Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА / ФГОС / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / PROJECT / PROJECT METHOD / STAGES OF PROJECT IMPLEMENTATION / GEF / INTEGRATIVE APPROACH / CLASSIFICATION OF EDUCATIONAL PROJECTS / DEVELOPMENT OF CREATIVE PERSONALITY / CREATIVE POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Абдурахман Маллаевич, Магомедов Гусейн Ахмедович, Мухидинов Магомед Госенгаджиевич

В статье проведен обзор возможностей метода проектов в решении образовательных задач. Исследованы возможности проектной деятельности будущих специалистов направленных на развитие его творческой составляющей. Авторами описываются этапы работы над проектом, типы и виды учебных проектов и приводится авторский алгоритм использование метода проектов для развития творческой личности на уроках информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Абдурахман Маллаевич, Магомедов Гусейн Ахмедович, Мухидинов Магомед Госенгаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF THE PROJECT METHOD IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE PERSONALITY

The article reviews the possibilities of the project method in solving educational problems. The possibilities of project activities of future specialists aimed at the development of his creative personality are investigated. The authors describe the stages of work on the project, the types and types of educational projects and the author's algorithm for using the project method for the development of creative personality in computer science lessons.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ»

Педагогика

УДК 378

доктор биологических наук, профессор заведующий кафедрой медбиологии Магомедов Абдурахман Маллаевич

Дагестанский государственный медицинский университет (г. Махачкала); кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Магомедов Гусейн Ахмедович Дагестанский государственный университет народного хозяйства (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики Мухидинов Магомед Госенгаджиевич

Дагестанский государственный институт народного хозяйства (г. Махачкала)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье проведен обзор возможностей метода проектов в решении образовательных задач. Исследованы возможности проектной деятельности будущих специалистов направленных на развитие его творческой составляющей. Авторами описываются этапы работы над проектом, типы и виды учебных проектов и приводится авторский алгоритм использование метода проектов для развития творческой личности на уроках информатики.

Ключевые слова: проект, метод проектов, этапы реализации проекта, ФГОС, интегративный подход, классификация учебных проектов, развитие творческой личности, творческий потенциал личности.

Annotation. The article reviews the possibilities of the project method in solving educational problems. The possibilities of project activities of future specialists aimed at the development of his creative personality are investigated. The authors describe the stages of work on the project, the types and types of educational projects and the author's algorithm for using the project method for the development of creative personality in computer science lessons.

Keywords: project, project method, stages of project implementation, GEF, integrative approach, classification of educational projects, development of creative personality, creative potential of the individual.

Введение. Переход индустриального общества в информационное общество связан с разрушением и реструктуризацией социальных институтов, в этот период потрясений система образования призвана обеспечивать социализацию будущих специалистов к новым условиям рынка труда. Образовательная деятельность будущих специалистов должна быть реализована в русле раскрытия возможностей и развития способностей и интересов, реализация которых, предполагает оптимизацию организационных и управленческих процессов в русле устойчивого развития их творческой активности.

Проблема развития творческой активности специалистов является объектом пристального внимания во все времена, так как социальные запросы имеют динамический характер, и содержание готовности к творческой деятельности также изменяется. Эти проблемы исследователи должны рассматривать в динамическом режиме, в рамках реализации: целостного педагогического процесса; эстетического воспитания; познавательной самостоятельности; использования средств изобразительного искусства; применения инновационных методов воспитания и обучения; информатизации учебного процесса; интенсивного экономического развития общества.

Изложение основного материала статьи. Важнейшей задачей обучения вузах является развитие творческой личности, так как современный специалист должен быть активным, инициативным, творческим и самостоятельным. Бесспорно, не существует области жизнедеятельности человека, где бы не требовалось творческая инициатива, а для образования творческая деятельность учителя и учеников обеспечивает свободу в постижении образовательных целей и развития их интеллектуального и культурного потенциала.

Творческая личность - новое решение профессиональных и социальных задач и готовность к отказу от шаблонных схем, стереотипов, поведения, восприятия и мышления.

