7. Gasanova D.I., Salmanovva D.A. Sovremennye tehnologii formirovaniya social'noj otvetstvennosti studencheskoj molodezhi. Mirnauki. Pedagogika ipsihologiya. 2023; T. 11; № 6.
8. Kunicyna S.M., Frolova S.L. Razvitie otvetstvennosti u buduschih pedagogov v obrazovatel'nom processe vuza. VestnikTomskogogosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitectes. 2017; T. 3; № 2: 225-238.
9. Palotta V.l., Sichkar' T.V. Vospitanie social'noj otvetstvennosti podrastayuschego pokoleniya kak social'no-pedagogicheskaya problema obschestva. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2022; T. 10, № 3: 1-12.
10. Hajbulaev M.H., Salmanova D.A., Sulejmanova R.V. Priroda, suschnost', soderzhanie i struktura social'noj otvetstvennosti buduschego pedagoga. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i'eksperiment. 2023; № 5 (92): 33-41.
Статья поступила в редакцию 06.03.24
УДК 378
Chupanov A.Kh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education,
Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Abdurakhmanova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education,
Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE MAIN TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN RUSSIAN UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF DIGITALI-ZATION OF THE ECONOMY. The paper traces the most significant trends in the development of educational environment of modern higher education organizations of Russia in the context of digitalization. The authors analyze the current state of the modern society and prove the importance of usage in all spheres of life proper digital technologies. The work reveals the essence of the concept "a university's educational environment" and gives the essential and structural characteristics of the digitalization phenomenon in relation to the higher education. The pedagogical process, implemented in the educational modern university environment main features which have developed under the digitalization processes influence, are investigated. The authors say about a number of such changes indisputable positive consequences from the organizations implementing activities under higher education programs educational environment further development point of view. The article conveys an idea that there can be risks associated with the digitalization of Russian universities. At the same time, some ways of minimizing them are demonstrated.
Key words: higher education, educational environment of university, digital technologies in higher education, improving process of implementing higher education programs, student, teacher
А.Х. Чупанов, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
М.А. Абдурахманоеа, канд. пед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Прослеживаются наиболее существенные тенденции развития образовательной среды современных организаций высшего образования, действующих на территории Российской Федерации, в условиях цифровизации большинства сфер жизни общества. Для этого, прежде всего, анализируется текущее состояние современного общества. Доказывается важность правильного использования цифровых технологий во всех сферах его жизни. Раскрывается суть понятия «образовательная среда вуза». Даются сущностная и структурная характеристики феномену цифровизации применительно к сфере высшего образования. Исследуются основные особенности реализации педагогического процесса в образовательной среде современного вуза, сложившиеся под влиянием процессов цифровизации. Далее авторы рассказывают о ряде бесспорных положительных последствий такого рода изменений с точки зрения дальнейшего развития образовательной среды организаций, реализующих деятельность по программам ВО. Говорится в статье и о наиболее вероятных рисках, связанных с цифровизацией отечественных вузов. При этом демонстрируются некоторые пути их минимизации.
Ключевые слова: высшее образование, образовательная среда вуза, цифровые технологии в высшем образовании, совершенствование процесса реализации программ высшего образования, студент, преподаватель
Актуальность темы, выбранной для рассмотрения на страницах нашей статьи, обусловлена отмеченной многими отечественными и зарубежными исследователями тенденцией к формированию цифровой экономики (И.А. Воробьева, А.В. Жукова, Ю.П. Зинченко, Н.Д. Лысаков, Е.Н. Лысакова, К.А. Минакова, Н. Юрчук). Соответственно, возникает необходимость адаптации выпускников учреждений, входящих в отечественную систему высшего образования, к запросам базирующегося на подобной экономике социума [1, с. 55].
Таким образом, важным условием дальнейшего поступательного развития системы высшего образования в нашей стране является углубление цифрови-зации образовательной среды вузов, функционирующих на её территории [2]. На современном этапе изучения данного вопроса представляется возможным выделить два аспекта, на которые указанный выше процесс в первую очередь оказывает влияние (табл. 1).
Современные педагоги-исследователи и практики отмечают, что столь существенные метаморфозы в важных аспектах жизни российских вузов не могут не влиять на дальнейшее развитие их образовательной среды (В.С. Ефимов, А.В. Лаптева, С.В. Титов). Попытка рассмотрения наиболее характерных моментов развития таковой, связанных с её цифровизацией, осуществлена на страницах настоящего исследования [3-14].
