Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая грамотность / цифровые навыки / классификация цифровых навыков / цифровая трансформация / digitalization / digital literacy / digital skills / classification of digital skills / digital transformation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р К. Келбиханов, М Г. Мухидинов, Н А. Кулибеков

Статья посвящена вопросу формирования цифровых навыков в процессе обучения студентов педагогических специальностей в системе вузовского обучения. Исследуется понятие «цифровой навык» и понятия, привязанные к нему как по смыслу, так и по содержанию. Приводятся некоторые классификации этих понятий и определены показатели и критерии оценки сформированности цифровых навыков в рамках теоретической и практической подготовки студентов, представленные в виде набора модулей. Выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения процессов информатизации, а также спецификой использования современных информационных технологий в образовательном процессе, для чего проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы с рассмотрением описательного метода и метода обобщения, учитывающих возможности системного анализа и метода интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES TO THE FORMATION OF DIGITAL SKILLS

The article is dedicated to an issue of developing digital skills in the process of teaching students of pedagogical specialties in the university education system. The concept of digital skill and concepts associated with it both in meaning and content are explored. Some classifications of these concepts are given and indicators and criteria for assessing the development of digital skills within the framework of theoretical and practical training of students are defined, presented in the form of a set of modules. The choice of research methods is determined by the peculiarities of studying informatization processes, as well as the peculiarities of the use of modern information technologies in the educational process, for which an analysis of psychological, pedagogical and methodological literature was carried out, considering the descriptive method and the generalization method, taking into account the possibilities of system analysis and the interpretation method.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ»

References

1. Batrachenko E.A., Brazhnik O.Yu., Dorohina N.V., Pavlova L.E. Osobennosti organizacii issledovatel'skoj raboty studentov v sisteme vysshego obrazovaniya. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2015; T. 17, № 5 (2): 443-446.

2. Bertalanfi L. Istoriya i status obschej teorii sistem. L. Bertalanfi. Moskva: Nauka, 1973.

3. Dahin A.N. Pedagogicheskoe modelirovanie: suschnost', 'effektivnost' i neopredelennost'. Pedagogika. 2003; № 4: 21-26.

4. Dolgov A.V. Sistemnyj podhod k professional'nomu vospitaniyu studentov srednih special'nyh zavedenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.

5. Il'mushkin G.M. Sistemnoe modelirovanie v processe realizacii nepreryvnoj mnogourovnevoj podgotovki specialista: monografiya. Moskva - Dimitrovgrad: Izdatel'stvo DITUD UlGTU, 2005.

6. Il'mushkin G.M., Minshin M.M. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov tehnicheskogo vuza kak faktor stanovleniya konkurentosposobnogo specialista atomnoj otrasli. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra rossijskoj akademii nauk. Cocial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 2019; T. 21, № 66: 30-36.

7. Parhaeva O.V., Parhaeva O.V., Zharkova A.A. Fizkul'turno-ozdorovitel'naya kompetentnost' buduschih specialistov atomnoj otrasli. English magazine "European Proceedings of Social and Behavioural Sciences": sbornik trudov Mezhdunarodnoj konferencii «Research Paradigms Transformation in Social Sciences» (Web of Science). Irkutsk, 2018: 509-515.

8. Petrova S.N. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov kak faktor povysheniya kachestva podgotovki specialistov. Molodojuchenyj; 2011, № 10; T. 2: 173-175.

9. Talyzina N.F. Deyatel'nostnyj podhod k postroeniyu modeli specialista. Vestnik vysshej shkoly. 1986; № 3: 10-14.

Статья поступила в редакцию 12.12.23

УДК 378

Kelbikhanov R.K., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Natural Sciences, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia)

Muhidinov M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia) E-mail: [email protected]

Kulibekov N.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Higher Mathematics, Dagestan State Pedagogical University named after R. Gamzatov (Makhachkala, Russia)

THE MAIN APPROACHES TO THE FORMATION OF DIGITAL SKILLS. The article is dedicated to an issue of developing digital skills in the process of teaching students of pedagogical specialties in the university education system. The concept of digital skill and concepts associated with it both in meaning and content are explored. Some classifications of these concepts are given and indicators and criteria for assessing the development of digital skills within the framework of theoretical and practical training of students are defined, presented in the form of a set of modules. The choice of research methods is determined by the peculiarities of studying informatization processes, as well as the peculiarities of the use of modern information technologies in the educational process, for which an analysis of psychological, pedagogical and methodological literature was carried out, considering the descriptive method and the generalization method, taking into account the possibilities of system analysis and the interpretation method.

