УДК 372.874
СОХРАНЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Иркутской области)
© Ирина Владимировна ЛОВЦОВА
специалист
Департамент науки и образования Министерства культуры Российской Федерации 125993, ГСП-3, Российская Федерация, г. Москва, Малый Гнездниковский пер., 7/6, стр. 1, 2 начальник отдела научно-методического обеспечения Институт развития образования в сфере культуры и искусства 121069, Российская Федерация, г. Москва, ул. Поварская, 30/36, стр. 2 E-mail: [email protected]
Рассмотрены проблемы сохранения национальной культуры через включение передачи опыта мастеров народных ремесел в содержание художественного образования. Описано значение образования, его функций по сохранению, воспроизводству и развитию культуры. Аргументирована мысль о том, что возможности, заложенные в народном искусстве, обогащают содержание художественного образования и требуют сохранения и развития. Приведены примеры положительного опыта сохранения и развития народных ремесел из практики Иркутской области. К вопросам сохранения и развития русских народных ремесел необходимо пристальное внимание и постоянная планомерная поддержка народного творчества в том числе как части художественного образования в России. Исследование содержит теоретическое обоснование и проектирование направлений развития художественного образования в области декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. Проанализированы вопросы сохранения традиций декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, начиная с начального художественного образования, и дальнейшего развития данных направлений в сузах и вузах.
Ключевые слова: сохранение национальной культуры; художественное образование; народные ремесла; декоративно-прикладное искусство; детские школы искусств
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-42-49
Исследование поставленной проблемы важно для осознания значения народных ремесел и промыслов и анализа путей развития художественного образования в данной области.
В данном исследовании анализируются современное состояние и условия сохранения развития народной культуры и его влияние на художественное образование (на примере Иркутской области).
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и проектирование направлений развития художественного образования в области декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.
В данном исследовании использованы следующие методы изучения и анализа:
- анализ и обобщение научных, философских, искусствоведческих, психолого-педагогических, учебно-методических трудов и монографий по проблеме исследования;
- изучение исторических архивных документов, анализ диссертационных исследований, периодических изданий;
- анализ учебных планов и программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству учреждений дополнительного образования детей, определяющих содержание дополнительного образования в сфере эстетического воспитания и художественного образования;
- изучение и обобщение практического опыта художественной педагогики по проблеме художественного образования и эстетического воспитания;
- анализ и изучение документов общественных организаций, детских школ искусств, детских школ ремесел;
- комплекс методов эмпирического исследования: педагогические наблюдения за учебно-творческой и учебно-познавательной деятельностью обучающихся в процессе практических занятий по декоративно-прикладному искусству, беседы, анкетирование и опрос преподавателей декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, педагогов дополнительного образования; посещение и изучение материалов и фотогра-
фий с конференций, фестивалей, конкурсов, выставок, народных праздников.
Народное искусство, народные ремесла и традиции в декоративно-прикладном искусстве имеют глубокие национальные и исторические корни. Коллективный характер творчества, преемственность традиций народных мастеров можно обнаружить не только в технологических приемах ручного труда, но и в сохранении культурной идентичности самого народа.
Столетиями отрабатывались творческие приемы обработки различных материалов, формировались традиции, что дало изделиям неразрывное единство утилитарной функции с выразительностью формы и декоративностью образного отражения народных представлений о мире и бытие социума.
Важнейшей функцией образования является сохранение, воспроизводство и развитие культуры. Воспитание формирует образ человека культуры, его родовые культурные качества, в числе которых приоритетным является художественное творчество [1, с. 2].
Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири и входит в состав Сибирского федерального округа Российской Федерации. Более 85 % населения области составляют русские. Она одна из немногих территорий, где сохранились уникальные народные ремесла, и они являются ценным наследием не только национальной культуры народов, населяющих Сибирь, но и России в целом. Среди наиболее распространенных в регионе ремесел - резьба по дереву и бересте, вышивка, художественная керамика, резьба по камню.
В настоящее время народные ремесла Иркутской области в условиях рыночной экономики переживают период серьезного кризиса. Этот период характеризуется возрастанием цен на сырье, высокой стоимостью энергоносителей, арендой помещений, уходом из жизни старых мастеров и безвозвратным исчезновением накопленных поколениями знаний, отсутствием стимулов и механизмов преемственности мастерства среди детей и молодежи. Разрозненное бытование отдельных видов народных ремесел, снижение к ним интереса и многие другие причины приводят к тому, что современное общество может понести невосполнимые потери в сфере исторического и культурного наследия.
Под ремеслом понимается мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Декоративно-прикладное искусство способствует формированию эстетического отношения к действительности. Это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным в умении чувствовать, понимать, оценивать, творить [1, с. 2].
