LU
s ^
о
LU
< ct
LU
# * *
332
вэния профессионально-этической компетенции.
Программа включала в себя цикл бесед нравственно-этической тематики: "Служебный этикет военнослужащих", "Мораль как предмет этики", "Нравственный образ курсанта и будущего офицера", "Понятия "достоинство" и "честь" в ретроспективе развития Вооруженных Сил России", "Культура общения офицера" "Кодекс чести российского офицера", "Нрав-ственно-этические основы военной службы" "Современные подходы к этическим категориям "достоинство" и "честь" в деятельности военнослужащего" и др,
В ходе бесед курсанты знакомились с историей развития профессиональной этики военнослужащих. Одним из трудоемких методов, в плане организации и проведения мероприятий, с курсантами экспериментальных групп, был метод "круглого" стола. Тематика "круглых" столов была разнообразной, а наибольший интерес вызвал "круглый стол" на тему: "Становление и развитие профессионально-этических отношений военнослужащих" Обсуждались вопросы, касающиеся профессионального долга и чести военнослужащих, моральной ценности военной профессии.
Приобрел популярность среди курсантов экспериментальных групп и кинолекторий "Воинские ритуалы и традиции", в рамках которого было организовано обсуждение фильмов военно-исторической тематики ("Офицеры", "История военных парадов на Красной площади", "Щит и меч" и др.).
Итак, сделаем вывод о том, что последовательное педагогическое воздействие на эмоционально волевую сферу личности с целью формирования ее устойчивости к стрессовым ситуациям, развитие потребности каждого заботиться о достижениях всего учебно-служебного коллектива, дали положительный результат в экспериментальной работе. На протяжении всех лет обучения в военном вузе важно формировать у курсантов положительное отношение к овладению военной специальностью, к соблюдению ими профессиональной ответственно-
сти и формированию профессионально-эти-ческой компетенции.
Курсанты экспериментальных групп получили представления о своих личностных задачах в системе профессионального образования, принимают требования, предъявляемые к ним в соответствии с ФГОС ВО (3++), научились последовательно включаться в освоение необходимых знаний, навыков и умений, профессиональных компетенций, успешно решая учебно-служебные задачи, приобрепи устойчивую оценочно-рефлексивную позицию личности. При этом, адаптируясь к условиям обучения в современном военном вузе, курсанты учатся адекватно оценивать рост своих профессионально значимых качеств, которые будут им необходимы в их дальнейшей, профессиональной деятельности.
Не будем забывать о том, что учебно-по-знавательная деятельность курсантов объективно является для них ведущей деятельностью, Поэтому так важно, при организации познавательной деятельности обучающихся разъяснять суть и значение процесса формирования профессионально-этической компетенции, которая является источником их профессионального становления.
Литература:
1. I ершунский Б. С Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования, - М.: Педагогика, 2003, - №10, -С. 3-10.
2. Система качества образования: инновационный потенциал / А. О. Кошелева, О. И. Шевченко; под общ. ред. А. О. Кошелевой. - Орел : Академия ФСО России, 2018. - 101 с.
3. Профессиональное образование: инновационная функция: монографий / А- О. Кошелева, А. И. Уман. - Орел : Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2018. 189 с.
4. Пилигин, А. А. Личностно-ориентировстнное образование: история и практика: монография. -М. :КСП+. 2003.-410 с.
5. Сериков, В. В, Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
6. Якиманская, И. С. Разработка технологии лич-ностно-ориентированного образования // Вопросы психологии. - М., 1995,- N92. - С. 3 ■ 4.
OPPORTUNITIES OF INTERNET TECHNOLOGIES IN SOL IVING EDUCA TIONAL TASKS
Mukhidinov Magomed Gosengadzievich, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor, Department of Mathematics, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Republic of Dagestan Magomedov Abdutahman Malaevkh, DSc ofBiologicalsciences, Professor, head of Department of Medical Biology, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Republic of Dagestan
Magomedov Huseyn Akhmedovich, PhD of Biological sciences, Associate Professor, Department of Natural Sciences, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Republic of Dagestan
The article examines the process of using and adapting Internet technologies to solve educational problems, highlights the possibilities of the educational model of training, identifies ways to develop the education system in these conditions and identifies factors that determine the effectiveness of training, considers internet technology as an innovative pedagogical technology and as a means of mass communication of training.
