К вопросу о некоторых аспектах стандартизации нормативно-правого регулирования торговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Попов Илья Владимирович,
аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, ilya.v.popov@mail.ru
В статье дана краткая характеристика предмета регулирования федерального закона «о регулировании торговой деятельности», рассмотрена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по регулированию торговли. Исследована правовая природа национальных стандартов, их значение как регуляторов торговых отношений, порядок применения. Так же в статье освещается стандартизация документов -национальных стандартов. Они конкретизируют основные понятия в сфере торговли (оптовая торговля, розничная торговля, торговый объект, тип торгового предприятия, формы торговли и др.). В статье дается общая оценка Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года; анализируются ее основные принципы; указывается на механизмы правового регулирования хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Ключевые слова: субъект малого и среднего предпринимательства, торговая деятельность, малый и средний бизнес, стандартизаций.
В современных экономических реалиях в России, и тут мы начинаем отсчет с докризисного периода 2006 года и по настоящее время, нормативно-правовое регулирование общественных отношений в сфере участия малого и среднего бизнеса в торговле, в большинстве своем, было ознаменовано следующими законами - ФЗ №381 от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» (далее - Закон о торговой деятельности) и ФЗ №-209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии МСП).
Состав торгового законодательства и характер норм, регулирующих торговые отношения, значительно отличается от гражданского законодательства, которое согласно п. о) ст. 71 Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации, тогда как нормативное правовое регулирование торговых отношений помимо федерального законодательства в значительной мере осуществляется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации1.
Законом о торговой деятельности определены основные понятия в данной сфере, такие как: торговля, розничная торговля, оптовая торговля, торговый объект, торговая сеть и прочее. Также данным законом определены полномочия и обязанности федеральных, региональных и муниципальных властей, по осуществлению правового регулирования торговли и обязанности по принятию мер, направленных на развитие торговой деятельности, а также компетенция Министерства промышленности и торговли в РФ как ведомственного регулятора данной сферы правоотношений. Установлены и пределы государственного регулирования в данной сфере, заключающиеся в требованиях к организации торговли и преимущественно выражающихся в планировании развития торговли потребительскими товарами, создании торговой инфраструктуры, продвижению мероприятий, способствующих развитию торговой отрасли.
В том числе и субъекты РФ осуществляют мероприятия по стимулированию деятельности торговых предпринимателей, в частности субъектов малого и среднего предпринимательства, принимают нормативные правовые акты по организации и осуществлению ярмарочной торговли и торговли на розничных рынках2.
Это позволяет сделать вывод о том, что данным законом во многом определена торговая политика на государственном уровне. И значительная роль в политике развития торговой деятельности отнесена на субъекты РФ, которым отведена компетенция в создании программ развития торговли в своем регионе, выраженной в установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, проведению анализа рынков товаров, осуществляющих торговлю на территории субъекта, стимулированию развития предпринимателей относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства и осуществляющих свою деятельность в сфере торговли. Однако, безусловно, на стандартизацию принимаемых на региональном уровне нормативно-правовых актов регулирующих торговую деятельности влияет общегосударственная политика в данной сфере выражаемая, в том числе, в ежегодных посланиях Президента РФ, многие аспекты из которых, затем декларируются в Указы Президента РФ и соответствующие Постановления Правительства РФ. В одном из последних посланий было отмечено, что малое и среднее предпринимательство играет весомую роль в становлении рыночной экономики и оперативно реагирует на изменения рынка товаров и услуг, способствует поддержанию свободной конкуренции на товарных рынках.
