Научная статья на тему 'Опыт сохранения и развития удмуртского национального костюма в системе деятельности «Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел»'

Опыт сохранения и развития удмуртского национального костюма в системе деятельности «Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
456
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТЮМ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / СУВЕНИРНАЯ КУКЛА / НАРОДНАЯ ИГРУШКА / ДИЗАЙН КОСТЮМА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И РЕМЕСЕЛ / COSTUME / TRADITIONAL CULTURE / ARTS AND CRAFTS / SOUVENIR DOLLS / FOLK TOYS / COSTUME DESIGN / NATIONAL CENTER OF DECORATIVE ARTS AND CRAFTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Байкова Елена Вячеславовна, Буянова Людмила Ивановна, Пислегова Ольга Леонидовна

В Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремесел УР по инициативе директора Р. М. Каримова создана уникальная система, направленная на сохранение, возрождение и развитие народного декоративно-прикладного искусства и ремесел. В статье освещается опыт такой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Байкова Елена Вячеславовна, Буянова Людмила Ивановна, Пислегова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in maintenance and development of Udmurt national costume in the system of National Centre for applied arts and crafts

The art of creating a costume, like any other skill, requires the creation of skill, knowledge, imagination, taste, certain skills. Unfortunately, very few professionals cope with this task. Leading cultural institution that demonstrates a high level of skill of the creators of folk costumes, today is National Center for applied arts and crafts. The unique system created at the initiative of R. M. Karimov, aimed at the preservation, revival and development of the decorative arts and crafts, and the creation of highly unique ethnically recognizable distinctive products of arts and crafts.

Текст научной работы на тему «Опыт сохранения и развития удмуртского национального костюма в системе деятельности «Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел»»

К У Л Ь Т У Р А, И С К У С С Т В О* УДК 745/749(=511.131)

Е. в. Байкова, л. и. Буянова, о. л. Пислегова

опыт сохранения и развития удмуртского национального костюма в системе деятельности «национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел»

В Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремесел УР по инициативе директора Р. М. Каримова создана уникальная система, направленная на сохранение, возрождение и развитие народного декоративно-прикладного искусства и ремесел. В статье освещается опыт такой работы.

Ключевые слова: костюм, традиционная культура, декоративно-прикладное искусство, сувенирная кукла, народная игрушка, дизайн костюма, Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел.

Основная цель деятельности Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел (далее - НЦ) сформулирована в концепции его развития и заключается в создании высокохудожественных этнически узнаваемых произведений искусства [1]. Такие работы можно создать только при условии обращения к народному наследию. Это касается и народного костюма, над сохранением и развитием которого сегодня активно работает НЦ. С самого начала его деятельности внимание мастеров было обращено к таким традиционным видам ремесел, как ткачество, вышивка, вязание и др.

Одна из форм работы НЦ - это монографические выставки, посвященные национальному костюму и народной игрушке, в частности сувенирной кукле как носителе образа костюма (фото 1).

* В данном разделе размещена часть материалов Научно-практической конференции «Костюм народов Урало-Поволжья как материальное и духовное наследие», состоявшейся 26 ноября 2012 г. в «Доме Дружбы народов» г. Ижевска. Организаторы конференции: Министерство национальной политики Удмуртской Республики, Бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Дом дружбы народов», Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, Финно-угорский научно-образовательный центр гуманитарных технологий УдГУ.

В 1999 г. НЦ организовал выставку-конкурс «Народная игрушка» [2]. Основу выставки составляла народная игрушка в виде кукол из различного материала (тряпичные; из дерева -резные и расписные; из бересты, соломки, льна и глины). На представленных куклах был -в основном стилизованно - показан народный костюм как первая попытка воспроизвести в миниатюре костюмные комплексы удмуртов, отразить этнические силуэты.

