Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА УСЛОВИЯХ АКТУАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ'

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА УСЛОВИЯХ АКТУАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВОЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухидинов Магомед Госенгаджиевич, Гадаборшева Марем Абукаровна, Магомедов Гусейн Ахмедович

В статье проведен обзор возможностей проектного подхода при решении педагогических задач в условиях цифровой экономики и исследованы возможности проектного подхода при формировании цифровых компетенций будущих специалистов. Авторы предлагают свой подход для актуализации проектного подхода для решения педагогических задач в условиях цифровизации образования. Сделан вывод о том, что метод проектов стимулирует цифровой и творческий интерес к актуальным проблемам и через проектную деятельность позволяет найти эффективное решение задачи и актуализировать свои теоретические цифровые и предметные знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF USING THE PROJECT APPROACH IN THE CONTEXT OF THE ACTUALIZATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION

The article reviews the possibilities of the project approach in solving pedagogical problems in the digital economy and examines the possibilities of the project approach in the formation of digital competencies of future specialists. The authors propose their own approach to actualize the project approach for solving pedagogical problems in the conditions of digitalization of education. It is concluded that the project method stimulates digital and creative interest in topical issues and through project activities allows you to find an effective solution to the problem and update your theoretical digital and subject knowledge.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА УСЛОВИЯХ АКТУАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - Москва: Высш. шк., 1991. - 204, [3] с.: ил.; 21 см.; ISBN 5-06-002079-7: 70 к.

5. Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. - Москва: 2006. - 143 с.

6. Парфенова, С.Р. Современные информационные технологии, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся / С.Р. Парфенова // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». - 2020. -№ 1/12. - С. 1066-1076. - https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-informatsionnye-tehnologii-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya/viewer (дата обращения: 01.03.2023).

7. Толстолуцких, Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н.П. Толстолуцких. - Саратов, 1997. - 22 с.

8. Шаршов, И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности / И.А. Шаршов. - Тамбов, 2003. - 198 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики Мухидинов Магомед Госенгаджиевич

ФГБОУ ВО Дагестанский государственный институт народного хозяйства (г. Махачкала); кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Гадаборшева Марем Абукаровна Государственный природный заповедник «Эрси» (г. Магас); ФГБОУ ВО Ингушский государственный университет (г. Магас); кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Магомедов Гусейн Ахмедович ФГБОУ ВО Дагестанский государственный институт народного хозяйства (г. Махачкала)

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА УСЛОВИЯХ АКТУАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье проведен обзор возможностей проектного подхода при решении педагогических задач в условиях цифровой экономики и исследованы возможности проектного подхода при формировании цифровых компетенций будущих специалистов. Авторы предлагают свой подход для актуализации проектного подхода для решения педагогических задач в условиях цифровизации образования. Сделан вывод о том, что метод проектов стимулирует цифровой и творческий интерес к актуальным проблемам и через проектную деятельность позволяет найти эффективное решение задачи и актуализировать свои теоретические цифровые и предметные знания.

Ключевые слова: проектный подход; цифровая экономика, цифровой проект, проект, цифровизация образования, цифровые компетенции специалиста.

Annotation. The article reviews the possibilities of the project approach in solving pedagogical problems in the digital economy and examines the possibilities of the project approach in the formation of digital competencies of future specialists. The authors propose their own approach to actualize the project approach for solving pedagogical problems in the conditions of digitalization of education. It is concluded that the project method stimulates digital and creative interest in topical issues and through project activities allows you to find an effective solution to the problem and update your theoretical digital and subject knowledge.

Key words: project approach; digital economy, digital project, project, digitalization of education, digital competence of a specialist.

Введение. Процесс цифровизации образования определяет необходимость модернизации всех его компонентов через использование актуализированных цифровых технологий. Центральным звеном в решении этих задач в образовании является реструкутризация модели подготовки будущих специалистов с учетом новых социальных запросов в обществе. Основной вектор этой подготовки необходимо усилить в направлении выявления эффективных подходов, которые позволяют обеспечить развитие его цифровых компетенций.

Проблема развития цифровых компетенций специалистов сегодня самая актуальная проблема современного образования, это является стратегической задача общества в целом. Практика показывает, что имеется острый дефицит в IT-специалистах во всех сферах современного общества готовых к работе в условиях цифровой экономики. Для эффективного разрешения этой не простой проблемы необходимо организовать систему их подготовки и переподготовки, так как цифровые технологии имеют качество быстро устаревать, а малый период их действия и обновления актуализирует необходимость структурировать перспективную модель обучения.

