Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ'

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / высшее медицинское образование / педагогические технологии / латинский язык в вузе / модернизация преподавания латинского языка студентам медицинских вузов / higher education / higher medical education / pedagogical technologies / Latin language at the university / modernization of teaching Latin to students of medical universities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.М. Саламова, П.М. Рамазанова, А.Э. Азизханова

Демонстрируется роль, которую некоторые современные педагогические технологии играют в повышении эффективности процесса преподавания латинского языка студентам медицинских вузов. Для этого сначала исследуется значение профессионально ориентированного курса латинского языка в подготовке будущих врачей, с одной стороны, особенности текущего состояния отечественной педагогики высшей школы, с другой. На этом основании доказывается необходимость более широкого использования передовых образовательных технологий в ходе преподавания латинского языка. Формулируется определение термина «педагогическая технология», наиболее адекватное с точки зрения раскрытия темы настоящей статьи. Затем исследуется место современных педагогических технологий в повышении эффективности образовательного процесса, осуществляемого в пространстве медицинского вуза. Выявляются педагогические технологии, наиболее применимые с точки зрения обеспечения дальнейшего поступательного развития преподавания латинского языка на современном этапе существования интересующего нас сегмента отечественной системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З.М. Саламова, П.М. Рамазанова, А.Э. Азизханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF TEACHING FOREIGN TO MEDICAL STUDENTS

The role that some modern pedagogical technologies play in improving the effectiveness of teaching Latin to medical universities students is demonstrated. To do this, the researchers first investigate the importance of a professionally oriented Latin language course in training of future doctors on the one hand, and peculiarities of the current state of Russian higher school pedagogy on the other hand. On this basis, the necessity of advanced educational technologies wider use in the Latin language teaching is proved. The most adequate definition from the point of view of this article’s topic to the term “pedagogical technology” is formulated. The place of modern pedagogical technologies in improving the educational process efficiency is investigated. The pedagogical technologies that are most applicable for the ensuring further progressive development of Latin teaching in Russian higher education system are identified.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ»

- монтажёра учебных роликов;

- тьютора контента;

- технолога цифровых средств;

- разработчика цифровых образовательных платформ;

- эксперта по электронным образовательным ресурсам и др.

При реализации той или иной своей функции цифровой учитель может изменять содержание традиционных моделей профессиональной деятельности, адаптируя актуализированные роли к условиям использования НОС в обучении.

Данные тенденции [8; 9] необходимо учитывать при формировании содержания профессиональной подготовки будущих педагогов.

Библиографический список

1. Урманцева А. Как специалисты понимают цифровую экономику. Available at: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html

2. Кешелава А.В. Введение в цифровую экономику. Москва, 2017.

3. Лапин В.Г Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании. Инновационное развитие профессионального образования. 2019; № 1 (21): 55-59.

4. Горемыкин В.П. Военное образование: цель - на развитие. Вестник военного образования. 2017; № 1: 4-13.

5. Барабанщиков А.В. Педагогика высшей военной школы. Москва: ВПА, 1979.

6. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.

7. Мухидинов М.Г. Развитие технологической компоненты профессиональной деятельности будущего учителя информатики. Информатика и образование. 2015; № 2: 46-50.

8. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева Е.Н. и др. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва, 2022.

9. Добровенскис Д.В., Соловьева Н.В., Сорокопуд Ю.В. Современные тенденции профессиональной подготовки будущих учителей. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 122-124.

References

1. Urmanceva A. Kak specialisty ponimayut cifrovuyu 'ekonomiku. Available at: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html

2. Keshelava A.V. Vvedenie v cifrovuyu 'ekonomiku. Moskva, 2017.

3. Lapin V.G. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak uslovie obespecheniya kachestva podgotovki studentov v srednem professionalem obrazovanii. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2019; № 1 (21): 55-59.

4. Goremykin V.P. Voennoe obrazovanie: cel' - na razvitie. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2017; № 1: 4-13.

5. Barabanschikov A.V. Pedagogika vysshej voennoj shkoly. Moskva: VPA, 1979.

6. Il'chenko O.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya setevogo obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

7. Muhidinov M.G. Razvitie tehnologicheskoj komponenty professional'noj deyatel'nosti buduschego uchitelya informatiki. Informatika i obrazovanie. 2015; № 2: 46-50.

8. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2022.

9. Dobrovenskis D.V., Solov'eva N.V., Sorokopud Yu.V. Sovremennye tendencii professional'noj podgotovki buduschih uchitelej. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 122-124.

