Научная статья на тему 'Возможности сохранения и развития ремёсел в местах их традиционного бытования (на примере чебаксинской художественной ковки)'

Возможности сохранения и развития ремёсел в местах их традиционного бытования (на примере чебаксинской художественной ковки) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
286
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА / ЧЕБАКСИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОВКА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ТАТАРСТАНА / РЕМЁСЛА / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ARTISTIC METAL PROCESSING / CHEBAKSINSKY ARTISTIC FORGING / APPLIED DECORATION ART OF TATARSTAN / HANDICRAFTS / CULTURAL AND EDUCATIONAL TOURISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Менгден Е. Н.

В данной статье на примере Чебаксинской художественной ковки обозначены основные возможности актуализации ремесленных традиций на исторической территории их зарождения и бытования, которые могут обогатить современную культуру, открыть новые направления развития искусства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Менгден Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF CONSERVATION AND CRAFT DEVELOPMENT AT TRADITIONAL LOCATIONS (ON THE EXAMPLE OF CHEBAKSINSKY FORGING ART)

This article presents the main opportunities for actualizing craft traditions in the historical territory of their origin on example of Chebaksinsky forging art that can enrich contemporary culture and open new directions for the development of art and society.

Текст научной работы на тему «Возможности сохранения и развития ремёсел в местах их традиционного бытования (на примере чебаксинской художественной ковки)»

оркестр. Это нововведениесразу же подняло исполнительскую практику на духовых музыкальных инструментах на более высокий уровень. С этогго момента любой исполнитель знал, что точное следование оркестровой партии - закон для того, кто играет воркестре. На этом этапе сразу же появились и прославились выдающиеся исполнители-духовики на различных духовых инструментах.

Наиважнейшим из этапов культурного становления явилось зарождение и появление некоторых духовых музыкальных инструментов, в частности фагота и семейства фаготов. Продолжается активное стремление кхроматизации духовых инструментов и совершенствование клапанного механизма духовых инструментов. Нередко происходит использование духовых инструментов в интермедиях музыкальных драм, что в конечном итоге приведёт к зарождению оперы. В культурных аспектах выявляются и определённые правила, и законы применения инструментов в ранних произведениях этого музыкального жанра.

Необходимо также отметить, что в этот период развиваются и огранизовываются самые первые организации по созданию публичных коцертных выступлений. Создаются различные оркестровые коллективы.

На протяжении последующих веков культурные предпосылки в отношении исполнительства на духовых инструментах приводят к появлению многочисленных реформ различных европейских композиторов, среди которых можно отметить, К. Монтеверди, В. Глюк, И.С.Бах, В.А Моцарт, Г. Берлиоз, Р. Вагнер и многие другие, с целью большего усовершенствования духовой исполнительской культуры.

Дальнейшие культурные предпосылки ознаменовали новый этап в развитии музицирования на духовых инструментах. Развиваются две тенденции в развитии духового инструментария: количественный рост в семействах духовых и появление новых видов инструментов.

Продолжается техническое совершенствование музыкальных инструментов (продольной флейты). Появляется такой инструмент как гобой, его конструктивное совершенствование и разновидности: альтовый и теноровый гобои, завершается совершенствование многих духовых медных инструментов.

Литература

1.Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. - М.: Институт общего среднего образования РАО, 2000.

2.Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. - Л.: Музыка, 1973

3.Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 2. XVIII век. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Музыка, 1982

4.Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 1. По XVIII век. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1983

Б.СапоновМ.А. «Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы».- М, 2004

6.Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. - Изд. 2. - М.: Музыка, 1989.

7. https: / / cyberleninka.ru/ Музыкальные инструменты в Эпоху Средневековья

References

1.Berezin V. Dukhovye instrumenty v muzykal'noy kul'ture klassitsizma. - M.: Institut obshchego srednego obra-zovaniya RAO, 2000.