Необходимость ускоренного построения цифровой экономики актуализирует процесс массового распространения в социуме цифровых технологий, и именно технологии искусственного интеллекта, робототехника, дополнительная и виртуальная реальности, под влиянием которых изменяется образовательная модель в социуме, и цифровая модель жизнедеятельности человека.

По результатам исследований в высшей школы более 80% наиболее активного населения России (в возрасте от 14 до 71 года) пользуются компьютером, сетевыми технологиями и технологиями, которые на них опираются. Но надо признать, что темпы цифровизации в обществе и его скорость распространеия, превышает скорость процесса формирование и развитие цифровых компетенций будущих специалистов, поэтому вопрос о цифровой готовности в социуме, особенно в его экономическом секторе стоит достаточно остро.

Изложение основного материала статьи. Сегодня нет сферы жизнедеятельности человека, где бы не требовалось цифровая готовность и грамотность, да и в образовании цифровая грамотность его участников так же обеспечивает эффективность достижения требуемых образовательных результатов и социализацию его в современном обществе.

Цифровизация общества реструктурирует все сферы жизнедеятельности человека и модернизирует его профессиональную деятельность, а именно: дополняет их новыми пакетами прикладных цифровых технологий; обновляет профессиональные баз данных; актуализирует использование интеллектуальных технологий, робототехники, программирования и математических моделей реальных и виртуальных объектов. По каждому из этих направлений

ощущается острая нехватка специалистов готовых к профессиональной деятельности хотя бы на нормативном уровне, т.е. необходимо развивать старые и формировать новые цифровые компетенции в всех этих направлениях.

Некоторые содержательные моменты о цифровой трансформации отечественной образования, сформулированы в Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2020 год, и успешно реализуются в российских регионах, в котором отмечается, что эффективность этого процесса возможна при наличии цифровой грамотности участников образовательного процесса.

Таким образом, эффективная цифровая трансформация образования должна способствовать решению следующих проблем:

- формирование набора цифровых компетенций у педагогических работников;

- развитие набора компетенций использования цифровых технологий у обучающихся;

- внедрение цифровых технологий в образовательный процесс;

- повышение мотивации обучающихся к получению новых знаний и приобретению цифровых навыков, в том числе навыков программирования, которые приобретают критическую важность для квалифицированного специалиста в условиях цифровой экономики.

Решение этих задач необходимо вписать в модель непрерывного образования на всех его уровнях и видах, с учетом специфики каждого из этих форматов обучения очного, заочного, очно-заочного, дистанционного, виртуального и интерактивного.

Не смотря, что адаптация цифровых технологий в традиционную модели обучения, дает положительные результаты, но для достижения высоких результатов необходимо использовать все эффективные подходы в обучении, например, как проектный подход.

Необходимо признать, что на данном историческом отрезке времени вряд ли можно назвать РФ лидером по темпам и уровню цифровизации, по этому поводу можно привести множество статистических данных, хотя в последнее время сделаны большие успехи по некоторым показателям мы даже входим в первую десятку. Доступность интернета в РФ и Европы относятся как 70% на 90%; уровень социальной цифровизации (кредитные карты, «Госуслуги» и т.д.); 42% россиян пользуются мобильным интернетом (исследования НАФИ).

В последнее время на государственном уровне были актуализированы множество вопросов о том, как повышать степень и уровень цифровизации в РФ, так как формирование цифровой экономики и проекты связанные с этим процессы являются национальными приоритетами согласно указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

Основную нагрузку в процессе развития цифровых компетенций сегодня, должны взят на себя вузы, так как базовый уровень и основу профессиональной подготовки будущего 1Т-специалиста реализуется именно на этом уровне.

В содержание цифровых компетенции специалиста необходимо включить набор компетенций: по работе в цифровой среде, с цифровыми технологиями, средствами и продуктами; определяющих активность в отношении создания и сбору данных, их обработке и анализу цифровой информации; по автоматизации экономических и производственных процессов с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Система современного образования призвано готовить востребованных специалистов для цифровой экономики, в рамках которого необходимо решать множество образовательных задач, среди которых одной из приоритетных является создание эффективной системы формирования цифрового каркаса для специалиста любого профиля. Результативность этого процесса во многом определяется актуализацией процесса использования проектного подхода, позволяющие будущему специалисту развивать и формировать актуализированные цифровые навыки, как основу его цифровой компетентности и творческой активности.

