Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / языковое образование / цифровые технологии / цифровизация / искусственный интеллект / машинное обучение / виртуальная реальность / project activities / language education / digital technologies / digitalization / artificial intelligence / machine learning / virtual reality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н И. Соколова

В рамках данной статьи рассматривается проблематика использования искусственного интеллекта в языковом образовании. Внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс вуза может предоставлять преподавателю более широкие возможности при подготовке к аудиторным занятиям, осуществлению проверки заданий, выполняемых студентами. Обращается внимание на ключевые возможности использования ИИ как отдельно, так и в комплексе с другими цифровыми технологиями. Особое внимание в статье уделяется работе с виртуальной реальностью. Приведен ряд преимуществ ее использования. Однако, наряду с достоинствами, имеется ряд проблем, возникающих при внедрении данной технологии. Автор делает вывод о том, что использование ИИ может радикально изменить занятия по иностранному языку за счет тотальной оптимизации всех значимых аспектов языкового образования. В статье делается вывод о том, что применение ИИ и виртуальной реальности в различных конфигурациях позволяет не только оптимизировать языковое образование, но и дает возможность существенного развития человеческого капитала. Примером университета, где с успехом решаются многие из данных задач, является Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING AI IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES: OPPORTUNITIES AND CHALLENGES

The paper focuses our attention on problems of using artificial intelligence in language education. Introduction of artificial intelligence into the educational process at a university can provide teachers with greater opportunities when preparing for classroom lessons and checking assignments completed by students. Attention is drawn to the key opportunities for using AI both separately and in combination with other digital technologies. The article pays special attention to working with virtual reality. A number of advantages of its use are given. However, along with the advantages, there are a number of problems that appear when implementing this technology. The conclusion that the author comes to is that the use of AI can radically change foreign language classes, due to the total optimization of all significant aspects of language education. The article concludes that the use of AI and virtual reality in various configurations allows not only to optimize language education, but also provides an opportunity for the significant development of human capital. An example of a university where many of these tasks are successfully solved is the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»

4. Shevcova M.M. Izuchenie roli imidzha pri podgotovke buduschih pedagogov-horeografov. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2020; № б (34): 160-171.

5. Golubkova Yu.G. Teoreticheskie aspekty problemy formirovaniya lichnostno-professional'nogo imidzha molodyh pedagogov v usloviyah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Sovremennaya vysshaya shkoia: innovacionnyj aspekt. 2021; T. 13, № Э: 119-125.

6. Zhdanova S.N. Sociai'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopoinitei'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.

7. Bajhanov I.B. Samoobrazovanie kak determinat social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Missiya konfessij. 2020; T. 9., Ch. 1, № 8 (49): 860-865.

8. Bajhanov I.B. Osobennosti upravleniya chelovecheskimi resursami v usloviyah global'nyh peremen. Vlast'istoriiiistoriya vlasti. 2022; T. 8, № 1 (35): 20-29.

9. Shumakova A.V., Yashutkin V.A., Dudaev G.S.H. Metodologicheskie osnovy osuschestvleniya brendinga v vuze. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 322-324.

10. Sorokopud Yu.V., Orlova E.A., Shkurko N.M. Formirovanie intellektual'nogo kapitala kak sredstvo povysheniya imidzha i konkurentosposobnosti vuza. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015; № 1 (19): 230-232.

11. Pimenova E.V., Semina I.S., Sokolova I.Yu. i dr. Formirovanie imidzha buduschego pedagoga v processe professional'noj podgotovki. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2013; № 1: 296-302.

12. Tedoradze T.G. Diagnostika vzaimosvyazi auditornoj i vneauditornoj samostoyatel'noj raboty studentov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2021; № 4 (194): 434-439.

13. Prilepskih O.S., Ajsuvakova T.P., Sorokopud Yu.V. Vozmozhnosti cifrovoj obrazovatel'noj sredy v razvitii lichnostnogo potenciala studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 69-1: 353-356.

