Научная статья на тему 'СЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ И ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ MULTITASKING'

СЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ И ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ MULTITASKING Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
словарный запас / концентрация внимания / игровой метод / академические навыки / цифровые навыки многозадачности / медиаиммунитет / критическое мышление / vocabulary / concentration of attention / game method / academic skills / multitasking digital skills / media-immunity critical thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Ю. Обухова

В статье рассматривается актуальная тенденция в образовательном процессе, направленная на интегративный характер развития у студентов академических языковых и цифровых компетенций. Решающую роль играет формирование навыка цифровой многозадачности (multitasking – англ.), который меняет роли его участников и требования к ним. Потенциал использования цифровых технологий в профессионально ориентированной языковой подготовке студентов бакалавриата огромен. Применение инновационного арсенала современных методик и цифровых инструментов в учебном процессе самым непосредственным образом влияет на эффективность и результаты обучения, повышает качество подготовки студентов. Однако практика показала, что когда цифровые технологии используются в аудитории, то последствия бывают не только позитивными. Целью исследования является выявление предпосылок, условий, а также изменений в акцентах и методах, стимулирующих развитие навыка цифровой многозадачности, а также определение его оптимальных (разумных) границ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MERGING OF ACADEMIC AND DIGITAL SKILLS WHILE TEACHING STUDENTS ENGLISH IN THE CONTEXT OF MULTITASKING

The article discusses the current trend in the educational process aimed at the integration of the development of students’ academic language and digital competencies. The crucial role is played by the formation of the skill of digital multitasking, which changes the roles of its participants and the requirements for them. The potential of applying digital technologies in professionally-oriented language training of undergraduate students is huge. The use of an innovative arsenal of modern techniques and the application of digital tools in the educational process, directly affects the effectiveness and results of training as well as improves its quality. However, the practice has shown that when digital technologies are used in the classroom, the consequences are not only positive. The purpose of the study is to identify the prerequisites, conditions, as well as reveal the changes in accents and methods that stimulate the development multitasking skill, as well as to determine its optimal (reasonable) boundaries.

Текст научной работы на тему «СЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ И ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ MULTITASKING»

УДК 378

Obukhova LYu, Senior Lecturer, Department of English Language for Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation), E-mail: LYObukhova@fa.ru

MERGING OF ACADEMIC AND DIGITAL SKILLS WHILE TEACHING STUDENTS ENGLISH IN THE CONTEXT OF MULTITASKING. The article discusses the current trend in the educational process aimed at the integration of the development of students' academic language and digital competencies. The crucial role is played by the formation of the skill of digital multitasking, which changes the roles of its participants and the requirements for them. The potential of applying digital technologies in professionally-oriented language training of undergraduate students is huge. The use of an innovative arsenal of modern techniques and the application of digital tools in the educational process, directly affects the effectiveness and results of training as well as improves its quality. However, the practice has shown that when digital technologies are used in the classroom, the consequences are not only positive. The purpose of the study is to identify the prerequisites, conditions, as well as reveal the changes in accents and methods that stimulate the development multitasking skill, as well as to determine its optimal (reasonable) boundaries.

Key words: vocabulary, concentration of attention, game method, academic skills, multitasking digital skills, media-immunity critical thinking.

Л.Ю. Обухова, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: LYObukhova@fa.ru

СЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ И ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ MULTITASKING

В статье рассматривается актуальная тенденция в образовательном процессе, направленная на интегративный характер развития у студентов академических языковых и цифровых компетенций. Решающую роль играет формирование навыка цифровой многозадачности (multitasking - англ.), который меняет роли его участников и требования к ним. Потенциал использования цифровых технологий в профессионально ориентированной языковой подготовке студентов бакалавриата огромен. Применение инновационного арсенала современных методик и цифровых инструментов в учебном процессе самым непосредственным образом влияет на эффективность и результаты обучения, повышает качество подготовки студентов. Однако практика показала, что когда цифровые технологии используются в аудитории, то последствия бывают не только позитивными. Целью исследования является выявление предпосылок, условий, а также изменений в акцентах и методах, стимулирующих развитие навыка цифровой многозадачности, а также определение его оптимальных (разумных) границ.