Статья поступила в редакцию 20.02.23

УДК 378

Salamova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Ramazanova P.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Azizkhanova A.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

THE ROLE OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF TEACHING FOREIGN TO MEDICAL STUDENTS.

The role that some modern pedagogical technologies play in improving the effectiveness of teaching Latin to medical universities students is demonstrated. To do this, the researchers first investigate the importance of a professionally oriented Latin language course in training of future doctors on the one hand, and peculiarities of the current state of Russian higher school pedagogy on the other hand. On this basis, the necessity of advanced educational technologies wider use in the Latin language teaching is proved. The most adequate definition from the point of view of this article's topic to the term "pedagogical technology" is formulated. The place of modern pedagogical technologies in improving the educational process efficiency is investigated. The pedagogical technologies that are most applicable for the ensuring further progressive development of Latin teaching in Russian higher education system are identified.

Key words: higher education, higher medical education, pedagogical technologies, Latin language at the university, modernization of teaching Latin to students of medical universities

З.М. Саламова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: passikhat05@mail.ru

П.М. Рамазанова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: passikhat05@mail.ru

А.Э. Азизханова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: passikhat05@mail.ru

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Демонстрируется роль, которую некоторые современные педагогические технологии играют в повышении эффективности процесса преподавания латинского языка студентам медицинских вузов. Для этого сначала исследуется значение профессионально ориентированного курса латинского языка в подготовке будущих врачей, с одной стороны, особенности текущего состояния отечественной педагогики высшей школы, с другой. На этом основании доказывается необходимость более широкого использования передовых образовательных технологий в ходе преподавания латинского языка. Формулируется определение термина «педагогическая технология», наиболее адекватное с точки зрения раскрытия темы настоящей статьи. Затем исследуется место современных педагогических технологий в повышении эффективности образовательного процесса, осуществляемого в пространстве медицинского вуза. Выявляются педагогические технологии, наиболее применимые с точки зрения обеспечения дальнейшего поступательного развития преподавания латинского языка на современном этапе существования интересующего нас сегмента отечественной системы высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, высшее медицинское образование, педагогические технологии, латинский язык в вузе, модернизация преподавания латинского языка студентам медицинских вузов

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, может быть обоснована двумя факторами.

Во-первых, освоению латинского языка традиционно принадлежит одно из важнейших мест в структуре процесса обучения будущих врачей (Э.В. Бибикова, А.Г. Джамалудинова, Н.А. Круглик) [1, с. 123-124]. Действительно, на протяжении большей части истории медицины он широко использовался для обозначения различных медицинских терминов. Таким образом, трудно представить себе успешное завершение профессиональной подготовки медика без овладения таковым на достаточном уровне (С.Н. Алексеева, У.Д. Антипина, РВ. Дражан, О.Н. Дмитриева, О.В. Слугина, М.Н. Чернявский, С.В. Шубина) [2, с. 80]. Отсюда следует, что курс латинского языка лежит в основе формирования профессиональной компетентности будущих медиков.

Во-вторых, актуализации поднимаемой темы в немалой степени способствует современное состояние педагогики высшей школы. Конечно, успешная образовательная деятельность современного вуза, в том числе интересующего нас профиля, по-прежнему предполагает эффективное формирование у будущих профессионалов системы необходимых знаний, умений и навыков (Е.Л. Заднепровская, Е.А. Панина, Т.Н. Поддубная, К.Б. Семенов) [3, с. 42]. Но при этом нельзя не отметить постоянное повышение той роли, которую в обучении будущих специалистов, в частности медиков, играет развитие у них над-предметных навыков. Последние являются важной чертой профессионального портрета врача, конкурентоспособного в условиях перехода социума на постиндустриальную ступень развития (У.Д. Антипина, В.В. Гузеев, А.Г Джамалудинова, О.В. Слугина, И.А. Фатеева).

Сказанное, в свою очередь, подразумевает расширение использования современных образовательных технологий в процессе подготовки кадров для медицины будущего (У.Д. Антипина, Н.Э. Касаткина, Н.А. Круглик, И.В. Мотори-на, А.В. Моторин, И.А. Фатеева). Их влиянию на эффективность преподавания латинского языка лицам, осваивающим соответствующие направления профессиональной подготовки, посвящена наша статья.

Таким образом, её цель - освещение роли некоторых современных педагогических технологий в повышении эффективности процесса преподавания латинского языка студентам медицинского вуза.

