Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ ЦИФРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ ЦИФРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / PROJECT / PROJECT WORK / PROJECT METHOD / ENTREPRENEURIAL PROJECT / CREATIVE POTENTIAL / CREATIVE ABILITIES / BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каунов Александр Михайлович

Определяются роль и возможности проектного метода обучения в развитии творческих способностей. Обосновывается необходимость повышения уровня развития деловой активности обучающихся при включении в учебный процесс в старших классах межпредметных предпринимательских (бизнес)-проектов. Рассматривается применение в проектном обучении цифровых информационно-логических моделей, способствующих решению заявленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS WITH THE USE OF DIGITAL INFORMATION-LOGICAL MODELS IN PROJECT EDUCATION

The article deals with the role and potential of the project method of teaching in the development of the creative abilities. There is substantiated the necessity of the increase of the level that develop the business activity of students in the process of including the intersubject entrepreneurial (business) projects in the educational process at senior school. There is observed the implementation of the digital information-logical models encouraging the problem’s solution in project education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ ЦИФРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ»

известия вгпу

Psychological conditions

of the development of the achievement

motive of teenagers

The article deals with the issues of the development of the achievement motive of teenagers that is significant both for the personality development and for the economic growth of the region. There is observed the decrease of the motive of the students in the process of learning activities. There are described the conditions of the organization of the educational environment aimed at the development of the teenagers' need for achievement. There are identified the criteria of the evaluation of the need's development.

Key words: teenager, educational environment, achievement motive, need for avoidance, motive development, evaluation of achievement motive.

(Статья поступила в редакцию 07.10.2020)

А.м. кАуНОв

(Болгоград)

развитие творческого потенциала обучающихся с использованием в проектном обучении цифровых информационно-логических моделей

Определяются роль и возможности проектного метода обучения в развитии творческих способностей. Обосновывается необходимость повышения уровня развития деловой активности обучающихся при включении в учебный процесс в старших классах межпредметных предпринимательских (бизнес)-проектов. Рассматривается применение в проектном обучении цифровых информационно-логических моделей, способствующих решению заявленной проблемы.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, метод проектов, предпринимательский проект, творческий потенциал, творческие способности, деловая активность.

В современном мире проблемы модернизации образования становятся приоритетными, и от их решения зависят перспективы развития гражданского общества в целом и лич-

ности в частности. Общество в своем становлении и развитии испытывает острую необходимость в повышении качества интеллектуального и профессионального труда и в связи с этим - в повышении образовательного уровня личности, развитии ее творческих возможностей и способностей, профессиональных качеств. Появляется потребность в активных, профессионально компетентных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию.

Главные тенденции модернизации современного образования в системе подготовки таких специалистов требуют применения системных педагогических технологий и методов. Выбирать методы, средства, технологии обучения необходимо, опираясь на требования к качеству современного образования, которое определяется образовательными достижениями обучающихся. Использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии.

В концептуальных подходах к современной профессионально-технологической подготовке обучающихся XXI в. стержневое место отводится проективным технологиям, с реализацией которых в образовании связываются большие надежды, т. к. они ориентированы на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности и, как отмечает в своей диссертации А.В. Добудько [2], на овладение личностью всей совокупностью культурных (в том числе и чисто профессиональных) образцов, известных к настоящему времени в данной сфере человеческой деятельности. основная цель данной работы направлена на развитие у обучающихся творческого потенциала, деловой активности, способностей и логического мышления в процессе обучения проектировочной деятельности в современных условиях цифровизации образования.

Проективные технологии относятся к таким методам и приемам, которые направлены прежде всего на развитие творческого потенциала обучающихся и на создание некоего нового продукта в их деятельности. Для проектирования характерна конвергентность логико-технологического аспекта, которая проявляется в том, что преобладают опора на алгоритмические процедуры и ориентация на логически разумный тип мышления.

О Каунов А.М., 2020

педагогические науки

Выполняя проекты, в том числе и предпринимательские, обучающиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле объектов проектирования -от зарождения замысла до материальной реализации и использования их на практике. При этом важной стороной проектного обучения должны быть определенные педагогические предпосылки, а именно:

- понимание сущности самой проектной деятельности и проектной культуры в целом, направленных на преобразование реальной действительности (то, «что есть», в то, «что должно быть»);

- мотивация проектно-преобразующей деятельности с доминированием мотивов ее совершенствования;

- развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в процессе работы над проектом с использованием цифровых ресурсов и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности;

- усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности;

- выявление организаторских способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.

