УДК 377.1
Курбанова С.Н.
магистрант кафедры информационных технологий и экономики Дагестанский государственный педагогический университет
(г. Махачкала, Россия)
Мухидинов М.Г.
канд. педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий и экономики Дагестанский государственный педагогический университет
(г. Махачкала, Россия)
Умаев А.У.
канд. пед. наук, доцент кафедры профессионально-педагогического образования, Дагестанский государственный педагогический университет
(г. Махачкала, Россия)
АКТУАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: статья посвящена проблеме использования современных информационные технологии в подготовке учителя. В рамках данного исследования обосновывается актуальность и анализируются возможности современных информационных технологий для решения образовательных задач, приводятся примеры технологий, которые реализуются с использованием популярных образовательных платформ. Делается вывод о том, что использование в системе подготовки учителя цифровых платформ, как одного из видов современных информационных технологий обучения является необходимым условием для улучшения качества образования.
Ключевые слова: современные информационные технологии, подготовка учителя, образовательные праформы, чаты, сайты, цифровые технологии, электронные учебные системы, образовательный контент.
Актуальность использования современных информационных технологий в образовании сегодня не вызывает ни у кого сомнения, так как информационная стадия развития социума приводит к цифровой трансформации образования, которое в полном обеспечивает переход общества в цифровое пространство.
Абдуразаков М.М. и др. отмечают, что стремительная цифровизация социума, трансформация и широкое распространение интеллектуальных технологий, мультимедиа, электронных ресурсов, сетевых платформ навязывает использование современных информационные технологии (СИТ) в качестве средства обучения, коммуникации, развития и воспитания [2].
Набор традиционных и инновационных путей адаптации информационных технологии в обучения формирует предпосылки для построения новой концепции актуализации СИТ в сфере образовании. Основой этой концепции, его центральным звеном вокруг которого структурируются остальные его элементы является актуализация СИТ для формирования пространства личностного развития всех участников образовательного процесса, за счет которых формируется цифровой вектор образования.
Такая модель развития возможна, при условии комплексного воздействия СИТ на все элементы дидактической и педагогической системы, то есть необходимо в первую очередь формировать информационную образовательную среду нового цифрового уровня [7].
Цифрой этап социума диктует новые требования к образовательному процессу, в плане обновления содержания и набора электронных инструментов, поэтому появляются СИТ, которые в рамках федерального проекта «Образование» активно проникают в образовательные учреждения РФ [4].
Внедрение СИТ на базе сетевых технологий сегодня это стратегический резервов и потенциал повышения эффективности образования и
самообразования всех участников педагогического процесса, хотя при этом необходимо использовать широкие их возможности для формирования новой архитектуры педагогического социума.
Приведем некоторую реструктуризацию педагогических целей в этом направлении, а именно: часть педагогического социума акцентирует внимание совершенствование модели обмена опытом с использованием СИТ; другая часть участвует в обсуждении новейших тенденций в области образования через сетевые СИТ; третья группа, акцентирует внимание на перспективных совместных научных проектах, через использование СИТ (вебинар, электронная почта, телеконференции и др.).
Сегодня стало очевидным, что современный цифровой мир становится генетически зависимым от СИТ и будущем эта связь только будет сильнее, поэтому познавательный вектор будущих учителей должен иметь динамически пополняемый багаж знаний, умении и навыков, в том числе и в сфере новых технологий, которые открывают образовательному учреждению широкие перспективы по всем направлениям его развития.
Актуальность использования СИТ в образовании также диктуется стремительным развитием цифрового социума, широким наступлением мультимедиа технологий, электронных образовательных ресурсов, сетевых платформ обучения, позволяющих использовать СИТ нового средства формирования личности согласно «Концепция модернизации образования».
В рамках исследование показало, что использование СИТ в сфере образования стратегически важная отраслью, обеспечивающая жизнедеятельность любого цифрового социума [3].
СИТ позволяют раскрыть широкий набор возможностей, но пока у учителей как показывает практика низкий уровень знаний о возможностях использования СИТ, не очень невысокий уровень мотивации (философская дилемма «А зачем?») использования их профессиональной деятельности.
Бесспорно, сегодня трудно себе представить современного учителя, который не использует мультимедиа компьютер, не имеет выхода в Интернет и многое другое, проблема в необходимости структурировании всего этого набора в направлении решения актуализированной педагогической задачи, а с этим не всегда все хорошо. Владение СИТ при решении образовательных, в умении актуализировать знания из своего багажа при необходимости, а этим к сожалению, могут похвастать не все учителя (это можно именовать как ИТ-компетентность учителя).
Поэтому низкая ИТ-компетентность учителя педагогов приводит к недостаточной оптимизации архитектуры учебного процесса с использованием СИТ, и, следовательно, эффективность этого образовательного действия не высока [5]. При это нельзя не отметить: массовое использование учителями сетевых технологий внутри педагогического социума для обмена профессиональным опытом; участие их в открытых обсуждениях новейших парадигм образования, исследование научных групповых проектов; актуализация авторских учебных и методических материалов.