Ключевые слова: словарный запас, концентрация внимания, игровой метод, академические навыки, цифровые навыки многозадачности, медиаиммунитет, критическое мышление.

С появлением нового цифрового пространства назрела необходимость целенаправленно, комплексно развивать у студентов академические языковые и цифровые навыки. Немаловажную роль в этом процессе может сыграть формирование навыка цифровой многозадачности (multitasking - англ.), режим выполнения которого сочетает развитие таких важных качеств, как аналитическое мышление, системный подход и высокая организованность. Использование виртуального материала для студенческой аудитории приводит к цифровой трансформации, которая влияет на участников процесса в режиме реального времени и создает новое эффективное взаимодействие. Вузы ставят перед собой задачу объединить базовые академические и цифровые навыки в процессе обучения студентов. Бросая вызов традиционным академическим моделям, преподаватели используют данную теорию для создания интегрированной академической программы, которая легко сосуществовала бы с физическим и цифровым мирами.

Данное исследование основано на анализе опыта интеграции электронных ресурсов в процесс обучения английскому языку студентов финансового факультета Финуниверситета. По итогам работы были выявлены как перспективные возможности интеграционного характера формирования академических и цифровых навыков в контексте multitasking, так и проблемы и трудности в организации учебного процесса, связанные во многом с индивидуальными потребностями и способностями студентов.

Поскольку все больше и больше людей пользуются Интернетом для проведения исследований, поиска информации, проведения занятий и конференций, а также для бытовых нужд, например, совершения покупок, то, следовательно, на рынке труда потребуются люди, которые знают, как работать, продвигать товар и общаться в Интернете. Именно цифровые навыки приобретают решающее значение для дальнейшего трудоустройства студентов [1, с. 79], то есть повышают их конкурентоспособность, поскольку студенты, которые высоко владеют цифровыми навыками, не только улучшают свои возможности трудоустройства, но и улучшают перспективу карьерного роста в будущем.

Следует принять во внимание, что результаты анализа и российских, и иностранных публикаций свидетельствуют о том, что не все студенты неязыковых вузов достаточно хорошо владеют академическими навыками и умениями, например, когнитивными приемами поиска достоверной информации, анализа иноязычного текста, сопоставления, обобщения, критической оценки информации. Однако с развитием цифровых технологий открываются дополнительные возможности для нового поколения молодежи, так как создаются более благоприятные условия для совершенствования данных навыков, что, в конечном итоге, ведет к повышению качества образования в вузе. Образовательная интеграция (слияние) цифрового и физического миров может оказаться наиболее перспективным направлением стратегии высшего образования. Подчеркнем, что, модернизируя традиционные академические модели, преподаватели используют инновационную методику для создания интегрированной академической программы,

которая могла бы легко сосуществовать с физическим и цифровым сферами, что представляется необходимым условием для формирования обновленных базовых навыков, умений и учебных стратегий в неязыковом вузе с учетом готовности студентов и преподавателей к предстоящей деятельности.

Формирование ключевых академических навыков/умений является актуальной научно-практической задачей, поэтапное и комплексное решение которой позволит сформировать у обучающихся не только академические навыки, но и сложные умения и виды деятельности, известные как образовательные компетенции. Все это служит главной цели вуза - формированию личности, обладающей системой ценностей, взглядов и представлений, отражающих общие понятия российской культуры и отвечающих вызовам современного общества. Наиболее актуальными являются такие практические навыки будущих выпускников, как осуществление межкультурных контактов в профессиональной многоязычной, поликультурной среде; повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, использование новых путей в решении задач производственного и научного плана, стремление к самосовершенствованию и потребности в самообразовании в течение всей жизни.

Целью написания статьи является анализ практики изучения студентами бакалавриата английского языка и обоснование необходимости и целесообразности совершенствования ключевых академических навыков/умений в неязыковом вузе, а также их интеграция с цифровыми навыками, без использования которых в настоящее время процесс обучения не представляется эффективным.

