Научная статья на тему 'Производственная практика в системе подготовки художников декоративно-прикладного искусства на примере жостовской росписи'

Производственная практика в системе подготовки художников декоративно-прикладного искусства на примере жостовской росписи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
719
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖНИК / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ЖОСТОВСКАЯ ФАБРИКА / ТЕХНИКА РОСПИСИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пилипер Диана Валерьевна

В статье рассматриваются проблема совершенствования подготовки художника декоративно-прикладного искусства, роль факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета в системе подготовки специалистов. В статье подчёркивается необходимость прохождения производственной практики на Жостовской фабрике декоративной росписи с подробным изучением работы творческих мастерских и производства, общение с мастерами-художниками. Ознакомление с традиционными стилями, направлениями жостовского промысла в музее, поиска новых идей для совершенствования своего мастерства в данной области декоративно-прикладного искусства. Производственная практика является необходимым этапом в системе подготовки высококвалифицированных художников декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION PRACTICE IN THE SYSTEM OF PREPARATION OF ARTISTS OF DECORATIVE-APPLIED ART ON THE EXAMPLEOF ZHOSTOVO PAINTING

The article considers the problem of improving the preparation of the artist of decorative and applied art. The role of the Faculty of Fine Arts and Folk Crafts of Moscow Region State University in the system of training specialists is specified. The article also discusses the need for production practice at the Zhostovo factory of decorative painting with the detailed study of the work of creative workshops and production, communication with artists is also cinsudered to be important. Getting acquainted with traditional styles, directions of the Zhostovo craft in the museum, searching for new ideas for improving their skills in this field of arts and crafts is is the aim of the practice. Production practice is an indispensable stage in the system of training highly skilled artists of arts and crafts.

Текст научной работы на тему «Производственная практика в системе подготовки художников декоративно-прикладного искусства на примере жостовской росписи»

УДК 378.147:745

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-177-183

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ

Пилипер Д.В.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются проблема совершенствования подготовки художника декоративно-прикладного искусства, роль факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета в системе подготовки специалистов. В статье подчёркивается необходимость прохождения производственной практики на Жостовской фабрике декоративной росписи с подробным изучением работы творческих мастерских и производства, общение с мастерами-художниками. Ознакомление с традиционными стилями, направлениями жостовского промысла в музее, поиска новых идей для совершенствования своего мастерства в данной области декоративно-прикладного искусства. Производственная практика является необходимым этапом в системе подготовки высококвалифицированных художников декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: профессиональные умения, квалифицированный специалист, декоративно-прикладное искусство, художник, производственная практика, жостовская фабрика, техника росписи.

PRODUCTION PRACTICE IN THE SYSTEM OF PREPARATION OF ARTISTS OF DECORATIVE-APPLIED ART ON THE EXAMPLE OF ZHOSTOVO PAINTING

D. Piliper

Moscow Region State University

10A, Radio Street, Moscow, 105005, the Russian Federation

Abstract. The article considers the problem of improving the preparation of the artist of decorative and applied art. The role of the Faculty of Fine Arts and Folk Crafts of Moscow Region State University in the system of training specialists is specified. The article also discusses the need for production practice at the Zhostovo factory of decorative painting with the detailed study of the work of creative workshops and production, communication with artists is also cinsudered to be important. Getting acquainted with traditional styles, directions of the Zhostovo craft in the museum, searching for new ideas for improving their skills in this field of arts and crafts is is the aim of the practice. Production practice is an indispensable stage in the system of training highly skilled artists of arts and crafts.

Key words: Professional skills, qualified specialist, arts and crafts, artist, painting technique, production practice, Zhostovo factory.

© CC BY Пилипер Д.В., 2018.

На современном этапе развития общества одной из проблем является подготовка высококвалифицированных специалистов в области декоративно-прикладного искусства, которые могли бы проявить свои умения в различных направлениях. Как отмечает в своей статье В.Ф. Максимович, «в связи с этим видится актуальной выработка новых подходов к обучению высокопрофессиональных художников, которые способны на создание высокохудожественных произведений, отражающих уникальность разных видов традиционного прикладного искусства и востребованных современным обществом» [5, с. 397]. Требуются непрерывное образование, начиная с художественных школ, производственных училищ, техникумов, колледжей при производствах, высших учебных заведений, а также сотрудничество с культурными центрами народных промыслов, где можно применить свои первичные умения и повысить профессиональный опыт, общаясь с яркими представителями народной культуры, заслуженными художниками декоративно-прикладного искусства. Ключевую роль в системе подготовки таких специалистов выполняет факультет изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, где в учебных мастерских осуществляется синтез взаимодействия непрерывного образования и подмосковного исторического традиционного центра жостовского промысла.