Итогом такой работы должны быть создание креативного поля и творческая работа в нем (в творческой атмосфере), проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, устойчивого интереса к предмету; демонстрация исследовательского поведения; творческое отношение к миру, что позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность преподавателя с обучающимся. Это создает условия для самостоятельной деятельности обучающихся, формирования и развития у них творческих способностей, дает возможность связать теорию с практикой, развивает исследовательские, творческие и (в более сложных случаях) предпринимательские способности.

Проект есть интегральный образ действительности будущего, а истинно творческое проектирование (не типовое) есть образование интегрального образа. При определенных условиях понятие «проектирование» равно понятию «образование».

Основными условиями применения метода проектов могут быть существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания. В этом случае субъект обучения проектной деятельности поддается педагогическому воздействию на всех уровнях усвоения обще-

культурных ценностей. Интенсивность и качество обучения зависят от используемых педагогических технологий и условий обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Целеполагающий принцип проектного обучения можно сформулировать следующим образом: «Всякое проектирование начинается с понимания и предъявления конечной цели». Реальность осуществления проекта новой реальной действительности зависит от пространственно-временных факторов и обязательно определяется местом и временем его осуществления. Только проектная деятельность может служить эффективным катализатором синтеза различных культур и, в частности, педагогических систем.

На современном этапе, в условиях цифро-визации образования, как представляется, эффективно обучить проектно-преобразующей деятельности можно, используя, например, перспективный инструментарий дидактической многомерной технологии. Предназначение дидактических многомерных инструментов - отразить действительность в образах-моделях представления знаний. Они содержат два компонента [1; 3; 5; 6]: логический - в виде порядка расстановки координат узлов (представлен координатно-матричной графикой) и смысловой - в виде содержания координат и узлов (представлен ключевыми словами).

Логико-смысловая модель (ЛСМ), алгоритм построения которой дан на рис. 1, позволяет в компактной форме представить проектируемое занятие. При использовании ЛСМ возрастает одновременность учебной деятельности в группах, повышается качество запоминания. К преимуществам ЛСМ необходимо отнести следующее: системное ведение темы, содержательность, наглядность.

Исходя из заключений научных работ профессора В.Э. Штейнберга [4-6], автора дидактической многомерной технологии представления знаний, информация на координатно-матричном каркасе организуется следующим образом: в первичной неструктурированной информации имеются смысловые группы, которые ранжируются и размещаются по кругу на плоскости. Информация в каждой смысловой группе гранулируется, ранжируется и размещается на одноименных координатах по некоторому основанию. Между узловыми элементами, расположенными на координатах, выявляются смысловые связи и располагаются в соответствующих узлах межкоординатных матриц. Организованная таким способом информация представляет собой семантиче-

известия вгпу

Рис 1. Алгоритм построения логико-смысловой модели [4]

ски связную систему, в которой кванты информации приобретают свойство связности, что облегчает корректировку структуры знаний. Чтобы найти эффективные решения в нестандартных или проблемных ситуациях, требуется привлечь творческое мышление, направленное не столько на сам поиск решения, сколько на его конструирование первоначально в виде целостного образа идеального результата решения, развертываемого затем в некую структуру.

Проектирование технологических и учебно-предметных моделей различного уровня обобщения основано на процедуре формирования многомерно-смысловых пространств и содержит такие операции, как выбор вида опорно-узлового каркаса, определение круга вопросов по теме, координация многомерного смыслового пространства, смысловая грануляция и формирование смысловых групп по каждой координате, расстановка опорных узлов на координатах и их понятийное кодирование.

Проще говоря, необходимо 1) в центре выделить ключевое слово (тему); 2) выделить координаты 1, 2, 3, 4... (оси), т. е. какие-либо характеристики модели по существенному признаку (обычно их 8); 3) наполнить координаты смыслами, т. е. узлами.

