Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1282
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / TAXATION / STATE CONTROL (SUPERVISION) / SPECIAL TAX REGIMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Телешина Наталья Николаевна, Коровенкова Светлана Александровна

Статья посвящена анализу правового статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в России в современный период. Автор сравнивает правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства в России и зарубежных странах, выявляет особенности налогового регулирования, особенности участия в государственных и муниципальных закупках, особенности проведения государственного и муниципального контроля и др. В результате исследования автором выявлены проблемы и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Телешина Наталья Николаевна, Коровенкова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal status of small and medium business in Russia

The article is devoted to the analysis of the legal status of small and medium-sized businesses in Russia in the modern period. The author compares the legal status of subjects of small and medium business in Russia and foreign countries, reveals the features of tax regulation, features of participation in state and municipal procurement, features of the state and municipal control, etc. As a result of the study, the author identified problems and suggested ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

Предпринимательское право

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

ТЕЛЕШИНА Наталья Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры юриспруденции Муромского института (филиала)

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых». E-mail: fedoseeva82@mail.ru;

КОРОВЕНКОВА Светлана Александровна,

магистрант Санкт-Петербургского государственного университета, юрисконсульт ООО «ПСК» (г. Москва). E-mail: swetl.korovenkova2010@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена анализу правового статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в России в современный период. Автор сравнивает правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства в России и зарубежных странах, выявляет особенности налогового регулирования, особенности участия в государственных и муниципальных закупках, особенности проведения государственного и муниципального контроля и др. В результате исследования автором выявлены проблемы и предложены пути их решения.

Abstract: The article is devoted to the analysis of the legal status of small and medium-sized businesses in Russia in the modern period. The author compares the legal status of subjects of small and medium business in Russia and foreign countries, reveals the features of tax regulation, features of participation in state and municipal procurement, features of the state and municipal control, etc. As a result of the study, the author identified problems and suggested ways to solve them.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, налогообложение, осуществление государственного контроля (надзора), специальные налоговые режимы.

Keywords: small and medium business, taxation, state control (supervision), special tax regimes.

Малое и среднее предпринимательство в России выступает одним из факторов развития экономики, а также позволяет решить проблему создания среднего класса - основы гражданского общества. Результаты экономических исследований свидетельствуют о том, что степень развития малого и среднего бизнеса в стране отражает уровень развития всей экономики. Обычно для оценки уровня развития малого и среднего предпринимательства эксперты используют два основных показателя: долю ВВП, которую занимает малый и средний бизнес; долю активного населения, занятого в данной сфере.

Несмотря на непрерывное регулирование сектора малого и среднего предпринимательства, его фактическое состояние в России оценивается как неудовлетворительное. Он еще отстает от аналогичного в странах с развитой экономикой по количественным показате-

лям, продолжительности жизненного цикла, объему занятого населения и вкладу в ВВП страны.

В качестве причин можно назвать следующие факторы: несовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов, административные барьеры, несогласованность действий федеральных и региональных властей, высокие ставки по кредитам, недостаточность объемов финансирования программ различного уровня, бюрократизм и взяточничество чиновников и др. Преодоление всех этих негативных причин напрямую зависит от реальных проявлений государственной воли.

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года с развитием малого и среднего предпринимательства связывают улучшение инновационного развития, отрасле-

вой структуры экономики, а также социального развития и обеспечение стабильно высокого уровня занятости.

Законодательной основой регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в России является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" .

Согласно данному федеральному закону под субъектами МСП понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Закон о МСП, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

В Закон о МСП были внесены существенные изменения, прежде всего в части правовых критериев отнесения к субъектам МСП, формирования вновь создаваемого Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, организации новой Корпорации развития малого и среднего предпринимательства.

При анализе правового регулирования стран с сильным экономическим развитием, таких как Германия и США2, было выявлено, что данные страны активно оказывают всестороннюю поддержку малому и среднему бизнесу. Малый бизнес в России пока отстает от таких развитых стран, поэтому необходимо создать условия для его эффективного развития. Это предполагает повышение роли и значимости развития информационной базы и создание канала по ее доведению до непосредственных исполнителей и участников процесса. Российской Федерации необходимо приложить усилия для всемерного развития и поддержания в долговременной перспективе нормальной конкурентной борьбы и ее стабильности в качестве рыночной среды хозяйствования.

В целом же на протяжении последних трех лет в законодательство РФ были внесены

1 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СПС «Консультант плюс». (дата обращения: 25.03.2018)

2 Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктриналь-ные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 22 - 2б.

сотни изменений, касающихся деятельности МСП. Часть этих новшеств можно оценить положительно. Они облегчают ведение бизнеса, снимают административные барьеры. В то же время некоторые, напротив, ухудшают положение МСП.

Можно назвать следующие особенности правового регулирования в сфере налогообложения, участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, выполнению работ и оказанию услуг и при осуществлении государственного контроля (надзора) по обеспечению прав и законных интересов субъектов МСП: созданы меры поддержки в сфере налогов и сборов: введены специальные налоговые режимы упрощенная система налогообложения (УСН); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); система патентная система налогообложения).

Также законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Налогоплательщики могут воспользоваться правом на "налоговые каникулы" со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

Правительством РФ было принято важное Постановление от 20.05.2017 N 608 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", которое вносит ясность в существенные моменты работы на рынке госзакупок субъектов малого и среднего бизнеса. Так, у отдельных видов юридических лиц при осуществлении закупок товаров, работ и услуг годовой объем закупок, в которых участвуют субъекты МСП, должен составлять не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок; совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных указанными юридическими лицами только с субъектами МСП, дол-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2018. № 11(167)

жен быть не менее 10%1.

Государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки только у субъектов МСП в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.

Отметим, что внесенные Постановлением изменения направлены на включение всех структур, так или иначе относящихся к государству, в выполнение общегосударственной задачи поддержки малого и среднего предпринимательства: пока путем обязательных закупок у субъектов части продукции для нужд таких структур. Эти меры позитивным образом скажутся на предпринимательской деятельности субъектов МСП и укреплении экономики нашей страны.

Для субъектов СМП действуют специальные правила проведения проверок (общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год, за исключением отдельных случаев продления этих сроков).

Введены "надзорные каникулы" с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года (по общему правилу запрещено проводить любые плановые проверки субъектов МСП, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих некоторые виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере).

В ходе исследования статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в России были выявлены следующие проблемы.

1. В ФЗ №209-ФЗ «О развитии МСП в РФ» одной из целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является увеличение доли уплаченных субъектами среднего предпринимательства налогов, что способствует увеличению налоговой нагрузки.

2. Нормы НК РФ содержат ряд дополнительных условий и ограничений перехода на

1 Атласкирова И. Новеллы в сфере госзакупок // ЭЖ-Юрист. 2017. N 25. С. 7.

специальные налоговые режимы.

3. Переход на специальные режимы налогообложения не дает должного положительного эффекта, так как налогоплательщики обременены дополнительной налоговой нагрузкой.

4. Меры, закрепленные в Законе об МСП, о введении специальных налоговых режимов и получения большинства видов государственной поддержки не распространяют свое действие на субъекты среднего предпринимательства.

5. В целях обхода обязательных конкурсов и аукционов, проведение которых характеризуется наличием четких критериев и требований, заказчики обращаются к практике "иных способов закупки", под которыми часто скрываются испытанные методы организации закупки у единственного поставщика товаров и услуг.

6. Анализ статистики федеральной антимонопольной службы показал, что половина из числа поданных жалоб на действия заказчика признаны обоснованными. Данные показатели свидетельствуют о низком уровне компетенции сотрудников заказчиков.

7. Закон о государственном контроле содержит ряд недоработок, которые отмечались теоретиками и выявлялись в ходе практической реализации, к которым относятся, например, проблемы определения достаточности оснований для предъявления требований об истребовании документов при проведении проверки; отсутствие нормы, определяющей перечень документов, на истребование которых имеет право контролирующий орган; неоднозначность сроков уведомления о проведении проверки; отсутствие детализации оснований для продления сроков проверки и другие проблемы.

Таким образом, необходимо внести ряд поправок в российское законодательство для урегулирования данных проблемных вопросов.

1. Необходимо исключить пункт 8 статьи 6 ФЗ №209-ФЗ об увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов, так как реализация данной цели приведет к увеличению налоговой нагрузки, что негативно повлияет на ранее поставленные цели.

2. Необходимо снизить барьер перехода на специальные налоговые режимы для субъек-

тов малого предпринимательства. Предусмотреть для субъектов среднего предпринимательства особые условия в сфере налогообложения, которые позволили бы на время становления средних предприятий наладить свою работу и выйти на независимое функционирование.

3. Введение такой правовой нормы, в соответствии с которой в случае изменения налогового законодательства в худшую сторону, предприниматель мог в течение первых двух лет своей деятельности уплачивать налоги по закону, который действовал на момент его создания. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышения налогообложения.

4. Необходимо закрепить закрытый перечень способов проведения торгов, чтобы избежать непрозрачности отбора поставщиков и заключения коррупционных соглашений.

5. Для повышения уровня компетенции сотрудников заказчиков, осуществляющие подготовку документация для торгов необходимо постоянно проводить курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.

6. Ввести нормы в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые бы четко регламентировали

Библиография:

процесс проведения проверок субъектов малого и среднего предпринимательства: основания для предъявления требований об истребовании документов при проведении проверки; перечень документов, на истребование которых имеет право контролирующий орган; сроки уведомления о проведении проверки; основания для продления сроков проверки.

Таким образом, в РФ предпринимаются меры для улучшения положения субъектов МСП. Однако разнообразие мер поддержки ужесточается введением фискальных мер, направленных на подавление экономической активности МСП, и не может обеспечить его состоятельность и безопасность, а также одновременно в законах предусмотрены дополнительные условия и ограничения, которые препятствуют получению субъектами МСП поддержки со стороны государства. Законодателю необходимо понимать, что бизнесу мешают постоянные изменения законодательства. В связи с этим необходимо продолжать совершенствовать российское законодательство в сфере развития МСП, усилия государства сконцентрировать на эффективности правоприменения и фактической поддержке малого и среднего предпринимательства, так как модернизация экономики России и перевод ее на инновационный путь развития невозможны без активного участия малого и среднего бизнеса.

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СПС «Консультант плюс». (дата обращения: 25.03.2018)

2. Атласкирова И. Новеллы в сфере госзакупок // ЭЖ-Юрист. 2017. N 25. С. 7.

3. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: совершенствование правового регулирования : монография / Г.Ф. Ручкина. Москва : Русайнс, 2015. 96 с.

4. Денченкова О.Е. Комплаенс-контроль в сфере корпоративных закупок // Юрист. 2017. N 17. С. 26 - 29.

5. Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: док-тринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 22 -26.

6. Иваненко Л.В., Солодова Е.П. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Опыт России и Германии//Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2015. №9/1 (131). С.36-43

7. Ионов В.А., Гуськова А.В. Проблемы государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства на примере средних предприятий // Финансовое право. 2017. N 9. С. 8 - 12.

8. Молчанов А.В. Конкуренция, равенство участников торгов и поддержка малого предпринимательства: вопросы соотношения // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. N 2. С. 21 - 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.