Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческое сознание / историческое мышление / патриотизм / гражданско-патриотическое воспитание / самостоятельность / ответственность / historical consciousness / historical thinking / patriotism / civic and patriotic education / independence / responsibility

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Мацефук, Т.В. Самоходкина

В статье говорится об актуальности и целесообразности гражданско-патриотического воспитания для общества и государства. Исследователи рассматривают проблему гражданско-патриотического воспитания в его содержательном контексте. Авторы на основе анализа ключевых актуальных нормативно-правовых актов Российской Федерации отмечают, что формирование гражданина и патриота есть стратегические цели воспитания. В статье анализируются категории «мышление», «историческое мышление», «историческое сознание», «гражданское воспитание», «патриотизм». Авторы показывают взаимосвязь понятий «историческое сознание», «критическое мышление» и «историческое мышление». В статье обосновывается взаимообусловленность категорий: «самостоятельность» и «ответственность», «патриотизм», «Отечество» и «гражданственность». Исследователи приходят к выводу, что историческое сознание – условие формирования исторического мышления, которое, в свою очередь, является основой гражданско-патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION: THE THEORETICAL ASPECT

The article talks about the relevance and expediency of civic and patriotic education for society and the state. The researchers consider the problem of civic and patriotic education in its meaningful context. The authors, based on the analysis of key relevant normative legal acts of the Russian Federation, note that the formation of a citizen and a patriot are strategic goals of education. The article analyzes the categories of “thinking”, “historical thinking”, “historical consciousness”, “civic education”, “patriotism”. The authors show the relationship between the concepts of “historical consciousness”, “critical thinking” and “historical thinking”. The article substantiates the interdependence of the categories “independence” and “responsibility”, on one hand, and “patriotism”, “Fatherland” and “citizenship”, on the other hand. The researchers conclude that historical consciousness is a condition for the formation of historical thinking, which, in turn, is the basis of civic and patriotic education.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

4. Пронина А.Н. Изучение патриотизма младших школьников с различным уровнем этнической идентичности. Нижегородское образование. 2021; № 2: 62-68.

5. Петрусевич А.А. Цифровая образовательная среда школы как фактор развития социального капитала подростков. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 49-52.

6. Баитова Ф.Т. Идеи трудового воспитания в киргизском фольклоре. Бюллетень науки и практики. 2023; Т. 9, № 4: 593-598.

7. Домаренко Е.В. К Вопросу о сущности понятия «гражданское воспитание». Ученые записки Орловского государственного университета. 2021; № 3 (92): 185-190.

8. Заречнев Д.О., Федулов Б.А. Особенности духовно-нравственного воспитания молодёжи на творчестве Э. Асадова. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 20-22.

9. Федулов Б.А., Заречнев Д.О. Особенности воспитания будущих сотрудников полиции на общенациональных российских ценностях. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Барнаул: БЮИ МВД России, 2014: 147-149.

10. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1996.

11. Навразова М.Р Народная культура как средство эстетического воспитания учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 255-257.

12. Мигунова Е.В., Ляпунова О.В. Роль народно-декоративного прикладного творчества в воспитании молодого поколения для сохранения народной культуры. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023; Т. 5-3: 200-202.

13. Аммаева А.А. Сущность и специфика народного воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 14-16.

14. Николаева Е.И., Петрусевич А.А. Формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности. Педагогическое образование в России. 2021; № 5: 61-66.

15. Паюсова Т.В. Формирование ценностных ориентиров школьников во внеурочной деятельности. Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2020; Т. 29; № 3: 138-140.

16. Деулина С.А., Швецова Ю.В., Чайкина Ж.В. Управление проектами в системе дополнительного образования детей. Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сборник научных трудов 10-й Международной научно-практической конференции, посвящённой Году науки и технологий в Российской Федерации. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021: 127-131.

References

1. Kochkina T.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti mladshih shkol'nikov. Kaliningradskij vestnik obrazovaniya. 2021; № 2 (10): 62-71.

2. Shabashova N.M. Vliyanie globalizacii na civilizacionnye i kul'turnye processy v sovremennoj Rossii. Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 4: 60-66.