Его цель - осветить наиболее существенные тенденции развития образовательной среды современных организаций ВО, действующих на территории Российской Федерации, в условиях цифровизации большинства сфер жизни общества.
С поставленной целью коррелируют следующие задачи:
- раскрыть суть понятия «образовательная среда вуза»;
- дать сущностную и структурную характеристику феномена цифровиза-ции применительно к сфере высшего образования;
- исследовать основные особенности реализации педагогического процесса в образовательной среде современного вуза, сложившиеся под влиянием процессов цифровизации;
Таблица 1
Аспекты функционирования современного вуза, на которые в первую очередь оказывает влияние цифровая трансформация его образовательной среды
Наименование Влияние цифровизации
Применяемые в аудиторной и внеаудиторной работы цифровые технологии Возможность максимальной реализации преимуществ таких технологий для оперативного решения педагогических задач, связанных с обучением специалистов, бакалавров и магистров, конкурентоспособных в условиях общества ближайшего будущего [3, с. 39]
Образовательный процесс Формирование адаптивной образовательной системы, позволяющей реализовывать подготовку профессионалов, отвечающих требованиям современной цифровой экономики при условии максимального использования возможностей средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ)
- отметить положительные последствия такого рода изменений с точки зрения дальнейшего развития образовательной среды организаций, реализующих деятельность по программам ВО;
- рассказать о наиболее вероятных рисках, связанных с её цифровизаци-
ей;
- продемонстрировать перспективные, на взгляд авторов, пути минимизации подобных рисков.
По ходу решения перечисленных выше задач нами использовались следующие методы исследования:
- рефлексия собственного педагогического опыта;
- изучение специальной литературы, на страницах которой затрагивается соответствующая проблематика.
Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах раскрыта суть понятия «образовательная среда» применительно к вузу с учётом наиболее существенных особенностей его функционирования в условиях современного общества.
Теоретическая значимость - в освещении наиболее существенных особенностей реализации педагогического процесса в образовательной среде современных организаций высшего образования, сложившиеся под влиянием процессов цифровизации.
Практическая значимость - в рассмотрении конкретных плюсов и минусов цифровизации вузовской образовательной среды вкупе с возможностями, существующими для реализации первых и сведения к минимуму последних.
Согласно воззрениям большинства современных авторов, уделявших внимание проблемам сущности, структуры и функционирования образовательной среды, она представляет собой систему ресурсов, средств и технологий, обеспечивающих успешный ход образовательного процесса (А.А. Журин, Ю.Н. Лапыгин, Е.Н. Лысакова, Н.Д. Лысаков, А.А. Меньшикова, И.А. Милютина). Естественно, что все её вышеназванные элементы с неизбежностью должны претерпеть ряд трансформаций в условиях массовой цифровизации большинства аспектов существования человеческого общества [3, с. 38]. Сказанное подводит нас к необходимости рассмотрения сущности последней.
Согласно современным научным данным, применительно к процессу реализации программ высшего образования указанная выше дефиниция может быть определена как совокупность методов и средств, позволяющих эффективно осуществлять обучение студентов в режиме онлайн и офлайн (П.Н. Биленк, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков). В ходе учебно-воспитательного процесса конкретными проявлениями цифровизации выступают:
- расширение применения электронных учебных изданий, предусматривающих реализацию активных и интерактивных форм деятельности субъектов образовательных отношений [4, с. 82];
- систематическое обращение по ходу аудиторной и внеаудиторной работы к тематическим сайтам, посвящённым изучаемым темам, модулям, дисциплинам и их блокам;
- реализация таких организационных форм педагогического процесса, которые предусматривают широкое использование современных технических средств, таких как мобильные устройства, ноутбук, компьютер и др. [5, с. 119];
- полномасштабная реализация преимуществ электронной образовательной среды конкретной образовательной организации [1, с. 59].
Говоря о позитивном влиянии, которое цифровизация оказывает на дальнейшее развитие образовательной среды современного российского вуза, в первую очередь необходимо упомянуть факт существенного расширения возможных вариантов его организации [2, с. 7]. Дело в том, что среде, формируемой под действием соответствующих процессов, будут в большей степени свойственны черты универсальности [6, с. 3]. Их наличие объясняется возможностью эффективного взаимодействия между реальным и виртуальным компонентами обучения. Последнее, в свою очередь, предоставляет профессорско-преподавательскому составу возможности как для непосредственного, так и для опосредованного развития системы компетенций студентов с использованием широчайшего арсенала инновационных образовательных технологий, приёмов и методов [7, с. 4].