Это дает нам понимание того, что даже при сложившейся ситуации выраженной в особом внимании и поддержке к агрохолдингам, промышленным предприятиям, круп-
© £
Ю
5
2
сч со £
Б
а
2 о
ным сырьевым компаниям, видна положительная тенденция на увеличение количества программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в торговой сфере. К актам нормативно выражающим вышеназванную тенденцию, по мнению Андреевой Л.В., относятся и Приказ Минпормторга от 25.12.2014 №2733, утвердивший Стратегию развития торговли в РФ на период с 2015 по 2020 года. Данную Стратегию можно расценивать как документ определяющий торговую политику, развитие торговой отрасли рассматривается как создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектам торговой деятельности любых размеров (малых, средник, крупных) при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия. Поставлена задача сформировать в регионах «матрицу» торговых форматов: наличие на территории максимального количества торговых форматов (т.е. типов торговли, характеризующихся набором однородных способов ведения бизнеса, видом используемого торгового объекта, ориентацией на определенную группу потребителей) как сетевых, так и несетевых, на конкурентных условиях как для потребителя (с возможностью выбора потребителем разных торговых форматов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю), так и для отечественного производителя (с возможностью осуществления сбыта производимых товаров через различные форматы торговли как каналы сбыта)3.
В частности, интересным нововведением считаем и то, что к исполняющим субъектам помимо (Минпромторга России, органов государственной власти субъектов РФ), на которых в Стратегии выложена обязанность к 2020 году воплотить работу, выражающуюся в проектах нормативных актов, методических документах, аналитических документах, программных продуктах, технических заданиях, отнесены и такие субъекты как «Заинтересованные ассоциации», к которым полагаем можно отнести, например, и ассоциацию компаний розничной торговли и др.
По аналогичному принципу формируется и нормативно-правовая база осуществляющая регулирование деятельности субъектов МСП, на наш взгляд, главный принцип закрепленный в законе выражен в том, что каждый субъект МСП, в том числе осуществляющий деятельность
в торговой сфере, вправе рассчитывать на разностороннюю поддержку со стороны государства как на федеральном, региональном так и на муниципальном уровне.
Так это явно выражается в том, что упомянутый выше закон о развитии МСП закрепляет и региональное нормотворчество в системе норм, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства4.
Прийти к данному выводу позволяет и анализ федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих институт поддержки субъектов МСП, в частности в сфере торговли, которые в большинстве своем формируют лишь общие положения, в то время как содержательно, детализировано и с учетом территориальных особенностей размещения торговых объектов и местных градостроительных особенностях способны регулировать лишь нормативно-правовые акты, принимаемые на региональном уровне5.
Однако, полагаем, стоит отметить и мнение некоторых ученых считающих, что несмотря на обширное нормотворчество в сфере государственного регулирования торговой деятельности субъектов МСП, в массе своей, выраженное в различных послаблениях для названых субъектов, будь то в области налогового или тарифного регулирования, в области конкуренции или защите прав потребителей, в области кредитования и иных, на практике складывается ситуация при которой региональные органы власти считают, наиболее эффективным методом переложить некоторые свои функции на рынок как на саморегулируемый механизм, тем самым отстраняясь от возложенных на них обязанностей и компетенций по развитию регулирования и поддержке малого и среднего предпринимательства.
В этой связи важным нормативно-правовым актом в сфере стандартизации регулирования деятельности субъектов МСП в плоть до 2030 года, является Стра-тегия-2030, утвержденная Правительством РФ №1083-р от 02.06.2016. В Стратегии-2030 достаточно тщательно проработаны правовые механизмы, обеспечивающие повышение качества государственного регулирования в сфере МСП.
Можно выделить следующие основные направления правового регулирования в сфере МСП, заложенные в Страте-гию-2030: 1) снижение административных барьеров и нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов; 2) недопущение дискриминации в доступе при
подключении и упрощение правил (утверждение типовых форм договоров) по осуществлению подключения субъектами МСП к система водоснабжения, водо-отведения, теплоснабжения, газоснабжения и др.; 3) упрощение процедур доступа малых и средних предприятий к использованию объектов движимого и недвижимого имущества, особенно такое упрощение актуально для субъектов МСП осуществляющих торговлю в нестационарных торговых объектах; 4) развитие правового механизма регулирования деятельности отдельных субъектов МСП путем создания саморегулируемых организаций, на примере (аудиторской деятельности, оценочной деятельность, деятельность арбитражных управляющих, и т.д), способствующих обратной связи государства-субъектов МСА и общественного мониторинга принимаемых решений в сфере развития таких организаций; 5) изменения вектора развития с постоянной и навсегда продуманной правотворческой деятельности в сторону большего акцента на сферу правопримене-ния6.
