№ 2 (20) ФЕВРАЛЬ 2012
дискуссия т
журнал научных публикаций V
С. В. Першин, аспирант,
кафедра художественного образования,
Московский государственный гуманитарный
университет имени М. А. Шолохова,
г. Москва, Россия,
РОЛЬ МУЗЕЕВ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ОБРАЗОВАНИИ МОЛОДЕЖИ
В 1885 г. по инициативе московского губернского земства и в основном на средства мецената и промышленника С. Е. Морозова был открыт Кустарный музей (Торгово-промышленный музей кустарных изделий), при котором функционировали магазин и выставка. Московский кустарный музей был центром по объединению разрозненных в то время артелей и кустарей, по содействию и руководству промыслами, т. е. торгово-промышленный музей кустарных изделий являлся логистическим оператором, осуществляющим маркетинговую, дизайнерскую и сбытовую функции. В дальнейшем он стал образцом для организации подобных музеев в губерниях, богатых промыслами: Вятской, Вологодской, Костромской, Нижегородской, Пермской.
Блестяще начатая на заре XX в. отечественная музейно-педагогическая практика в какой-то степени была пресечена развитием советского музея в качестве инструмента государственного идеологического воздействия. Предписанный музеям сверху (независимо от темы) «выдержанный в духе», но весьма односторонний взгляд на мир существенно сужал их возможности в образовательной сфере, заставляя действовать по унифицированной схеме, подменяя живое общение менторством и наукообразием.
Успехи практической и научно-методической деятельности музеев позволили к середине 1990 гг. выдвинуть концептуальные положения, утверждающие музейную
педагогику как органическую часть общепедагогического процесса, интегрирующую педагогические, психологические и культурологические подходы.
Государственному Русскому музею принадлежит особая роль в становлении и развитии музейной педагогики. Научные сотрудники музея разработали в Российском центре музейной педагогики и внедрили систему взаимодействия художественного музея с образовательными учреждениями.
Трудно оценить значение музейной педагогики в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Современная система ФГОУ среднего профессионального образования Российской Федерации насчитывает 92 музея.
При решении о поступлении в колледж или техникум абитуриенты мало знают об истории и традициях образовательных учреждений, о лучших мастерах и выпускниках образовательных учреждений, не имеют достаточно ясного представления о структуре системы профессионального образования. В этой связи, по мнению автора, стимулирование интереса к истории образовательного учреждения среднего профессионального образования, расширение кругозора, воспитание патриотизма, удовлетворение потребности и, по мере возможности, обогащение интересов личности, повышение интеллектуального уровня и потенциала, формирование мировоззрения личности — являются наиболее актуальной задачей музейной педагогики в образователь-
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ном учреждении среднего профессионального образования.
Уровень эффективности деятельности музея народных художественных промыслов находится в прямой зависимости от умения реализовать свой потенциал. Автор считает, опираясь на практический опыт, что уровень большинства музеев значительно отстает от заложенных в них объективных возможностей. Это определяет вектор совместной деятельности не только перед музееведением, но и современной педагогикой, которая в настоящее время должна стать связующим звеном между музеем и человеком, обосновать связи включения человека в мир народной художественной культуры, народного искусства с помощью музея.
Музей, являясь учреждением культуры, дополняет и углубляет работу образовательных учреждений, включает экскурсовода и посетителя в субъект-субъектные отношения, реализует свои образовательно-воспитательные возможности при помощи средств педагогики сотворчества. Будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования человека. Значительная роль в решении этой задачи должна принадлежать музейной педагогике1. Она органично соединяет в себе все конструктивное начало, что наработано в социально-культурной деятельности и системе образования, обеспечивает удовлетворение потребностей человека и дальнейшее обогащение духовных интересов, способствует развитию его творческих потенций, включает его в процесс усвоения и воспроизводства материальных и духовных ценностей.
