Научная статья на тему 'Современный дидактический регулятив: теория и технология'

Современный дидактический регулятив: теория и технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регулятив / дидактический регулятив / деятельность / визуализация / инструментальность. / regulators / didactic regulators / activity / visualization / instrumentality.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько

Актуальность. Возрастание роли методов и средств обработки информации в образовании, науке и производстве объективно приводит к задаче обеспечения учебного процесса дидактическими средствами, которые позволяют эффективно отображать содержательные и управляющие компоненты учебного материала, интегрировать данные компоненты с логикой деятельности, эффективно оперировать учебной информацией и формировать тем самым необходимые учебные компетенции в контексте действительно субъектно-деятельностного подхода, в том числе в контексте цифровизации и автоматизации. Цель. Рассмотрение дидактического регулятива как одного из видов цивилизационного феномена «регулятив» и определение его характеристик, необходимых для применения в технологиях обучения. Методология и методики исследования. Методология исследования опирается на тенденцию возрастающей роли регулятивов в контексте цифровизации и автоматизации различных сфер деятельности, на системный подход к рассмотрению необходимых характеристик дидактических регулятивов для современных технологий обучения, а также на принципы визуализации логико-смыслового моделирования знаний. Методикой исследования выступает сопоставительный анализ средств, рассматриваемых в качестве регулятивов различных видов деятельности. Результаты. Показано место дидактического регулятива инструментального типа в системе различных регулятивов по критерию интенсивности непосредственного воздействия на деятельность. Представлены целевые, специальные и общие характеристики дидактического регулятива; отмечены перспективы применения регулятивов в технологиях обучения. Обосновываются разработка и внедрение визуальных дидактических регулятивов как наиболее важного направления развития дидактических регулятивов в целом. Приведены примеры реализации визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа. Научная новизна. Развивается логика эволюции дидактических наглядных средств от информационно-иллюстративных функций — через информационно-опорные — к информационно-регулятивным функциям за счет усиления таких важных качеств, как визуальность и инструментальность. Практическая значимость. Обосновывается целесообразность проектной реализации дидактических средств инструментального характера с заданными характеристиками — визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIDACTIC REGULATORS: THEORY AND TECHNOLOGY

Relevance. The increasing role of information processing methods and means in education, science and production objectively leads to the task of providing the educational process with didactic tools that can effectively display the content and control components of educational material, integrate these components with the logic of activity, efficiently operate with educational information and form, thereby , the necessary educational competencies in the context of a truly subjective-activity approach, and, in particular, in the context of digitalization and automation. Goal. Consideration of didactic regulators as one of the types of civilizational phenomenon of “regulators” and the definition of its characteristics required for use in technology training. Methodology and techniques of research. The research methodology is based on the trend of the increasing role of regulators in the context of digitalization and automation of various spheres of activity on a systematic approach to the consideration of the required characteristics of the didactic regulations for modern teaching technologies, and also the principles of visualization of logical-semantic modeling of knowledge. Methodology of the research is the comparative analysis of means, considered as regulators of various activities. Results. The place of the didactic instructive-type regulator in the system of various regulators is presented by the criterion of the intensity of the direct impact on the activity. The target, special and general characteristics of the didactic regulators are presented. The perspectives of the application of regulators in teaching technologies are noted. The development and implementation of visual didactic regulators are justified as the most important direction for the development of didactic regulators in general. The examples of the implementation of visual didactic regulators of the logical-semantic type are given. Scientific novelty. The logic of the evolution of didactic visual aids is developing (from information and illustrative functions through information and support functions to information and regulatory functions) by strengthening such important qualities as visibility and instrumentality. Practical significance. The expediency of the project implementation of didactic tools of an instrumental nature with specified characteristics (visual didactic regulators of a logicalsemantic type) is substantiated.

Текст научной работы на тему «Современный дидактический регулятив: теория и технология»

ЗАОЧНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ (приглашаем к обсуждению)

УДК 37

В. Э. Штейнберг

Кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор, главный специалист управления научной работы и международных связей, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, г. Уфа E-mail: dmt8@bk.ru

V.E. Steinberg

Bashkir State Pedagogical University, Ufa, Russia

il

Н. Н. Манько

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, г. Уфа E-mail: dtvmanko55@mail.ru

N.N. Manko

Bashkir State Pedagogical University, Ufa, Russia

СОВРЕМЕННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТИВ: ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

Актуальность. Возрастание роли методов и средств обработки информации в образовании, науке и производстве объективно приводит к задаче обеспечения учебного процесса дидактическими средствами, которые позволяют эффективно отображать содержательные и управляющие компоненты учебного материала, интегрировать данные компоненты с логикой деятельности, эффективно оперировать учебной информацией и формировать тем самым необходимые учебные компетенции в контексте действительно субъектно-деятельностного подхода, в том числе в контексте цифровизации и автоматизации.

Цель. Рассмотрение дидактического регулятива как одного из видов цивилизационного феномена «регулятив» и определение его характеристик, необходимых для применения в технологиях обучения.

Методология и методики исследования. Методология исследования опирается на тенденцию возрастающей роли регулятивов в контексте цифровизации и автоматизации различных сфер деятельности, на системный подход к рассмотрению необходимых характеристик дидактических регулятивов для современных технологий обучения, а также на принципы визуализации логико-смыслового моделирования знаний. Методикой исследования выступает сопоставительный анализ средств, рассматриваемых в качестве регулятивов различных видов деятельности.

Результаты. Показано место дидактического регулятива инструментального типа в системе различных регулятивов по критерию интенсивности непосредственного воздействия на деятельность. Представлены целевые, специальные и общие характеристики дидактического ре-гулятива; отмечены перспективы применения регулятивов в технологиях обучения. Обосновываются разработка и внедрение визуальных дидактических регулятивов как наиболее важного направления развития дидактических регулятивов в целом. Приведены примеры реализации визуальных дидак-

Как цитировать статью: Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Современный дидактический регулятив: теория и технология // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 5 (62). С.160-183. Б01 10.24411/2224-0772-2019-10038.