Key words: digitalization, digital literacy, digital skills, classification of digital skills, digital transformation

Р.К. Келбиханов, канд. физ.-мат. наук, доц., ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала М.Г. Мухидинов, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Н.А. Кулибеков, канд. физ.-мат. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ

Статья посвящена вопросу формирования цифровых навыков в процессе обучения студентов педагогических специальностей в системе вузовского обучения. Исследуется понятие «цифровой навык» и понятия, привязанные к нему как по смыслу, так и по содержанию. Приводятся некоторые классификации этих понятий и определены показатели и критерии оценки сформированности цифровых навыков в рамках теоретической и практической подготовки студентов, представленные в виде набора модулей. Выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения процессов информатизации, а также спецификой использования современных информационных технологий в образовательном процессе, для чего проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы с рассмотрением описательного метода и метода обобщения, учитывающих возможности системного анализа и метода интерпретации.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая грамотность, цифровые навыки, классификация цифровых навыков, цифровая трансформация

Сегодня в социуме происходит информационная трансформация, которая сопровождается массовым проникновением цифровых технологий во все сферы деятельности человека. Актуализация этого процесса определяется необходимостью готовить общество к жизнедеятельности в среде, где доминируют цифровые устройства, а эффективная деятельность всего общества во многом определяется тем, как происходит процесс познания цифровых навыков. Таким образом, современному человеку для комфортного существования в современной среде необходимо овладеть цифровыми навыками, которые уже не являются инновациями, а выступают элементом его цифровой культуры во всех его сферах существования общества. Вопросы формирования цифровых навыков сегодня изучают все: педагоги, методисты, социологи, философы, психологи, культурологи и др., так как это сегодня актуально, важно, а промедление в решении этих проблем - жизненно важный вопрос [1-10].

Базовой целью современной системы образования является актуализация востребованных в цифровом социуме навыков у подрастающего поколения, которые должны определять не только факт получения документа о высшем образовании, но и образовательные результаты в форме базы цифровых навыков и их реализуемость. Информационная трансформация социума на пути достижения нового качества образования модернизирует традиционную модель обучения, в рамках которого вектор внимания ориентирован на увеличение области определения границ учения, формирование индивидуальной образовательной

траектории и самообразование обучаемых в аспекте развития востребованных компетенций в общества на перспективу.

Цель нашего исследования - изучить основные подходы к формированию цифровых навыков.

Задачи: рассмотреть классификации понятий и определить показатели и критерии оценки сформированности цифровых навыков в рамках теоретической и практической подготовки студентов; выбрать методы исследования, обусловленные особенностями изучения процессов информатизации; рассмотреть методические подходы к формированию цифровых навыков.

Научная новизна: в статье рассмотрены методические подходы к формированию цифровых навыков, образующие взаимосвязанную структурную модель, которая удовлетворяет всем требованиям.

Теоретическая значимость состоит в том, что в статье изучен процесс формирования цифровых навыков в системе вузовского обучения студентов педагогических специальностей.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут представлять интерес для специалистов, занимающихся проблемами циф-ровизации образования в системе профессионального обучения.

По мере развития цифрового общества роль цифровых и информационных и коммуникационных технологий усиливается, что и определяет один из важнейших аспектов социальных запросов, стоящих перед образованием, - активное использование цифровых образовательных технологий и актуализация цифро-

вого обучения при формировании цифровых навыков. Именно эти показатели определяют качество образования сегодня, а массовое проникновение цифровых технологий во все сферы деятельности общества и переход от бумажной к цифровой модели образовательной среды определяет цифровую трансформацию социума как основной его тренд.

