Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / СРЕДСТВА НАРОДНОГО ИСКУССТВА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Светлана Георгиевна, Григорьева Стелла Георгиевна

В статье раскрыты сущность и содержание понятия «эстетическая культура». Названы функции (научная, мировоззренческая, образовательная, воспитательная, деятельностная, аксиологическая) и формы проявления эстетической культуры (индивидуальная, семейная, групповая, общественная, национальная и т. д.). Показана суть внеурочной деятельности учащихся, обозначены документы, определяющие место и роль внеурочной деятельности в начальных классах по формированию эстетической культуры средствами народного искусства. Показано значение народного искусства в процессе формирования эстетической культуры, названы средства народного искусства (пословицы и поговорки, загадки, народные песни, танцы, сказки, декоративно-прикладное искусство и мн. др.), призванные усиленно воздействовать на формирование эстетической культуры. Определены основные виды моделей организации внеурочной деятельности: внутришкольная модель, внешняя модель, модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования), модель школы полного дня, оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации), инновационно-образовательная модель, модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования. Кратко охарактеризованы внутришкольная модель, внешняя модель, смешанная модель. Представлены итоги констатирующего эксперимента по выявлению моделей внеурочной деятельности, формирующих эстетическую культуру у учащихся начальных классов средствами народного искусства, в школах Моргаушского района Чувашской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Светлана Георгиевна, Григорьева Стелла Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS FOR FOSTERING AESTHETIC CULTURE AMONG PRIMARY SCHOOL PUPILS THROUGH FOLK ART IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article reveals the essence and content of the concept of aesthetic culture; names the functions (scientific, ideological, educational, activity-based, axiological) and forms of manifestation of aesthetic culture (individual, family, group, social, national, etc.). The paper shows the essence of extracurricular activities of pupils; identifies the documents that determine the place and role of extracurricular activities in the formation of aesthetic culture by means of folk art in primary school. There has also been shown the importance of folk art in the process of formation of aesthetic culture, and the means of folk art (proverbs and sayings, riddles, folk songs, dances, fairy tales, arts and crafts, etc.) aimed at strengthening the formation of aesthetic culture. The authors determined the main types of organizational models of extracurricular activities: an in-school model, an external model, a model of additional education (based on the institutional system of additional education), a full-time school model, an optimization model (based on the optimization of all internal resources of an educational organization), an innovative educational model, a model of interaction with institutions of additional education; briefly characterized the in-school model, external model, mixed model. The results of a ascertaining experiment to identify models of extracurricular activities for the formation of aesthetic culture among primary school згзшды by means of folk art in the schools of the Morgaushsky district of the Chuvash Republic are presented.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 373.3.036:74 DOI 10.37972/chgpu.2022.117.4.020

С. Г. Соколова1, С. Г. Григорьева2

МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье раскрыты сущность и содержание понятия «эстетическая культура». Названы функции (научная, мировоззренческая, образовательная, воспитательная, деятельностная, аксиологическая) и формы проявления эстетической культуры (индивидуальная, семейная, групповая, общественная, национальная и т. д.).

Показана суть внеурочной деятельности учащихся, обозначены документы, определяющие место и роль внеурочной деятельности в начальных классах по формированию эстетической культуры средствами народного искусства.

Показано значение народного искусства в процессе формирования эстетической культуры, названы средства народного искусства (пословицы и поговорки, загадки, народные песни, танцы, сказки, декоративно-прикладное искусство и мн. др.), призванные усиленно воздействовать на формирование эстетической культуры.

Определены основные виды моделей организации внеурочной деятельности: внутришколь-ная модель, внешняя модель, модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования), модель школы полного дня, оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации), инновационно-образовательная модель, модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования. Кратко охарактеризованы внутришкольная модель, внешняя модель, смешанная модель.

Представлены итоги констатирующего эксперимента по выявлению моделей внеурочной деятельности, формирующих эстетическую культуру у учащихся начальных классов средствами народного искусства, в школах Моргаушского района Чувашской Республики.

Ключевые слова: эстетическая культура, начальные классы, средства народного искусства, внеурочная деятельность, модель

S. G. Sokolova1, S. G. Grigoryeva2

MODELS FOR FOSTERING AESTHETIC CULTURE AMONG PRIMARY SCHOOL PUPILS THROUGH FOLK ART IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

1 I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia 2 Moscow Automobile and Road Construction State Technical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article reveals the essence and content of the concept of aesthetic culture; names the functions (scientific, ideological, educational, activity-based, axiological) and forms of manifestation of aesthetic culture (individual, family, group, social, national, etc.).

