Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иноязычная коммуникативная компетенция / навыки иноязычной речи / электронная информационно-образовательная среда / цифровизация образования / foreign language communicative competence / foreign language speech skills / electronic information and educational environment / digitalization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.П. Крылова

В статье рассматриваются основные проблемы, которые возникают в ходе формирования иноязычных речевых навыков школьников в условиях цифровизации образования. Автором обосновывается психологическая и педагогическая сущность речевой деятельности школьников, рассматривается перспектива ее совершенствования в условиях активного внедрения в учебный процесс цифровых технологий. В тексте статьи представлены и проблемы, оказывающие негативное воздействие: недостаточное развитие цифровых компетенций учителей иностранного языка, низкий уровень индивидуализации иноязычной подготовки школьников. Автором предложены наиболее продуктивные методы совершенствования процесса формирования иноязычных речевых навыков как важного элемента коммуникативной компетенции школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.П. Крылова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMING FOREIGN LANGUAGE SPEECH SKILLS OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

The article examines the main problems that arise during the formation of foreign language speech skills of schoolchildren in the context of digitalization of education. The author substantiates the psychological and pedagogical essence of the speech activity of schoolchildren, considers the prospect of its improvement in the conditions of active introduction of digital technologies into the educational process. The text of the article also presents problems that have a negative impact: insufficient development of digital competencies of foreign language teachers, low level of individualization of foreign language training of schoolchildren. The author suggests the most productive methods of improving the process of formation of foreign language speech skills as an important element of the communicative competence of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371

Krylova A.P., teacher of the first qualification category, school № 498 (Moscow, Russia), E-mail: krylova_sandra@mail.ru

THE PROBLEM OF FORMING FOREIGN LANGUAGE SPEECH SKILLS OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION.

The article examines the main problems that arise during the formation of foreign language speech skills of schoolchildren in the context of digitalization of education. The author substantiates the psychological and pedagogical essence of the speech activity of schoolchildren, considers the prospect of its improvement in the conditions of active introduction of digital technologies into the educational process. The text of the article also presents problems that have a negative impact: insufficient development of digital competencies of foreign language teachers, low level of individualization of foreign language training of schoolchildren. The author suggests the most productive methods of improving the process of formation of foreign language speech skills as an important element of the communicative competence of schoolchildren.

Key words: foreign language communicative competence, foreign language speech skills, electronic information and educational environment, digitalization of education

А.П. Крылова, учитель первой квалификационной категории ГБОУ «Школа № 498», г. Москва, E-mail: krylova_sandra@mail.ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные проблемы, которые возникают в ходе формирования иноязычных речевых навыков школьников в условиях циф-ровизации образования. Автором обосновывается психологическая и педагогическая сущность речевой деятельности школьников, рассматривается перспектива ее совершенствования в условиях активного внедрения в учебный процесс цифровых технологий. В тексте статьи представлены и проблемы, оказывающие негативное воздействие: недостаточное развитие цифровых компетенций учителей иностранного языка, низкий уровень индивидуализации иноязычной подготовки школьников. Автором предложены наиболее продуктивные методы совершенствования процесса формирования иноязычных речевых навыков как важного элемента коммуникативной компетенции школьников.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, навыки иноязычной речи, электронная информационно-образовательная среда, цифровизация образования

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью совершенствования процесса формирования и развития как иноязычных коммуникативных компетенций обучающихся школ в целом, так и их речевых навыков в частности как основы успешного овладения иностранным языком с учетом тенденций цифровизации образования для дальнейшего его изучения, как обязательной составляющей профессиональной подготовки на этапе обучения в учреждениях среднего и высшего образования.

Цель данной статьи заключается в рассмотрении основных проблем, с которыми связано возникновение затруднений формирования иноязычных речевых навыков школьников в условиях цифровизации образования.