3. Korosteleva A.A. Razvitie obrazovaniya v regione v usloviyah globalizacii. Biznes-obrazovanie v 'ekonomike znanij. 2020; № 2: 68-70.

4. Pronina A.N. Izuchenie patriotizma mladshih shkol'nikov s razlichnym urovnem 'etnicheskoj identichnosti. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2021; № 2: 62-68.

5. Petrusevich A.A. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda shkoly kak faktor razvitiya social'nogo kapitala podrostkov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 49-52.

6. Baitova F.T. Idei trudovogo vospitaniya v kirgizskom fol'klore. Byulleten' nauki i prakíiki. 2023; T. 9, № 4: 593-598.

7. Domarenko E.V. K Voprosu o suschnosti ponyatiya «grazhdanskoe vospitanie». Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 3 (92): 185-190.

8. Zarechnev D.O., Fedulov B.A. Osobennosti duhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi na tvorchestve 'E. Asadova. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 20-22.

9. Fedulov B.A., Zarechnev D.O. Osobennosti vospitaniya buduschih sotrudnikov policii na obschenacional'nyh rossijskih cennostyah. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymipravonarusheniyami. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2014: 147-149.

10. Volkov G.N. 'Etnopedagogika chuvashskogo naroda. Cheboksary: Chuvashskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1996.

11. Navrazova M.R. Narodnaya kul'tura kak sredstvo 'esteticheskogo vospitaniya uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 255-257.

12. Migunova E.V., Lyapunova O.V. Rol' narodno-dekorativnogo prikladnogo tvorchestva v vospitanii molodogo pokoleniya dlya sohraneniya narodnoj kul'tury. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2023; T. 5-3: 200-202.

13. Ammaeva A.A. Suschnost' i specifika narodnogo vospitaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 14-16.

14. Nikolaeva E.I., Petrusevich A.A. Formirovanie cennostej i cennostnyh orientacij shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 5: 61-66.

15. Payusova T.V. Formirovanie cennostnyh orientirov shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Samarskaya Luka: problemyregional'nojiglobal'noj 'ekologii. 2020; T. 29; № 3: 138-140.

16. Deulina S.A., Shvecova Yu.V., Chajkina Zh.V. Upravlenie proektami v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Sovremennye podhody k transformadi koncepcij gosudarstvennogo regulirovaniya i upravleniya v social'no-'ekonomicheskih sistemah: sbornik nauchnyh trudov 10-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj Godu nauki i tehnologij v Rossijskoj Federacii. Kursk: Yugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2021: 127-131.

Статья поступила в редакцию 19.01.24

УДК 37.011.33

Matsefuk E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of History and Cultural Studies, Volgograd State Medical University of Ministry

of Healthcare of the Russian Federation (Volgograd, Russia), E-mail: elena178@mail.ru

Samokhodkina T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, teacher (History, Social Studies), School No. 101 of Dzerzhinsky District (Volgograd, Russia),

E-mail: tsamokhodkina@yandex.ru

CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION: THE THEORETICAL ASPECT. The article talks about the relevance and expediency of civic and patriotic education for society and the state. The researchers consider the problem of civic and patriotic education in its meaningful context. The authors, based on the analysis of key relevant normative legal acts of the Russian Federation, note that the formation of a citizen and a patriot are strategic goals of education. The article analyzes the categories of "thinking", "historical thinking", "historical consciousness", "civic education", "patriotism". The authors show the relationship between the concepts of "historical consciousness", "critical thinking" and "historical thinking". The article substantiates the interdependence of the categories "independence" and "responsibility", on one hand, and "patriotism", "Fatherland" and "citizenship", on the other hand. The researchers conclude that historical consciousness is a condition for the formation of historical thinking, which, in turn, is the basis of civic and patriotic education.