The paper shows the essence of extracurricular activities of pupils; identifies the documents that determine the place and role of extracurricular activities in the formation of aesthetic culture by means of folk art in primary school.

There has also been shown the importance of folk art in the process of formation of aesthetic culture, and the means of folk art (proverbs and sayings, riddles, folk songs, dances, fairy tales, arts and crafts, etc.) aimed at strengthening the formation of aesthetic culture.

The authors determined the main types of organizational models of extracurricular activities: an in-school model, an external model, a model of additional education (based on the institutional system of additional education), a full-time school model, an optimization model (based on the optimization of all internal resources of an educational organization), an innovative educational model, a model of interaction with institutions of additional education; briefly characterized the in-school model, external model, mixed model.

The results of a ascertaining experiment to identify models of extracurricular activities for the formation of aesthetic culture among primary school згзшды by means of folk art in the schools of the Morgaushsky district of the Chuvash Republic are presented.

Keywords: aesthetic culture, primary classes, means of folk art, extracurricular activities, model

Введение. Предметом наших изысканий стали модели, формирующие эстетическую культуру у учащихся начальных классов средствами народного искусства во внеурочной деятельности.

Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать использование моделей, формирующих эстетическую культуру у учащихся начальных классов средствами народного искусства во внеурочной деятельности, в школах Моргаушского района Чувашской Республики.

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в начальной школе реализуется концептуальная программа организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. При этом в стандарте особо акцентируется внимание на необходимости формирования эстетических потребностей, художественных ценностей, развитии эстетических чувств, понимания и терпимости к чувствам других, эмоционально-этической отзывчивости, в целом - на формировании эстетической культуры учащихся начальных классов.

Необходимость формирования эстетической культуры у обучающихся в начальной школе актуализируется также тем, что в этом возрасте учащиеся характеризуются особенной насыщенностью формирования чувственно-ценностного взаимоотношения с окружающей действительностью, интенсивностью освоения и сохранения личностного опыта общения с эстетически ценными объектами своего окружения. Поэтому к процессу формирования базовых компонентов, составляющих эстетическую культуру (эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетическое суждение, эстетические установки, эстетическое наслаждение и т. д.), требуется особый педагогический подход.

В настоящее время учителями начальной школы ведется активный поиск оптимальных путей формирования эстетической культуры у учащихся начальных классов, способов включения в этот процесс разных направлений, форм, видов, моделей внеурочной деятельности.

Материалы и методы исследования. Был проведен теоретический анализ философской, педагогической, методической литературы с точки зрения исследуемой проблемы, проведен анализ нормативно-правовой документации, изучен и обобщен опыт работы учителей начальных классов по формированию эстетической культуры у учащихся начальных классов средствами народного искусства во внеурочной деятельности.

Использованы социологические методы (анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение), наблюдение и анализ за деятельностью коллег и художественным творчеством учащихся начальных классов и членов кружка, изучение творческих работ.

Результаты исследования и их обсуждение. Идеи формирования эстетической культуры были развиты известными древнегреческими философами Сократом, Платоном, Аристотелем.

Сформированная в процессе образования эстетическая культура, по мнению Сократа, позволяет человеку увидеть в объективной действительности - в человеческих отношениях и в искусстве - целесообразность. Он впервые сделал попытку определить показатели (критерии) эстетически культурного человека. Для этого он применил термин «ка-лоатия» (греч. calos - красота, agathos - добрый, хороший). По мнению Сократа, «добрый, мудрый, красивый, знающий (образованный) человек - калогатийный, то есть эстетически культурный» [8, с. 206-207].

Платон теоретически раскрыл сущность категории «эстетическое», определил место искусства в жизни общества и значение эстетического воспитания в становлении эстетически культурного человека [14, с. 733].

Аристотель установил, что быть эстетически культурным человеком - это значит «быть хорошо воспитанным» [1, с. 43]. Сформированная эстетическая культура человека, по мнению Аристотеля, «определяет, какие поступки следует совершать или от каких воздерживаться» [1, с. 41].

Эстетическая культура - исторически сложившийся, динамично развивающийся духовно-общественный феномен.

