Научная статья на тему 'МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ'

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
743
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / предпринимательская деятельность / конкуренция / индивидуальный предприниматель / защита прав и законных интересов предпринимателей.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Приженникова А.Н.

Развитие рыночных отношений привело к образованию института малого и среднего предпринимательства. Появление данных субъектов экономики послужило положительному экономическому росту. Субъекты малого и среднего предпринимательства относятся к основным субъектам предпринимательского права. Для них на федеральном и региональном уровнях создаются необходимые условия для дальнейшего развития успешной реализации всех мероприятий. Их развитие важная ступень в становлении национального качественного, конкурентоспособного продукта. Автор приходит к выводу о том, что совершенствование действующего законодательства благотворно скажется на реализации государственных задач в области развития малого и среднего бизнеса, который имеет большую социально-экономическую значимость для нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ»

gs4 право и экономика ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-9-158-167 NIION: 2018-0076-9/21-173 MOSURED: 77/27-023-2021-09-372

ПРИЖЕННИКОВА А.Н.,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве РФ

(Финуниверситет), е-mail: mail@law-books.ru

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

Аннотация. Развитие рыночных отношений привело к образованию института малого и среднего предпринимательства. Появление данных субъектов экономики послужило положительному экономическому росту.

Субъекты малого и среднего предпринимательства относятся к основным субъектам предпринимательского права. Для них на федеральном и региональном уровнях создаются необходимые условия для дальнейшего развития успешной реализации всех мероприятий. Их развитие - важная ступень в становлении национального качественного, конкурентоспособного продукта.

Автор приходит к выводу о том, что совершенствование действующего законодательства благотворно скажется на реализации государственных задач в области развития малого и среднего бизнеса, который имеет большую социально-экономическую значимость для нашей страны.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, предпринимательская деятельность, конкуренция, индивидуальный предприниматель, защита прав и законных интересов предпринимателей.

Annotation. The development of market relations led to the formation of the institution of small and medium-sized businesses. The emergence of these economic entities has contributed to a positive economic growth.

Small and medium-sized businesses are among the main subjects of business law. For them, at the federal and regional levels, the necessary conditions are created for the further development of the successful implementation of all measures. Their development is an important step in the formation of a national quality, competitive product.

The author comes to the conclusion that the improvement of the current legislation will have a beneficial effect on the implementation of state tasks in the development of small and medium-sized businesses, which are of great socio-economic importance for our country.

Key words: small and medium business, entrepreneurial activity, competition, individual entrepreneur, protection of the rights and legitimate interests of entrepreneurs.

Малое и среднее предприниматель- денции, привлекавшим пристальное внимание ство является одним из центральных законодателя и имевшим большое практическое понятий в отечественной юриспру- значение для правового и экономического разви-

PRIZHENNIKOVA A.N.,

PhD in Law, associate Professor, associate Professor of the Department of legal regulation economic activity, Financial University under the Government of the Russian Federation

SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE LEGISLATION OF RUSSIA

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

тия современной государственности. Правовое регулирование предпринимательской деятельности направлено на определение места и роли малого и среднего предпринимательства в сфере материального производства и оказания услуг как экономического амортизатора в условиях санкций и ограничений [9, с. 6].

Статья 8 Конституции РФ [8] закрепляет субъективное право на свободное осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. Правовой статус среднего предпринимательства как установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей обладает многоотраслевым характером. Наряду с общими нормами права, предусмотренными гл. 4 «Юридические лица» ГК РФ [5], ст. 4 «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства» Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о МСП) [28], Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [31], его возникновение и содержание определяется специальными нормативными правовыми актами в сфере гражданского и административного законодательства.

Так, критерии отнесения к тому или иному предприятию установлены в ст. 4 Федерального закона о МСП. Можно выделить следующую классификацию [23]:

1) критерий юридической принадлежности к определенной организационно-правовой форме: субъект среднего предпринимательства должен быть хозяйствующим обществом или партнерством, производственным кооперативом, сельскохозяйственным потребительским кооперативом, крестьянским (фермерским) хозяйством или индивидуальным предпринимателем;

2) критерий независимости: ограничение участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами МСП для хозяйственных обществ и партнерств, а также поддержка стратегически важных направлений развития экономики;

3) критерий численности работников: установлена максимальная среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год. Сейчас для средних предприятий она составляет от ста одного до двухсот пятидесяти человек, а для малых - до ста человек. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

4) критерий доходности: устанавливаются предельные значения дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год [15].