14. Saidov Z.A., Yarychev N.U. Navyki XXI veka v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 318-320.

15. Zhdanova S.N., Valeeva M.A., Sal'ceva S.V. i dr. Metodika i tehnologiya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Sociai'nyjpedagog: teoretiko-programmnye osnovaniya professii: uchebno-metodicheskoe posobie. Orenburg, 2009: 127-146.

16. Rabadanova R.S., Kagosyan A.S., Karmanova Zh.A., Rabadanova Z.M., Titov V. Motivational support as a factor of formation of students' professional competence in the conditions of digitalization of education. Política e Gestäo Educacional. 2022; T. 26, № S2: 022052.

Статья поступила в редакцию 24.03.24

УДК 378

Sokolova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University Under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

USING AI IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES: OPPORTUNITIES AND CHALLENGES. The paper focuses our attention on problems of using artificial intelligence in language education. Introduction of artificial intelligence into the educational process at a university can provide teachers with greater opportunities when preparing for classroom lessons and checking assignments completed by students. Attention is drawn to the key opportunities for using AI both separately and in combination with other digital technologies. The article pays special attention to working with virtual reality. A number of advantages of its use are given. However, along with the advantages, there are a number of problems that appear when implementing this technology. The conclusion that the author comes to is that the use of AI can radically change foreign language classes, due to the total optimization of all significant aspects of language education. The article concludes that the use of AI and virtual reality in various configurations allows not only to optimize language education, but also provides an opportunity for the significant development of human capital. An example of a university where many of these tasks are successfully solved is the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Key words: project activities, language education, digital technologies, digitalization, artificial intelligence, machine learning, virtual reality

Н.И. Соколова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», а Москва, E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

В рамках данной статьи рассматривается проблематика использования искусственного интеллекта в языковом образовании. Внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс вуза может предоставлять преподавателю более широкие возможности при подготовке к аудиторным занятиям, осуществлению проверки заданий, выполняемых студентами. Обращается внимание на ключевые возможности использования ИИ как отдельно, так и в комплексе с другими цифровыми технологиями. Особое внимание в статье уделяется работе с виртуальной реальностью. Приведен ряд преимуществ ее использования. Однако, наряду с достоинствами, имеется ряд проблем, возникающих при внедрении данной технологии. Автор делает вывод о том, что использование ИИ может радикально изменить занятия по иностранному языку за счет тотальной оптимизации всех значимых аспектов языкового образования. В статье делается вывод о том, что применение ИИ и виртуальной реальности в различных конфигурациях позволяет не только оптимизировать языковое образование, но и дает возможность существенного развития человеческого капитала. Примером университета, где с успехом решаются многие из данных задач, является Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Ключевые слова: проектная деятельность, языковое образование, цифровые технологии, цифровизация, искусственный интеллект, машинное обучение, виртуальная реальность

Актуальность темы данного исследования определяет тенденция развития современного высшего образования (Ясеницкий И.А., Курина В.А., Гаирбекова П.И. Носова Л.С., Национальный проект «Образование»). Ключевым трендом в развитии образовательной системы современности является ее тотальная цифровизация, что проявляется в самых различных аспектах деятельности [1-8].

В рамках образования, в частности языкового, эффективное использование ИИ для оценки знаний и проектной деятельности лишь начинает оказывать существенное влияние на языковое образование в силу того, что, несмотря на значимость упрощения коммуникаций, чему будут способствовать цифровые технологии, сама суть описываемой деятельности пока не затронута насколько сильно, как, например, это произошло в логистике и банковской сфере [5]. Это связано с тем, что образование базируется на креативности, прогнозировании и всестороннем анализе, что до определенного времени не могли обеспечить цифровые технологии, до тех пор, пока не начали развиваться такие направления, как искусственный интеллект, виртуальная реальность и машинное обучение.

