10. Жданова С.Н., Валеева М.А., Сальцева С.В. и др. Методика и технология социально-педагогической деятельности. Социальный педагог: теоретико-программные основания профессии: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2009: 127-146.
11. Жданова С.Н., Валеева М.А., Яблонских Ю.П. Информационная культура социального педагога. Оренбург, 2013.
References
1. Currie E. Crime and market society: lessons from the United States. The new criminology revisited. London: Macmillan, 1998: 130-142.
2. Sellin T. Culture Conflict and Crime. New York, 1938.
3. Apinyan G.V. Deviantnoe povedenie kak sociokul'turnyj fenomen: special'nost' 09.00.11 Social'naya filosofiya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.
4. Dyurkgejm 'E. Samoubijstvo: sociologicheskij 'etyud. Perevod s francuzskogo. Moskva, 1994.
5. Zagrebin V.V. Sistematizaciya teorij deviantnogo povedeniya molodezhi. Social'nye i gumanitarnye znaniya. 2016; № 4: 305-310.
6. Priroda deviacii. Teoriya kul'turnogo perenosa. Available at: https://studbooks.net/666160/sotsiologiya/teoriya_kulturnogo_perenosa
7. Prostakishina Yu.A. Problema kategorial'no-ponyatijnogo apparata v oblasti otklonyayuschegosya povedeniya nesovershennoletnih. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2018; № 6: 180-189.
8. Temnyuk N.A. Teorii social'nyh konfliktov. Baltijskij morskoj forum: materialy VI Mezhdunarodnogo Baltijskogo morskogo foruma: v 6 t. Kaliningrad, 2018: 456-461.
9. Shtompka P. Sociologiya social'nyh izmenenij. Perevod s anglijskogo. Moskva, 1996.
10. Zhdanova S.N., Valeeva M.A., Sal'ceva S.V. i dr. Metodika i tehnologiya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Social'nyjpedagog: teoretiko-programmnye osnovaniya professii: uchebno-metodicheskoe posobie. Orenburg, 2009: 127-146.
11. Zhdanova S.N., Valeeva M.A., Yablonskih Yu.P. Informacionnaya kul'tura social'nogo pedagoga. Orenburg, 2013.
Статья поступила в редакцию 06.03.24
УДК 378
Mungieva N.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education,
Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Chupanov A.Kh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education,
Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF ORGANIZATION OF THE PEDAGOGICAL PROCESS IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF A UNIVERSITY'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article attempts to reveal the main features of the pedagogical process organization in the context of university educational environment digitalization. The study analyzes features of the development stage at which human society is located today. The researchers prove the necessity of implementing promising classroom and extracurricular work forms. The authors reflect on their own pedagogical experience and information contained in the specialized literature on relevant issues and determine the key characteristics of the digitalization process in the higher education system at the stage of the present development. The work investigates its influence on the organization of educational work and demonstrate possibilities that exist today for using specific digital resources in such activities. The paper also studies the main organizational and pedagogical conditions that are necessary for the fullest realization of their capabilities. The article concludes that in the context of digitalization of all spheres of society and, in particular, the educational environment of modern universities, it is necessary to revise approaches to the organization of the educational process. At the same time, the widespread use of various digital resources seems promising.
Key words: university education, organization of educational process in modern university, digitalization of higher education system, digital technologies in education, innovative forms of pedagogical activity
Н.З. Мунгиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
А.Х. Чупанов, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
В данной статье предпринята попытка раскрыть особенности организации педагогического процесса в условиях цифровизации образовательной среды вуза. Непосредственно перед их исследованием анализу подвергаются особенности той стадии развития, на которой сегодня находится человеческое общество. На основе их изучения доказывается необходимость реализации перспективных форм построения аудиторной и внеаудиторной работы. Авторы, базируясь на рефлексии собственного педагогического опыта и сведений, содержащихся в специальной литературе, затрагивающей соответствующую проблематику, определяют ключевые характеристики процесса цифровизации системы высшего образования на современном этапе. Далее исследуется её влияние на организацию учебно-воспитательной работы. Демонстрируются существующие сегодня возможности для использования конкретных цифровых ресурсов в ходе такой деятельности. В конце статьи изучаются основные организационно-педагогические условия, необходимые для наиболее полной реализации их возможностей.