Решение цели достигается за счет решения следующих задач:

1) определение структуры понятия «иноязычная коммуникативная компетенция школьников»;

2) рассмотрение и обоснование сущности речевой деятельности школьников;

3) выявление факторов, способствующих повышению и снижению качества формирования иноязычных речевых навыков;

4) определение возможностей цифровых технологий в повышении качества педагогической деятельности и их реальное использование в учебном процессе;

5) обоснование ряда направлений в работе по использованию средств цифровизации при формировании у школьников иноязычных речевых навыков.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:из-учение научно-педагогической литературы, содержащей рассмотрение разных аспектов проблемы; анализ данных собственной практики и исследовательских выводов авторов научных изданий.

Теоретическая значимость состоит в уточнении и расширении представлений о современных возможностях повышения качества иноязычной подготовки школьников с учетом изменений, связанных с цифровизацией образования.

Практическая значимость работы выражается в использовании предложенных автором методов совершенствования процесса формирования иноязычных речевых навыков как важного элемента коммуникативной компетенции школьников.

Иноязычная коммуникативная компетенция - понятие, которое ученые трактуют по-разному Например, Н.Д. Гальскова определяет ее как «способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное взаимодействие на изучаемом неродном языке в разнообразных социально детерминированных ситуациях» [1]. Уточняя данное суждение, следует отметить, что способность к взаимодействию посредством иностранного языка выражается в речевых знаниях, навыках и умениях, позволяющих понимать суждения и формулировать ответные вербальные формы с учетом требований речевых (языковых) норм, правил коммуникативного поведения в соответствии с ситуацией общения.

На этапе школьного обучения с первых дней обучения иностранному языку закладываются основы коммуникативной компетенции, определяющей способность к общению вообще и иноязычному в частности, для чего обучающийся должен овладеть суммой определенных речевых навыков и умений. Этот процесс должен носить планомерный, систематический и целенаправленный характер от начального этапа до старших классов (подготовительной ступени освоения

предпрофессионального и профессионального уровня владения иностранным языком). В ходе этого процесса изменяется уровень указанных навыков и умений, хотя в практике наблюдается не только положительная динамика, но и нередко обнаруживается отрицательный результат, наличие пробелов в подготовке по разным причинам [2]. Основной задачей современных исследователей и является разработка таких программ, благодаря внедрению которых снизятся негативные показатели. Самый перспективный путь решения этой проблемы лежит в плоскости оптимизации речевой деятельности школьников на всех этапах освоения иностранного языка.

В психологии с 60-х гг прошлого века содержание понятия «языковая деятельность» трактовалось как вид деятельности (наряду с игровой, познавательной, научной, трудовой), которая включает в себя ряд этапов - от целеполага-ния, планирования, реализации плана, контроля до творческой интерпретации и использования речевого материала на основе развития специфического вида мотивации (в зависимости от условий и необходимости совмещения речевой деятельности с любым другим ее видом). В эти годы Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым в рамках разработки научно-теоретических основ психолингвистики была обоснована структура речевой деятельности, включающая в себя речевые действия и речевые операции (речевые навыки), а также комбинации их с различными видами неречевой деятельности.

С утверждением в психологии понятия «коммуникативная деятельность» речевая деятельность стала рассматриваться более узко, обозначая лишь процесс производства и использования речи (т. е. восприятие ее как части коммуникативного процесса).

Рассматривая сущность речевой деятельности школьников, ученые отмечают, что освоение родного языка осуществляется не на уровне сознательного контроля, а путем сопоставления ожидаемых оборотов и тех, которые мы воспринимаем: если они не совпадают, тогда возникает затруднение, и включается процесс осознанности. Это значит, что информация должна стать предметом действий (применения речевых навыков) [3].

Все вышесказанное относится к процессу освоения родного языка, но совершенно по-другому происходит процесс обучения второму (иностранному) языку. Развитие родного языка начинается со свободного использования речи, а завершается осознанием и овладением речевыми формами. Освоение иностранным языком начинается с осознания структуры языка, с произвольного овладения речевыми оборотами, а завершается развитием свободной речи. Следовательно, эти пути противоположно направлены. Как отмечал Л.С. Выготский, между ними существует взаимозависимость, выражающая сознательное и намеренное усвоение иностранного языка через опору на известный уровень развития родного языка и обратно: усвоение иностранного языка обеспечивает овладение высшими формами родного языка [4].

