Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «КРАЕВЕДЕНИЕ»'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «КРАЕВЕДЕНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическое воспитание / краеведение / цифровизация / внеурочная деятельность / виртуальная экскурсия / младшие школьники / aesthetic education / local history / digitalization / extracurricular activities / virtual tour / younger students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Б. Абдуллина, Е.В. Головнева, Г.М. Синдикова

В статье проведен теоретический анализ возможностей использования виртуальной экскурсии в решении задач эстетического воспитания младших школьников при изучении предмета «Краеведение» в Республике Башкортостан. Рассмотрены понятия «эстетика» и «эстетическое воспитание». Раскрыто содержание понятия «краеведение», охарактеризованы его разновидности: историческое, географическое, биологическое, литературное, этнографическое, художественное и другие. Обоснована возможность применения виртуальной экскурсии в условиях внеурочной формы организации воспитательного процесса в качестве эффективного средства эстетического воспитания младших школьников. Описаны примеры использования виртуальной экскурсии при изучении природных и культурных памятников Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.Б. Абдуллина, Е.В. Головнева, Г.М. Синдикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING A VIRTUAL EXCURSION IN THE AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WHILE STUDYING THE SUBJECT “REGIONAL STUDIES”

The article provides a theoretical analysis of the possibilities of using a virtual excursion in solving problems of aesthetic education of younger students in the study of the subject “Regional Studies” in the Republic of Bashkortostan. The concepts of “aesthetics” and “aesthetic education” are considered. The content of discipline “Regional Studies” is revealed, its varieties are characterized: historical, geographical, biological, literary, ethnographic, artistic and others. The possibility of using a virtual excursion in the conditions of an extracurricular form of organizing the educational process as an effective means of aesthetic education of younger schoolchildren is substantiated. Examples of the use of a virtual tour in the study of natural and cultural monuments of the Republic of Bashkortostan are described.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «КРАЕВЕДЕНИЕ»»

УДК 373.31

Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Department Pedagogy and Psychology, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Golovneva E.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy of Primary Education, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: golovneva_ev@mail.ru

Sindikova G.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: gsindikova@yandex.ru

POSSIBILITIES OF USING A VIRTUAL EXCURSION IN THE AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WHILE STUDYING THE SUBJECT "REGIONAL STUDIES". The article provides a theoretical analysis of the possibilities of using a virtual excursion in solving problems of aesthetic education of younger students in the study of the subject "Regional Studies" in the Republic of Bashkortostan. The concepts of "aesthetics" and "aesthetic education" are considered. The content of discipline "Regional Studies" is revealed, its varieties are characterized: historical, geographical, biological, literary, ethnographic, artistic and others. The possibility of using a virtual excursion in the conditions of an extracurricular form of organizing the educational process as an effective means of aesthetic education of younger schoolchildren is substantiated. Examples of the use of a virtual tour in the study of natural and cultural monuments of the Republic of Bashkortostan are described.

Key words: aesthetic education, local history, digitalization, extracurricular activities, virtual tour, younger students.

Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц., декан факультета педагогики и психологии, Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Е.В. Голоенееа, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики начального образования Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: golovneva_ev@mail.ru

Г.М. Синдикоеа, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: gsindikova@yandex.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «КРАЕВЕДЕНИЕ»

В статье проведен теоретический анализ возможностей использования виртуальной экскурсии в решении задач эстетического воспитания младших школьников при изучении предмета «Краеведение» в Республике Башкортостан. Рассмотрены понятия «эстетика» и «эстетическое воспитание». Раскрыто содержание понятия «краеведение», охарактеризованы его разновидности: историческое, географическое, биологическое, литературное, этнографическое, художественное и другие. Обоснована возможность применения виртуальной экскурсии в условиях внеурочной формы организации воспитательного процесса в качестве эффективного средства эстетического воспитания младших школьников. Описаны примеры использования виртуальной экскурсии при изучении природных и культурных памятников Республики Башкортостан.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, краеведение, цифровизация, внеурочная деятельность, виртуальная экскурсия, младшие школьники.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в условиях ценностной девальвации вопросы, связанные с эстетическим воспитанием подрастающего поколения, приобретают особую остроту Такие понятия, как «прекрасное», «безобразное», «отвратительное», «возвышенное», «гармоничное», «низменное», претерпевают определенную трансформацию. Например, известно, что под «безобразным» в эстетике понимают свойства объектов, которые обладают отрицательным значением в общечеловеческом плане, но не несут серьезной угрозы. Если данная эстетическая категория, воплощенная в искусстве как модели окружающей действительности, предполагает актуализацию чувства неприятия, отвращения, то современная реальность демонстрирует противоположное, и в этом есть самая главная, на наш взгляд, угроза для детей.

