Научная статья на тему 'Особенности Московского письма'

Особенности Московского письма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
840
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКОЕ ПИСЬМО / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИИ / МФ ВШНИ / ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Солопова А. А.

В статье дается описание ключевых особенностей московской росписи, ее истории и процесса создания изделий от проекта до выполнения в материале. Особое влияние уделяется отличиям московского письма от жостовской росписи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности Московского письма»

Солопова А.А., студентка Московского филиала Высшей школы народных искусств (институт). Научный руководитель: Федотова О.В. (ректор ВШНИ, кандидат педагогических наук, доцент); научный консультант: Цветков Г.В. (доцент кафедры «Художественная роспись »)

ОСОБЕННОСТИ МОСКОВСКОГО ПИСЬМА

Аннотация: В статье дается описание ключевых особенностей московской росписи, ее истории и процесса создания изделий от проекта до выполнения в материале. Особое влияние уделяется отличиям московского письма от жостовской росписи.

Ключевые слова: Московское письмо, декоративно-прикладное искусство, традиции, МФ ВШНИ, жостовская роспись.

Solopova A.A., student of High School of Folk Arts (institution) Moscow branch. Scientific director Fedotova O.V., (candidate of pedagogical science, associate professor); Scientific adviser Tsvetkov G.V. (associate professor of the chair department of Art Painting)

SPECIAL FEATURES OF MOSCOW PAINTING

Abstract: This article describes the key features of Moscow painting, its history and the process of creating a product from a project to realization in material. Special attention is paid to the distinctive features of Moscow painting from Zhostovo painting.

Русские художественные лаки - один из самых уникальных видов

декоративно-прикладного искусства России. Существует много разновидностей

росписи лаковых изделий. Палех, Федоскино, Нижний Тагил, Холуй, Жостово,

Москва - это традиционные центры производства подносов и шкатулок с

декоративной росписью. Каждый из этих центров имеет свои характерные

особенности, отличающие их друг от друга. Особое место среди лаковых

77

производств занимает Москва (Московское письмо). Сегодня Московское письмо от Жостовского могут отличить только профессионалы, работающие в этой области. Хотя разница в художественно-стилистических особенностях между этими видами декоративного письма существенная.

Для того, что бы понять исключительность Московского письма, нужно изучить его историю, стилистические характеристики. А также нужно знать историю и особенности Жостовского промысла.

Рядом с деревней Жостово специализированная артель «Металлоподнос» появилась в 1928 г., сложилась она из небольших групп мастеров, занимавшихся выпуском железных подносов. В 60-х годах открылась Жостовская фабрика декоративной росписи. «Золотым веком Жостово» называют 1970-80-е годы. В этот период на производстве работали лучшие художники своего времени.

В XXI веке Жостовская фабрика переживает небольшой кризис. Происходит спад производства, уменьшается спрос на товар, из-за обилия более дешёвых китайских подделок. Жостово, как промысел, лишается поддержки государства. Но, не смотря на всё это, фабрика не прекращает своё существование.

Официальное объедение мастеров, занимающихся декоративной росписью в Москве, сформовалось немного позже, чем артель в Жостово. В 1946 открылось предприятие «Художественная гравюра» (первоначально «Металлодеталь»). Создано оно было для возрождения декоративной росписи по металлу, исторически известной на территории города Москвы.

С целью подготовки художников, для работы на этом предприятии, в Московской школе художественных ремесел (образованной в 1975г) было открыто отделение «Художественная роспись по металлу». Одним из выпускников этого отделения стал Г. В. Цветков, который в дальнейшем работал мастером производственного обучения и был основателем развития московской декоративной росписи в МШХР.

По сегодняшний день Григорий Викторович является преподавателем

Вышей школы народных искусств (института) и передает свои знания студентам

кафедры «Художественная роспись по металлу и папье-маше». Сегодня данная

78

кафедра продолжает активно заниматься сохранением и развитием Московского письма. Слова Г.В. Цветкова - «Поднос - он как райский сад, как картина, как произведение искусства!», дают вдохновение для творческой деятельности каждому студенту, обучающемуся у этого мастера.

Московское письмо при становлении в профессиональном образовании пережило большой прорыв в своём развитии. От первоначального копирования известных мотивов, в числе которых было и Жостово, до самодостаточного оригинального стиля. Была проделана большая работа по изучению исторических особенностей Московского письма, разработаны авторские программы обучения студентов.

Сравнительная таблица «Московское письмо» и « Жостовская роспись».

«Московской письмо»

(На примере Московского Филиала Высшей школы народных искусств (института))

«Жостовская роспись»

(На примере фабрики Жостово)

Сходства

Общие исторические истоки

Используемые материалы

Отличия

Технологии изготовления изделий и художественные техники

Колорит

Композиция

Используемые в проектах сюжеты (миниатюра в Московском письме)

Орнамент

Ассортимент изделий

На сегодняшний день художники, занимающиеся Московской и Жостовской росписью, используют в своей работе одинаковые материалы. Роспись ведется

кистями из натуральной белки масляными красками. В качестве разбавителя принято брать льняное масло. Мастера в Жостово с той же целью иногда используют скипидар.

Для различных эффектов в росписи применяются металлизированные порошки, алюминиевая и бронзовая пасты, сусальное золото. Для исполнения фонов в под «мрамор» применяется уайт-спирит.

Довольно редко, но все же встречается инкрустация перламутром. Маленькое количество изделий, выполненных с использованием этого материала, объясняется очень сложным процессом их изготовление.

