Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулхалимова Раиса Омаровна, Саламова Заира Магомедгаджиевна, Рамазанова Патимат Муртузовна

В настоящей статье исследуется роль мобильных технологий в преподавании латинского языка студентам современных медицинских вузов. Рассмотрение их возможностей производится в связи с анализом значения преподавания латинского языка в системе высшего медицинского образования. Доказывается, что в силу важности его изучения для подготовки будущего врача модернизации преподавания соответствующей дисциплины также следует уделять повышенное внимание. В этой связи рассматриваются преимущества, которые может дать расширение использования мобильных технологий в учебно-воспитательном процессе. Изучаются конкретные мобильные технологии и их возможности в плане оптимизации процесса формирования профессионально-терминологической компетентности в ходе изучения латинского языка будущими медиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулхалимова Раиса Омаровна, Саламова Заира Магомедгаджиевна, Рамазанова Патимат Муртузовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE DIDACTIC CAPABILITIES OF MOBILE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING LATIN TO MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

This article examines the mobile technologies’ role in teaching Latin to modern medical universities students. Consideration of their capabilities is made in connection with the analysis of the importance of teaching Latin in the higher medical education system. It is proved that due to the importance of studying it for the future doctor professional training, special attention should also be paid to this discipline teaching modernization. In this regard, the advantages that the expansion of the mobile technologies using in the educational process can give are considered. We also have studied some specific mobile technologies and their capabilities in terms of optimizing the process of forming professional and terminological competence during the Latin language study by future doctors.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

Педагогика

УДК 378.147

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных и латинского языков Абдулхалимова Раиса Омаровна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных и латинского языков Саламова Заира Магомедгаджиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных и латинского языков Рамазанова Патимат Муртузовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация. В настоящей статье исследуется роль мобильных технологий в преподавании латинского языка студентам современных медицинских вузов. Рассмотрение их возможностей производится в связи с анализом значения преподавания латинского языка в системе высшего медицинского образования. Доказывается, что в силу важности его изучения для подготовки будущего врача модернизации преподавания соответствующей дисциплины также следует уделять повышенное внимание. В этой связи рассматриваются преимущества, которые может дать расширение использования мобильных технологий в учебно-воспитательном процессе. Изучаются конкретные мобильные технологии и их возможности в плане оптимизации процесса формирования профессионально-терминологической компетентности в ходе изучения латинского языка будущими медиками.

Ключевые слова: высшее образование, высшее медицинское образование, мобильные технологии в образовании, студент, преподаватель.

Annotation. This article examines the mobile technologies' role in teaching Latin to modern medical universities students. Consideration of their capabilities is made in connection with the analysis of the importance of teaching Latin in the higher medical education system. It is proved that due to the importance of studying it for the future doctor professional training, special attention should also be paid to this discipline teaching modernization. In this regard, the advantages that the expansion of the mobile technologies using in the educational process can give are considered. We also have studied some specific mobile technologies and their capabilities in terms of optimizing the process of forming professional and terminological competence during the Latin language study by future doctors.

Key words: higher education, higher medical education, mobile technologies in education, student, teacher.

Введение. Обучению будущих врачей профессионально ориентированному латинскому языку принадлежит немаловажное место в структуре их профессиональной подготовки [1-2; 7-8; 14]. Действительно, этот язык широко использовался на протяжении большей части истории медицины, прежде всего, в целях обозначения специфических терминов. Изучение латинского языка, таким образом, представляет собой один из первых, как в плане времени осуществления, так и в плане важности, этапов развития профессиональной компетентности будущих медиков. Соответственно на современном этапе развития отечественной системы высшего медицинского образования повышение эффективности преподавания интересующей нас дисциплины является одной из наиболее важных проблем, решение которых является необходимым с точки зрения её дальнейшего поступательного развития.

