Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭСТЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОГРАММА / PRIMARY SCHOOL TEACHER / PRIMARY SCHOOL / PRIMARY SCHOOL AGE / FORMATION OF AESTHETIC CULTURE / AESTHETIC AND PEDAGOGICAL PROFESSIOGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Эльмира Алиевна

В настоящей статье рассмотрен ряд путей совершенствования работы учителя по формированию эстетической культуры учащихся начальной школы. Исследованы роль и место эстетического образования в процессе формирования всесторонне развитой личности. Подвергнута изучению роль профессиональных качеств современного учителя начальных классов в процессе совершенствования эстетического воспитания и образования. На основе изучения специальной литературы и педагогического опыта учителей-практиков рассмотрен потенциал различных учебных предметов и форм внеурочной деятельности в решении вопроса дальнейшего совершенствования эстетического образования младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рамазанова Эльмира Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVING THE TEACHER'S WORK IN SHAPING THE AESTHETIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

This article discusses a number of ways to improve the teacher's work on the primary school students aesthetic culture formation. Aesthetic education’s role and place in the formation of a fully developed personality are investigated. The role of modern primary school teacher professional qualities in the aesthetic education improving process is studied. Based on the study of special literature and the practical teachers pedagogical experience, the potential of various academic subjects and forms of extracurricular activities in solving the problem of primary school children aesthetic education further improving is considered.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»

Будущее дистанционного образования зависит, прежде всего, от творческого использования и развития новых технологий. Поскольку студенты становятся более осознанными о потенциал, развивает знания и навыки, легче и удобнее, потребность в новых материалах и презентационных средствах должна продолжать расти. Поэтому можно использовать опыт Китая, который успешно справился с переходом на дистанционное обучение по время пандемии коронавируса, а китайские педагоги оказались подготовленными к активному включению дистанционных технологий в образовательный процесс. Это прежде всего, владение информационными технологиями - причем, как со стороны педагога, так и ученика - рост пропускной способности информационных систем, подход множества каналов контакта между педагогами и учениками («все руки на виду»), а также наличие четких указаний и планов для тех, кто не имеет доступа в Интернет. Российское образование, в свою очередь, может использовать этот опыт для своего дальнейшего развития и активного внедрения дистанционных технологий в работу средних и высших учебных заведений.

Литература:

1. Брыкова Л.В. Традиционное и дистанционное обучение: за и против Л.В. Брыкова // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники. - 2020. - С. 19-22.

2. Бусарова О.Ф. E-learning и традиционное обучение / О.Ф. Бусарова // ББК 74.200. 53 П 842. - С. 302.

3. Гуринович, Н.И. Опыт дистанционного образования в КНР / Н. И. Гуринович // Картина мира через призму китайской и белорусской культур: сборник статей международной научно-практической конференции, Минск, 14 декабря 2018 г. / редкол.: М.В. Мишкевич (науч. ред.) [и др.]. - Минск: БГАТУ, 2019. - С. 150-153.

4. Козлова А.А. Традиционное и дистанционное образование: каковы перспективы развития в современном обществе / А.А. Козлова // Общество-наука-инновации: Сборник статей по итогам Всероссийской научно. - 2019. - №. 6. - С. 37.

5. Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)

6. Феськова Ю.Д., Бакуменко М.А. Дистанционное обучение в России: уровень развития, преимущества и недостатки / Ю.Д. Феськова, М.А. Бакуменко // Тенденции развития интернет и цифровой экономики. - 2019. - С. 102-103.

7. Цыренова М.И. Опыт использования массовых открытых онлайн-курсов при дистанционном обучении китайских студентов во время эпидемии COVID-19 / М.И. Цыренова // Modern humanities success/успехи гуманитарных наук. - С. 31.

8. Jeremy Goldkorn, Anthony Tao, Lucas Niewenhuis, and Jiayun Feng (February 27, 2020). Chinese Schools Embrace Distance Education Amid Coronavirus Outbreak. Retrieved 22 03, 2020, from: https://supchina.com/2020/02/27/chinese-schools-embrace-distance-education-amid-coronavirus-outbreak/

9. Research of the Russian Market of Online Education and Educational Technologies Available at: http://www.ewdn.com/ files/russian_edtech_part1.pdf (accessed 21.09.2020)

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета начальных классов Рамазанова Эльмира Алиевна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В настоящей статье рассмотрен ряд путей совершенствования работы учителя по формированию эстетической культуры учащихся начальной школы. Исследованы роль и место эстетического образования в процессе формирования всесторонне развитой личности. Подвергнута изучению роль профессиональных качеств современного учителя начальных классов в процессе совершенствования эстетического воспитания и образования. На основе изучения специальной литературы и педагогического опыта учителей-практиков рассмотрен потенциал различных учебных предметов и форм внеурочной деятельности в решении вопроса дальнейшего совершенствования эстетического образования младших школьников.