тических регулятивов логико-смыслового типа.

Научная новизна. Развивается логика эволюции дидактических наглядных средств от информационно-иллюстративных функций — через информационно-опорные — к информационно-регулятивным функциям за счет усиления таких важных качеств, как визуальность и инструментальность.

Практическая значимость. Обосновывается целесообразность проектной реализации дидактических средств инструментального характера с заданными характеристиками — визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа.

Ключевые слова: регулятив, дидактический регулятив, деятельность, визуализация, инструментальность.

Благодарности. Авторы благодарны рецензентам, оказавшим эффективную помощь в подготовке статьи.

Актуальность. Возрастание роли процессов и программно-аппаратных средств, применяемых для сбора, обработки и использования информации в образовании, науке и производстве, объективно приводит к перспективной и важной задаче. Данная задача заключается в обеспечении учебного процесса специальными дидактическими средствами, позволяющими эффективно отображать содержательные и управляющие компоненты учебного материала, интегрировать данные компоненты с логикой деятельности, эффективно оперировать ими и формировать тем самым необходимые компетенции. Однако в плане дидактики такое дидактическое средство, именуемое «дидактический регулятив», является в настоящее время одновременно и «ноуменом» — понятием, обозначающим скрытую сущность некоего дидактического предмета, и «феноменом» — пока еще неосвоенным дидактикой объектом, обладающим, как ни странно, значительным массивом предшественников, архетипов и аналогов [26].

Сложившееся положение обусловлено тем, что используемые в образовательных технологиях дидактические средства практически не изучаются именно как инструменты деятельности педагога и обучающегося, и, тем более, не изучаются как регулятивы их деятельности. Предлагаемые различные ментальные карты, карты ума и тому подобные схемы, привнесенные из бизнеса, не исследовались как объекты семиотики; не изучались их дидактические функции и не рассматривались комплексные характеристики. Использование в педагогической практике подобных неизученных дидактических средств затруднительно признать обоснованным и, по мнению автора, является недопустимым пробелом и в педагогической науке, и в педагогической культурологии. В связи с этим в шестом выпуске сборника «Исследования гуманитарных

систем», посвященного дискуссии о возможных инвариантных основаниях дидактической технологии и визуализации знаний на основе фундаментального метода логико-смыслового моделирования, была обозначена «важная задача исследования и разработки дидактических регулятивов как ветви культурных регулятивов — обязательных элементов любой культуры вообще и педагогической — в первую очередь» [8, с. 158]. Некоторые результаты по решению данной задачи на основе инструментального подхода представлены в работе [19].

Цель. Приведенная проблемная ситуация обусловливает необходимость обоснования дидактического регулятива как одного из видов важнейшего цивилизационного феномена «регулятив», а также определения его характеристик для использования в технологиях обучения.

Методология и методики исследования. Рассматриваются, с опорой на системный подход и с учетом объективной тенденции возрастающей роли регулятивов в контексте цифровизации и автоматизации различных сфер деятельности, место и роль дидактических регулятивов в системе различных регулятивов, а также характеристики дидактических регулятивов, знание которых необходимо при использовании последних в современных технологиях обучения. Выполнен, в частности, сопоставительный анализ средств, рассматриваемых в качестве регулятивов различных видов деятельности.

Рассмотрение проблемы. Интерпретация термина «регулятив» представлена следующим образом: «Что значит слово регулятив? Ответ справочной службы русского языка: В общем смысле: регулирующее средство, регулирующий инструмент» [3]. Ознакомление с работами ученых, представляющих различные сферы человеческой деятельности и описывающих данный феномен, обнаруживает ситуацию разночтения, различного интерпретирования его. Не ставя задачи обширного обзора, приведем лишь некоторые, привлекшие внимание в связи с рассматриваемой темой, примеры:

— Зязин А. О. определяет принцип политехнизма как систему регулятивов деятельности учителя по формированию у учащихся технической компетентности, а совокупность регулятивных знаний — как регулятивное средство, «.. .форма представления которого приобретает характеристики системы, методологического стандарта, нормы» [7];

— политическая деятельность регламентируется нормами, прави-

лами, запретами и регулятивами в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры [12];

— Юдин Б. Г. указывает на расширение биомедицинских исследований и экспериментов, что потребует увеличение числа норм и регулятивов [29];

— Мирская Е. З. предлагает в качестве методологических такие ре-гулятивы, как «принципиальная проверяемость, максимальная общность, предсказательная сила, принципиальная простота, системность» [10];

— в культурологии регулятивы рассматриваются как «правило, требование, норма или программа, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность» [15];

— в обществознании способности интерпретируются как внутренние психические регулятивы, которые «.. .обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.» [11];

— в исследованиях по проблемам философии рассматривается утрата роли статусных и институциональных регулятивов в научном и образовательном сообществах в связи с повышением роли референтных групп в виртуальном коммуникационном пространстве [1];

— Ковалев В. В. и Ковалев Вит. В. рассматривают международные стандарты аудита в качестве регулятивов, содержащих «.рекомендации по проведению аудиторских проверок, контролю качества аудита, планированию аудита, получению доказательств, формированию выводов по результатам проверки и др.» [9];

— Щедровицкий Г. П. в своих работах показал, как «.продукты деятельности одного специалиста передаются другому и становятся управляющими регулятивами и включаются в систему кооперированной деятельности» [27];

— Громыко Ю. В. рассматривает организационно-деятельностные схемы (ОД-схемы) как результаты рефлексии и прогностические регулятивы, которые «.определяют проект будущего действия, который еще должен быть реализован» [4];

— Дружинина О.М. интерпретирует «принцип политехнизма в предметном обучении как систему регулятивов, направляющих деятельность учителя на формирование у учащихся технической

компетентности.» [5];

— Дубровский В. Я., замечая, что обучение — механизм нормирования деятельности индивида, указывает на функцию учителя как носителя и транслятора норм и средств деятельности ученику [6];

— Соснина Е. Г. обосновывает важность моделирования деятельности в процессе обучения и необходимость визуализации алгоритмов моделирования как путь к успешному обучению [17].