Речевые умения, по мнению А.Н. Леонтьева, представляют собой способность человека применять речевые навыки как особый способ «складывания речевых механизмов» для достижения разнообразных целей. Навыки устойчивы и отражают способность личности переносить их в новые условия, на новые языковые конструкции.

В условиях цифровизации образования возможности обеспечения процесса овладения иноязычными речевыми навыками и умениями значительно воз-

растают Данный тезис доказан собственной практикой и современным педагогическим опытом.

В исследовании С.С. Куклиной (2008) убедительно представлены перспективы применения в обучении школьников иностранному языку коммуникативного метода, в рамках которого реализуется идея обучения через общение. На современном этапе практические результаты и научно-теоретические выводы переходят на новый уровень актуализации, так как цифровизация образовательного процесса за прошедшие с момента исследования С.С. Куклиной годы значительно расширила возможности применения коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.

Цифровизация в образовании направлена на внедрение различных видов электронных средств: всех учебных материалов в цифровых форматах, использование учебных пособий, сборников упражнений, оформление контрольной документации в режиме онлайн, ведение рабочих тетрадей и выполнение заданий на компьютерах и планшетах и т. д.

Условия обучения, создаваемые «электронной средой», способствуют развитию творческого мышления обучающихся, ориентируют их на выявление неочевидных связей и закономерностей. Нельзя просто добавить электронные средства к традиционному обучению и ожидать высоких результатов в обучении. Для повышения эффективности системы иноязычной подготовки учащихся необходима разработка новых подходов к организации образовательной деятельности, поиску и применению новых форм взаимодействия учителя и обучающегося, к конструированию учебной среды [5].

При этом использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для обучения возможно, как удалённо, так и непосредственно в учебном процессе. И, что немаловажно, цифровые технологии значительно ускоряют процесс поиска нужной информации, ее обработки, обмена и трансформации в речевые умения и навыки [6]. Кроме того, именно использование цифровых технологий способствует развитию индивидуализации обучения, когда процесс усвоения речевых навыков происходит эффективнее на основе максимального учета индивидуальных характеристик ученика, его психологических особенностей и развития базового уровня подготовленности к освоению иностранного языка. Элементы индивидуального обучения иностранному языку - явление в педагогической практике не новое. В обучении они проявляются как принципы свободного выбора, творческой интерпретации содержания программных требований, вариативности подходов к выполнению заданий. Это условие необходимо, так как сам процесс формирования иноязычной речевой компетенции в целом выражает требование практической подготовки к деятельности, способности выполнить задачи в любых социальных условиях, в том числе в будущем, в ходе развития иноязычных речевых навыков при обучении в вузе и реализации иноязычной компетенции в профессиональной среде. К сожалению, отмечается и научно-педагогическими работниками, и работодателями, что на сегодняшний день качество подготовки специалистов в области навыков иноязычной речевой коммуникации не всегда удовлетворяют современные требования к ним. Это приводит к снижению качества выполнения профессиональных обязанностей, неполной реализации возможностей и в гражданской среде, и в военной, и при выполнении должностных функций в системе государственной службы [7]. В этой связи на первый план выходит проблема подготовки преподавателей с учетом современных требований. Однако, как показывает проведенное исследование, существуют определенные проблемы формирования цифровых компетенций у учителей иностранного языка. Среди них недостаточная подготовленность учителей иностранного языка к применению и использованию цифровых технологий по причине слабого развития знаний, умений и навыков, полученных при обучении в вузе (около 56% выпускников бакалавриата и 28% окончивших магистратуру); недостаток знаний в области электронных образовательных ресурсов (до 52%), технологических трудностей введения в образовательный процесс цифровых игр и симуляторов (до 63%); недостающие положения федерального

Библиографический список

и регионального законодательства о едином подходе к правому регулированию применения цифровых технологий (23%); и др. Кроме того, более половиной респондентов отмечаются сложности с повышением квалификации для работы в ЭИОС, недостаток времени для проектирования электронных образовательных ресурсов и ряд других факторов, негативно влияющих на полноту использования возможностей использования цифровых технологий при организации обучения иностранному языку школьников [8].