Современный человек является соучастником процесса цифровизации общества и в той или иной степени вовлечен в него, а цифровые технологии выступают важным инструментов его социализации в обществе. Поэтому его зависимость от цифровых технологий и экспоненциальный рост содержания цифрового контента актуализируют значимость формирования у него цифровых навыков. Хотя информационные технологии используются в образовании уже достаточное время, необходимость эффективного использования цифрового инструментария актуализировалось не так давно, поэтому есть необходимость в подготовке специалистов, владеющих им.

Реальная практика показывает, что многие учителя по-прежнему не используют все возможности информационных и цифровых технологий для решения образовательных задач, так как они не овладели полным набором необходимых цифровых навыков. При этом необходимо отметить, что цифровой вектор информационных навыков с каждым днем увеличивается в современных моделях обучения, так как цифровые инновации все глубже проникают во все его сферы жизни социума и образования.

Прежде чем актуализировать задачу формирования цифровых навыков, необходимо выявить содержание и иерархию терминов, связанных с понятием «цифровые навыки», а именно - «цифровая грамотность» и «цифровая компетентность».

Цифровая компетенция - это набор цифровых навыков и знаний, необходимых для реализации профессиональной деятельности в цифровой среде. Цифровая компетентность - это набор знаний, навыков и установок, которые обеспечивают жизнедеятельность человека с помощью цифровых технологий. Глобальная информатизация образования актуализирует для педагогов две задачи: первая - развитие своих цифровых компетенций, а вторая - формирование цифровых навыков учащихся, необходимых им в цифровом обществе.

Некоторые исследователи цифровых навыков понимают их как компетенции пользования компьютером, Интернетом и готовность человека получать цифровые знания и умения. По мнению Н.Н. Трофимовой, содержание цифровых навыков определяется набором умений пользоваться имеющимися навыками и актуализировать свою базу знаний для анализа, выбора и осмысления данных с использованием цифровых технологий, т. е. это способность актуализировать информационные и цифровые технологии для решения профессиональных и социальных задач, для обеспечения эффективности своей жизнедеятельности [3].

В рамках ЮНЕСКО [4] цифровые навыки определены как континуум пользования коммуникационными средствами, цифровыми системами в целях поиска и управления данными; средство формирования и распространения цифрового контента для обеспечения сотрудничества и взаимодействия для решения задач широкого класса в системе творческой самореализации, образования, трудовой деятельности и социальной активности в целом.

Л.Л. Босовой [5] считает, что цифровая компетентность - это система умений и навыков, обеспечивающих эффективное и безопасное пользование цифровыми технологиями и сетевыми ресурсами, а цифровая грамотность опирается на цифровые компетенции как способность к решению широкого круга задач в сфере актуализации информационных технологий.

По нашему мнению, цифровую компетентность можно определить как набор навыков и умений взаимодействия с:

- цифровым контентом, в частности с умением поиска данных в сети, анализа и осмысления полученных сведений, трансформации данных, хранения базы данных, с использованием всех необходимых средств, в том числе и облачных технологий;

- компьютером и знаниями его базовых, периферийных дополнительных устройств (его структуры и содержания);

- любыми видами информации, умением проводить его анализ, проверку их качества, надежности, истинности и т. д.;

- онлайн-площадками и услугами как профессиональных, так и социальных.

Говоря о цифровой грамотности учителя, необходимо заметить, что она позволяет обеспечить увеличение области определения набора его функций и возможностей поиска новых средств и методов обучения. В содержание понятия «цифровая грамотность» входит расширенный круг знаний и навыков, компетенций и умений, применяемых в быту, при обучении и на работе в условиях цифрового социума, а именно - цифровая: идентичность; компетентность; самоактуализация; модель образования; система коммуникаций; структура педагогического творчества и науки.

Как известно, выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения возможностей использования современных информационных технологий в образовательном процессе, с учетом этого нами проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы, рассмотрены описательный метод и метод обобщения, а также проведен системный и структурный анализ, метод интерпретации и смысловой реконструкции педагогических источников.

