УДК 372.881.1
О. С. Егорова, Н. И. Холод
Использование метода проектов в развитии творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку
В статье метод проектов рассматривается как эффективное средство развития творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку в вузе. В статье раскрываются понятия творческого мышления и творческой культуры студента. Отмечается, что процесс развития творческого мышления студентов университета на занятиях по иностранному языку на основе метода проектов является наиболее эффективным. Дается определение понятия проектов, приводятся примеры из практической деятельности. Использование данного метода всегда вызывает интерес у студентов, расширяет их кругозор, способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции, студенческого коллектива и является стимулом для дальнейшего развития творческих способностей студентов. В статье подчеркивается, что использование метода проектов на занятии по иностранному языку обеспечивает обобщение изученного материала и самостоятельную познавательную деятельность, создает ситуации успеха, тем самым поднимая самооценку студентов, совершенствует навыки подготовленной и спонтанной речи в различных ситуациях, усиливает мотивацию к изучению иностранных языков, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность, тактичность и ответственность.
Ключевые слова: проект, метод проектов, творческое мышление, развитие творческого мышления, творческая культура, мотивация к изучению иностранного языка, внеаудиторная деятельность, презентация, видеофильм.
O. S. Egorova, N. I. Kholod
Use of the Project Method in Development of Students' Creative Thinking at Foreign Language Lessons
In the article the project method as an effective means of students' creative thinking in foreign language's education in higher school is analyzed. The article deals with the concept of creative thinking and students' creative culture. It is noted that the development of student's creative thinking at the university in a foreign language lessons, based on the project method is the most effective. The definition of the project and examples from practice are given. The use of this method always interests students, expanding their horizons. It promotes the development of the foreign language communicative competence. It influences the students' team relationships and acts as a stimulus for further development of students' creative abilities. The article stresses that the use of the project method at a foreign language lesson provides a synthesis of the studied material and independent cognitive activity, creating a situation of success, thereby raising students' self-esteem, improving the skills of prepared and spontaneous speech in different situations, increases the motivation of foreign languages' learning, forms such personal qualities as perseverance, dedication, tact and responsibility.
Keywords: project, a project method, creative thinking, development of creative thinking, creative culture, motivation of foreign language's learning, extracurricular activities, presentations, video.
В настоящее время перед учебными заведениями ставятся принципиально новые задачи, направленные на формирование и развитие у студентов системного мышления, творческой активности и самостоятельности. В. В. Черных отмечает, что соединение процесса овладения прочными основами современных наук с процессом воспитания интеллекта, способностью к самообразованию, умением исправлять, корректировать, приводить в соответствие с новыми данными, с измененными условиями реальной жизни свои профессиональные и научные знания крайне необходимо [9].
Огромную роль в воспитании интеллекта играет развитие творческого мышления. Е. В. Чистюлина считает творческое мышление
студентов университета видом мышления, проявляющимся как интегративное качество личности, характеризующееся ценностным отношением студента к творчеству, осмысленностью основных категорий, механизмов творческого мышления, осознанным применением логических операций и эвристических приемов для решения самостоятельно обнаруженных образовательных проблем [10].
Только развивая творческое мышление студента систематически и планомерно, мы сможем сформировать его творческую культуру. Творческая культура студента - это совокупность его производственных, общественных и духовных достижений. Она включает знания о закономерностях развития и проявления креативности лич-
© Егорова О. С., Холод Н. И., 2016
ности и навыки творческой работы, нравственные характеристики и лидерские качества студента, а также его способности органично сочетать индивидуальные цели и цели общества [6, с. 115]. Творческая культура понимается нами как основа не только творческих профессиональных компетенций, но и как творческая составляющая общекультурных компетенций. Ее формирование предполагает развитие творческого мышления, воображения, фантазии, а также развитие таких качеств личности студента, как эмоциональность, терпение, настойчивость.
Несомненно, воспитание творческой личности является одной из главных задач системы образования и именно на завершающем этапе, этапе высшего образования, легче восполнить пробелы, допущенные ранее. Иностранный язык как учебная дисциплина, обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей обучающихся, может и должен внести свой вклад в процесс развития творческого мышления студентов, необходимого для разрешения проблемных ситуации, требующих нестандартного подхода.