В современной дидактике выделяются работы Остапенко А. А. и его последователей, в которых представлены разработки дидактических средств для решения разнообразных педагогических задач светского и религиозного образования [14; 15]. Многие из дидактических средств, созданных ученым, можно отнести к визуальным дидактическим регу-лятивам, в том числе логико-смыслового типа, их отличает тщательная содержательная, логическая и графическая проработка.

Необходимо отметить, что тенденцией современных наглядных дидактических средств является интеграция содержательного и процессуального компонентов, которые в традиционной дидактике разделены на предписания к процессу обучения и отражение информации об объекте учебного познания. Например, Эрганова Н. Е. утверждает, что разнообразные регулятивные средства, применяемые для формирования знаний и умений, выполняют функции посредников, инструментов в обучении, отличие которых в том, что «.они являются предписанием к процессу обучения, а не отражением информации в объекте учебного познания» [28].

За рубежом также активно исследуются различные проблемы профессиональной [30] и социальной регуляции [31; 32] с помощью соответствующих методов и средств [33; 34]. Однако, в силу определенных причин, дидактические регулятивы статуса значимого учебного средства и, соответственно, предмета исследования, не приобрели.

Генеральный вывод, который следует из приведенных и многих других исследований ученых, таков: человек вне регуляции и без регулятивов не может быть социализирован и обречен на существование вне общества («маугли»). Регулятивы — важный детерминант успешности человека в различных сферах деятельности, где они создаются, фиксируются и становятся предметом исследования, пополняя специальный раздел знаний о регулятивах и постепенно совершенствуясь (Рис. 1).

Попытаемся сгруппировать известные характеристики регулятивов

и сформулируем (предположительно) аналогично сгруппированные характеристики дидактических регулятивов:

1. В совокупность регулятивов традиционно включают: подходы, принципы, правила и критерии как условные векторы в той или иной области деятельности.

Соответственно, характеристики дидактических регулятивов могут включать:

— подходы, принципы, правила и критерии выполнения познавательного, переживательного и оценочного видов образовательной деятельности для дидактических регулятивов образовательного уровня;

— подходы, принципы, правила и критерии выполнения предметно-ознакомительного, аналитико-речевого и моделирующе-фик-сирующего видов учебной деятельности для дидактических ре-гулятивов учебного уровня.

РЕГУЛЯТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рис. 1.Функциифеномена «регулятив»(в левомверхнем углурисунка — эмблема Научной лаборатории дидактического дизайна, в правом — визуальногодидактического регулятива)

2. Традиционные регулятивы рассматриваются как ценности: орга-низацияжизни,эстафетакультуры, предпосылкипрогресса в тойили иной области.

Соответственно, рассмотрение дидактических регулятивов как ценно-

сти — это организация учебной деятельности, эстафета педагогической культуры, предпосылки прогресса образования и самообразования.

3. Традиционные регулятивы интерпретируются как смыслы: предназначение, оправдывающее существование феномена «регулятив» и связывающее его с реальностью; правила бытия той или иной области; технология (инструмент и программа) деятельности в какой-либо области; образ как знаковый ориентир деятельности в той или иной области; модель как автоматические навыки деятельности в той или иной области.

Соответственно, смыслы дидактического регулятива можно интерпретировать как дидактическую технологию (инструмент и программу) учебной деятельности, как дидактический образ — «навигатор» учебной деятельности, и как дидактическую модель сознательной самоуправляемой учебной деятельности [24]. Различные формы регулятивов образуют определенный логико-исторический контекст современного дидактического регулятива (Рис. 2).

Рис.2. Логико-исторический контекст современного дидактического

регулятива

Рассматривая также различныеформы регулятивовпокритерию степени непосредственного воздействия на деятельность человека, можно видеть, что они не равноценны: их воздействие может быть как опосредованным,так и непосредственным,™ естьониобразуютнекую

условную шкалу в диапазоне «ведущая идея — контроллер деятельности» (Рис.3).

Необходимость создания современных эффективных дидактических регулятивов различногоназначениявозрастает также,помнению авторов, вследствие следующихтенденций: введение стандартов, не подкрепленныхтехнологией ихреализации(в том числестандарта универсальныхучебных действий — УУД); расширение формзаочного образованияи самообразования;цифровизацияи визуализацияпрак-тически всех сфер деятельности человека.

Указанные тенденции возвращают исследователей к концепции Ориентировочных основ действий (ООД) П. Я. Гальперина — Н. Ф. Талызиной как исходной формы научно обоснованного дидактического регулятива [2], а вторую жизнь данной концепции в настоящее время придают визуализация, алгоритмизация и цифровизация. Причем визуализация, как глобальная тенденция в развитии науки, техники, производства и управления, позволяет решить важную задачу повышения эффективности дидактических средств: разведение в учебно-информационном потоке содержательного компонента деятельности (непосредственно учебный материал) и управляющего компонента деятельности (ориентировочные основы деятельности) [16; 33; 34].

Необходимость создания современных эффективных дидактических регулятивов диктуется еще и новой важной тенденцией образования —

обучение по индивидуальным траекториям, которые, например, располагаются в матрице дидактических инвариантов (Рис. 4) и должны поддерживаться и направляться различными регулятивами инвариантных форм мышления (Рис. 5).

Рис. 4. Матрица дидактических инвариантов и соответствующих

регулятивов

Сопоставление характеристиктрадиционных и дидактических форм регулятивов (Табл. 1) позволяет предположить, что функциональность регулятивов должна возрастать в направлении от иллюстрации требуемой деятельности — черезопорностьв деятельности — к непосредственному регулированию деятельности.

