Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основное общее образование / среднее общее образование / гражданско-патриотическое воспитание / урочная деятельность / внеурочная деятельность / basic general education / secondary general education / civic and patriotic education / regular activities / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Ш. Шахманова, З Ш. Магомедова

Основное содержание исследования составляет анализ основных возможностей, присущих урочной деятельности в ходе формирования гражданственности и патриотизма учащихся. Основываясь на анализе специальной литературы и собственного педагогического опыта, в начале статьи авторы определяют некоторые черты развития человеческого общества на современном этапе. На основе их изучения доказывается необходимость интенсификации указанного выше сегмента воспитательной работы. В работе говорится о его роли в структуре деятельности современных организаций основного общего и среднего общего образования. Выясняется, образовательные ресурсы каких из дисциплин учебного плана могут быть с успехом использованы по ходу реализации данного сегмента воспитательной работы. Демонстрируются преимущества диалога культур как потенциально эффективного принципа организации патриотического воспитания учащихся во время урочной работы. Авторами показаны некоторые возможности, существующие сегодня для реализации указанного педагогического принципа. В статье делается вывод о том, что достигнуть успешных результатов воспитательной работы можно при условии интеграции знаний из всех предметов гуманитарного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR REGULAR ACTIVITIES IN THE COURSE OF PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The study presents an analysis of the main opportunities inherent in the educational activity during the process of development of citizenship and patriotism in students. The authors identify some features of development of the society at the present stage. The work proves the necessity of intensifying the educational work of the above-mentioned segment. The authors discuss the role of the activities in the structure of the modern basic general and secondary general education. The work shows the educational resources of which disciplines in the curriculum can be successfully used during the educational work. Advantages of a dialogue of cultures are demonstrated as a potentially effective organizing principle in patriotic education. The authors demonstrate some of the ways that exist today to implement this pedagogical principle. The article concludes that it is possible to achieve successful results of educational work provided that knowledge from all subjects of the humanitarian cycle is integrated.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

7. Петрова М.С., Корсакова А.А., Смирнов П.А. Студенческие объединения как механизм выявления и поддержки инициатив обучающихся. Science & reality. 2020; № 3.1: 45-48.

8. Коротков С.Г, Крылов Д.А., Бахтина Е.С. Педагогические условия организации научно-исследовательской деятельности студентов на внеаудиторных занятиях в вузе. Вестник Марийского государственного университета. 2020; Т. l4, № 1: 33-40.

9. Гизатулина О.И. Сетевой образовательный проект как форма организации самостоятельной деятельности студентов. Вестник науки и образования. 2021; № 7 (110): 18-26.

10. Калина Н.Д. Технология повышения качества подготовки будущих субъектов визуальной культуры в контексте формирования у студентов самоконтроля знаний. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 27-30.

11. Федотов И.А. Педагогический потенциал внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вуза. Теория и практика физической культуры. 2023; № 6: 69-70.

12. Сорокопуд Ю.В., Канюк А.С., Дудаев ГС.-Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.

13. Шумакова А.В., Яшуткин В.А., Дудаев Г.С.-Х. Методологические основы осуществления брендинга в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 322-324.

14. Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентноспособности вуза. Научные исследования и образование. 2015; № 1 (19): 230-232.

15. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Y.V., Shapovalov V.K. The use of tuning methodology for designing master's degree programmes in teacher education. World Applied Sciences Journal. 2013; Т. 27, № 13 A: 116-121.

16. Rabadanova R.S., Kagosyan A.S., Karmanova Zh.A., Rabadanova Z.M., Titov V. Motivational support as a factor of formation of students' professional competence in the conditions of digitalization of education. Política e Gestao Educacional. 2022; Т. 26, № S2: 022052.

References

1. Gopp M.Yu., Pavlova O.A. Analiz svyazi mezhdu urovnem obrazovaniya naseleniya i 'ekonomicheskim rostom. Vestniknauki. 2023; № 10 (67): 159-162.

2. Ivanushkina N.V. Nauchnye podhody k professional'noj podgotovke studentov vuza v usloviyah transformacii obrazovaniya. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2022; № 5: 146-166.