Как известно, современные подходы к образованию ориентированы на самостоятельный, активный поиск студентами учебной информации и на умение применять ее в практической деятельности, таким образом, в корне меняется роль студента. Задача учителя больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством, в контексте современного образования он выступает как организатор самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Учитель должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы [4, с. 36].
Сегодняшний выпускник вуза должен владеть языковыми средствами, определенными знаниями, в том числе профессионального и страноведческого характера. Современные тенденции преподавания иностранного языка делают акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют» фронтальные формы работы [2, с. 94]. В качестве наиболее эффективных технологий обучения выступает обучение в сотрудничестве, в том числе метод проектов, дискуссии, интерактивные формы обучения, вызывающие наибольший интерес студентов.
Е. В. Чистюлина также подчеркивает, что эффективность процесса развития творческого мышления студентов университета на занятиях по иностранному языку напрямую зависит от освоения студентами алгоритма решения творческих задач в контексте проблемного обучения на занятиях по иностранному языку на основе метода проектов [10].
Проект (лат. project - 'выброшенный вперед') - 1) продукт деятельности проектирования; 2) организация кооперативных форм деятельности. Проект - это не только продукт, но и средство проектирования; при его разработке проектировщик реализует требования к проектируемому объекту, создает и сравнивает варианты проектных решений, согласовывает разные планы и уровни разработки объекта и т. д. В аксиологическом отношении проект несет в себе потенцию нового и ценности проектировщика. Идея проекта во 2-й половине XX в. была обобщена и распространена на формы организации деятельности, направленной на создание различных изделий или систем [5, с. 359].
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучаемых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи [4, с. 67].
В современной педагогической литературе различают следующие типы проектов:
— монопроекты и междисциплинарные;
— внутренние и международные;
— исследовательские, творческие, игровые, ознакомительные и прикладные;
— групповые (парные) и личностные (индивидуальные);
— краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные [4, с. 76].
Нужно отметить, что в обучении иностранным языкам в вузе наиболее эффективными являются среднесрочные, творческие, ознакомительные, групповые и личностные проекты. Как показывает практика, использование данных проектов способствует развитию таких умений,
Использование метода проектов в развитии творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку
как планирование, поиск и систематизация информации, общение в группе, дискуссии, принятие решений, сотрудничество, презентация результатов и их оценка. Метод проектов предоставляет учащимся возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, используя знания по иностранному языку, комплекс знаний из различных предметных областей, личный жизненный опыт [2, с. 96].Таким образом, метод проектов дает возможность проявить себя и достичь успеха не только сильным, но и более слабым учащимся, поскольку в ходе решения проблемных задач происходит непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур, стимулируется развитие творческого мышления, воображения, создаются условия для свободного выражения мнения студента.
В обучении иностранному языку метод проектов интегрируется в традиционную систему обучения либо служит альтернативным способом организации учебного курса. Также он может использоваться как одна из форм внеаудиторной деятельности. Следует отметить, что задачи преподавателя иностранного языка по развитию творческого мышления могут быть реализованы более эффективно, если аудиторная деятельность будет совмещена с целенаправленной внеаудиторной деятельностью, способствующей совершенствованию умений и навыков практического владения языком. Под внеаудиторной деятельностью студентов мы понимаем педагогически целесообразную организацию свободного времени студентов, обеспечивающую не только приобретение ими специальных знаний, навыков и умений, но и способствующую развитию личностных качеств, проявлению их склонностей и способностей [7, с. 109].
Примерами проектов по иностранному языку, использующихся как форма внеаудиторной деятельности, служат всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни группы, курса, учебного заведения, города, области, страны, подготовка творческих вечеров, концертов, тематических дней и недель иностранного языка [8, с. 125].
Как отмечает Н. А. Кочетурова, общими чертами проектов, используемых в обучении иностранному языку, являются:
— использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
— акцент на самостоятельной работе студентов (индивидуальной и групповой);
— выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
— отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
— наглядное представление результата [3].
Целесообразно использовать метод проектов на заключительном этапе тематического цикла, когда студенты овладели определенным запасом лексических единиц. Важным является создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала студентов при организации проектной работы, то есть помощь в выборе темы проекта, ее соответствие увлечениям и темпераменту каждого учащегося. Например, после изучения темы «Культура и традиции страны изучаемого языка» можно провести познавательную конференцию «Необычные традиции страны изучаемого языка», где каждый студент готовит доклад о какой-либо традиции или обычае, заинтересовавшей лично его. Работа над проектом может начаться на занятии под руководством преподавателя и продолжиться дома, а презентация результатов проекта осуществляется позже, в заранее установленные сроки.