Легальный подход понятия малого и среднего предпринимательства раскрывается через систему норм, отраженных в п. 1 ст. 3 и ст. 4 Федерального закона о МСП. К недостаткам законодательного определения предпринимательской деятельности ученые относят: «отсутствие анализа специфики малых и средних предприятий, определяющих выбор направлений, методов и конкретных форм интеграции малого и среднего предпринимательства» [25, с. 3]; отсутствие признаков инициативности, профессионализма и результативности предпринимательской деятельности.

В научной литературе под предпринимательской деятельностью понимают свободную деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Так, в теории предпринимательского права ученые рассматривают понятие «субъект предпринимательского права» и «субъект предпринимательской деятельности», определяя, что в первом случае речь идет о «носителях прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности», а во втором - о лицах, непосредственно осуществляющих предпринимательскую деятельность «на постоянной и профессиональной основе» [2, с. 73-75]. В рамках легального определения предпринимательской деятельности ее субъекты (предприниматели) - это лица, осуществляющие самостоятельно и на свой риск деятельность, «направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и зарегистрированные в этом качестве в установленном законом порядке» [5]. К ним относятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли (дохода). Некоммерческие организации, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, однако вправе осуществлять предпринимательскую или иную доходную деятельность при соблюдении установленных в законодательстве условий (ч. 4, 5 ст. 50 ГК РФ), также с некоторыми оговорками могут быть отнесены к субъектам предпринимательской деятельности [3; 7, с. 72-75].

О субъектах малого и среднего предпринимательства в доктрине речь заходит при классификации субъектов предпринимательской деятельности по различным основаниям. Авторы выделяют названных субъектов по различным причинам, так, указываются «экономические пока-

затели» [6, с. 86] деятельности, «количество работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей», специальный правовой режим деятельности таких субъектов, предполагающий возможность получения от государства поддержки и преференций [1].

Закон № 209-ФЗ под хозяйствующими субъектами понимает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако Федеральный закон «О защите конкуренции» [29], где легализовано более развернутое понятие «хозяйствующий субъект», к хозяйствующим субъектам наряду с субъектами предпринимательства относит и физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход, к примеру, нотариусов, адвокатов, оценщиков и т.д. (п. 5 ст. 4). В науке предпринимательского права физических лиц, занимающихся частной практикой в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации, как правило, не рассматривают в качестве субъектов предпринимательской деятельности, т.к. им при всех прочих причинах для осуществления профессиональной деятельности статус индивидуального предпринимателя по закону не требуется.

В научной литературе ученые предлагают разграничить малые и средние предприятия на самостоятельные виды. Для этого выделяют критерии, способствующие подчеркнуть специфику каждого предприятия. В связи с этим, наряду с количественными показателями выделяют и качественные, такие как:

1) способ управления предприятием: если в малом предприятии руководство чаще всего осуществляет сам собственник, то в среднем из-за масштаба предприятия управление осуществляется совместно с собственником и наемным работником;

2) способ финансирования: у мелкого предпринимателя финансирование происходит за счет собственных средств участников и получения небольших кредитов, тогда как средние предприниматели могут привлекать инвесторов, а также выпускать акции на рынок;

3) территория деятельности: средние предприятия нацелены на расширения межрегионального и международного сотрудничества. Малые предприятия развиваются чаще всего в рамках своего региона;

4) размер сделок: чем больше размер предприятия, тем больше его производительность и сделки;

5) целевая аудитория: чем крупнее предприятие, тем крупнее его потребитель, таким обра-

зом, малые предприятия нацелены на реализацию товара конечному потребителю, а средние работают для удовлетворения нужд малых предприятий;

6) полнота производства: как вытекает из предыдущего пункта, малые предприятия нацелены на производство конечного продукта из готовых материалов, а средние занимаются производствам с начальной стадии и до конечного продукта.

Использование качественных показателей позволяет учитывать специфику развития малого и среднего предприятия.

Предлагается еще один способ дифференциации малых и средних предприятий: деление по отраслям, в которых такие организации осуществляют хозяйственную деятельность.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, под субъектами малого и среднего предпринимательства понимают совокупность хозяйствующих субъектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств), отнесенных согласно условиям, установленным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, к микропредприятиям, малым или средним предприятиям.

Понятие «малое и среднее предпринимательство» («малый и средний бизнес») используется для обозначения вида предпринимательства, основанного на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также небольших и средних организаций (малых и средних предприятий).