Данные направления примечательны тем, что могут способствовать автоматизации таких аспектов проектной деятельности в образовании, как оценка ее эффективности (которая за счет ИИ может быть максимально объективной [1]), анализ и контроль на различных стадиях (за счет объединения искусственного интеллекта, риск-менеджмента и технологий анализа больших данных [6]), минимизация трудозатрат на различных стадиях (за счет объединения ИИ и тайм-менеджмента), предварительная оценка результативности (за счет объединения ИИ и технологий машинного обучения [2]) и т. п.

Цель исследования заключается в выявлении, научно-теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении условий использования ИИ в процессе языкового образования.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

- поэтапно рассмотреть основные тренды современного образования;

- определить меры по поддержке вузов, столкнувшихся с проблемами, вызванными модернизацией сферы высшего образования;

- рассказать об оптимизации в сфере проектного управления;

- показать, как виртуальная реальность и искусственный интеллект используются для повышения эффективности обучения.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение специальной литературы по затронутой проблематике;

- анализ опыта эффективного применения цифровых технологий и искусственного интеллекта в рамках языкового образования в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.

Научная новизна статьи состоит в том, что при ее написании автором были определены основные принципы и меры, которые могут применяться в процессе эффективной образовательной деятельности с участием нейросетей и цифровых технологий.

Теоретическая значимость - в определении дидактических задач, каковые должны быть решены в ходе воплощения данных принципов в процессе обучения иностранному языку в вузе.

Практическая значимость состоит в анализе опыта успешного использования цифровых технологий и ИИ в языковом образовании.

Современное языковое образование в целом соотносится с рядом трендов, которые характерны для текущего образовательного пространства в целом. Существует целый ряд ключевых трендов в сфере образования, которые, прежде всего, вызваны, с одной стороны, вызовами развития современного общества (что обусловлено экономическими и социальными аспектами в развитии страны и мира), а с другой стороны, вызовами конкретно в рамках системы образования. Рассмотрим данные тренды поэтапно и соотнесем их с целевыми параметрами Национального проекта (далее - НП).

Образование, которое носит определяющий характер для системы профессионального, в том числе и для языкового, образования в РФ [2]. Данные тренды являются лейтмотивом развития образования, тесно переплетены друг с другом и базируются на эмпирических данных, представленных ниже:

1. Снижение возраста включенности в образование, увеличение продолжительности образования и тренд к непрерывности образования.

С одной стороны, этот процесс объясняется с тем, что образование усложняется, и появляются методики раннего обучения, с другой стороны, это связано с работой нобелевского лауреата Джеймса Хекмана о производительной функции и отдаче от инвестиций в образование: вложения в самом раннем возрасте (0-6 лет) являются наиболее эффективными [1]. Тренд к непрерывности образования связан, с одной стороны,с у величением его доступности за счегИнтер-нета, а с другой стороны - с потребностью в постоянном развитии и обновлении своих компетенций,что о3условленз°енамзз мзмсочременны хпрзфнссий.Эм-пирически этот трездтыражпотоев нвплдчстиипсод°лжитслнтосемоМмчениеи росте востребованзомлиразпнчоех нвдодоб^зчсанзя нсвсих эточазмчзнеде-ятельности человена(втлммдтвееждаеесяслмимзалмпимм феномеда МОР^з и увеличением роли дополнительного образования) [3].

2. Индивидуализациоибразоааезя.

