структур региональной экономики / И.П. Савельева, К.В Екимова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 1 (09). - http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/no1.html
Матвеева Ирина Геннадьевна. Аспирант кафедры «Экономика торговли», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected].
Поступила в редакцию 12 мая 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series “Economics and Management” _________________________________________________________________2014, vol. 8, no. 2, pp. 131-137
SUPPORT AND DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE CHELYABINSK REGION
I.G. Matveeva, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article describes the stages of development of small and medium business of the Chelyabinsk region, the creation of small business support infrastructure at the regional level, forms of support entrepreneurship are given in terms of priority types of activity. Infrastructural support of small and medium business of the Chelyabinsk region is represented in certain areas, prospects of development are defined in terms of implementation of economic globalization. The article proves the fact that state support of entrepreneurship at the level of Chelyabinsk region and municipalities of the region, on the one hand, is an important tool for the implementation of economic policy, and on the other, it is the main goal of implementation which is a sustainable economic growth in the region and improvement of the population welfare.
Keywords: economics of entrepreneurship, small and medium business, youth entrepreneurship, support of entrepreneurial initiatives.
References
1. Kuzmenko Yu.G., Greyz G.M., Greyz S.G. [Formation of Analytical Model "Just in Time" in the Sphere
of Commodity Circulation at a Trading Company]. Torgovo-ekonomicheskie problemy regional’nogo biznes-prostranstva: sb. materialov XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Chelyabinsk, 22-24 aprelya 2013 g.) [Trade
and Economic Issues of Regional Business Space: Materials of XI International Scientific Practical Confe-
rence]. Chelyabinsk: South Ural St. Univ. Publ., 2013, pp. 166-169. (in Russ.)
2. Kuzmenko Yu.G., Greyz G.M., Khateev I.V. [Analysis of Interaction of the Basic Concepts of Logistics Flows]. Rossiyskoepredprinimatel’stvo [Russian Entrepreneurship], 2013, no. 5(227), pp. 26-32. (in Russ.)
3. Kuzmenko Yu.G. [On the Role of Logistics in Terms of Social and Economic Development of the Region]. Ekonomika i biznes. Vzglyad molodykh: sb. materialov Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. molodykh uche-nykh (Chelyabinsk, 23-25 dekabrya 2013 g.) [Economy and Business. Views of the Youth: Materials of International Scientific Practical Conference of Young Scientists]. Chelyabinsk: South Ural St. Univ. Publ., 2013. (in Russ.)
4. Malyy biznes Chelyabinskoy oblasti [Small Business of the Chelyabinsk Region]. Available at: /www.chelbiznes.ru/ (accessed 12.12.2013).
5. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Chelyabinskoy oblasti [Ministry of Economic Development of the Chelyabinsk Region]. Available at: http://www.econom-chelreg.ru/. (accessed 22.12.2013).
6. Murzina E.V. O sodeystvii razvitiyu malogo i srednego predprinimatel’stva v munitsipal’nykh obrazova-niyakh Chelyabinskoy oblasti. Doklad Ministra ekonomicheskogo razvitiya Chelyabinskoy oblasti na oblastnom soveshchanii pri Gubernatore oblasti 19.06.2013 g. [On the Promotion of Small and Medium Business in the Municipalities of the Chelyabinsk Region. Report of the Minister of Economic Development of the Chelyabinsk Region in the Regional Meeting at the Governor of the Region, dated 19.06.2013]. Available at: http://www.econom-chelreg.ru/news?news=2221 (accessed 03.02.2014).
7. Na Yuzhnom Urale blagodarya gospodderzhke vyroslo chislo molodykh biznesmenov [State Support Increases the Number of Young Businessmen at the South Ural Region (January 23, 2014, 13:21 (MSK) | Economy | “Rossiyskaya Gazeta”)]. Available at: http://news.mail.ru/inregions/ural/74/economics/16616945/?frommail=1
8. Savel'eva I.P., Ekimova K.V. [On Financing of Integrated Business Structures of the Regional Econo-
my]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). [Current Research on Social Problems (Electronic Scientific Journal)], 2012, № 1 (09). Available at: http://sisp.nkras.ru/e-
ru/issues/2012/no1.html (in Russ.)
Matveeva Irina Gennadevna. Postgraduate student of Trade Economy department, South Ural State University (Chelyabinsk), [email protected].
Received 12 May 2014