Малое и среднее предприятие не является самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности.

Хозяйствующие субъекты для получения статуса субъекта МСП должны соответствовать условиям (критериям, ограничениям), указанным в ст. 4 Федерального закона о МСП.

Основными целями государственной политики в области развития МСП выделяются следующие:

1) развитие субъектов МСП в целях формирования конкурентной среды в экономике;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам МСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на российские и зарубежные рынки;

5) увеличение количества субъектов МСП;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

7) увеличение доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме ВВП России;

8) увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых бюджетах.

Принципами государственной политики в сфере предпринимательства являются: разделение обязанностей между госвластями при оказании помощи среднему и малому предпринимательству; ответственность федеральных органов госвласти за правильное ведение бизнеса. Создание необходимых условий для экономического развития субъектов предпринимательства.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) выражается в следующем: 1) НПА, направленные на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) Государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки; 3) Государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

В этой связи, государственная поддержка субъектов МСП рассматривается как модель сложного по своему составу правоотношения, направленного на развитие инновационного и производственного предпринимательства.

Общепризнанными направлениями формирования благоприятной среды для деятельности субъектов малого бизнеса являются: законодательные и нормативные акты, ставящие сферу малого бизнеса в привилегированное положение, защищающие ее интересы перед крупным бизнесом и перед административным произволом государственных органов; налоговые льготы для разных категорий малого бизнеса, с особым выделением налогообложения начинающих предпринимателей; создание комплексов организаций инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса.

Для реализации мер по поддержке восстановления эффективной деятельности субъектов МСП был разработан принципиально новый механизм в рамках национальной гарантийной системы, юридические положения функционирования которой представлены в Федеральном

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

законе от 1 апреля 2020 г. № 83-ФЗ. В этом документе в ст. 17.1 вводятся понятия «гарантийной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», а также «национальной гарантийной системы поддержки субъектов МСП».

В соответствии с действующим законодательством гарантийная поддержка субъектов МСП оказывается участниками национальной гарантийной системы путем предоставления поручительств и (или) независимых гарантий:

- по договорным обязательствам инфраструктуры, обеспечивающим поддержку субъектов МСП;

- финансовым обязательствам юридических лиц, предоставляющих финансовую помощь МСП;

- договорным обязательствам хозяйствующих субъектов, специализирующихся на выпуске ценных бумаг, обеспеченных залогом по займам и кредитным договором;

- иным обязательствам субъектов МСП.

Кроме того, предусмотрено, что ежегодно

корпорация развития МСП в целях эффективности присваивает ранги региональным гарантийным юридическим лицам в соответствии со степенью их финансовой устойчивости. Таким образом, введением в действие указанного выше Закона Правительство России придало механизмам поддержки МСП системный характер.

В целях реализации государственной политики в области развития МСП законодательством РФ предусматриваются специальные меры поддержки субъектов МСП. При этом меры могут касаться как в целом всех субъектов МСП, так и их отдельных категорий.

Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом о МСП в 2021 г. было проведено сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью малого и среднего предпринимательства по итогам 2020 г., целью которой являлось выявление проблем МСП. В настоящее время, 75% предприятий и более 15 миллионов человек в нашей стране - это малый бизнес. Он определяет экономическую успешность страны и благосостояние граждан. На основе информации, полученной в ходе экономической переписи, будут приниматься государственные решения и программы поддержки.

В июле 2019 г. в Федеральном законе о МСП были закреплены понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». Под социальным предпринимательством понимается деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая разрешению социальных проблем граждан и общества. Социальное предприятие - это субъект малого и среднего предпринимательства, осу-

ществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства.

С 1 сентября 2020 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» [27], которым осуществляется правовое регулирование отношений, связанных с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим лицам за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, туризма.

Таким образом, сфера социальных услуг представляет собой одно из актуальных направлений развития предпринимательского права. Договоры об оказании услуг в социальной сфере обладают гражданско-правовым характером, что особенно подчеркивается в п. 3 ст. 1 указанного Закона. Однако социальные услуги представляют собой особый объект гражданских прав, специфика которого не может не отражаться на особенностях договорных отношений, опосредующих их предоставление.

Понятие предпринимательского договора основывается на общем понятии договора, который в Гражданском кодексе РФ определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420). При этом ГК РФ никаким образом не определяет разграничительных критериев между обычным договором и договором предпринимательским, хотя в некоторых случаях в его рамках все-таки проводится дифференциация между договорами, совершаемыми между предпринимателями, и договорами, имеющими бытовой характер, участниками которых являются граждане.