Согласно Стратегии-2030 целью является - развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.
Базовыми индикаторами достижения указанной цели в 2030 году выступают: 1) увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении); 2) увеличение в 2 раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении); 3) увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20 процентов; 4)увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35 процентов7.
Можно сделать вывод, что Страте-гия-2030 представляет собой документ, содержащий в себе механизмы взаимодействия органов власти всех уровней, субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, являющих собой институт инфраструктуры поддер-
жки субъектов МСП и гарантированное сопоставление между ожиданиями предпринимательской среды и осуществляемыми мерами по созданию благоприятных условий развития бизнеса.
Стоит отметить и значимость принятого ФЗ №-156 от 29 июня 2015 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в РФ», которым в систему добавлен новый субъект оказывающий поддержку предпринимательской деятельности - «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - «Корпорация по развитию МСП»), ставший наряду органами власти федерального, регионального и муниципального уровня реализующими в рамках своих компетенций и полномочий соответствующие федеральные, региональные, муниципальные программы по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Деятельность корпорации по развитию МСП выражена в компетенциях по сопровождению инвестиционных проектов, осуществляемых субъектами МСП, способствованию формирования для них конкурентной среды, развитию инфраструктурных условия для ведения ими предпринимательской деятельности, поддержке в их реализации производимых товаров и осуществляемых услуг.
Кроме того, деятельность корпорации по развитию МСП сопряжена с: взаимодействием с органами формирующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП в виде аккумулирования информации об оказанной поддержке и о результатах ее использования; оценочной деятельности успешности государственных органов в области поддержки субъектов МСП; выделением критериев и их соблюдении по недискриминации доступа субъектов МСП к получению государственной поддержки, в рамках реализуемых программ по поддержке развития субъектов МСП государственными органами, а при необходимости подготовке и представлению Правительству РФ предложений по совершенствованию реализации указанных программ.
Согласно Стратегии-2030 к ответственным исполнителям, за осуществление мероприятий в рамках стимулирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, помимо Минэкономразвития России, является и корпорация по развитию МСП в обязанности которой также входят: 1) осуществление мероприятий по расширению участия
субъектов МСП в закупками товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц определенными в соответствии с ФЗ о «закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», программ партнерства с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Результатом должен стать прирост доли закупок товаров, работ, услуг определёнными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем на 2,3% ежегодно.
2) Следующий блок мероприятий необходимых для осуществления корпорацией МСП является разработка рекомендаций для организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по «довыращиванию» поставщиков, в том числе по реализации мер финансовой и иной поддержки малых и средних предприятий в целях стимулирования их развития в качестве потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг конкретными заказчиками.
Результат работы должен валится в повешение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к исполнению контрактов, заключаемых с отдельными видами юридических лиц.
3) Еще один блок мероприятий необходимых для осуществления корпорацией МСП выражается в создании реестров надежных поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, производственные мощности и профессиональные компетенции которых позволяют обеспечить исполнение договоров, заключенных с отдельными видами юридически лиц.
Результатом станет совершенствование практики реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства.
Нельзя оставить без внимания и мероприятия, по развитию торговли и потребительского рынка, отраженных в Стратегии-2030, которыми на Минпром-торг России, Минэкономразвития России и ФАС России, закреплены обязанности по созданию нормативно-правового акта, устанавливающего прозрачные и единообразные правила и общие принципы организации нестационарной и мобильной торговли. Результат принятия такого нормативно-правового акта должно послужить снижению административных
барьеров для развития предприятий в сфере торговли; легализации теневой торговли.
