Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые образовательные результаты / новая образовательная среда / цифровые технологии / модернизация системы образования / цифровая технология обучения / цифровая модель учителя / трансформация образования / digital educational results / new educational environment / digital technologies / modernization of education system / digital learning technology / digital teacher model / transformation of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Г. Мухидинов, С М. Магомедова, Г А. Магомедов

В статье описываются возможности реструктуризации образовательной среды в условиях цифровой трансформации образования, проведён анализ перспектив развития образования в условиях актуализации новой образовательной среды, через формирование знаний, умений и навыков, востребованных цифровом социуме. В данной работе сформулировано определение понятие «новая образовательная среда», которое рассматривается как сложное и многогранное явление и определяет необходимость формирования модели деятельности цифрового учителя, который обеспечит эффективное решение проблем цифровизации образования. В работе делаются выводы о том, что адаптация новой образовательной среды в процессе обучения трансформирует деятельность всех участников образовательного процесса, в том числе функции и роли цифрового учителя. В рамках реализации различных обучающих моделей в области новой образовательной среды цифровой учитель может реализовывать следующие роли: монтажёр учебных роликов; тьютор контента; технолог цифровых средств; разработчик цифровых образовательных платформ; эксперт по электронным образовательным ресурсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М Г. Мухидинов, С М. Магомедова, Г А. Магомедов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF A NEW EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article describes ways of restructuring the educational environment in the context of digital transformation of education and analyzes the prospects for the development of education in the context of the actualization of the new educational environment, through the formation of knowledge, skills and abilities in demand in digital society. In the paper, the definition of the concept of a new educational environment is formulated, which is considered as a complex and multifaceted phenomenon determines the need to form a model of digital teacher activity that will provide an effective solution to the problems of digitalization of education. The paper concludes that the adaptation of the new educational environment in the learning process transforms the activities of all participants in the educational process, including the functions and roles of the digital teacher. As part of the implementation of various training models within the framework of the new educational environment, the digital teacher can implement the following roles: editor of educational videos; content tutor; digital media technologist; developer of digital educational platforms; expert on electronic educational resources.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 378

Mukhidinov M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Magomedova S.M., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Recreational Geography and Sustainable Development, Institute of Ecology and Sustainable Development, Dagestan State Institute (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Magomedov G.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Natural Sciences, Dagestan State Institute of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF FORMATION OF A NEW EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article describes ways of restructuring the educational environment in the context of digital transformation of education and analyzes the prospects for the development of education in the context of the actualization of the new educational environment, through the formation of knowledge, skills and abilities in demand in digital society. In the paper, the definition of the concept of a new educational environment is formulated, which is considered as a complex and multifaceted phenomenon determines the need to form a model of digital teacher activity that will provide an effective solution to the problems of digitalization of education. The paper concludes that the adaptation of the new educational environment in the learning process transforms the activities of all participants in the educational process, including the functions and roles of the digital teacher. As part of the implementation of various training models within the framework of the new educational environment, the digital teacher can implement the following roles: editor of educational videos; content tutor; digital media technologist; developer of digital educational platforms; expert on electronic educational resources.

Key words: digital educational results, new educational environment, digital technologies, modernization of education system, digital learning technology, digital teacher model, transformation of education

М.Г. Мухидинов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

С.М. Магомедом, канд. биол. наук, доц., Институт экологии и устойчивого развития, ФГБОУ ВО Дагестанский государственный институт, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Г.А. Магомедов, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО Дагестанский государственный институт народного хозяйства, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье описываются возможности реструктуризации образовательной среды в условиях цифровой трансформации образования, проведён анализ перспектив развития образования в условиях актуализации новой образовательной среды, через формирование знаний, умений и навыков, востребованных цифровом социуме. В данной работе сформулировано определение понятие «новая образовательная среда», которое рассматривается как сложное и многогранное явление и определяет необходимость формирования модели деятельности цифрового учителя, который обеспечит эффективное решение проблем цифровизации образования. В работе делаются выводы о том, что адаптация новой образовательной среды в процессе обучения трансформирует деятельность всех участников образовательного процесса, в том числе функции и роли цифрового учителя. В рамках реализации различных обучающих моделей в области новой образовательной среды цифровой учитель может реализовывать следующие роли: монтажёр учебных роликов; тьютор контента; технолог цифровых средств; разработчик цифровых образовательных платформ; эксперт по электронным образовательным ресурсам.