В определении понятия предпринимательского договора также отсутствует единое мнение.

Так, А.В. Брызгалин определяет сущность рассматриваемого явления путем следующей формулировки: торговые сделки выступают разновидностью гражданско-правовых сделок, совершаемых в хозяйственном обороте субъектами предпринимательства (субъективный момент) с целью получения предпринимательского дохода (объективный момент) [4].

Как считает В.Ф. Попондопуло, предпринимательской договор - это возмездная гражданско-правовая сделка, совершаемая предпринимателем в коммерческих целях [13].

С точки зрения В.В. Ровного, более верным, было бы определение торговых сделок через значительную часть гражданско-правовых сделок,

имеющих в качестве цели непосредственное или последующее извлечение прибыли, которые используются в предпринимательском обороте и предполагают, как правило, предпринимательский субъектный состав и возмездный характер [24].

О.А. Макарова предлагает следующие определения предпринимательского договора. Во-первых, договор в сфере предпринимательства (торговая сделка) - это соглашение между сторонами, являющимися субъектами предпринимательской деятельности, или с участием стороны - предпринимателя об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Во-вторых, договор в сфере предпринимательства - это гражданско-правовой договор, сторонами которой (или одной из сторон) являются предприниматели, заключаемый в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности [10].

Таким образом, конструкция предпринимательского договора - сложная для научного исследования. Для определения предпринимательского договора следует выделить следующие критерии:

во-первых, предпринимательский договор заключается в целях осуществления его сторонами (стороной) предпринимательской деятельности;

во-вторых, стороны (или одна сторона) такого договора вступают в обязательственные отношения со своими контрагентами по продаже товаров, пользованию имуществом, выполнению работ, оказанию услуг в связи с тем, что это необходимо для ее (их) профессиональной деятельности, направленной на систематическое получение прибыли;

в-третьих, договор является предпринимательским, если обе стороны - субъекты предпринимательской деятельности. Причем под субъектами предпринимательской деятельности надо понимать индивидуальных предпринимателей и коммерческие организации, основная цель которых - извлечение прибыли, а также некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Таким образом, предпринимательский договор — комплексный правовой институт, сочетающий нормы частноправовых и публичных начал. Поэтому можно утверждать, что предпринимательский договор представляет собой межотраслевое или же комплексное понятие.

В этой связи, представляется важным сформулировать следующее понятие предпринимательского договора - это волевой акт, т.е. взаимное соглашение двух или более субъектов предпринимательской деятельности, направленное на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

осуществление предпринимательской деятельности [19, с. 23-31; 20, с. 79-83; 21; 22, с. 195-198].

Как мы определили, традиционно в числе основных признаков предпринимательских договоров называют особый субъектный состав. Как минимум одной из сторон предпринимательского договора выступает предприниматель (физическое или юридическое лицо). Юридические и физические лица, желающие стать исполнителями социальных услуг, могут быть включены в реестр на основании заявки и при условии соответствия специальным требованиям, связанным с наличием лицензии, сертификата, аккредитации и других, необходимых для конкретного вида деятельности. Второй вариант - это выбор исполнителя государственными органами посредством проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Такие варианты отбора максимально соответствуют, с одной стороны, соблюдению принципа свободы договора, поскольку позволяют потребителю самостоятельно выбрать исполнителя социальной услуги. С другой - позволяют государству осуществлять контроль качества оказываемых услуг посредством регулирования допуска к участию исполнителя к отношениям по оказанию социальной услуги.

В научной литературе ведутся дискуссии, возможно ли к поставщикам социальных услуг отнести некоммерческие организации наряду с коммерческими [22, с. 195 - 198; 32]. Так, некоммерческие организации не могут заниматься предпринимательской деятельностью, для них эта деятельность обозначена как приносящая доход.

Представляется необходимым обратить внимание на особенности трудовых правоотношений субъектов МСП. Так, в гл. 48.1 Трудового кодекса РФ [26] отражены особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей субъектов малого предпринимательства. Нормы данной главы регулируют правоотношения только тех субъектов малого бизнеса, которые имеют признаки микропредприятий и внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Работодатели - индивидуальные предприниматели, которые включаются в число субъектов малого предпринимательства, относящихся к микропредприятиям,определяются федеральным законом (ч. 1 ст. 309.1 ТК РФ).