Keywords: Internet technologies; pedagogical task; educational model; information technologies; Informatization of education; informatization of society; electronic educational resources.
DOI 10.24923/2222-243X.;
■36.60
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ОБР АЗОВ А ТЕЛЬНЫХ ЗАДА Ч
В статье изучен процесс использования и адаптации Интернет-технологий для решения образовательных задач, выделены возможности образовательной модели обучения, определены пути развития системы образования в этих условиях и выявлены факторы, определяющие эффективность обучения, рассматривается Интернет технология как инновационная педагогическая тех нология и как средство массовой коммуникации обучения. Ключевые слова; Интерне г технологии; педагогическая задача; образователь ная модель; информационные технологии; информатизация образования; информа тизация общества; электронные образова тельные ресурсы.
УДК 378 ВАК РФ 13.00.01
Ф Мухидинов М.Г., 2020 О Магомедов A.M., 2020 О Магомедов Г. А., 2020
Информатизация образования обозначила актуальность и значимость информации и информационной среды для профессионального развития всех участников образовательного процесса, эффективность которого определяется уровнем информатизации общества. Признаков глубины информационного развития общества множество, выделим некоторые из них, а именно: проникновение информационных технологий в производство, переработку и хранение информации; внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности образования и общества; формирование информационных структур общества через информатизацию составных его частей; преодоление кризиса системы образования индустриального общества; формирование новой информационной среды системы образования соответствующей инновационным запросам социума; структурирование информационного массива образование с учетом нормативов новых ФГОС и др. Чаще всего выделяют следующие характеристики информационного общества ([1], [12] и др.):
- приоритет информационных электронных ресурсов перед печатными;
- глубокое проникновение информационных технологий и ресурсов во все сферы общества;
- автоматизация процессов структурирования, передачи, хранение, обработка и использование информации и знаний;
- глобальность сетевых информационных технологий;
- формирование цифровой цивилизации;
- открытый доступ человека к информационным средствам;
- мобильность в преодолении информационного кризиса;
- сохранение гуманистических принципов в информационной цивилизации.
Анализ развития процессов информатизации образования показывает, что этот процесс сопровождается постепенным внедрением электронных средств на базе Интернет-технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Таким образом, формируется открытая система образования, в которой есть возможность преодолеть ограниченности традиционной модели образования и повысить востребованность образовательных результатов. Такая мо-
МУХИДИНОВ Магомед Госенгаджиевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедра математи к и, Дагестанский гос.удар ственный университет народного хозяйства, Махачкала, Республика Дагестан
МАГОМЕДОВ Абдурахман Маллаевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой медбиологии, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Республика Дагестан
МАГОМЕДОВ Гусейн Ахмедович, кандидат биологических наук, доцент кафедры естествен нонаучных дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Республика Дагестан
LU
s ^
о
LU
< ct
LU
# * *
334
дель образования предполагает модернизацию основных его компонентов.
Б рамках реализации подобных моделей образования необходимо модернизировать базовые характеристики обучения, сделав их более мобильными, что позволило каждому пользователю оперативно реализовать свои образовательные запросы.
O.K. Филатов 1.11J» рассматривает информатизацию образования на базе Интернет-техно-логий как:
- набор мероприятий, в которых образовательная система насыщена информационными средствами и технологиями;
- эффективную технологию модернизации процесса отбора содержания, методов и орга-низационныхформличностно-ориентирован-ного обучения;
- процесс совершенствования информационной подготовки специалистов в рамках его профессиональной деятельности.
- внедрение инновационных средств в обучение;
- средство повышения уровня информационной готовности участников процесса обучения за счет интеграции информационных технологий;
- информационное дополнение управленческих структур научных исследований и процесса обучения;
- инструмент структуризации единого образовательного информационного пространства.
Для обеспечения успешного выполнение профессионально-педагогических задач в сфере образования и комфортного существования в условиях информатизации общества, необходимо формировать для каждого ученика динамическую образовательную базу, которая формируется за счет: набора знаний, навыков и умений учащихся; учета индивидуальных качеств личности; обеспечения условий успешного выполнение учебных задач; формирование комфортной среды существования учащихся в условиях информационного хаоса [9,10].