3. Bajhanov I.B. Skvoznye kompetencii v sisteme kompetencij sovremennogo pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2022; № 5: 17-25.

4. Bajhanov I.B. Transformaciya professional'nyh kompetencij specialistov gosudarstvennogo upravleniya v usloviyah cifrovyh trendov. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 3 (52): 320-327.

5. Botasheva N.P. Razvitie kompozicionnogo myshleniya u bakalavrov hudozhestvenno-pedagogicheskih special'nostej: teoretiko-metodicheskie aspekty. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 6, № 6: 1013-1019.

6. Pokrovskaya N.V., Bychinskij V.N. Tvorcheskaya rabota studentov 1-5-go kursov po special'nosti «zhivopis'» kak sposob raskrytiya potenciala obuchayuschegosya. Vestnik KemGUKI. 2022; № 58: 241-255.

7. Petrova M.S., Korsakova A.A., Smirnov P.A. Studencheskie ob'edineniya kak mehanizm vyyavleniya i podderzhki iniciativ obuchayuschihsya. Science & reality. 2020; № 3.1: 45-48.

8. Korotkov S.G., Krylov D.A., Bahtina E.S. Pedagogicheskie usloviya organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov na vneauditornyh zanyatiyah v vuze. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; T. 14, № 1: 33-40.

9. Gizatulina O.I. Setevoj obrazovatel'nyj proekt kak forma organizacii samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2021; № 7 (110): 18-26.

10. Kalina N.D. Tehnologiya povysheniya kachestva podgotovki buduschih sub'ektov vizual'noj kul'tury v kontekste formirovaniya u studentov samokontrolya znanij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 27-30.

11. Fedotov I.A. Pedagogicheskij potencial vneuchebnoj fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti vuza. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 2023; № 6: 69-70.

12. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.-H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.

13. Shumakova A.V., Yashutkin V.A., Dudaev G.S.-H. Metodologicheskie osnovy osuschestvleniya brendinga v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 322-324.

14. Sorokopud Yu.V., Orlova E.A., Shkurko N.M. Formirovanie intellektual'nogo kapitala kak sredstvo povysheniya imidzha i konkurentnosposobnosti vuza. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015; № 1 (19): 230-232.

15. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Y.V., Shapovalov V.K. The use of tuning methodology for designing master's degree programmes in teacher education. World Applied Sciences Journal. 2013; T. 27, № 13 A: 116-121.

16. Rabadanova R.S., Kagosyan A.S., Karmanova Zh.A., Rabadanova Z.M., Titov V. Motivational support as a factor of formation of students' professional competence in the conditions of digitalization of education. Política e Gestao Educacional. 2022; T. 26, № S2: 022052.

Статья поступила в редакцию 24.03.24

УДК 371

Shakhmanova A.Sh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Magomedova Z.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Department of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

OPPORTUNITIES FOR REGULAR ACTIVITIES IN THE COURSE OF PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. The study presents an analysis of the main opportunities inherent in the educational activity during the process of development of citizenship and patriotism in students. The authors identify some features of development of the society at the present stage. The work proves the necessity of intensifying the educational work of the above-mentioned segment. The authors discuss the role of the activities in the structure of the modern basic general and secondary general education. The work shows the educational resources of which disciplines in the curriculum can be successfully used during the educational work. Advantages of a dialogue of cultures are demonstrated as a potentially effective organizing principle in patriotic education. The authors demonstrate some of the ways that exist today to implement this pedagogical principle. The article concludes that it is possible to achieve successful results of educational work provided that knowledge from all subjects of the humanitarian cycle is integrated. Key words: basic general education, secondary general education, civic and patriotic education, regular activities, extracurricular activities