Творческой личности должны быть характерны: оригинальность мысли; высокая внутренняя самоорганизация; "бешенная" работоспособность; удовлетворение не только от цели труда, но и от процесса; устремленность на развитие; нацеленность на создание инновационных структур; способность на генерацию нового знания; умение реализовать новые способы деятельности.

Творческую личность можно проецировать на объективную и субъективную плоскость. Объективная его проекция это и есть его творческая деятельность результатами которой является постижение новой ценности общества. Субъективная составляющая это процесс постижения новых знаний, генерация умений и навыков, которые развивают как профессиональные, так и личностные его качества.

Как считает психолог А. Маслоу творчество и креативность может проявится у личности в повседневной жизни, при реализации жизненных ситуаций и в разных формах самовыражения. По мнению Дж. Тейфорд творческое мышления личности характеризует: оригинальность; необычность идеи; умение видеть объект иным углом зрения; способность проецировать объекта на новую плоскость и использовать разнообразные идеи в нестандартной ситуации.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования, ФГОС высшего образования, в указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативных и правовых актах по образованию, определяют необходимость творческого развития личности, как основы реализации инновационной деятельности в сфере образования. Эффективное решение этой проблемы - кропотливый труд на многие годы, который невозможно обеспечить с использованием «разовых инъекций», а достичь поставленной цели можно только с использованием системных методов, на базе интегративного подхода.

Реализация интегративного подхода в сфере образования становится актуальным на современном его развития, так как образовательные результаты обучения описанные в рамках реализации ФГОС опираются на достижения науки, экономики и технологий и т.д.

Интеграция образования и производства в сфере профессиональной подготовки специалистов не получила достаточного разрешения, несмотря на наличие определенных теоретических изысканий. Результативность профессиональной подготовки будущих специалистов определяется интегративностью образовательных программ, потому что профессиональная деятельность по своей природе интегративна.

Реализация интегративного подхода в системе профессиональной подготовки будущих специалистов позволит: повысить качество обучения; нацелить будущих специалистов на формирование профессиональных компетенций, определяющих инновационное содержание профессионального образования.

Таким образом, реализация интегративного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов позволяет получить следующие образовательные результаты:

• системные знания будущих специалистов, позволяющие выявить всеобщность научных связей;

• сформированные обобщенные умения, генерируют знания, позволяющие перенос методов из одной науки в другую;

• актуализация творческого подхода к профессиональной деятельности специалиста;

• эффективное формируются убеждения;

• реализация всестороннего развитие личности-специалиста;

• усиление мировоззренческой направленности когнитивных процессов будущих специалистов;

• активизация и интенсификация образовательной деятельности.

Интегративный подход в образовании обеспечивает возможность реализации принципа научного творчества в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов, это позволяет учить не предмет, а формировать субъектную позицию студента в условиях реализации активных методов обучения. Такая технология обучения ориентирует будущих специалистов на формирование личной образовательной траектории, в рамках которой можно учесть свои интересы и потребности. Широкие возможности для развития творческой активности будущих специалистов дает реализация проектного метода в обучении.

Система образования призвано готовить востребованных специалистов для общества, в рамках которого необходимо решать множество педагогических задач, среди которых одной из приоритетных является создание эффективной системы информационного обеспечения управленческой, учебной и воспитательной деятельности. Результативность этого процесса во многом определяется актуализацией процесса использования современных образовательных технологий, позволяющие будущему специалисту развивать и формировать актуализированные профессиональные навыки, как основы его творческой активности.

Проектирование теоретических моделей образовательной деятельности на практическую плоскость открывают перспективы принципам субъективности в обучении и актуализируют в первую очередь методы обучения, которые: формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию студента в обучении; развивают исследовательские, рефлексивные и самооценочные умения и навыки; актуализируют умения сопряженные с опытом их применения на практике; выращивают познавательный интерес студентов; реализуют принцип связи обучения с реальностью.