С другой стороны, в ряду важнейших факторов, влияющих на процесс развития системы высшего образования, в т.ч. на территории Российской федерации, стоит прогресс в области мобильных технологий. Расширение их использования в сфере высшего образования, в т.ч. при обучении будущих медиков латинскому языку, с высокой вероятностью будет способствовать оптимизации процессов развития у студентов-медиков как компетенций, непосредственно связанных с изучением данной дисциплины, так и ряда личностных, позволяющих, например, осуществлять эффективное ориентирование в информационных потоках или принимать оптимальные решения в различных ситуациях профессиональной деятельности [4; 6; 8; 13; 15; 17].

Соответственно, расширение использования мобильных технологий в процессе обучения будущих медиков латинскому языку с высокой вероятностью будет способствовать интенсификации дальнейшего поступательного развития высшего медицинского образования в нашей стране.

Рассмотрению его основных аспектов посвящена данная статья.

Изложение основного материала статьи. Большинство современных педагогов-исследователей и практиков, затрагивавших в своих работах соответствующую проблематику, сходятся на том, что основная цель обучения профессионально ориентированному латинскому языку будущих врачей состоит в развитии у них системы компетенций, обозначаемой, как правило, термином «профессионально-терминологическая компетентность» [1; 7; 9; 12-13]. Её структура может быть в основном сведена к восьми главным составляющим (Табл. 1).

Составляющие профессионально-терминологической компетентности

№ Составляющие Описание

1 Фонетическая компетенция Система знаний, составляющих языковой раздел «Фонетика». Необходима для грамотного владения орфоэпическими нормами латинских лексических единиц.

2 Компетенция терминологического тренинга Представляет собой, по существу, систематизированное повторение терминов с целью включения их в контекст профессионально-ориентированного характера.

3 Грамматическая компетенция Система знаний из области грамматики латинского языка. Имеет наибольшую актуальность с точки зрения словообразования медицинских терминов [1, С. 4-5].

4 Деонтологическая компетенция Включает систему морально-этических норм и убеждений, которым присуща первостепенная значимость в структуре профессиональной деятельности современного врача.

5 Компетенция в области лингвистического анализа терминологии Система знаний, необходимых с точки зрения определения морфемной структуры медицинских терминов и грамматического значения морфем, а также знаний, актуальных при проведении сопоставительного анализа медицинской терминологии на русском и латинском языках.

6 Компетенция в области терминологического словообразования Включает взаимосвязанные знания, умения и навыки необходимые для проведения эффективного структурно-семантического анализа специфических терминов и определения их значения [8-9].

7 Компетенция владения способами формирования наименований лекарственных средств Подразумевает наличие у будущих медиков знаний, касающихся основных принципов формирования медицинских терминов и словообразовательных элементов, относящихся к соответствующей области и необходимых для эффективного образования терминов типовых групп номенклатуры лекарственных средств.

8 Компетенция владения рецептурой Представляет собой систему знаний, умений и навыков, необходимых для овладения рецептурными прописями на латинском языке [7; 12].

При этом на современной стадии развития отечественной системы высшего медицинского образования расширение использования мобильных технологий в рамках учебной и внеучебной деятельности по латинскому языку позволяет оптимизировать процесс формирования у студентов соответствующих компетенций [3; 6].

Так, определённой эффективностью в плане обучения студентов медиков латинскому языку обладает приложение Quizlet. Последнее представляет собой интернет-платформу, позволяющую студентам усваивать информацию из соответствующей области знаний посредством набора обучающих заданий и игр [5, С. 752].

Особенности данного приложения позволяют зарегистрированным пользователям генерировать т.н. сеты или учебные модули, содержащие латинские термины и определения, организуя их по в соответствии с целями и задачами конкретных занятий.