В 2000 г. НЦ стал организатором двух республиканских выставок-конкурсов: по ткачеству «Журчащие узоры» и по вышивке «Звенящие узоры», в рамках которых были представлены различные детали и комплекты удмуртской одежды, в том числе - стилизованной [3]. В 2000 г. была проведена также выставка «Дизайн одежды по мотивам традиционного удмуртского костюма», по материалам дипломных работ ПУ № 7.

А в 2003 г. впервые была открыта монографическая республиканская выставка «Удмуртская народная одежда. Вчера. Сегодня. Завтра» [4], посвященная национальному костюму. В ней приняли участие мастера из 16 Центров и Домов ремесел Республики.

В 2004 г. на республиканской выставке «Народная игрушка» [5] вновь доминантной была сувенирная кукла в яркой народной одежде, а в куклах, выполненных в технике росписи по дереву, мастера попытались с этнографической точностью передать особенности национального костюма различных групп удмуртов.

Первые выставки в основном показали живую трансформацию известных классических материалов при создании копий народного костюма. Авторы костюмов попытались сохранить дух народной одежды. Виды же современной народной одежды, созданные с использованием деталей вышивки, элементов кроя, элементов построения декора в комплектах будничной одежды и моделей эстрадных костюмов во многом проигрывали традиционному костюму. Тут каждый творил, что мог, чем объясняются всевозможные накладки: сочетание не сочетающихся тканей (к примеру, домотканины и нейлона); неграмотное использование орнамента; мало образцов мужской и детской одежды.

В то же время эти выставки продемонстрировали интерес и желание творить народную одежду. Также они позволили охватить различные варианты создания народного костюма: традиционный, сценический, современный. Впервые были поставлены проблемы сохранения и развития национального костюма, форм существования народного костюма на сегодняшний день, необходимости стилизации костюма, поиска новых форм в создании гармоничных, этнически узнаваемых изделий, которые действительно могут быть востребованы в современном мире.

Фото 1. Экспозиция республиканской выставки изделий мастеров народного декоративно-прикладного искусства по национальному костюму в Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремесел

Фото 2. Работа художественно-экспертного совета при Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремесел

Успеху в решении этих проблем способствовала целенаправленная работа художественно-экспертного совета (ХЭС) [6], созданного в 1997 г. при НЦ. Идея создания системы работы ХЭС принадлежит директору НЦ Р. М. Каримову. В состав совета входят ведущие ученые Республики в области археологии, искусствоведения, этнографии, а также специалисты НЦ (фото 2). Каждое изделие декоративно-прикладного искусства, изготовленное мастерами Удмуртии, становится предметом обсуждения на заседаниях ХЭС, после чего выявленные проблемы обсуждаются на практических и обучающих семинарах. Результаты семинаров, оценки работ и методические рекомендации оформляются в виде Протоколов ХЭС, включающих в себя рецензии на выставку в художественном салоне НЦ, с фотографиями изделий. Эти протоколы - своеобразные методические пособия, которые предоставляются районным Центрам и Домам ремесел для ознакомления. Фотографии работ мастеров, с точностью до одного изделия, заносятся и хранятся в электронном архиве НЦ с 1999 г.

В 2004 г. по инициативе НЦ центра были организованы курсы «Культура исполнения удмуртского костюма». В 2005-м - однодневный семинар для методистов в области народного костюма, ткачества, вышивки и национальной куклы. В 2007 г. проведен республиканский семинар «Традиции удмуртского текстиля».

Итогом работы стало открытие в 2007 г. в художественном салоне НЦ республиканской выставки современного костюма и его отдельных элементов, выполненных по мотивам традиционной удмуртской одежды «Удмуртский костюм XXI века» [7]. Выставка показала, что если раньше национальные костюмы представлялись в основном в направлении «Сценический костюм», то здесь поиски мастеров проявились в нескольких направлениях: сценический, представительский и повседневный костюм, адаптированный к сегодняшнему ритму жизни, что играет важную социальную роль, подчеркивая статус человека в современном обществе.

