Особенности преподавания народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного художественного образования
Ерошенко Юлия Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой изобразительного искусства и дизайна, Воронежский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Калинин Александр Владимирович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна, Воронежский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Ерошенко Андрей Юрьевич,
старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна, Воронежский государственный педагогический университет
E-mail: [email protected]
Авторы статьи размышляют о максимальном использовании возможностей декоративно-прикладного народного творчества в рамках учебно-воспитательного процесса с целью формирования и развития широкого круга познавательных интересов учащихся к данному виду искусства, их приобщению к истории и традициям своего народа, эстетического и художественного и трудового воспитания, творческого развития, педагогического влияния на сознание подрастающего поколения в условиях дополнительного художественного образования. Рассматривается кружковая работа как основная форма организации деятельности педагогов дополнительного образования, а также включение в учебный план внеурочной деятельности современной отечественной школы деятельности по различным направлениям народного декоративно-прикладного искусства в целях развития личности учащихся и патриотического воспитания. Обращают внимание на важное значение грамотной организации целостного педагогического процесса, ее четкость, доступность, организованность и целесообразность деятельности учащихся с целью заинтересованности предлагаемыми заданиями по различным направлениям народного художественного искусства.
Ключевые слова: педагогика художественного дополнительного образования, народное декоративно-прикладное искусство, традиции, эстетическое воспитание, народное творчество.
о
с CJ
см
см
см
Z
72
Народное декоративно-прикладное искусство в рамках учебно-воспитательного процесса формирует и развивает широкий круг познавательных интересов обучающихся к данному виду искусства, приобщает к истории и традициям своего народа. Также оно направлено на развитие эстетического, художественного и трудового воспитания, творческого развития, педагогического влияния на сознание подрастающего поколения в условиях художественного дополнительного образования.
Исследования историков показывают, что еще человек, живший в условиях первобытнообщинного строя, изготавливая предметы быта, и орудия труда пытался украсить их, придать им красивую форму, превращая обычные предметы в произведения искусства. Ко всему добавлялось магическое назначение определенного предмета - его формы, орнамента. Таким образом, один предмет мог удовлетворять несколько потребностей - бытовые, религиозные, эстетические, личностные. Так художественные промыслы постепенно превращались из домашнего ремесла в некрупное товарное производство.
Проблеме изучения истории и форм бытования народных художественных промыслов посвящены исследования (А.В. Бакушинского, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, В.С. Воронова, Т.К. Вагнера, Кирсановой, Н.Т. Климовой, Е.И. Григорьева, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной и других). Определению роли и места народного и декоративно прикладного искусства в системе высшего педагогического образования посвящены работы многих отечественных ученых. Среди них видное место занимают исследования А.Н. Анисимова, Г.Г. Виноградовой, А.В. Игнатьевой, В.А. Крапивиной, Л.В. Котенко, В.С. Кузина, М.А. Некрасовой, Н.В. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой, А.С. Хво-ростова, А.Т. Рыбниной и др.
Специалисты в области дополнительного художественного Новачук П.А. и Раннева А.О., мы сделали заключения о том, что богатый культурный, педагогический и эстетический потенциал, заключенный в традициях русских народный мастеров и ремесленников (кустарей), активно возрождается сегодня. Он может быть реализован только при условии активного формирования потребности в общении с материалами художественной культуры народа с раннего возраста, поскольку именно в период детства закладываются основы личности, активно развиваются все ее сферы.
По мнению ряда педагогов, именно кружковая работа является основной формой организации деятельности педагогов дополнительного образо-
вания. включение в учебный план внеурочной деятельности современной отечественной школы деятельности по различным направлениям развития личности учащихся предусматривают федеральные государственные стандарты нового поколения. Система образования в России уже имеет достаточный опыт организации внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений.
Обучение рукоделию, актуально сегодня, однако причины его актуальности отличаются от прошлой системы обучения, поскольку раньше рукоделию многие обучались из-за дефицита вещей, а сегодня изготовление различных декоративных вещей, их качество и эстетическая составляющая довольно редкое явление. Сегодня изготовление предметов декоративно-прикладного искусства, самостоятельность, творческое отношение к рабочему процессу, возможность увидеть красоту этих предметов, почувствовать себя мастером, частью народной культуры очень важно и интересно для собственного личностного и творческого развития, особенно для ребенка.
Поскольку целью обучения декоративно-прикладному искусству в современной системе дополнительного образования детей является формирование познавательной сферы обучающихся, их знаний об истории становления и развития исторически сложившихся художественно-творческих центров России, о творчестве русских мастеров, знаний в области народного творчества, перед педагогом появляется стратегическая задача - формирование у учащихся практических навыков и умений в процессе их работы в различных направлениях творческой деятельности, с различными природными и искусственными материалами, развитие навыков коллективной деятельности и сотрудничества, коммуникативных навыков и ученической самостоятельности.