Использование цифровых технологий при реализации инновационного образования некоторые авторы (Л.М. Андрюхина, С.Н. Уткина и др.) рассматривают именно в рамках обработки больших массивов информации (big data); применения информационных ресурсов для формирования открытого образования; ограниченного пространства, времени и культурного поля как для обучающегося, так и для учителя; участия в масштабных творческих проектах всего социума; многомерного и открытого образовательного пространства [7].

Цифровые технологии выступают универсальными учебными средствами, которые можно адаптировать в рамки традиционной образовательной модели, но и может выступить новым образовательным инструментом, позволяющим решить новые задачи и формировать новые образы мышления, через цифровую трансформацию результатом которого является цифровое образовательное поле.

П.А. Лис считает, что цифровая трансформация - это внедрение программного кода в образовательную модель, позволяющую коренным образом изменить и любой процесс (в том числе и образовательный) с помощью современных информационных, коммуникационных и цифровых технологий [8].

Цифровые технологии позволяют формировать новые информационно-экологические системы с актуализированными образовательными параметрами, где ограниченность и информационный голод сменился доступностью для всех пользователей образовательных услуг; возможностью непрерывного управляемого контроля; расширением диапазона коммуникационных способов взаимодействия человека и машинами в рамках решения образовательных задач.

В условиях активного использования цифровых технологий в образовательной деятельности современный учитель должен исполнять различные функции и роли, например, друг, товарищ, помощник, менеджер, руководитель и собеседник. В процессе реализации этих функций он должен владеть широким набором цифровых навыков, от которых и зависит эффективность его педагогической деятельности.

Массовое проникновение и использование цифровых технологий и устройств определяет необходимость формирования востребованного уровня цифровой грамотности или даже культуры, а это все определяется именно цифровыми навыками и компетенциями. Современные сферы деятельности человека и пространство профессий ориентированы на актуализацию цифрового инструментария, эффективность использования которых во многом определяется активной базой цифровых навыков.

Описывая образовательные преимущества цифровых технологий перед другими педагогическими средствами, Х.Н. Ашимова отмечает, что они реализуют быстрый доступ к востребованной информации; формируют базовые навыки по работе с литературными источниками; обеспечивают преподавателю автоматизацию или упрощение рутинных каждодневных операций; позволяют трансформировать дидактические модули в различные формы и модели обучения; формируют культуру работы с информацией; обеспечивают доступность обучения широкому спектру пользователей, которые в традиционных моделях не имеют такой возможности (как пример, дистанционное образование) [10].

Хаблиева С.Р, Каргиева З.К. полагают, что специалисты должен владеть базовым набором цифровых навыков, а в частности, эти навыки могу быть общеобразовательными, базовыми (специальными и общими) и факультативными [11]. По их мнению, развитие общеобразовательных навыков должно проводиться еще в период школьного обучения, и у ребенка должна быть сформирована компьютерная грамотность, в рамках которой он должен уметь пользоваться персональным компьютером, Интернетом с учетом личных и образовательных задач. Будущий же специалист, окончивший вуз, должен обладать основными цифровыми навыками, а общими навыками должны владеть все, независимо от профиля. Специальные цифровые навыки необходимы для решения профессиональных задач. Профессиональные цифровые навыки у каждой специальности имеют свой набор и своё содержательное наполнение, которые нуждаются в постоянном развитии на перспективу.

Пользовательские цифровые навыки подразумевают способность человека пользоваться приложениями и устройствами, обеспечивающими доступ к онлайн-платформам, а также осознанное использование цифровых технологий при решении бытовых и полупрофессиональных задач.

Специализированные цифровые навыки подразумевают наполнение профессиональных компетенций представителей высокотехнологичных IT-ориенти-рованных специальностей, таких как веб-дизайнеры, программисты, разработчики, аналитики больших объемов информации и пр.

Описанные выше пользовательские цифровые навыки можно получать при формальном обучении, изучая самостоятельно или при помощи сотрудников. Эти навыки обеспечивают межличностную коммуникацию, позволяют быстрее и легче получить частные и государственные услуги.

Промежуточные цифровые навыки позволяют использовать цифровые технологии в «существенной и выгодной форме», так как их потребность зависит от сферы его деятельности и потребностей.