Обеспечение изучения иностранного языка как средства общения требует максимального использования методов и средств развития умений и навыков устной речи, а на овладение навыками письменной речи должно быть направлено внимание как на самостоятельный аспект иноязычной подготовки. Соотношение этих целей лежит в основе разработки технологии обучения иностранному языку. Цифровизация обучения иностранному языку способствует, с одной стороны, наиболее эффективно решать задачу повышения качества иноязычной подготовки, с другой стороны, влечет за собой достаточно серьезные риски. Возможности связаны с использованием широкого спектра средств - виртуальных классов, онлайн-курсов, образовательных платформ и т. д. Однако внедрение цифровых технологий требует и технической подготовки, и совершенствования педагогических подходов. Использование ИКС, интерактивных досок, программного обеспечения образовательного направления позволяет внедрять в учебный процесс интерактивные дидактические материалы, обеспечивающие решение задач иноязычного обучения с учетом индивидуального характера усвоения материала каждым учеником на основе их психологических характеристик и уровня интеллектуального развития.

Вместе с тем цифровизация может и негативно сказываться на формировании умений и навыков речевой деятельности из-за неравномерного распределения доступа к современным технологиям обучающихся разных регионов и социальных групп (отсутствие доступа к высокоскоростному Интернету, низкое качество технических устройств, недостаточное обеспечение информационной безопасности и др.) [9].

Значительно меняется традиционная роль учителя, который становится организатором и наставником, а не источником знаний. Педагогу нужны новые навыки: технические знания в области использования цифровых технологий, навыки коммуникации в виртуальной среде, способность к разработке онлайн-уро-ков и др. Насыщенность цифровой среды информацией требует решения задачи формирования умения выбирать источники, соответствующие содержанию требований образовательных программ.

Таким образом, существует много аспектов, отражающих особенности формирования иноязычных речевых навыков школьников в современных условиях образовательной среды, характеризующейся высокой степенью цифровизации. Эти тенденции обусловлены глобальными изменениями технологического и социального уклада жизнедеятельности человечества, поэтому не могут сдерживаться искусственно или быть проигнорированы.

В этих условиях необходимо изучать и учитывать не только индивидуальные характеристики обучающихся, но и технологические возможности использования ими в обучении иностранному языку средств цифровых технологий при планировании и организации образовательного процесса.

В результате возникает потребность в создании системы программ и технологий, позволяющих активно внедрять в образовательный процесс технические средства, образовательный контент, с помощью которых возможна реализация образовательных программ на основе обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам в электронном виде.

Преодоление проблем формирования иноязычных речевых навыков школьников на современном этапе во многом зависит от многих факторов, но одной из первостепенных задач является разработка программ обучения и подготовки преподавателей иностранного языка к работе в цифровой образовательной среде, создание методических продуктов с учетом цифровизации образования.

1. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Акимова Н.В. Методика обучения иностранным языкам: учебное пособие для студентов образовательных учреждений высшего образования. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

2. Сергеева И.Ф. Технология организации тестового контроля формирования навыков и умений иноязычного устно-речевого общения: Начальная школа / французский язык Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.

3. Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения. Советская педагогика. 1946; № 1: 65-72.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Москва: Издательство академии педагогических наук РСФСР 1956: 290-292.

5. Ценцеря С.В., Дмитриев Д.В., Мещеряков Д.А. и др. Психология и педагогика: учебное пособие. Военная педагогика. Саратов: ООО «Амирит», 2023; Кн. 2: 178-179.

6. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность по овладению иноязычным общением: модель и ее реализация: базовый курс английского языка. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Ярославль, 2009.

7. Алехин И.А., Нечаева С.Н., Пахомова Н.В. Сущность и содержание индивидуализации обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир образования -образование в мире. 2020; № 2 (78): 193-198.