Республиканская выставка национальных костюмов народов Удмуртии «Удмуртия - дорэ мынам» («Удмуртия - мой край родной»), посвященная 450-летию добровольного вхождения удмуртов в состав России, проводимая НЦ в 2008 г., показала востребованность такой работы и движение в создании удмуртского костюма [8]. Участники 19 Центров (Домов) ремесел представили много сценических костюмов, разработанных для различных мероприятий. Однако специально подготовленных для выставки работ, как раз того, что можно было бы назвать народным костюмом, оказалось недостаточно.

Сцена и жизнь - не одно и то же. При создании сценических и народных костюмов решаются разные задачи. Исходя из этого, решением ХЭС стала

организация специального обучающего семинара для мастеров, работающих в направлении народного костюма.

В 2010 г. НЦ совместно с Центром повышения квалификации работников культуры УР провел Республиканский семинар «Национальный костюм удмуртов: сохранение и актуализация традиций» для методистов декоративно-прикладного искусства, руководителей самодеятельных художественных коллективов, художников по костюмам и музейных работников. Преподавателями были ведущие специалисты в области этнографии, археологии (С. Х. Лебедева, Т. И. Останина, Е. В. Попова, А. Н. Прокопьев), ведущие методисты НЦ (А. В. Ядыгарова, Л. И. Буянова, М. В. Данилова). А в 2011 г. семинар был посвящен народной игрушке, но в его рамках также поднималась и освещалась тема народного костюма специалистами разного профиля. Участвовали А. Н. Прокопьев, преподаватель УдГУ («Традиционный костюм как культурный текст»), С. Х Лебедева, сотрудник Архитектурно-этнографического музея «Лудорвай» («Особенности удмуртской одежды»), А. В. Яды-гарова, ведущий методист НЦ («Семантика и расположение орнаментов в костюме»), Р. Г. Махмутова, преподаватель Лицея мод («Народный костюм в современном проектировании»).

По итогам проведенных семинаров в 2011 г. была проведена республиканская выставка изделий мастеров народного декоративно-прикладного искусства по национальному костюму [9]. Были представлены изделия мастеров из 21 Центра и Домов ремесел УР. Выставка вновь выявила проблему создания современного костюма, который пока уступает реконструкциям традиционного костюма, проверенного веками и поколениями. Если во время дефиле современные костюмы «оживают», то без моделей они уязвимы для критики. Острым остается вопрос и о применении орнамента, гармонии кроя и цвета. Было принято решение о проведении семинара - уже для молодых мастеров, работающих над созданием народного костюма, адаптированного к современности.

В 2012 г. НЦ организовал Республиканскую выставку изделий мастеров народного декоративно-прикладного искусства под названием «Волшебный мир народной игрушки» [10]. В ней приняли участие мастера из 22 Центров (Домов) ремесел республики. Выставка продемонстрировала великолепие сувенирной куклы как носителя образа народного костюма, сложно изготовленного, с богатой традиционной основой.

В октябре 2012 г. в НЦ прошел республиканский семинар для мастеров Домов (Центров) ремесел по национальному костюму. В нем участвовали Л. А. Молчанова, канд. историч. н, доц. УдГУ («Символика удмуртского костюма»), Р. Г. Махмутова, преподаватель Ижевского технологического техникума («Костюм с национальной тематикой сегодня. Назначение костюма»), Е. И. Ковычева, доц. каф. истории искусств Института искусств и дизайна УдГУ, канд. искусствоведения («Костюм современного фольклорного коллектива»), Т. Н. Москвина, реставратор Удм. респ. музея изобразительных искусств (презентация выставки «Вераме потэ. Очарование удмуртского костюма»).

К сожалению, отсутствие настоящей художественной культуры у некоторых мастеров приводит к тому, что в погоне за простотой и дешевизной создаются

неудачные изделия. Необходимо учиться тщательнее подбирать декоративные элементы, грамотно использовать орнамент, деликатно подходить к подборке цветовых сочетаний, исходя из традиционных.

