премия «Студент года» - уникальный конкурсный и образовательный проект для обучающихся образовательных организаций Российской Федерации, имеющих особые достижения в учебной, научной, спортивной, творческой и общественной жизни. Премия реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» Национального проекта «Образование». Организаторами премии являются Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, автономная некоммерческая организация «Россия - страна возможностей» и Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи». Ежегодно Центр демонстрирует свою деятельность на региональном этапе Национальной премии в номинации «Студенческий клуб года», по итогам которого участники неоднократно становились победителями, представляя затем ее результаты на Всероссийском этапе.
Обобщая изложенное, отметим, что целенаправленная, систематическая работа Центра способствует реализации студентами своего творческого потенциала не только в техникуме, но и в процессе адаптации в вузе для продолжения обучения в производственных учреждениях в ходе выполнения ежедневных профессиональных заданий, достижения успеха в иных видах деятельности. Вопросы, связанные с организацией стимулирования и мотивацией студенческой деятельности, решаются в соответствии с Положениями о студенческом самоуправлении и стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов ГБПОУ ССТ, утвержденными директором техникума по согласованию со студенческой первичной профсоюзной организацией.
В соответствии с Положением о студенческом самоуправлении в ГБПОУ ССТ основными видами стимулирования и мотивации студентов являются награждение благодарностями, почетными грамотами техникума, Союза строителей СК, грамотами Администрации города Ставрополя, Думы Ставропольского края, Министерства образования СК и др. за активное участие в различных областях студенческой деятельности. Наряду с указанными видами морального поощрения, помимо государственной академической стипендии в техникуме предусмотрен стипендиальный фонд для награждения студентов за достижение высоких результатов в общественной, научной, творческой, спортивной деятельности техникума, города, края и т. д. через повышение академической стипендии. Результативность в указанных видах деятельности учитывается наравне с академической успеваемостью студентов при выдвижении кандидатур на стипендию СРО, ФПСК, именную стипендию губернатора Ставропольского края. В качестве одного из эффективных средств мотивационного управления деятельностью студентов можно назвать уже ставшее традиционным для техникума ежегодное вручение на торжественной линейке, посвященной Дню знаний, переходящего кубка
Библиографический список
«Самая активная группа ССТ» и именных медалей студентам-выпускникам за активную жизненную позицию, талант и высокие достижения в творческой жизни техникума при вручении дипломов.
Основными социальными партнерами при реализации Программы развития социальной компетентности студентов являются Ставропольская краевая общественная организация «Российский Союз Молодежи»; МБУ г Ставрополя «Центр молодежных инициатив «Трамплин»»; МБУ г Ставрополя «Центр патриотического воспитания молодежи»; ГБОУ ДОД «Краевой центр развития творчества детей и юношества им. Ю.А. Гагарина»; ГБУК «СКУНБ им. М.Ю. Лермонтова»; Ассоциация «Саморегулируемая региональная организация строителей Северного Кавказа»; ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет» и другие.
Социальные партнеры (руководители и специалисты) принимают участие в различных мероприятиях, например, в качестве членов жюри - в период проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей; как эксперты - в деловых играх; как специалисты-аналитики - в заседаниях круглых столов, встреч со студентами и т. д. В свою очередь, студенты техникума являются активными участниками совместных с социальными партнерами мероприятий, таких как, например, «Школа актива учащейся молодёжи Ставропольского края» (Ставропольская краевая общественная организация «Российский Союз Молодежи»), Лагерь студенческого актива «Лидер ПРО» (Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Центр молодежных проектов»), Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств «Солнце внутри нас» (ГБУЗ ККНД), проект «Битва студий» (ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет») и другие.
Таким образом, для успешного развития социальной компетентности студентов СПО необходимы следующие педагогические условия:
- неформальное функционирование студенческого самоуправления;
- создание и развитие творческих объединений и коллективов студентов;
- конструирование стимулирующей среды как гармоничного сочетания стимулирующих воздействий (морального и материального характера) и мотива-ционного управления активностью студенческой молодежи;
- осуществление социального партнёрства с молодежными организациями различных уровней, будущими работодателями в совместной реализации проектов, мероприятий и др.