2.Levin S. Dukhovye instrumenty v istorii muzykal'noy kul'tury. - L.: Muzyka, 1973

3.Livanova T. Istoriya zapadnoevropeyskoy muzyki do 1789 goda: Uchebnik. V 2-kh t. T. 2. XVIII vek. - Izd. 2-e, pe-rerab. i dop. - M.: Muzyka, 1982

4.Livanova T. Istoriya zapadnoevropeyskoy muzyki do 1789 goda: Uchebnik. V 2-kh t. T. 1. Po XVIII vek. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Muzyka, 1983

5.SaponovM.A. «Menestreli. Kniga o muzyke srednevekovoy Evropy».- M, 2004 6.Usov Yu Istoriya zarubezhnogo ispolnitel'stva na dukhovykh instrumentakh. - Izd. 2. - M.: Muzyka, 1989.

7.https: / / cyberleninka.ru/ Muzykal'nye instrumenty v Epokhu Srednevekov'ya

УДК 745+008 (091)

Е.Н. Менгден

ВОЗМОЖНОСТИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕМЁСЕЛ В МЕСТАХ ИХ ТРАДИЦИОННОГО БЫТОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕБАКСИНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОВКИ)

В данной статье на примере Чебаксинской художественной ковки обозначены основные возможности актуализации ремесленных традиций на исторической территории их зарождения и бытования, которые могут обогатить современную культуру, открыть новые направления развития искусства и общества.

Ключевые слова: художественная обработка металла, Чебаксинская художественная ковка, декоративно-прикладное искусство Татарстана, ремёсла, культурно-познавательный туризм.

E.N. Mengden POSSIBILITIES OF CONSERVATION AND CRAFT DEVELOPMENT AT TRADITIONAL LOCATIONS (ON THE EXAMPLE OF CHEBAKSINSKY FORGING ART)

This article presents the main opportunities for actualizing craft traditions in the historical territory of their origin on example of Chebaksinsky forging art that can enrich contemporary culture and open new directions for the development of art and society.

Key words: artistic metal processing, Chebaksinsky artistic forging, applied decoration art of Tatarstan, handicrafts, cultural and educational tourism.

Само существование народных промыслов и ремёсел неразрывно связано как с преемственностью традиций, наличием поколений мастеров, так и с местом их традиционного бытования, которое определяет характер занятий населения и потребность в результатах труда ремесленников, наличие сфер сбыта, инфраструктуры, необходимых для производства природных ресурсов. В последнее время местам традиционного бытования как аспекту сохранения ремёсел стало уделяться особое внимание.

Ещё с 1980-х годов идею возможности развития промыслов и ремёсел только в конкретных исторических поселениях, где эти занятия зародились, отстаивает МАНекрасова, считая, что народный промысел потенциально существует в месте его традиционного бытования, где есть носители культурно-генетической памяти, «даже в том случае, если на данный момент традиция не воспроизводится» [1, с.29].

В 2010-е годы возрождение утраченных народных художественных промыслов (далее НХП), особенно в местах их традиционного бытования, названо актуальной государственной задачей как средство расширения потока въездного и внутреннего культурного туризма, и занятости местного населения, способствующее развитию регионов. Так, среди приоритетных направлений в «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.» [19] - развитие сельской культурной среды, обеспечение устойчивого развития малых исторических городов и сельских поселений как центров культурного туризма, средства привлечения инвестиций и популяризации туристской привлекательности России.

«Стратегия развития народных художественных промыслов на 2015 - 2016 гг. и на период до 2020 года» [20] определяет направления развития сферы НХП и ремёсел как важнейшей традиционной формы культуры народов России, способствующей сохранению их национальной идентичности.

Закон «Об установлении мест традиционного бытования народных художественных промыслов на территории Республики Татарстан» [18] утверждает возможность сохранения жизнеспособности промысла именно в месте традиционного бытования, в соответствующих природно-географических условиях. Таким образом, включение исторически важных ремесленных поселений Республики Татарстан (далее РТ) и их жителей в дело возрождения местных традиций необходимо. Задача по актуализации ремёсел, представляющих историко-культурную ценность, должна решаться в комплексе с соответствующим ландшафтом, с поддержкой жизни села, развитием в месте их традиционного бытования.