Термин «народная культура» используется нами не только в качестве самоидентификации с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия и т. п., но и с позиции непрофессионального статуса в сфере современной многослойной культуры, неспециализированного характера культурной деятельности, что не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания. Народная культура находит воплощение в художественной форме, в которой с помощью выразительных средств искусства воссоздается объективная и субъективная реальность.
Каждый народ в процессе своего исторического развития создает свои мифологические представления о мире, поскольку, живя в нем, человек наблюдает самые различные явления и процессы, которые происходят вокруг него, пытаясь их понять и объяснить. И на основе этого выстраивает свой алгоритм действий, который бы обеспечивал ему наиболее комфортный способ бытия в этом мире. Таким образом, в мифологии отражены мировоззрения людей, их ценности и нормы морали, каноны бытия. Поэтому не остается сомнений, что художественные этнические формы берут свое начало в мифологической картине мира, а затем находят свое художественное воплощение в предметах быта, в произведениях народного декоративно-прикладного искусства, в различных видах ремесел. «В вечных истинах и идеалах народного искусства основополагающим выступает единство этического и эстетического, что не хватает сегодня в процессе формирования личности» [1, с. 65].
В наши дни культура оторвана от исконных славянских корней. Славянская культура сохраняется лишь в реликтовой форме - в музеях, в собраниях старины, в библиотеках,
в том числе и в сохраняющихся отдельных центрах, где поддерживаются такие виды народного искусства, как гжельская керамика, богородская игрушка, палехская миниатюра и т. п., но не в сердцах русских людей. Проблема утраты корней приобретает все более устрашающие масштабы. Практикой доказано, что «становление гармонически развитой личности невозможно без воспитания понимания и уважения к духовным ценностям, без умения ценить народное и профессиональное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, без пробуждения творческой активности у обучающегося [1, с. 64-65].
В связи с этим особенно важно сохранение традиций декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, начиная с начального художественного образования (в детских школах ремесел, детских художественных школах и детских школах искусств), и дальнейшее развитие данных направлений в сузах и вузах.
И вместо того, чтобы сохранять и приумножать народное искусство и мудрость, наше общество обернулось к Западу, стремясь как можно полнее приблизиться к западноевропейской культуре, утрачивая свою самобытность и уникальность, что несет в себе не только положительные, но и отрицательные моменты в различных сферах бытия российского общества.
В сохранении русских народных ремесел на территории Иркутской области и возрож-
дении национальной культуры важную роль играют архитектурно-этнографические музеи, такие как Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы» — филиал Иркутского государственного объединенного музея, и Братский музей «Ангарская деревня» (рис. 1).
Сохраняя наследие наших предков, данные учреждения способствуют и возрождению народных ремесел, объединяя в своих стенах мастеров, организуя праздники и ярмарки народных ремесел (рис. 2).
Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы» — филиал Иркутского государственного объединенного музея, или Братский музей «Ангарская деревня» — музеи под открытым небом. Основу музея «Тальцы» составили деревянные постройки малых городов и сел Иркутской области, попавших в зону затопления при постройке каскада ГЭС на Ангаре во второй половине XX века. На территории этого архитектурно -этнографического музея уже более десятка лет работает гончарная мастерская артели «Тальцинская керамика» (рис. 3).
Многие художники-керамисты Иркутской области помогают сохранять традиции русского декоративно-прикладного искусства, развивают народные ремесла и демонстрируют свои умения как на многочисленных фестивалях, так и создавая мастерские, студии для детей, работая преподавателями в сузах и вузах Иркутской области.
Рис. 1. Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы»
Фонды музея «Ангарская деревня» включают памятники народной архитектуры XIX - начала XX века, этнографические коллекции по материальной культуре русского старожильческого населения Приангарья, а также культуре эвенков севера Иркутской области (рис. 4).
В рамках празднования дня Братска Острожного в музее под открытым небом «Ангарская деревня» ежегодно проходит Фестиваль ремесел «Золотые руки мастеров». На фестивале представлена широкая палитра народных ремесел, развивающихся в данном регионе: художественная обработка бересты, резьба и роспись по дереву, соломка, круже-воплетение, куклы, вышивка, керамика. Здесь же организована выставка-продажа
изделий мастеров, представлены работы не только членов творческих объединений, но и учащихся, преподавателей Детской школы искусств с. Покосное и Детской школы искусств и ремесел г. Братск.
В ходе творческого обмена на данных мероприятиях содержание образования в детских школах ремесел обогащается знаниями о народных ремеслах, состоянии развития современного декоративно-прикладного искусства.
Союзы и объединения мастеров создаются с целью поддержки мастеров народного творчества, художественных ремесел и промыслов для создания условий их свободного творческого развития и передачи накопленного опыта подрастающему поколению, а
также организации и осуществления культурной, творческой, просветительской и выставочной деятельности для популяризации народного декоративно-прикладного искусства.
