Научная статья на тему 'Проблемы развития декоративно-прикладного искусства: преемственность и подготовка кадров'

Проблемы развития декоративно-прикладного искусства: преемственность и подготовка кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3347
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ПЕДАГОГИКА / PROBLEMS OF DECORATIVE AND APPLIED ART / FOLK ART / FOLK CRAFTS / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкина М.В., Хмелев Р.А.

В статье рассматриваются проблемы декоративно-прикладного искусства с точки зрения сохранения традиций, передачи опыта и подготовки кадров. Анализируется организация обучения художников-прикладников в России, роль ДПИ в социокультурной жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панкина М.В., Хмелев Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF DECORATIVE AND APPLIED ART: CONTINUITY AND TRAINING

The article deals with the problems of arts and crafts in terms of preserving traditions, transferring experience and training personnel. The organization of training of applied artists in Russia is analyzed. The role of this art in the sociocultural life of society is defined.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития декоративно-прикладного искусства: преемственность и подготовка кадров»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 371

М. В. Панкина Р. А. Хмелев

г. Екатеринбург, Россия

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются проблемы декоративно-прикладного искусства с точки зрения сохранения традиций, передачи опыта и подготовки кадров. Анализируется организация обучения художников-прикладников в России, роль ДПИ в социокультурной жизни общества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проблемы декоративно-прикладного искусства, народное творчество, народные промыслы, педагогика

M. V. Pankina R. A. Khmelev

Yekaterinburg, Russia

PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF DECORATIVE AND APPLIED ART:

CONTINUITY AND TRAINING

ABSTRACT. The article deals with the problems of arts and crafts in terms of preserving traditions, transferring experience and training personnel. The organization of training of applied artists in Russia is analyzed. The role of this art in the sociocultural life of society is defined.

KEYWORDS: problems of decorative and applied art, folk art, folk crafts, pedagogy

В настоящее время существует огромное количество стилей и направлений как в станковой и монументальной живописи, графике и скульптуре, так и в декоративно-прикладном искусстве. Среди самых популярных промыслов России можно выделить нижегородскую, дымковскую и богородскую игрушку, изделия из кости Холмогор, Тобольска и Чукотки, лаковую миниатюру Палеха, нижнетагильскую лаковую роспись, жостовские подносы и т.д. Отрасли и направления декоративно-прикладного искусства развиты не только в России. Великолепные изделия создаются по всему миру, например, китайская фарфоровая миниатюра, японские декоративные панно, грузинские эмали и многие другие. Из всех вышеупомянутых направлений некоторые пользуются коммерческим спросом и популярны, другие же близки к вымиранию и нуждаются в скорейшем восстановлении. Это необходимо,

так как декоративно-прикладное искусство способствует сохранению самобытности народов, исторически накопленного социокультурного опыта, восстановлению утраченных знаний и традиций. Декоративно-прикладное искусство региона - это важная составляющая его бренда, фактор привлечения туристического потока и развития территории. Проблемы, которые окружают декоративно-прикладное искусство глобальны и не касаются исключительно российских мастеров и направлений, они являются общими для всех стран и художественных направлений.

Целью данной работы является анализ проблем сохранения истинного смысла декоративно-прикладного искусства, подготовки кадров, его роли в социокультурной жизни общества.

Культура - это всегда трансляция опыта, которая чаще всего проходит через педагогическую практику, через подготов-

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

ку. Понятие «культура» стали использовать в Древнем Риме как противоположность понятию «натура» - природа. Оно значило «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противовес «естественному», «дикому», «первозданному» [3].

Подготовка художников декоративно-прикладного искусства велась с древних времен, свой опыт мастер передавал ученикам. Но если рассматривать государственные программы по обучению ДНИ, которые в дальнейшем привели нас к системе, существующей по наши дни, то, начать следует именно с них. Включать ДНИ в образовательные программы вузов и школ начали с 1941 года. В Московском городском педагогическом институте им. В.П. Потемкина была внедрена первая программа художественной графики. Бурное развитие художественно-графические факультеты получили в 1950-60-х годах [2]. В это время ДНИ рассматривалось как вид трудовой деятельности, а, следовательно, требовались не только умения и навыки художественной подготовки, но и трудовые навыки, а также элементы проектирования и черчения.

В 1950-е годы в школах появляется предмет «Труд», который должен был помочь ученикам овладеть начальными навыками ручной работы и ремесленничества. Существовало гендерное различие программ. Девушки занимались шитьем, готовкой, вязанием, юноши - обработкой дерева, металла, работали на столярных и фрезерных станках. Некоторые преподаватели выходили за программу курса и обучали студентов декорированию тканей, художественной вышивке и другим видам ДНИ [1]. Данное школьное направление породило спрос на преподавателей и вузы начали готовить будущих педагогов-художников. В середине 1960-х годов спрос на таких специалистов стал больше, чем обычно, и в большинстве вузов были открыты кафедры декоративно-прикладного искусства, которые готовили студентов для преподавания в школе не

только труда, но и предметов ИЗО и черчения.