Ключевые слова: учитель начальных классов, начальная школа, младший школьный возраст, формирование эстетической культуры, эстетико-педагогическая профессиограмма.

Annotation. This article discusses a number of ways to improve the teacher's work on the primary school students aesthetic culture formation. Aesthetic education's role and place in the formation of a fully developed personality are investigated. The role of modern primary school teacher professional qualities in the aesthetic education improving process is studied. Based on the study of special literature and the practical teachers pedagogical experience, the potential of various academic subjects and forms of extracurricular activities in solving the problem of primary school children aesthetic education further improving is considered.

Keywords: primary school teacher, primary school, primary school age, formation of aesthetic culture, aesthetic and pedagogical professiogram.

Введение. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема ухода подрастающего поколения в т.н. «виртуальную реальность». Данная тенденция может негативно повлиять на духовно-нравственные качества его представителей. В частности, ряд исследователей отмечает определённое снижение общего уровня культуры, характерное для детей школьного возраста [1-2; 6; 9; 12; 17-18].

В этой связи можно с определённой долей уверенности говорить о существенном возрастании необходимости формирования эстетической культуры школьников. Последнее будет основным предметом рассмотрения в настоящей работе.

Изложение основного материала статьи. Художественно-эстетическое образование важно начинать в младшем школьном возрасте. Последний является в этом смысле наиболее благоприятным, так как именно в

этот период закладываются все основы будущего развития личности. Далее, в этом возрасте происходит активизация самостоятельного мышления, а также интенсивное развитие познавательного интереса [3, С. 84].

Развитие у учащихся начальных классов эстетической культуры в процессе художественно-творческой деятельности будет наиболее эффективным при соблюдении ряда педагогических условий (Табл. 1).

Таблица 1

Педагогические условия для эффективного развития эстетической культуры учащихся начальных

классов

Развитие эстетической культуры Применение рациональных организационных форм организации и проведения учебных занятий, инновационных технологий и приемов.

Учёт совокупности средств формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста в различных учреждениях культуры и образования.

Создание оптимистического, творческого и жизнеутверждающего психологического климата на учебных занятиях по формированию эстетической культуры младших школьников.

Наличие в образовательной организации учителей, характеризующихся высокой педагогической культурой, склонных к инновационной деятельности и творческой работе.

Учёт интересов, мотивов, потребностей младших школьников при организации их художественно-творческой деятельности в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и учреждениях культуры [11, С. 56-57].

Ведущим в ряду вышеперечисленных педагогических условий является профессионализм учителя и развитость у него лично эстетической культуры. В этой связи логичным выглядит появление эстетико-педагогической профессиограммы [7]. Последняя представляет собой характеристику эстетических качеств, знаний, умений, навыков педагога [20, С. 17-18]. Последняя обладает сложной структурой (Табл. 2).

Таблица 2

Структура эстетико-педагогической профессиограммы учителя (по Г.В. Караваевой)

Раздел Содержание

Общие требования Учитель начальных классов должен являться образцом личной культуры в трудовой и общественной деятельности, на отдыхе и в быту.

Важное качество педагога начальных классов — широкая эрудиция и культура, разносторонние эстетические интересы, вкусы и потребности, высокоразвитый эстетический идеал, развитое художественное воображение и представление, организаторские способности, чувство юмора.

Педагогу должны быть присущи развитые навыки эстетического самообразования и самовоспитания.

Знать Эстетические потребности, вкусы и интересы учащихся.

Формы и методы эстетического образования и воспитания учеников.

Цели, задачи и принципы эстетического воспитания учащихся начальной школы.

Объективные закономерности психологического развития ребёнка младшего школьного возраста.

Произведения деятелей культуры и искусства, посвященные детям.

Критерии эстетической образованности и воспитанности младших школьников.