Key words: historical consciousness, historical thinking, patriotism, civic and patriotic education, independence, responsibility

Е.А. Мацефук, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения

Российской Федерации, г. Волгоград, Е-mail: elena178@mail.ru

Т.В. Самоходкина, канд. пед. наук, доц., учитель истории и обществознания, МОУ «СШ № 101 Дзержинского района Волгограда», г. Волгоград,

Е-mail: tsamokhodkina@yandex.ru

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье говорится об актуальности и целесообразности гражданско-патриотического воспитания для общества и государства. Исследователи рассматривают проблему гражданско-патриотического воспитания в его содержательном контексте. Авторы на основе анализа ключевых актуальных нормативно-правовых актов Российской Федерации отмечают, что формирование гражданина и патриота есть стратегические цели воспитания. В статье анализируются категории «мышление», «историческое мышление», «историческое сознание», «гражданское воспитание», «патриотизм». Авторы показывают взаимосвязь понятий «историческое сознание», «критическое мышление» и «историческое мышление». В статье обосновывается взаимообусловленность категорий: «самостоятельность» и «ответственность», «патриотизм», «Отечество» и «гражданственность». Исследователи приходят к выводу, что историческое сознание - условие формирования исторического мышления, которое, в свою очередь, является основой гражданско-патриотического воспитания.

Ключевые слова: историческое сознание, историческое мышление, патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, самостоятельность, ответственность

Актуальность исследуемой проблематики обоснована стратегическими ориентирами системы образования РФ, направленной на воспитание:

- патриота,

- ответственного гражданина своей страны,

- зрелой личности, в которой сочетается уважение к культуре и традициям всех народов, населяющих Россию.

В рамках необходимости достижения данной цели важно уточнить ключевые понятия проблемы, раскрыть их сущность и структуру. На основе полученной

в процессе исследования информации целесообразно разрабатывать и внедрять воспитательные методы и программы гражданско-патриотического воспитания, что обеспечит стабилизацию и развитие нашего общества.

Цель данной статьи - обосновать, что историческое мышление является основой гражданско-патриотического воспитания.

Основные задачи статьи: раскрыть содержание понятий «историческое мышление», «историческое сознание», «патриотизм», «гражданское воспитание»; охарактеризовать нормативно-правовую базу гражданско-патриотического воспитания в РФ.

Методы, применяемые в исследовании: теоретические (обобщение, синтез данных, полученных в результате анализа литературы, источников и нормативной базы по исследуемой проблеме).

Методологическая основа исследования - идеи ценностного, личностно ориентированного и деятельностного в образовании.

Научная новизна статьи заключается в обосновании тезиса об историческом мышлении как основополагающем факторе гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о взаимосвязи категорий «патриотическое воспитание» и «историческое мышление», «историческое сознание», «самостоятельность», «ответственность».

Практическая значимость исследования состоит в анализе нормативной базы по проблеме исследования; возможности применения педагогами и теми, кто заинтересован проблемой формирования ценностного сознания личности, подходов патриотического воспитания учащейся молодёжи.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», важнейшей целью современного отечественного образования, одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание [1].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» образовательный идеал - это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны ...» [2, с. 8]. Данное положение отражается в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, провозглашающей в сфере воспитания целесообразность развития «высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» [3].

Актуальность вопросов гражданско-патриотического воспитания в современном обществе подтверждает Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [4].

Принципиальное значение имеет федеральный проект «Патриотическое воспитание». Его основная цель - обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Содержание ФГОС всех уровней конкретизирует положения указанных документов.

Таким образом, нормативно-правовая база современного российского образования ставит перед педагогическим сообществом задачу подготовки личности с активной позицией в жизни, критическим мышлением, способной адаптироваться в условиях вариативности, видеть рациональные пути решения социокультурных задач и жизненных ситуаций, несущей ответственность перед Отечеством, то есть воспитывать гражданина и патриота.

Рассмотрим содержание гражданского-патриотического воспитания.

Так, в педагогической науке гражданское воспитание трактуется по-разному:

- интеграция свойств личности, позволяющих ей быть дееспособной нравственно и социально, а также юридически и политически;

- «.организованный процесс формирования устойчивых гражданских качеств,. (А.С. Гаязов) [5, с. 17];

- «социальный заказ, вызванный объективными потребностями нашего общества.» (В.А. Караковский) [6, с. 9];

- «социальная ориентация личности» (Ковешникова О.Т.),

Гражданское воспитание тесно связано с правовым, нравственным и патриотическим воспитанием [7, с. 9].