Лежащий в основе принципа работы данного приложения «карточный» метод основан на интервальном повторении, в котором карточки с информацией повторяются через увеличивающиеся интервалы. При этом Сосредоточение внимания обучающихся на карточках с наиболее сложной для усвоения информацией позволяет сократить временные затраты на освоение информации [18, С. 112]. Отметим, что возможности интернет-версии, доступной в т.ч. с мобильных устройств преподавателя и студентов, коей, по сути, является рассматриваемое приложение, выводят этот, один из эффективных традиционных инструментов в изучении иностранного и латинского языка на новый уровень. Последнее обеспечивается такими его чертами, как функция напоминаний, доступность, интерактивность, а также возможность отслеживать успеваемость обучающихся.

Одним из главных направлений платформы Quizlet является заучивание иностранной лексики, то есть развитие у студентов-медиков таких составляющих профессионально-терминологической компетентности, как фонетическая компетенция, компетенция терминологического тренинга и компетенция в области терминологического словообразования [9, С. 17]. Этому благоприятствует факт наличия на этой платформе большого количества разнообразных латинских модулей [5, С. 752-753].

При работе с рассматриваемым приложением в рамках учебных занятий по латинскому языку со студентами-медиками можно выделить целый ряд преимуществ, способствующих оптимизации их обучения соответствующей дисциплине (Табл. 2).

Преимущества платформы Quizlet, оптимизирующие процесс обучения студентов-медиков латинскому языку

№ Наименование Конкретные улучшения процесса преподавания латинского языка будущим медикам

1 Активация широкого спектра психофизических инструментов по лучения и усвоения информации обучающимися Применение Quizlet на учебных занятиях будущих медиков по латинскому языку позволяет задействовать различные каналы получения необходимой информации: аудитивный, сенсорный, визуальный. Это, в свою очередь, позволяет «разрядить» сложные задания, ориентированные на развитие грамматических и синтаксических умений и навыков, которые требуют от участников образовательного процесса особого сосредоточения. Появляется возможность для позитивного переключения внимания учащихся без существенных потерь эффективности занятия и учебного времени [16, С. 89].

2 Возможность осуществления интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса Способствует быстрому и качественному освоению студентами основных составляющих профессионально-терминологической компетентности

3 Развитие памяти и внимания Позволяет уделить внимание развитию компетенции терминологического тренинга и компетенции в области терминологического словообразования [18, С. 203-204].

4 Наличие открытой статистики Позволяет преподавателю латинского языка осуществлять эффективный контроль над отработкой лексики, отмечать и оперативно устранять типовые ошибки студентов, возникающие в ходе освоения латинской терминологии.

5 Доступность и простота использования Стимулируют формирование у студентов-медиков осознанного стремления к повторению латинских терминов.

6 Наличие возможности для систематического повторения грамматической словарной информации Помогает студентам не только запомнить лексическое значение слов, но и осваивать латинскую грамматику, т.е. способствует развитию у них компетенции в области терминологического словообразования, а также грамматической компетенции [5, С. 755].

Охарактеризовав достоинства приложения Quizlet с точки зрения эффективности усвоения студентами-медиками латинского языка, мы не можем не сказать о негативных сторонах его применения в учебном процессе (Табл. 3). Таблица 3 Недостатки, связанные с использованием платформы Quizlet, на занятиях студентов-медиков латинскому языку

№ Недостатки Характеристика

1 Необходимость в некоторых случаях ограничиваться минимальным переводом в одно-два слова Связана с тем, что студентам трудно набирать многобуквенный ответ в заданиях-тренировках, в игровой же форме быстрого ответа введение больших объёмов информации препятствует темпу и задачам игры

2 Сокращение словарной статьи Обусловлена предыдущим недостатком. Может привести к тому, что использующие Quizlet в учебных целях студенты не видят однокоренных слов и не могут проводить параллели с другими языками, являющиеся значимым средством для успешного освоение профессионально-ориентированного латинского языка [11, С. 155]

Для минимизации охарактеризованных выше недостатков преподавателю требуется корректировать существующую учебную программу в целях развития у студентов навыков, связанных с образованием и употреблением специфических терминов, а также выработки у них умения проводить лексические параллели [11; 16].