Формы эстетического просвещения родителей и наиболее значимые условия эстетического развития детей в семье.

Уметь Определять эстетические цели и задачи урока, внеклассного мероприятия.

Планировать проведение эстетико-воспитательной работы.

Отбирать учебный и внеучебный материал для эстетического воспитания детей с учетом их возраста и эстетической воспитанности.

Хорошо рисовать, лепить, конструировать, танцевать, петь, эстетически оформлять классную комнату.

Организовать различные виды эстетической деятельности детей и анализировать её результаты.

Изучать и обобщать эстетический опыт своей работы.

Использовать произведения искусства в ходе урочной и внеурочной работы [14, С. 40].

В младшем школьном возрасте определяющими с точки зрения процесса эстетического воспитания являются следующие факторы:

• внеурочной деятельности;

• учебно-познавательной деятельности [8; 18].

При этом для педагога является очень важным предварительно продумать возможности, существующие для использования различных средств подачи информации, заинтересовать учащихся той или иной темой, а равно уметь представить материал так, чтобы они в своей познавательной активности воспринимали исключительно позитивную информацию.

Продолжая разговор о формировании эстетической культуры младших школьников, отметим, что на настоящем этапе развития психолого-педагогического знания представляется возможным выделить три тесно взаимосвязанных канала формирования субъективного отношения к окружающим предметам и явлениям (Табл. 3).

Таблица 3

Каналы формирования субъективного отношения к окружающим предметам и явлениям

Наименование канала Краткая характеристика

Когнитивный Отношение складывается, главным образом, на основе переработки словесной информации.

Перцептивный Основой формирования отношения служит чувственное восприятие объекта.

Практический Главную роль играет непосредственное взаимодействие с объектом [19, С. 218].

В ходе формирования эстетической культуры у младших школьников очень важно учитывать и задействовать все перечисленные механизмы. При условии их активного синхронного использования эффект формирования эстетической культуры у учащихся начальных классов будет усиливаться за счёт синергетических тенденций взаимовлияния этих каналов на личность учеников.

Теперь, с учётом вышеизложенного, следует раскрыть значимость различных учебных предметов и форм внеурочной деятельности для формирования эстетической культуры младших школьников (Табл. 4).

Таблица 4

Роль учебных предметов и форм внеурочной деятельности в процессе формирования эстетической

культуры младших школьников

Учебные предметы и формы внеурочной деятельности Роль в формировании эстетической культуры младших школьников

Литературное чтение В процессе знакомства с литературными произведениями происходит накопление и обогащение активного и пассивного словаря учащегося. Многие произведения, в особенности относящиеся к российской и мировой классике, содержат богатые описательные и сравнительные характеристики окружающей действительности.

Изобразительное искусство Помогает младшему школьнику проявить свои творческие начала и выразить внутреннее ощущение прекрасного посредством продукта деятельности: аппликации, рисунка и др. [15, С. 28-29].

Музыка На основе музыкальных впечатлений у учащихся активно формируются музыкальные и художественные способности, художественные интересы, развивается эстетический вкус [16, С. 95].

Театрализованная деятельность Представляет собой эффективное средство формирования эстетической культуры младших школьников, позволяющее сформировать социальные навыки поведения, а равно эстетическое отношение к окружающему. Позволяет детям младшего школьного возраста принимать на себя различные роли и использовать средства выразительности — интонацию, жесты, мимику, пантомиму. Является действенным средством, обеспечивающим развитие эстетического отношения детей к окружающему миру, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения [21, С. 55].

Действенным средством развития у младших школьников эстетических воззрений является народное искусство [5; 10]. В этой связи следует отметить, что определённый интерес в плане совершенствования процесса развития эстетической культуры младших школьников в современной системе образования вызывает программа интегрированного курса «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», разработанная под руководством Т. Я. Шпикаловой и предназначенная для I-IV классов [13, С. 105]. Данная программа в целом соответствует современному уровню научных знаний о национальных культурных традициях. Народное искусство на её страницах впервые стало предметом специального изучения в школе.

Её создатель выделяет шесть основных этапов декоративной работы:

• эмоциональное восприятие произведений народных мастеров;

• познание художественных особенностей произведений;

• объяснение культурно-исторического смысла и ценности изучаемых произведений народного искусства;

• углубление представлений о художественном образе;

• проведение сопоставления между произведениями народного и современного профессионального декоративно-прикладного искусства;

• художественная практика учащихся на основе изучения народного творчества и деятельности [4, С. 43].