В процессе исследования мы обнаружили, что специалисты, изучающие феномен «эстетическая культура» подходят к его определению концептуально. Например, Ю. Бо-рев считает, что эстетическая культура - это не что иное, как «художественная культура общества в единстве со всеми формами эстетической деятельности и с учреждениями, обеспечивающими ее» [2, с. 42]. В. В. Бычков под эстетической культурой понимает всю «совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе относящихся к актуализации, реализации, фиксации эстетического опыта человечества определенного этапа культурно-исторического бытия или отдельного человека» [3, с. 110].

Ю. Борев, В. В. Бычков единодушны в одном, а именно в том, что оба говорят, что наиболее полно эстетическая культура проявляет себя в художественной культуре, видимой как комплекс художественного творчества, его творений (произведений искусства), а также образовательных организаций, ведущих подготовку кадров компетентных специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие духовных продуктов, т. е. произведений искусства, как результат реализации формы специфического сознания.

Мы приходим к главному выводу о том, что эстетическая культура - это сложное интегративное качество, проявляющееся во всех сферах человеческой деятельности, выражающееся в способности и умении эмоционально оценивать явления жизни и искусства, знать и уметь использовать в жизни, в процессе художественной деятельности эстетические идеалы и принципы. Показателем сформированности эстетической культуры является художественно-творческая активность на основе имеющихся внешних и внутренних мотиваций к деятельности по созданию эстетических ценностей.

Функции, формы проявления эстетической культуры были разработаны в трудах Канта, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра. Обобщая исследования названных авторов, мы определили, что основной функцией эстетической культуры является раскрытие структуры и общих законов эстетического освоения мира и художественного творчества; вооружение человека знаниями категорий эстетики, такими как красота, прекрасное, возвышенное,

трагическое и комическое, ужасное и безобразное в искусстве и жизни; формирование умений использовать полученные знания в своей общественной практике.

На основе анализа исследований Ю. Б. Борева [2], В. В. Бычкова [3], Р. Н. Эргашева [21] и других мы определили основные функции эстетической культуры как духовно-общественного феномена, направленные на формирование эстетической культуры личности: научная, мировоззренческая, образовательная, воспитательная, деятельностная, аксиологическая.

Основными формами проявления эстетической культуры являются индивидуальная, семейная, групповая, общественная, национальная и т. д. Каждая из названных форм отражает уровни сформированных вкусов, художественных традиций, которыми, в принципе, определяется уровень эстетического опыта человека, его способности и возможности приобщаться к эстетическим ценностям. Уровень эстетического опыта человека характеризуется умением испытывать высшее духовное наслаждение от общения с произведениями искусства или от процесса художественного творения, а также умением гармонизировать Я-концепцию своей индивидуальной самобытностью.

Формирование эстетической культуры непосредственно связано с целенаправленным процессом образования и воспитания. Только в таком процессе можно сформировать у человека полноценную способность воспринимать и правильно понимать красивое, прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое в искусстве и действительности.

Результаты исследования теории и практики формирования эстетической культуры учащихся начальных классов были обнаружены нами в трудах Т. Н. Гребенкиной, Н. П. Захаровой, Е. Н. Землянской, В. М. Зубань, О. В. Ибрагимовой, Е. А. Кувалдиной, А. Я. Михайловой, Н. А, Опариной, А. В. Предит, Е. Г. Речинской, А. М. Соломатина, Е. Г. Речин-ской, Л. К. Фортовой, В. П. Шестакова, Н. Е. Щурковой и др.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования образование и воспитание обучающихся реализуется не только в учебное время, но и во внеурочное.

Внеурочная деятельность обучающихся - это специфическая деятельность, базирующаяся на принципах подбора, самообразования, добровольности, имитирования главных областей деятельности будущих специалистов [5], [9], [16], [19]. Из сказанного следует, что организуемая образовательной организацией внеурочная (внеучебная) деятельность обучающихся должна обеспечивать их абсолютно всеми типами работы, в каковых допустимо и целесообразно решение задач их воспитания, а также социализации, развития интегративного качества - эстетической культуры, способности и умения эмоционально воспринимать, осознавать в жизни и искусстве красивое, прекрасное и т. д.

Организовать внеурочную деятельность значит урегулировать, определить конкретную процедуру, установить, на основе каких нормативно-правовых документов следует осуществить внеурочную деятельность. Документы, определяющие роль и место организации внеурочной деятельности в начальных классах, мы представили в следующих источниках: [6], [18], [19], [20].