Более того, в современных условиях детское восприятие переживает небывалое давление видео-, аудио- и полиграфической продукции коммерче-ско-развлекательного характера, лишенной какого-либо национального духа, общечеловеческих ценностей, нравственных ориентиров, эстетических ценностей, затрагивающей самый поверхностный, примитивный уровень эмоций и почти не требующей умственных усилий для восприятия. Поэтому опора в воспитательной деятельности на лучшие образцы народного искусства, воплощающие в себе богатство и разнообразие мира в его аксиологическом значении, позволяющие полноценно думать и чувствовать, осознается сегодня как насущная необходимость.

Ребенок, получающий дополнительное образование в условиях музыкальной или художественной школы, занимающийся хореографией или другим видом творчества, приобретает определенный иммунитет против пошлости, безвкусицы, транслируемой многими средствами массовой информации (конкурс Евровидение, многие западные мультипликационные фильмы с «уродливыми» образами людей и взаимоотношений и др.). Хотя есть и редкие программы, например, Всероссийский конкурс юных талантов «Синяя птица», основная цель которого заключается не только в выявлении и демонстрации уникальных способностей детей в области исполнительства (циркового, вокального, инструментального, художественного), но приобщении юного поколения к эстетике как части духовной культуры.

Теоретические и методические аспекты решения задач эстетического воспитания младших школьников представлены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Д.Н. Джола, Б.В. Квятковского, В.А. Космянской, Д.Б. Кабалевского Б.Т. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, А.П. Сидельниковой, В.А. Сухомлинского, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, А.Б. Щирбо, Б.П. Юсовой и многих других. О важности приобщения подрастающего поколения к изучению род-

ного края, ее природных богатств писал еще М.В. Ломоносов. Такие выдающиеся исследователи, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий также придавали школьному краеведению огромное значение. Разработка вопросов школьного краеведения ведется и учеными-педагогами Республики Башкортостан: И.И. Валеевым, Н.П Искужиной, Ф.Д. Кутлуяровой, Ф.Т. Кузбековым, М.Д. Масловым, В.П. Суховым, М.Ф. Хисматовым и многими другими учеными.

В научных изысканиях отмечается, что человек ещё на пороге своего исторического генезиса видел и осознавал прекрасное, но не мог дать ему научного объяснения, поэтому эстетический опыт первично был проявлен в протоэстети-ческой деятельности древнего человека - в естественных, обусловленных эстетической природой человека стремлениях и практических действиях, которые современное общество называет предметами искусства, в желании преобразить жизнь, свой быт, различные бытовые предметы и т.п. Термин «эстетика» происходит от греческого слова aisthetikos - чувствующий, относящийся к чувственному восприятию и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека. В научный обиход понятие «эстетика» в середине XVIII в. ввел немецкий философ-просветитель Александр Потлиб Баумгартен, который выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину Эстетика как философия прекрасного и искусства - традиционные клише классической эстетики, восходящие к античности [1, с. 42].

«Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [2, с. 284]. Согласно многим ученым, главная цель эстетического воспитания заключается в раскрытии способности эстетического отношения к действительности. «Человек с развитым эстетическим отношением не чувствует себя обособленным «я», которому внешний мир противостоит, как нечто объективное. Он переживает свою сопричастность миру, и самого себя он осознает, как неотъемлемую частицу этого мира» [3, с. 159].

Решение задач эстетического воспитания учащихся традиционно осуществляется в условиях урочной и внеурочной деятельности. Система эстетического воспитания, по мнению Б.М. Неменского, должна интегрировать различные дисциплины в школе, внеурочные мероприятия, всю социальную жизнь ребенка, где каждый предмет или определенное воспитательное занятие направлено на решение задач формирования эстетической культуры и личности учащегося [4].