Обратимся к анализу содержания понятия «патриотизм».

Патриотизм является отражением идеи ценности Отечества, понимаемого в качестве исторической, культурной и социально-политической среды. Патриотизм способствует сплочению граждан для защиты, сохранения и развития Родины, выступая морально-нравственным принципом, психологическим чувством личности, выраженным в любви и гордости за ее успехи, в переживании ее сложностей. Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, оно есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбу Родины (А.А. Гусейнов, И.С. Кон).

Категория «патриотизм» многозначна.

Исследователи вкладывают в нее множество смыслов:

- «любовь к своей стране, защита ее интересов (П.С. Лейбенгруб);

- нравственная норма, нравственный принцип и нравственное чувство (Б.И. Кононенко);

- любовь к Отечеству, проявляющаяся в труде на его благо (Л.П. Разбе-гаева);

- ответственность в принятии решений, влияющих на судьбу человека, семьи или Родины (Е.А. Мацефук);

- проявление гражданственности (Д.В. Кириллов, О.Т. Ковешникова)» [8, с. 148].

Патриотизм, таким образом, выступает:

- как система отношений личности к Родине (месту, где родился и вырос);

- отношений к Отечеству - социально-политическому явлению, связанному с историей государства, политическим строем, общественными отношениями, социокультурной, природной и материальной средой.

Вышеизложенное позволяет применить термин «гражданско-патриотиче-ское воспитание» как одну из стратегических целей современного образования, что подтверждается проведенным анализом нормативно-правовой базы.

Процесс воспитания в России осуществляется педагогами поэтапно и непрерывно во всех видах и на всех уровнях образовательных организаций, начиная с дошкольных и заканчивая организациями высшего образования. Данный процесс зарождается от безусловной любви ребенка к своему Отечеству, впитываемой с молоком матери, и основан на представлениях о нем, развивается, базируясь на знаниях о Родине, полученных от педагога, совершенствуется в понимании закономерностей, осознания взаимосвязей между социально-историческими событиями и завершается сформированным ценностном сознанием личности.

Целесообразно утверждать, что наиболее сензитивным периодом для реализации гражданско-патриотического воспитания является ранняя юность (к ней мы относим период старшего школьного возраста, а также начальный период профессионального обучения, соответствующий 10-11 классам среднего образования и 1-2 курсам среднего профессионального или высшего образования).

Данный этап - время активного складывания мировоззрения личности (Л.И. Божович, И.С. Кон, Э. Эриксон), основа которого - присвоение традиционных ценностей, формирование ценностного сознания.

В обозначенный период образуются необходимые для формирования мировоззрения личности эмоциональные, личностные и когнитивные предпосылки: способность к абстрактно мышлению, критичность мышления, освоение значительного объема знаний, интерес к самопознанию, обогащение социального опыта, понимание своей включенности в социальные отношения, моральное самоопределение, проявление заинтересованности к глобальным, мировым проблемам, осознание необходимости выбора своего жизненного пути, поиск жизненных смыслов, сопряженный с крайней эмоциональностью.

Именно этот возрастной период характеризуется наивысшим пиком развития учебной самостоятельности обучающегося, характеризующийся умением решать учебные задачи разными, в том числе нестандартными, способами, обновлять знания, совершенствовать умения. Развитие учебной самостоятельности подразумевает умение делать выбор и брать на себя ответственность за него.

Полагаем, что учебная самостоятельность является основой самостоятельности личности в целом. Самостоятельная личность - человек, способный использовать имеющиеся способы действия, преобразовывать их, искать новые в случае необходимости, принимать на себя ответственность за собственные решения, понимая их личностную и социальную значимость.

Следует отметить иные особенности, сопутствующие юношескому периоду. Необходимо помнить, что в этом возрасте мышление дискретно, знания преобладают над социальным опытом, активно проявляется стремление к самовыражению и социальному признанию, обусловленные чувством взрослости и пр. Все это, безусловно, необходимо учитывать педагогу в процессе гражданско-патрио-тического воспитания обучающихся.

