© о. с. Кульбах , В.А. Аверин, Е. Р. Зинкевич
ГБоУ ВПо «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» минздрава россии
Резюме. В статье актуализируется проблема системного подхода к формированию общекультурных и профессиональных компетенций в подготовке будущего врача. Рассматриваются трудности, объективные и субъективные факторы, препятствующие поступательному процессу формирования компетенций в медицинском вузе.
Ключевые слова: компетентностный подход; компетентность; компетенции; воспитательная система медицинского вуза.
УДК: 378: 614.23
единство формирования общекультурных и профессиональных компетенций в подготовке будущего врача
В настоящее время как на уровне государственных структур, так и на уровне профессионального педагогического сообщества можно увидеть тенденцию понимания профессионального образования как процесса развития компетентности будущего специалиста. Обращение к идее компетентностного подхода инициировано в связи с общественной потребностью осмысления качества подготовки специалистов в профессиональной сфере.
Сегодняшнее время актуализирует компетентностный подход, который «<...> предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т. е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций» [2, с. 11]. Реализуя компетентностный подход, мы осуществляем переориентацию оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетентность», «компетенции».
В Глоссарии терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов (1997) под компетентностью понимают «<...> личные качества и опыт, которыми обладает человек: знания, образование, подготовку и другие личные характеристики, которые позволяют ему эффективно выполнять свою деятельность» [3, с. 63]. «Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятель-ностного и личностного опыта» [2, с. 14].
С точки зрения Э. Ф. Зеера, компетентности — это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний. «Компетентности теоретического уровня обобщения отражают внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности, их конкретизация выражается в понятиях, законах, принципах. Эмпирические компетентности отражают внешние свойства предметов и явлений. Они имеют прикладной, действенный характер. Конкретизация этого уровня обобщения состоит в словах-терминах, символах, знаках, процессуальных знаниях, иллюстрациях, примерах» [4, с. 347].
Необходимо уточнить, что в системе высшего профессионального образования компетентность рассматривается важнейшей характеристикой успешности и результативности образования студентов. И. А. Колесникова отмечает, что компетентность — это интегральная личностная характеристика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции, способность к деятельности подходить «со знанием дела». В этом смысле компетентность понимается как личностное качество человека в системе специализированной профессиональной деятельности [5].
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что профессиональная компетентность интерпретируется учеными как «<...> категория, интегрирующая такие характеристики субъекта, как глубокое понимание существа выполняемых задач и проблем; хорошее знание опыта, имеющегося в данной области, активное овладение его лучшими достижениями; умение выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; чувство ответственно-
106
ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА
сти за достигнутые результаты; способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей» [8, с. 281-282].
Существуют различные подходы к определению понятия «компетенции», среди них:
• подход, основанный на понимании особенностей личности будущего специалиста;
• подход, предполагающий выполнение задач профессиональной деятельности;
• подход, детерминирующий управление результатами профессиональной деятельности.
Таким образом, компетенции — это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые проявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Обозначим эти основные компетенции. Первая группа — компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:
• компетенции здоровьесбережения;
• компетенции ценностно-смысловой ориентации в социуме;
• компетенции интеграции;
• компетенции гражданственности;
• компетенции самосовершенствования. Вторая группа — компетенции, относящиеся
к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
• компетенции социального взаимодействия;
• компетенции в общении.
• Третья группа — компетенции, относящиеся к деятельности человека:
• компетенция познавательной деятельности;
• компетенции деятельности;
• компетенции информационно-технологические. Компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся его личностными качествами. Соответственно, они становятся ком-петентностями, которые характеризуются и моти-вационными, и ценностно-смысловыми, и регуля-торными составляющими, наряду с когнитивными составляющими (знанием) и опытом.
Профессиональная компетентность врача является комплексной характеристикой, отражающей его ведущую способность — быть субъектом собственной профессиональной деятельности. Субъектность врача выступает в качестве системообразующего принципа, придающего относительную целостность и внутреннюю согласованность этой модели деятельности. Она выражается в смысловых установках, в способности к построению и проектированию собственной медицинской практики и самосовершенствованию.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060 101 «Лечебное дело» (квалификация (степень) «специалист») заявлено, что выпускник должен обладать совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций.