Под навыком мы понимаем степень совершенства выполняемого действия, которая определяется безошибочностью, временными рамками, логической последовательностью и формой выполнения операций. При этом умение является неотъемлемой фазой формирования навыка. По мнению М.А. Лытаевой и Е.В. Талалакиной [2, с. 178], на базовом уровне разграничение между навыком и умением происходит по уровню сформированности. Каждый навык - это умение, однако не каждое умение - навык.

По определению ЮНЕСКО, цифровые навыки представляют собой набор способностей использовать цифровые устройства для получения информации и управления ею, что дает возможность обучающимся создавать цифровой контент и обмениваться им, общаться и сотрудничать, а также решать проблемы для творческой самореализации в жизни, учебе, работе и общественной деятельности.

В проведенном исследовании были поставлены следующие задачи:

- проанализировать трактовки понятий «навык», «умение» и «цифровой навык» в отечественной педагогической науке;

- определить возможности совершенствования ключевых академических и цифровых навыков;

- показать преимущества интеграции формирования академических и цифровых навыков в контексте развития навыка многозадачности (multitasking -англ.).

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, чтобы рассмотреть необходимость комплексного формирования академических и цифровых навыков уже на начальном этапе изучения английского языка в вузе.

Практика преподавания показывает, что в неязыковом вузе целесообразно подходить к подготовке студентов по английскому языку комплексно, интегрируя по возможности основные компоненты содержания обучения. Следует отметить, что в реальном учебном процессе преподавателям следует быть более гибкими при выборе задания для различных форм занятий: аудиторных очных или он-лайн-вебинаров. Особенного внимания требует подбор заданий для самоподготовки студентов, отдавая предпочтение при развитии того или иного умения уровню владения обучающихся грамматическим строем, лексикой, фонетикой. Так, например, для развития навыков чтения или выполнения конкретных профессионально-коммуникативных задач необходимо развивать говорение, аудирование и обращать внимание на важные учебные стратегии, которые отражают последовательность и специфику учебных действий. Несомненно, умения и учебные стратегии, сформированные в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык», оказываются эффективными и полезными при освоении и других вузовских дисциплин.

Исходя из опыта работы в высшей школе, мы можем сказать, что при слабой довузовской языковой подготовке студенты не способны выполнять поисковые задания в Интернете, грамотно использовать словарь, языковую догадку по контексту, различать вариативность лексических значений и т. д. Эти трудности тормозят учебный процесс развития обучающихся, демотивируют студентов, не дают им возможности формировать и совершенствовать основные навыки и умения. Они быстро устают, им становится скучно. Они пытаются игнорировать существующие проблемы. В этом случае наиболее эффективным методом является использование цифровых аудио- и видеоматериалов, которые существенно облегчают понимание содержания информации на иностранном языке. Студенты с хорошей языковой подготовкой, как правило, подвергают ее анализу, стараются осмыслить и сформировать собственное мнение.

Ограниченный словарный запас является причиной различных лингвистических проблем: во-первых, неточности и ошибки, допущенные в произношении и правописании, незнание морфологии, игнорирование правил грамматики и синтаксиса; во-вторых, как следствие, сложности с выражением своих мыслей в процессе общения. Безусловно, применение современных методик с использованием цифровых медиаматериалов, таких как электронные словари, которые также предоставляют звуковой образец произношения слова, а не только его транскрипцию, что существенно облегчает развитие основных языковых навыков и поощряет желание к их практическому применению.

Таким образом, подготовка любого задания сегодня требует от студента применения электронных средств, то есть на первый план выходят цифровые навыки медиа- и информационной грамотности, безопасного использования информации, полученной самостоятельно из Интернета (медиаиммунитета), критического мышления, анализа информации. Эти универсальные компетенции становятся ключевыми и должны быть сформированы на начальном этапе вузовского обучения.

