Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основное общее образование / среднее общее образование / урочная деятельность / внеурочная деятельность / информатизация образования / basic general education / secondary general education / regular activities / extracurricular activities / informatization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.А. Караханова, А.Ш. Шахманова

Основное внимание авторы работы акцентируют на возможностях эффективного применения информационных и телекоммуникационных технологий как инструмента оптимизации внеурочной деятельности школьников. На основании анализа собственного педагогического опыта, а также привлечения широкого круга специальной литературы они дают сущностную характеристику такой деятельности, реализуемой учащимися современных российских школ. Рассматривается её состав и представляется классификация внеучебной деятельности по различным признакам. Исследуется место, которое такая работа занимает в структуре функционирования организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования. Термину «процесс информатизации» даётся определение, учитывающее специфику внеурочной деятельности современных учащихся. Демонстрируется влияние такового на её ход. Определяются компетенции учащихся, процесс развития которых может быть интенсифицирован путём расширения использования цифровых технологий в этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES USE AS A MEANS FOR OPTIMIZING SCHOOLCHILDREN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The authors focus on the ways to effectively use the information and telecommunication technologies as a tool to optimize schoolchildren’s extracurricular activities. Based on the analysis of their own pedagogical experience, as well as the review of specialized research in this sphere, the authors give an essential characteristic to such activities carried out by modern Russian school students. The paper considers the composition of extracurricular activities and the classification according to various criteria. The article examines the place that such work occupies in the functioning structure of organizations that implement programs of basic general and secondary general education. The term “informatization process” is defined, taking into account the specifics of modern extracurricular activities for students. The influence of such on its course is demonstrated. The competencies of students are determined, whose development can be intensified by expanding the use of digital technologies in this activity.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

деятельности посредством реализации процессов интериоризации через учебно-исследовательскую и учебно-практическую деятельности и процесс эксте-риоризации через самостоятельную практическую деятельность. Проведенное исследование позволило теоретически обосновать и эмпирически подтвердить выделенные нами предположения: эксперимент показал, что предложенная нами система работы может выступать эффективным условием подготовки сту-

Библиографический список

дентов колледжа к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятель-ности.В целом проведенное исследование позволило теоретически обосновать и эмпирически подтвердить выделенные предположения: эксперимент показал, что предложенная нами система работы может выступать эффективным условием подготовки студентов колледжа к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности.

1. Крайнова Л.О. Педагогическое сопровождение становления познавательной самостоятельности учащегося. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2014.

2. Газалиев А.М. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности. Вестник высшей школы. 2011; № 11: 11-19.

3. Георге И.В. Педагогические условия организации самостоятельной работы в структуре формирования профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2016.

4. Малышева О.С. Развитие познавательной самостоятельности студентов вуза в условиях двухуровневой подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2017.

5. Солостина Т. А. Обеспечение качества образования студентов средствами самостоятельной работы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

6. Димитрюк Ю.С. Формирование исследовательской компетентности студентов в условиях инновационных изменений вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

7. Самойленко П.И. Научно-исследовательская работа студентов как направление модернизации системы профессиональной подготовки специалистов. Среднее профессиональное образование, 2004; № 12: 3-8.

8. Середенко П.В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2008.

9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва: Издательство «Смысл», 2005.

10. Гальперин П.Я. Исследования мышления в советской психологии. Москва: Наука, 2006.

11. Коломиец О.М. Организация учебно-профессиональной деятельности студента в преподавании на основе компетентностно-деятельностного подхода. Педагогический журнал. 2016; Т. 6, № 5А: 40-51.

12. Коломиец О.М. Концепция преподавательской деятельности в контексте компетентностно-деятельностного подхода. Вестник Московского педагогического государственного университета. 2017; № 1: 82-92.

13. Коломиец О.М. Развитие деятельностного мышления у субъекта образовательного процесса: учебное пособие. Москва: Развитие образования, 2020.

References

1. Krajnova L.O. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovleniya poznavatel'noj samostoyatel'nosti uchaschegosya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2014.

2. Gazaliev A.M. Psihologicheskie osobennosti studenta i aktivizaciya ego poznavatel'noj deyatel'nosti. Vestnik vysshejshkoly. 2011; № 11: 11-19.