Отличительных особенностей между Московским письмом и Жостовским гораздо больше, чем общих черт. Большие различия имеют техника изготовления изделий и процесс росписи.

На Жостовской фабрике подносы изготавливаются в несколько этапов. Стоит учитывать, что Жостовская фабрика занимается массовым производством изделий. Поэтому, сейчас для выполнения всех этапов работы существует отдельный человек. Подготовку подноса к росписи, декоративную роспись, нанесение орнамента и отделку выполняют разные люди. Конечно, на фабрике работает группа художников, которые занимаются частными заказами единолично и выполняют их от начала до конца, но в основной массе, изделия с Жостовской росписью - это не работа одного мастера, а скорее коллективный труд.

Художников Московского письма с момента поступления в колледж или институт Высшей школы народных искусств, обучают всему процессу изготовления изделий.

Студенты, а позже художники, начинают свою работу с создания проекта будущего произведения. Выполняются проекты на бумаге, натянутой на планшет,

акварельными или гуашевыми красками.

Далее студенты занимаются подготовкой изделий к росписи. Сами формы изделий заказываются у частных мастеров (шкатулки у мастеров-заготовщиков из Мстеры или покупаются у мастеров на Измайловском рынке, подносы у частных мастеров из Жостово, мебель у частных резчиков по дереву или ковщиков).

Следующий этап - это художественная роспись. Существует несколько техник росписи в стиле «Московского письма».

1.«Ала-прима» - это роспись, выполняемая в один слой.

2.«Сквозное письмо».

Роспись, в которой на поверхность первым слоем наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои

(т.к. пропись ведется лессировочными красками), металлизированные подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения.

3. «Плотное, многослойное письмо» - самая часто используемая техника. Она позволяет добиться ощущения объёма и многоплановости. Первым слоем пишется разбеленный «замалевок». При последующей росписи, именно он придает яркость и «свечение» краскам. Второй слой - это нанесение цвета на «замалевок».

Последующие слои - это уточнение форм, добавление оттенков, блики, «чертежка». В этой технике используется больше трех, а иногда и шести слоев, каждый из которых покрывается лаком.

Изделия, выполненные в технике Московского письма, можно отличить по использованному колориту. Для них характерно применение живописных многотональных фонов (сочетание светлых и темных, контрастных, ярких или наоборот пастельных оттенков).

Тогда, как для Жостово, традиционно используется более лаконичное решение фонов подносов. Их колорит отличается простотой и ясностью. Популярны гладкокрашеные подносы в черный, оранжевый, зеленый или синей тон. Кроме этого часто можно встретить фон, выполненный в два - три цвета, со светлой центральной частью и более темными краями. Такая игра светлых и темным тонов позволяет художникам Жостово добиться ощущения «света» исходящего из центра подноса.

Кроме традиционного колорита в Жостово существует несколько сложившихся типов композиций. Самым распространенным является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Также есть цветочные композиции такие как: «венок» - цветы с листьями расположены по ободу подноса, а в середине остается пространство; «Ветка с угла» - цветы с листьями написаны по направлению от одного из углов к центру.

В московском письме более свободная манера изображения растительных мотивов в композиции. Выбор всегда принадлежит автору, его творческой натуре. Особенность Московского письма заключается в ассиметричном композиционно-структурном построении. Натуралистическая манера письма позволяет художнику использовать в своей композиции такие элементы, как: капли росы, паутинки, рокалины, бантики, драпировки, перья, бусины, изображение различных насекомых и даже птиц. На композицию подносов заметное влияние оказывают исторические стили рококо и модерн.

Еще одна отличительная особенность Московской росписи - сочетание миниатюрного и мазкого письма. Означает это, что кроме цветов и орнаментов, художники изображают тематический сюжет в композиции изделия. Каждая работа имеет свою тематику, например: «городская», «деревенская», «русская», «восточная», «сказочная» и др. Часто используется пейзаж или натюрморт в сочетании с цветочно-орнаментальной композицией.

Ассортимент изделий с декоративной росписью в стиле Московского письма очень разнообразен. Выполняется роспись на всевозможных предметах интерьера: столах, стульях, скамейках, комодах, сундуках, рам для зеркал и др. При этом расписываются традиционные формы подносов, шкатулок, ларцов и т. д.

Жостово же сейчас позиционирует себя как предприятие, выпускающее подносы различных форм и размеров, а также броши, заколки и даже не традиционные для этого промысла - стеклянные наборы стаканов и графинов, расписанные масляными и акриловыми красками.

Имея общие корни, Московская и Жостовская роспись прошли совершенно разный исторический путь. От первоначального копирования известных мотивов московские художники перешли к самодостаточному оригинальному стилю. Можно сказать, что традиционная московская роспись несет огромный и не заменимый вклад в развитие декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, и занимает особое место среди лаковых производств России.

Список литературы:

1. Федотова О.В. «Московское письмо» - Мск.:МФ ВШНИ, 2014.

2. Федотова О.В. «Особенности профессионального образования в лаковой миниатюрной живописи» - Мск.:ИТПИ, 2010

3. Архангельская И. Ю. «Материаловедение и технология художественной росписи по металлу и папье-маше» - СПб.:издательство СПбГУ,2006

4. Трясцина «Расширение возможностей обучения художника-мастера росписи по металлу» - ТПИ и образование Спб, 2008

5. Коромыслов Б.И. «Жостовская роспись»- 1977г

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.