Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ'

ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика цифры / цифровые трансформации обучения / цифровое образование / цифровая среда образования / цифровые технологии / цифровой учитель / информационная трансформация образования / digital economy / digital transformations of learning / digital education / digital environment of education / digital technologies / digital teacher / information transformation of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.К. Курбанмагомедов, М.Г. Мухидинов, Г.А. Магомедов

В рамках данного исследования были проанализированы и изучены проблемы цифровой трансформации социума и, как следствие, модернизация образования в условиях формирования цифровой среды образования. Анализ литературы по данной проблеме выявил методические и аналитические методы развития цифровой среды образования в его условиях информационной трансформации учителя как ведущего менеджера и исполнителя всех этих процессов. Определены перспективы развития эффективности современного образования в условиях актуализации цифровой среды образования в целом, обеспечивающие формирование востребованных цифровых знаний, умений, навыки и компетенций у будущих специалистов, в первую очередь учителя. Приведено описательное определение понятия «цифровая среда образования», которая трансформирует модель деятельности будущего учителя в его цифровой аналог. Описаны возможные образовательные роли и модели цифрового учителя, которые обеспечивают эффективность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.К. Курбанмагомедов, М.Г. Мухидинов, Г.А. Магомедов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATIONS OF A MODERN TEACHER

Within the framework of this study, problems of digital transformation of society and, as a result, the modernization of education in the context of the formation of a digital educational environment are studied. An analysis of the literature on this issue has revealed methodological and analytical methods for the development of the digital environment of education in conditions of information transformation of the teacher as a leading manager and performer of all these processes. The prospects for the development of the effectiveness of modern education in the context of the actualization of the digital environment of education as a whole, ensuring the formation of in-demand digital knowledge, skills, and competencies of future specialists and, first of all, teachers, are determined. A descriptive definition of the concept of the digital environment of education is given, which transforms the model of the future teacher’s activity into its digital counterpart. The possible educational roles and models of a digital teacher that ensure the effectiveness of learning are described.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

4. IITO YuNESKO Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii: Izmenenie tempov obucheniya: analiticheskie zapiski IITO YuNESKO. Perevod s anglijskogo A.V. Parshakovoj. Moskva, 2020. Available at: https://ite.unesco.org/ru/publications/iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovaniiizmenenie-tempov-obucheniya

5. Abdrahmanova G.I., Vasil'kovskij S.A., Vishnevskij K.O. i dr. Cifrovaya transformaciya: ozhidaniya ireal'nost': doklad k XXIII Yasinskoj Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitiya 'ekonomiki i obschestva. Moskva, 2022.

6. Mazanyuk E.F. Primenenie iskusstvennogo intellekta v shkolah RF: perspektivy i neodnoznachnye posledstviya. Problemy sovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2022; № 77-1: 205-208.

7. Sadykova A.R., Levchenko I.V. Iskusstvennyj intellekt kak komponent innovacionnogo soderzhaniya obschego obrazovaniya: analiz mirovogo opyta i otechestvennye perspektivy. Vestnik RUDN. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2020; № 3: 201-209.

8. Informacionnye tehnologii Obuchenie, obrazovanie i podgotovka. Metadannye dlya obrazovatel'nyh resursov. GOST 33247-2015. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/1200127256

9. Buzhinskaya N.V., Makarov I.B. Obzor programmnyh sredstv sozdaniya 'elektronnyh uchebnikov. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016; № 4-1: 29-32.

10. Dolgaya O.N. Iskusstvennyj intellekt i obuchenie v shkole: otvet na sovremennye vyzovy. Shkol'nye tehnologii. 2020; № 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ iskusstvennyy-intellekt-i-obuchenie-v-shkole-otvet-na-sovremennye-vyzovy

11. Informacionnye tehnologii Obuchenie, obrazovanie i podgotovka. Metadannye dlya obrazovatel'nyh. GOST 33247-2015. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200127256

12. Nikolaev I.S., Voronov V.V., Shilyaev S.A. Rol' cheloveka v industrii 4.0 i ee perspektivy. Sciences of Europe. 2021; № 62-1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-cheloveka-v-industrii-4-0-i-ee-perspektivy

13. Krynin N.A., Polev V.N. Primenenie 'ekspertnyh sistem na predpriyatiyah razlichnyh otraslej promyshlennosti. Available at: https://www.informio.ru/publications/id6325/Primenenie-yekspertnyh-sistem-na-predprijatijah-razlichnyh-otraslei-promyshlennosti 09.06.2021

14. Bolvako A.K., Malashonok I.E., Kurilo I.I. Distancionnoe obuchenie - obrazovatel'naya sreda XXI veka. Materialy XII Mezhdunarodnojnauchno-metodicheskojkonferencii. Minsk: BGUIR, 2022: 67.