Продвинутые цифровые навыки чаще всего необходимы специалистам узкого профиля, например, в области компьютерного программирования, для создания программного обеспечения, анализа информации и управления сетями. Чем глубже цифровизация социума, тем больше количество и объем продвинутых навыков и профессий, в которых они требуются. Самые современные

комплексы навыков представлены искусственным интеллектом (ИИ), крупными данными, кибербезопасностью, цифровым предпринимательством, интернетом вещей (1оТ), виртуальной реальностью Если вчера это знали и понимали только узкие специалисты, то сегодня круг его пользователей очень широк.

Для того чтобы выработать востребованные и требующиеся для работы профессионала цифровые навыки, следует актуализировать современные стратегии и инновационные подходы, среди которых проектный подход является наиболее реализуемым в условиях цифровой трансформации образования.

Необходимо учитывать, что сегодня у учащихся школ при прохождении курсов «Информатика и ИКТ», «Искусство», «Технология» большинство пользовательских базовых цифровых навыков формируются в соответствии с ФГОС основного общего образования.

Для закрепления и восполнения пробелов на предыдущих этапах существуют определенные требования к изучению предметной сферы «Математика и информатика» на уровне среднего общего образования, в рамках которого необходимо выработать у учащихся представления о значении информатики и информационно-коммуникационных технологий в современном цифровом мире.

Проводя промежуточную итоговую линию, мы можем утверждать, что цифровые навыки - это востребованная составляющая современного социума и его представителей: независимо от профиля и возраста используются смартфоны, Интернет, оказываются финансовые услуги, осуществляется дистанционное обучение. Эти навыки необходимы обучающимся любой подготовки, любому процессу - в ходе представления учебных материалов (учителем), подготовки реферата, презентации (студентом), подготовки.

Сегодня нет профессии в обществе, где не требовались бы цифровые навыки, и цифровой контент становится все более популярным, следовательно, актуализируется потребность в необходимом уровне цифровой грамотности. Актуализация цифровых навыков - это результат проникновения в обучение новых видов дидактических средств и инструментов, которые опираются на информационные технологии, а именно - мобильные телефоны, цифровые приложения, чат-боты, системы искусственного интеллекта, технологии виртуальной и дополненной реальности и др.

Учитывая, что технологии обновляются с высокой скоростью, можно говорить о том, что цифровое пространство, цифровые компетенции, следовательно, и цифровые навыки являются не статическими характеристиками, а динамической системой, которую необходимо периодически обновлять с учетом возможностей проектного метода в цифровой среде и изменений заказа социума.

Поэтому будущим специалистам со сформированными цифровыми навыками в своей дальнейшей жизнедеятельности необходимо корректировать свою работу с учетом актуализированных инноваций современной экономики с формированием переходных и перспективных цифровых навыков. Для структурирования и нормирования иерархии цифровых навыков необходимо определить градацию уровней наличных цифровых навыков, а также промежуточных и перспективных. Для оценки на практике уровня сформированности цифровых навыков у будущих специалистов необходимо создать так называемую оценочную шкалу с заранее заданными весовыми характеристиками (шкала от 1 до 10). Для формирования контрольных вопросов можно использовать апробированные (традиционные) методики, т. е. предложить вопрос и несколько ответов, среди которых имеется правильный.

Приведем пример уровней развитости цифровых навыков, градацию которых мы определили следующим образом: начальный, основной, продвинутый, высокий, экспертный.

Опишем содержательное наполнение критериев развитости каждого из этих уровней.

1. Начальный уровень характеризуется неустойчивым проявлением компетенций и умений. В рамках решения практических задач человек показывает осознанность в проявлении навыков, но чувствуется их необработанность и отсутствие опыта.

2. Основной уровень - человек вполне уверенно актуализирует необходимые навыки и без ошибок их использует в нестабильных условиях.

Библиографический список

3. Продвинутый уровень позволяет будущему специалисту решать более сложные задачи, в рамках которых он должен актуализировать не отдельные изолированные навыки, а формировать из них алгоритмы решения необходимых задач.

4. Высокий уровень развитости цифровых навыков дает возможность будущему специалисту перекрыть весь набор базовых профессиональных задач из его предметной области и использовать для их решения несколько алгоритмов, оптимально решающих данную задачу.