Анализ этапов развития информатизации образования через призму Интернет-техноло-гий дает возможность выделить следующие этапы:
1-й этап - это этап (подготовительный этап к процессу внедрения) компьютерного и технологического насыщения общества и формирование фундаментальных основ информационной культуры человека и общества,
2-й этап - это этап (актуализации), который характеризуется актуализацией информаци-
онных средств и технологий за счет: объединения локальных и корпоративных компьютерных сетей в глобальную; структуризации доступа к образовательной информации, хранящейся в базах данных; дифференцированного формирования информационной культуры всех участников образовательного процесса,
3-й этап - это этап {формирования готовности к использованию и массового распространения}, который обеспечивает: свободный доступ ко всей учебной информации; автоматизацию процесса пополнения баз знаний; объединение фондов в единую образовательную сеть; усиления интеллектуальных возможностей обучаемых; создание новые образовательных возможностей через открытый доступ к информационным фондам.
Адаптация Интернет-технологий в процесс информатизации образования осуществляется по двум путям:
- неструктурированная информатизация, которая реализуется низами (учителя, методисты) и охватывает актуальные сферы педагогической деятельности и предметных областей;
- структурированная информатизация, которая поддерживается верхами (концепции, проекты, приказы, положения).
Для повышения эффективности необходимо формирование по всем учебным дисциплинам электронное учебно-методическое обеспечение и выделить возможные направления исследований, связанных с их использованием для решения педагогических задач, а именно: Интернет-технологии как объект изучения; Интернет-технологии как средство повышения эффективности образовательной деятельности; Интернет-технологии как средство повышения эффективности исследовательской деятельности; Интернет-технологии как компонент системы управления образовательной деятельностью.
В рамках реализации этих направлений происходит: структуризация и реструктуризация Интернет технологий, с целью последующего проектирования и поэлементного формирования; выявление классификационных признаков; определение возможных областей применения их преимуществ и недостатков; выработка обобщенныхалгоритмов использования шаблонных Интернет-технологий; реализация перспективных моделей формирования авторских Интернет-технологий.
Основные направления исследования на последующих этапах должны быть связаны с изучением их как средств повышения эффективности педагогической деятельности.
Современные научные и методологические исследования Интернет-технологий не могут быть успешными без формирования их базовой информационной основы, в рамках которой происходит поиск источников информации, отбор и хранение. Учет актуализации открытого доступа к этим системам всех участ-ников образовательного процесса позволяет обеспечить необходимый уровень их информационной культуры доступа.
Немаловажным элементом системы образования и обучения является модернизация его управленческой подсистемы, реализация которого возможно при использовании Интер-нет-технологий, в том числе. Это направление в обучении связано с процессом оперативного принятия управленческих решений на всех уровнях образовательной деятельности. Для повышения эффективности управленческих решений необходима оперативная работа с достоверной информацией, которая может быть получена в результате мониторинговых исследований.
Процесс адаптации Интернет-технологий в модель решения образовательных задач, помимо теоретических задач, актуализирует и технологические проблемы, связанные и использованием технических средств, центральное место среди которых принадлежит компьютерным технологиям. Правильный выборэтих технологий связан со спецификой сферы применения, уровнем образования и ресурсными возможностями образовательного учреждения. В зависимости от этого необходимо выбрать совокупность необходимых методов и средств, ориентированных на сбор, хранение, передачу, обработку и представление учебной информации.
История развития компьютерных технологий как технологической основы Интернет-средств рассмотрена в работах Г.Р. Громова [51, Н.П. Масловой [7] и др. 8 рамках этих исследований авторы выделяют четыре революционных этапа развития информационных технологий: возникновение речи; создание письменности; книгопечатание; появление компьютера.
Методика обучения на базе Интернет-техно-логий принципиально отличается от классических методик по всем базовым параметрам: эффективности; адаптивности; массовости; экономичности; производительности; точности; мобильности; динамичности.