Для совершенствования критического мышления наиболее эффективной методикой считается использование групповых форм заданий (анализа кейса или ситуации, проведение дискуссии). Это позволяет выработать у молодежи навыки командной работы [3, с. 189-191]. Студентам необходимо научиться работать с партнерами, анализировать приведенные данные. Что касается написания комментариев в онлайн-чатах, такой вид работы может способствовать формированию критического мышления у молодежи. Однако практика показывает, что не все сайты социальных сетей можно использовать в качестве обучающих инструментов. Не все онлайн-платформы соответствуют высоким стандартам культурного общения из-за наличия в них потока ненормативной лексики и недостоверной информации.

Очень важно отметить, что процесс изучения английского языка в вузе предполагает, чтобы преподаватели обучали студентов развивать личностные качества, включающие такие важные компетенции, как управление временем и расстановка приоритетов. Это означает, что обучающиеся должны решить, в каком порядке они будут выполнять то или иное задание. Независимо от того, как студенты решат расставить приоритеты, умение выполнять все предусмотренные действия поэтапно фер-Ьу-йер-англ.), максимально использовать свое время, умение организовать свою деятельность и разумно распределять время повысит эффективность их работы. От того, насколько у студентов сформировано отношение ко времени, во многом зависят деловое общение и взаимоотношения в бизнесе и в жизни. Отношение ко времени существенно отличается в разных культурах и влияет на сознательную деятельность человека и часто становится причиной серьезного непонимания между носителями различных языков/культур. Линн Виссон обосновывает это утверждение существованием двух концепций времени, выдвинутых американским культурологом Эдуардом Холлом - монохронной, более жестко регулирующей поведение людей и отношения между ними, и полихронной, акцентирующей дружеские личностные отношения и направленной одновременно на несколько событий, гибкое выполнение трех-четырех запланированных дел, Несмотря на то, что для россиян характерно фокусирование сначала на одной задаче, решение ее и только после этого переход к следующей, в настоящее время в США получило широкое распростра-

нение понятие multitasking (одновременное выполнение множества задач, когда, например, разговаривая по телефону, человек в то же самое время проверяет электронную почту и открывает конверт со счетами [4, с. 122].

Умение делегировать полномочия является очень важным навыком. То есть совсем не обязательно все делать самому, надо уметь подключать других членов команды. Это позволяет самому сосредоточиться на самом сложном и срочном. Все это так называемые навыки многозадачности (multitasking -англ.), которые являются ключевыми как для освоения вузовской программы, так и для дальнейшей профессиональной деятельности выпускников. Многозадачность означает способность выполнять несколько функций одновременно, сосредоточившись на одной задаче, быть способным одновременно отслеживать другие действия. Эти навыки предполагают переключение между разными видами заданий и эффективное, оперативное решение различных задач поэтапно. Таким образом, если человек, разговаривая по телефону, может приветствовать входящих коллег и одновременно просматривать электронные письма, можно сказать, что он обладаете навыками многозадачности. Эти навыки очень важны, потому что они создают эффективную рабочую среду и имеют определенные преимущества.

Они помогают экономить время, позволяя выполнять несколько задач одновременно. Если вы можете делать два дела одновременно эффективно, то будете экономить время. Естественно, что будущие работодатели хотят нанимать выпускников с отличными способностями к многозадачности, тех, кто смогут выполнять больше функций, сокращая расходы, связанные с наймом другого человека, а это позволит экономить деньги. Чем лучше молодой человек справляется с многозадачностью, тем более ценным сотрудником он будет для компании.

Многозадачность повышает производительность, потому что сотрудник может добиться большего за более короткий промежуток времени. Чем больше работы он может выполнить в течение дня, тем продуктивнее становится. И как результат - владение этими навыками помогает молодым людям чувствовать себя более совершенными, конкурентоспособными, потому что они могут выполнять более одной задачи одновременно. Это ощущение продуктивности повышает мотивацию и побуждает их продолжать совершенствовать свои навыки.