Таким образом, стоит прекратить вносить неоправданные и хаотичные изменения в законодательство о предпринимательской деятельности субъектов МСП, а продолжить пусть стандартизации нормативно-правого регулирования деятельности субъектов МСП, в том числе и в торговле, который должен наладить механизмы взаимодействия между органами власти всех уровней и предпринимательскими объединениями, выраженные в стабильные и понятные всем правила игры.
Литература
1. Федеральный закон №-381 от
28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»
2. Федеральный закон №-209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
3. Федеральный закон №-156 от 29 июня 2015 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в РФ»
4. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»
5. Приказ Минпромторга РФ от
28.07.2010 N 637 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли»
6. Андреева Л.В. Совершенствование правового регулирования торговой деятельности (отдельные аспекты) // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. №1.
7. Андреева Л.В. Стандартизация в системе правового регулирования торговой деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2018. №2.
8. Вайпан В.А., Егорова М.А. Основные принципы и направления правового регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства по Стратегии-2030// Юрист, 2016. №18.
9. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015 №12.
10. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение: Моно-
© £
Ю
I
2
графия/ Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, и др.; отв.ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014.
Ссылки:
1 Андреева Л.В. Совершенствование правового регулирования торговой деятельности (отдельные аспекты) // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018.№1.
2 Андреева Л.В. Стандартизация в системе правового регулирования торговой деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2018.№2.
3 См. тоже Андреева Л.В. (1)
4 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
5 Приказ Минпромторга РФ от 28.07.2010 N 637 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли»
6 Вайпан В.А., Егорова М.А. Основные принципы и направления правового регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства по Стратегии-2030// Юрист, 2016. №18.
7 Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»
On the issue of some aspects of standardization of regulatory and legal regulation of trade activities of small and medium-sized businesses Popov I.V.
Financial University under the Government of the
Russian Federation The paper provides a brief description of the subject of regulation under Federal Law «On Regulation of Trade Activity», elucidates the competence of federal bodies of State power and bodies of the State power of constituent entities of the Russian Federation concerning trade regulation. A significant feature of standardization in the field of trade is the adoption of the RF national standard. The paper highlights of standardization - national standards. They specify the basic concepts in the sphere of trade (wholesale trade, retail trade, trade object, type of a trading enterprise, forms of trade, etc.). The paper examines the legal nature of national standards, their significance as means of trade relations regulation and the order of their application. The article gives a General assessment of the Strategy of development of small and medium enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030; analyzes its main principles; indicates mechanisms of legal regulation of economic activity of subjects of small and average business.
Key words: subject of small and medium-sized business, state program, small and medium-sized business, trade activity, standardization.
References
1. Federal law No.-381 from 12/28/2009 «About
bases of state regulation of trade activity»
2. Federal law No.-209 from 7/24/2007 «About
development of small and average business in the Russian Federation»
3. Federal law No.-156 of June 29, 2015. «About
introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation concerning development of small and average business in the Russian Federation»
4. The order of the Government of the Russian
Federation from 6/2/2016 of N 1083-p (an edition from 3/30/2018) «About the approval of the Strategy of development of small and average business in the Russian Federation until 2030»
5. The order of the Ministry of Industry and Trade
of the Russian Federation from 7/28/2010 N 637 «About the approval of methodical recommendations about development of regional programs of development of trade»
6. Andreyeva L.V. Improvement of legal regulation
of trade activity (separate aspects)//Magazine of enterprise and corporate law. 2018. No. 1.
7. Andreyeva L.V. Standardization in the system of
legal regulation of trade activity//Current problems of Russian law. 2018. No. 2.
8. Waipang V. A., Egorova M.A. The basic principles
and the directions of legal regulation in the sphere of small and average business on Strategy-2030//the Lawyer, 2016. No. 18.
9. Waipang V. A. Bases of legal regulation of activity
of subjects of small and average business// Right and economy. 2015 No. 12.
10. Small and average business: legal support: Monograph/L. V. Andreyeva, T.A. Andronova, etc.; отв. edition of I.V. Yershov. M.: Law, 2014.
см
CO £
6 a
2 о