3. George I.V. Pedagogicheskie usloviya organizaciisamostoyatel'nojraboty vstruktureformirovaniyaprofessional'nyh kompetencijstudentovobrazovatel'nyh organizacijvysshego obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.

4. Malysheva O.S. Razvitie poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov vuza v usloviyah dvuhurovnevoj podgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2017.

5. Solostina T.A. Obespechenie kachestva obrazovaniya studentov sredstvami samostoyatel'noj raboty. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

6. Dimitryuk Yu.S. Formirovanieissledovatel'skojkompetentnostistudentov vusloviyah innovacionnyh izmenenijvuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

7. Samojlenko P.I. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov kak napravlenie modernizacii sistemy professional'noj podgotovki specialistov. Srednee professional'noe obrazovanie, 2004; № 12: 3-8.

8. Seredenko P.V. Formirovanie gotovnosti buduschih pedagogov k obucheniyu uchaschihsya issledovatel'skim umeniyam i navykam. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

9. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya rebenka. Moskva: Izdatel'stvo «Smysl», 2005.

10. Gal'perin P.Ya. Issledovaniya myshleniya v sovetskojpsihologii. Moskva: Nauka, 2006.

11. Kolomiec O.M. Organizaciya uchebno-professional'noj deyatel'nosti studenta v prepodavanii na osnove kompetentnostno-deyatel'nostnogo podhoda. Pedagogicheskij zhurnal. 2016; T. 6, № 5A: 40-51.

12. Kolomiec O.M. Koncepciya prepodavatel'skoj deyatel'nosti v kontekste kompetentnostno-deyatel'nostnogo podhoda. Vestnik Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 1: 82-92.

13. Kolomiec O.M. Razvitie deyatel'nostnogo myshleniya u sub'ekta obrazovatel'nogo processa: uchebnoe posobie. Moskva: Razvitie obrazovaniya, 2020.

Статья поступила в редакцию 20.03.24

УДК 371

Karakhanova G.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov

(Makhachkala, Russia), E-mail: gak0110@mail.ru

Shakhmanova A.Sh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: a9162174480@gmail.com

INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES USE AS A MEANS FOR OPTIMIZING SCHOOLCHILDREN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The authors focus on the ways to effectively use the information and telecommunication technologies as a tool to optimize schoolchildren's extracurricular activities. Based on the analysis of their own pedagogical experience, as well as the review of specialized research in this sphere, the authors give an essential characteristic to such activities carried out by modern Russian school students. The paper considers the composition of extracurricular activities and the classification according to various criteria. The article examines the place that such work occupies in the functioning structure of organizations that implement programs of basic general and secondary general education. The term "informatization process" is defined, taking into account the specifics of modern extracurricular activities for students. The influence of such on its course is demonstrated. The competencies of students are determined, whose development can be intensified by expanding the use of digital technologies in this activity.

Key words: basic general education, secondary general education, regular activities, extracurricular activities, informatization of education

Г.А. Караханова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: gak0110@mail.ru

А.Ш. Шахманова, д-р пед. наук, проф., ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: a9162174480@gmail.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Основное внимание авторы работы акцентируют на возможностях эффективного применения информационных и телекоммуникационных технологий как инструмента оптимизации внеурочной деятельности школьников. На основании анализа собственного педагогического опыта, а также привлечения широкого круга специальной литературы они дают сущностную характеристику такой деятельности, реализуемой учащимися современных российских школ.

Рассматривается её состав и представляется классификация внеучебной деятельности по различным признакам. Исследуется место, которое такая работа занимает в структуре функционирования организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования. Термину «процесс информатизации» даётся определение, учитывающее специфику внеурочной деятельности современных учащихся. Демонстрируется влияние такового на её ход. Определяются компетенции учащихся, процесс развития которых может быть интенсифицирован путём расширения использования цифровых технологий в этой деятельности.

Ключевые слова: основное общее образование, среднее общее образование, урочная деятельность, внеурочная деятельность, информатизация образования

Актуальность темы исследования объясняется двумя тенденциями в развитии человеческого общества на современном этапе.