Такие дисциплины, как литературное чтение, музыка, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, иностранный язык, не только развивают эстетический вкус, эмоционально-образное восприятие действительности, но и решают вопросы патриотического воспитания учащихся, обогащения их духовно-нравственного опыта. Предмет «Краеведение» сравнительно недавно стал изучаться в начальной школе Республики Башкортостан. Его содержание характеризуется синкретичностью, поскольку объединяет в себе историю, литературное, декоративно-прикладное, музыкальное искусство и т.д. Также предметом его изучения выступает многообразие природы в ее интегративных связях с человеком и социумом.

Исходя из содержания краеведения, выделяют такие его виды, как историческое, связанное с изучением родного края в его генезисе, исследованием разных архитектурных памятников и др.; географическое, предполагающее исследование следующих компонентов природы: климата, почвы, рельефа, полезных ископаемых, разных природных комплексов и т.д.; биологическое, направленное на анализ многообразного животного и растительного мира родного края; литературное, предполагающее сбор и изучение башкирского фольклора, творческого пути литераторов, живших или родившихся, например, в Республике Башкортостан, поиск памятных мест, отражённых в литературных произведениях и др.; этнографическое, исследующее культурно-бытовые особенности башкирского народа, объекты его материальной и духовной культуры; художественное, связанное с изучением различных памятников искусства Башкортостана: архитектурного, изобразительного, декоративно-прикладного; экономическое, выявляющее особенности хозяйственной, экономической деятельности человека и ее влияния на природу родного края; связанное с изучением населения республики.

Как отмечает О.С. Андреева, усиление человеческого фактора на природу актуализировало такие виды краеведения, как эколого-географическое и эколого-рекреационное. Первое направлено на «изучение экологических особенностей природных компонентов и природных комплексов, экологических проблем территории, возникающих в результате различных видов антропогенного воздействия» [5, с. 70]. Второе изучает привлекательность природных объектов (заповедники, национальные парки, заказники и т.п.) с позиции туризма, а также негативные последствия воздействия природного туризма и их предотвращение.

В данной статье мы рассматриваем возможность решения задач эстетического воспитания младших школьников при изучении предмета «Краеведение» посредством виртуальной экскурсии. Актуальность применения данного метода детерминирована, с одной стороны, вынужденными карантинными ограничениями, введенными для сохранения здоровья учащихся; в условиях которых посещение театральных объединений, музеев, выставок, концертов и т.п. стало неосуществимым в реальном времени. С другой стороны, - возможностью совершить экскурсию в те места, которые довольно сложно посетить по разным объективным причинам (местонахождение, безопасность жизни и здоровья учащихся, удаленность природного объекта и др.).

Рассмотрим особенности организации данной образовательной формы. Экскурсия - наиболее эффективная форма усвоения знаний младшими школьниками, в ходе которой осуществляется получение информации через активную деятельность учеников и помощь учителя-экскурсовода. Иными словами, экскурсия - это прогулка с целью получения знаний о некотором объекте окружающего мира. Сюда же входит удовлетворение психических, физических, материальных и духовных потребностей человека, а также установление связи с новыми людьми и своими одноклассниками. Экскурсия - это форма учебно-воспитательного процесса по получению знаний учениками младших классов путем наблюдения за изменением предметов в их естественной среде. В результате развивается познавательная активность школьников, они изучают «природу в природе» [6, с. 136]. Экскурсия также может проводиться не только с целью усвоения знаний, но и их популяризации. При организации данной образовательной формы необходимо учитывать ряд принципов: научность изложения, логическая обоснованность фактов и аргументов, правдивая и проверенная информация, убедительная речь экскурсовода в сочетании с позицией общенациональных интересов и личной позиции учителя, актуальность и связь с жизнью.

Современное образование смело шагнуло в век цифровых технологий. Система виртуальной реальности дает человеку высокоинформативные средства, предоставляя ему трехмерную визуальную информацию о синтезируемом виртуальном мире [7]. Более того, как пишет А.А. Андреев, в рамках реализации задачи по цифровизации образовательных программ по всей стране периодически проводятся онлайн-уроки, тесты для контроля усвоения материала, онлайн-курсы для поднятия профессиональных навыков [8]. В данных условиях среди различных видов экскурсии наиболее востребованными стали виртуальные. Составляющими такой экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии [9, с. 24].

Как отмечается Е.В. Головневой, ГМ. Синдиковой, Г.Х. Синагуловой, «использование видеофильма помогает развитию различных сторон психической деятельности обучающихся. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Психологические особенности воздействия видеофильмов на учащихся способствуют созданию благоприятных условий для их эстетического воспитания» [10, с. 6081].