В процессе подготовки художника декоративно-прикладного искусства при освоении художественного ремесла у студентов художественных

факультетов важно освоить ряд специализированных дисциплин: «Орнаментальная композиция», «Декоративная композиция», «Цветоведение и колористика», «История орнамента», «История стилей», «Проектирование», «Основы теории и методологии проектирования в декоративно-прикладном искусстве», «Материаловедение», «Основы производственного мастерства» и т. д., - которые важны для развития квалифицированной творческой личности.

На кафедре народных художественных ремесел Московского государственного областного университета под руководством доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой Марины Владимировны Галкиной в творческих мастерских ведется работа по подготовке художников декоративно-прикладного искусства разных специальностей: художественная роспись по ткани - батик, художественные лаки - жостовская роспись, художественное ткачество

- гобелен, русский народный костюм и художественная вышивка, художественная роспись по фарфору, традиционная матрешка, роспись по эмали

- финифть. «Образование в области народного искусства направлено на обучение созданию уникальных высокохудожественных произведений, процесс изготовления которых возможен только в результате практического обучения под руководством педагога-мастера» [7, с. 210].

Одним из таких направлений является жостовская роспись, которая входит в дисциплину по выбору «художественные лаки». Как говорит Э.Г. Истомина в своей статье, «в настоящее время Жостовский промысел

V1ZV

переживает нелегкие времена, хотя мастера и стремятся сохранить традиции редкого искусства. Вместо 140 художников работает 50-60. Почти не осталось учеников. Закрылось жостовское отделение Федоскинского училища и Жостовский лицей...» [2, с. 48]. В мастерской жостовской росписи ведётся многолетняя работа по созданию условий для студентов, которые выбирают профессию художника декоративно-прикладного искусства и которые, освоив виды традиционного промысла, смогут сохранять и развивать уникальность народного искусства.

В мастерской студенты с первых курсов:

- знакомятся с историей жостовского промысла, осваивают различные виды жостовской росписи: роспись по «плотному», роспись по металлическим порошкам, смешанные техники;

- знакомятся с технологическими этапами изготовления подносов;

- изучают виды композиций: центральная, из угла, венок, полу-венок т. д.;

- изучают жанры композиций: цветы, фрукты, пейзаж, сюжетные композиции, тройки и т. д.

Таким образом, приходя на производство, студенты имеют представление об истории промысла, о художниках, обладают первичными навыками росписи. На занятиях в мастерской в основном знакомство происходит по книгам, иллюстрациям, фотографиям и технологическим картам, на которых изображено поэтапное выполнение разных техник, видов композиционных решений и т. д., но этого недостаточно для становления высококвалифицированного специалиста. Более полным будет становление професси-

онального художника декоративно-прикладного искусства, если он проходит практику на производстве по специальности.

Производственная практика в системе подготовки художников декоративно-прикладного искусства является необходимым этапом для становления полноценного квалифицированного специалиста. Навыков, полученных лишь в мастерских, не достаточно, чтобы иметь полное представление о промысле, а, приходя на практику, можно проявить свои способности и знания, приобрести опыт. «Практика студентов дает им возможность применить теоретические знания на практике, получить определенный опыт практической работы в профессиональной среде для расширения кругозора и развития творческих самостоятельных взглядов» [1, с. 101, 102]. Приобретают опыт общения в творческой среде, учатся формулировать задавать и решать профессиональные вопросы для совершенствования своего мастерства.

Благодаря руководству и главному художнику фабрики, заслуженному художнику России Михаилу Викторовичу Лебедеву на протяжении вот уже многих лет студенты старших курсов кафедры народных художественных ремёсел имеют уникальную возможность проходить производственную практику по профилю на производстве ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи» для закрепления полученных на занятиях знаний и навыков.

На первых этапах, отрабатывая технические приёмы, разные виды росписи в мастерской, студенты набирают необходимые базовые умения в жо-

стовской росписи. На завершающих этапах приходят на производство для повышения художественного уровня и культурного развития в данной области декоративно-прикладного искусства, погружаются в тонкую атмосферу народного творчества.