Ключевые слова: цифровые образовательные результаты; новая образовательная среда; цифровые технологии; модернизация системы образования; цифровая технология обучения; цифровая модель учителя; трансформация образования

Актуальность данной проблематики состоит в том, что тенденции современного образования предполагают формирования новой образовательной среды для всех образовательных организаций в условиях цифровой трансформации социума в целом, качество обучения во многом определяется средой, в котором этот процесс реализуется.

Цель данной статьи состоит в изучении процесса реструктуризации образовательной среды в условиях цифровой трансформации образования и проведении анализа перспектив его развития в условиях актуализации новой образовательной среды.

Основные задачи статьи видятся в следующем: сформулировать определение понятие «новая образовательная среда цифровой эпох»; определить модель деятельности цифрового учителя.

Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.

Научная новизна статьи состоит в обосновании необходимости формирования новой образовательной среды в условиях цифровой трансформации обучения и выделении необходимых его свойств.

Теоретическая значимость статьи состоит в изучении сущности, содержания модели деятельности цифрового учителя и его возможных ролевых трансформаций.

Практическая значимость состоит в рассмотрении различных моделей деятельности цифрового учителя, которые можно актуализировать в реальном образовательном процессе.

В условиях информатизации образования цифровые технологии проникают во все сферы жизнедеятельности человека в современном социуме, и в результате происходит изменение основных моделей его деятельности. Ускоренное развитие этого процесса можно объяснить тем, что необходимо развивать цифровую экономику, которую, как говорится, на старом фундаменте не построишь. Российские исследователи [1] считают, что «цифровая экономика» является частью традиционной экономики, которая обеспечивает свою жизнедеятельность за счет актуализации сети Интернетом и ее базовых цифровых технологий, необходимых для трансформации логических схем реальной экономики.

На уровне пользователя термин «цифровые технологии» чаще всего используют для обозначения производства цифровой информации, обеспечивающей эффективность хозяйственной деятельности современной экономической модели социума [2]. Активное развитие цифровой экономики в России - это не

дань моде, а необходимость, которая позволит нам не остаться на обочине истории.

Для решения проблем, связанных с цифровизацией в современной России, актуализировано множество инициатив для перевода экономики на цифровые рельсы, которые обеспечат её конкурентоспособность в мировом пространстве; качественную жизнедеятельность людей; высокие показатели современной экономики; его суверенитет.

Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию в конце 2016 года дал указание разработать программу развития экономики страны на базе национальных ресурсов и перевести его на цифровые рельсы, и на питерском форуме экономистов были обозначены необходимые задачи для активизации и развития этого процесса: готовить специалистов для цифровой экономики; развивать цифровую грамотность и культуру людей; реализовать цифровую трансформацию всех уровней образования и др.

В системе образования РФ актуализировалось множество проектов, например, в рамках работы президиума Совета при Президенте РФ в конце 2017 г был презентован проект «Цифровая школа» в рамках которого предполагается формирование новой образовательной среды (НОС), которая должна обеспечить развитие цифровой экономики РФ и эффективность образования.

Конкретизируя проект «Цифровая школа», можно отметить, что НОС должна обеспечить:

- систему наполнения новым содержанием деятельности учителя с учётом информатизации;

- полное информационное сопровождение системы образования на всех ступенях;

- ориентацию современного школьного образования на путь цифрового развития.

Руководством к действию процесса цифровизации школьного образования является проект «Цифровая школа», актуализированный в рамках общероссийского проекта «Образование».

Реализация этого проекта должна обеспечить формирование цифрового образовательного пространства России, в рамках которого будут функционировать все эффективные образовательные модели, в том числе и электронное обучение, реализация неограниченного доступа пользователей к любой образовательной информации является при этом обязательным условием.

Для уточнения и понимания непонятных вопросов вокруг этого процесса приведем некоторые описательные определения или близкие по смыслу и содержанию с понятием НОС:

- В.П Лапин считает, что НОС - это модель цифровых ресурсов поддержки обучения и управления профессиональной образовательной организацией [3].