КАРуденко также отмечает, что историко-культурное наследие Татарстана является мощным потенциалом развития внутреннего туризма, среди направлений которого преобладает и познавательный туризм [12, С. 19-24]. Г.Ф.Валеева-Сулейманова подчеркивает, что «интерес [туристов] вызывают живая старина<...> атмосфера того места, той среды обитания, в которой они [промыслы и ремёсла] формировались», но в РТ отсутствует такая живая историческая среда [1, С.29]. Поэтому сохранение ремесел в местах их традиционного бытования подразумевает сохранение соответствующего природно-культурного ландшафта в комплексе с соответствующей застройкой.

В Республике Татарстан за последние годы туристическими и религиозными центрами стали исторические поселения - восстановленные древний город Болгар и остров-град Свияжск, признанные ЮНЕСКО памятники всемирного культурного наследия. Для поддержания туристической привлекательности региона необходимо расширение предложения, например, знакомство с ремёслами и технологиями в местах их традиционного бытования. Одним из таких ремесленных центров, который расширит карту культурно-познавательного туризма г.Казань, может стать село Чебакса.

Чебаксинская ковка как историко-культурное явление

Ремесленное село Чебакса возникло в 1557 г. [8, С.241-242] в результате переселения русского населения, которое принесло с собой навыки владения различными технологиями. Не позднее конца XVIII в. в селе уже занимались кузнечным ремеслом, а ко второй половине XIX в. в Кощаковской волости, где и находилось с.Чебакса, было сосредоточено наибольшее число кузнецов Казанской губернии [6, С.38]. Многочисленные кузницы располагались по довольно высокому склону вдоль не-

большой реки, ныне носящей название Киндерка. К реке же обращены дома жителей старинной части села, до сих пор сохранившие облик добротных построек, украшенных резьбой.

Первые кузнецы с.Чебакса работали только на местное население, выполняя ремонт телег, металлических орудий, оковку колес; впоследствии наибольшее развитие получил промысел по изготовлению экипажей. В начале XX в. из с.Чебакса кузнечное ремесло распространилось в расположенные в округе посёлки Аки (20 кузниц), Вознесение (20 кузниц), Константиновка (10 кузниц), Само-сырово (10 кузниц) [4], образовалась крупная артель, объединяющая мастеров разных селений. Сбыт, поступление заказов и обеспечение материалами в основном осуществлялись через представителей в г.Казань: «Чебаксинские кустари работали по подрядам казанских каретников и торговцев г.Казани, им же сдают продукцию» [2, С.29-30]. Бурное развитие экипажного промысла привело к возникновению конкуренции, вследствие чего некоторые мастера стали переходить к другим кузнечным работам - изготовлению оконных и дверных петель, замков, утвари, хозяйственно-бытовых изделий, разнообразных видов кроватей и, наконец, декоративных оград и решеток. Именно такая художественная ковка и прославила село.

Художественными решетками занималась небольшая группа чебаксинских мастеров, в основном Гребенщиковы1 , но к выполнению крупных заказов привлекались мастера и других специализаций. Кузнецы с.Чебакса активно взаимодействуют, выполняют коллективные заказы, расширяют сферы своей профессиональной специализации, выписывают литературу и альбомы для повышения художественного и технического уровня своих работ. Образцами для творчества чебаксинских мастеров художественной ковки были лучшие произведения Западной Европы, Петербурга и Москвы, Екатеринбурга (наиболее близкие петербургским [7, С.54]). Не уступая в мастерстве этим образцам, чебаксинские кузнецы сумели найти собственный художественно-образный язык.

Самобытными мотивами чебаксинской ковки являются стилизованные изображения листьев клёна, ромашки с просечными краями, плодов и листьев хмеля [7, С.54]. Также работы чебаксинцев отличает ассоциативный узор, характерная стилизация листьев аканта, набор профилей определенного сечения, безупречный вкус, чувство меры и пропорциональности, характерны простые и выразительные сетчатые «дутые» ограждения балконов, идеально гармонирующие с кирпичной стеной зданий, кованые предметы интерьера. Приём «закамаривания» (проволока, свитая в уходящую «на нет» спираль) присутствует почти на всех изделиях Чебаксы2.