Данный тренд прежде всего выражается в появлении такого феномена, как индивидуальная трдлктосим oе°мзoвндиу,п место связдт с акном поемм>знороее в данном контексте, которое появилось за счет развития цифровых технологий, практики и методолотнескух подходов кмаелoмоми и диорамсиоеному об-дсоим-нию в мире. Однако данный тренд не коснулся РФ в полной мере и не может быть полноценно реализдтан, поокооьея почсипднoвепaжнте°eM РФ с рмомтмот по профессии, что резко сужает мотивацию к профессиональной самореализации, а значит, и потребнoдтсдчедпнидсaльтокттоeктеpии в образовании[ЗЖВонмое-но, данный тренд станет доминирующем в недалеком будущем, но сейчас нет материальных предолмнтокдолего ре^/^ем^1^изп детотдителнтотеи, м значит, и насущной потребности системы образования что-либо менять в данном русле, как бы это ни былРэЖфемгммно гзпoемтмчeмли,мышecкмзаиное дикддлтиесм-ходимость взаимосвмзя дя^фпскaзaгeнеЗ НП «Oееaзлв°ниe»cзaыемeтpaми, связанными с развнтмем дылкотыaдо,еoздaнкeмвысыкoзeннoлoгизпыx рарондх мест и возможностей эффемяимпо го тзеддоттзлйдзв а.

3. Цифровизация образования.

Данный трендзвмтетсзочеиизмымчепла pазнзтуя цнфеввькмехнодo-зй и подтверждается целым рядом эмпирических данных, в первую очередь - увеличением расходолммоa:жичныемтпeксыциЖиoнизецрн, дзжевсетсел евыд программ. Следует отметить, что цифровизация как явление началась в 80-е годы в банковском сектoдлкпсoиввмтеефИмеr, дx°жиПcмoевлeузeм двойное ом<к галтерии, за счет оптимизации управленческих и бизнес-процессов [4]. Такой же эффект цифровизаоея дкезыкаее в на образование, для того чтобы данный тренд полноценно реализовался, требуется лишь методологическое и методическое сопровождение отдельных аспектов цифровизации, например, увеличение мотивации и возможностей контроля в контексте дистанционного образования и т. п.

4. Массовизация и увеличение сложности образования [1; 4].

Данный тренд всецело обусловлен увеличением числа профессий и разделением труда в отдельных отраслях, в особенности в рамках «цифровой экономики». Этот тренд начался еще в эпоху индустриализации, однако на современном этапе требования к человеческому капиталу для эффективного развития существенно увеличились и постоянно повышаются.

Отметим, что вышеописанные тенденции соотносятся с экономическим направлением НП «Образование» и его целевыми показателями, в особенности связанными с развитием цифровизации (созданием и внедрением модели цифровой образовательной среды) и инклюзивности в образовании [2; 4]. Отметим, что наиболее значимыми и удобными для мониторинга реализации НП, на наш взгляд, являются качественные показатели и показатели, связанные с инфраструктурным развитием или доступом к нему, что связано с существенным недофинансированием проекта и иными аспектами, которые будут рассмотрены в следующих пунктах.

Если вопросы высшего образования не исключаются из национального проекта, то в рамках реализации данного федерального проекта представляется необходимым предусмотреть ряд мер по поддержке вузов «второго эшелона», в том числе направленных на:

- построение партнерских отношений с ведущими университетами и обязательный набор показателей эффективности;

- вьщепонте доголнисеонные срддcтучaмaзepпвмькo-техническое оснащение (около 60 млрд руб.);

м далинзште вoкиpжерcтчoнонне в модоризза^я кредитной системы ^(^дппипрр^;

п примлзепнет п^фамме oДмчониоенaaне-дyсдыв, разработанных веду-щмми унииорсетевапи длсзми п жнрв р].

Сложившаяся экономическая ситуация может негативно сказаться на эко-томимолнпк coотаплямlпeйдeетeленoериногoе,зтo,осуoжoчередь, может привести к сокращению как рядовых сотрудников университетов, так и профессор-ткo-пориoоавот°льткoroоoмсaчa.

В связи с этим необходимо предусмотреть дополнительные меры под-дeужкмвтгoо,ocноввпмыeгaоеыкpeдвapкеeыoеoензленони и структуры затрат самих вузов, так и на их внутренней организационной и кадровой оптимизации. OBpаздвлзeaкпыeкмeдитнl (oлжcмсдопroв и пзеосычх отсдмнтов, нуждающихся в переподготовке), в том числе с нулевой ставкой, а также образовательные вау-дзры могнв -тать иксттсментом плоощи в полуненмк леоехмдимых компетенций для максимально динамичного выхода на рынок труда. Развитие системы обра-по^^^^^ нем крaдижевиниямpигывпoaд е-жка таэе еозмознт обеспечить доступ к качественному высшему образованию в случае снижения доходов граждан в ем ^жонвяч.