Не ограниченная стенами музея, музейная педагогика наиболее ярко проявляет себя в содружестве образовательного учреждения и музея, объединения в единую систему учреждения культуры и образовательных учреждений, создавая педагогически целесообразное организованное культурное пространство. Создание музейно-педагоги-ческой системы способствует «погружению» учащихся в мир профессиональной культуры, жизненного уклада и быта народа, в профессию и специальность. Такие системы обеспечат профессиональную ориентацию молодежи, позволят молодым людям при-
обретать первичные социальные и профессиональные знания, перенимать профессиональный и жизненный опыт старших поколений.
В настоящее время Ассоциация «Народные художественные промыслы России» объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации.
Федеральный закон РФ «О художественных промыслах» устанавливает базовые принципы деятельности предприятий народных художественных промыслов, индивидуально работающих мастеров (художников), ремесленников, организаций ремесленников, учреждений культуры, образовательных учреждений, в учебные планы которых включены программы по темам народных художественных промыслов2.
Приказом Минпромторга России от 22 июня 2010 г. № 509 определен перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 4 ФЗ «О народных художественных промыслах» в 2011 г. Организации народных художественных промыслов находятся в 34 регионах Российской Федерации, всего 77 организаций. Наибольшее количество в Московской области (7), Ивановской области (6), Челябинской области (5), Ярославской области (4), Республике Северная Осетия — Алания (3), Республике Дагестан (3)3.
В 2011 г. по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (ОКСО: 070802), квалификация выпускника — Художник народных художественных промыслов, а при освоении основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки — художник-мастер, преподаватель, объявили прием абитуриентов 75 ФГОУ в 51 регионе страны. Наибольшее количество образовательных учреждений среднего профессионального образования — в Московской области (6), Москве (4), Ивановской области (3), Республике Башкортостан (3), Самарской области (3), Саратовской области (3), Ставропольском крае (3)4.
В Московской области находятся самые известные русские центры народных
№ 2 (20) ФЕВРАЛЬ 2012
дискуссия
журнал научных публикаций
художественных промыслов. В соответствии с перечнем мест традиционного бытования НХП в Московской области, утвержденным постановлением Правительства МО № 178/20 от 13 июня 2001 г., на территории области зарегистрировано 46 предприятий, имеющих статус организаций народных художественных промыслов. Однако в настоящее время в Московской области активно работают чуть более 20 предприятий НХП.
В 15 организациях народных художественных промыслов есть демонстрационные залы и ассортиментные кабинеты, насчитывающие в общей сложности 16 990 предметов. Фонды образцов, в которых имеются 21 174 изделия, существуют в 19 организациях5. Одна из главных задач сохранения художественных традиций в местах бытования народных художественных промыслов Московской области — сохранение коллекций демонстрационных залов и ассортиментных кабинетов.
В настоящее время все большее участие в изучении НХП Московской области и их популяризации принимает Московский областной музей народных художественных промыслов, созданный в 2004 г. в подмосковном центре лаковой миниатюры — в селе Федоскино. Создание филиалов в организациях народных художественных промыслов является перспективным направлением деятельности молодого музея.
В Московской области по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (ОКСО: 070802) Квалификация выпускника — Художник народных художественных промыслов, а при освоении основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки — Художник-мастер, преподаватель, объявили прием 6 ФГОУ: Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (техникум) г. Талдом, Колледж государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Гжельский государственный художественно-промышленный институт», Богородский художе-
ственно-промышленный техникум, Рузское училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, Абрамцевский художественно -промышленный колледж имени В. М. Васнецова, Федоскинское художественно-промышленное училище миниатюрной живописи. В них обучается около 400 , человек.
При проведении анали-р' за деятельности наиболее ак-) тивных организаций народных художественных промыслов Подмосковья установлено, что на этих предприятиях трудится 3 408 человек, из них 145 художников. В 17 организациях художники имеют высшее и среднее профессиональное образование. 353 человека трудятся мастерами, живописцами, исполнителями.
Приоритеты социально-экономического развития сферы культуры в большей степени отражаются категорией «инновационное развитие». В зарубежной и отечественной научной литературе достаточно широко освещались дискуссии о качественных характеристиках и составляющих инновационного развития. В результате оппонирующие стороны пришли к единому мнению, что инновационное развитие должно быть комплексным. При этом комплексность рассматривалась в двух аспектах. Первый аспект предусматривал поэтапное прохождение, развитие новшества от идеи до воплощения. Второй — охватывал бы не одну проблемную сферу, а включал бы в себя все сферы косвенно или непосредственно влияющие на общий конечный результат, т. е. реализацию инноваций.