В ходе работы над проектом студенты отбирают необходимую информацию для своих презентаций, продумывают текст выступления, пытаются предугадать вопросы, которые могут быть заданы, и формулируют ответы на них. Каждому участнику конференции необходимо также подготовить наглядный материал к докладу, например, в виде мультимедийной презентации Power Point, у которой существует целый ряд медиа-возможностей, таких как анимированный переход от слайда к слайду, цветовое разнообразие, различные звуковые эффекты, привлекающие внимание студентов. Помимо текста, рисунков и фотографий, на слайдах можно размещать видеофрагменты. Следует отметить, что все материалы должны быть оформлены так, чтобы их демонстрация не вызывала затруднений и они были видны всем присутствующим в аудитории.
Представление результатов презентации осуществляется в форме монологической речи, но предполагает активное участие всех слушателей. Необходимо заранее дать установку, мотивирующую студентов принять активное участие в происходящем, делая записи, формулируя вопросы и
оценивая общее впечатление от доклада. Как показывает практика, выступление лучше построить на основе пересказа заранее подготовленного текста, демонстрирующего высокий уровень языковой подготовки, общую эрудицию и способность доступно представить основные результаты проекта. По завершении презентации докладчик отвечает на вопросы и замечания, становясь участником неподготовленного диалога, после чего организуется групповая дискуссия. Важно отметить, что, несмотря на дружеский характер дискуссии, требования к достоверности, новизне, самостоятельности и оригинальности проекта при его оценке должны быть повышенными.
Наряду с личностными, групповые проекты также являются интересными и познавательными. В качестве примера можно привести работу в мини-группах по два-три человека, организованную непосредственно на занятии по иностранному языку в компьютерном классе. Как показывает практика, наиболее актуальными для краткосрочных групповых проектов являются темы «Выдающиеся деятели культуры и искусств», «Знаменательные даты в истории страны», «Виды спорта в стране изучаемого языка». В рамках одного занятия студенты подготавливают презентацию Power Point по выбранной теме и представляют результаты своей работы. Нужно отметить, что при применении краткосрочных парных проектов значительно возрастает объем изучаемого материала и глубина его понимания, расширяется общий кругозор учащихся, развиваются целеустремленность и ответственность.
Примером творческого среднесрочного группового проекта является съемка видеофильма. Данный тип проекта всегда вызывает большой интерес учащихся, несмотря на явную сложность его выполнения. Как правило, участие в съемках принимает вся учебная группа. Студенты сами выбирают тему, пишут сценарий, подбирают костюмы и реквизит, определяют место съемки и актерский состав. После проведения съемок участники проекта производят монтаж фильма и озвучивают его, используя музыкальные произведения. Представление проекта осуществляется на занятии с последующим обсуждением результатов. Примерными темами для данного проекта являются «Экскурсия по Ярославлю», «Мой университет», «Знаменитые люди нашего города», «Музеи Ярославля». Темы проектов также могут быть связаны с изучением грамматического и лексического материала, например: «Неправильные
глаголы английского языка», «Использование простого будущего времени», «Еда», «Покупки».
При оценивании результатов творческих групповых проектов необходимо учитывать значимость и актуальность выдвинутых проблем, новизну и оригинальность идеи проекта, личный вклад каждого участника, коллективный характер принимаемых решений, эстетику оформления результатов выполненного проекта. Несомненно, важными при оценке также являются доказательность принимаемых решений и умение аргументировать свои выводы.
Таким образом, метод проектов на занятиях по иностранному языку обеспечивает закрепление изученного материала и самостоятельную познавательную деятельность, создает ситуации успеха, тем самым поднимая самооценку студентов, совершенствует навыки подготовленной и спонтанной речи в различных ситуациях, усиливает мотивацию к изучению иностранных языков, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность, тактичность и ответственность.
Библиографический список
1. Егорова, О. С., Хрулева, И. И. Развитие профессиональных умений студентов в процессе обучения иностранному языку [Текст] / О. С. Егорова, И. И. Хрулева // Ярославский педагогический вестник. - Т. II. - 2010. - № 3. - С. 109-113.