Ключевые слова: вузовское образование, организация образовательного процесса в современном вузе, цифровизация системы высшего образования, цифровые технологии в образовании, инновационные формы педагогической деятельности
Актуальность темы статьи может быть обоснована фактом становления непрерывных инноваций как неотъемлемой части экономической, социальной и культурной жизни человеческого общества на современном этапе его развития (Э.С. Аришина, ТА. Борзова, Л.П. Гадзаова, Е.В. Димова, О.В. Лешер, П.П. Ростовцева). Последние интересуют нас не сами по себе, но в том смысле, что ими обусловливаются существенные изменения в реализации представителями большинства профессий их обязанностей.
Например, внедрение инновационных форм и методов трудовой деятельности привело к автоматизации существенной части операций (О.И. Ваганова, И.Р Воронина, А.В. Гладков, И.К. Кириллова, Е.Ю. Коновалова, А.Я. Мельникова, А.Ю. Уваров). Подобные метаморфозы в условиях реализации профессиональной деятельности, в свою очередь, выводят на первый план следующие её аспекты:
- оперирование почти безграничными на сегодняшний день информационными потоками [1, с. 401];
- творческая составляющая.
Изменения же в характере труда способствуют выдвижению социумом новых требований к выпускникам образовательных организаций, в том числе реализующих деятельность по программам ВО [2, с. 30]. Соответственно, суще-
ственные изменения должен претерпеть и образовательный процесс [3, с. 37]. Конечно, во многом сохраняется значение тех его составляющих, что направлены на развитие системы профессиональных компетенций (А.А. Прядехо, З.Т. Рахимов, А.П. Тонких, З.У. Шоназаров). Однако в последнее время всё более важными становятся аспекты учебной и внеучебной работы, реализация которых имеет целью формирование знаний, умений и навыков, носящих надпрофессио-нальный характер (С.З. Алборова, С.А. Кутищев, С.Г. Познанская, И.А. Резанова, ГА. Смыслова).
Соответствующей практике способствует расширение использования в сфере высшего образования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) [4, с. 16]. Их внедрение позволяет придать учебно-воспитательному процессу, реализуемому в стенах современных российских вузов, более гибкий характер, переориентировать его с трансляции готовых знаний на активное сотрудничество между субъектами образовательных отношений. Другими существенными его характеристиками являются:
- обеспечение субъектам образовательных отношений широкого доступа к источникам наиболее достоверной актуальной научной, учебной и методической информации [3, с. 170];
- отсутствие понимания аудиторных занятий как основной формы организации образовательной деятельности [5, с. 250];
- максимальный учёт индивидуальных особенностей студентов в ходе планирования и организации учебной и внеучебной работы.
Вышеизложенное требует пересмотра существующих подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Рассмотрению данного вопроса посвящена наша статья.
Соответственно, её целью является изучение наиболее значимых, на взгляд авторов, особенностей организации педагогического процесса в условиях цифровизации образовательной среды вуза.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- определить ключевые характеристики процесса цифровизации системы высшего образования на современном этапе;
- исследовать её влияние на организацию учебно-воспитательной работы;
- продемонстрировать возможности конкретных цифровых ресурсов, могущих быть с успехом использованными по ходу соответствующей деятельности;
- изучить условия, необходимые для наиболее полной реализации их возможностей.
В ходе решения вышеперечисленных задач нами широко применялись такие методы исследования, как изучение литературы, в той или иной степени затрагивающей данную проблематику, а равно и рефлексия собственного педагогического опыта.
Научная новизна исследования заключается в том, что на его страницах были определены наиболее существенные характеристики процесса цифрови-зации системы высшего образования на современном этапе её существования.
Его теоретическая значимость заключается в демонстрации возможностей конкретных цифровых ресурсов, могущих быть с успехом использованными в ходе организации образовательного процесса в вузе.
Практическая значимость - в выявлении условий, необходимых для наиболее полной реализации возможностей таких ресурсов.
Сегодня специфика цифровизации в сфере вузовского образования во многом сводится к наращиванию темпов распространения соответствующих технологий и освоения участниками образовательного процесса методик работы с ними (Н.О. Бекешев, С.Н. Михайличенко, Н.П Яковлева). Этот факт не должен вызывать удивления, если мы вспомним, что на современной стадии общественного и научно-технического прогресса фиксируется непрерывное появление новых возможностей для совершенствования материально-технической базы педагогического процесса [6, с. 65].