Исследования Ю. Ю. Барановой, В. А. Березиной, М. Н. Бородатой, Т. Н. Гребен-киной, Е. Н. Губановой, Д. В. Григорьева, Е. Б. Евладовой, О. В. Ибрагимовой, М. Р. Ка-туновой, Н. М. Конышевой, Г. В. Лабунской, Е. И. Левит, А. Я. Михайловой, Н. А. Опариной, П. В. Степанова и др. посвящены решению проблемы формирования эстетической культуры учащихся начальных классов в системе организации внеурочной деятельности.

В процессе формировании эстетической культуры у обучающихся народное искусство занимает особое место. Это связано с тем, что учащиеся начальных классов характеризуются возрастными и психологическими особенностями, а именно им свойственны эмоциональность и высокая восприимчивость; преобладание наглядно-образного мышления,

цепкая память, стремление к накоплению личностного опыта; стремление к развитию; развитие нравственных чувств под влиянием увиденного [7], [10], [11], [12] и др.

В научно-педагогической литературе есть разные подходы к определению понятия «средства народного искусства». Это, с одной стороны, пословицы и поговорки, загадки, народная музыка, народные песни, танцы, народный театр, народные сказки, декоративно-прикладное искусство и многое др. С другой стороны - это композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и т. п. Названные средства призваны усиленно воздействовать на формирование эстетической культуры.

Прежде чем говорить о моделях организации внеурочной деятельности по формированию эстетической культуры у учащихся начальных классов средствами народного искусства, необходимо разобраться, какие модели внеурочной деятельности могут успешно функционировать в начальной школе, особенно когда это связано с применением средств народного искусства.

На основе изучения теоретической литературы [4], [5], [9], [15] мы определили главные виды организации моделей внеурочной деятельности. Это внутришкольная модель, внешняя модель, модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования), модель школы полного дня, оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации), инновационно-образовательная модель, модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

В ходе констатирующего эксперимента нами были обнаружены наиболее часто реализуемые организационные модели внеурочной деятельности в начальной школе [17]. Рассмотрим кратко их структуру и содержание.

Внутришкольная модель - реализуется с опорой на собственные ресурсы начальной школы. В этом случае внеурочная деятельность может быть тесно связана с дополнительным образованием учащихся с использованием потенциала школьного дополнительного образования.

Основным механизмом координации организации такой модели является разработка программы внеурочной деятельности, которую смогут реализовать учителя школы и педагоги дополнительного образования.

На основе интервьюирования учителей школы мы выявили преимущество внут-ришкольный модели организации внеурочной деятельности. Она предоставляет учащимся начальных классов широкий выбор направлений внеурочной деятельности, дает большие возможности для самоопределения и самореализации обучающихся, привлечения педагогов дополнительного образования за счет финансирования из фонда оплаты работы; позволяет широко использовать средства народного искусства в формировании эстетической культуры учащихся на основе системно-деятельностного подхода.

Внешняя модель организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов, направленная на формирование эстетической культуры с использованием средств народного искусства, реализуется при нехватке личных ресурсов начальной школы. Тогда на договорной основе реализация программ внеурочной деятельности проходит, например, на базе «Дома детского творчества». Организацию внеурочной деятельности могут реализовать учителя школы или специалисты дополнительного образования в соответствии с соглашением о совместной деятельности, в котором согласуются кадровые, экономические, организационные, методические и другие условия взаимодействия.

Преимущества этой модели заключаются в том, что учащиеся имеют возможность выбора форм внеурочной деятельности, например, таких как кружки, студии, секции, круглые столы, соревнования, поисковые научные исследования и т. д.

На основе собеседования с учащимися начальных классов мы определили, что в выборе форм внеурочной деятельности они отдают предпочтение кружковой деятельности и секционным формам. Из 73 опрошенных учащихся начальных классов МБОУ «Мор-гаушская СОШ» 40 чел. выбрали кружковую форму, что составляет 56 % от общего числа опрошенных. Эти учащиеся выбрали программу внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство», разработанную на основе программ учебных дисциплин «Технология» и «Изобразительное искусство». Кружок «Декоративно-прикладное искусство» реализует такие функции, как увеличение, а также усиление, компенсация предметных знаний; вооружение учащихся знаниями о средствах народного искусства; развитие умения использовать в своем творчестве средства народного искусства; формирование эстетического отношения к окружающей действительности, народному творчеству, культуре, традициям. Реализация названных функций способствует формированию эстетической культуры.