Многозадачность включает в себя множество умений, которые студент должен развить, чтобы в будущем стать более компетентным профессионалом. Прежде всего, это высокая самоорганизация: точное знание того, что и когда нужно выполнить, пунктуальность. Умение управлять своим временем, чтобы не отставать от установленных сроков. Поддерживать порядок на своем рабочем месте, чтобы всегда можно было сразу найти необходимые документы. Аналогичным образом необходимо организовать свою компьютерную систему и файлы, чтобы упростить поиск документов и доступ к ним.

Очень важным навыком в контексте многозадачности является расстановка приоритетов - это способность оценивать свои обязанности и организовать выполнение задач с учетом их важности. Независимо от того, как сотрудник решит расставить приоритеты, главное - это умение максимально использовать свое время. Планируя свои повседневные действия и учитывая непредвиденные задачи, человек решает, что нужно сделать, чтобы не отставать от графика.

Однако, как и многие другие явления, multitasking имеет оборотную сторону.

Во-первых, многие студенты понимают навык многозадачности по-своему. Проведенное на финансовом факультете исследование показало, что только 75% студентов работают с учебным материалом, обсуждаемым преподавателем. Другие 1 3% занимаются в этот момент самостоятельным поиском информации, во время семинара просматривая информацию в Интернете, 7% общаются с друзьями, а 5% играют в компьютерные игры. Таким образом, наличие у студентов цифровых устройств позволяет им развивать навыки и в нежелательном для преподавателя направлении, и этот процесс требует постоянного контроля, так как гаджеты являются не только хорошим вспомогательным средством, но и отвлекающим фактором.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАВЫКА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ

13% навек информации в Интернете 1'в общение с друзьями, stas,e-mails 5% развлечения ■ 75% работают с учебными материалами

Рис. 1. Использование навыка многофункциональности студентами. Результаты онлайн-опросастудентовфинансовогофакультета Финуниверситета, 2022 г

Во-вторых, постоянная работа в напряженном режиме приводит к повышенной утомляемости, а в итоге - к изнашиванию нервной системы и нервным срывам и даже депрессии. Когда каждая минута на счету не остается ни времени, ни сил на простое человеческое общение с друзьями и родственниками, которые просто становятся отвлекающими факторами и непозволительной роскошью. К тому же навыки многофункциональности основаны на быстрой реакции, которая с годами притупляется. Так что это чудо - удел молодого поколения. Отсутствие полноценного отдыха и времени на занятия для души сужает мир человека до рамок работы и, в конечном итоге, ведет к профессиональному выгоранию. Всех денег не заработаешь. Стоит ли так напрягаться? Все-таки необходимо искать какой-то разумный баланс в своей жизни.

С оптимистичной стороны процесс цифровизации в образовании приведет к еще более тесной интеграции академических и цифровых навыков. Можно утверждать, что применение новых технологий в образовании коренным образом

Библиографический список

меняет учебный процесс в вузе. Возникает необходимость в новых подходах, в новой методологии, создании нового контента и нового оборудования для использования в процессе обучения.

Мы видим, что ограниченным рамкам аудиторной работы и книжным форматам в процессе обучения английскому языку студенты и преподаватели предпочитают цифровые технологии и интеграцию в цифровую среду, что требует формирования у них новых навыков. Нас радует, что процесс обучения стал более привлекательным, разносторонним и гораздо более комфортным [1, с. 79]. Это не значит, что все знания даются легко и просто, но то, что учебный процесс стал удобнее и качественнее, это однозначно. Благодаря современным цифровым гаджетам и новым навыкам, обширные ресурсы Интернета, содержащие мировые знания, теперь находятся у студентов и преподавателей под рукой, и остается только эффективно воспользоваться ими.

1. Digtyar O.Yu., Tantsura T.A. The use of multimedia tools in teaching students in English classes in a non-linguistic university. The Theory and Practice of Teaching Foreign Languages in a Non-Language University: Traditions, Innovations, Perspectives. Moscow, 2014: 79-84.

2. Лытаева М.А., Талалакина Е.В. Academic skills: сущность, модель, практика. Вопросы образования. 2011; № 4: 178-201.