Доминирующее место среди активных методов, сегодня в мировой и отечественной педагогической практике, принадлежит проектному методу, который позволяет решить сложные педагогические задачи, даже в рамках традиционной методологии обучения.

Результаты исследований памяти человека, показывают, она лучше сохраняет: 10% от прочитанного; 26% от услышанного; 30% от увиденного; 50% от увиденного и услышанного; 70% от результата обсуждения с другими; 80% от результата личного опыта; 90 % от результата проговаривания во время выполнения работы; 95% от результата самообразования. Разнообразие исследований, связанных с прикладными аспектами проектного подхода показывает, что неугасаемый интерес теоретиков и практиков к его феномену обоснован.

Исследования проектного подхода, можно классифицировать по различным основаниям или направлениям, например: формирование проектной культуры (В.Ф. Сидоренко, В.Л. Глазычева и др.); проектирование в социуме (Ю.П. Сурмин, Н.В. Туленков и др.); образование и проектирование (В.В. Сериков, В.П. Беспалько и др.); развитие проектных умений (С.А. Ермолаев, И.И. Цупикова и др.); готовность специалистов к проектной деятельности (И.Л. Белова, С.И. Кружкова и др.) и др.

В новые ФГОС ориентируют участников образовательной деятельности на использование проектного подхода при формировании целей, содержания подготовки специалистов и технологий их реализации, поэтому вектор исследований, связанных с реализацией этого метода в образовании только набирает обороты. Образовательный проект - результат самостоятельной дидактической разработки или изготовления некоторого изделия для обучения, который проходит этапы от идеи до ее практического воплощения.

По мнению Т.В. Горбунова, что реализация проектного метода дает возможность будущему специалисту взойти по «лестнице» развития творческой самореализации, а проект - творческая модель обучаемого по решению проблем предметного области с помощью метазнаний [5].

«Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования информационных технологий, поэтому метод учебных проектов внесет немалый вклад в развитие познавательной деятельности» [1].

В.П. Беспалько считает, что «Цель и пафос педагогической науки и практики - это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели у педагогики нет» [3].

Обзор и анализ литературы показывает, что существуют множество видов и классификаций понятия «проект»: аналитический, исследовательский; поисковый; прогностический [9]; исследовательский; творческий; информационный; прикладный; игровой; монопроекты; межпредметные; внутренние; региональные; международные; личностные; парные; групповые; краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные [16] и др.

Классификация учебных проектов определяется на основе доминантной деятельности студентов: практический проект; проект исследования актуальной научной проблемы; проект по сбору и обработке информации по актуальной проблеме; творческий проект, как авторское видение в решении проблемы; имитационный проект и т.д.

Возможны классификации проектов, по: предметным или тематическим областям; масштабам охвата проблемы; временным ограничениям; масштабу вовлеченных исполнителей; значимости результатов.

Независимо от типа проекта, можно выделить субъективные метапредметные характеристики любого проекта: неповторимость; уникальность; направленность на достижение конкретной цели; ограниченность во времени; необходимость координирования и реализации множества взаимосвязанных разнородных действий.

Обычно проект реализуется в три этапа подготовительный, технологический и заключительный [6]. Ряд учёных считает, что работа над проектом включает четыре фазы замысел, планирование, исполнение и оценка. Важным этапом в реализации проектного метода является выбор технологии его реализации [3; 4].

Т.В. Горбунова выделяет следующие этапы образовательного проектирования в обучении: выделение темы проекта; определение необходимых ресурсов проектирования; формирование информационной базы; реализация проекта; непрерывный контроль «состояния проекта»; оценка проектной деятельности; презентация и защита проекта [5].

В процессе построения проекта ученик должна решить задачу, для разрешения которой, он должен, владеть: большим объемом разнообразных предметных и метапредметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы; интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

В результате применения проектного метода на уроках информатики и информационных технологий:

• актуализируется когнитивный интерес будущих специалистов к предмету;

• повысится качество и практическая направленность знаний;

• реализуется интеграция различных предметных областей;

• формируется устойчивый вектор профессионального самоутверждения будущих специалистов;

• стимулирует внутреннюю мотивацию.