С нашей точки зрения, профессиональные компетенции формируются на основе общекультурных компетенций личности. В свою очередь, общекультурные компетенции — это результат целенаправленной, систематической воспитательной работы со студентами.
В предложенной ниже таблице 1 мы осуществили попытку соотнести общекультурные компетенции сегодняшнего студента с содержанием дисциплин образовательной программы, которая рассматривается как образовательный маршрут будущего врача.
Профессиональное становление личности — это целостный целенаправленный процесс — от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности, основанный на овладении общекультурными и профессиональными компетенциями. Дальнейшее развитие личности в процессе овладения профессией определяется требованиями ведущей деятельности в этой профессии. Реализуя себя в этой деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке профессиональных мотивов, формированию новых свойств и качеств.
Профессиональное становление предполагает использование совокупности приемов воспитательного воздействия на студента, его включение в различные виды деятельности, целью которых является формирование системы профессионально важных качеств и свойств личности, — общекультурных и профессиональных компетенций.
Можно выделить специфические качества личности, которые могут способствовать успешной самореализации в определенных видах профессиональной деятельно сти и не специфиче ские каче ства, важные для любого вида профессиональной деятельности. К неспецифическим качествам относится высокий уровень развития общего интеллекта, ответственность, дисциплина, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, эмоциональная устойчивость. К специфическим качествам личности, определяющим успешность врачебной деятельности, обычно относят: ценностное отношение к работе, внимательность, ответственность, терпение и терпимость, интуицию, доброту, эмпатию и толерантность. Этот перечень
Таблица 1
Соответствие общекультурных компетенций содержанию дисциплин образовательной программы по направлению подготовки «Лечебное дело»
Общекультурные компетенции Учебные дисциплины
Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности Философия Предметы математического и естественно-научного цикла Предметы профессионального цикла
Способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию Философия
Способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию Философия История Отечества Латинский язык
Способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики Правоведение Экономика
Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности Психология и педагогика Предметы математического и естественно-научного цикла
Способность и готовность овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке Иностранный язык
Способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения
Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну Биоэтика История медицины Предметы профессионального цикла
специфических качеств врача обусловливается самим характером и особенностями медицинской практики.
Овладение общекультурными и профессиональными компетенциями осуществляется как в процессе обучения, так и в ходе воспитания. Обращает на себя внимание, что неспецифические качества во многом поддерживаются процессом обучения, в то время как специфические качества развиваются благодаря воспитанию. Рассматривая проблему воспитания студентов в медицинском вузе, следует принять во внимание, что понятие «врач» является комплексным и многоплановым. Поэтому подходить к вопросу формирования общекультурных и профессиональных компетенций также следует системно, организуя единство учебной и внеучебной воспитательной работы. Такой подход должен отразиться на становлении культуры будущего врача. Культура врача — это стержень его деонтологи-чески и психологически грамотного клинического мышления и поведения, нравственного самосознания.
В рамках понятия «культура» выделяется несколько сфер:
• духовная культура — это внутренняя культура, глубоко личностный пласт жизненных приоритетов, ценностей и вектор нравственного самосовершенствования человека и общества;
• образованность — система знаний, формирующая мировоззренческую позицию индивида, обеспечивающая его личностное развитие и стремление к самосовершенствованию;
• социальная культура — культура человека как члена общества;
• профессиональная культура — культура человека в реализации своей профессиональной деятельности;
• физическая культура — культура и гигиена тела. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой [1].
Традиционно в образовательном учреждении реализуются различные направления воспитания. Блоки дисциплин, представленные в учебных планах медицинских специальностей, дают возможность получения:
• нравственно-деонтологического; эстетического, физического, гражданско-патриотического и интернационального воспитания (гуманитарный блок);
• умственного, экологического воспитания (блок естественно-научных дисциплин);
• профессионального воспитания — во время производственной практики и непосредственно в учебном процессе как в аудитории, так и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
Трудно переоценить воспитательный потенциал гуманитарных курсов, в процессе изучения которых формируются мировоззрение и ценностные ориентации студентов. Содержание этих дисциплин, логика построения учебных программ, а также методы обучения и средства способствуют формированию общекультурных компетенций. Блок фундаментальных и естественно-научных дисциплин способствует выработке интеллектуальных умений научного мышления, тем самым также способствуя развитию общекультурных компетенций. Вклад блока профессиональных дисциплин в становление общекультурных компетенций заключается не в приложении полученных ранее интеллектуальных умений, развитии творческого начала личности, но и в дальнейшем качественном развитии всех сфер врачебной культуры.