А.Ш. Шахманова, д-р пед. наук, проф., ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: [email protected] З.Ш. Магомедова, канд. пед. наук, доц., декан факультета дошкольного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Основное содержание исследования составляет анализ основных возможностей, присущих урочной деятельности в ходе формирования гражданственности и патриотизма учащихся. Основываясь на анализе специальной литературы и собственного педагогического опыта, в начале статьи авторы определяют некоторые черты развития человеческого общества на современном этапе. На основе их изучения доказывается необходимость интенсификации указанного выше сегмента воспитательной работы. В работе говорится о его роли в структуре деятельности современных организаций основного общего и среднего общего образования. Выясняется, образовательные ресурсы каких из дисциплин учебного плана могут быть с успехом использованы по ходу реализации данного сегмента воспитательной работы. Демонстрируются преимущества диалога культур как потенциально эффективного принципа организации патриотического воспитания учащихся во время урочной работы. Авторами показаны некоторые возможности, существующие сегодня для реализации указанного педагогического принципа. В статье делается вывод о том, что достигнуть успешных результатов воспитательной работы можно при условии интеграции знаний из всех предметов гуманитарного цикла.

Ключевые слова: основное общее образование, среднее общее образование, гражданско-патриотическое воспитание, урочная деятельность, внеурочная деятельность

Актуальность темы статьи связана с фиксирующейся в последние годы интенсификацией процессов глобализации (Л.В. Говорухина, Е.Г Кизима, ГА. Круг-ликова, О.А. Лодде, К.Е. Рыбак, О.В. Свигуненко, С.Ю. Ситникова). Безусловно, данный тренд в развитии современного общества имеет значимые последствия для дальнейшего развития человеческого общества. Последние носят как положительный, так и отрицательный характер.

К плюсам глобализации относится, например, возможность симметричного ответа на ряд вызовов современности. Последний может быть дан только в результате координации усилий специалистов, живущих и работающих в разных странах (М.И. Дибиров, А.В. Моисеев С.И. Шмарин). Если же говорить о негативных последствиях международной интеграции, то одним из наиболее существенных является риск утраты идейного единства граждан нашей страны. Это, в свою очередь, ведёт к усугублению духовного кризиса современного российского общества (Н.Э. Горохова, М.А. Денисова, Т.В. Ежова, Т.И. Ходыко, Т.И. Шакирова, И.Н. Шулинина). Сказанное представляется особенно актуальным по отношению к представителям подрастающих поколений [1, с. 33].

Таким образом, сегодня всё более значимыми становятся вопросы, связанные с максимальной реализацией воспитательной составляющей образовательного процесса в российских школах [2, с. 77]. В частности, с каждым годом растёт важность формирования чувств гражданственности и патриотизма учащихся [3, с. 204]. От степени их развития у завтрашних выпускников во многом зависит будущее нашей Родины и её многонационального народа (Э.Р. Абдурашидова, Е.В. Головнева, О.В. Записных, Д.А. Салманова).

Традиционно отечественные педагоги, затрагивающие в своих трудах данную проблематику, уделяют основное внимание роли средств внеурочной деятельности в формировании вышеуказанных качеств школьников (РВ. Балашов, И.Р. Высоцкий, Ю.А. Галушко, ГН. Кравчук, В.И. Лутовинов, И.В. Метлик, С.П. Поляков). Однако сведения, содержащиеся в ряде современных трудов, позволяют с некоторой долей уверенности говорить о том, что и урочной работе в этом плане присущ определённый потенциал (В.И. Арнольд, И.Л. Бабинская, Е.Г Козлова, А. Шень, И.В. Ященко). С другой стороны, данная тема пока не в полной мере получила раскрытие [1, с. 35].

Попытка частичной ликвидации указанного недостатка предпринята на страницах нашего исследования.

Исходя из вышеизложенного, его цель - рассмотрение основных возможностей, присущих урочной деятельности в ходе патриотического воспитания школьников.

С поставленной целью коррелируют следующие задачи:

- определить роль гражданско-патриотического воспитания в структуре деятельности современных организаций основного общего и среднего общего образования;

- выяснить, образовательные ресурсы каких из дисциплин учебного плана могут быть с успехом использованы по ходу реализации данного сегмента воспитательной работы;

- рассказать о принципе диалога культур как о потенциально эффективном инструменте организации патриотического воспитания учащихся во время урочной работы;

- продемонстрировать некоторые возможности, существующие сегодня для его реализации.

При решении этих задач авторами использовались следующие методы исследования:

- изучение литературы, так или иначе затрагивающей интересующую нас проблематику;

- рефлексия собственного педагогического опыта.