- В.П. Поремыкин отмечает, что НОС должна интегрировать информационное, техническое, учебное и методическое обеспечение обучения [4];

- по мнению А.В. Барабанщика, НОС должна быть самодостаточной образовательной системой со всеми необходимыми для обучения цифровыми компонентами и характеристиками [5];

- О.А. Ильченко отмечает, что НОС - это мобильное, динамическое пространство образовательного учреждения, которое позволяет интегрировать вокруг себя все его цифровые подсистемы в рамках решения любой дидактической задачи [6].

Востребованность НОС в цифровых «колесах» в современном образовании можно объяснить тем, что она создает новые условия развития для всех участников образовательного процесса в плане формирования цифровых знаний, умений, навыков:

- цифровая мобильность;

- информационная культура;

- непрерывная динамичность образовательной модели;

- ориентированность на творчество;

- создает условия для работы командой при решении дидактических задач;

- информационная адаптивность и учебная мобильность обучаемых и др.

Использование цифровых технологий обучения в рамках реализации НОС

позволяет учителю проводить урок на высоком методическом уровне через:

- обеспеченность урока актуальной учебной информацией и мобильностью контроля;

- динамическую визуализацию учебной информации;

- мультимедиапредставление образовательной информации и т. д.

Использование НОС в рамках реализации образовательной деятельности

учебного заведения актуализирует творческую составляющую исследовательской деятельности обучаемых, которая позволяет им:

- обеспечить высокое качество образовательных результатов;

- усилить эмпирический компонент обучения;

- активизировать познавательную деятельность;

- формировать цифровые компетенции;

- развить личность специалиста, способного конструктивно мыслить;

- усилить коммуникативную мобильность;

- реализовать нестандартные управленческие решения.

Для формирования эффективной НОС необходимо адаптировать цифровые технологии в обучении и конкретно актуализировать педагогические программные средства:

- обучающие,

- игровые,

- тренажеры,

- диагностирующие,

- контролирующие и моделирующие.

При этом в обязательном порядке необходимо развивать образовательные сайты и цифровые средств обучения; учитывать динамический характер процесса управления; реализовывать компьютерный эксперимент на базе виртуальных технологий.

В условиях цифровизации образования актуализируется проблема формирования цифровой инструментальной базы будущего учителя в НОС. Обновление этой базы и актуализация цифровых технологий в НОС развивает творческий потенциал и профессионализм учителя и развивает его как личность, и тем самим обеспечиваются высокие педагогические результаты и необходимый уровень профессиональной компетентности в области владения цифровыми средствами.

Для получения стабильных результатов в решении обозначенных педагогических задач цифровой учитель должен иметь высокий уровень компетентности в сфере цифровых технологий и методик, обеспечивающий реализацию ФПОС на практике и оперативный доступ к сетевым технологиям типа Интернет и мобильному серверу на базе НОС; усиление вектора мотивации, эфективности управления образованием на основе НОС; его готовность к цифровому самообучению и высокий уровень компетентности в сфере цифровых образовательных методик.

Усиление вектора мотивации цифрового учителя структурирует вокруг него базу цифровых знаний, умений, навыков и ценностей, необходимых для работы в НОС, а именно - ориентир на цифровой профиль; сетевую мобильность в решении профессиональных задач; актуализацию сетевого профиля; творческий подход в реализации задач в сфере цифрового образования. Цифровой учитель в нашем понимании - это педагог наделенный цифровой грамотностью и культурой, актуализируемой в процессе решения педагогических задач на практике.

Таким образом, на пути формирования НОС происходит реструктуризация структурных и содержательных элементов образования на цифровые «рельсы», а именно - модели образовательной деятельности учебного заведения; методики обучения; деятельности учителя; деятельности ученика; системы управления обучением.

Для оптимального развития этих процессов необходимо создать инновационные условия в НОС: развитие, формирование и распространение знаний и умений с использованием новых цифровых технологий; постоянное обновление содержания и методов как цифрового обучения, так и цифрового преподавания; расширение открытого сетевого доступа пользователя к цифровым образовательным услугам общего и профессионального образования; изменение интеллектуальной роли цифрового педагога в обучении [7].