Наиболее актуальной проблемой в начале вузовского обучения является адаптация студента в новую образовательную среду и выравнивание базовой уровня подготовки будущих специалистов, так как на начальном этапе обучения их уровень знаний, умений и навыков (ЗУН) по различным дисциплинам разный, в том, числе и по информатике.

Базовый массив ЗУН будущих специалистов, можно дифференцировать по следующим категориям:

1. Часть студентов уже имеет опыт работы в различных областях информатики.

2. Для другой части студентов обучение необходимо начинать с базовых понятий и определений.

3. Третья группа уже владеют некоторым набором профессиональных навыков работы с профессиональными информационными программами.

В этих условиях построить оптимальный курс обучения, даже в рамках одной группы становится сложно иногда практически невозможно.

Вторая на наш взгляд важная проблема является разрешения противоречия между многообразием сфер применения информационных технологий и пользовательским интересом студентов, который имеет достаточно широкий диапазон от полной апатии до «доминирующего интереса» (когда он ничем другим не интересуется).

Третьей немаловажной проблемой, необходимость реализации образовательной программы, при ограниченном количестве часов отводимых на изучение тем (максимум 2 часа в неделю) и удовлетворения интереса будущих специалистов.

В содержание базового курса информатики включает в себя:

• теоретический материал (понятие информации и алгоритма, количество информации, единицы измерения информации, системы счисления и др.);

• практические занятия, которые отвечают за отработку навыков работы с базовыми информационными технологиями (текстовый процессор; графический редактор; электронные таблицы; системы управления базами данных; технологии создания презентаций; язык разметки гипертекста и т.д.);

• реализация базовых информационных моделей;

• социальные аспекты информатики;

• философские аспекты информатики [2-4].

В рамках нашего исследования изучены возможности проектного метода в развитии познавательной, творческой и личностной компоненты учебной деятельности будущих специалистов, и выявлены возможные пути разрешения обозначенных выше противоречий. Мы предполагаем, что метод проектов позволит нам, научить будущих специалистов:

• самостоятельному и критическому мышлению;

• размышлять, опираясь на знание фактов и закономерностей науки;

• делать обоснованные и аргументированные выводы;

• принимать самостоятельные управленческие решения;

• работать в команде, выполняя актуализированные социальные роли;

• развивать и модернизировать свои профессиональные знания, умения и навыки.

По результатам нашего исследования определены следующие требования к использованию метода проектов в образовательной практике для развития творческой личности, наличие: значимой исследовательской задачи, для решения, которого требуется интегрированные знания, умения и навыки; теоретической, практической и познавательной значимости предполагаемых результатов проектирования; индивидуальной, парной или групповой деятельности будущих специалистов; структурной модели содержательной части проекта; результатов каждого этапа проектирования; механизмов актуализации инновационных методов; совместной деятельности, как преподавателя, так и студента; интегративной совокупности приемов, методов и форм, направленных на обеспечение гибкости и мобильности процесса проектирования в соответствии с условиями его реализации; комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала студентов.

Практическая реализация метода проектов ведет к изменению позиции преподавателя и ученика. Из транслятора и носителя готовых знаний учитель превращается в менеджера и организатора познавательной, исследовательской и творческой деятельности своих учеников. Реализация проектного метода изменяет психологический климат образовательного процесса, так как педагогу приходится модернизировать учебную и воспитательную работу с учащихся на рельсы разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, в которых приоритет делается на исследовательскую, поисковую и творческую деятельность.

Эффективные модели практической реализации проектного подхода описаны в работе М.Г. Мухидинова [6]. Например, «При этом интегрирующую роль может играть проект «Электронно-технологический комплекс» по заданным параграфу, теме или разделу. После разработки проектов проектируется педагогические программные средства: обучающая программа; демонстрационная программа; презентации; компьютерные тесты; электронные образовательные ресурсы, образовательный сайт и др. Все эти

компоненты затем внедряют в одну информационно-образовательную среду, которая позволяет будущему учителю информатики активизировать нужный учебный компонент системы» [1].