Первая из них - эскалация темпов прогресса в области информационных и телекоммуникационных технологий (М.И. Беляев, С.П Григорьев, В.В. Гриншкун, В.П. Демкин, ГА. Краснова, С.И. Макаров, И.В. Роберт). Расширение возможностей цифровой техники, совершенствование приёмов и методов работы с ней, удешевление эксплуатации и создание во многих учреждениях единой среды, благоприятствующей максимальной реализации преимуществ ИКТ, поспособствовали интеграции таких технологий во все сферы человеческой деятельности (А.И. Башмаков, В.П. Беспалько, В.А. Старых, С.А. Щенников). Основное общее и среднее общее образование исключения не составляют [1, с. 119]. Таким образом, не должно вызывать удивления повышение интереса современных педагогов-исследователей и практиков к постоянно расширяющимся возможностям их применения в образовательном процессе (РИ. Васильева, Т.П. Горицкая, М.А. Семенушкина, Е.С. Кувакина, М.В. Маркушевич).

С этой тенденцией органично связана вторая - изменение требований современного общества к выпускникам школ. Действительно, характерными чертами развития современного социума являются:

- галопирующие темпы развития средств производства и коммуникации;

- непредсказуемая динамика экономических, политических, социальных и культурных процессов [2, с. 29];

- рост социальной мобильности большинства его членов.

Всё это способствует изменениям в структуре компетентности лица, успешно завершившего обучение по соответствующим программам [3, с. 67]. Для продолжения обучения на ступенях среднего профессионального и/или высшего образования, а в перспективе - реализации профессиональной и иной социально значимой деятельности, конечно, по-прежнему важен достаточный уровень развития предметных знаний, умений и навыков (Т.П. Айсувакова, А.В. Барабанщиков, В.П. Горемыкин, О.А. Ильченко, А.В. Кешелава, В.П Лапин). Однако наряду с ними всё большее значение приобретают компетенции, носящие универсальный, надпредметный характер, а также личностные характеристики [4, с. 241]. В плане их формирования определённый интерес представляют возможности внеучеб-ной деятельности [5, с. 50].

Таким образом, сегодня успешное завершение обучения школьников подразумевает широкое использование средств внеурочной работы [2, с. 32]. В свою очередь, при её планировании и реализации нельзя не учитывать возможностей ИКТ [1, с. 120]. Некоторым аспектам их использования на современном этапе развития соответствующего сегмента образовательной системы посвящено наше исследование.

Его целью является освещение наиболее характерных черт процесса эффективного применения информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в качестве средства оптимизации хода и результатов внеурочной деятельности школьников.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- привести сущностную характеристику внеурочной деятельности учащихся современных российских школ;

- рассмотреть её состав;

- рассказать о классификации внеучебной деятельности по различным признакам;

- исследовать место, которое такая работа занимает в структуре функционирования современных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования;

- дать термину «процесс информатизации» определение, учитывающее специфику рассматриваемой деятельности;

- продемонстрировать влияние такового на её основные составляющие;

- выделить компетенции учащихся, формируемые в ходе внеучебной деятельности, процесс развития которых может быть интенсифицирован путём расширения использования средств ИКТ по ходу её планирования и осуществления.

В ходе решения вышеперечисленных задач авторами применялись такие методы исследования, как изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику, а равно рефлексия собственного педагогического опыта.

Научная новизна настоящего исследования во многом сводится к тому, что на его страницах термину «процесс информатизации» было дано определение, максимально учитывающее условия осуществления внеурочной деятельности в большинстве современных школ.

Теоретическая значимость заключается в демонстрации влияния этого процесса на основные составляющие такой деятельности.

Практическая значимость - в определении компетенций учащихся, процесс развития которых может быть интенсифицирован путём расширения использования средств ИКТ во внеучебной работе.

Под термином «внеурочная деятельность» большинство современных авторов понимают такую организованную активность обучающихся, которая получает реализацию в формах, отличных от классно-урочной (О.Ю. Бабенко, А.Ф. Буш, В.В. Жакун, Н.А. Леушкина, С.А. Ошемкова, А.В. Попова, С.А. Холина). Она характеризуется направленностью на достижение школьниками метапред-метных и личностных результатов освоения основной образовательной программы [5, с. 49]. По сути, в условиях современной школы она представляет собой процесс, имеющий целью формирование школьника как творческой, интеллектуальной и высоконравственной личности [4, с. 240].