Выводы. Таким образом, формирование эстетической культуры младших школьников является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики. Большой вклад в решение этой педагогической проблемы вносят учёные Глузман А.В., Глузман Н.А., Горбунова Н.В., Редькина Л.И., Т.Я. Шпикалова, Салютнова В.И., Хорунжая И.О. и др. ученые.

В то же время, многие современные исследователи отмечают, что, в связи с резкими изменениями, фиксирующимися на протяжении трёх последних десятилетий в социокультурной, экономической и социально-психологической сферах жизни общества, в современной системе образования необходимо внедрение передовых форм и методов развития эстетической культуры школьников, учитывающие современные реалии. Так же, безусловно, свой вклад в развитие этой темы внесут педагоги-практики, учёные, которые в настоящий момент изучают возможности среды в формировании эстетической культуры младших

школьников с учётом цифровизации системы образования, а так же особенностями организации образовательного процесса в условиях пандемии.

Литература:

1. Глузман А.В., Редькина Л.И., Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Педагогическое образование в республике Крым: опыт системного проектирования // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2014. № 2 (28). С. 21-26.

2. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2016. № 4 (36). С. 11-18.

3. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография / Ялта, 2017.

4. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред. Т.Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2000. 411 с.

5. Гасанова А.М. Особенности развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3. С. 75-77

6. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Программы общеобразовательных учреждений для 1-4 классов одиннадцатилетней школы / сост. Т.Я. Шпикалова, Т.С. Комарова, Н.Н. Светловская и др. Серия: Искусство детям. М.: Просвещение, 2011. 96 с.

7. Караваева Г.В. Эстетограмма учителя начальных классов // Электрон. дан. Режим доступа URL: https://urok.1sept.ru/articles/310674 (Дата обращения: 03.11.2020)

8. Качалова А.А. Педагогическая импровизация как средство воспитания эстетической культуры младших школьников // Педагогическое образование и наука. 2008. № 7. С. 255-260

9. Левит Е.И. Педагогические условия формирования эстетической культуры личности младшего школьника в музыкальном дополнительном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 148-152

10. Любимова Ю.С. Народное декоративно-прикладное искусство в начальных классах. - Минск: Изд-во Пачаткова школа, 2005. 76 с.

11. Малых Н.В. Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и Детской школы искусств // Образование и воспитание. 2018. № 1 (16). С. 55-58.

12. Петрова М.А. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности с куклами: Дис... канд. пед. наук. Чебоксары, 2001. 268 c.

13. Салютнова В.И. Особенности изучения курса «Декоративно-прикладное искусство» в современной начальной школе // Актуальные проблемы начального общего образования: теория и практика / под ред. И.А. Шкабура. Чита: ЗабГУ, 2015. С. 102-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сергеев Н.К. Личность учителя как интегральная цель непрерывного педагогического образования // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. С. 11-14

15. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию учащихся. 5-11классы. М.: Корифей, 2009. 39 с.

16. Сыпко Е.В. Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников. Дис... канд. пед. наук. Карачаевск, 2004. 184 с.

17. Хорунжая И.О. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в художественно-образовательной среде // Человек и образование. 2008. С. 59-72

18. Цахилова Е.Р., Киргуева Ф.Х. Формирование эстетической культуры младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды // Международный журнал экономики и образования. 2016. Т. 2. № 2. С. 101-108.

19. Федосеева О.В. Специфика формирования действий нравственно-этического оценивания в младшем школьном возрасте // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. T.9 № 6. С. 215-226

20. Щербакова М.В., Ковалев В.В. Профессиограмма как средство профессионального самовоспитания будущего педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 10. С. 17-21

21. Эшова Ф.Т. Технология развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы // Достижения науки и образования. 2020. № 12. С. 54-56

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Реутова Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Замашкина Алевтина Евгеньевна

Нижегородское областное училище олимпийского резерва имени В.С. Тишина (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионального роста будущего педагога по физической культуре, как фактора успешности учебной деятельности школьников. Изучено понятие «педагогическое мастерство», дана характеристика его составляющим; раскрыта сущность понятия «успешность учебной деятельности»; определено место и значение педагогического мастерства будущего учителя физической культуры в процессе формирования успешности учебной деятельности у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.