Бесспорно, спектр возможностей для реализации процесса патриотического воспитания дает нам социально-гуманитарное образование (получаемое в рамках изучения курсов обществознания, истории, философии, права и др.), являющееся основой для ценностно-смыслового освоения бытия и предоставляющее широкий круг проблем аксиологического характера. Содержание социально-гуманитарного знания призвано помочь обучающемуся раскрыть собственную сущность, ценность жизни, рассмотреть их во взаимосвязи с другим Человеком, Отечеством и государством, в контексте ответственности за себя, другого и мир.

Таким образом, познавательная деятельность обучающегося в рамках социально-гуманитарного образования является когнитивно-аксиологической, способствуя тем самым не столько усвоению знаний, сколько формированию мировоззрения, ценностного сознания личности.

Одним из результатов изучения курса истории является становление у обучающихся исторического мышления. Мышление как процесс отражения реальности есть наивысшая ступень познания. Данный процесс отражает бытие в его опосредованиях, отношениях и связях (С.Л. Рубинштейн).

Опосредованность восприятия истории предполагает наличие критичности мышления личности (И.Я. Лернер). «Такое мышление направлено на восприятие новой информации с позиций имеющихся знаний, опыта, совокупности ценностных ориентаций личности. Критическое мышление, таким образом, позволит соизмерять полученную информацию с уже известной, оценить, аргументированно осмыслить ее с определенных позиций. В результате этого происходит либо осознанное присвоение информации, включение ее в индивидуальную систему знаний, либо ее отторжение» [9, с. 95]. Критическое мышление, следовательно, - не просто усвоение изложенного материала, но, прежде всего, умение аналитически

осмыслить и интерпретировать исторический материал. Содержание мышления раскрывается в понятиях, основанных на представлениях (С.Л. Рубинштейн). Фактически в процессе творческого преобразования представлений человек получает новые знания, новый результат.

Один из видов мышления - историческое мышление.

Обратимся к его основным трактовкам:

- интеллектуальная деятельность человека, направленная на осмысление прошлого, - анализ настоящего и прогноз будущего (И.Я. Лернер);

- особая когнитивная деятельность в виде способности личности отражать факты, объекты и события истории во взаимосвязи, изменении и развитии «в историческом времени и в историческом пространстве» [10, с. 347];

- «сложный, интеллектуальный процесс опосредованного обобщенного отражения прошлого, вбирающий в себя совокупность различных видов мыслительной деятельности (В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова)» [10, с. 347].

Фактически историческое мышление позволяет сформировать теоретические понятия, обобщения в едином мыслительном процессе применения операций анализа, сравнения, обобщения, синтеза, абстрагирования, ведущему к расширению знания объективной реальности в ее свойствах и закономерностях. Этот процесс осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мышление, таким образом, предполагает умение личности проанализировать, критически осмыслить, оценить исторические явления, структурировать и

Библиографический список

сохранить их в сознании. Поэтому чрезвычайно важным является знание фактического исторического материала. При этом историческое мышление «связано с историческим сознанием, понимаемым как система ориентаций в мире под углом зрения истории, умение оценивать события и факты сквозь призму истории (И.Я. Лернер)» [10, с. 349]. Его элементами являются «совокупность исторических знаний и представлений; освоенная методология исторического, социального познания; историческое осмысление современных социальных явлений...» [11, с. 19].

Многие современные исследователи отмечают, что для успешного формирования личностей подрастающего поколения недостаточно вовлекать обучаемых в воспитательную работу, необходимо осуществлять патриотическое воспитание и развитие зрелой нравственной личности средствами школьных и вузовских предметов. Так, Л.П. Гадзаова предлагает осуществлять данный процесс средствами иностранного языка [11-14].

В заключение отметим, что историческое мышление предполагает наличие у обучающегося учебной самостоятельности, исторического сознания, умения делать выбор и принимать на себя ответственность за него, сформированного ценностного сознания личности. Процесс гражданско-патриотического воспитания позволяет формировать данные качества.

Таким образом, целесообразно подчеркнуть, что историческое мышление является основой, определяющей процесс гражданско-патриотического воспитания обучающихся на разных ступенях обучения.