Обучение декорированию различных изделий происходит в процессе выполнения учащимися творческих работ (проектов, композиций) с использованием разнообразных техник. Каждая техника является определенного рода средством выразительности, с собственными выразительными особенностями. Результатом обучения различным декоративным техникам становится высокий уровень творческого развития учащихся, индивидуальный стиль художественного исполнения и самовыражения.
Посредством дополнительного образования каждый ребенок может испытать себя в различных видах и областях изобразительной деятельности, найти для себя наиболее предпочтительное занятие, соответствующее его потребностям, способностям и возможностям. Группы дополнительного образования позволяют развивать его как личность, посредством формирования художественных навыков, познавательной сферы, что позволяет трудиться совместно с педагогом, как под его контролем, так и самостоятельно. Навыки и знания, получаемые в процессе дополнительного обучения, со временем формируют потребность
непрерывного самосовершенствования и саморазвития.
Каждое занятие должно быть построено на освоении основных законов красоты - пластики, симметрии (асиметрии), пропорций, статики и динамики. В качестве тематической идеи занятий могут использоваться животные и человек, природа и времена года, все, что нас окружает. В процессе обучения, тематика возвращается, только преподносится учащимся на более высоком уровне, с учетом их возрастных особенностей и более высокого уровня сформированности художественного восприятия. Многие педагоги, как общего, так и дополнительного образования акцентируют внимание на изучении обработки различных природных художественных материалов, используемых для декорирования, и их особенностей. По их мнению, данный этап обучения позволяет ребятам приобретать навыки изготовления декоративных изделий на достаточно высоком уровне, и в лучших традициях русского народного творчества. Данные аспекты обучения дают возможность активизировать образное мышление учащихся, их индивидуальные творческие особенности, формировать профессиональные навыки. В связи с данным фактом, на основании федерального государственного образовательного стандарта в российских школах организуются специальные отделения, основным направлением деятельности которых является обучение традиционным для региона (области, края) видам декоративно-прикладного искусства - изготовлению глиняных игрушек и посуды, резьбе по дереву, вышивке, ткачеству, изготовлению народной одежды, кожевничеству, народной росписи. Посредством посещения музеев, дети знакомятся с наилучшими образцами народного творчества, на занятиях по композиции изучают национальные орнаменты, самостоятельно разрабатывают и создают чертежи будущих изделий и эскизы к ним, осваивают техники декорирования, знакомятся с основами моделирования
К методам обучения народному декоративно-прикладному искусству многие педагоги относят:
• Словесный - беседы, рассказы, разъяснения;
• Наглядно-иллюстративный - наблюдение, демонстрация произведений искусства, демонстрация приемов и способов работы;
• Практический;
• Эмоциональный - грамотный подбор содержания учебного процесса, имеющего эмоциональную основу - художественных впечатлений образов, ассоциаций;
• Технология проектирования;
• Метод выполнения по образцу
• Технология копирования сюжетной композиции;
• Методы творческой стилизации при работе с эскизами;
• Диагностические методы (стартовая и итоговая диагностика);
• Игровые методы - игра, экскурсия, мастер-класс;
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
CJ
см см
Поскольку «деятельность» рассматривается в различных направлениях - филогенетическом, социально-историческом, онтогенезе. Мы только можем констатировать, что вовлечение ребенка в деятельность происходит постепенно через общение, игру, учение и труд на каждом этапе его развития. Следовательно, мы можем предположить, что именно активная и продуктивная деятельность, организуемая систематически и особым образом, является основным условием появления «правильных» новообразований.
Активное физическое и психофизиологическое развитие ребенка в период с 6-7 до 9-10 лет является тем ключевым аспектом, который обеспечивает возможность обучения в образовательных учреждениях различного уровня и предметной направленности. В таких условиях происходит и совершенствуется комплексная работа головного мозга и всей нервной системы. Степень развития регулирующей функции в детском возрасте проявляется в особенностях поведения ребенка, организации его деятельности и эмоциональной сферы.
В педагогической деятельности наряду с применением разнообразных форм организации учебно-познавательной и творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста (поскольку группы дополнительного образования чаще всего разновозрастные), важное значение имеет грамотная организация целостного педагогического процесса, ее четкость, доступность, организованность и целесообразность деятельности учащихся с целью заинтересованности предлагаемыми заданиями.
Использование интегрированных педагогических технологий в процессе освоения учащимися начальных классов основ декоративно-прикладного искусства является эффективным средством и условием погружения учащихся в художественное образовательное пространство декоративно-прикладного искусства посредством актуализации, организации и реализации художественных событий. Для того, чтобы эффективного включения интегрированного подхода к обучению на занятиях по ДПИ, наряду со стандартными формами организации занятий весьма актуально использование нестандартных форм организации учебно-познавательной, учебно-творческой и художественно-эстетической деятельности учащихся.
Таким образом, сохранения народных художественных промыслов в системе дополнительного художественного образования учащихся мы пришли к заключениям о том, что взаимосвязь и единение научного, образовательного и художественно-эстетического образовательного пространства в системе дополнительного художественного образования.
Также необходима единая стратегия профессионального образования по различным видам народного декоративно-прикладного искусства которая объединила различные направления и образовательные уровни.