Преподаватель может составить ЛСМ в ходе объяснения материала, предложить ее в готовом виде или дать возможность обучающимся составить ее самостоятельно. Это зависит, как отмечает Е.А. Лях, от конкретной методической задачи урока. ЛСМ помогает мыслить творчески, т. к. отдельные координаты -это посылки для логического умозаключения. Грамотно составленная ЛСМ позволяет ученикам находить на координатах нужную информацию, анализировать, производить сравнение и обобщение. Решение задач творческого, исследовательского характера, требующих преодолевать неопределенность, учитывать психологические и ситуационные особенности, может быть облегчено с помощью моделей дидактических многомерных инструментов на основе цифровых технологий.

Более подробно рассмотрим ЛСМ выполнения предпринимательского (бизнес)-про-екта ученического предприятия по пошиву комплектов постельного белья (рис. 2). На базе школы создается малое ученическое предприятие по пошиву комплектов постельного белья. Для реализации данной деятельности необходимо выполнить предпринимательский проект и выявить, будет ли данное предприятие рентабельным. Выполнение такого проекта развивает у обучающихся креативность, самостоятельность, ответственность и, конечно, творческий потенциал.

Сначала выбираем центральный объект (ключевое слово). У нас это, например, выполнение предпринимательского проекта школьного предприятия по пошиву комплектов постельного белья, направленное на развитие творческого потенциала обучающихся [3]. Цель - обеспечить занятость учеников во внеурочное время, их профориентацию и повысить уровень их профессиональной подготовки в процессе работ, развивать творческий потенциал, деловые качества и самостоятельность.

Предпринимательский проект обычно состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, функционально-технологического и контрольно-реализационного. Эти этапы необходимо выделить из ключевого слова с помощью ветвей (стрелочек) и обозначить их на карте. Именно от них будут исходить наши координаты.

кие науки -

Следующий наш шаг - выделение координат. Это основные критерии, по которым будет реализовываться наш проект (всего координат девять):

- К1 - проблематизация;

- К2 - исследование и анализ;

- КЗ - требования и критерии;

- К4 - идеи, их оценка, выбор;

- К5 - проработка идей, возможность реализации;

- К6 - бизнес-план;

- К7 - поиск ресурсов;

- К8 - разработка и изготовление;

- К9 - презентация проекта.

Далее наполняем каждую координату смысловыми узлами:

- К1 - выбор темы; цели и задачи; сфера деятельности; поиск и обработка информации;

- К2 - исследование и анализ: потенциальный потребитель; рынок, товары и услуги; технологии производства; доступность материалов; варианты - выбор оптимальных;

- КЗ - требования и критерии: эстетические, конструктивные, эргономические, технические, экономические, экологические;

- К4 - идеи, их оценка и выбор: анализ источников, оценка идей, методы продуцирования идей, оценка рисков;

- К5 - проработка идей, возможность реализации: наличие материально-технической базы; спрос и рынки реализации; конкурентоспособность; оптимальное решение задачи.

- К6 - бизнес-план: анализ отрасли; план производства; план маркетинга; организационный план; финансовый план (прогноз прибыли и убытков), способы снижения рисков.

- К7 - поиск ресурсов: необходимые, имеющиеся, недостающие (возможные поставщики);

- К8 - разработка и изготовление: контроль качества, организация рабочего места; технология пошива; исследование вариантов; дизайн и проработка; испытание и пробный маркетинг; эстетическая проработка; экологическая и экономическая оценка изделия;

- К9 - презентация проекта: оценка объекта; выявление выгоды; оценка рентабельности; выпуск пробной партии; анализ возможности создания ученического предприятия; анализ результатов.

Последний наш шаг - это наполнение каждого смыслового узла необходимой информацией. Эта информация скрыта с помощью гиперссылок, после клика на которые открывается отдельное пространство, заполненное нужной информацией. Делается это так. Например, из К1 выделяем надпись смыслового

известия вгпу

узла «цели и задачи» - кликнуть правой кнопкой мыши, появится окошко - нажимаем «гиперссылка» - выбираем нужный объект для нее (это может быть документ, файл или веб-страница). И так надо сделать по каждому смысловому узлу, т. е. каждый смысловой узел будет наполнен скрытой информацией, и чтобы ее посмотреть, нужно открыть гиперссылку.