Индивидуальные предприниматели, включаемые в число микропредприятий в силу федерального закона, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в т.ч. и ПВТР (ст. 309.2 ТК РФ). В этом случае для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений рабо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

тодатель - индивидуальный предприниматель должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В связи с этим, Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 г. № 858 [16] утверждена типовая форма трудового договора, заключаемого

между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям, и работником и работодателем - некоммерческой организацией.

Работодатель - физическое лицо также обязан уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи (п. 2 ч. 3 ст. 303 ТК РФ), оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые (п. 3 ч. 3 ст. 303 ТК РФ). Письменный трудовой договор между работодателем -физическим лицом и работником подлежит регистрации в органе местного самоуправления по месту жительства работодателя (в соответствии с регистрацией) (ч. 4 ст. 303 ТК РФ). Целью подобного уведомления выступает установление своеобразного контроля со стороны органа местного самоуправления за соблюдением работодателем - физическим лицом норм трудового законодательства. Порядок такой регистрации ТК РФ не устанавливает, а, следовательно, он определяется самим органом местного самоуправления. Закрепление порядка регистрации трудовых договоров с «домашними» работниками не делает процедуру более понятной и прозрачной. Данные трудовые отношения характеризуются высокой латентностью на сегодняшний день, поскольку работодатели - физические лица не регистрируют трудовые договоры с работниками, осуществляющими трудовую функцию на дому. Верховный Суд в своем Постановлении № 15 [14] указал, что отсутствие регистрации трудового договора в органе местного самоуправления не является основанием для признания его незаключенным. Работодатель - физическое лицо не освобождается от исполнения обязанностей по выплате работнику заработной платы, предоставлению работы по обусловленной трудовой функции и исполнения других обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством (абз. 3 п. 19 Постановления № 15). Принятие такой позиции Верховным Судом показывает, что закрепленная норма в Трудовом кодексе РФ не выполняет свою функцию, а потому следует исключить ч. 4 ст. 303 ТК РФ.

Таким образом, нормы указанной главы по некоторым вопросам предусматривают отступления от общих трудоправовых норм, ослабляющие правовую защиту работника и таким образом благоприятствующие работодателю. Например, в силу ст. 304 ТК РФ работодатель не обязан ориентироваться на перечень случаев заключения срочного трудового договора, предусмотренный ч. 1 ст. 59 ТК РФ: срок трудового договора может устанавливаться по соглашению сторон. Статья 307 ТК РФ предоставляет право сторонам трудового договора установить в нем дополнительные основания прекращения трудового договора. При этом какие-либо ограничения или требования к таким основаниям в законодательстве отсутствуют, что оставляет работодателю простор для творчества. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда не проводится, в частности, в отношении условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В силу ч. 2 ст. 59 ТК РФ с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек), по соглашению сторон может заключаться срочный трудовой договор. При этом слова о соглашении сторон в вышеуказанных случаях не должны вводить в заблуждение: в условиях экономического преобладания работодателя над работником они подразумевают в первую очередь усмотрение работодателя.

Во-вторых, многие работодатели продолжают подменять трудовые отношения гражданско-правовыми, практикуя заключение, например, договора подряда или договора возмездного оказания услуг, но при этом используя фактически трудовые отношения.

Представляется обратить внимание на формулировки в тексте договора, на которые обращает внимание суд, признавая гражданско-правовые отношения трудовыми [17]:

- употребление в тексте договора слов «работа», «оплата работы, оплата труда», при этом указаны одни и те же даты выплат;

- указание на конкретную должность, профессию, специальность, вид поручаемой работы (ч. 1 ст. 15, ст. 56, ч. 2 ст. 57 ТК РФ), а также ссылки на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции;

- наличие обязанности соблюдения режима труда, установленного у ИП (ч. 1 ст. 15, ст. 56, ч. 1 ст. 91, ч. 4 ст. 189 ТК РФ);

- наличие обязанности ИП оборудовать рабочее место подрядчика/исполнителя и обеспечения его средствами труда (ч. 2 ст. 22, ст. 56, ч. 1 ст. 310 ТК РФ);

- установленная зависимость размера вознаграждения от фактически отработанных дней, а не от результата выполненных работ / оказанных услуг (ст. 91 ТК РФ);

- возложение на исполнителя материальной ответственности за недостачу вверенного ему имущества, а также за ущерб, возникший у заказчика в результате возмещения им ущерба третьим лицам в результате исполнения договора (ст. ст. 233, 238 ТК РФ).

