Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОКУЛЬТУРЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОКУЛЬТУРЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основное общее образование / среднее общее образование / эстетическое воспитание / учебная деятельность / внеучебная деятельность / образовательный потенциал этнокультуры / basic general education / secondary general education / aesthetic education / educational activities / extracurricular activities / educational potential of ethnoculture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.А. Магомеддибирова, М.Р. Навразова

В статье дан анализ современного состояния проблемы эстетического воспитания школьников средствами этнокультуры. За основу организации данного процесса авторы принимают системный подход, характеризующийся единством воспитательных и образовательных задач, целостностью, всеобщностью и интегративностью. При этом ими выделяются два ключевых направления соответствующей деятельности: комплексный подход к эстетическому воспитанию с приоритетом ценностей и установок традиционной народной педагогики, а также приобщение школьников к народной культуре через определение связей, сходства и различий, существующих между искусством и культурой разных народов нашей страны. В качестве основных средств приобщения учащихся к народной культуре и тем самым формирования у них эстетических качеств рассматриваются такие формы организованная активности, реализация которых подразумевает интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE POTENTIAL OF ETHNOCULTURE IN THE AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article analyzes the current state of the schoolchildren aesthetic education by ethnoculture. The authors take a systematic approach as the basis for the organization of this process, characterized by the unity of educational and upbringing tasks, integrity, universality and integrativity. At the same time, they identify two relevant activity key areas: an integrated approach to aesthetic education with priority to the traditional folk pedagogy values and attitudes, as well as introducing schoolchildren to folk culture through the identification of connections, similarities and differences existing between different nations of art and culture in Russia. As the main means to introduce students to folk culture and develop their aesthetic qualities, the authors consider such organized activity forms, the implementation of which implies the integration of regular and extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОКУЛЬТУРЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

2. Sergeeva I.F. Tehnologiya organizacii testovogo kontrolya formirovaniya navykov i umenij inoyazychnogo ustno-rechevogo obscheniya: Nachal'naya shkola / francuzskijyazyk. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

3. Leont'ev A.N. O nekotoryh psihologicheskih voprosah soznatel'nosti ucheniya. Sovetskaya pedagogika. 1946; № 1: 65-72.

4. Vygotskij L.S. Izbrannye psihologicheskie issledovaniya: Myshlenie i rech'. Problemy psihologicheskogo razvitiya rebenka. Moskva: Izdatel'stvo akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1956: 290-292.

5. Cencerya S.V., Dmitriev D.V., Mescheryakov D.A. i dr. Psihologiya i pedagogika: uchebnoe posobie. Voennaya pedagogika. Saratov: OOO «Amirit», 2023; Kn. 2: 178-179.

6. Kuklina S.S. Kollektivnaya uchebnaya deyatel'nost'po ovladeniyu inoyazychnym obscheniem: model'i ee realizaciya: bazovyj kurs anglijskogo yazyka. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2009.

7. Alehin I.A., Nechaeva S.N., Pahomova N.V. Suschnost' i soderzhanie individualizacii obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mirobrazovaniya -obrazovanie v mire. 2020; № 2 (78): 193-198.

8. Krylova A.P. Organizacionno-metodicheskie usloviya formirovaniya cifrovyh kompetencij u molodyh uchitelej inostrannogo yazyka. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2023; № 9: 177-181.

9. Kazakova A.A. Cifrovizaciya obrazovaniya: vyzovy i vozmozhnosti. Innovacionnye rezul'taty social'no-gumanitarnyh i 'ekonomiko-pravovyh issledovanij: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod: OOO Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij (APNI), 2023: 23-32.