Работы чебаксинских кустарей регулярно с успехом экспонировались на Всероссийских и Международных выставках конца XIX в. - начала XX в. Так, в 1890 г. предметы быта, мебели, декоративные изделия представили 14 кузнецов (не считая экипажников), среди них выделялись работы братьев Гребенщиковых. На Всероссийской выставке 1896 г. было представлено 24 наименования изделий мастеров с.Чебакса, лучшие мастера - братья Филипповы, Гребенщиковы, получившие серебряную медаль [13, С.19-21; 11, С.26].

Высокий художественный уровень работ поддерживался средствами образования. Так, ещё в 1890 г. в чебаксинском ремесленном училище начали преподавание рисования [10, С.45]. В 1893 г. кустари и земство начали организацию «образцовой ученой мастерской» для совершенствования технических приемов кустарей с.Чебакса [10, С.45], что не было реализовано, но в том же году «...в селе был открыт ремесленный класс<...> с однолетним сроком обучения, куда бесплатно принималась грамотная крестьянская молодежь» (обучали мастерству, знаниям металлургии, технологии, чтению чертежей и т.д.), где работали два - три преподавателя и самые умелые чебаксинские кузнецы, работы учащихся продавали [8, С.241-242.]. Возможно, благодаря имеющейся образовательной базе с активным участием местных кузнецов, с.Чебакса стало одним из первых в крае, где организуют художественную учебную мастерскую, действующую с 1911 г. до 1918 г.

Впоследствии произошел постепенный упадок чебаксинской ковки, основными причинами которого стали искусственное разрушение культурного уклада села, утрата трудовых традиций и заботы о «чести чебаксинской марки» [4, С.240], насильственное прерывание преемственности поколений мастеров, а также изменение облика архитектуры и исчезновение класса заказчиков металлического декора.

Однако, развитие Чебаксинской художественной ковки имеет важное историко-культурное значение, оказало значительное влияние на формирование исторического облика г.Казань и возможно, других городов, для которых мастера выполняли заказы (Чистополь [16, С.288], Самара, Симбирск (Ульяновск), Баку). Чебаксинская ковка - мощное, заметное явление в художественной куль-

1 Примечание: в литературе и источниках упоминается только их фамилия, без инициалов

2 Примечание: приём описан М.С.Глуховым, упоминается Н.Х.Халитовым, Т.И.Лесковой.

туре не только Республики Татарстан, но и далеко за её пределами.

Сохранение ремёсел в месте их традиционного бытования

О многих ремёслах, утраченных технологиях сегодня можем судить только по упоминаниям в публикациях, в лучшем случае - по образцам, хранящимся в музейных фондах. Утопичным было бы считать возможным возрождение ремёсел на местах в тех же формах, что и 100 лет назад. При разработке программ необходимо учитывать изменения социально-культурной и экономической ситуации, значительную трансформацию быта населения, смещение акцентов потребностей.

Сохранить ремёсла невозможно без государственной поддержки в форме реализации специальных программ, работы учреждений, экспертных советов и т.д. Но на наш взгляд, также важнейшее значение имеет сохранение функционального поля применения продукции.

Одним из важных факторов сохранения уважения к культурному наследию края и собственной истории, сплоченности населения является деятельность учреждений культуры в ремесленных сёлах Такая работа нужна не только в центральных музеях, но и в сёлах. Однако, в большинстве своём культурные и образовательные учреждения сконцентрированы в столице, но отсутствуют в местах традиционного бытования ремёсел. Процесс централизации, когда лучшие изделия перевозят в столичные музеи с наличием специальных условий для их хранения, неизбежен. Но и на местах - в районных музеях, при сельских школах - необходимо оставлять «напоминание» о достижениях земляков, односельчан (хотя бы в форме реконструкций лучших образцов).