Научная новизна статьи сводится к тому, что в ней было выявлено, образовательные ресурсы каких дисциплин могут быть с успехом использованы при реализации гражданско-патриотического воспитания школьников.

Её теоретическая значимость заключается в изучении диалога культур как одного из эффективных принципов осуществления такого воспитания по ходу урочной работы.

Практическая значимость состоит в демонстрации конкретных возможностей, существующих для практического применения вышеозначенного принципа в образовательном пространстве современных российских школ.

В ряду задач, которые современный социум ставит перед системой школьного образования, осуществление гражданского и патриотического воспитания занимает особое место. Оно составляет одну из основ, на которых зиждется образовательный процесс [3, с. 205].

Действительно, согласно статье № 3 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», патриотизм выступает в качестве одного из важнейших принципов государственной политики в соответствующей сфере [4]. В изменениях, внесённых в указанный закон в 2020 г., была отмечена необходимость существенного усиления патриотического воспитания в российских школах [5]. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) третьего поколения также говорится, что одной из главных целей реализации воспитательной работы в организациях соответствующего профиля является «формирование российской гражданской идентичности обучающихся». Последнее, в свою очередь, подразумевает «овладение духовными ценностями многонационального народа Российской Федерации» [6].

Таким образом, анализ действующих нормативно-правовых актов, а равно научной и методической литературы позволяет нам говорить о том, что целью гражданско-патриотического воспитания, как важнейшей части системы воспитательной работы, является формирование личности, характеризующейся набором определённых качеств. Перечислим их:

- правильное понимание своей социокультурной принадлежности;

- осознанное принятие и стремление характерных для российского общества духовно-нравственных ценностей и норм поведения [6];

- уважение к истории своей страны, края, области, республики, города, села, культурно-этнической общности;

- ценностное отношение к окружающей среде и культурному наследию [4];

- стремление к совершению активных действий в интересах семьи и общества [2, с. 80];

- готовность к исполнению своих гражданских обязанностей [7, с. 5].

Достижение подобной цели предполагает существенный пересмотр ряда

аспектов образовательного процесса, реализуемого в российских школах. К ним относятся:

- содержательная сторона;

- методологическое обеспечение;

- инструментальная база (Л.Л. Бойко, А.А. Борщ, А.Г Ефимова, В.В. Лези-на, Н.Л. Шеховская, И.А. Шумакова).

В таких условиях особенно остро встаёт вопрос о том, в процессе обучения каким предметам гражданско-патриотическое воспитание может получить наиболее полную реализацию [8, с. 52].

По-видимому, на современном этапе развития систем основного общего и среднего общего образования ведущая роль в этом смысле принадлежит гуманитарным дисциплинам [9, с. 156]. Думаем, что наиболее эффективной такая деятельность будет при обучении обществознанию и иностранному языку [10, с. 161].

В данной связи необходимо упомянуть, что иностранный язык занимает важное место среди дисциплин, входящих в программы основной и средней школ. По ходу его освоения у учащихся формируется система компетенций, позволяющих осуществлять обмен информацией с представителями иных культур (И.А. Андреева, И.Л. Бим, С.В. Кульневич, М.И. Махмутов, Н.И. Мирошниченко). Освоение соответствующих образовательных программ предполагает развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В свою очередь, одной из её составляющих является компетенция социокультурная [9, с. 158]. Достаточный уровень её развития подразумевает знакомство юных россиян с основами культуры, характерной для страны или стран изучаемого языка (Д.Г Степанова, А.А. Пимоно-ва, С.В. Григорович). Однако с точки зрения раскрытия темы настоящей статьи важными являются возможности для реализации воспитательного потенциала различных дисциплин по ходу формирования этой компетенции [10]. Действительно, становление рассматриваемой компетенции во многом способствует формированию следующих качеств гражданина и патриота:

- национальное самосознание;

- гражданская идентичность [7];

- толерантное отношение к другим культурам и их представителям [8];

- лучшее понимание особенностей собственной культуры.