В отечественной педагогической практике проектный подход актуализировался недавно, но за это время показал себя как эффективный метод актуализации знаний, и позволяющая трансформировать их в навыки и умения. Психологические результаты исследований возможностей человеческой памяти, показали, он сохраняет лучше: 12% от прочитанного; 27% от услышанного; 33% от увиденного; 52% от увиденного и услышанного; 74% от результата обсуждения с другими; 81% от результата личного опыта; 91% от результата проговаривания во время выполнения работы; 96% от результата самообразования. Разнообразие исследований, связанных с прикладными аспектами проектного подхода показывает, что и сегодня не угас интерес теоретиков и практиков к его феномену.

Исследования в сфере проектного подхода, можно классифицировать следующим образом:

- формирование проектной культуры специалистов (В.Ф. Сидоренко, В.Л. Глазычева и др.);

- проектирование в социальной сфере (Ю.П. Сурмин, Н.В. Туленков и др.);

- актуализация проекта в образовании (В.В. Сериков, В.П. Беспалько и др.);

- развитие навыков проектной деятельности (С.А. Ермолаев, И.И. Цупикова и др.);

- формирование готовности специалистов к деятельности по созданию проекта (И.Л. Белова, С.И. Кружкова и др.) и др.

Т.В. Горбунова считает, что реализация проектного подхода позволяют будущему специалисту повысить эффективность развития его творческой самореализации, а проект - ускоряет решение проблем предметного области с помощью метазнаний [1].

Э.Д. Чагдурова и др. [7] предлагают внедрение проектного метода, через включение в образовательную среду набора цифровых средств, контроля на каждом этапе и реструктуризацию цифровых модулей.

По мнению Н.В. Матяш считает, проектирование это один из важнейших элементов культуры творчества человека в современном социуме [4].

A.П. Марков и Г.М. Бирженюк относят деятельность по созданию проекта к творческой составляющей деятельности человека, так как через проект можно преобразовать реальность [3].

B.Ф. Сидоренко считает, что только проектный подход связан с творческой идеей, которая ориентирована на планируемый результат [11].

По мнению Х.А. Магомерзаева и др [6], использование проектного метода в подготовке будущего специалиста в условиях актуализации информационных технологий определяет необходимость учета позиции всех участников этого процесса и адаптации информационной технологии под актуализированную проектную задачу.

В.М. Розин рассматривает проектирование через разработку семиотической модели природы [9]. Использование для реализации проектного подхода цифровые технологии позволяет развивать познавательную деятельности личности.

Обзор литературы показывает, среди множества классификаций понятия «проект», выделяют: аналитический, прогностический; творческий; прикладной; исследовательский; игровой; монопроект; групповой; долгосрочный и др. [10].

Классификация учебных проектов определяется на основе доминантной деятельности студентов: практический проект; проект исследования актуальной научной проблемы; проект по сбору и обработке информации по актуальной проблеме; творческий проект, как авторское видение в решении проблемы; имитационный проект и т.д.

Возможными типами структуризации проектов можно определить, по: предметным или тематическим областям; масштабам охвата решаемой задачи; временным ограничениям на реализацию и апробацию; масштабу вовлеченных исполнителей или числа участников; значимости результатов проектной деятельности.

Очень важно в рамках реализации проекта выделить метапредметные его характеристики, среди которых чаще всего выделяют: оригинальность; направленность на достижение конкретного результата; решение проблемы за ограниченные временные рамки; умение работать в команде; умение учится по ходу выполнения проекта и др.

А.М. Магомедов и др [2], приводят следующее определение проектного метода «Метод проектов - это интегративная педагогическая технология, которая может включать в себя набор специфических дидактических форм, приемов и методов, позволяющих развивать творческий, исследовательский интерес и аналитические формы образовательной деятельности будущих специалистов».

По утверждению Е.С. Полат [8], в процессе построения образовательного проекта обучаемый: актуализирует когнитивный интерес к проблеме; повысится качество и практическая направленность цифровых знаний; реализуется интеграция различных предметных областей; формируется устойчивый навык профессионального самоутверждения; стимулирует устойчивую внутреннюю мотивацию.

Наиболее актуальной проблемой в начале вузовского обучения является адаптация студентов в цифровую образовательную среду и выравнивание базовой уровня цифровой готовности будущих специалистов, так как от фундамента зависит дальнейший уровень и возможности развития его цифрового профессионализма.