Анализ текущей педагогической практики даёт нам возможность с определённой долей уверенности заявить: цифровизация образовательного процесса, реализуемого в организациях ВО, позволяет добиться ряда результатов, весьма значимых в плане его организации (И.Ю. Алексашина, О.Б. Иванов, С.В. Иванова, И.В. Роберт, В.О. Савостьянов, О.П. Чигишева). К ним мы можем отнести следующие:
- минимизация негативного влияния пространственных, временн'ых и культурных барьеров на эффективность коммуникации в сфере образования [7, с. 119];
- обеспечение продуктивного участия в образовательном процессе не только основных его субъектов, но и опытных профессионалов, выдающихся деятелей культуры, науки и искусства, реализующих свою деятельность практически по всему миру [2, с. 32];
- осуществление поиска, обработки, критической оценки и последующей презентации данных, представляющихся наиболее актуальными и полезными на конкретных стадиях освоения студентами их будущих специальностей [1, с. 402];
- расширение использования результатов новейших исследований, а равно передового педагогического опыта в образовательных целях (И.А. Асеева, В.А. Белкина, В.П Буданов, В.В. Зотов).
Практическому воплощению подобных преимуществ цифровых технологий в части организации образовательного процесса с большой вероятностью будет способствовать расширение использования в нём некоторых цифровых ресурсов [6, с. 69]. Рассмотрим их преимущества более подробно.
Во-первых, в настоящее время некоторыми отечественными вузами генерируются и с успехом используются учебные интернет-сайты [8, с. 235]. Их применение коллективами Ингушского государственного университета, Омского государственного университета путей сообщения или, например, Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова даёт нам возможность сделать вывод о пользе таких ресурсов при организации учебного процесса. Так, их возможности позволяют рационализировать процессы подготовки и проведения учебной работы в следующих формах:
- учебное моделирование;
- проведение виртуальных экспериментов;
- проектная деятельность обучающихся [4, с. 15].
Сегодня цифровизация вузовского образования также связана с привлечением в учебно-воспитательный процесс образовательных интернет-ресурсов. В их ряду перспективным представляется использование международных образовательных платформ. К таковым относятся Coursera; tangX; Udacity; Xue [6, с. 75].
Часто отечественные организации ВО сочетают использование перечисленных выше образовательных ресурсов, с одной стороны, и собственных разработок - с другой. Это позволяет их преподавателям, методистам и админи-
страции адаптировать возможности тех и других под особенности организации и реализации аудиторной и внеаудиторной работы по различным дисциплинам. Данной цели также служит комбинирование разных платформ [5, с. 252].
Наибольшего внимания в связи с темой настоящей статьи заслуживает использование отечественными вузами такой сетевой платформы, как Moodle (англ. - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно ориентированная динамическая образовательная среда). Она находит всё более широкое применение в целом ряде организаций, реализующих образовательную деятельность по программам ВО [9, с. 65]. Позитивный опыт Дагестанского государственного университета, Курского государственного медицинского университета, Московского инженерно-физического института, Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова и других образовательных организаций наглядно демонстрирует, что организация обучения посредством Moodle представляет собой достойную альтернативу её традиционным формам [10, с. 1882].
Преимущества рассматриваемой платформы позволяют студентам:
- изучать необходимые теоретические материалы;
- выполнять практические задания [7, с. 125];
- подготавливать и отправлять на проверку отчётные и контрольные работы [9, с. 69];
- знакомиться со структурой осваиваемых дисциплин (Л.А. Антонова, Т.А. Астахова, О.Б. Болбат, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирин).
Помимо упрощения выполнения учебной деятельности будущими профессионалами и расширения возможностей для реализации образовательных программ в дистанционном или смешанном форматах рассматриваемая платформа обладает и некоторыми другими преимуществами. В их число входят:
- отсутствие ограничений на использование наглядного материала [11, с. 46];
- упрощение организации деятельности участников образовательного процесса, направленной на повторение и закрепление пройденного материала [12, с. 341];
- возможность широкого использования игровых методов обучения, в том числе при реализации образовательного процесса в дистанционном и смешанном форматах [13, с. 83];
- определённый потенциал в плане реализации метода учебных проектов [11, с. 47].
Из вышеизложенного следует: широкое использование преимуществ Moodle в образовательном процессе будет способствовать созданию творческой среды в пространстве организации ВО. В её рамках представляется возможной интенсификация процесса формирования у студентов системы метакогнитивных умений [4, с. 18]. Достаточный уровень их развития, в свою очередь, позволит выпускникам более эффективно реализовывать различные инновации в ходе профессиональной и иных видов деятельности [12, с. 342].
Занимаясь решением теоретических и практических вопросов, связанных с применением цифровых ресурсов при организации педагогического процесса в образовательной среде современного вуза, педагог должен учитывать необходимость соблюдения некоторых организационно-педагогических условий. Охарактеризуем их.