Ход её воспитания силами педагогических коллективов российских школ включает три компонента (рис. 1)

Внеурочная деятельность школьников

Внеурочная деятельность учителей со школьниками

Система управления внеурочной деятельностью

Рис. 1. Компоненты внеурочной деятельности

В современной педагогике рассматриваемая деятельность классифицируется по формам и направлениям (Б.Г Ананьев, С.В. Дружинина, Г.А. Кузьмен-ко). В исследованиях обычновсеречаемуломинание пяеиизних(т.Г. Ананьев, С.А. Коногорская, ГА. Кузьменко, Н.С. Лейтес, М.В. Фор). К таковым относятся:

- иоциальнсe[а,c.Д5];

- спортивно-оздоровительное;

- даховно^нра^^^ес^и^^^ [3, е. 68];

р oбщeинтeллel<тдеаьнoe.

Говоря о классификации по формам, в первую очередь стоит упомянуть, что сегодня каждая школемoжeи самостоятельно решать, какие из них использовать. При этом, конечно, обязательным является максимальный учёт интересов и запросов как самис лчещиxвя, иaки -хертелей (законных представителей) [6, с. 23]. Большинство -чёнывь пслкеикввcxодстcянa том, что в настоящее время учителям, методистам и администрации ОО необходимо выбирать разнообразные фор мы ор raнизоеилдeнеeльнeьии еча щихся [7, с. 13]. Перечислим их: классная; внеклассная; внешкольная; сетевая [8, с. 98].

Вто жо вpeуlянвнaнтоещел Э7внеданвития перхуногич^его и т^днегл оbщаro oбpaиовaньb нoнм/южал садпизaциянныb братьеьнььфopыьнeеслb-ной деятельности (А.В. Попова, Н.Н. Сандалова, С.В. Фролова, С.А. Холина). При оном пивезиилу OOнлоeнвридoсeOлюдотнгaaинoа ■феРовуние: ииeаеанbиме-сти от того, как именно и в каком направлении будет реализовываться внеучеб-наядояуeльнacть.окаденжнaименьоeлыс, иpeыoeьoeГО:авелзeчeниxличноот-нога нaьвитияльыоиxсн[5,c.43].

Таким образом, правильно организованная деятельность такого плана по-звеыеeтоУлепечить эффоbтннboефирмирниание у шlгoыbнинон иороживельныго опыта участия в системе общественных отношений, а значит, и успешное освое-нленмиcoеиолуeыеpoлхй[с о.М-^ЬВиодедрынизации |заяеичиаlxаaвиуoв т фаях всолнемогут получить свою реализацию воспитательные и образова-лелуиь iep ссурсч1 взаимодействия взрослых и детей, реализуемого, в том числе,

с применеоиемМЮТ [а, и,

В этой связи следует вспомнить охарактеризованные нами ранее тренды Taзвитиаcoвиeмeннвгo oбщеaулa,пеирoтаpытнневyьоyеe кирнeтаатнoстииго прpт2eилвыпycкникa coвpаминнoй i^I^O^^i^^I^^^TC^ знaчeньв нaдпьедмлюныx зран2Й,умвнин и найыыов^^вно р личьюстныв йaнaктaюнетик [5, с.МЗ]-.)-0700-0™.-», нл Нудть бoлншоä лшаOювИыеаeнтво итщaьдвeнлей ^отн -веку рочной деятельности в функционировании ОО, реализующих соответствующие ьоoгpаумы.

Також обвозом, внeсpонаае дeе7eыbнлвочптаa5гa¡щяо7 уебоН неявъем-леную ьаж7ь ечeбчо-вонанта7завьоroьpвоaлвaоюеаaoелеомeннoь шкохя, [10]. Причём в отличие от урочной деятельности, она является одной из конфигураций организации свободного времени обучающихся (Л.В. Байбородова, В. Васильев, Л.В. Кожемякина, О.А. Комиссарова, И.Г Харисова, А.П. Чернявская). При этом способы её осуществления, а также пути интеграции информационных техноло-

Компоненты

гий во многом схожи с таковыми, характерными для дополнительного образования детей [11].