Статья поступила в редакцию 11.03.24

УДК 378

KurbanmagomedovA.K., teacher, Private Educational Institution "Regional Oil and Gas College" (Makhachkala, Russia), E-mail: Allsher.05@yandex.ru

Mukhidinov M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia),

E-mail: muhidinov59@mail.ru

Magomedov G.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Natural Sciences, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: gusejn2012@mail.ru

DIGITAL TRANSFORMATIONS OF A MODERN TEACHER. Within the framework of this study, problems of digital transformation of society and, as a result, the modernization of education in the context of the formation of a digital educational environment are studied. An analysis of the literature on this issue has revealed methodological and analytical methods for the development of the digital environment of education in conditions of information transformation of the teacher as a leading manager and performer of all these processes. The prospects for the development of the effectiveness of modern education in the context of the actualization of the digital environment of education as a whole, ensuring the formation of in-demand digital knowledge, skills, and competencies of future specialists and, first of all, teachers, are determined. A descriptive definition of the concept of the digital environment of education is given, which transforms the model of the future teacher's activity into its digital counterpart. The possible educational roles and models of a digital teacher that ensure the effectiveness of learning are described.

Key words: digital economy, digital transformations of learning, digital education, digital environment of education, digital technologies, digital teacher, information transformation of education

А.К. Курбанмагомедов, преп., частное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Региональный

нефтегазовый колледж», г. Махачкала, E-mail: Alisher.05@yandex.ru

М.Г. Мухидинов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала,

E-mail: muhidinov59@mail.ru

Г.А. Магомедов, канд. биол. наук, доц., ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала,

E-mail: gusejn2012@mail.ru

ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

В рамках данного исследования были проанализированы и изучены проблемы цифровой трансформации социума и, как следствие, модернизация образования в условиях формирования цифровой среды образования. Анализ литературы по данной проблеме выявил методические и аналитические методы развития цифровой среды образования в его условиях информационной трансформации учителя как ведущего менеджера и исполнителя всех этих процессов. Определены перспективы развития эффективности современного образования в условиях актуализации цифровой среды образования в целом, обеспечивающие формирование востребованных цифровых знаний, умений, навыки и компетенций у будущих специалистов, в первую очередь учителя. Приведено описательное определение понятия «цифровая среда образования», которая трансформирует модель деятельности будущего учителя в его цифровой аналог. Описаны возможные образовательные роли и модели цифрового учителя, которые обеспечивают эффективность обучения.

Ключевые слова: экономика цифры, цифровые трансформации обучения, цифровое образование, цифровая среда образования, цифровые технологии, цифровой учитель, информационная трансформация образования

Актуальность данной проблематики состоит в том, что тенденции современного образования предполагают формирование новой цифровой среды образования для всех образовательных организаций в условиях цифровой трансформации роли современного учителя, качество обучения во многом определяется учителем и средой, в котором образовательный процесс реализуется.

Цель данной статьи состоит в изучении процесса модернизации среды образования в условиях цифровой трансформации роли учителя и проведении анализа перспектив цифрового образования в условиях актуализации цифровой модели учителя.

Основные задачи статьи видятся в следующем: сформулировать определение понятие «цифровая среда обучения»; определить новые роли цифрового учителя.

Научная новизна статьи состоит в проведении анализ перспектив цифрового образования в условиях актуализации цифровой модели учителя.

Теоретическая значимость статьи состоит в формулировке определения понятия «цифровая среда обучения», определении новой роли цифрового учителя.

Практическая значимость состоит в изучении процесса модернизации среды образования в условиях цифровой трансформации роли учителя.

Методы исследования: основным методом, используемым в данном исследовании, является анализ научной и педагогической литературы.

Цифровые инновации, проникая во все сферы современного общества в образование, в том числе, актуализировали цифровую модернизацию социума, что привело к переводу всех компонент жизнедеятельности человека на цифровые рельсы. Все эти процессы, которые в корне изменяют жизнь современного человека, не должны развиваться в режиме хаоса, поэтому необходимо этими движениями управлять, чтобы процесс перевода экономики на цифру был с «человеческим лицом».