Следует отметить, что указанные педагогические условия должны быть предопределены спецификой образовательной деятельности с учетом особенностей контингента студентов, а также стратегических направлений деятельности образовательной организации, исходящими из ее социальной миссии.
1. Ромаева Н.Б., Кузьмина С.В. Модель развития социальной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования. Гуманитарные науки. 2019; № 3 (49): 54-60.
2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. Москва, 2000.
3. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. Москва, 2010.
4. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2000.
5. Зверева М.В. О понятиях «дидактические условия». Новые исследования в педагогических науках. Педагогика. 1987; № 1: 29-32.
6. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия». Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014; № 2.
References
1. Romaeva N.B., Kuz'mina S.V. Model' razvitiya social'noj kompetentnosti studentov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Gumanitarnye nauki. 2019; № 3 (49): 54-60.
2. Bozhovich L.I., Konnikova T.E. Nravstvennoe formirovanie lichnostishkol'nika v kollektive. Moskva, 2000.
3. Belikov V.A. Obrazovanie. Deyatel'nost'. Lichnost': monografiya. Moskva, 2010.
4. Ippolitova N.V. Teoriya iprakiika podgotovkibuduschih uchitelejkpatrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2000.
5. Zvereva M.V. O ponyatiyah «didakticheskie usloviya». Novye issledovaniya v pedagogicheskih naukah. Pedagogika. 1987; № 1: 29-32.
6. Volodin A.A., Bondarenko N.G. Analiz soderzhaniya ponyatiya «Organizacionno-pedagogicheskie usloviya». Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2014; № 2.
Статья поступила в редакцию 27.03.24
УДК 378
Salmanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Secondary Vocational Education, Professional Pedagogical College,
Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Suleymanova Z.Z., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia);
General Director, Museum-Reserve-Ethnographic Complex "Dagestan Aul" (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF THE PROCESS OF DEVELOPING A PROFESSIONAL IMAGE IN STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES. The article highlights a problem of forming a professional image among students mastering creative specialties in modern Russian universities. To solve this problem, the authors study the definition of the term "professional image", take into account the specifics of the educational, and later professional activities by persons mastering the above-mentioned area of training. The work determines the place that this process occupies in the system of students' professional and personal competencies. The possibilities of various educational activities organization forms in the process of this development are considered. The authors reveal factors that have the most significant impact on the effectiveness inherent in them in this sense. The article provides the most significant organizational and pedagogical conditions, which are to be observed to contribute to improving the developing process of the professional image in students.
Key words: higher education, training of students of creative specialties, formation of professional image, educational activities, extracurricular activities
Д.А. Салманова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. среднего профессионального образования профессионального педагогического колледжа ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected] З.З. Сулейманова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», ген. директор ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования профессионального имиджа у студентов, осваивающих творческие специальности в пространстве современных российских вузов. Для раскрытия этой проблемы авторы выводят определение термина «профессиональный имидж», максимально учитывающее специфику реализации учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности лицами, осваивающими обозначенные направления подготовки. Определяется место, которое этот процесс занимает в становлении системы профессиональных и личностных компетенций учащихся. Рассматриваются возможности различных форм организации образовательной деятельности в ходе развития данной характеристики. Выделяются факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на эффективность, присущую им в этом смысле. Рассматриваются наиболее значимые организационно-педагогические условия, соблюдение которых может способствовать повышению эффективности процесса развития профессионального имиджа студентов.