Базовый массив цифровых компетенций будущих специалистов, можно классифицировать по следующим категориям: не имеющие опыта работы с цифровыми технологиями; имеющие опыт работы в различных областях информатики и с различными цифровыми технологиями; Владеющие некоторым набором профессиональных цифровых навыков. В этих условиях построить оптимальный курс цифрового обучения, даже в рамках одной группы становится сложно иногда практически невозможно, но использование проектного подхода позволяет найти путь решение этой проблемы. Реализация проектного обучения для формирования цифровых компетенций не зависит от предметной области, а группы, которые работают над проектом можно набирать с разным уровнем цифровой подготовки. В результате выполнения проектной деятельности каждый из его участников повышает уровень своего профессионализма в сфере цифровых технологий.

Под цифровыми компетенциями будем понимать способность решать прикладные в области использования информационных и коммуникационных технологий: использовать и создавать контент с использованием цифровых технологий; актуализация цифровых технологий для поиска и обмена информацией, формирования запросов и ответов на запросы, сетевое взаимодействие; компьютерное программирование.

Набор цифровых компетенций можно разбить на следующие категории:

1. Математические компетенции.

2. Информационные компетенции.

3. Коммуникационные компетенции.

4. Профессиональные компетенции.

Методология проектного метода предполагает, что исполнитель или в лице одного исполнителя или группы исполнителей, или даже целой группы реализуют проектное задание от и до: придумывает, проектирует, разрабатывает, реализует, корректирует, выполняет, внедряют и сопровождают.

В рамках нашего исследования изучены возможности проектного метода в развитии познавательной, цифровой и личностной компоненты учебной деятельности будущих специалистов, и выявлены возможные пути разрешения обозначенных выше противоречий.

Эффективные модели практической реализации проектного подхода описаны в работе М.Г. Мухидинова и др. [5].

Образовательный проект с точки зрения обучающегося, это: путь максимального раскрытия своего цифрового потенциала; деятельность, позволяющая проявить себя творчески индивидуально или в группе; возможность попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу; публичная презентация своих достижений; работа, направленная на решение интересной прикладной проблемы; творческая самореализация на результат; поиск проблем практического характера и т.д.

Выводы. Обобщение результатов нашего исследования позволил сформировать авторский алгоритм использование метода проектов для развития цифровой личности, представленный нами в следующем виде:

1. Выбор и обоснование основной проблемы проекта. Преподаватель предлагает будущим специалистам набор проблем с учетом предметной области «Информатика».

2. Формирование главной цели и задачи, которые затем разбивает на подцели, для решения которых определяются подзадачи.

3. Определение содержания, плана и алгоритма практической реализации цифрового проекта.

4. Создание творческих групп для решения проектных заданий. Для решения одной задачи можно выбрать несколько творческих групп для получения альтернативного решения.

5. Определение форм проектной отчетности.

6. Моделирование проекта.

7. Актуализация творческой, поисковой и цифровой деятельности.

8. Оформление итогов проектной и цифровой деятельности будущих специалистов, экспертиза, выступление и защита результатов своей проектной деятельности.

9. Формирование студенческой оценочной команды, которая оценивает работу своих товарищей в рамках реализации проекта, тем самим осуществляется рефлексия.

Таким образом, метод проектов стимулирует цифровой и творческий интерес к актуальным проблемам и через проектную деятельность позволяет найти эффективное решение задачи и актуализировать свои теоретические цифровые и предметные знания.

Литература:

1. Горбунова, Т.В. Метахарактер информационной компетенции будущих специалистов / Т.В. Горбунова, Е.А. Косорукова // Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век: материалы Международной научно-практической конференции (Кемерово, 27-28 марта 2013 г.): в 2 ч. Ч. 2. - Кемерово: КРИРПО, 2013. - 266 с.

2. Магомедов, А.М. Возможности проектного метода в развитии творческой личности / А.М. Магомедов, Г.А. Магомедов, М.Г. Мухидинов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-3. - С. 150-153

3. Марков, A.M. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие / A.M. Марков, Г.М. Бирженюк. - СПб.: Санкт-Петерб. гуманит. Ун-т профсоюзов, 1997. - 316 с.

4. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш / под ред. В.В. Рубцова. - Мозырь: Белый ветер, 2000. - 285 с.