Группировке и обобщению терминологического материала, усвоенного студентами-медиками в ходе изучения латинского языка, иначе говоря, развитию у них компетенции терминологического тренинга, грамматической компетенции, компетенции в области лингвистического анализа терминологии, а также компетенции в области терминологического словообразования с высокой вероятностью будет способствовать применение таких мобильных приложений, как Inspiration и Popplet lite [6, С. 61]. Отличительной чертой указанных приложений является наличие набора макетов для схем, каковые в ходе учебной и внеучебной деятельности по латинскому языку студентам-медикам необходимо заполнить материалом. В качестве последнего может выступать не только текст, но и иллюстрации, аудио- или видеофрагменты [4; 6; 10; 12]. При этом приложение Popplet lite характеризуется наличием строгих форм, Inspiration же - содержанием элемента игры.

Отрицательная сторона обеих мобильных технологий состоит в том, что с их помощью можно сохранять лишь ограниченное число схем. Эту проблему можно решить несколькими способами. Будущие медики могут, например, сфотографировать готовую схему или сделать её скриншот. Более перспективный, вариант представлен сохранением созданных материалов на облачных сервисах [3, С. 15].

Для проведения опросов с целью проверки сформированности всех основных элементов профессионально-терминологической компетентности будущих врачей могут быть использованы возможности сервиса Google Forms [10; 17]. Педагогу, применяющему его в соответствующих целях, необходимо на начальном этапе работы ввести варианты вопросов и ответов. Затем он отмечает правильный ответ и количество баллов, назначаемое за него. Параметры предлагаемых студентам тестов можно изменять в настройках указанного мобильного приложения [10, С. 104].

Рассказав об основных возможностях, связанных с применением некоторых мобильных технологий в целях развития у студентов-медиков основных составляющих профессионально-терминологической компетентности, нельзя не упомянуть и о наличии ряда проблем, которые влечёт за собой их использование.

На современном этапе развития ИКТ и системы высшего медицинского образования можно предположить, что одной из наиболее существенных проблем является риск потери необходимой информации. Действительно, в большинстве случаев результаты учебной деятельности студентов хранятся на серверах, которые могут быть заблокированы на определённой территории или выйти из строя. К тому же, проблемы с подключением могут не позволить осуществить оперативный доступ к информации в случае необходимости. В целях минимизации негативных последствий такой ситуации участникам образовательного процесса, осуществляемого в пространстве медицинского вуза следует озаботиться сохранением необходимых данных на флэш-носителях, либо в памяти используемых мобильных и/или стационарных устройств [3; 17].

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что обучению будущих врачей профессионально ориентированному латинскому языку принадлежит немаловажное место в структуре их профессиональной подготовки.

С другой стороны, реалии современного общества и, в частности, системы высшего образования таковы, что необходимым условием оптимизации учебно-воспитательного процесса является широкая интеграция в соответствующую сферу ИКТ и мобильных технологий.

Следовательно, интенсификация их использования при обучении будущих врачей профессионально ориентированному латинскому языку позволит добиться лучших образовательных результатов в смысле развития профессионально-терминологической компетентности. Немалое значение имеет и развитие у студентов-медиков системы личностных качеств, связанных с осуществлением эффективного ориентирования в информационных потоках или принятием оптимальных решений в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Например, определённой эффективностью в этом плане обладает приложение Quizlet. Оно представляет собой интернет-платформу, позволяющую студентам усваивать информацию из соответствующей области знаний посредством набора обучающих заданий и игр.

Группировке и обобщению терминологического материала, усвоенного студентами-медиками в ходе изучения латинского языка, развитию у них компетенции терминологического тренинга, грамматической компетенции, компетенции в области лингвистического анализа терминологии, а также компетенции в области терминологического словообразования с высокой вероятностью будет способствовать применение приложений Inspiration и Popplet lite.

В целях проведения опросов на предмет сформированности всех основных элементов профессионально-терминологической компетентности будущих врачей могут быть использованы возможности сервиса Google Forms.