Статья поступила в редакцию 30.01.24

УДК 378

Magomeddibirova Z.A, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia); Russian State Pedagogical University

named after A.I. Herzen (Makhachkala, Russia), E-mail: sulpat12@mail.ru

Navrazova M.R., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: sulpat12@mail.ru

USING THE POTENTIAL OF ETHNOCULTURE IN THE AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. The article analyzes the current state of the schoolchildren aesthetic education by ethnoculture. The authors take a systematic approach as the basis for the organization of this process, characterized by the unity of educational and upbringing tasks, integrity, universality and integrativity. At the same time, they identify two relevant activity key areas: an integrated approach to aesthetic education with priority to the traditional folk pedagogy values and attitudes, as well as introducing schoolchildren to folk culture through the identification of connections, similarities and differences existing between different nations of art and culture in Russia. As the main means to introduce students to folk culture and develop their aesthetic qualities, the authors consider such organized activity forms, the implementation of which implies the integration of regular and extracurricular activities.

Key words: basic general education, secondary general education, aesthetic education, educational activities, extracurricular activities, educational potential of ethnoculture

З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф., ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный; ФБГОУ ВО

«Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (Дагестанский филиал), г. Махачкала, E-mail: sulpat12@mail.ru

М.Р. Навразова, соискатель, ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: sulpat12@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОКУЛЬТУРЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье дан анализ современного состояния проблемы эстетического воспитания школьников средствами этнокультуры. За основу организации данного процесса авторы принимают системный подход, характеризующийся единством воспитательных и образовательных задач, целостностью, всеобщностью и интегративностью. При этом ими выделяются два ключевых направления соответствующей деятельности: комплексный подход к эстетическому воспитанию с приоритетом ценностей и установок традиционной народной педагогики, а также приобщение школьников к народной культуре через определение связей, сходства и различий, существующих между искусством и культурой разных народов нашей страны. В качестве основных средств приобщения учащихся к народной культуре и тем самым формирования у них эстетических качеств рассматриваются такие формы организованная активности, реализация которых подразумевает интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: основное общее образование, среднее общее образование, эстетическое воспитание, учебная деятельность, внеучебная деятельность, образовательный потенциал этнокультуры

Актуальность темы, поднимаемой на страницах настоящей статьи, обосновывается фактом эскалации глобализационных процессов, фиксирующимся на протяжении трёх последних десятилетий (А.Д. Воскресенский, Л.И. Федорова, К. Шахин). Данная тенденция, безусловно, имеет ряд значимых положительных последствий. Ответ на многие вызовы современности возможен только совместными усилиями высококвалифицированных специалистов из разных стран (В.В. Афанасьев, В.Ф. Ильина, А.П Косиченко, Е.В. Лаптева, С.Л. Франк).

Однако глобальная интеграция сопряжена и с определёнными рисками [1, с. 71]. Одним из наиболее серьёзных представляется утрата большинством наших современников собственной культурной идентичности [2, с. 62]. В наибольшей степени это относится к представителям подрастающего поколения [3, с. 70].

Подобная ситуация в основном осознаётся современными педагогами-исследователями и практиками. Неслучайно в трудах многих авторов особое внимание уделяется важности усвоения и принятия школьниками базовых национальных ценностей (Н.С. Александрова, Е.К. Брыкина, Н.Ф. Пубанова, Н.Ф. Зацепина, И.И. Комарова, Т.С. Комарова). Это, в свою очередь, предполагает формирование у них уважения и осознанного принятия языков, обычаев, традиций, характерных для этнокультурных общностей, населяющих территорию Российской Федерации [4, с. 63-64].

Таким образом, интеграция элементов народной культуры в педагогический процесс позволит повысить эффективность эстетического воспитания современных школьников [5, с. 50]. При этом изучение образовательной практики ряда российских ОО, реализующих соответствующие программы, наглядно демонстрирует, что соответствующий потенциал сегодня используется явно недостаточно (И.С. Буракова, З.С. Исакиева, Б.С. Садулаева, А.В. Самарская). Существующим в настоящее время возможностям для его реализации посвящено наше исследование.

Соответственно, его цель - выявить наиболее эффективные формы, методы и средства организации процесса совершенствования и придания системного

характера эстетическому воспитанию современных школьников с использованием педагогического потенциала этнокультуры.