На жостовской фабрике существует музей, в котором собраны уникальные работы мастеров разных исторических периодов развития жостовского промысла. Посещение этого музея позволяет «приобщать студентов к культурному наследию народного и декоративно-прикладного искусства в процессе теоретического и практического изучения материала, непосредственного знакомства подлинными произведениями народных мастеров...» [4, с. 148]. В период прохождения производственной практики студенты имеют возможность знакомиться с образцами в музее при фабрике, более подробно изучать работы заслуженных художников разных периодов жостовской росписи от основателей промысла: П.С. Кур-зина, К.В. Грибкова, А. Вишнякова, А.П. Гогина, И.С. Леонтьева; советского периода: Б.В. Графова, В.И. Лет-кова, Н.П. Антипова, Н.Н. Мажаева, Н.Н. Гончаровой, В.В. Кледова, Л.А. Беляева; современных мастеров: М.В. Лебедева, Л.Ю. Дятловой, Т.Н. Шолоховой, Н.А. Пичугиной, Е.В. Мешковой, И.Л. Юрасовой и мн. др. Каждый художник декоративно-прикладного искусства имеет свой особенный узнаваемый «почерк». Студенты-практиканты изучают наглядно жостовские подносы, особенности каждого мастера, технические приемы, которые применялись на подносе, раскрывают художественные замыслы автора. «В

развитии народного искусства всегда есть мастера ведущие, есть основоположники школ. Именно это и дало нам право выделить отдельные имена. Однако творчество этих ведущих мастеров рассматривается в неразрывной связи с коллективным началом, что важно учитывать и в организационной практике» [6, с. 8].

Студенты приобретают опыт в составлении разных композиций, традиционных цветовых решений, разных вариантов цветов, листьев, фруктов и т. д. У каждого художника свой почерк и свой метод в написании тех или иных цветов, листьев. Будущие художники совершенствуют и оттачивают свой сложившийся стиль в работе. Поработав несколько недель на фабрике, студенты к концу практики могут узнавать руку мастера по стилю исполнения разнообразных элементов.

Наряду с полученными на занятиях теоретическими знаниями и практическими навыками, приходя на производственную практику, студенты знакомятся с техникой безопасности на производстве. «В процессе прохождения практики студент должен изучить работу производственных цехов, мастерских и участков предприятия, ознакомиться с современными технологиями на производстве, техникой безопасности, изучить вопросы эргономики, расчета сырьевых материалов» [1 с. 102]. Они имеют возможность посещать штамповочный цех, где знакомятся со всеми стадиями изготовления жостовского подноса, которые включают в себя весь путь из листа стали до заготовки подноса.

Процесс покрытия заготовки грунтом и фоном происходит в специальном цехе, оснащённом оборудовани-

ем: вытяжкой, сушильным шкафом с постоянной температурой. Фон покрывают черной эмалью или цветной эмалью по задумке художника.

На фабрике за день художник мастерски прописывает определённое, рассчитанное количество подносов, выполняет ряд художественных этапов:

Первый этап - роспись подноса: художник сразу рисует на подносе за-малевок, затем поднос сушится при определённой температуре в сушильном шкафу 8-12 часов.

Второй этап росписи подноса это -прописка (выправка).

Завершающий этап - отделка орнаментом, или уборка - делается худож-ником-орнаментальщиком (если орнамент не задуман самим художником). Финишное покрытие лаком в несколько слоев, также происходит в отдельном цехе и при определённой температуре, чтобы поднос не пожелтел.

Конечно, процесс написания подноса в мастерской технологически немного отличается от написания на фабрике, так как у нас нет такого профессионального оборудования: сушильных печей, мощной вытяжки и т. д. Студенты приобретают уже покрытый поднос у мастера и, если задумали цветной фон или борт подноса, красят его сами, это отнимает некоторое время. Несколько вариантов композиций для подноса студенты составляют на бумаге, выбирается или дорабатывается более интересная композиция. Потом переносится на поднос мелом, и делается замалевок. В сушильном шкафу он сохнет около 5-7 дней.

Этап прописки в мастерской длинный и трудоёмкий, потому что, отта-

чивая свое мастерство и профессионализм, студенты до 10, а то и более раз могут рисовать и стирать один фрагмент, нарабатывают навык мастерства, ищут свой «почерк».

Отделка орнаментом (уборка) - это отдельная работа, кто-то может за одно занятие нарисовать орнаментальную полосу, а кому-то и нескольких занятий мало. Тем и интереснее сравнить конечный результат на выходе, качество продукции, сравнить, сколько пишется поднос-изделие в мастерской и на фабрике. В мастерской поднос пишется примерно за 17-18 занятий, а на фабрике 8-10. Таким образом, видно, что в мастерской студенты тратят больше времени на осваивание различных видов росписи и техник, оттачивание мастерства, поиск материала, составление композиций и подготовку подноса под роспись. На производственную практику приходят уже подготовленными, с набором умений и навыков.