2. Егорова, О. С., Хрулева, И. И. Педагогические средства повышения мотивации к изучению иностранного языка [Текст] / О. С. Егорова, И. И. Хрулева // Ярославский педагогический вестник. - Т. II. - 2015. - № 3. - С. 93-98.
3. Кочетурова, Н. А. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс] / Н. А. Кочетурова. - Режим доступа: http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php
4. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. -М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
5. Степин, В. С. Новая философская энциклопедия [Текст] / В. С. Степин. - М. : Мысль, Т. III. - 2010. -692 с.
6. Холод, Н. И. Конкурсы и олимпиады как средство формирования творческой культуры студентов во внеаудиторной деятельности по иностранному языку в вузе [Текст] / Н. И. Холод // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). - 2016. - № 1. - С. 115-118.
Использование метода проектов в развитии творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку
7. Холод, Н. И., Егорова, О. С. Формы и методические принципы организации внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку [Текст] / Н. И. Холод, О. С. Егорова // Ярославский педагогический вестник. - Том II . — 2014. — № 4. - С. 108-113.
8. Холод, Н. И., Егорова, О. С. Праздник как форма обучения иностранному языку в вузе [Текст] /
H. И. Холод, О. С. Егорова // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 6. - С. 123-128.
9. Черных, В. В. Метод проектов в обучении иностранному языку студентов вузов юридических специальностей: На материале немецкого языка [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Черных. - Тамбов, 2003. - 185 с.
10. Чистюлина, Е. В. Развитие творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Чистюлина. - Магнитогорск, 2010. - 174 с.
ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок
1. Egorova, О. 8., Игц1еуа, I. I. ЯаэтШе рго1е55юпаГпуЬ ишепу V ргосеББе оЬисИепуа тоБйаппоши ]атуки [Тек^] / О. 8. Egorova,
I. I. Нги^а // 1аго8^8ку pedagogicheskij vestnik. -Т. II. - 2010. - № 3. - 8. 109-113.
2. Egorova, О. 8., Нги^а, I. I. Pedagogicheskie sredstva povyshenija шо^асп к izucheniju inostrannogo jazyka [Тек8^] / О. 8. Egorova, I. I. Нт^а // pedagogicheskij vestnik. - Т. II. - 2015. - № 3. -8. 93-98.
3. Kocheturova, N. А. Metod proektov v оЬиЛепп jazyku: teorija 1 praktika [Мек^оппу| ге8ите] / N. А. КоЛе^^а. - Я^Ыш dostupa: http://www.it1t.edu.nstu.ru/artic1e4.php
4. Polat, E. S., Buharkina, M. Ju., Moiseeva, M. V., Petrov, A. E. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija [Tekst] : uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov i sistemy povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov / E. S. Polat, M. Ju. Buharkina, M. V. Moiseeva, A. E. Petrov ; pod red. E. S. Polat. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. - 272 s.
5. Stepin, V. S. Novaja filosofskaja jenciklopedija [Tekst] / V. S. Stepin. — M. : Mysl', T.III. — 2010. — 692 s.
6. Holod, N. I. Konkursy i olimpiady kak sredstvo formirovanija tvorcheskoj kul'tury studentov vo vneaudi-tornoj dejatel'nosti po inostrannomu jazyku v vuze [Tekst] / N. I. Holod // Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta (TSPU Bulletin). — 2016. — № 1. — S. 115—118.
7. Holod, N. I., Egorova, O. S. Formy i metodicheskie principy organizacii vneauditornoj dejatel'nosti studentov po inostrannomu jazyku [Tekst] / N. I. Holod, O. S. Egorova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -Tom II . — 2014. — № 4. - S. 108-113.
8. Holod, N. I., Egorova, O. S. Prazdnik kak forma obuchenija inostrannomu jazyku v vuze [Tekst] / N. I. Holod, O. S. Egorova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. — 2015.—№ 6. - S. 123-128.
9. Chernyh, V V Metod proektov v obuchenii inostrannomu jazyku studentov vuzov juridicheskih spe-cial'nostej: Na materiale nemeckogo jazyka [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / V. V. Chernyh. - Tambov, 2003. -185 s.
10. Chistjulina, E. V. Razvitie tvorcheskogo mysh-lenija studentov universiteta na zanjatijah inostrannogo jazyka [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / E. V Chistjulina. - Magnitogorsk, 2010. - 174 s.