Фёдорова А.Я. ©
Старший преподаватель кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
Формирование профессиональных компетенций происходит в процессе преподавания не только специальных профильных дисциплин, но и гуманитарных предметов. Курс «Латинский язык и основы медицинской терминологии» позволяет формировать познавательные способности студентов, способствует общекультурному развитию и формированию профессиональных компетенций студентов деонтологического профиля.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, высшее образование, студент, мотивация, развитие.
Keywords: professional competence, higher education, student, motivation, development.
Подготовка специалистов в области медицинской профессии, её уровень и продуктивность определяются качеством преподавания, организацией познавательной деятельности студентов.
Одним из способов интенсификации учебной деятельности студентов - медиков, повышения уровня их мотивации к учебе и развивающих активность и творчество, умение работать в команде является компетентностный подход к обучению латинского языка и основ медицинской терминологии. В трактовке понятия «компетентностный подход» мы согласны с Л.А. Анисимовой и Н.К. Латеевой: «...это метод моделирования результатов обучения, т.е. наборов компетенций, их представление как нормы качества высшего образования» [1, 19]. Под компетентностью понимается качество личности, которое формируется когнитивной и социально-психологической составляющими, необходимое для реализации практической деятельности.
Профессиональная компетенция - это овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности; эффективное использование способностей согласно требованиям рабочего места [2, 23]. Формирование профессиональных компетенций происходит в процессе преподавания не только специальных профильных дисциплин, но и гуманитарных предметов. В системе медицинского образования дисциплина «Латинский язык и основы медицинской терминологии» занимает особое место, т.к. от знания терминологии зависит изучение медико-биологических и клинических дисциплин.
Дисциплина «Латинский язык и основы медицинской терминологии» преподается только на первом курсе. Как известно, первый год обучения в вузе является начальным адаптационным периодом в становлении будущего специалиста. Наша многолетняя практика показывает, что в основном, студенты первого курса ответственно относятся к изучению латинского языка, легко осваивают учебный материал. Благоприятным фактором при этом является то, что параллельно с латинским языком медики-первокурсники изучают нормальную анатомию, а хорошее знание языка и грамматики облегчает изучение анатомии и наоборот. Другим важным аргументом является то, что на занятиях по иностранным языкам студенты часто встречают достаточно большое количество международных слов латинского происхождения (и не только медицинские термины).
Учебная нагрузка у студентов-медиков большая, им приходится каждый день усваивать огромное количество информации, в том числе и по курсу латинского языка и медицинской терминологии. Мало того, что им приходится запоминать огромное количество терминов, особенно по анатомической и фармацевтической терминологии, так еще нужно усвоить некоторые элементы латинской грамматики, необходимой для терминообразования. При том малом количестве часов аудиторных занятий предполагается, что студенты, в основном, должны работать самостоятельно. Тем из них, которые испытывают определенные трудности в грамматике своего родного (а еще и государственного - русского, как в нашем случае) языка, разбираться в латинских склонениях, родах и падежах становится большой проблемой. И как следствие этого, падает интерес к изучаемому предмету, у студентов вырабатывается отношение к латинскому языку не
©© Фёдорова А.Я., 2013 г.
как к реальному языку, а как к чему-то ненужному, окаменевшему еще в античные времена, который не имеет никакого отношения к реальной жизни.
Поэтому крайне важно найти способы, которые повысили бы интерес и мотивацию студентов к изучению латинского языка. Всем понятно, что "Invia est in medicina via sine lingua Latina" - «Нет пути в медицине без латинсого языка», но надо, чтобы каждый студент осознал, что латинский язык - это язык медицинской науки, язык профессионального общения, понятный всем врачам мира. Нужно, чтобы они поняли, что латинский язык не только очень важный для будущих медиков предмет, но красивый и богатый язык, на котором написаны не только тонны научных трудов, но и литературные шедевры.
Важным мотивационным аспектом в изучении латинского языка стало для наших студентов участие в ежегодных Международных интернет - олимпиадах по латинскому языку для студентов медицинских и фармацевтических вузов, проводимых на базе Ульяновского госуниверситета. Интернет форма олимпиады дает возможность широкому кругу студентов участвовать в этом мероприятии, так как: 1) нет отрыва участника от учебного процесса; 2) студент не несет материальные расходы на проезд, проживание и т.д.; 3) студент имеет возможность для творческого осмысления актуальных проблем современности, связанных с здравоохранением и экологией, и ознакомить со своей точкой зрения широкие массы. Международный характер олимпиады интересует наших студентов с точки зрения сравнительного анализа работ студентов различных вузов, публикуемых в сборнике олимпиады; им приятно осознавать, что живя далеко от метрополии можно участвовать и побеждать в таких мероприятиях. Результативное участие студентов нашего вуза повышает их самооценку. В ходе выполнения заданий студенты обращаются в различные источники, стараются найти и составить такие ответы, которые были бы не только полными, но и показывали индивидуальность каждого студента. Это позволяет формировать познавательные способности студентов, вызывая интерес к изучаемому курсу, способствует общекультурному развитию и формированию профессиональных компетенций студентов-медиков.
Подготовительным этапом к этой интернет-олимпиаде является институтский конкурс, готовясь к которому студенты учатся не только самостоятельно изыскивать и обрабатывать материал, но и работать в команде и мобильной паре. Зная, что участвовать в Международной интернет-олимпиаде будут только победители, они много работают. Возможности интернета позволяют им сравнивать задания олимпиад разных лет по различным аспектам, в поисках нужной информации они узнают много нужного и интересного. Выполняя задания олимпиады, студенты усваивают много внепрограммного материала. В ходе выполнения заданий студенты обращаются в различные источники, стараются найти и составить такие ответы, которые были бы не только полными, но и показывали индивидуальность каждого студента. Это позволяет формировать познавательные способности студентов, вызывая интерес к изучаемому курсу, способствует общекультурному развитию и формированию профессиональных компетенций студентов-медиков. Студенты проявляют интерес к вузам-участникам олимпиады, ищут интересующую их информацию на сайтах. Моральное и материальное поощрение студентов-призеров тоже играет немаловажную роль в этом.
Можно, конечно, ограничить изучение латинского языка в медицинском вузе только работой с латинскими медицинскими терминами и элементами грамматики, требовать усвоение правил и теории по программе, но в таком случае трудно будет заинтересовать студентов, не обнаруживающих способности к языкам. А участие в таких мероприятиях как олимпиада повышает мотивацию студентов, стимулирует их на изыскание дополнительной, внепрограммной, информации по предмету, расширяет их кругозор.
Таким образом, основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у студентов творческих способностей и повышения мотивации студентов, создание условий для интеллектуального развития. Всё это можно рассматривать как средство для формирования профессиональной компетенции студентов деонтологического профиля.
Литература
1. Анисимова Л.А., Латеева Н.К. Понятие и сущность профессиональной компетентности будущего менеджера и влияние профессионально иноязычной подготовки на её формирование./Л.А. Анисимова // Материалы всероссийкой науч.-метод.конф. 27-29 мая 2008г. «Роль гуманитарных наук в системе современного высшего образования». Самара. - 2008. - С.444
2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [Текст] /В.И. Байденко// Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С.3-13