3. Староверова Н.П., Кондрахина Н.Г., Петрова О.Н. Использование цифровых и информационных технологий в процессе обучения профессиональному английскому языку. Самоуправление. 2019; Т. 2, № 2 (115): 189-191.

4. Виссон Л. Русские проблемы в английской речи. Слова и фразы в контексте двух культур. Москва, Р Валент, 2012-2015.

References

1. Digtyar O.Yu., Tantsura T.A. The use of multimedia tools in teaching students in English classes in a non-linguistic university. The Theory and Practice of Teaching Foreign Languages in a Non-Language University: Traditions, Innovations, Perspectives. Moscow, 2014: 79-84.

2. Lytaeva M.A., Talalakina E.V. Academic skills: suschnost', model', praktika. Voprosy obrazovaniya. 2011; № 4: 178-201.

3. Staroverova N.P., Kondrahina N.G., Petrova O.N. Ispol'zovanie cifrovyh i informacionnyh tehnologij v processe obucheniya professional'nomu anglijskomu yazyku. Samoupravlenie. 2019; T. 2, № 2 (115): 189-191.

4. Visson L. Russkie problemy v anglijskoj rechi. Slova i frazy v kontekste dvuh kul'tur. Moskva, R. Valent, 2012-2015.

Статья поступила в редакцию 29.09.22

УДК 378

Azizkhanova A.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Abdulzhalilova Kh.I., Cand. of Sciences (Philology), teacher, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Head of Department of Foreign Languages and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

FOREIGN APPROACHES TO TEACHING FOREIGN LANGUAGES. At this article's pages the most relevant foreign approaches to teaching foreign languages and application features are revealed. Immediately before this, the importance of referring to their application experience in foreign educational practice based on the current socio-cultural situation study is proved. The connection between the processes of language education informatization on the one hand and the innovative approaches' introduction into appropriate practice on the other hand is proved. Then the most characteristic views of foreign methodologists on the peculiarities of the personal-activity approach use in modern language education are studied. The communicative approach role and place in the theory and practice of foreign language education are considered. The views of foreign teachers-researchers and practitioners on the issues of introducing a procedural approach to teaching foreign languages are demonstrated.

Key words: language education, innovative approaches to education, personal-activity approach, communicative approach, procedural approach.

А.Э. Азизханова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru Х.И. Абдулжалилоеа, канд. филол. наук, преп., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

ПД. Абдурахманоеа, д-р филол. наук, зав. каф. иностранных языков и методики их преподавания Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

На страницах данной статьи раскрывается сущность и особенности применения наиболее актуальных зарубежных подходов к обучению иностранным языкам. Непосредственно перед этим доказывается важность обращения к опыту их применения в зарубежной образовательной практике на основе исследования текущей социокультурной ситуации. Доказывается связь между процессами информатизации языкового образования, с одной стороны, и внедрением в соответствующую практику инновационных подходов, с другой. Изучаются наиболее характерные взгляды зарубежных методистов на особенности использования личностно-деятельностного подхода в современном языковом образовании. Рассматриваются роль и место коммуникативного подхода в теории и практике зарубежного языкового образования. Демонстрируются взгляды зарубежных педагогов-исследователей и практиков на вопросы внедрения процессуального подхода в обучение иностранным языкам.

Ключевые слова: языковое образование, инновационные подходы к образованию, личностно-деятельностный подход, коммуникативный подход, процессуальный подход.

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, объясняется тем, что на протяжении трёх последних десятилетий фиксируется внедрение информационных технологий во все сферы жизни. Данный процесс не мог не затронуть сферу обучения иностранным языкам [1-7].

Интеграция информационных технологий в область обучения иностранным языкам происходит в условиях реализации различных современных подходов к обучению (табл. 1).

Таблица 1

Современные подходы к обучению иностранным языкам

№ п/п Подходы

1 Личностно-деятельностный [5; 6]

2 Коммуникативный [7, с. 55-56]

3 Процессуальный [5; 8]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.