Задачи, решение которых позволит достичь этой цели, формулируются следующим образом:

- дать термину «эстетическое воспитание» определение, адекватное современному состоянию теории и практики школьного образования;

- изучить наиболее перспективные на сегодняшний день приёмы и методы реализации соответствующего процесса;

- определить значение этнокультуры как воспитательного средства;

- рассмотреть ключевые направления эстетического воспитания учащихся на основе потенциала народной культуры;

- выявить возможности предлагаемых форм организации урочной и внеурочной деятельности школьников по ходу реализации этих направлений.

По ходу решения вышеперечисленных задач авторами использовались такие методы исследования, как анализ затрагивающей соответствующую проблематику литературы и изучение опыта отечественных школ, связанного с реализацией воспитательной деятельности.

Научная новизна статьи заключается в изучении наиболее перспективных на сегодняшний день приёмов и методов реализации воспитательной работы, в том числе с использованием средств этнокультуры.

Её теоретическая значимость состоит в определении ключевых направлений эстетического воспитания учащихся на основе потенциала такой культуры.

Практическая значимость - в выявлении возможностей предлагаемых форм организации урочной и внеурочной деятельности школьников при реализации указанных направлений.

В рамках настоящего исследования под термином «эстетическое воспитание» будет пониматься процесс формирования у школьников чувства прекрасного, а равно способности воспринимать и понимать его в искусстве и окружающей действительности (ПЮ. Беляев, Е.Ф. Бодак, М.В. Воропаев, С.П. Евсюков,

Таблица 1

Направления эстетического воспитания учащихся средствами этнокультуры

Наименование Формы работы, способствующие реализации данного направления Предполагаемые результаты реализации

Комплексный подход к эстетическому воспитанию с приоритетом ценностей и установок традиционной народной педагогики Реализация педагогических условий, благоприятствующих творческому развитию учащихся, их самовыражению [11, с. 257] Формирование общей культуры обучающихся с максимальным учётом их индивидуальных интересов, склонностей и нужд

Привлечение школьников к активному участию в работе кружков, студий, музеев, выставок, конкурсов, посвящён-ных исследуемой тематике

Выполнение творческих заданий, содержащих элементы этнокультуры, как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности [13, с. 15] Интенсификация личностного развития школьников (Л.В. Гудяшина, Н.А. Кондаков, А.В. Куликов, А.Г Ракитина)

Приобщение школьников к народной культуре через определение связей, сходства и различий, существующих между искусством и культурой разных народов нашей страны [10, с. 252] Выполнение учебных заданий, направленных на сравнение народной культуры в различные эпохи её существования Понимание школьниками традиционной культуры как динамичной системы исторически сложившихся представлений об окружающем мире

Проведение мероприятий, направленных на освоение учащимися ценностной системы предков, в тесной связи с современной культурой многонационального российского народа [13, с. 16]

Т.В. Макеева, И.Н. Теркулова, Е.В. Устюжанина). Последний, как следует из его этимологии, представляет собой одну из разновидностей воспитательной работы [4, с. 65]. Следовательно, его успешная реализация подразумевает корреляцию с другими разновидностями [5, с. 51]. К таковым относятся:

- трудовое воспитание [6, с. 593];

- политическое воспитание [7, с. 185];

- экологическое воспитание;

- нравственное воспитание [8, с. 20];

Наиболее прогрессивным при планировании и организации рассматриваемого процесса является системный подход [9, с. 147]. Он характеризуется следующими качествами:

- всеобщность;

- интегративность;

- целостность;

- единство образовательных и воспитательных задач (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, М.В. Глебова, В.Н. Дружинин, Л.А. Ясюкова).

Реализация указанного подхода в процессе эстетического воспитания учащихся с использованием средств этнокультуры представляется особенно эффективной при условии поэтапной реализации следующих действий:

- изучение начальной эстетической воспитанности контингента;

- интеграция элементов народной культуры в урочную и внеурочную деятельность, направленную на эстетическое воспитание школьников [3, с. 68];

- мониторинг эффективности соответствующих мер.

Народная культура интегрирует материальные и духовные ценности создавшей её общности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.В. Глебова). Отсюда следует, что она представляет собой такое воспитательное средство, грамотное применение которого будет с большой вероятностью способствовать всестороннему развитию школьников через интенсификацию формирования их личностных характеристик [9, с. 148].

