Научная статья на тему 'Проблемы развития современного декоративноприкладного искусства в Татарстане и государственная политика в этой области'

Проблемы развития современного декоративноприкладного искусства в Татарстане и государственная политика в этой области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
583
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА / DECORATIVE AND APPLIED ARTS / FOLK ARTS AND CRAFTS / THE ROLE OF THE STATE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сираиева Айгуль Канифовна

Статья посвящена раскрытию проблем развития декоративно-прикладного искусства в Республике Татарстан в 1990-2010 гг. и роли государства в их решении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY DECORATIVE AND APPLIED ARTS IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN AND PUBLIC POLICY IN THIS AREA

In the article the author discusses the problems of development of decorative and applied arts in the Republic of Tatarstan in 1990s-2010s and the policy of the state in this area.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития современного декоративноприкладного искусства в Татарстане и государственная политика в этой области»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)

УДК 745(470.41-РТ)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ТАТАРСТАНЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ЭТОЙ ОБЛАСТИ

© А.К.Сираиева

Статья посвящена раскрытию проблем развития декоративно-прикладного искусства в Республике Татарстан в 1990-2010 гг. и роли государства в их решении.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народное искусство, народные художественные промыслы и ремесла, роль государства.

На сегодняшний день по-прежнему актуальной остается проблема сохранения и развития традиций народного искусства, играющих важную роль в современной художественной культуре. С переходом к рыночным отношениям подорвалась экономическая база народных художественных промыслов, отчасти утратившая традиционные основы ремесла, к тому же заметен спад художественного вкуса [1: 6]. К концу 1990х годов состояние народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в Республике Татарстан достигло критического состояния. Большинство традиционных видов народного искусства находилось на грани исчезновения. В значительной мере были утрачены художественно-стилевые особенности и технологические особенности производства, связанные с ручным трудом.

Одной из основных причин упадка явилось ослабление государственной поддержки [2]. Это было характерно не только для Татарстана, но и для всей Российской Федерации. Искусствоведы, художники, мастера народных художественных промыслов понимали, что необходимо предпринять меры по сохранению народных художественных традиций. На Федеральном уровне был подготовлен закон о развитии ремесленничества в России (Законы РФ (1999) и РТ (2005) "О народных художественных промыслах", были пройдены большинство необходимых законодательных процедур: приняты нормативно-правовые акты, разработаны программы сохранения и развития народных художественных промыслов.

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация "Народные художественные промыслы России". В Москве с 1993 года реализуется проект создания системы ремесленного самоуправления. Созданы московская Палата ремесел,

Центр ремесленничества, Профессиональный лицей ремесленников, 13 ассоциаций предпринимателей - ремесленников, объединенных по профессиональному признаку (пекари, плотники, швейники и др.). Распоряжением мэра города 41 вид деятельности отнесен к ремесленным. Реализация проекта позволила накопить опыт возрождения ремесленничества в субъекте РФ и сформировать модель системы содействия ремесленничеству для российских регионов. Аналогичные мероприятия за последние годы осуществляются в Московской, Нижегородской, Ростовской, Тверской, Тюменской областях и др. В Чувашской республике функционирует министерство развития предпринимательства и ремесел, в Кировской области создана в форме негосударственной организации областная палата ремесел.

В развитии декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов также сыграли важную роль разработанные "Программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства в Республике Татарстан на 20002006 и 2009-2011 гг." [3: 3]. Их положения сформированы как комплекс целевых мероприятий, направленных на сохранение, возрождение и развитие, пропаганду народных художественных промыслов и обеспечение их преемственности в современной культуре.

В решении вопроса развития национального искусства государством были предприняты попытки создания благоприятных условий, способствующих сохранению традиций. Одним из важных шагов в этом направлении стало создание в 1999 году при Кабинете Министров РТ Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам. Изделия, которые представляются на Совет художниками, мастерами и предприятиями, рассматриваются ведущими искусствоведами, представителями Союза художников, музейными сотрудниками. Специалисты дают классификацию изделиям, относя те или

иные предметы к народным художественным промыслам. Совет отстаивает интересы промыслов и мастеров. Одним из результатов деятельности Совета стало создание в 2002 году Палаты ремесел - организации, объединяющей мастеров, способных выразить в своем творчестве все многообразие культурного наследия. Палата стала своеобразным домом искусств, домом рекламы, пропаганды и защиты интересов мастеров - хранителей и продолжателей богатейших традиций народного творчества [4].

В 2003 году был создан Государственный центр народных художественных промыслов Республики Татарстан (Центр НХП РТ), основной целью которого является создание благоприятных условий для возрождения и развития народных промыслов, декоративно-прикладного искусства и производства сувенирной продукции. Реализация государственной поддержки народных промыслов проводится Центром в соответствии с принятой в 2000 году Программой сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства в Республике Татарстан. Разработчиком и главным исполнителем программы стал Департамент по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, в 2003 году переименованный в Центр развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан.