Таким образом, мы можем видеть, насколько существенным является потенциал ИЯ с точки зрения интенсификации хода и результатов гражданско-па-триотического воспитания. Как отмечает Л.П. Гадзаова, лишь средствами изучения иноязычной культуры реализовать его в полной мере невозможно [11]. Для его реализации необходимо привлечение ресурсов других дисциплин. Важную роль в данном случае играют следующие знания:

- о культурных особенностях, свойственных малой и большой Родине [12];

- о национально-культурной составляющей родного языка и литературы (А.Я. Данилюк, С.П. Лемешкин, Д.В. Полежаев, И.Д. Полежаев, А.Д. Полежаева, И.В. Рябикина, М.Е. Шилина);

- об основных вехах исторического пути России, населяющих её народов, а также об их связи с историей страны (стран) изучаемого языка;

- о чертах сходства и различия в экономическом укладе, государственном строе и символике, существующих между Российской Федерацией и страной изучаемого языка [13].

Таким образом, знания об истории и культуре государств, в которых говорят на осваиваемом языке, воспринимаются учащимися как бы через призму знаний о своей стране. Соответственно, для полной реализации возможностей развития у современного школьника гражданственности и патриотизма необходимо формирование у него единой базы гуманитарных знаний о всех значимых аспектах жизни родной страны и её соседей [14, с. 16].

Реализация гражданско-патриотического воспитания современных российских школьников средствами гуманитарных дисциплин будет тем эффективнее, чем большим объёмом знаний из соответствующей области они владеют (Т.А. Ампилова, А.В. Бычков, Л.И. Нечаева, В.А. Сухомлинский). По этой причине целесообразным представляется обращение к принципу диалога культур (Н.А. Асташова, Л.И. Богданова, С.К. Бондарева, О.Л. Жук, А.В. Сухоруких, Л.Т. Ткач).

В рамках данного исследования под диалогом культур мы будет понимать совокупность отношений предметов и явлений, свойственных различным куль-

турам в их взаимосвязи и взаимодействии (С.К. Бондарева, О.Л. Жук, Э.А. Му-зенитова). Его реализация в качестве педагогического принципа предполагает познание чужой культуры через образы собственной. Необходимым при этом является толерантное отношение и уважение к иной культуре, понимание её самобытности и уникальности [15, с. 80]. Это, в свою очередь, позволяет сформировать более глубокое и осознанное отношение как к родной культуре, так и к чужой. У обучающегося формируется чувственное отношение к изучаемым явлениям и объектам, а также мировоззрение, основанное на духовно-нравственных ценностях [2, с. 76].

Патриотическое воспитание в рамках изучения дисциплин гуманитарного цикла, основывающееся на рассматриваемом принципе, может быть реализовано пятью способами. Перечислим их:

- сравнение исторических явлений и процессов, свойственных России и соседним странам, поиск общего и особенного в процессах становления и развития их государственности (М.Д. Бершадская, Н.Н. Жадобина, Е.В. Лукиянчина, Е.С. Мироненко, А.В. Серова);

- обнаружение сходств в системе ценностей и взглядов на мир деятелей культуры и искусства разных эпох и регионов в ходе изучения их произведений [11, с. 35];

Библиографический список

- рассмотрение политических, экономических и культурных связей, существующих между странами [14, с. 18];

- знакомство с биографиями и достижениями деятелей, внесших вклад в историю, науку и культуру разных стран [15, с. 91];

- изучение достопримечательностей, памятников и географических объектов, являющихся символами родной страны, с сопутствующим изучением известных объектов и образов других стран [13, с. 260].

Исследовав основные возможности, присущие урочной деятельности в плане патриотического воспитания школьников, мы приходим к следующим выводам.

В реалиях современного общество актуальность гражданско-патриотиче-ского воспитания существенно возросла. Оно может быть реализовано в ходе как внеурочной, так и урочной деятельности.

В свою очередь, при его реализации средствами внеурочной деятельности ведущую роль будут играть гуманитарные дисциплины, в первую очередь иностранный язык и обществознание. Однако по-настоящему успешными результаты рассмотренного сегмента воспитательной работы будут при условии интеграции знаний из всех предметов этого цикла. В данном случае перспективным представляется применение принципа диалога культур.

1. Черняева Н.Н. Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников. Образование и воспитание. 2020; № 4 (30): 33-37.

2. Омаров М.М. Условия, формы и методы патриотического воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020; № 2: 75-81.