Следует также сказать нельзя о наличии ряда проблем, которые влечёт за собой использование мобильных технологий в ходе обучения будущих медиков латинскому языку. На современном этапе развития ИКТ и системы высшего медицинского образования одной из наиболее существенных в их числе является риск потери необходимой информации. Для его минимизации участникам образовательного процесса необходимо озаботиться сохранением необходимых данных на флэш-носителях или в памяти используемых ими устройств.

Литература:

1. Абдурахманова, П.Д. Ведущие тенденции реализации языкового образования в отечественной образовательной системе / П.Д. Абдурахманова, П.Г. Идрисова, Я.М. Саидова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4 (89). -С. 280-283.

2. Абдулхалимова Р.О. Повышение эффективности преподавания латинского языка в медицинских вузах / Р.О. Абдулхалимова, З.М. Саламова, П.М. Рамазанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-3. - С. 4-7.

3. Архипова, А.И. Электронные образовательные ресурсы инновационной компьютерной дидактики и их применение в воспитательной работе педагогов / А.И. Архипова, В.И. Грищенко. - Краснодар: КубГУ, 2017. - 123 с.

4. Бакирова, Л.Р. Применение современных технических средств обучения, компьютерной и специальной техники на занятиях по русскому языку как иностранному / Л.Р. Бакирова, А.Д. Атнагулова // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. - С. 16-19.

5. Голикова, М.С. Приложение Quizlet как средство обучения студентов латинскому языку / М.С. Голикова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 5. - С. 751-755.

6. Гузь, Ю.А. Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку / Ю.А. Гузь // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - № 4. - С. 59-62.

7. Дмитриева, О.Н. Повышение интереса к изучению латинского языка и основ медицинской терминологии с помощью интерактивных методов / О.Н. Дмитриева // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1 (68). - С. 276-277.

8. Дмитриева, О.Н. Типичные ошибки, встречаемые у студентов-медиков при переводе анатомо-гистологических терминов на латинский язык / О.Н. Дмитриева, Ф.Ф. Дмитриева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4 (89). -С. 26-29.

9. Ельцова, Л.Ф. Латинская клиническая терминология / Л.Ф. Ельцова, Ю.А. Харламова. - Рязань: РязГМУ Минздрава России, 2018. - 104 с.

10. Зулпукарова, Д.И. Применение Google приложений в организации самостоятельной работы студентов / Д.И. Зулпукарова // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2019. - № 4(37). -С. 98-106.

11. Кацман, Н.Л. Латинский язык: учебник для вузов / Н.Л. Кацман, З.А. Покровская. - Москва: Владос, 2018. - 479 с.

12. Киселева, Е.В. Дистанционные образовательные технологии в преподавании иностранных языков (на примере латинского языка) / Е.В. Киселева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2021. - № 2.

- С. 71-77.

13. Львова, О.В. ИКТ-инструменты для интернационализации непрерывного образования / О.В. Львова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2019. - Т.16. - № 1. - С. 56-63.

14. Любомудрова, Т.А. Роль параллельного преподавания иностранного и латинского языков в профессиональной подготовке будущих медиков / Т.А. Любомудрова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012.

- № 1-2. - С. 144-146.

15. Тойшева, О.А. Организация самостоятельной работы в военном вузе с использованием интерактивных методов обучения / О.А. Тойшева // Методические особенности преподавания дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе. Сборник трудов. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. - С. 84-88.

16. Щукин, А.Н. Методика преподавания иностранных языков / А.Н. Щукин, Г.М. Фролова. - Москва: Академия, 2015. - 288 с.

17. Avdeev, A.A. The Use of Mobile Interaction Technologies for Teaching and Learning English in a Nonlanguage University / A.A. Avdeev // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2018. - Vol. 2. - Pp. 52-57.