5. Экспертный уровень отличается от других наличием творческих компонентов, которые проявляются в том, что специалист в процессе решения профессиональных задач не просто предлагает оптимальное их решение, но и генерирует новые идеи, в рамках которых проявляются инновационные цифровые навыки, не прописанные в теории и практике. Эти проявления аналитического мышления не всегда можно прописать или изложить на бумаге в форме алгоритмов или рецептов.

Методика встраивания новых цифровых навыков в базу будущего специалиста может осуществляться по описанной выше иерархии с использованием предыдущего уровня как стартовая площадка для следующей, при этом не следует забывать про рекурсивные процедуры. Для устойчивости этого процесса необходимо чередование практических и теоретических модулей. Содержательное наполнение этих модулей в качестве варианта предлагаем в следующей редакции.

Модуль 1. Нормативная и методическая основа актуализации модели цифровой подготовки специалиста для инновационной экономики.

Модуль 2. Теоретические базы формирования цифровых и дистанционно-образовательных технологий экспертной среды.

Модуль 3. Изучение профессиональной среды по профилю и дидактические, психологические, гигиенические требования к ней.

Модуль 4. Обзор профессионально ориентированных цифровых ресурсов.

Модуль 5. Актуализация облачных платформ и цифровых аппаратных и программных средств для формирования профессиональной документации.

Модуль 6. Цифровая безопасность современной экономики: проблемы, решения и перспективы.

Таким образом, цифровые навыки - это способность современного человека жить, работать и отдыхать в современном обществе. Способность реализации цифровых навыков делает современного человека востребованным во всех сферах его деятельности - в социуме и в профессиональной сфере. Цифровые навыки - это необходимый и достаточный набор знаний, умений, способствующий работе с цифровыми технологиями, которые определяют успешность и эффективность его жизнедеятельности в различных сферах современного общества.

Поскольку отдельные цифровые навыки необходимы в любой форме человеческой деятельности, в глобальном плане их можно разделить на две большие группы - пользовательские и профессиональные, хотя каждая из этих групп имеют множество подуровней и подгрупп.

В условиях высшего профессионального образования необходимо заложить динамическое ядро базы цифровых навыков, а динамический характер ядра определяется навыками, знаниями реструктуризации (обновления, модернизации) старых навыков и формирования новых. Поэтому будущих специалистов (студентов) необходимо научить обновлять свою базу цифровых навыков; если речь идет об учителях, то их надо обучать этому на специальных курсах повышения квалификации.

Поэтому нужно формировать у будущих специалистов динамическое ядро цифровых навыков - это задача системы высшего профессионального образования («закладка фундамента»), которое (т. е. ядро) будет в дальнейшем структурироваться в зависимости от того, как складывается жизнь конкретного специалиста (интересы, профессия, круг друзей, семья). Необходимо каждому осознать, что от уровня сформированности цифровых навыков зависит не только успешность его профессиональной деятельности, но и практически вся жизнь.

1. Чагдурова Э.Д., Магомерзаев Х.А., Мухидинов М.Г Социализация личности в цифровом социуме. Ежегодная итоговая научно-практическая конференция научно-педагогических работников: сборник материалов конференции. Грозный, 2023: 24-28.

2. Мухидинов М.Г, Магомерзаев Х.А., Дзамыхов А.Х. Использование цифровых технологий для решения уравнений графическим способом. Современные вопросы взаимодействия образования, науки и общества: материалы IX научно-практической конференции. Махачкала, 2023: 155-160.

3. Трофимова Н.Н. Цифровая грамотность и цифровые навыки в контексте трансформации системы образования. Крым. Альманах. 2021; № 27: 78-86.

4. Навыки для взаимосвязанного мира. Концептуальная записка. Неделя мобильного обучения. Юнеско, 2018. Available at: https://ru.unesco.org/sites/default/files/unesco-mlw2018-concept-note-ru_final_0.pdf

5. Босова Л.Л. О подходах к формированию цифровых навыков обучающихся на уровне общего образования. Международный конгресс по информатике: информационные системы и технологии (в образовании): материалы Международного научного конгресса. Минск, 2020: 47-58.