8. Крылова А.П. Организационно-методические условия формирования цифровых компетенций у молодых учителей иностранного языка. Современное педагогическое образование. 2023; № 9: 177-181.

9. Казакова А.А. Цифровизация образования: вызовы и возможности. Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023: 23-32.

References

1. Gal'skova N.D., Vasilevich A.P., Akimova N.V. Metodika obucheniya inostrannymyazykam: uchebnoe posobie dlya studentov obrazovatel'nyh uchrezhdenij vysshego obrazovaniya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2017.

2. Sergeeva I.F. Tehnologiya organizacii testovogo kontrolya formirovaniya navykov i umenij inoyazychnogo ustno-rechevogo obscheniya: Nachal'naya shkola / francuzskijyazyk. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

3. Leont'ev A.N. O nekotoryh psihologicheskih voprosah soznatel'nosti ucheniya. Sovetskaya pedagogika. 1946; № 1: 65-72.

4. Vygotskij L.S. Izbrannye psihologicheskie issledovaniya: Myshlenie i rech'. Problemy psihologicheskogo razvitiya rebenka. Moskva: Izdatel'stvo akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1956: 290-292.

5. Cencerya S.V., Dmitriev D.V., Mescheryakov D.A. i dr. Psihologiya i pedagogika: uchebnoe posobie. Voennaya pedagogika. Saratov: OOO «Amirit», 2023; Kn. 2: 178-179.

6. Kuklina S.S. Kollektivnaya uchebnaya deyatel'nost'po ovladeniyu inoyazychnym obscheniem: model'i ee realizaciya: bazovyj kurs anglijskogo yazyka. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2009.

7. Alehin I.A., Nechaeva S.N., Pahomova N.V. Suschnost' i soderzhanie individualizacii obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mirobrazovaniya -obrazovanie v mire. 2020; № 2 (78): 193-198.

8. Krylova A.P. Organizacionno-metodicheskie usloviya formirovaniya cifrovyh kompetencij u molodyh uchitelej inostrannogo yazyka. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2023; № 9: 177-181.

9. Kazakova A.A. Cifrovizaciya obrazovaniya: vyzovy i vozmozhnosti. Innovacionnye rezul'taty social'no-gumanitarnyh i 'ekonomiko-pravovyh issledovanij: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod: OOO Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij (APNI), 2023: 23-32.

Статья поступила в редакцию 30.01.24

УДК 378

Magomeddibirova Z.A, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia); Russian State Pedagogical University

named after A.I. Herzen (Makhachkala, Russia), E-mail: sulpat12@mail.ru

Navrazova M.R., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: sulpat12@mail.ru

USING THE POTENTIAL OF ETHNOCULTURE IN THE AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. The article analyzes the current state of the schoolchildren aesthetic education by ethnoculture. The authors take a systematic approach as the basis for the organization of this process, characterized by the unity of educational and upbringing tasks, integrity, universality and integrativity. At the same time, they identify two relevant activity key areas: an integrated approach to aesthetic education with priority to the traditional folk pedagogy values and attitudes, as well as introducing schoolchildren to folk culture through the identification of connections, similarities and differences existing between different nations of art and culture in Russia. As the main means to introduce students to folk culture and develop their aesthetic qualities, the authors consider such organized activity forms, the implementation of which implies the integration of regular and extracurricular activities.

Key words: basic general education, secondary general education, aesthetic education, educational activities, extracurricular activities, educational potential of ethnoculture

З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф., ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный; ФБГОУ ВО

«Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (Дагестанский филиал), г. Махачкала, E-mail: sulpat12@mail.ru

М.Р. Навразова, соискатель, ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: sulpat12@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОКУЛЬТУРЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье дан анализ современного состояния проблемы эстетического воспитания школьников средствами этнокультуры. За основу организации данного процесса авторы принимают системный подход, характеризующийся единством воспитательных и образовательных задач, целостностью, всеобщностью и интегративностью. При этом ими выделяются два ключевых направления соответствующей деятельности: комплексный подход к эстетическому воспитанию с приоритетом ценностей и установок традиционной народной педагогики, а также приобщение школьников к народной культуре через определение связей, сходства и различий, существующих между искусством и культурой разных народов нашей страны. В качестве основных средств приобщения учащихся к народной культуре и тем самым формирования у них эстетических качеств рассматриваются такие формы организованная активности, реализация которых подразумевает интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: основное общее образование, среднее общее образование, эстетическое воспитание, учебная деятельность, внеучебная деятельность, образовательный потенциал этнокультуры