Каждый народ России выработал множество традиций и обычаев, облагораживающих его быт. Последние проявляются в следующих аспектах:

- отношение к труду;

- понимание окружающей природной, культурной и социальной действительности [8, с. 21];

- стилевые и жанровые особенности традиционного творчества.

Значимая с точки зрения дальнейшего совершенствования системы воспитательной работы в российских школах особенность большинства народных систем эстетического воспитания состоит в том, что они не допускают исключительно пассивного отношения к миру [6, с. 596]. Каждый индивид изначально позиционируется как непосредственный участник сотворения прекрасного [10, с. 29-30].

Таким образом, традиционная культура в максимальной степени отражает народную психологию, специфику быта и принятую систему ценностей [2, с. 65]. Она аккумулирует богатейший исторический, духовный, эстетический опыт, так как развивается на основе преемственности традиций (Г К. Вагнер, ГД. Гачев, И.В. Мусханова, М.А. Некрасова, Р.М. Рогова, ГН. Филонов). Наиболее ярко этнокультура проявляется в народной эстетике. Отсюда следует, что она играет одну из ключевых ролей в развитии общей культуры, формировании творческих способностей и эстетического вкуса современного школьника [11, с. 256].

Библиографический список

Кроме того, говоря о роли рассматриваемого феномена в процессе воспитания подрастающего поколения, необходимо учесть, что постижение традиционных искусств способствует повышению дисциплинированности обучающихся [12, с. 201].

Далее, по ходу эстетического воспитания современных школьников, реализуемого на основе потенциала народной культуры, могут быть реализованы два ключевых направления (табл. 1).

По ходу реализации этих направлений, помимо урочных, могут найти широкое применение различные формы внеурочной деятельности (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, Д.В. Григорьев, Л.В. Калинина, В.А. Караковский, В.О. Кутьев, П.В. Степанов). В частности, определённая эффективность может быть присуща коллаборации между образовательной организацией, с одной стороны, и детскими школами искусств, с другой [14, с. 63]. При этом необходимо максимально акцентировать внимание участников образовательного процесса на необходимости интеграции следующих аспектов:

- освоение народного искусства конкретного региона;

- изучение культурного наследия многонационального народа России как единого целого [15, с. 138-139].

Организованный таким образом учебно-воспитательный процесс с определённой вероятностью будет способствовать максимальному вовлечению школьников в различные формы творческой деятельности, предполагающие рецепцию тех или иных элементов этнокультуры [1, с. 67]. Интеграция возможностей урочной и внеурочной деятельности позволит объединить достижения психологии, культурологи и искусствоведения в деле эстетического воспитания современных школьников [16, с. 129].

Так могут быть сформированы организационно-педагогические условия, необходимые для формирования у детей осознанного стремления к сохранению и приумножению достижений традиционной культуры в современном глобализированном мире [15, с. 140]. При этом педагогам, методистам и руководству ОО следует стремиться к организации неформального общения на таких занятиях. Такая форма взаимодействия между субъектами образовательных отношений может помочь обучающимся проявить свои творческие способности при реализации приведённых выше направлений активности [16, с. 131]. Интенсифицируется процесс формирования у них эстетического вкуса, навыков объективной оценки произведений искусства, а равно и системы собственных эстетических потребностей [14, с. 65].

Таким образом, мы можем заявить, что выжить и преуспеть в современном мире выпускники организаций, реализующих деятельность по программам основного общего и среднего общего образования, смогут при условии модернизации процесса их эстетического воспитания в период обучения. Данный сегмент воспитательной работы, в свою очередь, может быть существенно интенсифицирован путём интеграции элементов этнической культуры.

Этим, последним, присущ существенный образовательный потенциал. Его реализация предполагает внесение в учебно-воспитательный процесс ряда нововведений. Наиболее существенное из них - интеграция учебной и внеучеб-ной деятельности. Она с определённой вероятностью позволит сформировать у школьников чувство этнокультурной идентичности и осознанное стремление к сохранению и приумножению культурного наследия как своего региона, так и многонационального народа России в целом.