Таблица 1

Традиционные и дидактические регулятивы

№ ВИД РЕГУ-ЛЯТИВА ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕГУЛЯТИВА СОВРЕМЕННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТИВ (предлагаемая интерпретация и реализация)

1 Смысл Правила бытия в социуме Технология(инструмент и программа) учебной деятельности

2 Ценность Организация жизни, эстафета культуры, предпосылки прогресса в той или иной области Организация учебной деятельности, эстафета педагогической культуры, предпосылки прогресса образования и самообразования

3 Норматив Подходы,принципы, правила, критерии как векторы в той или иной области Подходы, принципы, правила и критерии выполнения инвариантных видов образовательной деятельности (познавательной, переживательной, оценочной) и учебной деятельности (предметно-ознакомительной, аналитико-речевой и моделирую-ще-фиксирующей)

4 Образ Символический ориентир деятельности в той или иной области «Навигатор» учебной деятельности

5 Модель Автоматические навыки деятельности в той или иной области Модель выполнения учебной деятельности

6 Функции: информативность (иллюстративность) , опорность, регулятив-ность Высокая информативность (иллюстративность), средняя опорность, низкая регулятив-ность Высокая информативность (иллюстративность), высокая опорность, высокая регулятивность

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГУЛЯТИВА

Совокупность регулятивных знаний Дидактический регулятив — конструкт, наглядно и логически организованный в соответствии с содержанием и логикой выполнения учебной деятельности(инструментальный подход)

Необходимо особо отметить, что в образовании к перечисленным свойствам регулятивов предъявляются повышенные требования, так как эффективные дидактические регулятивы способствуют самоорганизации обучающего и его самообразованию, вносят значительный вклад в достижение положительных результатов обучения и уменьшение дисперсии (разброса) результатов обучения под влиянием различных объективных и субъективных факторов. Подобные негативные факторы, как упоминалось, имеют место в современных условиях ослабления субъект-субъектного взаимодействия вследствие возрастающего количества формальных, неодушевленных новаций — стандартов, тестовых методов обучения и контроля, ЕГЭ и т.п. [24; 25]. Регулятивы с данными характеристиками находятся на переднем крае функциональной эволюции

дидактических наглядных средств в направлении от информационно-иллюстративных функций — чер ез информационноопорные — к инфор-мациопно-регулятивнеш, рнтенсивность кххорын нарастает (Рис. 6).

ж

УЧЕ БНО-

Я* / 1 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Щ

Л kit J ВОСХОЖДЕНИЕ

Ы г ^---------------------V---------

f мелздшм и регулятивы модельного

4 0/ f огтюбражен'и* {треть* овальная

f ajçm$n$a): О Çjf моделируемый^^ ■ оперирует формулами, схемами -ДИШ ççW --. « моделями;

"лЕятьпь^гсть Г ' сомещает детальность и целостность,

f компактность и 6bicrpOAei»CTa«e;

4 г1иныиинии L?;ru, I • рд&йтаатпрн выполмемии м&йеиу-

0>/ im^ïS^ÎS^i юше-финсирующей деятельности.

SI мелгэидом и рВЫтНИВы ве;Ыт«ЕГО-л—ичесКНо

h, "Г/ | отражения (вторая сиенапьнэя систем»):

описываемый ^J-ч. - оперирует "слепками -описаниями";

ОБЪЕКТ j2 CpV - обеспечивает дб*апьноеть, paàMpwytoetb s^i A™LI^j нограниченнм&ысг-адмйуивыо;

v деятЕгьнотъ^Г - работает три оыперно*«* а^лктино-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пдннгичн» tj ^РЧСРОЙ ДСЯТСПЬИКТи,

Mjtf м У^яти ыиЕнна н ^нрлшДО*ы чувств&»но-о6(мзиого

£ отражения (первая сигнальная система):

SOI ОЩУЩАЕМЫЙ у^ч -оперирует "ПЛеПК^^КЕИ-оГ^рИ^^ИЙ

У S/ -овьект^л - , о&еспечивает целостность, быстродействие

jf 0/ ОЭНАКСИН^ММ ^¡У и компанлтноеть отражения;

ч>/ АЕЯТЕ^НОСТ^ f - работает при аылолуенимпргччеимоиЕнано-

I ммтельнйй деятельности.

Рис. 5. Механизмы мышления

. . .. ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ РЕГУЛЯТИВОВ

.-У "«чй;

И-Р

И-Р

и-р

2000г.

—И

и-и

И-0 и-и

и-о и-и

И-0

И-И - информационно-иллюстративные функции И-О - информационно-опорные- функции

И-Р - информационно-регулятивные функции

Рис.6.Эволюциядидактическихрегулятивов

Исследование визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа как объектов семиотики (Рис. 7), реализованных в коорди-натно-матричной графике [22; 23; 24; 25; 26], опиралось на концепцию логико-смыслового моделирования знаний [15].

>

Рис. 7. Логико-смысловаямодель — объектсемиотики

Особенность моделей данного типа — интеграция двух компонентов: содержательного — свернутойпонятийнойсистемы изключевыхслов, и логического — координатно-матричной модели с опорнымиузлами. Благодаря интеграции двух упомянутых компонентов визуальная конструкция приобретает рядважных дидактических свойств: образный (вопринимаемый визуальноцелостно,какобраз) — благодарялучеобраз-ному, «солярному» характеру графики; строгая структурированность, позволяющая реализовать интерактивный компьютерный интерфейс дляобучающих программ; свойствамодели(отображениеосновных элементовструктурыобъектаи связеймежду ними), получаемойпутем выполнения основных универсальных учебных действий логического типа в процессе выявления основных элементов структуры отобража-емогообъектаи связеймеждуними.

Важно то, чтологико-смысловые модели являются частным случаем семантической сети как универсального (и фундаментального) способа представления знаний. Классическое определение семантической сети — это информационная модель предметной области, имеющая вид

ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а дуги задают отношения между ними. Объектами могут быть понятия, события, свойства, процессы. В названии соединены термины из двух наук: семантика в языкознании изучает смысл предложений (как единиц языка, передающих какую-либо мысль), а сеть в математике представляет собой разновидность графа как набора вершин, соединенных дугами. В семантической сети роль вершин выполняют понятия базы знаний, а дуги (причем направленные) задают отношения между ними. Семантическая сеть отражает семантику предметной области в виде понятий и отношений, при этом обладает универсальностью, наглядностью, близостью к семантической структуре фраз на естественном языке, соответствием организации долговременной памяти человека.