Планирование и осуществление рассматриваемой деятельности ориентированы на формирование условий для неформального общения учащихся одного класса либо учебной параллели. При правильной организации такое взаимодействие, в свою очередь, получает выраженную социально-педагогическую направленность [12, с. 44]. Кроме того, внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности для продуктивного взаимодействия между обучающимися, с одной стороны, и классным руководителем, с другой [13, с. 138]. Особенно ярко данные её черты проявляются по ходу формирования ученического коллектива и структур самоуправления [6, с. 29].

Реализация внеурочной деятельности позволяет создавать организационно-педагогические условия, необходимые для развития общекультурных интересов школьников [9, с. 52]. Таким образом могут быть оптимизированы ход и результаты их нравственного воспитания (В.М. Васюков, А.Н. Крючков, С.В. Саксонов).

Как уже говорилось, важную роль в обеспечении поступательного развития данного аспекта деятельности российских школ является процесс его информатизации. В нашем случае этот термин означает формирование основанных на возможностях ИКТ методических систем, направленных на внесение ряда существенных трансформаций в традиционную систему внеурочной деятельности, реализуемой в пространстве ОО [12, с. 46].

Таким образом, область применения основных её составляющих может существенно расшириться [10, с. 41]. При этом определённые изменения может претерпеть роль субъектов образовательных отношений [8]. Например, учитель из носителя суммы готовых знаний превращается, скорее, в проводника, наставника, указывающего школьникам путь к самостоятельному их получению в почти безграничном информационном пространстве [11]. Данные тенденции, в свою очередь, порождают потребность в переосмыслении форм и направлений рассматриваемой деятельности, в разработке элементов применения конкретных цифровых технологий в соответствующей практике [14].

Библиографический список

Подобные изменения в организации внеурочной деятельности современных школьников не могут не сказаться на формировании их компетентностного портрета [15, с. 63]. В частности, широкое использование средств ИКТ позволит интенсифицировать процесс формирования знаний, умений и навыков обучающихся, способствующих выполнению ряда действий, необходимых для успешного участия не только в этой, но и в и иных видах активности, реализуемой в современном обществе [14, с. 100]. К ним относятся:

- поиск, критическая оценка, обработка и презентация информации, необходимой для успешной реализации различных форм и направлений внеурочной работы [13, с. 140];

- самостоятельное осуществление экспериментально-исследовательской деятельности, в том числе с широким применением средств ИКТ;

- подготовка и защита индивидуальных и коллективных проектов [15, с. 65].

Сегодня многие исследователи считают формирование подобных компетенций одним из ведущих ориентиров в деятельности систем основного общего и среднего общего образования (А.П Бакиев, В.М. Васюков, А.Н. Крючков, В.П. Моров, С.А. Сенатор, С.В. Саксонов, И.П Харисова). Однако надо отметить и тот факт, что необходимо в настоящее время усилить профессиональную подготовку педагогов, преподавателей в контексте обучения новым формам и технологиям организации обучения и воспитания школьников (Ю.В. Сорокопуд [15]).

На основе вышеизложенного мы можем заявить, что в условиях современного общества осуществление внеурочной деятельности является весьма значимой составляющей подготовки школьника к реализации различных видов социальной активности. В свою очередь, действительно эффективными соответствующие формы работы могут быть лишь при условии расширения использования средств ИКТ.

Применение таких технологий с большой вероятностью позволит интенсифицировать ход данной составляющей образовательного процесса. Также повысится вероятность успешного формирования у учеников ряда важных компетенций.

1. Мишута И.С. Использование ИКТ Технологий во внеурочной деятельности. Инновационная наука. 2021; № 7: 119-120.

2. Федосов А.Ю. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях цифровой трансформации образования. Нижегородское образование. 2021; № 2: 28-36.

3. Мухидинов М.Г., Магомедова С.М., Магомедов Г.А. Проблемы формирования новой образовательной среды. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 67-69.