1. Кочкина Т.В. Формирование гражданской идентичности младших школьников. Калининградский вестник образования. 2021; № 2 (10): 62-71.

2. Шабашова Н.М. Влияние глобализации на цивилизационные и культурные процессы в современной России. Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019; № 4: 60-66.

3. Коростелева А.А. Развитие образования в регионе в условиях глобализации. Бизнес-образование в экономике знаний. 2020; № 2: 68-70.

4. Пронина А.Н. Изучение патриотизма младших школьников с различным уровнем этнической идентичности. Нижегородское образование. 2021; № 2: 62-68.

5. Петрусевич А.А. Цифровая образовательная среда школы как фактор развития социального капитала подростков. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 49-52.

6. Баитова Ф.Т. Идеи трудового воспитания в киргизском фольклоре. Бюллетень науки и практики. 2023; Т. 9, № 4: 593-598.

7. Домаренко Е.В. К Вопросу о сущности понятия «гражданское воспитание». Ученые записки Орловского государственного университета. 2021; № 3 (92): 185-190.

8. Заречнев Д.О., Федулов Б.А. Особенности духовно-нравственного воспитания молодёжи на творчестве Э. Асадова. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 20-22.

9. Федулов Б.А., Заречнев Д.О. Особенности воспитания будущих сотрудников полиции на общенациональных российских ценностях. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Барнаул: БЮИ МВД России, 2014: 147-149.

10. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1996.

11. Навразова М.Р Народная культура как средство эстетического воспитания учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 255-257.

12. Мигунова Е.В., Ляпунова О.В. Роль народно-декоративного прикладного творчества в воспитании молодого поколения для сохранения народной культуры. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023; Т. 5-3: 200-202.

13. Аммаева А.А. Сущность и специфика народного воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 14-16.

14. Николаева Е.И., Петрусевич А.А. Формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности. Педагогическое образование в России. 2021; № 5: 61-66.

15. Паюсова Т.В. Формирование ценностных ориентиров школьников во внеурочной деятельности. Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2020; Т. 29; № 3: 138-140.

16. Деулина С.А., Швецова Ю.В., Чайкина Ж.В. Управление проектами в системе дополнительного образования детей. Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сборник научных трудов 10-й Международной научно-практической конференции, посвящённой Году науки и технологий в Российской Федерации. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021: 127-131.

References

1. Kochkina T.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti mladshih shkol'nikov. Kaliningradskij vestnik obrazovaniya. 2021; № 2 (10): 62-71.

2. Shabashova N.M. Vliyanie globalizacii na civilizacionnye i kul'turnye processy v sovremennoj Rossii. Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 4: 60-66.

3. Korosteleva A.A. Razvitie obrazovaniya v regione v usloviyah globalizacii. Biznes-obrazovanie v 'ekonomike znanij. 2020; № 2: 68-70.

4. Pronina A.N. Izuchenie patriotizma mladshih shkol'nikov s razlichnym urovnem 'etnicheskoj identichnosti. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2021; № 2: 62-68.

5. Petrusevich A.A. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda shkoly kak faktor razvitiya social'nogo kapitala podrostkov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 49-52.

6. Baitova F.T. Idei trudovogo vospitaniya v kirgizskom fol'klore. Byulleten' nauki i prakíiki. 2023; T. 9, № 4: 593-598.

7. Domarenko E.V. K Voprosu o suschnosti ponyatiya «grazhdanskoe vospitanie». Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 3 (92): 185-190.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Zarechnev D.O., Fedulov B.A. Osobennosti duhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi na tvorchestve 'E. Asadova. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 20-22.

9. Fedulov B.A., Zarechnev D.O. Osobennosti vospitaniya buduschih sotrudnikov policii na obschenacional'nyh rossijskih cennostyah. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymipravonarusheniyami. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2014: 147-149.

10. Volkov G.N. 'Etnopedagogika chuvashskogo naroda. Cheboksary: Chuvashskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1996.

11. Navrazova M.R. Narodnaya kul'tura kak sredstvo 'esteticheskogo vospitaniya uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 255-257.