Виртуальная экскурсия представляет собой мультимедийный способ представления окружающего пространства [11]. Н.Б. Смирнова отмечает, что «преимуществами этой формы организации образовательного процесса являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий» [12]. Она позволяет получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. В статье Н.В. Устюжаниной представлены различные виды виртуальной экскурсии [13, с. 72]. Из данного перечня в нашей работе использовались такие виды экскурсии, как краеведческая, позволяющая осуществить своеобразное путешествие по городу и республике; культурно-художественная, посредством которой мы посетили несколько музеев и театров; историко-географическая, способствующая знакомству с бытом и культурой разных народов.

В рамках изучения предмета «Краеведение» учащиеся начальных классов приобщаются к культуре своего народа. Как отмечается ГМ. Синдиковой, «на уроках дети узнают о традициях, культуре и обычаях народов, знакомятся с географией, историей, народными промыслами, жизнью людей в различных местностях, особенностями поведения и характера народов» [14, с. 249]. Для того чтобы расширить знания о культуре и искусстве башкирского народа, в рамках внеурочной деятельности мы отправились в Национальный музей Республики Башкортостан, основанный в 1864 году. В нем представлена очень богатая этнографическая выставка (национальные костюмы, украшения, оружие, прялки, посуда, бытовые предметы, подушки, одеяла и многое другое). Значительное место занимает экспозиция картин, связанных с историей и культурой башкирского народа. В данном музее также представлены интересные образцы изделий, отражающие культуру, быт, историю башкирского народа (это и конская упряжь, и юрта башкирской семьи с люлькой, народными музыкальными инструментами, коврами, украшениями, посудой и др.). Аналогичные образцы выставлены в Стерлитамакском историко-краеведческом музее.

В памятниках искусства увековечены великие исторические события и выдающиеся люди прошлого, образы родной природы, лики городов и сел. Художественные произведения обладают способностью точно воспроизводить характерные приметы времени и таким образом нести информацию о своей эпохе: об истории края, его природе, о его культурном и экономическом развитии, даже о таких мельчайших деталях уклада жизни, как костюмы, прически, предметы быта, давно канувшие в вечность, музыкальные инструменты и др. В связи с этим мы провели занятие на тему «Национальные герои в творчестве художников». Учащимся были представлены репродукции нескольких картин, связанных с героической, богатырской темой: «Непокорённая воля», написанная Р.У. Ишбулатовым и «Три богатыря» В. Васнецова. Мы обсудили характер этих образов, горячо любивших свою родину, землю, готовых ценой жизни защищать любимый край. В рамках гостиной младшие школьники узнали, что в прошлом на Руси о родной земле, различных героических подвигах богатырей, о жизни и деяниях разных князей и их женах, страшных битвах и т.п. люди узнавали благодаря певцам-сказителям. Именно они в поэтической музыкальной форме передавали народу новую информацию о произошедших событиях. Одним из таких известных, самых первых сказителей на Руси был Баян, который рассказывал истории, играя на гуслях, одном из самых древних русских музыкальных инструментов.

В башкирской культуре таким певцом считался Сэсэн, исполнявший разные сказания под национальный струнный инструмент думбыру. Таким образом, сравнив образы двух художественных произведений - А. Шишкина «Былина», «Сэсэн» Х.С. Фазылова, представленные в живописи башкирского и русского художников, учащиеся увидели, что между художественными образами очень много общего, что и отражает душу народа, его культуру. Специфическим может быть только способ выражения (мелодика, язык, одежда, музыкальные инструменты и т.п.).

Большой интерес у младших школьников вызвала экскурсия в Башкирский государственный театр кукол г. Уфы и выступление заслуженного работника культуры Республики Башкортостан, главного художника Башкирского государственного театра кукол Андрея Волкова. Также мы совершили виртуальную экскурсию к таким художественным объектам, как картинная галерея филиала Башкирского государственного музея им. М.В. Нестерова, которая находится в селе Воскресенское Мелеузовского р-на Республики Башкортостан. Учащимся интересно было узнать, что основателями галереи стали известные московские художники - воспитанники Московской средней художественной школы, эвакуированные в село Воскресенское в 1941 году. Галерея размещается в бывшем жилом доме Э.И. Корлейса (1870-1927), врача-хирурга, коллежского асессора, принявшего русское подданство в 1897 году, участника Китайского похода, обладателя многих почётных наград Отечества. С 1918 по 1926 годы Корлейс вместе с семьёй жил в Воскресенском, где работал в сельской больнице. Ныне дом Корлейса - памятник архитектуры II половины XIX века. В музее представлены произведения народного декоративно-прикладного искусства, созданные жителями данного села. Выявить особенные черты экскурсионных объектов можно, сравнив две картинные галереи - Воскресенскую и Стерлитамакскую имени М.В. Нестерова. Путешествие по селу Воскресенское имеет большое познавательное значение, поскольку на его территории находится полуразрушенное здание медеплавильного завода, являющего на сегодняшний день индустриальным памятником 18-го века.