В логико-смысловых моделях роль вершин выполняют центр (исследуемый объект, изучаемая тема и т.д.) и узлы на координатах (элементы исследуемого объекта, изучаемой темы), а реализуются два вида отношений: кластерные, обозначающие принадлежность узлов одной координате (кластеру), и межузловые, обозначающие связи узлов (функциональные, пространственные, временные, количественные, атрибутивные, логические и т.д.).

Некоторые результаты по рассматриваемой проблеме представлены в форме так называемого «Портрета» дидактического регулятива логико-смыслового типа (Рис. 8), в том числе сведения о традиционных формах дидактических регулятивов и о некоторых особенностях визуальных дидактических регулятивов [25].

К визуальным дидактическим средствам регулятивного характера относятся различные знаково-символические конструкты (К5): пиктограммы, символы, знаки; вербально-графические конструкты: рисунки-схемы, структурно-логические схемы, фреймы; вариации семантических сетей: непосредственно семантические сети; графы, логико-смысловые модели. Основные особенности визуальных дидактических регулятивов (К6) представлены выше, на Рис. 7. К обязательным характеристикам визуальных дидактических регулятивов (К7) относятся: целевые — дидактические функции, специальные — особенности реализации, общие — соотношение получаемых результатов и затрат на их получение. Заметим, что аналогичные характеристики для известных дидактических наглядных средств обнаружить в научной литературе крайне затруднительно.

Рис. 8. Визуальныйдидактический регулятивлогико-смыслового типа

(ВДР-ЛСМ) «„Портрет" дидактическогорегулятива»

Пример конкретного визуальногодидактическогорегулятива логико-смыслового типа (ВДР-ЛСМ) «Визуализационная самоэффективность педагога» приведен на Рис. 9. Он разработан как профессиональный инструмент исследователей Научной лаборатории дидактического дизайна в областивизуалиуации знаеие, аредутавлснных наестественном языке [13; 16; 18].

Рис. 9. Визуальныйдидактический регулятивлогико-смыслового типа

(ВДР-ЛСМ)

«Визуализационная самоэффективность педагога»

Содержание терминов «персонизация» — «персонификация» — «пер-сонализация», коррелирующих, соответственно, с терминами «стажер» — «ремесленник» — «мастер», поясняется Рисунком 10 и означает изменение уровней как подготовки работника, так и его развития (Рис. 11).

* ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ - *

это подготовка работника высокой профессиональной культуры - высокого уровня (способен выполнять, в том число, не типовые задания и создавать также не типовые способы их выполнения)

+ инициализация творческой активности обучающегося + не типовые условия и содержание образования.

С

■ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ■ это подготовка работника компетентного ■ повышенного уровни (способен выполнять варьируемые типовые задания и варьировать способы ик выполнения) + учет интересов и возможностей обучающегося + вариация типовым условий и содержания образования.

' ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСОНИЗАЦИЯ ■

ото подготовка работника грамотного -базового уровня {способен выполнять типовые задания также типовыми способами) + типовые условия и содержание образования (в т.ч. УУЗ!?).

Рис. 10. Уровнипрофессионалъного развитияработника

Рис. 11.Профессионально-личностноеразвитиеработника Так, на уровне «стажер» формируются минимальные необходимые профессиональные знания и умения, накапливается опыт решения типовыхзадачтиповымиспособами и складываетсяограниченныйпро-

фессиональный круг работника. На уровне «ремесленник» формируются необходимые профессиональные компетенции и складывается типовая профессиональная среда работника, включающая типовые и варьируемые задачи и способы их решения. На уровне «мастер» накопленный опыт и творческая активация работника позволяют выйти за рамки типовой профессиональной среды и дополнить ее собственной — авторской средой с нестандартными задачами и технологиями их решения. Заметим, что получающие широкое распространение в настоящее время дифференциация обучения и обучение одаренной молодежи предъявляют особые требования к организации обучения, к квалификации педагогического коллектива и к квалификации руководства организации профессионального образования.

Далее приведены комплексные характеристики визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа (ВДР-ЛСМ), знание которых необходимо при использовании регулятивов в технологиях обучения [20; 21].

Целевые характеристики регулятивов — дидактические функции, которые обеспечивают:

— визуальное представление содержания образования и логики его организации;

— визуальное представление учебной деятельности и логики ее организации.

1. Специальные характеристики регулятивов — особенности их реализации:

— тип визуализации: природосообразная за счет образности — «солярной», то есть лучеобразной, графики; пригодность для компьютеризации благодаря опорно-узловой системе координат и межкоординатных матриц;

— интерактивный тип регуляции благодаря эффекту аутодиалога обучающегося с регулятивом, представленным во внешнем плане учебной деятельности;

— логико-смысловой тип моделирования знаний, представленных на естественном языке, то есть выделение ключевых элементов содержания и связей между ними, что лежит в основе семантических сетей, графов и фреймов.

2. Общие характеристики — универсальные, присущие не только дидактическим, но и другим регулятивам:

— обобщенные результаты — повышение эффективности педагогической и учебной деятельности;

— обобщенные затраты: материальные (проектные усилия) и временные (построение, оформление).

Итоги рассмотрения проблемы современного дидактического регулятива

Научная новизна. Можно видеть, что все сферы конструктивной деятельности человека подчиняются регуляции и опираются на регулятивы. То есть, регулятив — цивилизационный феномен (и категория) метауров-ня, порождающий разнообразные специальные и специализированные регулятивы (и категории) для всех сфер деятельности человека.

Задача исследования регулятивов как цивилизационного феномена и детерминанта успешной деятельности человека в различных сферах крайне актуальна. Тенденция развития регулятивов в целом и дидактических регулятивов в частности пролегает в направлении от информационно-иллюстративных функций — через информационно-опорные — к информационно-регулятивным функциям. При этом повышение эффективности регулятивов обеспечивается благодаря моделированию и визуализации, что, в свою очередь, обусловливает соответствующую компетентность педагога.