12. Migunova E.V., Lyapunova O.V. Rol' narodno-dekorativnogo prikladnogo tvorchestva v vospitanii molodogo pokoleniya dlya sohraneniya narodnoj kul'tury. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2023; T. 5-3: 200-202.

13. Ammaeva A.A. Suschnost' i specifika narodnogo vospitaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 14-16.

14. Nikolaeva E.I., Petrusevich A.A. Formirovanie cennostej i cennostnyh orientacij shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 5: 61-66.

15. Payusova T.V. Formirovanie cennostnyh orientirov shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Samarskaya Luka: problemyregional'nojiglobal'noj 'ekologii. 2020; T. 29; № 3: 138-140.

16. Deulina S.A., Shvecova Yu.V., Chajkina Zh.V. Upravlenie proektami v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Sovremennye podhody k transformadi koncepcij gosudarstvennogo regulirovaniya i upravleniya v social'no-'ekonomicheskih sistemah: sbornik nauchnyh trudov 10-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj Godu nauki i tehnologij v Rossijskoj Federacii. Kursk: Yugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2021: 127-131.

Статья поступила в редакцию 19.01.24

УДК 37.011.33

Matsefuk E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of History and Cultural Studies, Volgograd State Medical University of Ministry

of Healthcare of the Russian Federation (Volgograd, Russia), E-mail: elena178@mail.ru

Samokhodkina T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, teacher (History, Social Studies), School No. 101 of Dzerzhinsky District (Volgograd, Russia),

E-mail: tsamokhodkina@yandex.ru

CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION: THE THEORETICAL ASPECT. The article talks about the relevance and expediency of civic and patriotic education for society and the state. The researchers consider the problem of civic and patriotic education in its meaningful context. The authors, based on the analysis of key relevant normative legal acts of the Russian Federation, note that the formation of a citizen and a patriot are strategic goals of education. The article analyzes the categories of "thinking", "historical thinking", "historical consciousness", "civic education", "patriotism". The authors show the relationship between the concepts of "historical consciousness", "critical thinking" and "historical thinking". The article substantiates the interdependence of the categories "independence" and "responsibility", on one hand, and "patriotism", "Fatherland" and "citizenship", on the other hand. The researchers conclude that historical consciousness is a condition for the formation of historical thinking, which, in turn, is the basis of civic and patriotic education.

Key words: historical consciousness, historical thinking, patriotism, civic and patriotic education, independence, responsibility

Е.А. Мацефук, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения

Российской Федерации, г. Волгоград, Е-mail: elena178@mail.ru

Т.В. Самоходкина, канд. пед. наук, доц., учитель истории и обществознания, МОУ «СШ № 101 Дзержинского района Волгограда», г. Волгоград,

Е-mail: tsamokhodkina@yandex.ru

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье говорится об актуальности и целесообразности гражданско-патриотического воспитания для общества и государства. Исследователи рассматривают проблему гражданско-патриотического воспитания в его содержательном контексте. Авторы на основе анализа ключевых актуальных нормативно-правовых актов Российской Федерации отмечают, что формирование гражданина и патриота есть стратегические цели воспитания. В статье анализируются категории «мышление», «историческое мышление», «историческое сознание», «гражданское воспитание», «патриотизм». Авторы показывают взаимосвязь понятий «историческое сознание», «критическое мышление» и «историческое мышление». В статье обосновывается взаимообусловленность категорий: «самостоятельность» и «ответственность», «патриотизм», «Отечество» и «гражданственность». Исследователи приходят к выводу, что историческое сознание - условие формирования исторического мышления, которое, в свою очередь, является основой гражданско-патриотического воспитания.

Ключевые слова: историческое сознание, историческое мышление, патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, самостоятельность, ответственность

Актуальность исследуемой проблематики обоснована стратегическими ориентирами системы образования РФ, направленной на воспитание:

- патриота,

- ответственного гражданина своей страны,

- зрелой личности, в которой сочетается уважение к культуре и традициям всех народов, населяющих Россию.

В рамках необходимости достижения данной цели важно уточнить ключевые понятия проблемы, раскрыть их сущность и структуру. На основе полученной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.