Вообще, создание таких цифровых ЛСМ является мощным инструментом управления знаниями, текущими потоками информации. Применение многомерной дидактической технологии позволит решить целый ряд важнейших задач:

• логически выстроить материал и дать обучающимся возможность правильно выбрать информацию;

• выделить причинно-следственные связи и закономерности;

• выделить основные термины и понятия, развить предметную речь обучающихся;

• соединить вербальный и визуальный каналы информации, что приведет к повышению усвояемости материала.

Таким образом, проектная деятельность, в частности с использованием цифровых лСМ, развивает творческий потенциал обучающихся, их деловую активность, позитивно влияет на качество образовательного процесса, усиливает наглядность изучаемого материала, повышает эффективность учебного процесса (благодаря наглядности улучшается качество запоминания учебного материала), способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает при самореализации и самоопределении.

Список литературы

1. Демиденко Н.Г. Индивидуальный подход при использовании логико-смысловых моделей // Материалы третьей Междунар. науч.-практ. заочн. конф. «Актуальные вопросы современного образования» (Москва - Ульяновск, 18 апр. 2008 г.): в 2 т. / под ред. Б.М. Костишко, Ю.В. Полянскова, М.В. Дупленко. М. - Ульяновск: УлГУ, 2008. Т. 1.

2. Добудько А.В. Структура, содержание и принципы формирования профессиональной компетентности учителя в информационном обществе: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2000.

3. Каунов А.М., Волкова Е.В., Ларьков А.Н. Обучение бизнес-проектированию школьных компаний с использованием многомерных дидактических инструментов // Материалы Региональной научно-практической конференции. Волгоград: ВГИПК РО, 2005. С. 19.

4. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты. Теория, методика, практика. М.: Нар. образование, 2002.

5. Штейнберг В.Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения: дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2000.

6. Штейнберг В.Э. Теория и практика инструментальной дидактики // Образование и наука. 2009. № 7. С. 3-12.

* * *

1. Demidenko N.G. Individual'nyj podhod pri ispol'zovanii logiko-smyslovyh modelej // Materialy tret'ej Mezhdunar. nauch.-prakt. zaochn. konf. «Aktu-al'nye voprosy sovremennogo obrazovaniya» (Moskva - Ul'yanovsk, 18 apr. 2008 g.): v 2 t. / pod red. B.M. Kostishko, Yu.V. Polyanskova, M.V. Duplenko. M. - Ul'yanovsk: UlGU, 2008. T. 1.

2. Dobud'ko A.V. Struktura, soderzhanie i princi-py formirovaniya professional'noj kompetentnosti uchitelya v informacionnom obshchestve: dis. ... kand. ped. nauk. Samara, 2000.

3. Kaunov A.M., Volkova E.V., Lar'kov A.N. Ob-uchenie biznes-proektirovaniyu shkol'nyh kompanij s ispol'zovaniem mnogomernyh didakticheskih instru-mentov // Materialy Regional'noj nauchno-praktiche-skoj konferencii. Volgograd: VGIPK RO, 2005. S. 19.

4. Shtejnberg V.E. Didakticheskie mnogomernye instrumenty. Teoriya, metodika, praktika. M.: Nar. obrazovanie, 2002.

5. Shtejnberg V.E. Teoretiko-metodologicheskie osnovy didakticheskih mnogomernyh instrumentov dlya tekhnologij obucheniya: dis. ... d-ra ped. nauk. Ufa, 2000.

6. Shtejnberg V.E. Teoriya i praktika instrumen-tal'noj didaktiki // Obrazovanie i nauka. 2009. № 7. S. 3-12.

Development of the creative potential of students with the use of digital information-logical models in project education

The article deals with the role and potential of the project method of teaching in the development of the creative abilities. There is substantiated the necessity of the increase of the level that develop the business activity of students in the process of including the intersubject entrepreneurial (business) projects in the educational process at senior school. There is observed the implementation of the digital information-logical models encouraging the problem's solution in project education.

Key words: project, project work, project method, entrepreneurial project, creative potential, creative abilities, business activity.

(Статья поступила в редакцию 11.09.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.