Процесс социализации личности в цифровой среде необходимо реализовывать под контролем, чтобы при необходимости исключить негативные последствия [1].

Российские исследователи В.В. Иванов и др. [2] рассматривают цифровую экономику как инновацию, которая не имеет четкого определения; реализуется через сетевые технологии; имеет мобильный характер в процессе адаптации в новые производственные схемы.

Содержание этого термина с позиции обычного пользователя включает производственную деятельность социума, результатом которой является цифровая информация о показателях его деятельности во всех сферах человеко-машинных систем. Глобальное проникновение цифры в экономику актуализирует в мире, в том числе и в РФ, ряд нормативных проектов, определяющих структурированное развитие экономики и повышение его конкурентоспособности как национального государства, посредством формирования качественной жизни человека в социуме и повышения уровня суверенитета своей экономики.

Стартовым сигналом к нормированию этих процессов в России послужило Послание Президента РФ Федеральному собранию, который актуализировал программу формирования цифровой экономики страны через использование национальных средств, а форум экономистов в Санкт-Петербурге детализировал эту задачу и составил алгоритм его реализации через подготовку цифровых специалистов; выравнивание цифровой грамотности активных элементов социума; формирование цифрового пространства образования в целом и т. д.

Все это дает основание утверждать актуальность рассматриваемой проблемы цифровой структуризации образования в условиях современной экономики и возможности развития образовательной среды с учетом этих инноваций. В рамках данного исследования проведен анализ научной и педагогической литературы данной проблемы и выявлены возможности методологических и аналитических методов в исследовании образовательной среды обучения с учетом его цифровых аспектов.

Изучение этих вопросов необходимо рассматривать с учетом их нормирования в рассматриваемом пространстве государственного регулирования, а именно: Указ Президента РФ под номером 203 от 9.05.2017 года «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»; постановление правительства Российской Федерации от 28.06.2017 года об утверждении программы «Цифровая экономика РФ»; проект федерального уровня «Развитие образования» на 2013-2020 годы и др.

В условиях информатизации образования особо остро стоит проблема методической готовности учителя к профессиональной деятельности в современной образовательной среде [3].

Цифровые инновации в социуме актуализируют набор федеральных и региональных проектов в системе образования РФ, в рамках которых решаются множество педагогических задач. Среди них базовым проектом является «Цифровая школа», который обеспечивает развитие цифровой среды образования (ЦСО) во всех без исключения учебных заведениях, через их трансформацию на цифровые платформы. Такое развитие ЦСО, позволяет:

- обеспечивать информационное сопровождение педагогической деятельности школы;

- формировать цифровое содержание деятельности учителя и всех соучастников обучения;

- адаптировать все школы в цифровое пространство образования.

«Цифровая школа» как часть проекта «Образование» обеспечивает формирование цифровой модели школ России через развитие электронного обучения и неограниченный доступ пользователей к любой образовательной информации. Для прояснения актуализированных вопросов вокруг понятия ЦСО приведем некоторые его определения и описания:

- как отмечает В.Г Лапина, ЦСО - это модель среды обучения, обеспечивающая эффективное управление профессиональной деятельностью образовательного учреждения [4];

- по мнению В.П. Горемыкина, ЦСО позволяет интегрировать методическую, информационную, техническую и учебные модули образования [5];

- М.Э. Кушнир утверждает, что ЦСО - это информационная среда открытого типа, обеспечивающая эффективность решения педагогических задач [6];

- И.Г Захарова понимает ЦСО как систему, вокруг которой структурируется все ресурсы образования - и методические, и управленческие, и технологические, и интеллектуальные и т. д. [7];

- для Байханова И.Б. ЦСО - это самостоятельная педагогическая система с полным набором компонент, в которой особенно важно обеспечивать безопасность образовательной среды [8];

- ЦСО обладает интеграционными характеристиками, которые формируют цельное образовательное пространство образовательного учреждения [9];

- ЦСО - это трехкомпонентная часть образовательного пространства социума: первая компонента содержит субъекты образования; вторая компонента плоскости содержит средства обучения; третья содержит цифровые технологии и средства коммуникации [10].

Необходимость цифровой реструктуризации ЦСО образовательных организаций можно объяснить тем, что традиционная модель образования не отвечает запросам цифрового социума в плане формирования цифровых компетенций.

По мнению И.Б. Байханова [11], эффективность современной экономики определяет необходимость формировать у будущих специалистов цифровые знания, умения и навыки, среди которых часто выделяют:

- цифровую мобильность;

- медиакультуру;

- глобальность мышления;

- непрерывность цифрового образования;

- направленность на информационное творчество и др. [11].