В Иркутской области создан Союз народных мастеров Прибайкалья по инициативе мастеров народного творчества. Учредителями Союза являются Иркутская областная общественная организация «Ассоциация мастеров народного творчества и художественных ремесел «Оникс», «Иркутская городская общественная организация работников науки, образования и культуры «Данко» и отдельные мастера - Л.М. Мельникова, А.Н. Голендеев, М.Ч. Голендеева, И.В. Та-волжанский, Е.А. Таволжанская, Л.Г. Бого-мякова, В.Н. Мильтов и др.
Иркутская областная общественная организация «Ассоциация мастеров народного творчества и художественных ремесел «Оникс» была создана 29 сентября 1990 г., стала своеобразным очагом культуры по возрождению и распространению народных художественных ремесел, творческой лабораторией, где создаются и апробируются новые технологии, реконструируются старые работы, внедряются новые приемы мастерства.
Так и руководитель творческой мастерской «Берестень» Л.С. Дмитриева объединила всех, кто неравнодушен к народному искусству и изучает культуры и традиции рус-
ских старожилов Восточной Сибири. Творческая мастерская работает по нескольким направлениям: изделия из бересты, вышивка, кружевоплетение, русский костюм, роспись домашней утвари, браные узоры и браное ткачество, открытки с вышитыми вставками, полотенца.
Объединение самодеятельных художников г. Братск «Колорит» под руководством С.М. Арбатского представляет колорит самодеятельных и профессиональных художников, архитекторов, мастеров народных ремесел. Представлена художественная обработка бересты, резьба и роспись по дереву, резьба по кости и камню, гобелен, кружево-плетение, вышивка.
Члены мастерских и общественных объединений - постоянные участники городских, областных и региональных фестивалей и выставок, педагоги и мастера, передающие свои умения другим поколениям.
В последнее десятилетие наблюдается рост заинтересованности детей и их семей в получении дополнительного образования в области изобразительного искусства, архитектуры и дизайна. Этот интерес обусловлен как развитием и потребностями рынка труда, то есть профессии в данной области востребованы и имеют широкий спектр, так и особенностями развития культуры и искусства [2, с. 64].
Рис. 4. Выставка народных ремесел в Тальцах
Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов учащихся, способствующих их разностороннему развитию.
Сегодня «...образование принципиально расширяет возможности человека, предполагая большую свободу выбора, чтобы каждый смог для себя определить цели и стратегии индивидуального развития» [3, с. 3].
«Художественное образование - это подготовка обучающегося к занятию художест-
венным творчеством, в том числе и профессиональным. В систему художественного образования входят высшие учебные заведения, к которым относятся академии, университеты, институты, средние специальные учебные заведения (художественные училища, училища искусств), детские художественные школы, школы искусств.» [4, с. 18].
К таким формам относится Детская школа искусств и ремесел г. Братск, которую по праву можно назвать центром развития декоративно-прикладного творчества. В школе представлены те виды народных ремесел, которые наиболее развиты и сохранены в нашем крае: резьба и роспись по дереву; керамика; художественная обработка бересты; кружевоплетение (рис. 5, 6).
Рис. 5. Работы учащихся Детской школы искусств и ремесел г. Братск. Резьба по дереву
Рис. 6. Работы учащихся Детской школы искусств и ремесел г. Братск. Роспись по дереву
Одной из самых главных форм развития одаренных детей в школе является привлечение детей к участию в выставках, конкурсах, фестивалях мастеров, мероприятиях и проектах, а также в областных семинарах, конкурсах, практикумах и олимпиадах, проектной деятельности.
В этом же направлении работает декоративно-прикладное отделение Детской школы искусств № 2 г. Усть-Илимск, развивая такие направления, как резьба и роспись по дереву, художественная обработка бересты.
Благодаря успешной просветительской, выставочной и методической работе школы способствуют сохранению и развитию народных ремесел в своем регионе, обогащая содержание дополнительного образования знаниями и умениями в области декоративно-прикладного искусства.
Сегодня «художественное образование лежит в основе формирования социально полноценной личности; оно воспитывает толерантность в современном многообразии культур нашего общества; пробуждает стремление к нравственному и духовному развитию. Оно стимулирует освоение культурного наследия своей страны и других народов» [5, с. 110].
Величайший духовный и интеллектуальный потенциал Российского государства, богатство наследия предков - самая важная сила нации, способная дать стимул к развитию в самые сложные времена. Наша задача -
сохранить и приумножать генетическое культурное наследие нашего народа.
Социально-экономические и политические изменения в России вызвали необходимость решения целого ряда сложных проблем в системе эстетического воспитания и художественного образования, касающихся детей и подростков [4, с. 7].