К 1980 году в РСФСР сформировалась отлаженная система по изготовлению произведений ДНИ и по подготовке кадров, работающих в данном направлении. В школах ученикам преподавали основы труда, ИЗО и черчения, а также основные виды ДНИ и его особенности, то есть теоретическую часть предмета, в ВУЗах готовили студентов более углубленно, также велась подготовка педагогов, которые будут работать в школах и лицеях. Цеха и заводы, в свою очередь, выпускали изделия. «Исследователи отмечали хорошо организованные занятия по декоративно-прикладному искусству в Смоленском пединституте, где много внимания уделяли керамике и художественному оформлению тканей. В Краснодаре отличные дипломы выполняли в фарфоре. У москвичей сложились хорошие традиции в подготовке студентов по деревянной мозаике, чеканке, керамике. На художественно-графическом факультете Хабаровского пединститута хорошо была поставлена работа по созданию деревянной игрушки и росписи тканей» [2]. В Москве и Ленинграде, а также в ряде областных центрах формируются мощнейшие кафедры ДНИ, которые позволяют знакомиться с прикладным искусством не только на самодеятельном, но и на профессиональном уровне, и, что самое интересное, техническое оснащение вузов позволяет им это делать. Составы педагогов и учителей становятся авторитетными и значимыми - это художники, которые знают свое дело, и кроме того, знают, как его преподать студентам и учащимся.

В этот период появляется понимание возможностей ДНИ в воспитании патриотизма, роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества возрастает, признается национальный характер народного декоративного искусства, глубже разрабатывается теория народного искусства. Увеличивается интерес к декоративно-прикладному искусству в специальных учебных заведениях [3]. В 1990 годы

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

«происходит осознание важности сохранения и развития региональных видов ДНИ» [2].

В основе изделий декоративно-прикладного искусства и народного творчества 80-х годов лежали традиции и обычаи предшествующих поколений, устойчивость формы и стереотипы. В 90-е годы на смену опытным мастерам пришли молодые, которые получили хорошую художественную подготовку, а, следовательно, их интересовал эксперимент как в области технологий (анилиновые красители, современные материалы и технологии), так и в области идеи и замысла, в широте охватываемых тем. Таким образом, в отлаженную систему производства и выпуска начала попадать самодеятельность, частично излишняя. Мы не хотим сказать, что актуальность и современность произведений ДНИ это плохо, но должны сохраняться традиции и четкое понимание основных принципов изделия того или иного направления.

Тем не менее самодеятельность и профессиональное изготовление предметов ДНИ привело к сближению цехов и индивидуальных мастерских, стиранию границы между ними. Были созданы комитеты и комиссии по отбору «настоящих» произведений народного промысла из огромного количества самобытных и самодельных вещей. Многие предприятия застопорились на бесчисленном самокопировании и ремесленническом воспроизведении популярных коммерческих изделий.

Такие проблемы и аспекты производства объектов ДНИ можно выделить в крупных региональных центрах, а что касается мелких городов и деревень, где народные художественные промыслы имели собственное развитие и не получали финансируемой поддержки государства, тут стоит сказать отдельно. Отдельных промыслов, не охваченных модернизацией и массовым производством, поддержкой государства, было ненамного меньше. Есть очень много направлений, которые не были отмечены в СССР и не поставлены на

массовое производство, но они не менее значимы для истории культуры России. Частично утраченные традиции далеких и небольших народов пытаются восстановить в вузах инициативные и знающие преподаватели, но большинство таких изделий и техник остаются редкими, принадлежащими узкой группе лиц, населяющих ту или иную территорию [1]. Этих усилий недостаточно для полного сохранения и развития самобытных ремесел.

К таким промыслам, например, относится искусство народов Сахалина и Дальнего Востока, Чукотки, Камчатки, севера Сибири. Удаленность данных территорий способствовала сохранению их истинных народных традиций, которые давно сформировались, но, к сожалению, ни технологии, ни художественные образы и их смыслы недостаточно известны и изучены. Мастера передают свои навыки из поколения в поколение, но с течением времени их молодые преемники все меньше обращают внимание на сакральный, скрытый смысл предметов, на их символику, им не хватает знаний о семантике образов, что превращает изделия в «слепое» копирование опыта старых мастеров [1]. Эстетическая сторона, внешняя художественная форма многих народных предметов выходит на первый план и, таким образом, изделие не несет в себе в полной мере истинный смысл, который присущ народному искусству.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы ДНИ:

- излишняя самодеятельность индивидуальных мастеров нового поколения, прошедших хорошую художественную подготовку, которые утрачивают традиции прошлого;

- излишняя консервативность и коммерциализация промышленных государственных предприятий и мастерских, которые не дают направлениям развиваться;

- недостаток внимания и должного освещения далеких и неизведанных территорий и народностей с их уникальными

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

промыслами, нехватка преемников у мастеров для сохранения их опыта;

- недооценка социокультурной значимости предметов ДНИ для сохранения национального менталитета, воспитания подрастающего поколения и развития территорий.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что роль декоративно-прикладного искусства изменилась как в обществе, так и в государственных структурах, образовались отлаженные системы по производству изделий и подготовке

специалистов как в художественной сфере, так и в педагогической. Возрос национальный интерес к предметам ДНИ и к народным художественным промыслам. Людям все больше хочется сохранить вымирающие традиции прошлых поколений и, по возможности, преумножить их. Однако для этого необходимо осознать проблемы, существующие в данной области культуры, попытаться переосмыслить педагогическую и производственную практики при подготовке специалистов и создании изделий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворожцова Е.В. Декоративно-прикладное искусство коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Крайнего Севера и северо-востока Сибири в собрании Сахалинского государственного областного художественного музея // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Вып. 1. Южно-Сахалинск, 2008. С. 20-25.

2. Соколов М.В. Изменение роли декоративно-прикладного искусства в художественном образовании России второй половины XX - начала XXI веков // Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности. Сборник научных трудов. - Чебоксары, 2014. С. 25-34.

3. Троянская С.Л. Педагогика: тезисы лекций и практические занятия. [Электронный ресурс]. - URL: http://vaniorolap.narod.ru (дата обращения 25.02.2017).

4. Национальное и интернациональное в предметно пространственной среде меняющегося мира // ДИ СССР. - 1982. - № 12. - С. 2-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.