Посредством виртуальной экскурсии мы также отправились в Уфимский ботанический сад, учебно-опытное хозяйство «Уфимский лимонарий»; познакомились с таким памятником древнекаменного века, как Шульган-Таш, посетили Аскинскую ледяную пещеру. Шульган-Таш (Капова) - карстовая пещера - известна удивительными наскальными рисунками, выполненными первобытным человеком эпохи палеолита. Оказавшись в Аскинской пещере на замерзшей глади древнего озера глубиной около 30 метров, можно даже в условиях виртуальности ощутить невероятную красоту и мощь нашей планеты.

В рамках предмета «Краеведение» интересными для изучения могут быть такие природные объекты, как Айгирские скалы, горы Юрактау, Шахтау, Куштау, Мурадымовское ущелье, водопад Кук-Караук, находящийся на одноимённой реке в Башкортостане на территории заказника Ишимбайский, объявленного памятником природы с 1965 года, природный парк «Аслы-Куль» и «Кандры-Куль» - самые крупные озера в республике и другие.

Любая экскурсия в соответствии со своей тематикой, целью и содержанием несет информацию по одной определенной области знаний: о современной и исторической науке, биологии, процессе изучения космоса, значимых изобретениях, об археологических открытиях прошлого и настоящего и многое другое. Во

Библиографический список

время таких экскурсий у младших школьников важно развивать способность видеть красоту родной природы, подмечать ее особенности и отличительные черты, приобретать навыки общения с ней. Наблюдая за различными природными явлениями, животными, растениями, учащиеся учатся слышать и воспринимать мир во всех его красках и многообразии.

Решению задач, связанных с эстетическим воспитанием младших школьников, способствуют, прежде всего, такие средства, как природа и искусство. Приобщение учащихся к природе родного края и народному искусству осуществлялось посредством виртуальной экскурсии, что имело как свои положительные стороны (возможность попасть в театр, музей, природный объект, находящийся далеко за пределами родного города), так и свои минусы (нестабильная сеть Интернет, недостаточное оснащение школьников необходимыми техническими средствами, излишняя электромагнитная нагрузка на детей, снижение качества зрения, ранний сколиоз и др.). На современном этапе для обучающихся в начальной школе предоставляются многочисленные возможности для пополнения своих знаний в области эстетики, формирования умений и навыков в сфере творческой деятельности, развития эстетического вкуса и эстетической культуры как части культуры духовной.

1. Яковлев Е.Г Эстетика: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2015.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Москва: Прометей, Юрайт, 1998.

3. Мелик-Пашаев А. Личность и эстетическое отношение к действительности. Свободная мысль. 2014, № 1 (1643): 173 - 188.

4. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2012.

5. Андреева О.С. Содержание понятия «краеведение», его основные направления и принципы. Проблемы региональной экологии. 2013; № 2: 69 - 71.

6. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. Москва: Профиздат, 2008.

7. Watson B. Evaluation of the effects of frame variation on VR tosk performance. Proc. ШЕЕ: Virtual Reality Annual Internal Symposium. 1997: 38 - 44.

8. Андреев А.А. Онлайн-обучение как перспективная форма организации учебного процесса в современной цифровой образовательной среде. Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и АТР: материалы Международной научно-практической конференции. 2018: 8 - 10.

9. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы. Литература в школе. 2010; № 10: 22 - 24.

10. Головнева Е.В., Синдикова Г.М., Синагулова ГХ. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников. Фундаментальные исследования. 201; № 2-27: 6078 - 6082.

11. Юленков С.Е., Котельникова С.В., Касаткин А.С. Современные виртуальные экскурсии и средства разработки виртуальных экскурсий в музейной деятельности. Решетневские чтения. 2016; Т. 2: 239 - 240.