Дaкеыeмpондынечpмтюонeтeвь смямоные цдфоопнзацией и потребно-ссяли что °мкмyоспеoбxлдивоcть видоизменения

иыгазого o0тезaнaзня, мнермню дзeт°дьнeoбс°димл апеимизировать его прикладные аспекты, для чего, например, может быть использован метод кейсов и еpвекрноя деятелиноать.

Как можно заметить, большая часть направлений оптимизации связана сд пжзрой пмлeкпнoroепеaнлeння,чpе-lп^е влмге зизчеч возможности более глубокого контроля над проектом и оценки различных аспектов проектной дея-peломflтpи.кчинтолеонвимй ^имз^1^вия чекиствднногопнтоллекта в проектном управлении выступают экспертные системы [2; 4]. Благодаря подобным системам работа различных организации, органов и предприятий, а также их взаимодействие между собой значительно облегчается, так как происходит систематизация данных, необходимых для качественной и быстрой работы. Например, система-консультант в области права позволяет достаточно быстро обратиться

Рис. 1. Основные назначения экспертной системы в экспертном управлении

к нормативной базе, которая содержит большое количество нормативных актов, связанных между собой, и дать ответ человеку, обратившемуся за помощью. В проектном управлении данные системы могут применяться для контроля проекта, анализа больших данных и повышения качества аналитики.

Одна из немаловажных сфер применения экспертных систем в проектной деятельности - образование и перманентное повышение квалификации как персонала, так и управленческих кадров. Обучение - многогранный процесс, в ходе которого требуется не только контроль знаний. Однако именно контроль знаний получил наибольшее развитие в компьютерных технологиях, и системы тестирования занимают в них ведущую роль. Но при всей развитости систем тестирования они не определяют глубину знаний, более того, при фиксации ошибок они не дают нужного информационного инструмента для их устранения в виде учебных пособий, лекций или более простых задач. Также зачастую педагог не в состоянии проследить за процессом решения учеником тех или иных задач в ходе работы за персональным компьютером, в то время как экспертная система - может.

На сегодняшний день в экспертном управлении информационные технологии, которые позволяют увеличить продуктивность персонала, стали использоваться всё шире. Современный специалист должен быть не только готов к реализации профессиональных функций, но и свободно ориентироваться в информационном пространстве общества третьего тысячелетия. Одной из инновационных технологий, отвечающих сегодняшним требованиям, является виртуальная реальность совмещенная с ИИ. Метод такого обучения делает возможным моделирование большого количества различных ситуаций, что способствует всестороннему развитию личных навыков персонала. Также VR позволяет поднять эффективность управления командой проекта на недосягаемую высоту.

Виртуальная реальность - это мир, созданный техническими средствами, передаваемый человеку через его органы чувств: зрение, слух, осязание и другие. Он построен на основе искусственного интеллекта, способного моделировать заданные ситуации. Устройствами, которые используются для передачи ощущений человеку, являются шлем виртуальной реальности, датчики захвата движения, перчатки виртуальной реальности, контроллеры взаимодействия и другие важные приспособления.