Ключевые слова: высшее образование, подготовка студентов творческих специальностей, формирование профессионального имиджа, учебная деятельность, внеучебная деятельность
Актуальность темы статьи связана с фактами глубоких преобразований в экономической, социальной и культурной жизни нашей страны, происходивших на протяжении трёх последних десятилетий (О.Н. Валеева, Е.А. Гасаненко, Л.Г Пак, А.Ю. Панасюк). Одной из основных причин этих изменений является стремительное развитие производственных и телекоммуникационных технологий (Н.В. Горбунова, И.Т. Кочергин, О.В. Третьяков, Н.Ю. Фоминых, А.А. Хапай). Рост автоматизации ряда сфер деятельности, упрощение деловой и иных видов коммуникации, необходимость работы с почти безграничными информационными потоками способствуют существенным изменениям в требованиях социума к подготовке вузами высококвалифицированных профессионалов и активных общественных деятелей [1, с. 9]. Сказанное касается будущих представителей практически всех специальностей, в том числе и творческих [2]. В подобных условиях одним из необходимых компонентов компетентности лиц, осваивающих соответствующие направления подготовки, является профессиональный имидж (К.И. Атаманская, О.В. Агошкова, С.Н. Бегидова, И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова, ГВ. Макотрова, Л.В. Манжос). Современные педагоги склонны трактовать его как одну из базовых профессионально-личностных характеристик (Н.Е. Лебедев, И.В. Лебедева, Л.М. Семенова). Достаточный уровень её развития обеспечивает студенту возможность проявить себя как будущего специалиста высокого уровня, найти наиболее эффективные пути и способы самореализации (В.И. Андреев, Н.Н. Григоренко, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, О.В. Субботина). Кроме того, сформированный профессиональный имидж позволит обучающемуся скорее овладеть методами квалифицированного, в том числе нестандартного, для решения различных задач как по ходу реализации своих непосредственных обязанностей, так и в иных сферах [3]. Из вышеизложенного следует, что успешное завершение развития этой черты компетентностного портрета в образовательном пространстве вуза позволяет надеяться на успешное трудоустройство выпускника по специальности, обеспечивая при этом его поступательное продвижение к вершинам профессионализма [4]. Некоторым вопросам, связанным с развитием столь важной характеристики силами современной организации ВО, действующей на территории Российской Федерации, посвящено наше исследование [5-16].
Соответственно, его цель состоит в определении специфики процесса развития профессионального имиджа у осваивающих творческие специальности студентов современных российских вузов.
С данной целью коррелируют следующие задачи: на основе анализа существующих научных и методических разработок вывести определение термина «профессиональный имидж», максимально учитывающее специфику реализации учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности лицами, обучающимися по интересующим нас направлениям подготовки; определить место, которое его формирование занимает в развитии системы профессиональных и личностных компетенций учащихся; рассмотреть возможности ряда форм организации образовательной деятельности в процессе развития данной характеристики; выделить факторы, оказывающие влияние на эффективность, присущую им в этом смысле; сформулировать наиболее значимые организационно-педагогические условия, соблюдение которых может способствовать повышению эффективности процесса развития профессионального имиджа у студентов творческих специальностей.
Методы исследования, применявшиеся нами по ходу решения этих задач, включали анализ собственного педагогического опыта, а также изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.
Научная новизна статьи обосновывается фактом наличия в ней расшифровки дефиниции «профессиональный имидж», максимально соответствующей специфике реализации учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности лицами, осваивающими программы творческих направлений подготовки.
Её теоретическая значимость заключается в демонстрации роли, которую формирование этой характеристики занимает в развитии системы профессиональных и личностных компетенций учащихся.
Практическая значимость - в определении системы наиболее значимых организационно-педагогических условий, соблюдение которых может способствовать повышению эффективности процесса развития профессионального имиджа у студентов творческих специальностей.
Анализ трудов учёных, посвящённых рассматриваемой проблеме, позволяет констатировать хорошую изученность некоторых аспектов формирования профессионального имиджа лиц, осваивающих творческие специальности. Рассмотрим их более подробно (табл. 1).
Таблица 1
Исследованные аспекты процесса развития профессионального имиджа у будущих представителей творческих профессий
Авторы Аспекты
Е.А. Гасаненко Ход и оценка результатов процесса формирования готовности обучающихся к проектированию развития интересующей нас характеристики
С.В. Яндарова Содержание и функции построения имиджа личности, мотивация учащихся к проявлению соответствующей активности
И.К. Черемушникова Анализ феномена профессионального имиджа с социально-философских позиций
О.Н. Валеева Проблемы оценки педагогического потенциала образовательной организации как средства его формирования
У.С. Некрасова Определение философско-антропологического измерения рассматриваемой черты компетентностного портрета
Л.М. Семенова Вопросы, связанные с разработкой концепции формирования профессионального имиджа будущих специалистов
О.А. Жеребненко Социально-психологические особенности процесса развития профессионального имиджа в период обучения в вузе
Кроме того, ряд вопросов, связанных с практикой развития профессионального имиджа обучающихся силами педагогического коллектива организации высшего образования нашёл своё отражение в учебной и методической литературе (Е.В. Змановская, А.П. Панфилова, Е.Б. Перелыгина, Л.М. Семенова, В.М. Шепель). Конечно, обширность исследуемой проблематики пока не позволяет осветить все её аспекты ни в научной литературе, ни в учебно-методической [5, с. 120]. Однако анализ существующих на сегодняшний день работ предоставляет нам возможность для формулировки сущностной характеристики феномена профессионального имиджа студента, осваивающего одну из творческих специальностей.