Эффективная трансформация образования в сфере цифровых технологий обеспечивается профессионализмом всех участников образовательного процесса, в котором цифровой учитель играет главную роль. В рамках формирования НОС необходимо решить множество задач, среди которых главными являются следующие: развитие цифровых компетенций учителя и ученика; внедрение актуализированных цифровых технологий НОС; мобильное наполнение цифровой дидактической базы как учителя, так и ученика; формирование актуализации креативного мышления всех участников образовательного процесса.

Актуализация обучения с использованием НОС в сети Интернет имеет следующие преимущества: гибкость в обучении; мобильность в образовании; цифровая оперативность; коммуникабельность диалога; интерактивность обучения; мобильность мультимедиа информации.

Современный цифровой учитель должен уметь оперативно использовать образовательные цифровые ресурсы, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности, повышать дидактическую деятельность обучаемых, а в условиях использования НОС актуализировать деятельность по выявлению пробелов в традиционной модели обучения; определению возможности цифровых технологий в решении педагогических проблем традиционной парадигмы образования; обеспечению цифровой грамотности обучающихся через актуализированные образовательные проекты в сетевых сообществах; развивать готовность учителя в сфере цифровых технологий в рамках проектной деятельности в сетевых педагогических сообществах; способствовать мотивации учебной деятельности обучаемых в сетевых проектах через вебинары и образовательные конкурсы; распространять передовой педагогический опыт через сетевые конференции; содействовать налаживанию процесса разработки цифровых электронных образовательных ресурсов.

Результатом такой профессиональной деятельности цифрового учителя в условиях использования НОС будут компетенции, которые сложно формировать в рамках только формального обучения:

- определение целей использования цифровых технологий для своего профессионального роста;

- организация образовательного процесса с использование цифровых ресурсов обучения;

- проектирование и адаптация сетевого проекта в сфере образования;

- установление предмета в сфере цифровых технологий;

- актуализация авторского опыта в сетевом образовательном пространстве; разработки цифровых ресурсов образования;

- актуализация в сетевых сообществах практического опыта групповой педагогической работы и т. д.

Результатом трансформаций в сфере образования являются следующие сформированные умения и навыки: цифровая компетентность учителя; его готовность к использованию электронных педагогических технологий; умение учителя адаптировать цифровые технологии в образовательный процесс; организовывать образовательную деятельность обучаемых на базе «облачных» технологий; актуализация технологий электронного и смешанного обучения в НОС; адаптация дистанционных и онлайн-курсов в пространство НОС; формирование цифрового мобильного обучения; реализация доступности образовательных ресурсов; расширение образовательных возможностей для людей любого возраста; актуализация цифровых педагогических инструментов; формирование новой виртуальной реальности, в которой скоординированы все компоненты обучения; трансформация дидактики и педагогики в цифровую; индивидуальные образовательные маршруты в цифровом пространстве.

Обобщая результаты исследования, можно отметить, что НОС - это современный образовательный феномен, который можно рассматривать как многогранный объект или явление, которому в научной и педагогической литературе нет строгого определения, и поэтому мы видим такое разнообразие мнений и определений ее сути, содержания, структуры и возможностей использования на практике.

Адаптация НОС в обучении трансформирует деятельность всех участников образовательного процесса, в том числе функции и роли цифрового учителя.

В процессе адаптации НОС в обучении наиболее востребованными учебными структурами становятся:

- цифровой учитель«ученик;

- цифровой учитель «класс;

- НОС«ученик;

- НОС«класс;

- цифровой учитель«НОС;

- цифровой учитель «НОС«ученик;

- цифровой учитель«НОС«класс.

В рамках реализации этих моделей на практике цифровой учитель может сыграть следующие роли:

- монтажёра учебных роликов;

- тьютора контента;

- технолога цифровых средств;

- разработчика цифровых образовательных платформ;

- эксперта по электронным образовательным ресурсам и др.

При реализации той или иной своей функции цифровой учитель может изменять содержание традиционных моделей профессиональной деятельности, адаптируя актуализированные роли к условиям использования НОС в обучении.