Поиски моделей образования, адекватных современному типу культуры и отвечающих новому этапу развития цивилизации, составляет одну из актуальных задач современной педагогики, что требует обращения к фундаментальным истокам образования, рассматривая его как часть культуры, куль-туросообразной системы, культуротворче-ского процесса6.
По мнению автора, в качестве важнейшего элемента региональной культуры могут рассматриваться местные музеи народных художественных ремесел, составной частью регионального компонента — музейная
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
педагогика, в которой изучению местных художественных традиций и общечеловеческих ценностей определяется особая роль. Следовательно, внедрение регионального компонента предполагает приобщение личности к народному искусству во всем многообразии его видовых и жанровых форм, к художественному наследию. Особую ценность имеют те художественные произведения, в которых отражен неповторимый духовный мир их создателей, народных мастеров.
Автор считает, что обязательным психолого-педагогическим условием успешного решения региональных образовательных задач является создание у учащихся образовательных учреждений заинтересованности в посещении музея народных художественных промыслов и непосредственном общении с произведениями местных мастеров искусства. Интеграция социально-культурных учреждений и образовательных учреждений в сохранении и передаче опыта и знаний народных мастеров, а также в подготовке специалистов народных художественных ремесел должна являться одной из главных задач регионального компонента среднего профессионального образования.
Одна из образовательных задач ФГОУ среднего профессионального образования — создание в колледже, техникуме своего музея народных художественных промыслов, освещающего историю образовательного учреждения, демонстрирующего результаты работы преподавателей и лучших выпускников прошлых лет, выполняющего три основные функции: образовательную, хранительную и мемориальную. В образовательных учреждениях создаются и существуют разнообразные формирования музейного типа — выставки, экспозиции, которые по мере формирования экспозиционного фонда могут быть преобразованы в музей. Для работы студенческих клубов, любительских объединений, факультативов музеи могут стать прекрасной базой.
Появление в сети Интернет народных художественных промыслов в виде разных объектов, не сходных по функциям и адресату, но вполне дифференцируемых по целям представления, можно выделить в виде четырех групп ролевых представлений: внедрение и функционирование народных художественных промыслов в процессе обучения как этнокультурного (регионального)
компонента профессионального образования, способствующего воспитанию и формированию общечеловеческих культурных и нравственных ценностей; повышенный интерес со стороны общества и различных современных направлений гуманитарных наук к проблемам интеграции народных художественных промыслов в классической традиции; интеграция социально-культурных учреждений и образовательных учреждений в сохранении и передаче опыта и знаний народных мастеров, а также в подготовке специалистов народных художественных ремесел; модификация и трансформация народных художественных промыслов в новейших условиях межкультурной коммуникации, сохранение традиций и новаторства, преемственности, сохранение культурной идентичности. Такой подход к образованию выдвигает другую проблему подготовки музейного педагога, готовности музея к реализации такого вида деятельности.
Таким образом, музейная педагогика остается пока во многом «неоткрытым континентом» для многих музейных работников нашей страны. Налицо очевидное отставание от мировой практики. И этому есть причины.
1. Нагорский Н. В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. 2005. № 5. C. 3.
2. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 2.
3. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) от 22 июня 2010 г. № 509 г. «Об утверждении перечня организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в 2010 году» // Российская газета, Федеральный выпуск № 5241 от 23 июля 2010.
4. Специальности среднего профессионального образования. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы [Электронный ресурс] URL: http:www.edu.ru/abitur/act.21/spe.070892/index. php (дата обращения: 24.11.2011).
5. Министерство культуры Московской области [Электронный ресурс] URL: http://www.mk.mosreg.ru (дата обращения: 23.11.2011).
6. Руденко В. Н. Образование в контексте культуры // Славянская педагогическая культура. Тирасполь, 2002. № 1. С. 15.