В-третьих, особенности для увольнения работников при сокращении штатов (численности), ликвидации индивидуального предпринимателя существенны:

- работникам индивидуальных предпринимателей ТК РФ не предоставляет гарантий в виде заблаговременного предупреждения о сокращении выходного пособия и сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства;

- работодатель вправе сообщить работнику о предстоящем увольнении в любой срок, если определенный срок не указан в трудовом договоре;

- работодатель обязан сообщить работнику о предстоящем увольнении в срок, который указан в трудовом договоре;

- работодатель вправе не выплачивать работнику выходное пособие в связи с сокращением численности (штата) или прекращением деятельности, если такое условие не предусмотрено трудовым договором;

- работодатель обязан выплатить работнику выходное пособие, если это предусмотрено трудовым договором;

- размер выходного пособия определяется в трудовом договоре. Оно может быть как больше, так и меньше предусмотренного ч. 1 ст. 178 ТК РФ размера - одного среднего месячного заработка работника.

Установление размера выходного пособия меньше или больше размера среднего месячного заработка работника не является нарушением трудового законодательства. На практике работник и работодатель, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 178 ТК РФ, включают в соглашение сторон о прекращении трудовых отношений условие о выплате выходного пособия в размере, который стороны полагают адекватным. При этом важно отметить, что условие о выплате выходного пособия представляется для работника существенным, т.е. таким, которое повлияло на его решение о согласии на прекращение трудовых отношений. Однако практика показывает распространенность ситуаций, при которых работодатель вносит в тру-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

довую книжку работника запись об увольнении, но не выплачивает выходное пособие, предусмотренное соглашением о прекращении трудовых отношений.

В-четвертых, на практике возникает вопрос: являются ли индивидуальные работодатели плательщиками страховых взносов ОМС и ОПС?

Согласно п. 3 ст. 8 НК РФ [11] под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Поэтому, исходя из положений п. 2 п. 1 ст. 419 и п. 1 ст. 430 НК РФ, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Индивидуальный предприниматель - работодатель уплачивает страховые взносы с выплат, являющихся объектом обложения, в пользу каждого работника с применением соответствующих тарифов, установленных ст. 425 НК РФ.

Уплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде, учитывая, в т.ч. реализацию в обязательном пенсионном страховании принципа солидарности в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.

В-пятых, проблемным вопросом является взаимодействие субъектов малого и среднего предпринимательства с органами государственной власти и органами местного самоуправления в результате проведения плановых и внеплановых проверок, которые могут сопровождаться нарушением требований законодательства. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает нормы, оградившие субъекты малого и среднего бизнеса от необоснованных проверок и последующих санкций со стороны государственных органов [30].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Таким образом, для улучшения предпринимательского климата, необходимо устранить недостатки правового регулирования, устранить неудобства, выражающиеся в высокой административной нагрузке и неэффективностью механизмов защиты деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

В заключение нужно отметить, что МСП является важнейшим элементом рыночной экономики России. Поэтому государство уделяет его поддержке повышенное внимание, что способствует поддержанию и стимулированию МСП. В России каждый субъект бизнеса малого и среднего предпринимательства вправе рассчитывать на разностороннюю поддержку со стороны государства - это регламентируют различные нормативные правовые акты, содержащие нормы уменьшения административных барьеров и усиление защиты прав и законных интересов субъектов МСП.

Список литературы:

[1] Афанасьева Е.Г., Белицкая А.В., Вайпан

B.А. Предпринимательское право России. Итоги, тенденции и пути развития. - М.: Изд-во «Юсти-цинформ2, 2019.

[2] Белых В.С., Берсункаев Г.Э., Виниченко

C.И. и др. Предпринимательское право России: учеб. / отв. ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2008. - С. 73-75.

[3] Белых В.С., Звездина Т.М. Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в науке предпринимательского права // Предпринимательское право. - 2018. - № 2 // СПС «Консуль-тантПлюс».

[4] Брызгалин А.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере организации и деятельности субъектов предпринимательства: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1993. - С. 166.

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) // СПС «Кон-сультантПлюс».

[6] Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: учеб. - М.: Эксмо, 2005.- С. 86.

[7] Звездина Т.М. К вопросу о соотношении понятий предпринимательской и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций // Бизнес, менеджмент, право. - 2014. - № 2. - С. 72-75.

[8] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консуль-тантПлюс».

[9] Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2017. - С. 6.