Образовательный проект с точки зрения обучающегося, это: путь максимального раскрытия своего творческого потенциала; деятельность, позволяющая проявить себя творчески индивидуально или в группе; возможность попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу; публичная презентация своих достижений; работа, направленная на решение интересной прикладной проблемы; творческая самореализация на результат; поиск проблем практического характера и т.д.

Образовательный проект с точки зрения преподавателя это интегративное и инновационное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические творческие умения и навыки проектирования.

Выводы. Обобщение результатов нашего исследования позволил сформировать авторский алгоритм использование метода проектов для развития творческой личности, представленный нами в следующем виде:

1. Выбор и обоснование основной проблемы проекта. Преподаватель предлагает будущим специалистам набор проблем с учетом предметной области «Информатика».

2. Формирование главной цели и задачи, которые затем разбивает на подцели, для решения которых определяются подзадачи.

3. Определение содержания, плана и алгоритма практической реализации проекта.

4. Создание творческих групп для решения проектных заданий. Для решения одной задачи можно выбрать несколько творческих групп для получения альтернативного решения.

5. Определение форм проектной отчетности.

6. Моделирование проекта.

7. Актуализация творческой, поисковой и исследовательской деятельности.

8. Оформление итогов проектной деятельности будущих специалистов, экспертиза, выступление и защита результатов своей проектной деятельности.

9. Формирование студенческой оценочной команды, которая оценивает работу своих товарищей в рамках реализации проекта, тем самим осуществляется рефлексия.

Таким образом, метод проектов стимулирует творческий интерес к актуальным проблемам и через проектную деятельность позволяет найти эффективное решение задачи и актуализировать свои теоретические знания.

Литература:

1. Абдуразаков М.М., Развитие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в контексте реализации компетентностного подхода // Информатика и образование. 2014. №6.

2. Белова, И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога: Монография / И.Л. Белова. Н. Новгород: ВГИПУ, 2007 - 160 с.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

4. Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей (подготовительная группа) / И. Горбунова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3.

5. Горбунова, Т.В. Метахарактер информационной компетенции будущих специалистов [Текст] / Т.В. Горбунова, Е.А. Косорукова // Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век: материалы Международной научно-практической конференции (Кемерово, 27-28 марта 2013 г.): в 2 ч. Ч.2. -Кемерово: КРИРПО, 2013. - 266 с.

6. Мухидинов М.Г., Инусова Х.М., Шамхалова Н.К. Методика проектной подготовки будущего учителя // Мир науки, культуры, образования. 2017. №6(67). С. 170-171.

Педагогика

УДК: 371.78

кандидат педагогических наук, доцент Малиева Залина Колумбовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); студент Арсоев Арсен Ацамазович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

Аннотация. Актуальность проблемы формирования психологической безопасности образовательного пространства школы обусловлена ростом отклонений в психическом и социальном развитии современных детей, вызванных негативными тенденциями растущего одиночества и отчуждения людей друг от друга в современном информационном мире. Основными принципами организации психологической безопасности образовательного пространства школы являются принципы демократизации и гуманизации. В статье раскрываются пути и методы реализации данных принципов, обосновывается необходимость их осуществления в процессе формирования психологически безопасного образовательного пространства школы.

Ключевые слова: гуманистические принципы педагогики, психологическая безопасность, безопасность образовательной среды, гуманизация, демократизация.

Annоtation. The urgency of the problem of forming the psychological security of the educational space of the school is due to the growth of deviations in the mental and social development of modern children, summoned by negative trends of growing loneliness and the alienation of people from each other in the modern information world. The basic principles of organizing the psychological security of the educational space of the school are the principles of democratization and humanization. The article reveals the ways and methods of implementing these principles, substantiates the need for their effectuation in the formation of a psychologically safe educational space of the school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.