В данном исследовании обосновывается мысль о том, что возможности, заложенные в народном искусстве, обогащают содержание художественного образования и требуют сохранения и развития.
Несмотря на положительную динамику в развитии русских народных ремесел, необходимо пристальное внимание и постоянная планомерная поддержка народного творчества и в том числе как части художественного образования в России.
Список литературы
1. Буровкина Л.А. Детство и культурное наследие: сохранение, развитие, трансляция // Искусство и образование. 2016. № 2. С. 62-69.
2. Буровкина Л.А. Художественно-творческая деятельность учащихся в учреждениях дополнительного образования как средство формирования социально-культурной личности // Strategiczne ру!ата swiatowej паик1. 2012. V. 13. Pedagogiczne паикг Ргаету^. Майка 1 БШШа. С. 69-73.
3. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей: распоряже-
ние Правительства Российской Федерации № 1726-р. от 4.09.2014 г. Доступ из справоч-но-правовой службы «Гарант».
4. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография. М.: МГПУ, 2011. 320 с.
5. Корешков В.В., Новикова Л.В. Художественная педагогика на современном этапе // Академическая наука - проблемы и достижения. North Charleston, 2014. С. 109-111.
References
1. Burovkina L.A. Detstvo i kul'turnoe nasledie: sokhranenie, razvitie, translyatsiya [Childhood and cultural heritage: keeping, development, transmission]. Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education], 2016, no. 2, pp. 62-69. (In Russian).
2. Burovkina L.A. Khudozhestvenno-tvorcheskaya deyatel'nost' uchashchikhsya v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya kak sredstvo for-mirovaniya sotsial'no-kul'turnoy lichnosti [Artistic-creative activity of students in organizations of additional studying as mean of social and cultural personality formation] Strategiczne pytania swiatowej nauki [Strategic questions of world
science], 2012, vol. 13. Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka i studia, pp. 69-73. (In Russian).
3. Russian Federation. Decree of the Government of Russian Federation № 1726-r. of September 4, 2014, Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya do-polnitel'nogo obrazovaniya detey [On approving Conception of development of additional education]. Available at: www.base.garant.ru (accessed 09.06.2016).
4. Burovkina L.A. Nauchno-metodologicheskie usloviya khudozhestvennogo obrazovaniya uchashchikhsya v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya [Research and methodology conditions of students' artistic education in organizations of additional education]. Moscow, MSPU Publ., 2011. 320 p. (In Russian).
5. Koreshkov V.V., Novikova L.V. Khudozhestven-naya pedagogika na sovremennom etape [Artistic pedagogy on modern stage]. Akademicheskaya nauka - problemy i dostizheniya [Academic Science - problems and achievements]. North Charleston, 2014, pp. 109-111. (In Russian).
Поступила в редакцию 20.09.2016 г. Received 20 September 2016
UDC 372.874
THE PRESERVATION OF RUSSIAN FOLK CRAFTS AS ONE OF THE FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF ART EDUCATION (Irkutsk region) Irina Vladimirovna LOVTSOVA Specialist
Science and Education Department of Ministry of Culture of Russian Federation
7/6, Bldg. 1, 2, GSP-3, Malyi Gnezdnikovskiy lane, Moscow, Russian Federation, 125993
Head of Scientific and Methodological Support Department
Institute of Education Development in the Field of Culture and Art
30/36 Bldg. 2 Povarskaya St., Moscow, Russian Federation, 121069
E-mail: [email protected]
The problem of national culture preservation by making the transfer of experience of folk craftsmen an integral part of the content of art education is discussed. The importance of such education and its functions in conservation, reproduction and development of national culture is studied. The idea is considered that the possibilities inherent to folk art enrich the content of art education and thus require to be preserved and developed. To illustrate the thesis, examples of positive experience of preservation and development of folk crafts from the practice of the Irkutsk region are provided. The preservation and development of Russian folk crafts require close attention and constant systematic support, also as a part of artistic education in Russia. A theoretical basis and a roadmap for the development of art education in the field of decorative-applied art and folk crafts is provided. These issues in connection with the basic art education are analyzed. Further development of traditions of Russian folk arts, crafts and trades at colleges and universities is also studied.
Key words: preservation of national culture; art education; folk crafts; arts and crafts; children's art schools DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-42-49
Информация для цитирования:
Ловцова И.В. Сохранение русских народных ремесел как один из факторов развития художественного образования (на примере Иркутской области) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 12 (164). С. 42-49. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-42-49.
Lovtsova I.V. Sokhranenie russkikh narodnykh remesel kak odin iz faktorov razvitiya khudozhestvennogo obrazovaniya (na primere Irkutskoy oblasti) [The preservation of Russian folk crafts as one of the factors in the development of art education (Irkutsk region)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 12 (164), pp. 42-49. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-42-49. (In Russian).