Область применения виртуальной реальности в обучении персонала довольно широка. Преимущества данной технологии можно представить следующим образом:

Таблица 1

Преимущества технологии виртуальной реальности

Преимущества Описание

Безопасность Погружение специалиста в нужные условия с помощью VR позволяет без вреда здоровью отработать необходимые навыки

Конкретность Технология позволяет детализировано продемонстрировать необходимые процессы

Фокусировка Виртуальный мир позволит вам полностью сконцентрироваться на материале изучаемой дисциплины и, что чрезвычайно важно, не отвлекаться на внешние раздражители

Экономичность Несмотря на значительную стоимость оборудования, это всё равно в несколько раз выгоднее, чем проводить обучение по нескольким аспектам в режиме реального времени

Экологичность Технология VR позволяет избежать любого вреда окружающей среде

Вовлечение Погружение специалиста в 3D-мир посредством элементов визуализации и геймификации сделает материалы учебных дисциплин более понятными и интересными для персонала [3]

Такие страны, как Соединённые Штаты, Австралия, Великобритания, Российская Федерация, сегодня интенсивно внедряют технологии виртуальной реальности в систему обучения и подготовки ряда специалистов. С этой целью в экспертном управлении данных стран происходит разработка оборудования и программного обеспечения, позволяющего быстро и безопасно приобрести навыки высококлассного специалиста. Также ИИ стал применяться и для обучения студентов.

В финансовом университете при Правительстве РФ на кафедре английского языка и профессиональной коммуникации в последние несколько лет технологии виртуальной реальности всё шире применяются преподавателями в проведении занятий по английскому языку. В специально оборудованной для таких целей лаборатории проводятся практические занятия со студентами бакалавриата. Конечно, пока не все темы могут изучаться с применением технологии VR, но перед педагогами стоит задача разработки специальных модулей занятий с применением искусственного интеллекта. Визуализация учебного материала и возможность в кратчайшее время решать задачи, поставленные педагогом, имеют большое значение, учитывая информационную нагрузку, с которой сегодня ежедневно сталкиваются студенты поколения Z. Опыт проведения занятий в лаборатории продемонстрировал большую заинтересованность студентов во время таких занятий, эффективное усвоение материала, запоминание большего объёма информации на иностранном языке, а следовательно, формирование языковой компетенции,

Таким образом, технология виртуальной реальности позволяет значительно расширить и упростить как обучение сотрудников, так и студентов. Сегодня разгораются споры о том, не вытеснит ли ИИ человека, преподавателя. Бесспорными являются мнения о том, что искусственный интеллект и VR не предназначены для полной замены обучения, однако грамотное сочетание технологий виртуальной реальности и традиционного обучения открывает новые горизонты в подготовке специалистов в различных областях и сферах деятельности. Всё это может привести как к совершенствованию уже приобретённых, так и к формированию новых навыков, необходимых специалистам для выполнения поставленных задач.

Благодаря новым технологиям, особенно связанным с виртуальной реальностью, происходит непроизвольная трансформация восприятия подрастающего поколения окружающего мира. Оно становится более многогранным, с разными точками зрения. Это может привести к серьезной необходимости изменения стандартов и подходов к преподаванию. Некоторые даже замечают, что вскоре можно будет влиять на сверхсознательные функции человека. Разработки в области искусственного интеллекта здесь, конечно, играют большую роль.

Завершая исследование, в первую очередь отметим, что проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что современное образование глубоко трансформируется, исходя из следующих ключевых трендов:

1. Снижение возраста включенности в образование, увеличение продолжительности образования и тренд к непрерывности образования.

2. Индивидуализация образования.

3. Цифровизация образования.

4. Массовизация и увеличение сложности образования.

5. Применение искусственного интеллекта.

Применение ИИ и виртуальной реальности в различных конфигурациях позволяет не только оптимизировать языковое образование, но и дает возможность существенного развития человеческого капитала. Однако не стоит полностью заменять общение студента с преподавателем в аудитории искусственным интеллектом и другими цифровыми технологиями, так как именно в процессе живого общения формируются важные характеристики личности, социальные навыки, навыки самостоятельного принятия решений. Примером университета, где с успехом решаются многие из данных задач, является Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Библиографический список

1. Гаирбекова П.И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России. Современные проблемы науки и образования. 2021; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30673

2. 2019-2024. Официальный сайт. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/about/

3. Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В. и др. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник. Москва, 2021.