4. Гуторова ГД. Метапредметные компетенции и оценка уровня их сформированности у обучающихся основной школы. Филология и культура. 2021; № 2 (64): 239-245.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Байханов И.Б. Обеспечение безопасности образовательных организаций в ходе реализации проекта «Наша новая школа». Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-3 (113): 21-24.

6. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 6 (55): 615-623.

7. Гукаленко О.В., Сериков В.В., Ускова И.В. Приобщение обучающихся к ценностям культуры и культурного наследия российского народа в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2022.

8. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Автореферат диссертации ... ученой степени доктора педагогических наук. Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, 2007.

9. Малаева М.С. Реализация электронного обучения на основе дистанционных образовательных технологий. Экономические исследования. 2023; № 2: 48-53.

10. Верховых И.В., Шитякова Н.П. Проектирование программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020; № 5: 36-55.

11. Князева Н.А. Приобщение детей к народным традициям в урочной и внеурочной деятельности. Интерактивная наука. 2023; № 9 (85): 45-46.

12. Короткова К.В. Программа курса внеурочной деятельности «Химия и физика в природе». Профессиональная ориентация. 2024; № 1-1: 44-46.

13. Паюсова Т.В. Формирование ценностных ориентиров школьников во внеурочной деятельности. Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2020; Т. 29, № 3: 138-140.

14. Калиш Е.Ю. Использование технологии тимбилдинга на уроках и во внеурочной деятельности. Инновационная наука. 2024; № 1-1: 99-100.

15. Сорокопуд Ю.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения. Вестник университета. 2012; № 6: 284-287.

References

1. Mishuta I.S. Ispol'zovanie IKT Tehnologij vo vneurochnoj deyatel'nosti. Innovacionnaya nauka. 2021; № 7: 119-120.

2. Fedosov A.Yu. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2021; № 2: 28-36.

3. Muhidinov M.G., Magomedova S.M., Magomedov G.A. Problemy formirovaniya novoj obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 67-69.

4. Gutorova G.D. Metapredmetnye kompetencii i ocenka urovnya ih sformirovannosti u obuchayuschihsya osnovnoj shkoly. Filologiya ikul'tura. 2021; № 2 (64): 239-245.

5. Bajhanov I.B. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'nyh organizacij v hode realizacii proekta «Nasha novaya shkola». Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-3 (113): 21-24.

6. Bajhanov I.B. Molodezh' v cifrovom mire: samoocenka sformirovannosti cifrovyh kompetencij abiturientov moskovskih vuzov. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 6 (55): 615-623.

7. Gukalenko O.V., Serikov V.V., Uskova I.V. Priobschenie obuchayuschihsya k cennostyam kul'tury i kul'turnogo naslediya rossijskogo naroda v kurse vneurochnoj deyatel'nosti «Razgovory o vazhnom». Moskva: Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2022.

8. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... uchenoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk. Orenburgskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Orenburg, 2007.

9. Malaeva M.S. Realizaciya 'elektronnogo obucheniya na osnove distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. 'Ekonomicheskie issledovaniya. 2023; № 2: 48-53.

10. Verhovyh I.V., Shityakova N.P. Proektirovanie programmy vneurochnoj deyatel'nosti duhovno-nravstvennogo napravleniya. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2020; № 5: 36-55.

11. Knyazeva N.A. Priobschenie detej k narodnym tradiciyam v urochnoj i vneurochnoj deyatel'nosti. Interaktivnaya nauka. 2023; № 9 (85): 45-46.

12. Korotkova K.V. Programma kursa vneurochnoj deyatel'nosti «Himiya i fizika v prirode». Professional'naya orientaciya. 2024; № 1-1: 44-46.

13. Payusova T.V. Formirovanie cennostnyh orientirov shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Samarskaya Luka: problemy regional'noj i global'noj 'ekologii. 2020; T. 29, № 3: 138-140.

14. Kalish E.Yu. Ispol'zovanie tehnologii timbildinga na urokah i vo vneurochnoj deyatel'nosti. Innovacionnaya nauka. 2024; № 1-1: 99-100.

15. Sorokopud Yu.V. Podgotovka prepodavatelej vysshej shkoly v processe realizacii FGOS VPO novogo pokoleniya. Vestnik universiteta. 2012; № 6: 284-287.

Статья поступила в редакцию 27.03.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.