12. Смирнова Н.Б. Виртуальная экскурсия как один из методов интерактивного изучения иностранного языка. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 67-2: 211 - 214.

13. Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Наука и перспективы. 2017; № 2: 70 - 74.

14. Синдикова ГМ. Этномузыкальный компонент поликультурного воспитания младших школьников. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4: 249. Available at: http://www.scienceeducation.ru/127-21266

References

1. Yakovlev E.G. 'Estetika: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2015.

2. Lihachev B.T. Pedagogika. Kurs lekcij. Moskva: Prometej, Yurajt, 1998.

3. Melik-Pashaev A. Lichnost' i 'esteticheskoe otnoshenie k dejstvitel'nosti. Svobodnaya mysl'. 2014, № 1 (1643): 173 - 188.

4. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Videt', vedat'i tvorit': kniga dlya uchitelej obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Prosveschenie, 2012.

5. Andreeva O.S. Soderzhanie ponyatiya «kraevedenie», ego osnovnye napravleniya i principy. Problemy regional'noj 'ekologii. 2013; № 2: 69 - 71.

6. Emel'yanov B.V. Organizaciya 'ekskursionnojraboty: metodika, opyt. Moskva: Profizdat, 2008.

7. Watson B. Evaluation of the effects of frame variation on VR tosk performance. Proc. ShEE: Virtual Reality Annual Internal Symposium. 1997: 38 - 44.

8. Andreev A.A. Onlajn-obuchenie kak perspektivnaya forma organizacii uchebnogo processa v sovremennoj cifrovoj obrazovatel'noj srede. Vzaimodejstvie sub'ektov obrazovaniya v informacionnom obschestve: opyt stran Evropy i ATR: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 8 - 10.

9. Aleksandrova E.V. Virtual'naya 'ekskursiya kak odna iz 'effektivnyh form organizacii uchebnogo processa na uroke literatury. Literatura v shkole. 2010; № 10: 22 - 24.

10. Golovneva E.V., Sindikova G.M., Sinagulova G.H. Izobrazitel'noe iskusstvo kak sredstvo 'esteticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Fundamental'nyeissledovaniya. 201; № 2-27: 6078 - 6082.

11. Yulenkov S.E., Kotel'nikova S.V., Kasatkin A.S. Sovremennye virtual'nye 'ekskursii i sredstva razrabotki virtual'nyh 'ekskursij v muzejnoj deyatel'nosti. Reshetnevskie chteniya. 2016; T. 2: 239 - 240.

12. Smirnova N.B. Virtual'naya 'ekskursiya kak odin iz metodov interaktivnogo izucheniya inostrannogo yazyka. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 67-2: 211 - 214.

13. Ustyuzhanina N.V. Virtual'naya 'ekskursiya kak innovacionnaya forma obucheniya. Nauka iperspektivy. 2017; № 2: 70 - 74.

14. Sindikova G.M. 'Etnomuzykal'nyj komponent polikul'turnogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 4: 249. Available at: http:// www.scienceeducation.ru/127-21266

Статья поступила в редакцию 25.02.22

УДК 613.1/.9:005.95

Fedorova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Pacific National University (Abakan, Russia),

E-mail: fedorova_fta@mail.ru

Malchevskaya M.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Pacific National University (Abakan, Russia),

E-mail: fedorova_fta@mail.ru

Kosova V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Pacific National University (Abakan, Russia),

E-mail: fedorova_fta@mail.ru

RESEARCH OF THE CULTURE OF A HEALTHY LIFESTYLE OF EMPLOYEES OF A PRODUCTION COMPANY. The article discusses various approaches to the culture of a healthy lifestyle as a biological and social phenomenon. The authors' concept of a culture of a healthy lifestyle of an individual is formulated as a dynamic system, the development of which is associated with the design of individual trajectories, the development of new competencies in the field of health saving. Components of a healthy lifestyle culture are determined: value-semantic, cognitive, emotional-volitional and practical-creative. The study provides an analysis of characteristics of culture of a healthy lifestyle of employees of a manufacturing company, conducted by the method of questionnaire survey. An idea is expressed about the possible formation at the present stage of a new socio-ecological model for the formation of a culture of a healthy lifestyle, based on the leading ideas: the value of human life and health; environmentally friendly environment; social communication and cooperation.

Key words: health, culture, healthy lifestyle, culture of health, culture of healthy lifestyle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.