Указанной цели соответствуют следующие задачи:

- вывести определение термина «педагогическая технология», наиболее адекватное с точки зрения раскрытия темы настоящей статьи;

- изучить роль современных педагогических технологий в повышении эффективности образовательного процесса, осуществляемого в пространстве медицинского вуза;

- выявить, какие педагогические технологии наиболее применимы для модернизации преподавания латинского языка на современном этапе развития интересующего нас сегмента отечественной системы ВО.

Решению поставленных задач будет способствовать использование следующих методов исследования: анализ педагогического опыта авторов; изучение специальной литературы, в которой затрагивается интересующая нас проблематика.

Научная новизна статьи состоит в том, что определены конкретные педагогические технологии, наиболее применимые в ходе модернизации преподавания латинского языка на современном этапе развития высшего медицинского образования в нашей стране.

Её теоретическая значимость заключается в определении той роли, которую внедрение современных педагогических технологий играет в повышении эффективности процесса преподавания латинского языка студентам медицинских вузов.

Практическая значимость видится в определении путей внедрения современных педагогических технологий в процесс преподавания соответствующей дисциплины будущим врачам.

Сегодня известно несколько трактовок дефиниции «педагогические технологии» (табл. 1).

На основе анализа вышеприведённых трактовок мы можем определить педагогическую технологию как инструкцию (или предписание), регулирующую выполнение той или иной деятельности. Она включает совокупность приёмов и методов, с помощью которых установки современной педагогики могут быть реализованы в пространстве медицинского вуза.

Таким образом, широкая интеграция передовых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс позволяет существенно улучшить его результаты [8, с. 162]. Среди современных педагогических технологий, применимых в ходе учебных занятий по латинскому языку, можно с определённой долей уверенности выделить:

- развивающее обучение;

- игровое обучение;

- проблемное обучение;

- дифференцированное обучение [9, с. 260].

Более глубокая интеграция такого рода технологий в процесс обучения студентов-медиков латинскому языку с большой вероятностью будет способствовать формированию их культуры мышления. Кроме того, она благоприятно скажется на развитии способности правильно оформлять результаты собственной деятельности как в письменной, так и в устной речи (Н.А. Бронникова, Л.Ю. Сафонова, И.В. Чубарь) [3, с. 42].

Таблица 1

Трактовки дефиниции «педагогические технологии»

Автор Содержание

Ю.Г Фокин Технология в педагогике - синтез её теоретической, прикладной и процессуальной составляющих, позволяющий эффективно их реализовывать в конкретных ситуациях, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса [4, с. 131]

Б.Т. Лихачев Педагогические технологии представляют собой систему психолого-педагогических установок, которые определяют набор и компоновку форм учебно-воспитательной работы, её приёмов и методов. Таким образом, применительно к педагогике технология понималась данным автором как инструментарий педагогического процесса, реализуемый через совокупность технологических единиц. Использование последних, в свою очередь, предполагает направленность образовательной деятельности на конкретный результат [5, с. 217-218]

В.П. Беспалько Интересующий нас термин понимается как совокупность методов, приёмов и средств, позволяющих эффективно воспроизводить теоретически обоснованные процессы обучения и воспитания, что даёт участникам образовательных отношений возможность с успехом достигать поставленных целей [6, с. 125]

В.А. Сластенин Педагогические технологии - деятельность субъектов образовательных отношений, направленная на реализацию научно обоснованного проекта дидактического процесса, при этом инновационным технологиям присуща более высокая степень эффективности, надёжности и гарантиро-ванности результата, чем традиционным [7, с. 78]

В рамках настоящей статьи мы подробно остановимся на следующих современных образовательных технологиях:

- «круглый стол»;

- портфолио [8, с. 163].

На настоящем этапе развития высшего медицинского образования в Российской Федерации указанные технологии могут быть без особых затруднений внедрены в процесс преподавания студентам дисциплины «Латинский язык» (В.В. Гузеев, Н.А. Круглик, Г.Г Левкин, ГК. Селевко, Н.Д. Хмель) [9, с. 260-261].

Первая из этих технологий может найти своё применение в ходе закрепления изученного материала. Она послужит хорошим дополнением к следующим традиционным формам работы:

- фронтальный опрос (устный и письменный);

- работа с таблицами;

- диктант [1, с. 124-125].