[10] Макарова О.А. Понятие договора в сфере предпринимательства // Коммерческое право: учеб. / под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб.: Изд-во С.-Петербургс. ун-та, 1997. - С. 190.

[11] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СПС «КонсультантПлюс».

[12] Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 г. № 302-КГ17-382 // СПС «Консуль-тантПлюс».

[13] Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства: дис. ... д-ра юрид. наук -Л., 1994. - С. 223.

[14] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 г. № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» // СПС «КонсультантПлюс».

[15] Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС «КонсультантПлюс».

[16] Постановление Правительства РФ от 27.08.2016 г. № 858 (ред. от 19.04.2021) «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям, и работником и работодателем - некоммерческой организацией» // СПС «КонсультантПлюс».

[17] Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018 г. № 17АП-10674/2018-АК по делу № А60-10580/2018 // СПС «КонсультантПлюс».

[18] Предпринимательское право: учеб. для бакалавров / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М.: Проспект, 2014. - С. 72.

[19] Приженникова А.Н. The business contract: the legal aspects // ^l^rnum-journal № 13 - 13 (37), 2019. - P. 23-31 [Электронный научный ресурс].

[20] Приженникова А.Н. Малое и среднее предпринимательство в России: актуальные вопросы // Образование и право. - 2019. - № 4. -С.79-83.

[21] Приженникова А.Н. Предпринимательская деятельность в условиях цифровой экономики // Образование и право. - 2020. - № 1.

[22] Приженникова А.Н. Российской социальное предпринимательство: практика применения // Образование и право. - 2020. - № 4. - С. 195 - 198.

[23] Прохорская А.Ю. Критерии дифференциации понятий малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. - 2016. - № 7.

[24] Ровный В.В. Гражданско-правовая природа предпринимательства. - Иркутск: Издательство Иркутского ун-та, 1996. - С. 75.

[25] Тихонова Е.А. Интеграционные отношения малого и среднего предпринимательства в условиях развития инновационной экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Н. Новгород, 2008. - С. 3.

[26] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 06.10.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // СПС «КонсультантПлюс».

[27] Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» // СПС «КонсультантПлюс».

[28] Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021) // СПС «КонсультантПлюс».

[29] Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // СПС «КонсультантПлюс».

[30] Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС «Консультант-Плюс».

[31] Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.08.2021)» // СПС «КонсультантПлюс».

[32] Филатова У.Б. Особенности договорных отношений в социальном предпринимательстве // Гражданское право. - 2020. - № 5.

Spisok literatury:

[1] Afanas'eva E.G., Belickaya A.V., Vajpan V.A. Predprinimatel'skoe pravo Rossii. Itogi, tendencii i puti razvitiya. - M.: Izd-vo «Yusticinform2, 2019.

[2] Belyh V.S., Bersunkaev G.E., Vinichenko S.I. i dr. Predprinimatel'skoe pravo Rossii: ucheb. / otv. red. V.S. Belyh. - M.: Prospekt, 2008. - S. 73-75.

[3] Belyh V.S., Zvezdina T.M. Ponyatie sub"ek-tov malogo i srednego predprinimatel'stva v nauke predprinimatel'skogo prava // Predprinimatel'skoe pravo. - 2018. - № 2 // SPS «Konsul'tantPlyus».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

[4] Bryzgalin A.V. Grazhdansko-pravovoe reg-ulirovanie otnoshenij v sfere organizacii i deyatel'nosti sub"ektov predprinimatel'stva: dis. ... kand. yurid. nauk. - Ekaterinburg, 1993. - S. 166.

[5] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 g. № 51-FZ (red. ot 28.06.2021, s izm. ot 26.10.2021) // SPS «Kon-sul'tantPIyus».

[6] Gushchin V.V., Dmitriev Yu.A. Rossijskoe predprinimatel'skoe pravo: ucheb. - M.: Eksmo, 2005. - S. 86.

[7] Zvezdina T.M. K voprosu o sootnoshenii ponyatij predprinimatel'skoj i prinosyashchej dohod deyatel'nosti nekommercheskih organizacij // Biznes, menedzhment, pravo. - 2014. - № 2. - S. 72-75.

[8] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // SPS «Konsul'tantPIyus».

[9] Leonov E.F. Povyshenie konkurentosposob-nosti malyh i srednih predpriyatij sfery uslug na osnove formirovaniya institucional'nogo prostranstva: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. - SPb., 2017. - S. 6.