Данный термин можно трактовать как интегративную характеристику, отражающую степень выраженности профессиональных и личностных качеств, особенности реализации индивидом поведенческих моделей, когнитивной и коммуникативной активности, транслируемую во внешнее окружение посредством определённых сигналов. Приемлемая степень её сформированности подразумевает наличие у будущего представителя творческой профессии целостного и яркого представления о себе как формирующемся профессионале в выбранной области, способном оптимально реализовывать соответствующие функции и действия [1, с. 11].
Формирование профессионального имиджа занимает важное место в подготовке будущих специалистов, бакалавров и магистров по творческим на-
правлениям. Его удачное завершение, помимо достаточного уровня развития указанной характеристики, приводит к ряду иных положительных результатов [3]. Например, учёные выделяют следующие результаты: интенсификация процесса осознанного принятия студентом системы ценностей, характерных для его будущей профессии [4]; более глубокое понимание субкультуры и профессиональной этики, специфичных для его профессиональной группы [6]; некоторое расширение диапазона положительного жизненного и квазипрофессионального опыта [7]; снижение затруднений при интеграции в профессиональную среду, а в дальнейшем - более эффективное функционирование в выбранной профессиональной сфере (О.Н. Валеева, О.А. Жеребенко, С.Н. Захарова, И.А. Лашкина, Е.А. Опфер, Л.П Пак, А.Ю. Панасюк); большая степень соответствия ожиданиям потенциальных работодателей [5].
Рассматриваемая интегративная характеристика может формироваться в ходе реализации всех основных форм учебно-воспитательной деятельности студентов, осваивающих творческие специальности в пространстве современных вузов [2]. Так, на лекционных и практических занятиях по дисциплинам, ориентированным на развитие профессиональных и общепрофессиональных компетенций учащихся, очерчивается круг функциональных обязанностей будущих профессионалов. Однако при соблюдении ряда условий, о которых будет сказано ниже, также происходит осмысление учащимися необходимости создания собственного профессионального имиджа в выбранной сфере труда, и это может происходить, по мнению С.Н. Ждановой, еще в период довузовского обучения в условиях дополнительного образования школьников [6].
Формирование имиджа представляется возможным по ходу прохождения студентами различных практик (ПВ. Антонова, М.В. Арискин, А.П Бондарчук, Ф.И. Мирзабалаева). Во время их реализации осуществляется расширение представлений учащихся об осваиваемой профессии и, возможно, также об имидже человека, добившегося существенных успехов в данной области [8]. Кроме того, происходит осмысление студентами профессионального призвания, освоение приёмов конструирования идеального образа личности профессионала, а значит, также принятие и становление определённого стиля социально приемлемого профессионального поведения [9, с. 173].
В процессе воспитательной работы может осуществляться целенаправленное формирование профессионального имиджа студентов через организацию их участия в разнообразной деятельности [10, с. 299]. К её формам относятся волонтёрская; профессионально ориентированная [6, с. 330]; социально-проектная; досуговая [11]. Контекст их реализации может иметь направленность на создание условий для достижения каждым обучающимся личностной, социальной и профессиональной успешности [12, с. 436]. Таким образом, правильно организованная воспитательная деятельность позволяет каждому студенту выражать самобытность своей личности, а равно - умение презентовать личностный и профессиональный имидж, позитивно оцениваемый окружающими [1]. Успешность воплощения перечисленных выше форм деятельности в практике формирования рассматриваемой характеристики во многом зависит от ряда факторов. В их
Библиографический список
числе мы с определённой уверенностью можем назвать следующие: ресурсная обеспеченность образовательного процесса [10]; наличие либо отсутствие позитивного отклика и оценки внешних поведенческих характеристик со стороны окружающих [12]; динамика социокультурных условий [9]; актуальность запросов со стороны работодателей.