Применение средств народного искусства в формировании эстетической культуры в процессе внеурочной кружковой деятельности учащихся начальных классов становится одним из основных путей к приобщению их к чувашской, российской, европейской и в целом к мировой культуре.

В процессе интервьюирования учителей начальных классов мы узнали, что в начальной школе может иметь место и так называемая смешанная модель организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Модель такого типа в школах Мор-гаушского района является наиболее распространенной. Это обстоятельство объясняется следующим образом: поскольку некоторые начальные школы, с одной стороны, ощущают нехватку художественно-эстетических ресурсов, организующих внеурочную деятельность учащихся по формированию эстетической культуры на основе использования народного искусства, а с другой - заинтересованы в формировании эстетической культуры обучающихся, то устанавливаются связи с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры района с целью наполнить художественно-эстетическим смыслом внеурочную деятельность учащихся в условиях реализации требований ФГОС НОО. В этом случае от начальной школы требуется осуществить анализ личных ресурсов, возможностей их восполнения за счет других образовательных учреждений и учреждений культуры. На базе подобного рассмотрения разрабатывается система взаимодействия, соответствующая потребностям реализации программ внеурочной деятельности по формированию эстетической культуры у учащихся начальных классов средствами народного искусства.

Выводы. Наше исследование показало, что внеурочную деятельность учащихся начальных классов, реализуемую в рамках требований ФГОС НОО, нужно рассматривать как образовательную систему, осуществляемую в различных моделях, формах, не похожих на классно-урочную форму организации образовательного процесса.

Формирование эстетической культуры учащихся начальных классов средствами народного искусства во внеурочной деятельности в образовательном пространстве школы может гибко, а также незамедлительно отвечать на изменение общественного заказа и нужд учащихся начальных классов, обеспечивая свободный выбор форм, видов деятельности, способствующих процессу формирования базовых компонентов составляющих эстетическую культуру: эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетического суждения, эстетических установок, эстетического наслаждения и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Этика. - М. : АСТ МОСКВА, 2006. - 492 с.

2. Борев Ю. Б. Эстетика. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 704 с.

3. Бычков В. В. Эстетика. - М. : Проект, 2003. - 384 с.

4. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе : пособие для учителей общеобразовательных организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. - М. : Просвещение, 2014. -127 с.

5. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. - М. : Просвещение, 2011. - 80 с.

6. ДанилюкА. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2012. - 23 с.

7. Зубань В. М. Художественный вкус как составляющая эстетического воспитания школьников // Наука и школа. - 2013. - № 4. - С. 133-136.

8. Ксенофонт. Сократические сочинения. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2003. - 757 с.

9. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М. : Просвещение, 2014. - 92 с.

10. Монахова Н. Эстетическое воспитание учащихся посредством изучения декоративно-прикладного искусства во внеурочной деятельности // Учитель. - 2014. - № 3. - С. 40-43.

11. Опарина Н. А. Культурно-досуговая деятельность младших школьников // Начальная школа. -2016. - № 6. - С. 47-49.

12. Палаткина Г. В. Модель эстетического воспитания младших школьников посредством синтеза искусств во внеклассной работе // Гуманитарные исследования. - 2012. - № 1(41). - С. 228-234.

13. Пифагор. Золотой канон. - М. : Эксмо, 2004. - 448 с.

14. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. - М. : АЛЬФА-КНИГА, 2015. - 1311 с.

15. Сандюкова С. А. Кружковая работа в обучении школьников декоративно-прикладному искусству // Содержание и методы подготовки специалистов художественно-педагогических направлений в современных условиях. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. - С. 84-86.

16. Система эстетического воспитания школьников. - М. : Педагогика, 2015. - 264 с.

17. Соколова С. Г., Бубнова А. С. Обобщение опыта реализации моделей внеурочной деятельности по формированию эстетической культуры у учащихся начальных классов средствами народного искусства // Актуальные проблемы организации образовательного процесса в начальной школе : сборник научных статей [Электронный ресурс] / отв. ред. В. И. Бычков. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. - С. 254-261.

18. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. г. Москва).

19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 31 мая 2022 г. № 286).

20. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

21. Эргашев Р. Н. Эстетическая культура личности: сущность, функции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2019. - № 2. - С. 151-155.