Проходя практику на производстве, общаясь с художниками-профессионалами, будущие художники декоративно-прикладного искусства получают ценные советы и наставления, которые в дальнейшем могут им пригодиться в творческой работе и при выполнении выпускного дипломного проекта. Конечно, нельзя не заметить, что еще одним немалозначи-мым фактором является доступность проживания в ближнем регионе или, как говорят, в шаговой доступности от промысла, производства. Те студенты, которые проживают вблизи деревни Жостово или в Мытищинском районе, более заинтересованы в такой специализации, так как после окончания вуза имеют большую возможность проявить свои знания, полученные

в процессе обучения в вузе, придя на фабрику работать.

Однако есть много студентов разных направлений: декоративно-прикладного искусства, педагогов изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, - которые хотят освоить народные промыслы, погрузится в декоративно-прикладное искусство, чтобы быть компетентными в данной отрасли, и с большим желанием узнают много нового и интересного. В связи с этим мы можем согласиться с авторами Р.М. Канапьяновой и П.С. Гуляевым, которые пишут, «что, несмотря на солидную предысторию, декоративно-прикладное искусство не утратило своих позиций, смогло за-

нять достойное место в многогранной мозаике современного искусства, сохранило заинтересованных потребителей, проверенные историей традиции художественных промыслов народных мастеров...» [3, с. 69].

Все знания, умения и навыки, полученные в рамках мастерской и отточенные на производственной практике, необходимы для становления квалифицированного специалиста. Студенты в будущем смогут проявить себя как полноценные художники декоративно-прикладного искусства, мастера на производстве, а также в системе художественного образования.

Статья поступила в редакцию 27.02.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Галкина М.В., Михайлов Н.В. Практика студента отделения декоративно-прикладного искусства на производстве // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. № 1. С. 100-103.

2. Истомина Э.Г. Жостовские букеты: история промысла и художественные особенности росписи подносов // Каталог выставки «Царский букет: искусство Жостова» / под ред. Н.Д. Морозова, Н.П. Зимарина. М., 2015. С. 28-48.

3. Канапьянова Р.М., Гуляев П.С. Декоративно-прикладное искусство как синтез народной культуры и творчества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2 (70). С. 68-73.

4. Косогорова Л.В. Этнокультурная образовательная среда как фактор освоения декоративно-прикладного искусства студентами вуза // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1 (45). С. 146-150.

5. Максимович В.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства // Научный диалог. 2016. № 12 (60). С. 387-400.

6. Народные мастера. Традиции, школы / под ред. М.Л. Некрасовой. Вып. I. Изобразительное искусство. М., 1985. 295 с.

7. Шокорова Л.В. Художественное образование в области традиционного прикладного искусства в условиях глобализации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6 (60). Ч. 1. С. 208-212.

REFERENCES

1. Galkina M.V., Mikhailov N.V. [Practice of students of the Department of decorative arts production]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2014, no. 1, pp. 100-103.

Visy

2. Istomina E.G. [Zhostovo bouquets: the history of handicraft and artistic features of painting trays] In: Morozov N.D., Zimarin N.P., eds. Katalog vystavki «TSarskii buket: iskusstvo Zhostova» [Catalogue of the exhibition "Royal bouquet: the art of Jostovo"]. Moscow, 2015. pp. 28-48.

3. Kanap'yanova R.M., Gulyaev P.S. [Decorative-applied art as a synthesis of popular culture and creativity]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2016, no. 2 (70), pp. 68-73.

4. Kosogorova L.V. [Ethno-cultural educational environment as a factor in the development of decorative-applied art students]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2012, no. 1 (45), pp. 146-150.

5. Maksimovich V.F. [Theoretical-methodological bases of training specialists in the field of traditional applied art]. In: Nauchnyi dialog [Scientific dialogue], 2016, no. 12 (60), pp. 387-400.

6. Nekrasov M.L., ed. Narodnye mastera. Traditsii, shkoly. Vyp. I. Izobrazitel'noe iskusstvo [Craftsmen. Traditions, schools. Iss. I. Fine arts]. Moscow, 1985. 295 p.

7. Shokorova L.V. [Art education in the field of traditional applied art in the context of globalization]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological science. Theory and practice], 2016, no. 6 (60), p. 1, pp. 208-212.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Пилипер Диана Валерьевна - аспирант кафедры живописи Московского государственного областного университета; e-mail: dinuly77@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Diana V Piliper - postgraduate student of the Department of painting, Moscow Region State University;

e-mail: dinuly77@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Пилипер Д.В. Производственная практика в системе подготовки художников декоративно-прикладного искусства на примере жостовской росписи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 177-183. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-177-183

FOR CITATION

Piliper D. Production practice in the system of preparing artists of decorative-applied art on the example of zhostovo painting. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 2, рр. 177-183. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-177-183

Visb;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.