Анализ литературы позволяет выделить следующие подходы к определению сущности понятия информационная технология, это:
- определенное научно-инновационное направление;
- алгоритм работы с информацией;
- средства сбора, обработки и передачи информации с целью получения новых сведений об объекте;
- набор о способах и средствах работы с информационными ресурсами;
- система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации;
- набор методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, позволяющих обеспечить сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации;
- электронная педагогическая технология построенная на базе программных и технических средств для работы с информацией [1,5, 9 и др.].
С учетом приведенного обзора можно выделить образовательные задачи, решаемые с использованием применения Интернет-технологий:
- формирование алгоритмического мышления;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- актуализация коммуникативных способностей;
- структуризация информационных умений для принятия оптимальных решений в сложной ситуации;
- автоматизация навыков исследовательской деятельности;
- формирование культуры информационной деятельности.
Решение обозначенных задач и реализация социальных потребностей определяют необходимость модернизации множества структурных подразделений образования: подготовка специалистов в области использования электронных средств обучения; методика подготовки обучаемых к самостоятельной познавательной деятельности; система управления образованием.
Интенсификация всех уровней образовательного процесса может осуществляться, благодаря: повышениюэффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей Интернет-технологий; выявлению и использованию стимулов активизации познавательной деятельности обучаемых за счет электронных средств обучения; углублению
ш S
О ш
<
С[ ш
# * *
336
межпредметных связей за счет использования современных Интернет технологий. Если провести исторический обзор их развития, то условно можно выделить три поколения этого инновационного образовательного средства.
Первое поколение - можно рассматривать как модель учебного процесса, основанной на традиционном содержании, формах и методах обучения, классических учебниках, задачниках и методических пособиях, но происходит локальная адаптация Интернет-технологий, в обозначенные выше учебные компоненты.
Второе поколение - модель образовательного процесса с опорой на междисциплинарное и нетрадиционное содержание, форму, методы обучения, которые достигаются за счет участия электронных средств в реализации не фрагментов, а целых отрезков учебного процесса.
Третье поколение предназначен как модель образовательного процесса, в котором Интернет-технологии рассматриваются как необходимая часть реализуемой парадигмы.
Современный рынок электронных технологий учебного назначения постоянно обновляется современными Интернет-компонентами, создаются автоматизированные обучающие модули, авторские Интернет-приложения, которые обеспечивают организацию педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса. Основными преимуществами этих электронных средств являются возможность создания трёхмерной визуализации; использование технологии в разработке сценариев; локальные сетевые телекоммуникационные технологии.
Эффективность любой устойчивой системы, в том числе образовательной, во многом определяется его открытостью и динамичностью, поэтому система подготовки специалистов, имея консервативный характер, не в состоянии оперативно реагировать на современные процессы в сфере информатизации образования. Проведенный нами анализ проблемы формирования готовности будущего специалиста к использованию Интернет-технологий в профессиональной деятельности, позволяет нам сделать вывод о том, что необходимо обновить образовательные модули в сфере информационной и электронной их подготовки. Для реализации модели обучения необходимо в системе профессиональной подготовки ориентировать на сохранение эффективных традиционных модулей и проектировать нетрадиционные на основе Интернет-платфор-мы, что позволит обеспечение нового спосо-
ба мышления, использование сетевой модели самообразования.
Перевод организационныхструктур традиционной модели обучения лекций, практических и лабораторных занятии можно осуществить различными путями; модернизировать с использованием Интернет-средств; спроектировать на Интернет-платформе новые организационные структуры, которые решают те же педагогические и дидактические задачи. Вариант первого пути - на лекции преподаватель излагает концептуальные основы, связанные с Интернетом, иллюстрируя изложение учебные материала доступными примерами на базе Интернет-технологий. Студенты, получив информацию об аппаратном, программном и информационном обеспечении Интернет-технологий, начинают освещать вопросы истории и тенденций их развития.
Бесконтрольно взрывной характер развития Интернет-технологий в последние годы свидетельствует о том, что эти технологии получили в мире широкое общественное признание и практически во всех странах мирового сообщества реализован процесс интеграции в сеть Интернет.
Проведенный выше обзор позволяет обозначить использование Интернет-средств как технологию:
- повышающую эффективность образовательной деятельности участников процесса обучения;
- обеспечивающую качество обучения благодаря дополнительным возможностям;
- самопознания и развития личности обучаемого;
- управления учебными заведениями;
- управляемого мониторинга;
- обеспечивающую распространение научного и методического опыта;
- интеллектуального досуга к электронными образовательным ресурсам.