Необходимо, чтобы обучение проходило в единой «информационной, учебной, воспитательной, эстетической и художественно-творческой среде, где, учебный процесс реализуется через использование интегрированных планов дополнительного художественного образования.
Из вышесказанного вытекает острая необходимость и приоритетность сохранения народных ремесленных традиций, всего многообразия декоративно-прикладного творчества народа, начиная с раннего начального художественного образования, с последующим развитием приобретаемых в детских школах искусств, школах ремесел на более высоком и глубоком уровнях.
Литература
1. Новое воспитание I Н.Е. Щуркова. - Москва: Пед. о-во России, 2000. - 116, [2] с., [4] л. цв. ил.; 20 см. - (Профессиональная культура педагога).; ISBN 5-93134-077-7. - Текст: непосредственный
2. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений I Г.Н. Волков. -М.: Academia, 2000. - 175, [1] с.; 21 см. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0364-5-Текст: непосредственный
3. Возвращение к истокам: Нар. искусство и дет. творчество: Учеб.-метод. пособие I [Т.Я. Шпи-калова и др.]; Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М.: Владос, 2000. - 212 с., [29] л. ил.: ил.; 23 см. - (Воспитание и дополнительное образование детей). - ISBN 5-69100416-6. - Текст: непосредственный
4. Флиер А.Я. Культурология для культурологов I А.Я. Флиер. - Москва: Акад. Проект, 2000. -458, [1] с.; 21 см. - (Gaudeamus) (Учебное пособие для высшей школы). - ISBN 5-8291-00835. - Текст: непосредственный
5. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника. Педагогика, 1996, № 3. - с. 19-24. - Текст: непосредственный
6. Лотман Ю.М. Структуры художественного текста I Ю.М. Лотман М.: Искусство, 1970. 294 с. - ISBN 978-5-389-14396-8. - Текст: непосредственный
7. Психология отношений [Текст]: избранные психологические труды I В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. -398, [1] с.; 21 см. - (Серия «Психологи России»). - ISBN 978-5-89502-790-5. - Текст: непосредственный
FEATURES OF TEACHING FOLK DECORATIVE AND APPLIED ARTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL ART EDUCATION
Eroshenko Yu.V., Kalinin A.V. Eroshenko A. Yu.
Voronezh state pedagogical University
The authors of the article reflect on the maximum use of the possibilities of decorative and applied folk art in the framework of the ed-
ucational process in order to form and develop a wide range of cognitive interests of students in this type of art, their introduction to the history and traditions of their people, aesthetic and artistic and labor education, creative development, pedagogical influence on the consciousness of the younger generation in conditions of additional art education. Circle work is considered as the main form of organizing the activities of teachers of additional education, as well as the inclusion in the curriculum of extracurricular activities of a modern domestic school of activities in various areas of folk arts and crafts in order to develop the personality of students and patriotic education. Pay attention to the importance of the competent organization of a holistic pedagogical process, its clarity, accessibility, organization and expediency of students' activities in order to be interested in the proposed tasks in various areas of folk art.
Keywords: pedagogy of additional artistic education, folk arts and crafts, traditions, aesthetic education, folk art.
References
1. New education / N.E. Shchurkova. - Moscow: Ped. about-in Russia, 2000. - 116, [2] p., [4] p. color ill .; 20 cm. - (Professional culture of a teacher) .; ISBN 5-93134-077-7. - Text: direct
2. Ethnopedagogy: Textbook. for students of environments. and higher. ped. study. institutions / G.N. Volkov. - M.: Academia, 2000. - 175, [1] p .; 21 cm - (Higher education). - ISBN 5-7695-0364-5- Text: direct
3. Back to basics: Nar. art and children. creativity: Textbook.-meth-od. manual / [T. Ya. Shpikalova and others]; Ed.T. Ya. Shpikalo-va, G.A. Porovskaya. - M .: Vlados, 2000. - 212 p., [29] p. silt: ill .; 23 cm - (Upbringing and additional education of children). -ISBN 5-691-00416-6. - Text: direct
4. Flier A. Ya. Culturology for culturologists / A. Ya. Flier. - Moscow: Acad. Project, 2000. - 458, [1] p .; 21 cm. - (Gaudeamus) (Textbook for high school). - ISBN 5-8291-0083-5. - Text: direct
5. Nemensky B.M. Didactics through the eyes of an artist. Pedagogy, 1996, no. 3. - with. 19-24. - Text: direct
6. Lotman Yu.M. Structures of a literary text / Yu.M. Lotman M .: Art, 1970.294 p. - ISBN 978-5-389-14396-8. - Text: direct
7. Psychology of relations [Text]: selected psychological works / VN Myasishchev; ed. A.A. Bodaleva; Russian acad. Education, Moscow Psychological and Social Institute. - 4th ed. - Moscow: Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: MODEK, 2011. - 398, [1] p .; 21 cm. - (Series "Psychologists of Russia"). - ISBN 978-5-89502-790-5. -Text: direct