1. Об образовании в Российской Федерации. ФЗ № 273. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2009.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г № 996-р Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260

4. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

5. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск: Издательство Челябинского государственного педаогогического университета «Факел», 1995.

6. Караковский В.А. Воспитай гражданина. Москва: Московский рабочий, 1987.

7. Ковешникова О.Т. Гражданское самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2013.

8. Разбегаев П.В. Патриотизм как ключевой фактор воспитания: нормативно-правовой аспект. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 5 (90): 148-150.

9. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Москва: Просвещение, 1982.

10. Бондаренко А.Г, Самоходкина Т.В. Историческое мышление как результат школьного исторического образования. Нижнее Поволжье и Волго-Донское междуречье на перекрестке цивилизаций, культур, исторических альтернатив и природных ландшафтов: сборник научных трудов. Волгоград: ООО Бланк, 2018: 346-352.

11. Лернер И.Я. Историческое сознание и условия его формирования. Преподавание истории в школе. 1988; № 4: 18-24.

12. Гадзаова Л.П. Гарантированное государственное образование и проектирование программ вузовского обучения, позволяющих определять базовые и специальные профессиональные компетенции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2014; № 2: 107-112.

13. Гадзаова Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза. Владикавказ: Издательство «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», 2015.

14. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2010.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. FZ № 273. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnostigrazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie, 2009.

3. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g. № 996-r Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70957260

4. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennojpolitikipo sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta RF ot 9 noyabrya 2022 g. № 809. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

5. Gayazov A.S. Formirovanie grazhdanina: teoriya, praktika, problemy. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedaogogicheskogo universiteta «Fakel», 1995.

6. Karakovskij V.A. Vospitaj grazhdanina. Moskva: Moskovskij rabochij, 1987.

7. Koveshnikova O.T. Grazhdanskoe samoopredelenie starsheklassnikov v obuchenii social'no-gumanitarnym disciplinam. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2013.

8. Razbegaev P.V. Patriotizm kak klyuchevoj faktor vospitaniya: normativno-pravovoj aspekt. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 5 (90): 148-150.

9. Lerner I.Ya. Razvitie myshleniya uchaschihsya v processe obucheniya istorii. Moskva: Prosveschenie, 1982.

10. Bondarenko A.G., Samohodkina T.V. Istoricheskoe myshlenie kak rezul'tat shkol'nogo istoricheskogo obrazovaniya. Nizhnee Povolzh'e i Volgo-Donskoe mezhdurech'e na perekrestke civilizacij, kul'tur, istoricheskih al'ternativ iprirodnyh landshaftov: sbornik nauchnyh trudov. Volgograd: oOo Blank, 2018: 346-352.

11. Lerner I.Ya. Istoricheskoe soznanie i usloviya ego formirovaniya. Prepodavanie istorii v shkole. 1988; № 4: 18-24.

12. Gadzaova L.P. Garantirovannoe gosudarstvennoe obrazovanie i proektirovanie programm vuzovskogo obucheniya, pozvolyayuschih opredelyat' bazovye i special'nye professional'nye kompetencii. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014; № 2: 107-112.

13. Gadzaova L.P. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetentnosti i professional'noj ustojchivosti novogo pokoleniya studentov vuza. Vladikavkaz: Izdatel'stvo «Severo-Osetinskij gosudarstvennyj universitet im. K.L. Hetagurova», 2015.

14. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

Статья поступила в редакцию 30.01.24

УДК 378

Mudraya T.F., Cand. of Sciences (Philology), teacher, Department of the English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: TFMudraya@fa.ru

Yuzhakova N.E., senior teacher, Department of the English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NYuzhakova@fa.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF THE UNDERGRADUATE STUDENTS AT A UNUVERSITY.

The article is dedicated to problems of how to form intercultural competence in undergraduate students at a university. The analysis of scientific publications and pedagogical experience indicates that the use of dialogue forms and the game management in the learning process of undergraduate students lead to the effective formation of communicative competences and activation of their thinking. The success of this pedagogical condition is based on the fact that the game takes place in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.