Подобное сочетание различных форм взаимодействия между субъектами образовательных отношений позволяет в полной мере реализовывать их преимущества при минимизации недостатков [8, с. 157]. Например, в ходе опосредованного взаимодействия между преподавателями и обучающимися, осуществляемого с помощью средств мультимедиа, будущие профессионалы получают больше свободы во времени и пространстве (И.А. Воробьева, А.В. Жукова, К.А. Минакова). В то же время непосредственное взаимодействие позволяет сделать общение между участниками педагогического процесса более «живым», а значит, придать большую интенсивность формированию у обучающихся необходимых черт профессионального портрета [7, с. 6].
Процессы цифровизации также позволяют генерировать индивидуальные образовательные среды (Л.С. Выготский, В.И. Гинецинский, М.С. Каган, В.А. Козырев, Т.О. Краснопеева, Э.К. Самерханова, М. Хайдеггер). Благодаря своим особенностям, эти, последние, предоставляют широкие возможности в плане интеграции различных образовательных платформ, доступных в сети Интернет. Это, в свою очередь, позволит студентам самостоятельно управлять учебным контекстом [4, с. 83].
Цифровизация образовательной среды вуза позволяет также рационализировать проведение учебных занятий, организованных в традиционных формах
Библиографический список
(З.Р Асраев, О.В. Бердюгина, Н.П Вильданова, Э.Ш. Имаева, Л.Ю. Стриганова). Добиться этого можно путём обогащения различных образовательных ситуаций данными, доступными в различных цифровых форматах [6, с. 9-10]. Учащиеся, например, смогут ознакомиться со свойствами какого-либо предмета, проскани-ровав присвоенный ему QR-код. Реализуемый в такой либо более привычной текстовой форме поиск в сети информации о различных предметах, явлениях и процессах будет стимулировать формирование у будущих профессионалов мотивации к их изучению [8, с. 156]. Также занятия позволят им интенсифицировать процесс развития знаний, умений и навыков, связанных с беспрепятственным ориентированием в представляющемся на сегодняшний день практически безграничным информационном поле (Т.М. Балыхина, Л.П. Владимирова, Э.Ш. Имаева, Ю.Н. Попов, А.П Ряхова, О.Е. Трунина).
Немалое положительное значение в плане дальнейшего совершенствования образовательной среды организации ВО имеет также внедрение обучения студентов посредством цифровых игр [5, с. 125]. Эти, последние, уже сегодня вводятся в практику реализации учебной работы российскими вузами (Е.В. Веденеева, В.Л. Пашута, А.С. Никольская, Е.О. Яковлева). Сегодня возможности таких игр позволяют участникам образовательного процесса воспроизводить различные, в том числе нестандартные, ситуации из области будущей профессиональной деятельности студентов [9, с. 68].
Продолжая разговор о влиянии процессов цифровизации на функционирование образовательной среды современного российского вуза, нельзя не упомянуть и некоторые связанные с ними риски.
Один из наиболее существенных - недостаточный уровень подготовленности педагогических работников к организации и проведению учебных занятий, реализация целей и задач которых предполагает широкое использование цифровых технологий [10, с. 115]. Действительно, в отечественной практике реализации программ высшего образования преподаватели нередко интегрируются в инновационный процесс, по сути, спонтанно. Зачастую уровень их профессиональной и личностной готовности к такого рода деятельности не учитывается вовсе [11, с. 256]. Подобная ситуация ещё более усложняется демонстрацией некоторыми педагогами настороженной позиции по отношению к нововведениям в сфере их профессиональной деятельности либо, напротив, переоценкой ими той роли, которую информационные технологии могут играть в учебно-воспитательном процессе [12, с. 12-13].
Ликвидации указанной выше проблемы может способствовать организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по соответствующим направлениям (И.С Барчуков, А.А Нестеров, А.И. Рахматов, Ж.К. Холодов). В данном случае наиболее предпочтителен формат курсовых мероприятий [1, с. 60]. Во время их проведения желательной представляется организация образовательного процесса, при которой для слушателей будет крайне затруднено освоение соответствующих образовательных программ без широкой реализации тех возможностей, которые предоставляет использование цифровых технологий [9, с. 72]. Обучаясь таким образом, преподаватели смогут овладеть знаниями о преимуществах цифровизации в плане организации и проведения учебных занятий [12, с. 13]. Кроме того, у них сформируются умения и навыки, связанные с практической реализацией таких преимуществ [13, с. 255].