Решение актуальной задачи создания и внедрения современных эффективных дидактических регулятивов для технологий обучения, включая понятийно-терминологический аппарат, осуществляется недостаточно активно. Для того чтобы отвечать важнейшим тенденциям в науке, производстве и образовании, методология построения визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа должна опираться на принципы многомерности, образной визуализации и семантической сети; технология реализации данных регулятивов должна аккумулировать логико-смысловое моделирование, координатно-матричную графику и свертывание обозначений элементов; а сами регулятивы должны обеспечивать такие дидактические функции, как когнитивно-визуальная организация содержания образования и процесса обучения, опора на инварианты образования и обучения, задание уровней грамотности, компетентности, культуры.

Совершенствование дидактических регулятивов в контексте визуализации позволяет:

— повысить плотность представления информации и улучшить ее логическую организацию, пример: инфографика как визуальное представление информации с помощью смыслонесущих графических элементов и поясняющих текстовых элементов;

— улучшить когнитивно-моделирующие свойства с помощью логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке, в виде семантической сети как информационной модели предметной области или исследуемого объекта;

— усилить регулятивность как главную дидактическую функцию наглядных дидактических средств, с помощью которых программируются учебная, учебно-профессиональная или профессиональная деятельность, поддерживаются макро- и микронавигация гипертекстового типа, а также действия качественного и количественного оценивания.

Визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа (Рис. 9) реализуют когнитивно-моделирующую визуализацию знаний следующего типа: компрессирование (сгущение) информации, структурирование информации, связывание элементов информации, свертывание обозначений элементов информации, пространственную организацию информации, акцентирование элементов и блоков информации [15].

Визуальные дидактические регулятивы поддерживают, по сути, когнитивные стратегии — ментальные процессы, направленные на переработку информации с целью обучения. Абстрактные манипуляции с учебным материалом, осуществляемые в процессе выполнения перечисленных операций, активируют познавательные процессы обучающегося, включая ощущения (при графической работе с координат-но-матричной графикой), восприятие и понимание (при выполнении главных учебных действий — выделении ключевых элементов содержания и выявлении связей между ними), внутреннюю и внешнюю речь (при непроизвольном проговаривании определяемых элементов содержания и выявляемых связей), а также память (при выполнении логических действий с участием визуальных и тактильных сенсорных компонентов). В этом случае мыслительные процессы способствуют как объяснению учебного материала, так и предвидению результатов выполняемых действий. Место и роль дидактических регулятивов в условной системе «педагог — обучающийся — знания» показаны на Рис. 12.

Рис. 12. Условнаясистема(«клетка») «педагог — обучающийся — знания»

Необходимо отметить, что визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа — не жесткая алгоритмоподобная конструкция, а,скорее,«конструктор»,оставляющий достаточныевозможностидля творчества педагогу и обучающемуся, что убедительно подтверждено практикой ихприменения.

Практическая значимость.Полученныерезультаты позволяют рекомендовать включение дидактических регулятивов в методику проектного подхода при создании образовательных систем и процессов, а такжевключениеихв состав дидактического обеспечениятехноло-гийобучения.Применение дидактическихрегулятивовобеспечивает формирование важных перспективных компетенций (Рис. 13). При сравнительной оценке дидактических регулятивов различного типа целесообразно на практике апробировать визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа.

Некоторые термины визуализации

Изображение — элемент визуального восприятия мира, воспроизведение живописного, графического, скульптурного произведения, специальной или художественной фотографии и графических работ: чертежей, диаграмм, схем, компьютерной графики и пр.(http://tmxc.ru/427457).

Визуализация: в общем смысле — метод представления информации в виде оптического изображения в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.п. (http://tmxc. ru/945723).

Семантическая сеть — способ представления знаний; информационная модель предметной области в виде понятий, событий, свойств, процессов; в регулятивном смысле — правило деятельности (http:// tmxc.ru/945723).

Регулятив (регулятивный смысл) — это правило или требование, в соответствии с которым люди строят свое поведение и деятельность (http://tmxc.ru/348737).

Визуальный дидактический регулятив — визуально воспринимаемое изображение дидактического назначения, в котором программируется содержание и процесс учебной деятельности (авт.).

Визуальный дидактический регулятив логико-смыслового типа — визуально воспринимаемое координатно-матричное графическое изображение логико-смысловой модели, программирующей содержание и процесс учебной, учебно-профессиональной или профессиональной деятельности (авт.).

Рис. 13. Специальная компетентностьв областивизуальныхдидактических

регулятивов

Литература

1. Актуальные проблемы философии науки / отв. ред. Гирусов Э. В. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 344 с.

2. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическаянаука вСССР.М.,1959.Т.1. С. 441-469.

3. Грамота.ру [Электронный ресурс]. URL: http://tmxc.ru/787452 (дата обращения: 07.04.2019).

4. Громыко Ю. В. Проектное сознание: руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. М.: Ра1де1а, 1997. 560 с.

5. Дружинина О. М. Современные аспекты политехнического образования [Электронный ресурс]. URL: https://imc72.ru/content/27012017/10.pdf (дата обращения: 07.04.2019).

6. Дубровский В.Я. Онтология деятельности Г. П. Щедровицкого [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6553 (дата обращения: 02.06.2019).

7. Зязин А. О. Регулятивные педагогические средства: индивидуальный подход как специфическая форма организации знания об изучаемом педагогическом объекте // Психолого-педагогические проблемы индивидуального обучения. Бийск, 1991. С. 26-32.

8. Исследования гуманитарных систем. Вып. 6. Константы бытия и инварианты образования / науч. ред. и сост. В. Э. Штейнберг. М.: НИИ школьных технологий, 2018. 176 с.

9. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели: учеб. пособие. М.: Проспект, КНОРУС, 2010. 768 с.

10. МирскаяЕ. З. Этические регулятивы функционирования науки // Вопросы философии. 1975. № 3. С. 131-138.

