Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 706-712
Основы преподавания народного искусства в начальной школе1
О.И. Радомская
ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования
119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1
FSBRI Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education
Pogodinskaya str., 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народная культура, интегрированное преподавание искусства, обучающиеся, эстетическое восприятие. Key words: arts and crafts, folk culture, integrated teaching of art, students, aesthetic perception.
Резюме: В статье раскрыты базовые направления преподавания декоративно-прикладного искусства в начальной школе. Основу инновационного подхода к преподаванию декоративно-прикладного искусства в школе составляет интегрированное обучение и полихудожественное воспитание детей и молодежи. Определены перспективы интегрированного преподавания декоративно-прикладного искусства: развитие эстетического восприятия памятников народного и декоративно-прикладного искусства и способности формировать художественный образ в разных видах творческой деятельности; освоение обучающимися народной культуры во время «уроков-путешествий» по России, побуждение к самостоятельной творческой деятельности обучающихся; воспитание у детей чувства любви и интереса к окружающему его миру и мировой культуре в целом.
Abstract: The article reveals the basic directions of teaching arts and crafts in primary school. The basis of an innovative approach to the teaching of arts and crafts at school is integrated education and poly-artistic education of children and youth. The prospects of integrated teaching of decorative and applied art are defined: the development of aesthetic perception of monuments of folk and decorative and applied art and the ability to form an artistic image in different types of creative activity; the development of students of folk culture during the "lessons-travel" in Russia, the motivation for independent creative activity of students; education of children's feelings of love and interest in the world around him and the world culture in general.
[Radomskaya O.I. Basics of teaching folk art in primary school]
1 Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации по Проекту «Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления» 27.7452.2017/8.9
Согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования именно в младших классах закладываются основы для изучения и популяризации произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Основными требованиями, предъявляемыми к достижению личностных результатов являются: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; а к предметным результатам: сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Поэтому для реализации обозначенных результатов в рамках ФГОС НОО важно приобщить младших школьников к народной культуре и декоративно-прикладному искусству, то есть уделять особое внимание творческому развитию младших школьников средствами народного искусства.
Как само искусство началось с попыток осмыслить окружающий мир посредством создания предметов, необходимых для жизнедеятельности, так и в обучении в современных условиях невозможно обойтись без обращения к истокам национальной культуры. Именно народное искусство в начальных классах способствует реализации идеи о формировании творческого характера деятельности. Народное искусство предоставляет обучающимся простые, лаконичные и выразительные средства, необходимые для воплощения какого-либо художественного замысла. Несмотря на то, что произведения, созданные народными мастерами, близки и понятны широкому кругу людей, во всех произведениях народного искусства есть особая художественная идея.
Народное искусство является синтетическим по характеру искусством, так как раньше было связано с трудовой деятельностью человека, то есть оно представляет одновременно материальную и духовную культуру.
Вопросы народного искусства в последнее время нашли свое отражение в работах отечественных ученых и педагогов-практиков. Так, Д.С. Лихачев считал, что особое внимание следует уделять воспитанию любви к Родине, которое осуществляется с помощью особых «путешествий» в мир книг, музеев, искусства. Как писал ученый, первое «путешествие», которое каждый человек должен совершать, - это «путешествие» по своей стране. Необходимо знакомиться и знакомить других с «историей своей страны, с ее памятниками, с ее культурными достижениями». Мы разделяем мнение Д.С. Лихачева о том, что «величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла в ее мощи и добре» (Лихачев, 1983). Обращение к истокам народного искусства обеспечивает человеку развитие способности к эстетическому восприятию и преображению окружающего мира. В этой связи важно заметить, что на основе народного искусства происходит формирование в мировоззрении человека положительных эстетических и моральных ценностей. Заложенные в юном возрасте ориентиры на вечные общечеловеческие ценности позволяют человеку в дальнейшем осознанно их реализовывать в своей деятельности.
Представления младших школьников об искусстве складываются как из освоения мирового художественного наследия, так и из освоения народного искусства (Олесина, Радомская, 2015). Региональный компонент определяется как основополагающий в процессе воспитания интереса к художественному наследию России младших школьников. Т.Я. Шпикалова, рассматривая традиционность народного искусства, выделила вариативность и импровизацию как основополагающие принципы народного творчества (Шпикалова, 1974).
В.Н. Полунина считала необходимым обращение к ярким формам посредничества между детьми, искусством и природой, которые существуют в народном искусстве. Это обращение к
истокам нашего этноса и этоса, к сокровищнице художественного мышления наших предков рождает крепкие связи с родной землей (Полунина, 1982).
Т.А. Буянова предлагает особое внимание уделить вовлечению старших дошкольников в различные виды художественного творчества, связанных с декоративно-прикладным искусством, с помощью игры, принятия на себя роли (гончара, мастера-игрушечника, режиссера и т.п.): «Старшие дошкольники испытывают гордость и радость от созданных своими руками игрушек и, конечно, от возможности активно с ними взаимодействовать» (Буянова, 2016:34). Такой подход актуален и для младших школьников, особенно первоклассников.