Отсутствие методических, иллюстрированных изданий по истории ряда ремёсел, композиции традиционных изделий, трансформации их в современных изделиях зачастую восполняется художниками и мастерами в сети Интернет, а качество информации там не контролируется. Поэтому сохранению ремёсел поспособствует подготовка методических иллюстрированных изданий, содержащих информацию о промыслах и ремёслах, описание стилей, анализ композиционных приёмов художественных произведений. В 1970-е - 1980-е годы такие успешно реализованные меры принесли заметные результаты для сохранения ряда ремёсел России.

В последнее время и в сфере культуры чаще проводятся разовые акции, чем систематические мероприятия с долгосрочным ожидаемым эффектом. Изучение традиционных ремесел и их истории в школах, образовательных учреждениях среднего и высшего образования в рамках таких дисциплин, как «История края», а также информирование населения через средства массовой информации способствует сохранению знаний о ремёслах в будущем.

Одной из популярных и действенных форм трансляции региональных традиций является культурно-познавательный туризм, являющийся приоритетным направлением развития культуры [19]. Поэтому одним из способов актуализации ремесленных традиций в современной культуре может стать организация туристического потока по маршрутам, проходящим через ремесленные села, по местам традиционного бытования ремесел. Включение сёл с восстановленными ремесленными центрами в туристическую карту страны расширит привлекательность регионов в т.ч. для внутреннего туризма.

Рассмотрим возможность реализации указанных мер сохранения ремёсел на примере Чебак-синской художественной ковки.

Важнейшим фактором сохранения традиций считаем функциональное применение изделий. Так, при тотальном уничтожении кованого декора в течение XX в. к настоящему времени в архитектурном убранстве городов ещё сохранились произведения чебаксинских мастеров. Увеличение реставрационных работ будет активно влиять на расширение производства ковки. При проектировании новых построек в историческом центре обязательным условием, как и в середине XIX в., должно стать введение в проекты зданий кованых элементов, соответствующих стилистике в т.ч. чебаксин-ской ковки, для реконструкции визуального образа города.

В развивающемся строительстве индивидуального жилья зачастую используют металлические ограждения и декор, выполненные современными методами сгибания, точечной сварки и т.п. В настоящее время в с.Чебакса развивается инфраструктура1, действует металлообрабатывающее предприятие2, при содействии которого можно открыть показательный кузнечный цех, разнообразив его продукцию металлическими ограждениями с включением кованых элементов в чебаксин-ских стилистических традициях. При достаточном информировании населения о художественных

1 Примечание: трасса М7, транспортный узел, который в перспективе свяжет село с микрорайоном Горки г.Казань.

2 Примечание: одно из отделений ООО «Казанские стальные профили» по выпуску металлических изделий и конструкций, стали, выполняют гибку и резку металла.

достоинствах и историко-культурном значении чебаксинской ковки, возможно расширение функционального применения произведений посредством как государственных, так и частных заказов.

Развитие с.Чебакса как исторического ремесленного центра предполагает создание музея художественной ковки (желательно на территории села), изготовление для него образцов с привлечением современных мастеров, изучающих и сохраняющих чебаксинские традиции. Для работы музея как центра сохранения ремесленных традиций в месте бытования кузнечного промысла можно отремонтировать и задействовать комплекс каменных помещений чебаксинской ремесленной мастерской 1909г. постройки. На такой базе востребовано будет проведение и мастер-классов как актуальной формы трансляции традиционных технологий.

С точки зрения развития туристической сферы республики Татарстан село Чебакса представляет исключительный интерес. Оно расположено недалеко от г.Казань и, на наш взгляд, предпочтительно его развитие не по наметившемуся пути вновь образованного типового коттеджного поселения, а как старинного ремесленного центра с сохранением жилой застройки, восстановлением кузниц, созданием образовательного и музейного комплекса в исторических зданиях мастерской. Это даст возможность решить комплекс важнейших задач: создать рабочие места для старожилов, потомков кузнецов; поднять престиж места проживания для новых жителей села; расширить карту культурного туризма Татарстана.

Меры по актуализации ремесленных традиций, представляющих историко-культурную ценность, в местах их традиционного бытования будут способствовать сохранению и самих поселений, выступая стимулом консолидации населения.