11. Научная лаборатория дидактического дизайна [Электронный ресурс]. URL: http://tmxc. ru/787452 (дата обращения: 07.04.2019).

12. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ [Электронный ресурс]. URL: http://tmxc.ru/349583 (дата обращения: 07.04.2019).

13. Основные понятия культурологии [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/ preview/5920181/page:3 (дата обращения: 07.04.2019).

14. Остапенко А. А. Модульная графическая наглядность в преподавании вузовской педагогики. Стихийные и организованные процессы в образовании // Образовательные технологии. 2016. № 1. С. 31-42.

15. Остапенко А. А. О полноте констант бытия, дающих полноту целей и процессов в образовании // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 1 (74). С. 111-121.

16. СамаринЮ. А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 504 с.

17. Соснина Е. Г. Использование метода моделирования при формировании самоконтроля младшего школьника // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 2 (59). С. 50-58. DOI: 10.24411/2224-0772-2019-10005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Субботин М. М. О сущности метода логико-смыслового моделирования // Реферативный сборник ЦИНИС. 1978. № 11.

19. Ткаченко Е. В., Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Дидактический дизайн — инструментальный подход // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 6 (61). С. 74-87.

20. Ткаченко Е. В., Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Дидактический дизайн — инструментальный подход (прод.) // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 1 (62). С. 50-65.

21. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика: монография. М.: Народное образование, 2002. 304 с.

22. Штейнберг В. Э. О связи визуализации в дидактике со стандартами и компетенциями // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 1. C. 814-826.

23. Штейнберг В. Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 24 с.

24. Штейнберг В. Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. М.: Народное образование, 2015. 351 с.

25. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 9. С. 9-31.

26. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. От ориентировочных основ действий Гальперина — к визуальным дидактическим регулятивам логико-смыслового типа // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. С. 123-129.

27. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований. Глава II. «Практика», «Искусство» и «Наука» в педагогике // Гуманитарные технологии [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6738/6740 (дата обращения: 07.04.2019).

28. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2007. 160 с.

29. Юдин Б. Г. В фокусе исследования — человек: этические регулятивы научного познания [Электронный ресурс]. URL: https://iphras.ru/page49309232.htm (дата обращения: 07.04.2019).

30. ACM Code of Ethics and Professional Conduct // Association for Computing Machinery [Электронный ресурс]. URL: https://www.acm.org/code-of-ethics (дата обращения: 07.04.2019).

31. Edelman J. Human Values: A Quick Primer // A Medium Corporation [Электронный ресурс]. URL: http://tmxc.ru/557865 (дата обращения: 07.04.2019).

32. Personal Freedom and the Dictates of Society // Thomas Jefferson School of Law [Электронный ресурс]. URL: https://www.tjsl.edu/the-jeffersonian/news/2013/04/personal-freedom-and-dictates-society (дата обращения: 07.04.2019).

33. Stokes S. Visual Literacy in Teaching and Learning: a Literature Perspective // Electronic Journal for the Integration of Technology in Education. 2002. Vol. 1 (1). P. 10-19.

34. Tergan S., Keller T. Knowledge and Information Visualization: Searching for Synergies, Berlin, 2005. 385 p.

MODERN DIDACTIC REGULATORS: THEORY AND TECHNOLOGY

Relevance. The increasing role of information processing methods and means in education, science and production objectively leads to the task of providing the educational process with didactic tools that can effectively display the content and control components of educational material, integrate these components with the logic of activity, efficiently operate with educational information and form, thereby , the necessary educational competencies in the context of a truly subjective-activity approach, and, in particular, in the context of digitaliza-tion and automation.

Goal. Consideration of didactic regulators as one of the types of civilizational phenomenon of "regulators" and the definition of its characteristics required for use in technology training.

Methodology and techniques of research. The research methodology is based on the trend of the increasing role of regulators in the context of digitalization and automation of various spheres of activity on a systematic approach to the consideration of the required characteristics of the didactic regulations for modern teaching technologies, and also the principles of visualization of logical-semantic modeling of knowledge. Methodology of the research is the comparative analysis of means, considered as regulators of various activities.

Results. The place of the didactic instructive-type regulator in the system of various regulators is presented by the criterion of the intensity of the direct impact on the activity. The target, special and general characteristics of the didactic regulators are presented. The perspectives of the application of regulators in teaching technologies are noted. The development and implementation of visual didactic regulators are justified as the most important direction for the development of didactic regulators in general. The examples of the implementation of visual didactic regulators of the logical-semantic type are given.

Scientific novelty. The logic of the evolution of didactic visual aids is developing (from information and illustrative functions - through information and support functions - to information and regulatory functions) by strengthening such important qualities as visibility and instrumentality.

Practical significance. The expediency of the project implementation of didactic tools of an instrumental nature with specified characteristics (visual didactic regulators of a logical-semantic type) is substantiated.

Keywords: regulators, didactic regulators, activity, visualization, instrumentality.

References

• ACM Code of Ethics and Professional Conduct // Association for Computing Machinery [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.acm.org/code-of-ethics (data obrashcheniya: 07.04.2019).

• Aktual'nye problemy filosofii nauki / otv. red. Girusov E. V. M.: Progress-Tradiciya, 2007. 344 s. [In Rus].

• Druzhinina O. M. Sovremennye aspekty politekhnicheskogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://imc72.ru/content/27012017/10.pdf (data obrashcheniya: 07.04.2019). [In Rus].

• Dubrovskij V. Ya. Ontologiya deyatel'nosti G. P. Shchedrovickogo [Elektronnyj resurs]. URL: https:// gtmarket.ru/laboratory/expertize/6553 (data obrashcheniya: 02.06.2019). [In Rus].

• Edelman J. Human Values: A Quick Primer // A Medium Corporation [Elektronnyj resurs]. URL: http://tmxc.ru/557865 (data obrashcheniya: 07.04.2019).

• Erganova N. E. Metodika professional'nogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. M.: Akademiya, 2007. 160 s. [In Rus].