Ещё одна проблема - «технологизм». Этот, последний, по существу, представляет собой подход к организации учебных занятий, в центре реализации которого находится «производство» или «воспроизводство» бакалавров, специалистов и магистров соответствующего профиля [10, с. 123]. Такой подход, конечно, не соответствует современным представлениям о реализации процесса профессиональной подготовки на ступени ВО [13, с. 112]. Он не учитывает возможностей, связанных с реализацией субъект-субъектной модели образовательного процесса [14, с. 84].
В данной связи педагогам, занимающимся вопросами интеграции цифровых технологий в образовательную среду вуза, следует помнить: цифровизация системы ВО - не самоцель [14, с. 85]. Следовательно, главным требованием к инновационным технологиям в ходе их интеграции в педагогический процесс вуза должна стать их практическая значимость [13, с. 117].
Таким образом, на современном этапе развития нашей страны фиксируется глубокое проникновение цифровых технологий во все сферы её жизни. Вузовское образование исключения не составляет. Соответственно, одним из условий его дальнейшего прогрессивного развития является углубление и расширение использования таких технологий в образовательной среде российских вузов.
Опыт соответствующей деятельности, накопленный к настоящему моменту, позволяет констатировать как положительное, так и отрицательное влияние цифровизации на развитие образовательной среды. Действия субъектов учебно-воспитательного процесса, позволяющие в полной мере реализовать первое, сведя к минимуму второе, могут быть с успехом реализованы сегодня.
1. Кутькина О.П., Приневич Л.А. Проекция мировых тенденций развития высшего образования на региональную действительность. Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022; № 4: 53-61.
2. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы. Вестник Мининского университета. 2020; Т. 8, № 2: 2-15.
3. Мовсаров П.М. Формирование профессионального мышления студентов с использованием цифровых образовательных ресурсов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 38-40.
4. Фомина С.В. Использование интернет-ресурсов для оптимизации обучения иностранному языку. ВестникМИТУ-МАСИ. 2020; № 2: 82-84.
5. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры. Образование и наука. 2020; № 22: 116-147.
6. Безпалова А.Г. Цифровая среда вуза - грани возможного. А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2020; № 1: 1-12.
7. Шабанов ГА., Растягаев Д.В. Цифровизация вуза: реальность и ожидания. Высшее образование сегодня. 2020; № 1: 2-7.
8. Байханов И.Б. Трансформация профессиональных компетенций специалистов государственного управления в условиях цифровых трендов. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 3 (52): 320-327.
9. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 6 (55): 615-623.
10. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 7 (56): 705-712.
11. Тараторин Е.В., Якушкина ГВ. Приёмы театрализации в условиях дистанционного обучения. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021; № 3 (42): 114-126.
12. Барахсина А.Г Роль использования информационной технологии на занятиях по физической культуре студентов вузов. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020; № 6 (184): 11-14.
13. Воробьева И.А., Жукова А.В., Минакова К.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании. Педагогические науки. 2021; № 1 (103): 110-118.
14. Горшкова В.В., Тонконогая Е.П. Фактор опережения образования взрослых в современной России. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2018; № 1: 82-86.
References
1. Kut'kina O.P., Grinevich L.A. Proekciya mirovyh tendencij razvitiya vysshego obrazovaniya na regional'nuyu dejstvitel'nosf. Uchenye zapiski (Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv). 2022; № 4: 53-61.
2. Strokov A.A. Cifrovizaciya obrazovaniya: problemy i perspektivy. Vestnik Mininskogo universiteta. 2020; T. 8, № 2: 2-15.
3. Movsarov P.M. Formirovanie professional'nogo myshleniya studentov s ispol'zovaniem cifrovyh obrazovatel'nyh resursov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 38-40.
4. Fomina S.V. Ispol'zovanie internet-resursov dlya optimizacii obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik MITU-MASI. 2020; № 2: 82-84.
5. Andryuhina L.M., Sadovnikova N.O., Utkina S.N., Mirzaahmedov A.M. Cifrovizaciya professional'nogo obrazovaniya: perspektivy i nezrimye bar'ery. Obrazovanie inauka. 2020; № 22: 116-147.
6. Bezpalova A.G. Cifrovaya sreda vuza - grani vozmozhnogo. A-faktor: nauchnye issledovaniya i razrabotki (gumanitarnye nauki). 2020; № 1: 1-12.
7. Shabanov G.A., Rastyagaev D.V. Cifrovizaciya vuza: real'nost' i ozhidaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2020; № 1: 2-7.