Статья поступила в редакцию 15.04.2021

REFERENCES

1. Aristotel'. Etika. - M. : AST MOSKVA, 2006. - 492 s.

2. Borev Yu. B. Estetika. - Rostov n/D : Feniks, 2014. - 704 s.

3. Bychkov V. V. Estetika. - M. : Proekt, 2003. - 384 s.

4. Vneurochnaya deyatel'nost'. Primernyj plan vneurochnoj deyatel'nosti v osnovnoj shkole : posobie dlya uchitelej obshcheobrazovatel'nyh organizacij / P. V. Stepanov, D. V. Grigor'ev. - M. : Prosveshchenie, 2014. - 127 s.

5. Grigor'ev D. V., Kupriyanov B. V. Programmy vneurochnoj deyatel'nosti. Hudozhestvennoe tvorchestvo. Social'noe tvorchestvo. - M. : Prosveshchenie, 2011. - 80 s.

6. Danilyuk A. Ya. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. -M. : Prosveshchenie, 2012. - 23 s.

7. Zuban' V. M. Hudozhestvennyj vkus kak sostavlyayushchaya esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov // Nauka i shkola. - 2013. - № 4. - S. 133-136.

8. Ksenofont. Sokraticheskie sochineniya. - M. : OOO «Izdatel'stvo AST», 2003. - 757 s.

9. Modeliruem vneurochnuyu deyatel'nost' obuchayushchihsya. Metodicheskie rekomendacii : posobie dlya uchitelej obshcheobrazovatel'nyh organizacij / Yu. Yu. Baranova, A. V. Kislyakov, M. I. Solodkova i dr. - M. : Prosveshchenie, 2014. - 92 s.

10. Monahova N. Esteticheskoe vospitanie uchashchihsya posredstvom izucheniya dekorativno-prikladnogo iskusstva vo vneurochnoj deyatel'nosti // Uchitel'. - 2014. - № 3. - S. 40-43.

11. Oparina N. A. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' mladshih shkol'nikov // Nachal'naya shkola. - 2016. -№ 6. - S. 47-49.

12. Palatkina G. V. Model' esteticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov posredstvom sinteza iskusstv vo vneklassnoj rabote // Gumanitarnye issledovaniya. - 2012. - № 1(41). - S. 228-234.

13. Pifagor. Zolotoj kanon. - M. : Eksmo, 2004. - 448 s.

14. Platon. Polnoe sobranie sochinenij v odnom tome. - M. : AL'FA-KNIGA, 2015. - 1311 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Sandyukova S. A. Kruzhkovaya rabota v obuchenii shkol'nikov dekorativno-prikladnomu iskusstvu // Soderzhanie i metody podgotovki specialistov hudozhestvenno-pedagogicheskih napravlenij v sovremennyh uslovi-yah. - Omsk : Izd-vo OmGPU, 2009. - S. 84-86.

16. Sistema esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. - M. : Pedagogika, 2015. - 264 c.

17. Sokolova S. G., Bubnova A. S. Obobshchenie opyta realizacii modelej vneurochnoj deyatel'nosti po formirovaniyu esteticheskoj kul'tury u uchashchihsya nachal'nyh klassov sredstvami narodnogo iskusstva // Ak-tual'nye problemy organizacii obrazovatel'nogo processa v nachal'noj shkole : sbornik nauchnyh statej [Elektronnyj resurs] / otv. red. V. I. Bychkov. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2020. - S. 254-261.

18. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (Rasporyazhenie Pravi-tel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r. g. Moskva).

19. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya (ot 31 maya 2022 g.

№ 286).

20. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ).

21. Ergashev R. N. Esteticheskaya kul'tura lichnosti: sushchnost', funkcii // Vestnik Leningradskogo gosudar-stvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. - 2019. - № 2. - S. 151-155.

The article was contributed on April 15, 2021

Сведения об авторах

Соколова Светлана Георгиевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https:/orcid.org/0000-0001-5206-0687, sokolova_sg@mail.ru

Григорьева Стелла Георгиевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры строительства дорог и инженерной технологии Волжского филиала Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-2002-2904, ste-grigoreva@yandex.ru

Author Information

Sokolova, Svetlana Georgievna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https:/orcid.org/0000-0001-5206-0687, sokolova_sg@mail.ru

Grigoryeva, Stella Georgievna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Road Construction and Engineering Technology, Volga Branch of Moscow Automobile and Road Construction State Technical University, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0003-2002-2904, ste-grigoreva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.