Специалисты Центров и Домов ремесел ведут исследования с целью восстановления утраченных народных промыслов своего района, проводят этнографические экспедиции. На этой основе разрабатываются методические пособия и диски с обучающим материалом, который может быть полезным не только для мастеров, но и для всех интересующихся. Экспедиции дают возможность познать историю родного края, его духовные и материальные ценности (фото 3).

Уникальные произведения служат не только украшением выставок, но и образовательной базой для нового поколения мастеров. Возрастающий интерес к народному творчеству побуждает районные Дома и Центры ремесел к обучению населения традиционным видам декоративно-прикладного искусства. При Домах ремесел организованы кружки для детей и подростков. Лучшие из юных мастеров отбираются для участия в Республиканской творческой смене для детей подмастерьев, занимающихся декоративно-прикладным искусством «Усточикар» («Город мастеров»). Кроме практических занятий, для детей организуются выездные семинары, встречи с ведущими учеными и мастерами республики, где ребята получают знания по мифологической символике, традиционному орнаменту, основам композиции, особенностям моделирования национального костюма и др. По результатам смены лучшие подмастерья представляют Удмуртию на всероссийских, межрегиональных, международных детских фестивалях

Фото 3. Экспедиционная работа районных Центров и Домов ремесел

Фото 4. Республиканская творческая смена для детей-подмастерьев, занимающихся декоративно-прикладным искусством «Усточикар» («Город мастеров»). Выставка изделий по итогам смены

и конкурсах (фото 4).

Обширный фонд материалов, собранный в ходе этнографических экспедиций, богатые традиции удмуртов, художественный анализ и научные изыскания ученых Удмуртии благотворно влияют на развитие народного декоративно-прикладного искусства в целом и, в частности, на создание интересных,

Фото 5. Женские и мужские костюмные комплексы, выполненные мастерами Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел для фольклорно-этнографического ансамбля «Чипчирган»

необходимых в современном быту колоритных предметов национального характера. Лучшие из них -уникальные и этнически узнаваемые - становятся образцовыми экспонатами фонда НЦ и электронного каталога для дальнейшего демонстрирования и передачи опыта по народному декоративно-прикладному искусству Удмуртии. Костюмы, выполненные руками специалистов НЦ, являются украшением ведущих фольклорных коллективов Удмуртии (фото 5).

Результаты этой деятельности дают о себе знать. Выездные межрегиональные, всероссийские и международные мероприятия показывают высокий уровень мастерства удмуртских творцов, о чем говорят многочисленные дипломы и грамоты лауреатов. Глазовские мастера во Всероссийском конкурсе мастеров народного декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая» на приз Президента Чувашской Республики (2009) стали лауреатами 1 степени в номинации «вышивка». В 2009 г., в рамках Межрегионального фестиваля национального костюма в Йошкар-Оле, были показаны выставки рукотворных кукол, реконструкций костюмных комплексов и современных национальных костюмов народов Удмуртии. На дефиле были представлены 2 коллекции костюмных комплексов: «Удмуртские батыры» (автор А. В. Ядыгарова, в номинации «Традиционный костюм») и «Вуюись» - «Радуга» (авторы Н. Р. Сидорова и Л. В. Темкина, в номинации «Современный костюм»). Было представлено 65 изделий по 2 направлениям. Национальному центру Удмуртии были вручены специальные дипломы - «За сохранение и развитие традиций», «За высокий уровень выставки». Специальные дипломы «За высокий уровень исполнения» получили 15 мастеров и 3 творческих коллектива. Помимо этого дипломантами фестиваля стали 4 Дома ремесел нашей республики и 4 мастера.