Основные выводы

Таким образом, одними из условий сохранения и развития ремесленных традиций в местах их традиционного бытования являются:

- популяризация ремесленных традиций среди населения через издания, передачи в средствах массовой информации, включение в программы по истории родного края образовательных учреждений региона;

- открытие краеведческих музеев на местах традиционного бытования ремёсел;

- развитие культурно-познавательного туризма, включение сёл в туристическую карту регионов;

- сохранение функциональности ремесленной продукции в бытовой сфере, применение изделий или отдельных их элементов в повседневной жизни.

В перспективе это даст импульс развитию регионов, позволит создать рабочие места для местного населения, консолидировать общество посредством осознания представителями народа собственного этнического своеобразия, обеспечить в будущем сохранение историко-культурного наследия в комплексе с ландшафтом.

Литература

1.Валеева-Сулейманова Г.Ф Будут ли наши внуки знать, что такое «народные промыслы»? / / Татарстан. -2008. - №7. - С.29.

2.Воробьев Н.И. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем / Н.И. Воробьев, Е.П. Бусыгин. - Казань: Гос. музей Татар. АССР, 1957. - 42 с.: 18 л. илл.

3.Глухов М.С. Восхождение. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1982. - 80 с.

4.Глухов М.С. Чебаксинские кузнецы / Не молот железо кует. Казань: Татар. кн. изд-во, 1969. - [104с].

5.Дудкин А.А. Кощаковская волость Казанского уезда. Опыт подворно-статистического исследования крестьянского хозяйства. Казань: издание Казанского уездного земства, 1884. - С. 80-93.

6. Кустарные промыслы в Казанском уезде Казанской губернии. Изд. Казанской уездной земской управы. Казань: тип. и лит. А.А. Родионова, 1897. - 52 с.

7.Лескова Т.И. Художественные решетки Казани (1978 - 1979) / Государственный музей изобразительных искусств в публикациях музейных сотрудников: сб. ст. - Казань: Изд-во «Заман», 2009. - С. 53-60.

8.Липаков Е.В. История русских поселений Высокогорского района / Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. - Казань: Изд-во «Мастер-Лайн», 1999. - С. 206-250.

9.Некрасова М.А. Место народного искусства в современной культуре как духовного феномена / Народное искусство России в современной культуре. XX - XXI век. М.: Коллекция М, 2003. - С. 44-77.

10.0бзор кустарных занятий в Казанской губернии. - Казань: тип. В.М. Ключникова, 1896. - 112 с.

11.0бразцовые изделия кустарных мастеров и мастериц Казанской губернии. - Казань: тип. Губернского Правления, 1896. - 50 с.

12.Руденко К.А. Историко-культурное наследие как основа развития внутреннего туризма в Татарстане / К.А. Руденко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2015. -№ 33. Ч.1. -С. 19-24.

13.Список кустарных изделий на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года, состоящей под покровительством его императорского высочества Государя Наследника Цесаревича. Казанская губерния (составлен для включения в каталог кустарного отдела выставки). - Казань: тип. Губернского Правления, 1890. -26 с.

14.Тимофеева Е.Н. Ремесленное село Чебакса - история и современный этап развития художественной ковки Татарстана / Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы: материалы Межд. науч.-практ. конф. 20-21 сентября 2012 г. Пенза - Москва - Минск: Научно-издательский центр Социосфера, 2012. - С. 62-66.

15.Тимофеева Е.Н. Вопросы сохранения и актуализации промысла художественной ковки Татарстана / Ревитализация культурного наследия народов России: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всеросс. на-уч.-практ.конф. «Возрождение, сохранение и трансляция культурного наследия народов России в современном этнокультурном пространстве» 21 октября 2012 г. Казань, КазГУКИ, 2012. С.203 - 206.

16.Фаттахов З.Ф. Художественный металл XIX - начала XX вв. в исторической застройке малых городов Татарстана (на примере Чистополя и Елабуги) / Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2011. - № 4 (26). - С. 285-289.

17.Халитов Н.Х Металлическое кружево Казани: альбом-путеводитель. Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. -

112 с.