[10] Makarova O.A. Ponyatie dogovora v sfere predprinimatel'stva // Kommercheskoe pravo: ucheb. / pod red. V.F. Popondopulo, V.F. Yakovlevoj. - SPb.: Izd-vo S.-Peterburgs. un-ta, 1997. - S. 190.

[11] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 g. № 146-FZ (red. ot 02.07.2021) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[12] Opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 27.02.2017 g. № 302-KG17-382 // SPS «Konsul'tant-Plyus».

[13] Popondopulo V.F. Pravovoj rezhim predprinimatel'stva: dis. ... d-ra yurid. nauk - L., 1994. -S. 223.

[14] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 29.05.2018 g. № 15 «O primenenii sudami zakonodatel'stva, reguliruyushchego trud rabotnikov, rabotayushchih u rabotodatelej - fizicheskih lic i u rabotodatelej - sub"ektov malogo predprinimatel'stva, kotorye otneseny k mikropredpriyatiyam» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[15] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.04.2016 g. № 265 «O predel'nyh znacheniyah dohoda, poluchennogo ot osushchestvleniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti, dlya kazhdoj kategorii sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[16] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.08.2016 g. № 858 (red. ot 19.04.2021) «O tipovoj forme trudovogo dogovora, zaklyuchaemogo mezhdu rabotnikom i rabotodatelem - sub"ektom malogo predprinimatel'stva, kotoryj otnositsya k mikropredpri-yatiyam, i rabotnikom i rabotodatelem - nekom-mercheskoj organizaciej» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[17] Postanovlenie Semnadcatogo arbitrazh-nogo apellyacionnogo suda ot 03.09.2018 g. №

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

17AP-10674/2018-AK po delu № A60-10580/2018 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[18] Predprinimatel'skoe pravo: ucheb. dlya bakalavrov / otv. red. I.V. Ershova, G.D. Otnyuk-ova. - M.: Prospekt, 2014. - S. 72.

[19] Prizhennikova A.N. The business contract: the legal aspects // Solloquium-journal № 13 - 13 (37), 2019. - P. 23-31 [Elektronnyj nauchnyj resurs].

[20] Prizhennikova A.N. Maloe i srednee pred-prinimatel'stvo v Rossii: aktual'nye voprosy // Obra-zovanie i pravo. - 2019. - № 4. - S. 79-83.

[21] Prizhennikova A.N. Predprinimatel'skaya deyatel'nost' v usloviyah cifrovoj ekonomiki // Obra-zovanie i pravo. - 2020. - № 1.

[22] Prizhennikova A.N. Rossijskoj social'noe predprinimatel'stvo: praktika primeneniya // Obra-zovanie i pravo. - 2020. - № 4. - S. 195 - 198.

[23] Prohorskaya A.Yu. Kriterii differenciacii ponyatij malogo i srednego predprinimatel'stva // Pravo i ekonomika. - 2016. - № 7.

[24] Rovnyj V.V. Grazhdansko-pravovaya priroda predprinimatel'stva. - Irkutsk: Izdatel'stvo Irkutskogo un-ta, 1996. - S. 75.

[25] Tihonova E.A. Integracionnye otnosheniya malogo i srednego predprinimatel'stva v usloviyah razvitiya innovacionnoj ekonomiki: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. - N. Novgorod, 2008. - S. 3.

[26] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 g. № 197-FZ (red. ot 28.06.2021, s izm. ot 06.10.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2021) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[27] Federal'nyj zakon ot 13.07.2020 g. № 189-FZ «O gosudarstvennom (municipal'nom) social'nom zakaze na okazanie gosudarstvennyh (municipal'nyh) uslug v social'noj sfere» // SPS «Konsul'tant-Plyus».

[28] Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 g. № 209-FZ (red. ot 02.07.2021) «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 13.07.2021) // SPS «Konsul'tant-Plyus».

[29] Federal'nyj zakon ot 26.07.2006 g. № 135-FZ (red. ot 02.07.2021) «O zashchite konkurencii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2021) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[30] Federal'nyj zakon ot 26 dekabrya 2008 g. № 294-FZ «O zashchite prav yuridicheskih lic i indi-vidual'nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosu-darstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[31] Federal'nyj zakon ot 08.08.2001 g. № 129-FZ (red. ot 02.07.2021) «O gosudarstvennoj regis-tracii yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej (s izm. i dop., vstup. v silu s 25.08.2021)» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[32] Filatova U.B. Osobennosti dogovornyh otnoshenij v social'nom predprinimatel'stve // Grazh-danskoe pravo. - 2020. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.