5. Мухидинов, М.Г. Методика проектной подготовки будущего учителя / М.Г. Мухидинов, Х.М. Инусова, Н.К. Шамхалова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - №6(67). - С. 170-171

6. Мухидинов, М.Г. Реализация проектного метода в условиях актуализации информационных технологий / М.Г. Мухидинов, З.М. Мухидинов, Х.А. Магомерзаев // В сборнике: Digital Era. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - Грозный, 2021. - С. 155-159

7. Мухидинов, М.Г. Реализация проектного метода в цифровой среде / М.Г Мухидинов, Э.Д. Чагдурова, А.Х. Дзамыхов, М.Т. Дзамыхова // В сборнике: Перспективные разработки-резидентам территории опережающего социально-экономического развития «НЕВИННОМЫССК». Сборник научных статей региональной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2022. - С. 139-142

8. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 368 с.

9. Розин, В.М. Мышление и творчество / В.М. Розин. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 359 с.

10. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе: (методическое пособие) / М.Б. Романовская. - Москва: Центр "Пед. поиск", 2006. - 160 с.

11. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры / В.Ф. Сидоренко // Вопросы философии. - 1998. - № 3. - С. 86-99

Педагогика

УДК 37.08

доктор педагогических наук Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры физической подготовки Кучмезов Арсен Нурбиевич

Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону)

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ В

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье автор исследует значение личностного и профессионального роста в деятельности преподавателя высшей школы. Главное внимание уделяется этапам саморазвития и личностно-психологическим особенностям процесса саморазвития педагога. Автор выделяет главные необходимые компоненты, оказывающие решающее влияние на успешность трудовой деятельности любого педагога. В статье подчеркивается важность повышения компетенции в современном практико-ориентированном образовании. Анализируются научные направления личностного развития в современной России.

Ключевые слова: профессионал, личность, саморазвитие, преподаватель, обучение, компетенция, инновация, учебный процесс.

Annotation. In the article, the author explores the importance of personal and professional growth in the activities of a high school teacher. The main attention is paid to the stages of self-development and the personal and psychological characteristics of the teacher's self-development process. The author identifies the main necessary components that have a decisive impact on the success of any teacher's work. The article emphasizes the importance of increasing competence in modern practice-oriented education. The scientific directions of personal development in modern Russia are analyzed.

Key words: professional, personality, self-development, teacher, training, competence, innovation, educational process.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Высшее образование всегда направлено на подготовку высокопрофессиональных специалистов. Для достижения данной цели необходимо наличие профессорско-преподавательского состава обладающего знаниями не только в своей предметной области, но и в педагогической науке. Знания педагогики позволяют преподавателю вуза правильно выстраивать учебный процесс, наиболее обоснованно распределяя теоретические и практические знания и интегрировать в образование различные воспитательные методы и приемы [9, С. 257-263]. Очень важно для преподавателя вуза, как и для любого педагога, постоянно повышать свою компетенцию и внедрять в учебный процесс инновационные образовательные технологии и разнообразные модели обучения.

Изложение основного материала статьи. В современном мире все вузы борются за то, чтобы качественно и количественно подготовить высококлассных специалистов, иметь международное признание, завоевывать различные государственные субсидии и гранты. Особенно почетным и значимым для вуза является наличие многочисленных международных связей и сотрудничество с ведущими иностранными вузами. Это обеспечит выпускникам вуза большие возможности при трудоустройстве, и, следовательно, повысит престиж самого высшего учебного заведения.

Очень распространенным в современном мире стало внедрение в учебный процесс практико-ориентированного преподавания и новых информационных технологий [11, С. 332-341]. Все это требует разработки новых научно-методических программ подготовки профессорско-преподавательского состава и повышение их общей квалификации.

Большинство современных ученых-педагогов считают главным системообразующим элементом всех новых подходов в педагогике развитие личностных качеств самого преподавателя. Преподаватель вуза всегда должен быть открыт для новых знаний, нового опыта и постоянно развиваться. Для профессионального развития педагога необходимо постоянное развитие своего мышления и получение удовлетворения от своей работы [7, С. 22-25].

Педагог, понимающий значение самоизменений и принимающий личностно-ориентированную модель развития сможет эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в современной системе образования[2, С. 45-47].

Профессиональное саморазвитие преподавателя вуза необходимы в условиях существующей в стране особой социокультурной ситуации, выражающейся в следующих изменениях:

- постоянно увеличивается спрос на педагогов, способных развивать личностные качества обучаемого и выявлять его потенциал;

- все образовательные учреждения постепенно переходят на многоуровневые и многоступенчатые модели обучения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.