18.Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства РФ № 326-р от 29 февраля 2016 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files.pdf. - (дата обращения 08.12.2016).

19.Стратегия развития народных художественных промыслов на 2015 - 2016 гг. и на период до 2020 года, утверждена приказом № 2011 от 20 июля 2015 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=634886;dst=100008. - (дата обращения 17.10.2015).

20.Постановление № 130 Кабинета Министров РТ от 12.03.2010 «Об установлении мест традиционного бытования народных художественных промыслов на территории Республики Татарстан». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/917037167. - (дата обращения 22.11.2012), согласно приказу № 274 Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.04.2009 «Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов». Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/135074. - (дата обращения 28.04.2016).

References

1.Valeevа-Suleymanova G.F. Will our grandchildrens know what "crafts" are? / / Tatarstan - 2008. - №7. - 29 p.

2.Vorob'ev N. I. Art crafts of Tataria in the past and present // N. I. Vorob'ev, E. P. Busygin. - Kazan: State Museum of the TASSR, 1957. - 42 p.: 18 ill.

3.Glukhov M. S. Climbing. - Kazan: Tatar. book publ., 1982. - 80 p.

4.Glukhov M. S. - Chebaksinsky's blacksmith / Not hammer the iron forges. Kazan: Tatar. book publ., 1982. - 104 p.

5.Doudkin A.A. Koschakowska volost of Kazan uyezd Experience farmstead-statistical research of the peasant economy. Kazan: publishing of Kazan County Zemstvo, 1884. - P.80-93.

6.Handicrafts in the Kazan district of the Kazan province. Ed. Kazan County Zemstvo. Kazan: print. and lit. A. A. Ro-dionova, 1897. - 52 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.Leskova T. I. Art grid of Kazan (1978 - 1979) / the State Museum of fine arts publications by Museum staff: collection of articles - Kazan: Publ."Zaman", 2009. - P. 53-60.

8.Lipakov E. V. The history of Russian settlements of Vysokogorsky district / Essays on the history of Vysoko-gorsky district of the Republic of Tatarstan. - Kazan: Publ. "Master Line",1999. - P. 206-250.

9.Nekrasova M. M. Folk art's place in modern culture as a spiritual phenomenon / Folk art of Russia In modern culture. XX - XXI century. M.: Collection M, 2003. - P. 44-77.

10.0verview of handicrafts in the Kazan province. - Kazan: publ. V. M. Klyuchnikova, 1896. - 112 p.

11.Model products of handicraft masters and skilled workers of the Kazan province. - Kazan: publ. Government of guberniya, 1896. - 50 p.

12.Rudenko K.A. Historical and cultural heritage as a basis for the development of domestic tourism in the Tatarstan / K. A. Rudenko / Bulletin of the Kemerovo state University of culture and arts. - 2015. - №33. Part I. - P. 19-24.

13.The list of handicrafts at the Kazan scientific and industrial exhibition of 1890, under the patronage of his Imperial Highness the Heir to the crown Prince. Kazan guberniya (compiled for inclusion in the catalog of handicraft Department of the exhibition). - Kazan: publ. Government of guberniya, 1890. - 26 p.

14.Timofeeva E. N. Craft village Chebaksa - history and modern stage of development of artistic forging of Tatarstan / Traditional and modern culture: history, current situation, prospects: materials Between. scientific.- prakt. Conf. September 20-21, 2012 Penza-Moscow-Minsk: scientific publishing center of the Sociosphere, 2012. - P. 62-66.

15.Timofeeva E. N. The issues of preservation and actualization of the craft of artistic forging of Tatarstan / Revita-lization of the cultural heritage of the peoples of Russia: experience, problems, prospects: materials vseross. scientific.-prakt.Conf. "Revival, preservation and translation of the cultural heritage of the peoples of Russia in the modern ethno-cultural space" October 21, 2012 Kazan, Kazguki, 2012. P. 203 - 206.

16.Fattakhov Z.F. Metal art of the XIX - early XX centuries in the historical building small towns of Tatarstan (on

the example of Chistopol and Elabuga) / Bulletin of the Tatar state University of humanities and education. - 2011. - № 4 (26). - P. 285-289.