8. Bajhanov I.B. Transformaciya professional'nyh kompetencij specialistov gosudarstvennogo upravleniya v usloviyah cifrovyh trendov. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 3 (52): 320-327.
9. Bajhanov I.B. Molodezh' v cifrovom mire: samoocenka sformirovannosti cifrovyh kompetencij abiturientov moskovskih vuzov. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 6 (55): 615-623.
10. Bajhanov I.B. Formirovanie cifrovyh kompetencij v usloviyah transformacii obrazovatel'nyh sistem. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 7 (56): 705-712.
11. Taratorin E.V., Yakushkina G.V. Priemy teatralizacii v usloviyah distancionnogo obucheniya. Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informacionnyj zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. 2021; № 3 (42): 114-126.
12. Barahsina A.G. Rol' ispol'zovaniya informacionnoj tehnologii na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture studentov vuzov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020; № 6 (184): 11-14.
13. Vorob'eva I.A., Zhukova A.V., Minakova K.A. Plyusy i minusy cifrovizacii v obrazovanii. Pedagogicheskie nauki. 2021; № 1 (103): 110-118.
14. Gorshkova V.V., Tonkonogaya E.P. Faktor operezheniya obrazovaniya vzroslyh v sovremennoj Rossii. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tehnologii i dizajna. Seriya 3. 'Ekonomicheskie, gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2018; № 1: 82-86.
Статья поступила в редакцию 11.03.24
УДК 784.4:378.1
Solovyova I.N., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Sorokina K.I., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF ACHIEVEMENT OF MEANINGFUL INTONATION IN A FOLK SINGER IN A VOCAL TRAINING CLASS. The article studies meaningful intonation as one of the aspects of working with the folk voice within the framework of a vocal training class. The importance of addressing this topic in the context of developing the professional qualities of future graduates of the "Art of Folk Singing" training direction is emphasized. Theoretical, educational and methodological sources on the designated topic are studied, the characteristic features of the skills on the basis of which the formation of meaningful intonation occurs - musical and vocal hearing - are identified and described. The work provides theoretical foundations and practical techniques for achieving meaningful intonation of folk singers. The article summarizes some results of the study of one of the aspects of the development of professional qualities of a graduate concerning vocal technique. The authors come to the conclusion that it is necessary to form meaningful intonation and singing among folk song performers in the vocal training class, which occurs on the basis of a complex of vocal and technical skills in combination with the emotional sphere for the highly professional competence of graduates.
Key words: folk singing education, folk style of singing, creative thinking, meaningful intonation, intonation and vocal hearing, methods of working on meaningful intonation
И.Н. Соловьева, доц., Алтайский государственный институт культуры г. Барнаул, E-mail: [email protected]
К.И. Сорокина, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ СМЫСЛОВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ У НАРОДНОГО ПЕВЦА В КЛАССЕ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Настоящая статья посвящена одному из аспектов работы с народным голосом в рамках занятий в классе вокальной подготовки - смысловыразительно-му интонированию. Подчеркивается актуальность обращения к данной теме в контексте формирования профессиональных качеств будущих выпускников направления подготовки «Искусство народного пения». Проведен анализ учебно-методических источников, выделены и описаны характерные особенности навыков, на основе которых происходит формирование смысловыразительного интонирования - музыкальный и вокальный слух. Выявлены теоретические основы, описаны и представлены практические приемы достижения смысловыразительного интонирования народных певцов. Статья подводит некоторые итоги изучения одного из аспектов развития профессиональных качеств выпускника, касающихся вокальной техники. Авторы приходят к выводу о необходимости формирования смысловыразительного интонирования в пении исполнителей народной песни в классе вокальной подготовки, происходящее на основе комплекса вокально-технических навыков в сочетании с эмоциональной сферой для высокопрофессиональной компетенции выпускников.
Ключевые слова: народно-певческое образование, народная манера пения, творческое мышление, смысловыразительная интонация, интонационный и вокальный слух, приемы работы над смысловыразительной интонацией
В настоящее время в профессиональном народно-певческом образовании России прослеживаются тенденции, связанные с использованием новых исполнительских стилей и форм в учебно-творческой деятельности. Они гармонично сочетаются с уже устоявшимися принципами обучения, основанными на традиционной песенной культуре русского народа. Данную тенденцию можно просле-
дить во всех средних и высших образовательных учреждениях нашей страны, осуществляющих подготовку бакалавров по народно-певческому исполнительству. Наряду с другими творческими вузами нашей страны, в Алтайском государственном институте культуры, который является одним из центров, осуществляющим образовательную деятельность по направлению подготовки «Искусство