В том же году в концертном зале им. Чайковского (Москва) состоялась Торжественная церемония вручения премии Правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие

народного таодтесгаа, где фото 6. Презентация изделий удмуртских мастеров чествовали ведущего ме- На ш Межрегиональном фестивале финно-угорского тодиста НЦ по ткачеству костюма «Масторава» (Саранск)

А. В. Ядыгарову. Она было удостоена звания лауреата в номинации «Народный мастер». Среди представленных авторских изделий (51) были и традиционные комплексы мужской и женской одежды, выполненные в технике ткачества. В 2011 г. на III Межрегиональном фестивале финно-угорского костюма «Масторава» (Саранск) дипломом I степени награжден Национальный центр декоративно-прикладного искусства УР за коллекцию костюмов «Связь времен» в номинации «Традиционный костюм» (фото 6).

Удмуртская Республика, благодаря внедрению и реализации системы развития народного декоративно-прикладного искусства, является сегодня уникальным центром, возрождающим и развивающим народное декоративно-прикладное искусство на основе традиций и национальных признаков в новых формах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Куликов К. И., ИвановаМ. Г. Научная концепция развития народного декоративно-прикладного искусства и ремесел в Удмуртской Республике. Ижевск, 2001.

2. Протокол заседания художественно-экспертного совета ГУК НЦДПИиР УР от 15.10.1999 г.

3. Протокол заседания художественно-экспертного совета ГУК НЦДПИиР УР от 21.01.2000 г.; Протокол заседания художественно-экспертного совета ГУК НЦДПИиР УР от 27.01.2001 г.

4. Протокол заседания художественно-экспертного совета ГУК НЦДПИиР УР от 15.01.2003 г.

5. Протокол заседания художественно-экспертного совета ГУК НЦДПИиР УР от 12.02.2004 г.

6. Положение о художественно-экспертном Совете по народному декоративно-прикладному искусству и ремеслам при Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремесел Министерства культуры Удмуртской Республики от 22 октября 2003г.

7. Протокол заседания художественно-экспертного совета ГУК НЦДПИиР УР от 16.11.2007 г.

8. Протокол заседания художественно-экспертного совета ГУК НЦДПИиР УР от 07.11.2008 г.

9. Протокол заседания художественно-экспертного совета АУК УР НЦДПИиР от 10.05.2011 г.

10. Протокол заседания художественно-экспертного совета АУК УР НЦДПИиР от 27.04.2012 г.

Поступила в редакцию 28.11.2012

E. V. Baikova, L. I. Buyanova, O. L. Pislegova

Experience in maintenance and development of Udmurt national costume in the system of National Centre for applied arts and crafts

The art of creating a costume, like any other skill, requires the creation of skill, knowledge, imagination, taste, certain skills. Unfortunately, very few professionals cope with this task. Leading cultural institution that demonstrates a high level of skill of the creators of folk costumes, today is National Center for applied arts and crafts. The unique system created

at the initiative of R. M. Karimov, aimed at the preservation, revival and development of the decorative arts and crafts, and the creation of highly unique ethnically recognizable distinctive products of arts and crafts.

Keywords: costume, traditional culture, arts and crafts, souvenir dolls, folk toys, costume design, National center of decorative arts and crafts.

Байкова Елена Вячеславовна,

заведующая научно-методическим отделом, АУК УР «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел»

г. Ижевск E-mail: [email protected]

Буянова Людмила Ивановна,

заведующая отделом узорного рукоделия, АУК УР «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел»

г. Ижевск E-mail: [email protected]

Пислегова Ольга Леонидовна,

заместитель директора,

АУК УР «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел»

г. Ижевск E-mail: [email protected]

Baikova Elena Vyacheslavovna,

Head of scientific-methodological Department of National Centre for applied arts and crafts

Izhevsk

E-mail: [email protected]

Buyanova Lyudmila Ivanovna,

Head of the Department of art needlework of National Centre for applied arts and crafts

Izhevsk

E-mail: [email protected]

Pislegova Olga Leonidovna,

Deputy Director of National Centre for applied arts and crafts

Izhevsk

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.