Актуальность темы, поднимаемой на страницах настоящей статьи, обосновывается фактом эскалации глобализационных процессов, фиксирующимся на протяжении трёх последних десятилетий (А.Д. Воскресенский, Л.И. Федорова, К. Шахин). Данная тенденция, безусловно, имеет ряд значимых положительных последствий. Ответ на многие вызовы современности возможен только совместными усилиями высококвалифицированных специалистов из разных стран (В.В. Афанасьев, В.Ф. Ильина, А.Г Косиченко, Е.В. Лаптева, С.Л. Франк).

Однако глобальная интеграция сопряжена и с определёнными рисками [1, с. 71]. Одним из наиболее серьёзных представляется утрата большинством наших современников собственной культурной идентичности [2, с. 62]. В наибольшей степени это относится к представителям подрастающего поколения [3, с. 70].

Подобная ситуация в основном осознаётся современными педагогами-исследователями и практиками. Неслучайно в трудах многих авторов особое внимание уделяется важности усвоения и принятия школьниками базовых национальных ценностей (Н.С. Александрова, Е.К. Брыкина, Н.Ф. Губанова, Н.Ф. Зацепина, И.И. Комарова, Т.С. Комарова). Это, в свою очередь, предполагает формирование у них уважения и осознанного принятия языков, обычаев, традиций, характерных для этнокультурных общностей, населяющих территорию Российской Федерации [4, с. 63-64].

Таким образом, интеграция элементов народной культуры в педагогический процесс позволит повысить эффективность эстетического воспитания современных школьников [5, с. 50]. При этом изучение образовательной практики ряда российских ОО, реализующих соответствующие программы, наглядно демонстрирует, что соответствующий потенциал сегодня используется явно недостаточно (И.С. Буракова, З.С. Исакиева, Б.С. Садулаева, А.В. Самарская). Существующим в настоящее время возможностям для его реализации посвящено наше исследование.

Соответственно, его цель - выявить наиболее эффективные формы, методы и средства организации процесса совершенствования и придания системного

характера эстетическому воспитанию современных школьников с использованием педагогического потенциала этнокультуры.

Задачи, решение которых позволит достичь этой цели, формулируются следующим образом:

- дать термину «эстетическое воспитание» определение, адекватное современному состоянию теории и практики школьного образования;

- изучить наиболее перспективные на сегодняшний день приёмы и методы реализации соответствующего процесса;

- определить значение этнокультуры как воспитательного средства;

- рассмотреть ключевые направления эстетического воспитания учащихся на основе потенциала народной культуры;

- выявить возможности предлагаемых форм организации урочной и внеурочной деятельности школьников по ходу реализации этих направлений.

По ходу решения вышеперечисленных задач авторами использовались такие методы исследования, как анализ затрагивающей соответствующую проблематику литературы и изучение опыта отечественных школ, связанного с реализацией воспитательной деятельности.

Научная новизна статьи заключается в изучении наиболее перспективных на сегодняшний день приёмов и методов реализации воспитательной работы, в том числе с использованием средств этнокультуры.

Её теоретическая значимость состоит в определении ключевых направлений эстетического воспитания учащихся на основе потенциала такой культуры.

Практическая значимость - в выявлении возможностей предлагаемых форм организации урочной и внеурочной деятельности школьников при реализации указанных направлений.

В рамках настоящего исследования под термином «эстетическое воспитание» будет пониматься процесс формирования у школьников чувства прекрасного, а равно способности воспринимать и понимать его в искусстве и окружающей действительности (ГЮ. Беляев, Е.Ф. Бодак, М.В. Воропаев, С.Г. Евсюков,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.