В рамках нашего исследование показано, что в своей профессиональной деятельности учителя встречают ряд трудностей, среди которых наиболее распространёнными являются: отсутствие необходимых компьютерных навыков и сетевых навыков; недоверие к сетевой информации; недостаток качественной и структурированной профессиональной информации о возможности использования СИТ для решения педагогических задач. С учетом этого данным исследованием могут заинтересоваться как учителя, так и работники образования, которые непосредственно не связаны с обучение.
Современный учитель информатики должен иметь подборку дидактического материала из комплекта СИТ, которые можно использовать на занятиях по своему предмету [4, 6, 7]. Например, электронные учебные системы (LMS), наиболее популярными являются: Google Classroom, Canvas, Moodle,
iSpring Suite, которые позволяют создавать сайты онлайн-обучения и являются платформами сопровождения педагогической работы.
В дидактической копилке современного учителя информатики необходимо иметь видеосервисы, самыми популярными платформами для демонстрации обучающих видео считают: YouTube, Netflix, BBC TV, «Амедиатека». В качестве дополнительных материалов можно предложить следующие предметные каналы: CrashCourse (математика, физика, информатика, астрономия, история, биология, литература, химия и др.); TutorOnline (видео по математике, биологии, истории, химии, физике, русскому, французскому и английскому языкам); Aleksandra LearnBiology (видеоконспект занятий по биологии и химии); Skyeng (английский учат на примерах из кино, музыки, газет и видеоинтервью; Роман Мельниченко (видеоканал на платформе Ютуб, студентам-юристам, формат - образовательный стрим); Вилла Папирусов (лекции педагогов Дальневосточного федерального университета и приглашенных экспертов); дистанционные занятия МФТИ (лекций по педагогике и другим гуманитарным наукам); 700М.Ш(облачная платформа для онлайн видеоконференций и видео вебинаров); Discord (бесплатный мессенджер с поддержкой видеоконференций); TeamSpeak (компьютерная программа для голосового и видео общения в сети Интернет через технологии VoIP, которая позволяет использовать неограниченным количеством абонентов одновременно) и т.д.
Можно выделить некоторые каналы с образовательным контентом: @mama_pravo (блог Анастасии Поповой, материалы по семейному праву с упором на пособия семьям, права и обязанности родителей, декретные выплаты); @onlinekadrovik (познавательный блог трудовом праве, рекомендовать его обучающимся при самостоятельном составлении проектов трудовых договоров); @yurist_uslugi_ip и @ milekhina_lawyer (материалы судебной практики, советы «Как правильно дать взаймы»); @obraz.uspeha (о педагогике и воспитании детей, родителям учителям).
В проведенном исследовании описывается лишь небольшое количество цифровых платформ (СИТ), которые рекомендуется применять в учебном процессе образовательных учреждений. В современном цифровом мире нужно постоянно отслеживать появление новых образовательных ресурсов, применять, корректировать и подстраивать под определенные дидактические цели и задачи.
Применение в профессиональном образовании цифровых платформ является необходимым условием для улучшения качества образования и как следствие подготовку востребованных специалистов, готовых реализовывать свой потенциал в будущем цифровом пространстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Малушко Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т.8. - №2.
2. Мухидинов М.Г., Абдуразаков М.М., Батыгов З.О. //Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3.№1. С. 21-26
3. Мухидинов М.Г., Гаджиев Р.Д. Развитие цифровых компетенций учителя //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 15. №1. С. 48-54.
4. Мухидинов, М.Г. Цифровая грамотность учителя // В сборнике: Наука и образование: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы научной сессии профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета, посвященной 100-летию Героя Советского Союза, профессора Сулейманова Ризвана Башировича. Махачкала, 2021. С. 165-167.
5. Сибагатуллина А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9. - №4.
6. Солодова П.А. Цифровой сертификат как средство повышения квалификации в современном обществе /П.А. Солодова, П.Н. Чеснокова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№71(3). - С. 206-208.
7. Филатова О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№67(1). - С. 245-248.
Kurbanova S.N.
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)
Mukhidinov M.G.
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)
Umaev A.U.
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)
ACTUALIZATION OF MODERN INFORMATION
TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Abstract: the article is devoted to the problem of using modern information technologies in teacher training. Within the framework of this study, the relevance is substantiated and the possibilities of modern information technologies for solving educational problems are analyzed, examples of technologies that are implemented using popular educational platforms are given. It is concluded that the use of digital platforms in the teacher training system, as one of the types of modern information technologies of education, is a necessary condition for improving the quality of education.
Keywords: modern information technologies, teacher training, educational forms, chats, websites, digital technologies, electronic learning systems, educational content.