Б.П. Юсов рекомендовал в дошкольном образовании и начальной школе театрализации, импровизационные, групповые музыкально-хороводные, танцевально-ритмические занятия. В основу художественной деятельности по мнению ученого «должны войти словесные занятия и связи с развитием речи (речь, музыка и пение), игры-драматизации и инсценировки с применением простых костюмов и масок (Юсов, 2004: .88). Именно синкретизм народного искусства дает основу для творческого развития младших школьников.
Для достижения высокого результата в процессе приобщения обучающихся в начальной школе к народному искусству необходимо рассмотреть особенности использования народного искусства в начальной школе.
Пути применения народного искусства в начальной школе:
1. На уроках изобразительного искусства, литературы, музыки и технологии.
2. Комплексные блоки уроков по освоению народного искусства.
3. В системе дополнительного образования и внеурочной деятельности (кружки, творческие мастерские).
4. Музей в школе.
5. Художественные события, фольклорные праздники, викторины, интерактивные спектакли.
6. Образовательные маршруты и музейная
педагогика.
7. Художественные проекты на основе интеграции искусств.
8. Мастер-классы на уроке и в системе дополнительного образования.
Для эффективного освоения народного искусства в начальной школенеобходимо организовать взаимодействие учителей с целью создания комплексных образовательных блоков по приобщению обучающихся к народному искусству, которое происходит как на уроках одного учителя младших классов, так и при совместной работе учителей начальной и средней школы.
Дети в начальной школе приобщаются к народному искусству и ощущают себя его частью, участвуя в художественных событиях, посвященных народным праздникам (Савенкова, 2017)
Декоративно-прикладное искусство охватывает разные формы художественной деятельности с целью создания утилитарных изделий. Народное декоративно-прикладное искусство направлено на освоение традиционных народных промыслов. На уроках изобразительного искусства и технологии в начальной школе дети знакомятся с образцами народного декоративно-прикладного искусства и учатся создавать творческие работы по мотивам народных промыслов (Хохлома, Гжель, Жостово, Городец, Мезенская роспись, традиционная тряпичная кукла, Дымковская, Филимоновская и Богородская игрушки и др.) (Радомская, 2014).
На уроках литературы младшие школьники читают русские народные сказки, пестушки, потешки, заклички.
На уроках музыки в начальной школе обучающиеся в начальной школе погружаются в мир народной культуры. Дети поют народные песни, пробуют играть на народных инструментах (сопелки, свистульки, гусли, шумовые инструменты: ложки, трещотки, бубны и др.).
Б.П. Юсов считал, что живое искусство следует понимать как общение с живыми носителями культуры - живым звучанием, красками, движениями, речью, книгами, спектаклями, фильмами, музыкальными инструментами,
исполнителями (Юсов, 2012). Для погружения в живое искусство России необходимо организовывать специальные экскурсии и мастер-классы в места народных промыслов. Например, мастера по художественной росписи проводят мастер-классы для детей.
Во время внеурочной деятельности обучающиеся в начальной школе могут более углубленно освоить разные виды народного искусства, обучаясь в кружках и творческих мастерских.
Музейная педагогика помогает формировать эстетическое восприятие обучающихся, приобщая их к народному искусству России. Посещая тематические циклы занятий в музеях страны (краеведческих, исторических, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, игрушки и др.), дети узнают много интересного о жизни наших предков, обычаях и искусстве народа.
В процессе приобщения младших школьников к народному искусству эффективно интегрированное преподавание искусства, выход за рамки одного учебного предмета, связь с развитием культуры в широком смысле слова, перенос педагогического акцента с изучения искусства на творческое проявление самих детей. Именно погружение в народную культуру способствует развитию сенсорно-чувственной сферы обучающихся в начальной школе через многообразные формы организации творческого процесса.
ЛИТЕРАТУРА
Буянова Т.А. 2016.Изобразительное искусство для детей: познание и
развлечение. Детский сад: теория и практика. № 7: 32-43. Лихачев Д.С. 1983.3емля родная: книга для учащихся / Д.С. Лихачев - М.: Просвещение.
Олесина, Е.П., Радомская, О.И. 2015. Интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе как условие формирования художественного восприятия и мышления учащихся. -Педагогика искусства. №1. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazme/archive/nomer-1-2015Mesma_radomskaya.pdf. Полунина В.П. 1982. Искусство и дети: из опыта работы учителя. М.:
Просвещение. 191 c. Радомская О.И. 2014. Интегрированная программа по изобразительному
искусству для начальной школы. Сс. 342-358.- В сб.: Интегрированные программы в условиях гуманитаризации образования. М.: Интеллект-Центр.
Савенкова Л.Г. 2017. Художественное событие - современная составляющая интегрированного полихудожественного обучения. - Педагогика искусства. № 3. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova _48-54.pdf.
Шпикалова Т.Я. 1974. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М. : Просвещение, 1974. 129 с.
Юсов Б.П. 2004. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М.: Компания Спутник+. 253 с.
Юсов Б.П. 2012. Проблема художественного воспитания и развития школьников: монография. М.: ФГНУ ИХО РАО. 308 с.
Получена /Received: 09.10.2018 Принята/Accepted: 22.10.2018