Во-первых, следует обеспечить равный доступ всех обучающихся к средствам ИКТ [8, с. 245]. Конечно, сегодня абсолютное большинство лиц, осваивающих программы ВО, имеют в своём распоряжении ПК, ноутбук, планшет или смартфон [10, с. 1881]. Но при этом сохраняется необходимость предоставления возможности для использования такого рода гаджетов теми студентами, что их не имеют [14, с. 240].
Во-вторых, продуктивное использование цифровых ресурсов в целях рациональной организации педагогического процесса представляется авторам возможным в случае создания системы, обеспечивающей беспрепятственное использование таких ресурсов всеми субъектами образовательных отношений. При её генерации следует принять в расчёт следующие моменты:
- необходимость организации рабочих мест, позволяющих реализовывать индивидуальные и групповые формы учебной деятельности с использованием ИКТ [13-15];
- возможность для неограниченного доступа к необходимой информации, а равно и к программному обеспечению с личных устройств участников педагогического процесса;
- наличие достаточного количества точек питания для подзарядки устройств.
На основе вышеизложенного мы можем с определённой долей уверенности заявить: в условиях цифровизации всех сфер жизни общества и, в частности, образовательной среды современных вузов необходим пересмотр подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Перспективным при этом представляется широкое использование различных цифровых ресурсов.
В случае соблюдения ряда организационно-педагогических условий, представляющихся сегодня вполне выполнимыми, обращение к их возможностям позволит существенно рационализировать ход подготовки будущих профессионалов. Реализация перспективных форм его построения, в свою очередь, с большой вероятностью будет способствовать интенсификации формирования у студентов ряда компетенций, необходимых для успешной самореализации в постиндустриальном обществе ближайшего будущего.
Библиографический список
1. Никуленкова О.Е., Демченко Н.Ю., Власова В.И. Специфика организации образовательного процесса в высшей школе в условиях цифровизации. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 400-403.
2. Буренкова Н.В., Данилова Т.В., Тонких А.П. Инновационный подход к формированию модели современного учителя Российской школы. Управление образованием: теория и практика. 2020; № 4 (40): 29-36.
3. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. Москва: Юрайт, 2020.
4. Рахимов З.Т., Шоназаров З.У. Инновационная деятельность будущих преподавателей и факторы её формирования. Вестник науки. 2021; № 1 (34): 14-18.
5. Телигисова С.С. К вопросу о значимости психологического климата на аудиторном занятии при формировании профессионально-нравственного мировоззрения у обучающихся. Образование. Наука. Научные кадры. 2023; № 4: 250-253.
6. Розанова Н.М. Трансформация высшего образования: ключевые закономерности и долгосрочные тенденции. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020; № 5: 64-78.
7. Коровникова Н.А. Образовательное пространство в условиях пандемии COVID-19. Экономические и социальные проблемы России. 2021; № 2: 116-131.
8. Рыбакова М.В. Цифровая образовательная среда как фактор развития иноязычных компетенций. Перспективы науки и образования. 2021; № 1 (49): 232-248.
9. Карандашев П.В. Система Moodle в образовательной деятельности вуза. Ярославский педагогический вестник. 2022; № 3 (126): 64-70.
10. Молчанов П.В. Сравнение штатных возможностей Moodle и компьютерного тренажёра. StudNet. 2021; № 7: 1881-1887.
11. Прунт Е.В., Беляева А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию. Перспективы науки и образования. 2020; № 5 (47): 45-58.
12. Тараховский А.Ю. Цифровизация высшего образования: проблемы и перспективы. Молодёжь и современные информационные технологии: сборник трудов XVII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2020: 341-342.
13. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированное™ цифровых компетенций абитуриентов московских вузов. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 6 (55): 615-623.
14. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен. Власть истории и история власти. 2022; Т. 8, № 1 (35): 20-29.
15. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 7 (56): 705-712.
References
1. Nikulenkova O.E., Demchenko N.Yu., Vlasova V.I. Specifika organizacii obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole v usloviyah cifrovizacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 400-403.
2. Burenkova N.V., Danilova T.V., Tonkih A.P. Innovacionnyj podhod k formirovaniyu modeli sovremennogo uchitelya Rossijskoj shkoly. Upravlenie obrazovaniem: teoriya ipraktika. 2020; № 4 (40): 29-36.
3. Polat E.S. Pedagogicheskie tehnologii distancionnogo obucheniya. Moskva: Yurajt, 2020.
1. Rahimov Z.T., Shonazarov Z.U. Innovacionnaya deyatel'nosf buduschih prepodavatelej i faktory ee formirovaniya. Vestnik nauki. 2021; № 1 (34): 14-18.