Формирование цифровых модулей обучения в ЦСО обеспечивает современный урок информационной мобильностью и высоким методическим уровнем через насыщение урока оперативной учебной информацией; оперативность контрольных мероприятий; осознанность восприятия учебной информации; разнообразие и динамизм представления учебной информации; мобильность обратной связи в системе ученик - учитель.

Трансформации традиционной модели обучения в цифровой формат позволяют актуализировать методически сложно реализуемые компоненты обучения, например, творческая или исследовательская деятельности. Процесс актуализации ЦСО дает учителю более широкий диапазон для развития исследовательских навыков обучаемых, через повышение уровня оперативности обратной связи в любой модели обучения; усиление практической направленности деятельности учащихся; формирование творческих способностей; формирование цифровой компетентности; обеспечение гибкости клипового мышления; информационное обеспечение нестандартности управленческих решений.

Использование ЦСО в образовательной практике позволяет актуализировать программные средства учебного назначения (игровые, обучающие тренажеры, диагностирующие, контролирующие и др.), оперативность и динамизм компьютерного учебного эксперимента с использованием виртуальных моделей; развить сайты образовательного и учебного назначения за счет использования цифровых платформ; создать динамическую модель управления образовательной организацией.

Как отмечают И.Б. Байханов, Мухидинов М.Г, Абдулаева Х.С., Чагдуро-ва Э.Д. и др. [11; 12], в условиях цифровой трансформации общества эффективность обучения определяется готовностью учителя к адаптации в цифровой образовательной среде, в которой он играет роль и менеджера при формировании цифрового контента [11; 12].

Актуализация цифрового контента с использованием ЦСО позволяет учителю тратить больше времени на саморазвитие через автоматизацию рутинного педагогического труда, и это позволяет ему обеспечить и планировать высокие образовательные результаты и формировать необходимую цифровую компетентность учащихся.

Цифровые ориентиры образования не должны быть «как лекарство от всех болезней», а обязаны дополнить и развивать современную инструментально-методическую базу учителя через востребованную актуализацию необходимых компонент ЦСО.

Решая обозначенные педагогические задачи с использованием цифровых методик, современный учитель параллельно повышает уровень своей компетентности в сфере цифровых технологий, адаптируемых в обучении, и обеспечивает реализацию ФГОС, а именно: доступ к учебной информации на базе ЦСО с использованием сетевых технологий; цифровую мотивацию участников образовательного процесса; эффективный менеджмент организаций образования через ЦСО; готовность педагога к самообразованию через актуализацию цифровых платформ; поддерживание высокого уровня компетенций в сфере цифровых образовательных технологий.

Такая цифровая направленность современного учителя позволяет ему формировать у себя базу цифровых знаний, умений и навыков - цифровой профиль деятельности; мобильность в решении профессиональных задач с использованием сетевых технологий; активное участие в сетевых педагогических проектах; творческая мобильность в сфере цифрового обучения. В нашем понимании цифровой педагог - это учитель, который обладает педагогической цифровой грамотностью и умеет использовать в образовательной деятельности современные цифровые технологии.

Формирование цифрового учителя - это непрерывный процесс перезагрузки образовательной среды на уровне бакалавриата как первого этапа готовности учителя к работе в цифровой образовательной среде; магистратуры, формируя цифровую готовность учителя к проектной и творческой деятельности; аспирантуры, повышая его теоретический уровень цифровых умений; докторантуры, формируя профессионализм цифрового учителя как генератора идей [13].

Модернизация образования на пути развития ЦСО осуществляет цифровую реструктуризацию структурных и содержательных элементов педагогического процесса: учебная деятельность ученика и образовательная деятельность учителя; работа предметных методистов; информационная модель школы и учебного процесса; система контроля и управления образованием.

Актуализация этих систем создает условия для развития, формирования и распространения цифровых знаний и умений; обновления содержания и методов как цифрового обучения, так и преподавания с использованием цифровых платформ; расширения открытого сетевого доступа пользователя к цифровым образовательным услугам; трансформации интеллектуальной роли педагога в обучении.

Эффективность цифровой трансформация образования будет обеспечена профессионализмом всех участников образовательной системы в сфере цифровых платформ, где учитель играет главную роль, а на выходе этого процесса мы должны получить готовность и способность решать следующие задачи: формирование цифровых компетенций учителя и ученика; развитие цифровых инновационных технологий образования; мобильное наполнение цифровой образовательной базы учителя и ученика; актуализация креативного мышления

участников образования в новых условиях развития современного производства с опорой на цифру [14; 15].