Минимизировать негативное влияние данных факторов при максимальном использовании их положительных сторон по ходу формирования педагогического имиджа у студентов, осваивающих творческие специальности, с определённой вероятностью позволит соблюдение ряда организационно-педагогических условий [11]. В их числе:
- активизация деятельности обучающихся, имеющих отношение к построению позитивного профессионального имиджа с учётом запросов рынка труда и профессионального сообщества (Е.В. Пименова, И.С. Сёмина, И.Ю. Соколова [11]. И.А. Фёдоров, В.М. Шепель);
- гармонизация внешних особенностей формируемого профессионального имиджа учащихся с их внутренними потенциями;
- использование разнообразных методов, форм и технологий имидж-формирующей деятельности и организации учебных ситуаций, способствующих трансляции сформированного имиджа студентами [8];
- реализация педагогических приёмов и методов, позволяющих каждому студенту осуществлять вариативное самоимиджирование, а также заниматься проектированием образа собственного профессионального будущего посредством самосовершенствования, самопознания и саморефлексии (И.Б. Байханов [7; 8] О.С. Прилепских, Т.П. Айсувакова, Ю.В. Сорокопуд [13]);
- выстраивание в образовательном процессе вуза такой среды, которая будет в наибольшей степени способствовать его совершенствованию [13];
- обеспечение эффективной своевременной коррекции возможных проявлений недостаточно позитивного профессионального имиджа [14];
- осознанное принятие студентами необходимости формирования в период получения высшего образования по творческим специальностям профессионального имиджа - одного из важнейших ресурсов профессиональной, социальной и личностной успешности [14; 15; 16].
Таким образом, для современного выпускника бакалавриата, специалитета или магистратуры сформированный профессиональный имидж является важной частью компетентностного портрета. Ввиду сложности структуры этой характеристики при её формировании следует использовать возможности всех форм организации образовательного процесса. При этом, как утверждают авторы С.Н. Жданова, М.А. Валеева, С.В. Сальцева, профессорско-преподавательский состав должен владеть на высоком уровне методикой и технологией социально-педагогической деятельности [15], только в этом случае внеучебная деятельность студентов, организованная под их началом, будет успешной. При этом крайне желательным является учёт ряда факторов. Обернуть их влияние на пользу интересующему нас процессу позволит соблюдение организационно-педагогических условий.
1. Артеменко Н.А., Белогуров С.В. О системе формирования ценностных установок студентов вузов при изучении гуманитарных дисциплин. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 8-12.
2. Григорьева Е.И., Максимова Л.Н. Проектирование как эффективная технология обучения студентов творческих специальностей. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021; Т. 26, № 193: 141-148.
3. Шаруева Е.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионального имиджа учителя в контексте стандартизации образования. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021; № 18 (2): 101-112.
4. Шевцова М.М. Изучение роли имиджа при подготовке будущих педагогов-хореографов. Научно-педагогическое обозрение. 2020; № 6 (34): 160-171.
5. Голубкова Ю.Г. Теоретические аспекты проблемы формирования личностно-профессионального имиджа молодых педагогов в условиях дополнительного профессионального образования. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021; Т. 13, № 3: 119-125.
6. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2007.
7. Байханов И.Б. Самообразование как детерминат социально-профессионального развития личности. Миссия конфессий. 2020; Т. 9., Ч. 1, № 8 (49): 860-865.
8. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен. Власть истории и история власти. 2022; Т. 8, № 1 (35): 20-29.
9. Шумакова А.В., Яшуткин В.А., Дудаев Г.С.Х. Методологические основы осуществления брендинга в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 322-324.
10. Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентоспособности вуза. Научные исследования и образование. 2015; № 1 (19): 230-232.
11. Пименова Е.В., Сёмина И.С., Соколова И.Ю. и др. Формирование имиджа будущего педагога в процессе профессиональной подготовки. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2013; № 1: 296-302.
12. Тедорадзе Т.Г Диагностика взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021; № 4 (194): 434-439.