• Gal'perin P. Ya. Razvitie issledovanij po formirovaniyu umstvennyh dejstvij // Psihologicheskaya nau-ka v SSSR. M., 1959. T. I. S. 441-469. [In Rus].

• Gramota.ru [Elektronnyj resurs]. URL: http://tmxc.ru/787452 (data obrashcheniya: 07.04.2019). [In Rus].

• Gromyko Yu. V. Proektnoe soznanie: rukovodstvo po programmirovaniyu i proektirovaniyu v obra-zovanii dlya sistem strategicheskogo upravleniya. M.: Raideia, 1997. 560 s. [In Rus].

• Issledovaniya gumanitarnyh sistem. Vyp. 6. Konstanty bytiya i invarianty obrazovaniya / nauch. red. i sost. V. E. Shtejnberg. M.: NII shkol'nyh tekhnologij, 2018. 176 s. [In Rus].

• Korporativnye finansy i uchet: ponyatiya, algoritmy, pokazateli: ucheb. posobie. M.: Prospekt, KNORUS, 2010. 768 s. [In Rus].

• Mirskaya E. Z. Eticheskie regulyativy funkcionirovaniya nauki // Voprosy filosofii. 1975. № 3. S. 131138. [In Rus].

• Nauchnaya laboratoriya didakticheskogo dizajna [Elektronnyj resurs]. URL: http://tmxc.ru/787452 (data obrashcheniya: 07.04.2019). [In Rus].

• Obshchestvoznanie. Podgotovka k EGE [Elektronnyj resurs]. URL: http://tmxc.ru/349583 (data obrashcheniya: 07.04.2019). [In Rus].

• Osnovnye ponyatiya kul'turologii [Elektronnyj resurs]. URL: https://studfiles.net/preview/5920181/ page:3 (data obrashcheniya: 07.04.2019). [In Rus].

• Ostapenko A. A. Modul'naya graficheskaya naglyadnost' v prepodavanii vuzovskoj pedagogiki. Stihijnye i organizovannye processy v obrazovanii // Obrazovatel'nye tekhnologii. 2016. № 1. S. 31-42. [In Rus].

• Ostapenko A. A. O polnote konstant bytiya, dayushchih polnotu celej i processov v obrazovanii // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2018. № 1 (74). S. 111-121. [In Rus].

• Personal Freedom and the Dictates of Society // Thomas Jefferson School of Law [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.tjsl.edu/the-jeffersonian/news/2013/04/personal-freedom-and-dictates-society (data obrashcheniya: 07.04.2019).

• Samarin Yu. A. Ocherki psihologii uma. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1962. 504 s. [In Rus].

• Shchedrovickij G. P. Sistema pedagogicheskih issledovanij. Glava II. «Praktika», «Iskusstvo» i «Nauka» v pedagogike // Gumanitarnye tekhnologii [Elektronnyj resurs]. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/ basis/6738/6740 (data obrashcheniya: 07.04.2019). [In Rus].

• Shtejnberg V. E. Didakticheskie mnogomernye instrumenty: teoriya, metodika, praktika: monografiya. M.: Narodnoe obrazovanie, 2002. 304 s. [In Rus].

• Shtejnberg V. E. O svyazi vizualizacii v didaktike so standartami i kompetenciyami // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2017. T. 7, № 1. C. 814-826. [In Rus].

• Shtejnberg V. E. Teoretiko-metodologicheskie osnovy didakticheskih mnogomernyh instrumentov dlya tekhnologij obucheniya: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. Ekaterinburg, 2000. 24 s. [In Rus].

• Shtejnberg V. E. Teoriya i praktika didakticheskoj mnogomernoj tekhnologii. M.: Narodnoe obrazovanie, 2015. 351 s. [In Rus].

• Shtejnberg V.E., Man'ko N. N. Ot orientirovochnyh osnov dejstvij Gal'perina — k vizual'nym didak-ticheskim regulyativam logiko-smyslovogo tipa // Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / otv. red. E. V. Tkachenko, M. A. Galaguzova. Ekaterinburg: Ural'skij gosu-darstvennyj pedagogicheskij universitet, 2017. S. 123-129. [In Rus].

• Shtejnberg V. E, Man'ko N. N. Vizual'nye didakticheskie regulyativy logiko-smyslovogo tipa // Obrazovanie i nauka. 2017. T. 19, № 9. S. 9-31. [In Rus].

• Sosnina E. G. Ispol'zovanie metoda modelirovaniya pri formirovanii samokontrolya mladshego shkol'nika // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 2 (59). S. 50-58. DOI: 10.24411/2224-0772-2019-10005. [In Rus].

• Stokes S. Visual Literacy in Teaching and Learning: a Literature Perspective // Electronic Journal for the Integration of Technology in Education. 2002. Vol. 1 (1). P. 10-19.

• Subbotin M. M. O sushchnosti metoda logiko-smyslovogo modelirovaniya // Referativnyj sbornik CINIS. 1978. № 11. [In Rus].

• Tergan S., Keller T. Knowledge and Information Visualization: Searching for Synergies, Berlin, 2005. 385 p.

• Tkachenko E. V., Shtejnberg V. E., Man'ko N. N. Didakticheskij dizajn — instrumental'nyj podhod // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2015. № 6 (61). S. 74-87. [In Rus].

• Tkachenko E. V., Shtejnberg V. E., Man'ko N. N. Didakticheskij dizajn — instrumental'nyj podhod (prod.) // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2016. № 1 (62). S. 50-65. [In Rus].

• Yudin B. G. V fokuse issledovaniya — chelovek: eticheskie regulyativy nauchnogo poznaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://iphras.ru/page49309232.htm (data obrashcheniya: 07.04.2019). [In Rus].

• Zyazin A. O. Regulyativnye pedagogicheskie sredstva: individual'nyj podhod kak specificheskaya forma organizacii znaniya ob izuchaemom pedagogicheskom ob»ekte // Psihologo-pedagogicheskie problemy individual'nogo obucheniya. Bijsk, 1991. S. 26-32. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.