В рамках реализации вышеупомянутой программы профинансировано приобретение оборудования для Алексеевской фабрики художественного ткачества. В целях информационного обеспечения и пропаганды государственной поддержки народных промыслов, ремесел и сувенирной продукции Татарстана по инициативе Центра было выпущено три документальных фильма о мастерах нашего края. Вышло в свет подарочное издание книги "Народное искусство России" [5], где впервые представлен раздел о народных промыслах и ремеслах республики, издана книга Ф.Х.Валеева "Татарский народный орнамент" [6], дважды был издан каталог изделий художников и предприятий народных промыслов [7]. В 2001 году был выпущен спецвыпуск газеты "Российские промыслы", посвященный народным мастерам Республики Татарстан [8]. Периодически в средствах массовой информации публикуются материалы о художниках и мастерах. Также создан сайт "Народные художественные промыслы и ремесла Республики Татарстан", где можно найти информацию как о выставках, так и о мастерах, видах, техниках декоративно-прикладного искусства.

В целях стимулирования деятельности мастеров и художников Центр вышел с предложением в Художественно-экспертный совет учредить звание "Мастер народных художественных промыслов РТ" (указать, в каком году было учреждено, каким ведомством присваивается). На сегодняшний день почетное звание мастера получило более 100 мастеров промыслов.

Центр НХП РТ периодически проводит конкурсы на лучшие изделия, которые могут в последующем тиражироваться как сувениры. Первый положительный опыт такого стимулирования связан с 1000-летием Казани, и все большое значение производство разнообразной сувенирной продукции приобретает в канун Универсиады 2013 года.

Организация ряда выставок и смотров-конкурсов на базе Выставочного комплекса РТ была частью мероприятий, связанных с государственной финансовой поддержкой мастеров. Вот уже третий год в Выставочном центре "Казанская ярмарка" проводится выставка-продажа "Арт-галерея", где любой посетитель может не только ознакомиться, приобрести произведения народного творчества, но и участвовать в их создании на мастер-классах по следующим видам искусства: кожаная мозаика, резьба по дереву, роспись по ткани, стеклу и др., а также обсудить общие вопросы на конференциях, круглых столах.

Был проведен мониторинг развития народных художественных промыслов, который позволил выявить наиболее перспективных народных мастеров и предприятия, выпускающие изделия народных промыслов, и организовать их участие в выставках межрегионального и международного уровня. Так, впервые наши мастера выехали в 2002 году во Францию с кожаной обувью, ювелирными изделиями, золотым шитьем, которые получили хорошие отзывы во французской прессе и у специалистов. Республика Татарстан была представлена и на выставке "Костюмы народов Поволжья", организованной в г.Таллинне Эстонской Республики (2007); мастера Татарстана приняли участие в III Международной выставке-ярмарке народных промыслов и декоративно-прикладного искусства "Страны" г.Анкара (2007) (Турецкая Республика) [9] . Изделия народных промыслов Татарстана побывали также в Италии (2004-2006), Германии (2002, 2007), Румынии (2003) и др. и практически везде были отмечены почетными дипломами, на специализированной выставке ремесел в Португалии (2003) наша экспозиция была признана лучшей среди представленных и получила Золотой Диплом [10]. В 2009 году ЦНХП РТ стал обладате-

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

лем международного приза Клуба лидеров торговли "За превосходство продукции" и золотой медали (Испания).

В деле развития народных промыслов определяющую роль играет министерство культуры РТ, в состав которого входит Центр НХП РТ. В 2009 году совместно с Ассоциацией "Народные художественные промыслы России" в Казани был проведен смотр-конкурс декоративно-прикладного искусства "Молодые дарования". На выставке были представлены изделия юных мастеров с хохломской и городецкой росписью по дереву, ростовская финифть, вологодское и елецкое кружево, богородская резьба по дереву, ку-бачинские ювелирные украшения, жостовские подносы, скопинская керамика, торжокские золотошвейные изделия и т.д. Среди них были представлены работы студентов и выпускников Казанского художественного училища, профессионального лицея №34 и Казанского университета культуры и искусств. К сожалению, не в полной мере был представлен спектр традиционных татарских ремесел, в частности ткачество, золотое шитье и др.

Несомненно, участие в отечественных и зарубежных выставках, тематических смотрах и конкурсах, выполнение уникальных работ для музеев и выставок способствуют развитию промыслов, росту профессионализма мастеров.