Обучение с использованием ЦСО через сетевые модули цифровых технологий характеризуется такими преимуществами, как учебная гибкость; образовательная мобильность; цифровая оперативность; коммуникабельность диалога; интерактивность обучения; мобильность мультимедиаинформации. Следовательно, профессиональная компетентность цифрового учителя во многом определяется уровнем его готовности к использованию сетевых модулей в образовательном процессе.

Поэтому цифровой учитель должен уметь виртуозно манипулировать образовательными интернет-ресурсами, которые обеспечат эффективность и качество его деятельности и повысят эффективность деятельности обучаемых, а в условиях использования ЦСО актуализируются в виды его деятельности по:

- выявлению пробелов в традиционной модели обучения;

- определению возможности цифровых технологий в решении педагогических проблем традиционной парадигмы образования;

- обеспечению цифровой грамотности обучающихся через актуализацию образовательных проектов в сетевых сообществах;

- развитию готовности учителя в сфере цифровых технологий через проектную деятельности в сетевых педагогических сообществах;

- мотивированию деятельности учеников в сетевых проектах через веби-нары и образовательные конкурсы;

- распространению передового педагогического опыта через сетевые конференции;

- налаживанию процесса реструктуризации традиционных ресурсов образования.

Такой подход к развитию профессиональной деятельности цифрового учителя в условиях использования ЦСО позволяет развивать компетенции, которые сложно формировать только в модели формального обучения: выявление задач с использованием информационных технологий для своего развития в сторону цифрового профессионализма; умения организации образовательного процесса с использованием цифровых ресурсов обучения; проектирование и адаптация сетевого проекта в сфере образования; предметная компетентность в области цифровых технологий; актуализация авторского опыта в сетевом

Библиографический список

образовательном поле; разработка цифровых ресурсов образования; актуализация в сетевых сообществах практического опыта групповой педагогической работы и т. д.

Цифровая модернизация в сфере образования определяет:

- цифровую компетентность учителя и готовность учителя к использованию информационных педагогических методик;

- умения учителя вставлять новые технологии в процесс цифрового обучения;

- обучение с использованием «облачных» методик; направление технологий электронного образования в ЦСО;

- возможность адаптации дистанционных курсов в пространство ЦСО;

- содержание цифрового мобильного обучения; эффективность доступа к ресурсам образования и потенциал расширения образовательного возраста учащихся;

- активность цифровых педагогических инструментов и возможности виртуальной реальности, в которой скоординированы все компоненты обучения; индивидуальные цифровые образовательные траектории.

Таким образом, ЦСО - современный образовательный феномен, многогранный объект или явление, которому в научной и педагогической литературе нет строгого определения, и поэтому мы видим такое разнообразие мнений и определений по ее сути, содержанию, структуре и возможностям использования на практике.

Адаптация ЦСО в обучении трансформирует как деятельность всех его участников, так и роль учителя. В процессе актуализации ЦСО наиболее востребованными образовательными структурными компонентами становятся следующие: ученик «цифровой учитель (ЦУ); ЦУ « класс; ЦСО« ученик; ЦСО « класс; ЦУ « ЦСО; ЦУ « ЦСО« ученик; ЦУ « ЦСО « класс.

В рамках реализации этих моделей образования ЦУ может исполнить следующие роли: менеджер учебных роликов; тьютор цифрового контента; методист неаналоговых средств; пользователь образовательных платформ на цифровой основе; эксперт по электронным образовательным ресурсам.

При реализации той или иной своей функции цифровой учитель может изменять содержание традиционных моделей профессиональной деятельности, адаптируя актуализированные роли к условиям использования ЦСО в обучении.

1. Чагдурова Э.Д., Mагомерзаев Х.А., Mухидинов MX Социализация личности в цифровом социуме. Ежегодная итоговая научно-практическая конференция научно-педагогических работников. Грозный, 2023: 24-28.

2. Негропонте Н. Фундаментальная статья по цифровой экономике. Available at: http://web.media.mit.edu/~nicholas/Wired/WIR ED3-02.html

3. Абдуразаков M.M., Коротченков Ю.Г, Mухидинов MX Представление образовательного пространства в киберпространстве. SHS Web of Conferences. 2016. № 29: 01001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании. Инновационное развитие профессионального образования. 2019; № 1 (21): 55-59.