Реализация современной педагогической технологии «круглый стол» связана с проведением учебных дискуссий, имеющих своей целью повторение ранее изученного теоретического и лексико-грамматического материала. При этом будущие медики могут использовать материал, накопленный к моменту проведения занятия [5, с. 421-422]. Главная задача проведения занятий по латинскому языку в форме «круглого стола» состоит в обеспечении возможности практического применения учащимися полученных ранее знаний, умений и навыков [9, с. 262]. Студенты учатся выступать в качестве докладчиков и оппонентов, ставить и решать конкретные проблемы, связанные со сферой их будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, на организованных таким образом практических занятиях могут подниматься вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения при усвоении. Коллективное обсуждение подобных тем обеспечивает активное участие каждого обучающегося. Как видим, обсуждение на «круглых столах» позволяет успешно решать многие педагогические задачи. В числе этих, последних, приоритетными являются:

- создание педагогических условий для самостоятельного изучения медицинской терминологии;

- формирование мотивации будущих медиков к изучению латинского языка [2, с. 81];

- закрепление полученных знаний умений и навыков посредством реализации индивидуальных и групповых форм деятельности.

На основе вышеизложенного мы можем утверждать, что организация занятий в форме «круглого стола» с определённой вероятностью будет способствовать более активному накоплению учащимися необходимого материала и его полному осмыслению. Данная технология также позволяет расширить кругозор и повысить общекультурный уровень учащихся.

Теперь остановимся на технологии портфолио. Первоначально данный термин обозначал альбом с графическими изображениями. Например, европей-

ские живописцы, ваятели и зодчие эпохи Возрождения, претендовавшие на место в крупном проекте или Академии художеств, приносили портфолио с собой. С помощью входящих в него документов можно было произвести благоприятное впечатление на будущего работодателя [10, с. 42-43]. В современном понимании данная технология также впервые начала применяться в зарубежных вузах (А.Ю. Данилушкин, И.Г. Захарова, А.М. Кашицин, М.П. Лапчик, Н.И. Пак, Л.И. Редькина) [11, с. 137].

В последнее время она также активно используется в отечественных вузах, в том числе медицинских. Технология портфолио применима в ходе изучения большинства разделов академической дисциплины «Латинский язык». При её использовании объективная оценка образовательных достижений учащихся предусматривает сбор и систематическую организацию полученных данных. Каждым студентом создаётся собственная рабочая файловая папка. В последней содержится разнообразная информация, свидетельствующая о приобретённом опыте и учебных достижениях [10, с. 45].

Например, будущим медикам можно предложить задание - в ходе освоения разделов соответствующего курса создать портфолио, отвечая письменно на вопросы, находящиеся в завершающей части каждого занятия. Кроме того, студенты могут собирать портфолио своих «работ», дающих представление об их учебной и творческой активности, направленности интересов [6, с. 121-122]. Например, в ходе изучения латинской афористики портфолио «работ» может представлять собой собрание различных творческих и проектных работ учащегося, а равно - и описание ключевых форм и направлений его учебной и творческой деятельности. К таковым относится участие в научных конференциях или предметных олимпиадах.

Как видим, рассматриваемая педагогическая технология предполагает развитие у будущих медиков следующих качеств:

- эмоциональный и познавательный интерес;

- навыки самостоятельной деятельности;

- мотивация к изучению латинского языка [11, с. 138].

Подводя итоги работы, в первую очередь отметим, что освоению латинского языка традиционно принадлежит одно из главных мест в структуре процесса обучения будущих врачей. На протяжении большей части истории медицины он широко использовался для обозначения различных медицинских терминов. Таким образом, трудно представить себе успешное завершение профессиональной подготовки медика без овладения таковым на достаточном уровне. Отсюда следует, что курс латинского языка лежит в основе формирования профессиональной компетентности будущих медиков.

Библиографический список

Также следует принять в расчёт современное состояние педагогики высшей школы. При том, что успешная образовательная деятельность современного вуза, в том числе интересующего нас профиля, по-прежнему предполагает эффективное формирование у будущих профессионалов системы необходимых знаний, умений и навыков, нельзя не отметить постоянное повышение той роли, которую в обучении будущих специалистов, в частности медиков, играет развитие у них навыков надпредметных. Это, в свою очередь, подразумевает расширение использования современных образовательных технологий в процессе подготовки кадров для медицины будущего.

По сути, педагогическая технология представляет собой инструкцию или предписание, регулирующее выполнение той или иной деятельности. Она включает совокупность приёмов и методов, с помощью которых установки современной педагогики могут быть реализованы в пространстве медицинского вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Широкая интеграция передовых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс позволяет улучшить его результаты. Среди современных педагогических технологий, применимых в ходе учебных занятий по латинскому языку, можно с определённой долей уверенности выделить развивающее обучение, игровое обучение, проблемное обучение, дифференцированное обучение.