3. Ковалева Н.С., Лехновская Т.Н. Патриотическое воспитание школьников средствами музейного краеведения. Modern science. 2021; № 4-2: 203-206.

4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). Available at: http://www.consullant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ (последняя редакция). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 № 287. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/

7. Байханов И.Б. Методологические подходы к исследованию особенностей формирования и развития политической и электоральной культуры учителей. Преподаватель XXI век. 2022; № 4-1: 22-37.

8. Матусевич В.З., Керимов М.М. Пути оптимизации гражданско-патриотического воспитания в современной школе. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-3: 71-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Болдырев И.И., Комаровская Е.П. Модель воспитания гражданских качеств подростков. Казанский педагогический журнал. 2020; № 3: 155-160.

10. Караханова ГА., Дибиров РМ. Теоретические подходы к организации патриотического воспитания учащихся в современных социокультурных условиях. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 78-1: 160-163.

11. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2010.

12. Дорохова Т.С., Галагузова М.А., Дорохова Е.С. Содержание гражданско-патриотического воспитания в современном российском обществе: к постановке проблемы. Профилактика зависимостей. 2020; № 1 (21): 48-52.

13. Прибыльнова П.А. Патриотическое воспитание учащихся на основе взаимодействия школы, семьи и общественных организаций. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2023; № 10 (86): 257-260.

14. Андрюнина А.С. О патриотическом воспитании школьников при помощи домашних заданий в курсе обществознания. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020; № 3 (47): 15-19.

15. Байханов И.Б. Воспитывать патриотов. Обзор. НЦПТИ. 2016; № 8: 52-54.

References

1. Chernyaeva N.N. Istoriko-kraevedcheskaya rabota kak odno iz prioritetnyh napravlenij grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Obrazovanie ivospitanie. 2020; № 4 (30): 33-37.

2. Omarov M.M. Usloviya, formy i metody patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo i dekorativno-prikladnogo iskusstva. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2020; № 2: 75-81.

3. Kovaleva N.S., Lehnovskaya T.N. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov sredstvami muzejnogo kraevedeniya. Modern science. 2021; № 4-2: 203-206.

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

5. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayuschihsya. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 304-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 31 maya 2021 № 287. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/

7. Bajhanov I.B. Metodologicheskie podhody k issledovaniyu osobennostej formirovaniya i razvitiya politicheskoj i 'elektoral'noj kul'tury uchitelej. Prepodavatel'XXI vek. 2022; № 4-1: 22-37.

8. Matusevich V.Z., Kerimov M.M. Puti optimizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoj shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3: 71-75.

9. Boldyrev I.I., Komarovskaya E.P. Model' vospitaniya grazhdanskih kachestv podrostkov. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2020; № 3: 155-160.

10. Karahanova G.A., Dibirov R.M. Teoreticheskie podhody k organizacii patrioticheskogo vospitaniya uchaschihsya v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 78-1: 160-163.

11. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

12. Dorohova T.S., Galaguzova M.A., Dorohova E.S. Soderzhanie grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennom rossijskom obschestve: k postanovke problemy. Profilaktika zavisimostej. 2020; № 1 (21): 48-52.

13. Pribyl'nova P.A. Patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya na osnove vzaimodejstviya shkoly, sem'i i obschestvennyh organizacij. Skif. Voprosy studencheskoj nauki. 2023; № 10 (86): 257-260.

14. Andryunina A.S. O patrioticheskom vospitanii shkol'nikov pri pomoschi domashnih zadanij v kurse obschestvoznaniya. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020; № 3 (47): 15-19.

15. Bajhanov I.B. Vospityvat' patriotov. Obzor. NCPTI. 2016; № 8: 52-54.

Статья поступила в редакцию 27.03.24

УДК 378

Petrusevich A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF TEAM AND COLLECTIVE ACTIVITY. The article analyzes features of team and collective activity of teachers in solving various educational tasks. Special attention is paid to the differences in the structures of teaching teams and collectives. The signs revealed in the work that characterize team activity manifest themselves in the peculiarities of the relationship between team members. They differ from those that are characteristic of collective relationships. At the

Э57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.