5. Горемыкин В.П. Военное образование: цель - на развитие. Вестник военного образования. 2017; № 1: 4-13.

6. Кушнир M. Цифровая образовательная среда. Available at: https://medium.com/direktoria-online/thedigitallearning-environment-f1255d06942a

7. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Тюмень, 2003.

8. Байханов И.Б. Обеспечение безопасности образовательных организаций в ходе реализации проекта «Наша новая школа». Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-3 (113): 21-24.

9. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Mосква, 2002.

10. Цифровая образовательная среда. Директория онлайн. Available at: https://medium.com/ direktoriaonline/the-digital-learning-environmentf1255d06942a2017

11. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен. Власть истории и история власти. 2022; Т. 8, № 1 (35): 20-29.

12. Mухидинов MX, Абдулаева Х.С., Чагдурова Э.Д. Учитель цифрового социума. Современные вопросы взаимодействия образования, науки и общества: материалы IX научно-практической конференции. Mахачкала. 2023: 120-123.

13. Абдуразаков M.M., Mухидинов MX. Mодель подготовки будущего учителя информатики к профессиональной деятельности. Педагогика. 2016; № 5: 71-79.

14. Mухидинов MX, Чагдурова Э.Д., Дзамыхов А.Х. Mодель подготовки цифрового учителя. Естественные и математические науки в современном мире: сборник научных трудов межвузовского семинара. Mахачкала: ФГБОУ ВО «ДГТУ», 2023: 74-78.

15. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 7 (56): 705-712.

References

1. Chagdurova 'E.D., Magomerzaev H.A., Muhidinov M.G. Socializaciya lichnosti v cifrovom sociume. Ezhegodnaya itogovaya nauchno-prakiicheskaya konferenciya nauchno-pedagogicheskih rabotnikov. Groznyj, 2023: 24-28.

2. Negroponte N. Fundamental'naya stat'ya po cifrovoj 'ekonomike. Available at: http://web.media.mit.edu/~nicholas/Wired/WIR ED3-02.html

3. Abdurazakov M.M., Korotchenkov Yu.G., Muhidinov M.G. Predstavlenie obrazovatel'nogo prostranstva v kiberprostranstve. SHS Web of Conferences. 2016. № 29: 01001.

4. Lapin V.G. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak uslovie obespecheniya kachestva podgotovki studentov v srednem professional'nom obrazovanii. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2019; № 1 (21): 55-59.

5. Goremykin V.P. Voennoe obrazovanie: cel' - na razvitie. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2017; № 1: 4-13.

6. Kushnir M. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda. Available at: https://medium.com/direktoria-online/thedigitallearning-environment-f1255d06942a

7. Zaharova I.G. Formirovanie informacionnojobrazovatel'nojsredy vysshego uchebnogozavedeniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2003.

8. Bajhanov I.B. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'nyh organizacij v hode realizacii proekta "Nasha novaya shkola". Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; № 6-3 (113): 21-24.

9. Il'chenko O.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya setevogo obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

10. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda. Direktoriya onlajn. Available at: https://medium.com/ direktoriaonline/the-digital-learning-environmentf1255d06942a2017

11. Bajhanov I.B. Osobennosti upravleniya chelovecheskimi resursami v usloviyah global'nyh peremen. Vlast'istoriiiistoriya vlasti. 2022; T. 8, № 1 (35): 20-29.

12. Muhidinov M.G., Abdulaeva H.S., Chagdurova 'E.D. Uchitel' cifrovogo sociuma. Sovremennye voprosy vzaimodejstviya obrazovaniya, nauki iobschestva: materialy IX nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala. 2023: 120-123.

13. Abdurazakov M.M., Muhidinov M.G. Model' podgotovki buduschego uchitelya informatiki k professional'noj deyatel'nosti. Pedagogika. 2016; № 5: 71-79.

14. Muhidinov M.G., Chagdurova 'E.D., Dzamyhov A.H. Model' podgotovki cifrovogo uchitelya. Estestvennye i matematicheskie nauki v sovremennom mire: sbornik nauchnyh trudov mezhvuzovskogo seminara. Mahachkala: FGBOU VO «DGTU», 2023: 74-78.

15. Bajhanov I.B. Formirovanie cifrovyh kompetencij v usloviyah transformacii obrazovatel'nyh sistem. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 7 (56): 705-712.

Статья поступила в редакцию 20.03.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.