13. Прилепских О.С., Айсувакова Т.П., Сорокопуд Ю.В. Возможности цифровой образовательной среды в развитии личностного потенциала студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 69-1: 353-356.
14. Саидов З.А., Ярычев Н.У Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 318-320.
15. Жданова С.Н., Валеева М.А., Сальцева С.В. и др. Методика и технология социально-педагогической деятельности. Социальный педагог: теоретико-программные основания профессии: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2009: 127-146.
16. Rabadanova R.S., Kagosyan A.S., Karmanova Zh.A., Rabadanova Z.M., Titov V. Motivational support as a factor of formation of students' professional competence in the conditions of digitalization of education. Política e Gestao Educacional. 2022; Т. 26, № S2: 022052.
References
1. Artemenko N.A., Belogurov S.V. O sisteme formirovaniya cennostnyh ustanovok studentov vuzov pri izuchenii gumanitarnyh disciplin. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 8-12.
2. Grigor'eva E.I., Maksimova L.N. Proektirovanie kak 'effektivnaya tehnologiya obucheniya studentov tvorcheskih special'nostej. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2021; T. 26, № 193: 141-148.
3. Sharueva E.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'nogo imidzha uchitelya v kontekste standartizacii obrazovaniya. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2021; № 18 (2): 101-112.
4. Shevcova M.M. Izuchenie roli imidzha pri podgotovke buduschih pedagogov-horeografov. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2020; № б (34): 1б0-171.
5. Golubkova Yu.G. Teoreticheskie aspekty problemy formirovaniya lichnostno-professional'nogo imidzha molodyh pedagogov v usloviyah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2021; T. 13, № Э: 119-125.
6. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.
7. Bajhanov I.B. Samoobrazovanie kak determinat social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Missiya konfessij. 2020; T. 9., Ch. 1, № 8 (49): 8б0-8бб.
8. Bajhanov I.B. Osobennosti upravleniya chelovecheskimi resursami v usloviyah global'nyh peremen. Vlast'istoriiiistoriya vlasti. 2022; T. 8, № 1 (35): 20-29.
9. Shumakova A.V., Yashutkin V.A., Dudaev G.S.H. Metodologicheskie osnovy osuschestvleniya brendinga v vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 322-324.
10. Sorokopud Yu.V., Orlova E.A., Shkurko N.M. Formirovanie intellektual'nogo kapitala kak sredstvo povysheniya imidzha i konkurentosposobnosti vuza. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015; № 1 (19): 230-232.
11. Pimenova E.V., Semina I.S., Sokolova I.Yu. i dr. Formirovanie imidzha buduschego pedagoga v processe professional'noj podgotovki. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2013; № 1: 29б-302.
12. Tedoradze T.G. Diagnostika vzaimosvyazi auditornoj i vneauditornoj samostoyatel'noj raboty studentov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2021; № 4 (194): 434-439.
13. Prilepskih O.S., Ajsuvakova T.P., Sorokopud Yu.V. Vozmozhnosti cifrovoj obrazovatel'noj sredy v razvitii lichnostnogo potenciala studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № б9-1: 353-35б.
14. Saidov Z.A., Yarychev N.U. Navyki XXI veka v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 318-320.
15. Zhdanova S.N., Valeeva M.A., Sal'ceva S.V. i dr. Metodika i tehnologiya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Social'nyjpedagog: teoretiko-programmnye osnovaniya professii: uchebno-metodicheskoe posobie. Orenburg, 2009: 127-14б.
16. Rabadanova R.S., Kagosyan A.S., Karmanova Zh.A., Rabadanova Z.M., Titov V. Motivational support as a factor of formation of students' professional competence in the conditions of digitalization of education. Política e Gestäo Educacional. 2022; T. 2б, № S2: 022052.