Таким образом, мы рассматриваем Интернет-технологию как инновационную педагогическую технологию и как средство массовой коммуникации обучения, возможности которого на сегодняшний до конца не изучены. Такое содержательное наполнение наделяет Интернет-технологии неограниченными возможностями в плане развития динамизма, визуализации и повышения мотивации к обучению. Эти возможности позволяют создавать образовательные продукты, являющиеся результатом интеграционных процессов, происходящих в различных средах текста, звука, ви-
део и анимации. Продукты такого сорта являются краеугольным камнем в образовательных моделях, в которых сосуществуют одновременно информация разного рода и уровня, и согласно традиционной парадигмы в реальной образовательной практике совместить их сложно и порой невозможно. Поэтому обучение с использованием Интернет-технологий позволяет актуализировать динамические образовательные процессы, проблемные в традиционной методологии.
Литература:
1. Андреев A.A. Применение сети Интернет в учебном процессе // Информатика и образование. -20Ö5. - № 9.
2. Боженюк А. В. Интеллектуальные интернет тех нологии, - Ростов/Д.: феникс, 2015. - 384 с,
3. Гафурова Н.8. Педагогическое применение мультимедиа средств : учеб, пособие - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. - 204 с.
4. Гера се вич В. Езлоги и RSS: интернет-технологии НОВОГО Поколения -■ М.: СПб; BHV, 2015. - 256 С.
5. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии.- М., 1993.
6. Ли Чарлин. Взрывная \№?Ь_Волна, Как добиться успеха в мире, преображенном интернет техно ЛОГИЯМИ - М.: ЮРАЙТ, 2014,- 280 с
7. Маслова Н.П, Ноосферное образование: технология, методология, методика. - М.: РАЕН, 1998.
8. Михасев В.Г, Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологий- М.: МИПК ИМ. И, Федорова, 2007. - 120 с.
9. Новые педагогические информационные тех нологии в системе образования : учебное пособие / под ред. Ё.С. Полат. - М. : Академия, 2003.
10. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М,, 1994.
11. Филатов O.K. Информатизация технологий обучения в высшей школе. - М., 2001.
12. Христочевский С.А. Информатизация образования // Информатика и образование. - 1994. - №1.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPROVING THE PROFESSIONALISM OF MASTERS OF VOCATIONAL TRAINING OF THE CULINARY PROFILE
Mykhnyuk Maria Ivanovna, DSc of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Automobile Transport Nazarova Elena Stepanovna, Postgraduate student
Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimean
The article reveals the content of the concepts "conditions'! "pedagogical conditions", substantiates the pedagogical conditions for improving the professionalism of masters of vocational training of the culinary profile, aimed at the formation of positive motivation for professional and pedagogical improvement, the continuity of this improvement, mastering innovative technologies, and training of teachers.
Keywords; pedagogical conditions; professional and pedagogical activity; professionalism; educational process; master of vocational training, innovation.
DOI 10.24923/2222-243X.2Û2Û-36.61
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ КУЛИНАРНОГО ПРОФИЛЯ
В статье раскрывается содержание понятий условия" "педагогическиеусловия" обоснованы педагогические условия совершенствования профессионализма мастеров производственного обучения кулинарного профиля, направленные на формирование позитивной мотивации к профессионально-педагогическому совершенствованию, непрерывность этого совершенствования, овладение инновационными технологиями, стажировка педагогов. Ключевые слова; педагогические условия; профессионально-педагогическая деятельность; профессионализм;учебный процесс; мастер производственного обучения, инновации.
Необходимость совершенствования профессионализма мастеров производственного (практического) обучения связана с повышением требований к организации и управлению учебным процессом в средних профессиональных образовательных заведениях в соответствии с изменением образовательных парадигм, которые способствуют переходу от репродуктивных форм и методов профессионального обучения к креативным, творческим и внедрени-
УДК 378:371 ВАК РФ 13.00.08
0 МыхнюкММ, 2020 0 Назарова ЕС, 2020
МЫХНЮКМарий Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, кафедра А в томобильного транспорта
НАЗАРОВА Елена Степановна, аспирант Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Республика Крым