18. Leitner, S. So lernt man lernen. Der Weg zum Erfolg / S. Leitner. - Freiburg: Herder, 2003. - 317 p.

Педагогика

УДК 378.147

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков и методики их преподавания Абдурахманова Пасихат Джалиловна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры романо-германских и восточных языков Оздеаджиева Тамара Мусаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских и восточных языков Гасайнаева Эльмира Заирбековна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена эффективному использованию электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания иностранных языков у студентов педагогических специальностей. Непосредственно перед рассмотрением основного предмета исследования изучается ситуация в современном обществе и, в частности, в системе высшего педагогического образования. Доказывается, что одна из наиболее характерных черт его развития, - информатизация большинства сторон жизни, не может не сказаться на процессе профессиональной подготовки будущих учителей, в т.ч., преподавании им иностранного языка. Далее проводится разбор понятия «электронные образовательные ресурсы», их роли и места в построении цифровой электронно-образовательной системы (ЦЭОС), позволяющей эффективно обучать будущих педагогов иностранному языку.

Ключевые слова: преподавание иностранных языков, студенты, электронные образовательные ресурсы, коммуникативная компетентность, обучение.

Annotation. The article is devoted to the effective use of electronic educational resources in the process of teaching foreign languages to the pedagogical specialties' students. Immediately before considering the main subject of the study, the situation in modern society and, in particular, in the higher pedagogical education system is studied. It is proved that one of the most characteristic features of its development, the most life aspects informatization, cannot but affect the process of future teachers professional training, including teaching them a foreign language. Next, the analysis of the «electronic educational resources» concept, their role and place in the construction of a digital electronic educational system (DEES), which makes it possible to effectively teach future teachers a foreign language, is carried out.

Key words: teaching foreign languages, students, electronic educational resources, communicative competence, training.

Введение. Характерная для трёх последних десятилетий интенсификация поступательного развития информационных технологий и внедрения их во все сферы жизни современного общества, в частности, в систему высшего образования, не могла не наложить отпечаток на большинство процессов, связанных с развитием личности обучающихся [1; 5; 7; 9; 12].

В настоящее время в процессе обучения, как в общеобразовательной, так и в высшей школе, реализуется схема интерактивного взаимодействия «преподаватель - компьютер - студент».

В частности, информатизация отечественной системы ВО подразумевает существенное расширение использования информационных технологий в ходе освоения студентами образовательных дисциплин [2; 13-14].

Обучение иностранному языку в условиях глобализации современного мира становится важным и необходимым. Это применимо и к современным учителям, так как иностранной язык, как средство коммуникации, является одним из компонентов так называемых «гибких навыков», которыми должны обладать специалисты XXI века. Так, современные учителя (в том числе, неязыковых специальностей) должны иметь такой уровень владения иностранным языком, который позволит качественно и профессионально выполнять их функциональные обязанности.

Так же следует отметить, что в современном обществе процесс межкультурной коммуникации приобретает новые формы: широко используются разнообразные электронные средства коммуникации - электронная почта, скайп, вебинары, электронные конференции и семинары, социальные сервисы, IP-телефония, электронные доски и многое другое.

Для достижения цели обучения иностранным языкам и подготовки обучаемых к реальному межкультурному общению преподавателям иностранного языка в педагогических вузах необходимо использовать новые технологии и методы обучения.

В качестве интенсификации образовательного процесса и с целью приближения процесса преподавания к современным стандартам качества, в процессе преподавания иностранных языков активно используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) [10-11].

Изложение основного материала статьи. Термин «электронные образовательные ресурсы» или ЭОР большинство авторов трактует как материалы, для полноценного использования которых в учебно-воспитательном процессе необходимо применение тех или иных электронных устройств [5; 7; 9-10]. К ним относятся:

- полнотекстовые версии электронных изданий;

- материалы нормативного, методического, технического характера;

- иллюстративный и аудиовизуальный контент;

- каталоги электронных библиотек;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- образовательные программы [12, С. 82].

В образовательном процессе вуза такие ресурсы должны использоваться в соответствии с рядом принципов (Табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.