6. Мухидинов М.Г., Абдулаева Х.С., Чагдурова Э.Д. Учитель цифрового социума. Современные вопросы взаимодействия образования, науки и общества: материалы IX научно-практической конференции. Махачкала, 2023: 120-123.

7. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры. Образование и наука. 2020; № 22 (3): 116-147.

8. Лис П.А. Проблемы трансформации образования в контексте цифровой экономики проблемы трансформации образования в контексте цифровой экономики. Цифровая трансформация образования: электронный сборник тезисов докладов 1-й научно-практической конференции. 2018: 461-464.

9. Янг Ш. От «подрыва» к инновациям: о будущем МООК. Перевод с английского. Вопросы образования. 2018, № 4: 21-43.

10. Ашимова Х.Н. Цифровые технологии как метод формирования информационных навыков студентов в процессе обучения. Globus. 2020; № 3 (49): 13-16.

11. Хаблиева С.Р, Каргиева З.К. Формирование навыков использования в образовательном процессе современных средств обучения и электронных образовательных ресурсов с учетом требований ФГОС. Информатика и образование. 2013; № 10 (249): 77-82.

References

1. Chagdurova 'E.D., Magomerzaev H.A., Muhidinov M.G. Socializaciya lichnosti v cifrovom sociume. Ezhegodnaya itogovaya nauchno-prakticheskaya konferenciya nauchno-pedagogicheskih rabotnikov: sbornik materialov konferencii. Groznyj, 2023: 24-28.

2. Muhidinov M.G., Magomerzaev H.A., Dzamyhov A.H. Ispol'zovanie cifrovyh tehnologij dlya resheniya uravnenij graficheskim sposobom. Sovremennye voprosy vzaimodejstviya obrazovaniya, nauki i obschestva: materialy IX nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2023: 155-160.

3. Trofimova N.N. Cifrovaya gramotnost' i cifrovye navyki v kontekste transformacii sistemy obrazovaniya. Krym. Al'manah. 2021; № 27: 78-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Navyki dlya vzaimosvyazannogo mira. Konceptual'naya zapiska. Nedelya mobil'nogo obucheniya. Yunesko, 2018. Available at: https://ru.unesco.org/sites/default/files/unesco-mlw2018-concept-note-ru_final_0.pdf

5. Bosova L.L. O podhodah k formirovaniyu cifrovyh navykov obuchayuschihsya na urovne obschego obrazovaniya. Mezhdunarodnyj kongress po informatike: informacionnye sistemy i tehnologii (v obrazovanii): materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa. Minsk, 2020: 47-58.

6. Muhidinov M.G., Abdulaeva H.S., Chagdurova 'E.D. Uchitel' cifrovogo sociuma. Sovremennye voprosy vzaimodejstviya obrazovaniya, nauki i obschestva: materialy IX nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2023: 120-123.

7. Andryuhina L.M., Sadovnikova N.O., Utkina S.N., Mirzaahmedov A.M. Cifrovizaciya professional'nogo obrazovaniya: perspektivy i nezrimye bar'ery. Obrazovanie inauka. 2020; № 22 (3): 116-147.

8. Lis P.A. Problemy transformacii obrazovaniya v kontekste cifrovoj 'ekonomiki problemy transformacii obrazovaniya v kontekste cifrovoj 'ekonomiki. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: 'elektronnyj sbornik tezisov dokladov 1-j nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 461-464.

9. Yang Sh. Ot «podryva» k innovaciyam: o buduschem MOOK. Perevod s anglijskogo. Voprosy obrazovaniya. 2018, № 4: 21-43.

10. Ashimova H.N. Cifrovye tehnologii kak metod formirovaniya informacionnyh navykov studentov v processe obucheniya. Globus. 2020; № 3 (49): 13-16.

11. Hablieva S.R., Kargieva Z.K. Formirovanie navykov ispol'zovaniya v obrazovatel'nom processe sovremennyh sredstv obucheniya i 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov s uchetom trebovanij FGOS. Informatika i obrazovanie. 2013; № 10 (249): 77-82.

Статья поступила в редакцию 29.11.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.