Статья поступила в редакцию 24.03.24
УДК 378
Sokolova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University Under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
USING AI IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES: OPPORTUNITIES AND CHALLENGES. The paper focuses our attention on problems of using artificial intelligence in language education. Introduction of artificial intelligence into the educational process at a university can provide teachers with greater opportunities when preparing for classroom lessons and checking assignments completed by students. Attention is drawn to the key opportunities for using AI both separately and in combination with other digital technologies. The article pays special attention to working with virtual reality. A number of advantages of its use are given. However, along with the advantages, there are a number of problems that appear when implementing this technology. The conclusion that the author comes to is that the use of AI can radically change foreign language classes, due to the total optimization of all significant aspects of language education. The article concludes that the use of AI and virtual reality in various configurations allows not only to optimize language education, but also provides an opportunity for the significant development of human capital. An example of a university where many of these tasks are successfully solved is the Financial University under the Government of the Russian Federation.
Key words: project activities, language education, digital technologies, digitalization, artificial intelligence, machine learning, virtual reality
Н.И. Соколова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», а Москва, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
В рамках данной статьи рассматривается проблематика использования искусственного интеллекта в языковом образовании. Внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс вуза может предоставлять преподавателю более широкие возможности при подготовке к аудиторным занятиям, осуществлению проверки заданий, выполняемых студентами. Обращается внимание на ключевые возможности использования ИИ как отдельно, так и в комплексе с другими цифровыми технологиями. Особое внимание в статье уделяется работе с виртуальной реальностью. Приведен ряд преимуществ ее использования. Однако, наряду с достоинствами, имеется ряд проблем, возникающих при внедрении данной технологии. Автор делает вывод о том, что использование ИИ может радикально изменить занятия по иностранному языку за счет тотальной оптимизации всех значимых аспектов языкового образования. В статье делается вывод о том, что применение ИИ и виртуальной реальности в различных конфигурациях позволяет не только оптимизировать языковое образование, но и дает возможность существенного развития человеческого капитала. Примером университета, где с успехом решаются многие из данных задач, является Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Ключевые слова: проектная деятельность, языковое образование, цифровые технологии, цифровизация, искусственный интеллект, машинное обучение, виртуальная реальность
Актуальность темы данного исследования определяет тенденция развития современного высшего образования (Ясеницкий И.А., Курина В.А., Гаирбекова П.И. Носова Л.С., Национальный проект «Образование»). Ключевым трендом в развитии образовательной системы современности является ее тотальная циф-ровизация, что проявляется в самых различных аспектах деятельности [1-8].
В рамках образования, в частности языкового, эффективное использование ИИ для оценки знаний и проектной деятельности лишь начинает оказывать существенное влияние на языковое образование в силу того, что, несмотря на значимость упрощения коммуникаций, чему будут способствовать цифровые технологии, сама суть описываемой деятельности пока не затронута насколько сильно, как, например, это произошло в логистике и банковской сфере [5]. Это связано с тем, что образование базируется на креативности, прогнозировании и всестороннем анализе, что до определенного времени не могли обеспечить цифровые технологии, до тех пор, пока не начали развиваться такие направления, как искусственный интеллект, виртуальная реальность и машинное обучение.
Данные направления примечательны тем, что могут способствовать автоматизации таких аспектов проектной деятельности в образовании, как оценка ее эффективности (которая за счет ИИ может быть максимально объективной [1]), анализ и контроль на различных стадиях (за счет объединения искусственного интеллекта, риск-менеджмента и технологий анализа больших данных [6]), минимизация трудозатрат на различных стадиях (за счет объединения ИИ и тайм-менеджмента), предварительная оценка результативности (за счет объединения ИИ и технологий машинного обучения [2]) и т. п.
Цель исследования заключается в выявлении, научно-теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении условий использования ИИ в процессе языкового образования.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
- поэтапно рассмотреть основные тренды современного образования;
- определить меры по поддержке вузов, столкнувшихся с проблемами, вызванными модернизацией сферы высшего образования;
- рассказать об оптимизации в сфере проектного управления;
- показать, как виртуальная реальность и искусственный интеллект используются для повышения эффективности обучения.
В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:
- изучение специальной литературы по затронутой проблематике;
- анализ опыта эффективного применения цифровых технологий и искусственного интеллекта в рамках языкового образования в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.
Научная новизна статьи состоит в том, что при ее написании автором были определены основные принципы и меры, которые могут применяться в процессе эффективной образовательной деятельности с участием нейросетей и цифровых технологий.
Теоретическая значимость - в определении дидактических задач, каковые должны быть решены в ходе воплощения данных принципов в процессе обучения иностранному языку в вузе.