17.Khalitov N. H. Metal lace of Kazan: album-guide. Kazan: Tatar. book publ. 1988. - 112 p.

18.The Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030, approved by the decree of the Government of the Russian Federation № 326-p of February 29, 2016 [Electronic resource.] - Access mode: http://government.ru/media/files.pdf. - (date of application 08.12.2016).

19.The Strategy for the development of folk arts and crafts for 2015-2016 and for the period up to 2020 was approved by order No. 2011 of July 20, 2015. [Electronic resource.] - Access mode: http://base.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=634886;dst=100008 - (date of application 17.10.2015).

20.Resolution №130 of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan dated 12.03.2010 "About establishment of places of traditional existence of folk arts and crafts in the territory of the Republic of Tatarstan". [Electronic resource.] - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/917037167. - (date of application 28.04.2016).

УДК 94/99

Ф.Г. Миниханов

ПЛАКАТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКИХ И ГЕРМАНСКИХ ТРАДИЦИЙ

Работа посвящена комплексному изучению эволюции советского и немецкого плакатного искусства. На основе разнообразного исторического материала автором исследуются характерные черты российских и германских традиций, выявляются специфические особенности изображения образа врага на плакатах, анализируются манеры изображения плакатов художниками обеих воюющих сторон.

Ключевые слова: искусство, плакат, германский, советский, война, враг, образ, мобилизация, пропаганда.

Fidail G Mini^no^ POSTER DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR: THE CHARACTERISTIC FEATURES OF RUSSIAN AND GERMAN TRADITIONS

The work is devoted to the complex study of the evolution of Soviet and German poster art. On the basis of various historical material, the author investigates characteristic features of the Russian and German traditions, reveals specific features of the image of the enemy on posters, analyzes the manner of the image of posters by artists of both warring parties.

Keywords: art, poster, German, Soviet, war, enemy, image, mobilization, propaganda.

Искусство военного времени сохранило для нас частицу истории, частицу духовного подвига народа-победителя. Она - та же память, память народа, память общества, память культуры. Постепенно уходят от нас люди, творившие историю, но память остается.

На определенных исторических этапах, таких как Великая Отечественная война, политическая, экономическая, культурная жизнь страны отражалась в искусстве, в том числе в плакате, самом приближенном к народу, демократическом и оперативном виде графики. Плакат хранит духовный и эмоциональный настрой времени. Задача плаката - служить импульсом не просто к размышлению, переживанию, но и к действию.

С первых дней войны плакатисты призывают к вступлению в ряды защитников Родины. Война ставила перед художниками задачу оказать эмоциональную поддержку воюющим солдатам и убедить население в тылу в полном превосходстве своей стороны над агрессорами. Рисунок становится оружием, нацеленным на врага по ту сторону фронта. В «своих» же плакат должен пробудить и многократно усилить непримиримую ненависть к врагу [1, с. 150].

Представление «другого» агрессивным противником и злейшим врагом отражается в образных традициях обществ. Уже в период Первой мировой войны определенными кругами в Германии Россия воспринималась бескультурной, агрессивной и чуждой страной, не имеющей ничего общего со странами Европы. В России же ситуация была несколько иной. Антигерманские образы врага в дореволюционной России почти не были распространены в плакате. По мнению многих российских и немецких ученых, длительное время Германия служила для России положительным культурным ориентиром, немецкий язык и немецкая культура были значимы для интеллигенции того времени [3, с. 14]. В противоположность немецкому плакату, русская изобразительная традиция базировалась в основном на утрировании иронических и карикатурных признаков.

С началом военных действий между двумя странами изменилось политическое положение вещей. Появился настоящий оккупант родной страны. Неудивительно, что большинство советских плакатов военного времени несло в себе идею обороны и защиты [2, с. 7, 8]. Плакат служил одной, понятной народу и армии цели - отражению врага, враждебность которого ежедневно, ежечасно подтверждалась в реальной жизни [7]. Схема «друзья-враги» работала с первого взгляда. Если с не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.