2. Teligisova S.S. K voprosu o znachimosti psihologicheskogo klimata na auditornom zanyatii pri formirovanii professional'no-nravstvennogo mirovozzreniya u obuchayuschihsya. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2023; № 4: 250-253.
3. Rozanova N.M. Transformaciya vysshego obrazovaniya: klyuchevye zakonomernosti i dolgosrochnye tendencii. VestnikInstituta 'ekonomikiRossijskoj akademiinauk. 2020; № 5: 64-78.
4. Korovnikova N.A. Obrazovatel'noe prostranstvo v usloviyah pandemii COVID-19. 'Ekonomicheskieisocial'nyeproblemy Rossii. 2021; № 2: 116-131.
5. Rybakova M.V. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak faktor razvitiya inoyazychnyh kompetencij. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021; № 1 (49): 232-248.
6. Karandashev G.V. Sistema Moodle v obrazovatel'noj deyatel'nosti vuza. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2022; № 3 (126): 64-70.
7. Molchanov P.V. Sravnenie shtatnyh vozmozhnostej Moodle i komp'yuternogo trenazhera. StudNet. 2021; № 7: 1881-1887.
8. Grunt E.V., Belyaeva A., Lissitsa S. Distancionnoe obrazovanie v usloviyah pandemii: novye vyzovy rossijskomu vysshemu obrazovaniyu. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2020; № 5 (47): 45-58.
9. Tarahovskij A.Yu. Cifrovizaciya vysshego obrazovaniya: problemy i perspektivy. Molodezh' i sovremennye informacionnye tehnologii: sbornik trudov XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Tomsk: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij politehnicheskij universitet, 2020: 341-342.
10. Bajhanov I.B. Molodezh' v cifrovom mire: samoocenka sformirovannosti cifrovyh kompetencij abiturientov moskovskih vuzov. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 6 (55): 615-623.
11. Bajhanov I.B. Osobennosti upravleniya chelovecheskimi resursami v usloviyah global'nyh peremen. Vlast' istorii iistoriya vlasti. 2022; T. 8, № 1 (35): 20-29.
15. Bajhanov I.B. Formirovanie cifrovyh kompetencij v usloviyah transformacii obrazovatel'nyh sistem. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 7 (56): 705-712.
Статья поступила в редакцию 11.03.24
УДК 378.147
Mukhortova Е.А., senior teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF CROSS-CULTURAL LITERACY IN TRAINING PROFESSIONAL LANGUAGE WITH MANAGERS. The article considers the peculiarities of training a foreign language in the professional sphere with managers-to-be. One of the developed skills to be demanded within the corporate culture during communication with external and internal users of information, goods and services should be cross-cultural literacy of Russian managerial staff. The levels and ways of its formation in such majors as "Cross-cultural communication" and "Cross-cultural management" are described. The use of digital technologies in the teaching process, which contributes to students' motivation to acquire knowledge in the above-mentioned majors and self-development in this field of knowledge and skills, is proposed. Three conditions with their implementation can make the training of managers-to-be in foreign languages more effective and work in multicultural teams more successful, are put forward. The author concludes that the issue of the development of cross-cultural competence in students is very deep, and the methodological basis for its use in the educational process requires further efforts to classify, systematize, and search for objective criteria for assessing the obtained results.
Key words: cross-cultural literacy, foreign language training, managers, university students, digital technologies
Е.А. Мухортова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,
г. Москва, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЕНЕДЖЕРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются особенности обучения будущих менеджеров иностранному языку в профессиональной сфере. Одним из развитых навыков, который будет востребован в рамках корпоративной культуры в ходе общения с внешними и внутренними пользователями информации, товаров и услуг, должна быть кросс-культурная грамотность российских управленческих кадров. Описываются уровни и способы ее формирования на занятиях по дисциплине «Кросс-культурные коммуникации» / «Кросс-культурный менеджмент». Предлагается использование цифровых технологий в учебном процессе, которые способствуют мотивации студентов к получению знаний по данным дисциплинам и саморазвитию в этой области знаний и умений. Выдвигаются три условия, выполнение которых может сделать иноязычную подготовку будущих менеджеров более эффективной, а работу в мультикультурном коллективе -более успешной. В статье делается вывод о том, что вопрос развития у обучаемых кросс-культурной компетентности очень глубок, а методическая основа использования в образовательном процессе требует дальнейших усилий по классификации, систематизации, поиску объективных критериев оценивания полученных результатов.
Ключевые слова: кросс-культурная грамотность, иноязычная подготовка, менеджеры, студенты вуза, цифровые технологии