В рамках настоящей статьи мы подробно остановились на таких современных образовательных технологиях, как «круглый стол», портфолио. На настоящем этапе развития высшего медицинского образования в Российской Федерации указанные технологии могут быть без особых затруднений внедрены в процесс преподавания студентам дисциплины «Латинский язык».

Первая из названных технологий может найти своё применение в ходе закрепления изученного материала. Она послужит хорошим дополнением к традиционным формам работы. Кроме того, на организованных таким образом практических занятиях могут подниматься вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения при усвоении. Коллективное обсуждение подобных тем обеспечивает активное участие каждого обучающегося.

Технология портфолио применима в ходе изучения большинства разделов академической дисциплины «Латинский язык». При её использовании объективная оценка образовательных достижений учащихся предусматривает сбор и систематическую организацию полученных данных. Её внедрение в образовательный процесс связано с повышением эффективности развития у будущих медиков следующих качеств: эмоциональный и познавательный интерес; навыки самостоятельной деятельности; мотивация к изучению латинского языка.

1. Абдулхалимова РО., Саламова З.М., Рамазанова П.М. Повышение мотивации студентов медицинского вуза к изучению латинского. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 123-126.

2. Насонова Н.А., Соколов Д.А., Писарев Н.Н. Важность изучения латинского языка в медицинском вузе. Современные тенденции развития системы образования (к 85-летию Чувашского республиканского института образования): материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Среда, 2019: 80-82.

3. Кондрахина Н.Г, Южакова Н.Е. Специфика реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку в вузе на современном этапе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 41-43.

4. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: цели, содержание, творчество. Москва: Academia, 2005.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Москва: ВЛАДОС, 2010.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика,1989.

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2013.

8. Дигтяр О.Ю. Информационные технологии как инструмент цифрового сторителлинга в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 162-163.

9. Медникова Г.А. Использование игровых технологий в преподавании латинского языка. Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: сборник IV Всероссийской (национальной) научной конференции. Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2019: 259-262.

10. Катекина А.А., Морова Н.С. Формирование поликультурной иноязычной компетенции будущего специалиста социально-культурного сервиса и туризма. Вестник Марийского государственного университета. 2018; № 3 (31): 41-50.

11. Мамедова Г.С. Организация самостоятельной работы магистров с использованием информационных и коммуникационных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 137-139.

References

1. Abdulhalimova R.O., Salamova Z.M., Ramazanova P.M. Povyshenie motivacii studentov medicinskogo vuza k izucheniyu latinskogo. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 123-126.

2. Nasonova N.A., Sokolov D.A., Pisarev N.N. Vazhnost' izucheniya latinskogo yazyka v medicinskom vuze. Sovremennye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya (k 85-letiyu Chuvashskogo respublikanskogo instituta obrazovaniya): materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: Sreda, 2019: 80-82.

3. Kondrahina N.G., Yuzhakova N.E. Specifika realizacii kompetentnostnogo podhoda v obuchenii inostrannomu yazyku v vuze na sovremennom 'etape. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 41-43.

4. Fokin Yu.G. Prepodavanie i vospitanie v vysshejshkole: celi, soderzhanie, tvorchestvo. Moskva: Academia, 2005.

5. Lihachev B.T. Pedagogika: kurs lekcij. Moskva: VLADOS, 2010.

6. Bespal'ko V.P. Slagaemyepedagogicheskoj tehnologii. Moskva: Pedagogika,1989.

7. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2013.

8. Digtyar O.Yu. Informacionnye tehnologii kak instrument cifrovogo storitellinga v obuchenii anglijskomu yazyku studentov neyazykovyh vuzov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 162-163.

9. Mednikova G.A. Ispol'zovanie igrovyh tehnologij v prepodavanii latinskogo yazyka. Rol' agrarnoj nauki v ustojchivom razvitii sel'skih territorij: sbornik IV Vserossijskoj (nacional'noj) nauchnoj konferencii. Novosibirsk: IC NGAU «Zolotoj kolos», 2019: 259-262.

10. Katekina A.A., Morova N.S. Formirovanie polikul'turnoj inoyazychnoj kompetencii buduschego specialista social'no-kul'turnogo servisa i turizma. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; № 3 (31): 41-50.

11. Mamedova G.S. Organizaciya samostoyatel'noj raboty magistrov s ispol'zovaniem informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya.2022; № 5 (96): 137-139.

Статья поступила в редакцию 16.02.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.