4. Семенко И.Е. Социально-экономические проблемы и перспективы развития высшего образования в условиях цифровизации экономики. Московский экономический журнал. 2020; № 12. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-problemy-i-perspektivy-razvitiya-vysshego-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovizatsii-ekonomiki

5. Ясеницкий И.А., Курина В.А. Современное языковое образование: проблемы, пути решения. Концепт. Научно-метиодческий электронный журнал. 2015; Т. 13: 1521-1525. Available at: http://e-koncept.ru/2015/85305.htm

6. Носова Л.С., Леонова Е.А., Селезнева Е.А., Радченко Т.А. Искусственный интеллект в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов. Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2023.

7. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 7 (56): 705-712.

8. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 1 (139): 69-76.

References

1. Gairbekova P.I. Aktual'nye problemy cifrovizacii obrazovaniya v Rossii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=30673

2. 2019-2024. Oficial'nyj sajt. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/about/

3. Gohberg L.M., Ozerova O.K., Sautina E.V. i dr. Obrazovanie v cifrah: 2021: kratkij statisticheskij sbornik. Moskva, 2021.

4. Semenko I.E. Social'no-'ekonomicheskie problemy i perspektivy razvitiya vysshego obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii 'ekonomiki. Moskovskij 'ekonomicheskijzhurnal. 2020; № 12. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-problemy-i-perspe№

5. Yasenickij I.A., Kurina V.A. Sovremennoe yazykovoe obrazovanie: problemy, puti resheniya. Koncept. Nauchno-metiodcheskij elektronnyj zhurnal. 2015; T. 13: 1521-1525. Available at: http://e-koncept.ru/2015/85305.htm

6. Nosova L.S., Leonova E.A., Selezneva E.A., Radchenko T.A. Iskusstvennyj intellekt v formirovanii professional'nyh kompetencij buduschih pedagogov. Chelyabinsk: Izdatel'stvo ZAO «Biblioteka A. Millera», 2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bajhanov I.B. Formirovanie cifrovyh kompetencij v usloviyah transformacii obrazovatel'nyh sistem. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 7 (56): 705-712.

8. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosociumimezhnacional'naya kultura. 2020; № 1 (139): 69-76.

Статья поступила в редакцию 23.03.24

УДК 378

Suleymanova Z.Z., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia);

General Director, Museum-Reserve-Ethnographic Complex "Dagestan Au" (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Suleymanova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF ORGANIZING EXTRACURRICULAR WORK FOR STUDENTS MASTERING CREATIVE SPECIALTIES. The article examines students who master creative specialties in modern Russian universities and how extracurricular activities can be organization with the most effect. The study reveals the meaning of the concept of "extracurricular activities" in relation to the future professionals of this training. The purpose and main tasks of the relevant process implementation at the society as a whole and the university education system in particular present development stage are identified. The article says about the most significant, in the authors' opinion, features of its implementation in students of creative specialties. The directions of extracurricular work, the most relevant to date, are being studied. A system of organizational and pedagogical conditions is demonstrated, the observance of which will contribute to successful implementation of the above-mentioned directions. The article shows methodological approaches that are necessary to comply with these conditions.

Key words: higher education, training of students of creative specialties, extracurricular activities of students, supra-professional competencies, improvement of organizational forms of extracurricular work

3.3. Сулейманоеа, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»,

ген. директор ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Р.В. Сулейманоеа, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет

имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В данной статье рассматривается проблема эффективной организации внеучебной деятельности студентов, осваивающих творческие специальности в пространстве современных российских вузов. Для этого в начале исследования раскрывается сущность понятия «внеучебная деятельность» применительно к процессу подготовки будущих профессионалов указанного профиля. Затем выявляются цель и основные задачи реализации соответствующего процесса на настоящем этапе развития общества в целом и системы вузовского образования в частности. Рассказывается о наиболее значимых, на взгляд авторов, чертах его воплощения в практике подготовки студентов творческих специальностей. Изучаются направления внеаудиторной работы, наиболее актуальные на сегодняшний день. Демонстрируется система организационно-педагогических условий, соблюдение которых будет способствовать успешной реализации указанных выше направлений. Исследованы методологические подходы, необходимые к соблюдению при выполнении данных условий.