Профессиональное образование является важной предпосылкой и непременным условием развития ремесленничества в целом. Работа ремесленника ориентирована на индивидуального заказчика. Поэтому ремесленники должны обладать высшей квалификацией в своей профессии, только тогда они будут соответствовать постоянно меняющимся требованиям. В рамках программы сохранения преемственности в сфере народных художественных промыслов РТ в учебных заведениях были открыты:

- кафедра "Декоративно-прикладного искус-

ства", которая готовит специалистов с квалификацией: "Художник декоративно-прикладного

искусства (художественная керамика)"; "Художественный руководитель студии декоративноприкладного творчества, преподаватель" в Казанском государственном университете культуры и искусств (с 1999 года);

- специальность "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" по направлениям "Художественная керамика", "Художественная обработка металла", "Художественная обработка кожи" в Казанском Художественном училище им.Н.И.Фешина (с 2000 года, но, к сожалению, эти специальности на сегодняшний день уже закрыты;

- профессия "Изготовитель художественных изделий из кожи", "Изготовитель художественных изделий из дерева", "Вышивальщица", Мастер народных художественных промыслов, Изготовитель художественных изделий из металла, Художник по костюму, Изготовитель художественных изделий из керамики в Профессиональном училище №40 (с 1992 года училище перепрофилировано в училище народно-художественных промыслов и торговли);

- профессия "Ювелир" в Профессиональном лицее №34 (с 2007 году);

- экспериментальная школа-студия народных художественных промыслов в Дубьязской средней школе Высокогорского района по обучению кожаной мозаике.

Эти мероприятия способствуют улучшению кадрового состава работников отрасли народных художественных промыслов, передаче опыта мастеров последующему поколению. Выпускники данных ВУЗов и СУЗов получают квалификацию мастера и работают на предприятиях народных художественных промыслов, в культурнопросветительских учреждениях и организациях художественного профиля.

Несомненно, за последние два десятилетия при поддержке государства были проведены действенные меры по сохранению и возрождению народных художественных промыслов и ремесел, которые по инерции продолжают развиваться и сегодня. В ограниченных рамках статьи мы обозначили лишь некоторые мероприятия последних лет. Несмотря на важную поддержку государства, все же остаются вопросы. Важную роль для развития народных художественных промыслов и традиционной культуры народов Татарстана имело бы создание музея декоративно-прикладного искусства республики [11: 31]. Ведь богатое художественное наследие народов Татарстана - залог будущего национальных культур, сохранения национальной идентичности, воспитания толерантности и взаимопонимания [12: 84]. Создание музея необходимо не только в качестве этого хранилища памятников культуры, но и как центр научных исследований, регулирующего деятельность в области народных художественных промыслов и ремесел по всей республике и Казани. И, конечно же, на наш взгляд, одной из главных задач государства должна быть материальная поддержка мастеров, которые продолжают развивать народные традиции в духе "высокого искусства".

7. Народные художественные промыслы и ремесла Республики Татарстан: каталог I Центр развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан. - Казань: Идель-Пресс, 2005. - 144 с.

8. Российские промыслы. - 2001. - №б-7. - 12 с.

9. Итоги 200б года литературы и искусства II URL: http:IImincult.tatar.ruIrusIanalyticIitogi.htm (дата обращения 12.07.2010).

10. Центр развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан II URL: http:IIremeslo.tatar.ruIrusIremecloIabout.htm (дата обращения 15.03.2011).

11. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Оныкларыбызга нинди рухи мирас калыр? II Татарстан. - 2007. - №7. -С.29-37.

12. Саттарова Л.И. Сокровища народного творчества II Казань. - 2009. - №3. - С.82-85.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY DECORATIVE AND APPLIED ARTS IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN AND PUBLIC POLICY IN THIS AREA

A.K.Siraieva

In the article the author discusses the problems of development of decorative and applied arts in the Republic of Tatarstan in 1990s-2010s and the policy of the state in this area.

Key words: decorative and applied arts, folk arts and crafts, the role of the state.

Сираиева Айгуль Канифовна - аспирант отдела общественной мысли и исламоведения Института истории им.Ш.Марджани АН РТ, заведующий Национальной художественной галереей "Хазине".

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 25.08.2011

1. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920-е - 1990-е годы). - Казань: Фэн, 1995. - 190 с.

2. Мустафаев Н.А. Неисчерпаемы таланты мастеров // Российские промыслы. - 2001. - №6-7. - С.4.

3. Шаймиев М.Ш. Выразительность, мастерство и духовная наполненность всегда отличали наши промыслы // Российские промыслы. - 2001. - №67. - С.3.

4. Субботкин А. Душа мастера живет в его изделиях // Республика Татарстан. - 2006. - №158-159. -С.5.

5. Кондрашов А.Н. Народное искусство России. -М.: Интербук-бизнес, 2002. - 312 с.

6. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. - К.: Казань, 2002. - 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.