Данные тенденции [8; 9] необходимо учитывать при формировании содержания профессиональной подготовки будущих педагогов.

Библиографический список

1. Урманцева А. Как специалисты понимают цифровую экономику. Available at: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html

2. Кешелава А.В. Введение в цифровую экономику. Москва, 2017.

3. Лапин В.П Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании. Инновационное развитие профессионального образования. 2019; № 1 (21): 55-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Поремыкин В.П. Военное образование: цель - на развитие. Вестник военного образования. 2017; № 1: 4-13.

5. Барабанщиков А.В. Педагогика высшей военной школы. Москва: ВПА, 1979.

6. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.

7. Мухидинов М.П. Развитие технологической компоненты профессиональной деятельности будущего учителя информатики. Информатика и образование. 2015; № 2: 46-50.

8. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева Е.Н. и др. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва, 2022.

9. Добровенскис Д.В., Соловьева Н.В., Сорокопуд Ю.В. Современные тенденции профессиональной подготовки будущих учителей. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 122-124.

References

1. Urmanceva A. Kak specialisty ponimayut cifrovuyu 'ekonomiku. Available at: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html

2. Keshelava A.V. Vvedenie v cifrovuyu 'ekonomiku. Moskva, 2017.

3. Lapin V.G. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak uslovie obespecheniya kachestva podgotovki studentov v srednem professionalem obrazovanii. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2019; № 1 (21): 55-59.

4. Goremykin V.P. Voennoe obrazovanie: cel' - na razvitie. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2017; № 1: 4-13.

5. Barabanschikov A.V. Pedagogika vysshej voennoj shkoly. Moskva: VPA, 1979.

6. Il'chenko O.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya setevogo obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

7. Muhidinov M.G. Razvitie tehnologicheskoj komponenty professional'noj deyatel'nosti buduschego uchitelya informatiki. Informatika i obrazovanie. 2015; № 2: 46-50.

8. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2022.

9. Dobrovenskis D.V., Solov'eva N.V., Sorokopud Yu.V. Sovremennye tendencii professional'noj podgotovki buduschih uchitelej. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 122-124.

Статья поступила в редакцию 20.02.23

УДК 378

Salamova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Ramazanova P.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Azizkhanova A.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE ROLE OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF TEACHING FOREIGN TO MEDICAL STUDENTS.

The role that some modern pedagogical technologies play in improving the effectiveness of teaching Latin to medical universities students is demonstrated. To do this, the researchers first investigate the importance of a professionally oriented Latin language course in training of future doctors on the one hand, and peculiarities of the current state of Russian higher school pedagogy on the other hand. On this basis, the necessity of advanced educational technologies wider use in the Latin language teaching is proved. The most adequate definition from the point of view of this article's topic to the term "pedagogical technology" is formulated. The place of modern pedagogical technologies in improving the educational process efficiency is investigated. The pedagogical technologies that are most applicable for the ensuring further progressive development of Latin teaching in Russian higher education system are identified.

Key words: higher education, higher medical education, pedagogical technologies, Latin language at the university, modernization of teaching Latin to students of medical universities

З.М. Саламова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

П.М. Рамазанова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

А.Э. Азизханова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Демонстрируется роль, которую некоторые современные педагогические технологии играют в повышении эффективности процесса преподавания латинского языка студентам медицинских вузов. Для этого сначала исследуется значение профессионально ориентированного курса латинского языка в подготовке будущих врачей, с одной стороны, особенности текущего состояния отечественной педагогики высшей школы, с другой. На этом основании доказывается необходимость более широкого использования передовых образовательных технологий в ходе преподавания латинского языка. Формулируется определение термина «педагогическая технология», наиболее адекватное с точки зрения раскрытия темы настоящей статьи. Затем исследуется место современных педагогических технологий в повышении эффективности образовательного процесса, осуществляемого в пространстве медицинского вуза. Выявляются педагогические технологии, наиболее применимые с точки зрения обеспечения дальнейшего поступательного развития преподавания латинского языка на современном этапе существования интересующего нас сегмента отечественной системы высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, высшее медицинское образование, педагогические технологии, латинский язык в вузе, модернизация преподавания латинского языка студентам медицинских вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.