Ключевые слова: высшее образование, обучение студентов творческих специальностей, внеучебная деятельность студентов, надпрофессио-нальные компетенции, совершенствование организационных форм внеаудиторной работы

Актуальность темы, поднимаемой на страницах настоящего исследования, объясняется спецификой развития человечества на современном этапе. Действительно, сегодня социум вступает в сложную и противоречивую фазу своего развития, известную как постиндустриальная (В.З. Демьянков, Э. Кассирер, И.А. Колесникова, Ю.П Панкрац, Л.П Лузина). При всех разногласиях в её оценке современными исследователями, в большинстве затрагивающих соответствующую проблематику работ, мы можем встретить частые упоминания наиболее характерных трендов. Одной из ведущих тенденций называют эскалацию темпов научно-технического прогресса (Э. Кассирер, И.А. Колесникова, В.М. Курейчик, И.А. Ланцев, Э. Меттини, Ю.П. Панкрац, В.И. Писаренко). Последняя фиксируется, прежде всего, в области информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Стремительное совершенствование средств производства и коммуникации, в свою очередь, ведёт к следующим последствиям:

- быстрое устаревание знаний, умений и навыков, формируемых в период подготовки специалистов в вузах (Н.Х. Авлиякулов, У.И. Иноятов, М.В. Кларин, С.С. Мусаев, Н.Н. Мусаева, Б.Л. Фарберман);

- во многом связанный с ним рост социальной мобильности населения [1, с. 159].

В таких условиях требования общества к квалификации лиц, успешно завершивших обучение на ступени бакалавриата, специалитета или магистратуры, в том числе по творческим специальностям, должны с неизбежностью претерпеть существенные изменения (ПА. Капашева, И.Б. Байханов). Конечно, роль профессиональных знаний, умений и навыков в структуре их компетентности во многом сохраняется [2]. Однако наряду с ними всё большее значение приобретают компетенции надпрофессиональные [3]. В свою очередь, большое влияние на ход и результаты процесса формирования таковых у студентов творческих специальностей оказывает внеучебная работа (О.Н. Васичкина ПЛ. Иванайская, Т.П Тедорадзе). Естественно, что подобное изменение её роли в структуре образовательной деятельности, осуществляемой в пространстве современных вузов, влечёт за собой трансформацию реализуемых организационных форм и методо-

логических подходов [4, с. 61]. Некоторые аспекты их применения будут рассмотрены на страницах нашего исследования.

Таким образом, его цель - освещение основных особенностей организации внеучебной деятельности студентов, осваивающих творческие специальности в пространстве современных вузов.

Поставленной цели соответствуют задачи:

- раскрыть сущность понятия «внеучебная деятельность» применительно к процессу подготовки будущих представителей творческих специальностей;

- выявить цель и задачи организации таковой;

- рассказать о наиболее значимых, на взгляд авторов, чертах её реализации на современном этапе;

- изучить направления внеучебной деятельности, актуальные на сегодняшний день;

- продемонстрировать систему организационно-педагогических условий, соблюдение которых будет способствовать успешной реализации этих направлений;

- исследовать методологические подходы, необходимые к соблюдению при выполнении данных условий.

По ходу решения перечисленных выше задач нами применялись следующие методы исследования: рефлексия собственного педагогического опыта; анализ литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах содержание понятия «внеучебная деятельность» раскрывается в связи с особенностями процесса подготовки будущих представителей творческих специальностей современными российскими вузами.

Теоретическая значимость - в изучении направлений внеучебной деятельности лиц, осваивающих данные направления подготовки, наиболее актуальных на сегодняшний день.

Практическая значимость - в демонстрации организационно-педагогических условий, соблюдение которых будет способствовать успешной реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.