В качестве объективных механизмов воспитательного воздействия и взаимодействия взрослых с подрастающим поколением всегда выступали непосредственное общение, деятельность и порождаемые ими взаимоотношения. Именно эти механизмы способны влиять и воздействовать как на всестороннее развитие личности, формирование необходимых привычек и навыков, так и на становление ее сознания, самости и самостоятельности.
Классик отечественной педагогики К. Д. Ушин-ский считал, что в сравнении с другими воспитательными влияниями — методами и средствами обучения, социально-психологическим климатом («духом заведения») и т. п. — личностное воздействие на «молодую душу» является наиглавнейшим. Большую роль в воспитании играет личность педагога, его педагогическое мастерство, знание психологии студентов [9].
Однако врачи-преподаватели медицинского вуза менее всего обращают внимание на организацию воспитательного процесса как через предмет, так и во внеучебное время. Преподаватели сводят качество образования к результатам учебной деятельности студентов, не интегрируя воспитание в процесс обучения, и тем самым подтверждают тот факт, что они подходят к целеполаганию своей обучающей
деятельности с позиций знаниево-функциональной парадигмы.
«Формирование личности молодого специалиста высшей школы — управляемый и контролируемый процесс. Его становление есть результат целенаправленного воздействия и использования конкретно-избирательных методов воспитания и обучения со стороны ректората, деканатов, общественных организаций» [7, с. 94]. Нередко объективные трудности, возникающие на пути организации воспитательного процесса, связаны, с одной стороны, с отсутствием профессионального интереса к проблеме воспитания и воспитательной работе в вузе, а с другой стороны, с незнанием ее методики, непониманием того, что «мало учить, надо еще и воспитывать, а для этого нужна специальная организованная и систематическая подготовка» [10, с. 16].
Анализируя содержание тематики публикаций врачей-преподавателей, посвященных вопросам профессионального образования, можно увидеть, что они касаются исключительно обучения: его форм и методов, содержания, средств, тогда как вопросы воспитания оказываются вне плоскости интереса специалистов.
Чаще всего врачи-преподаватели принимают участие в конференциях разного уровня, посвященных не столько проблемам обучения и воспитания студентов медицинских вузов, сколько проблемам медицинского характера с учетом профиля клинической кафедры. Для преподавателей клинических кафедр педагогика и психология часто выступают демотивирующим началом, несмотря на то, что врачи-преподаватели демонстрируют интерес и уважение к новым для них знаниям, но педагогические и психологическое знание является для них несерьезным, второстепенным в сравнении с медицинскими вопросами.
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего врача — процесс длительный, сложный, подчас внутренне противоречивый, требующий не только профессионального внимания, но и личностного участия, в котором заявляют себя педагогические компетенции преподавателя медицинского вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин В.А, Зинкевич Е. Р., Кульбах О. С. Теория и методика воспитательной работы в медицинском вузе: Учебное пособие для преподавателей.- Санкт-Петербург, изд-во ГПМА, 2011.- 83 с.
2. Болотов В.А, Сериков В. В Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика.— 2003.- № 10.- С. 8-14.
3. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования.- ЕФО, 1997.- 276 с.
4. Зеер Э. Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5; отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- С. 345-356.
5. Колесникова И.А. Основы андрагогики.- М.: ACADEMIA, 2003.- 240 с.
6. Кульбах О. С., Зинкевич Е. Р. К проблеме воспитания студентов медицинских вузов как неотъемлемой части профессионального образования // Мир науки, культуры, образования.- 2012.- № 4(35).-С. 178-181.
7. Матюшкин И. Ф., Изуткин А. М. Становление личности врача.- Горький, 1979.- 95 с.
8. РындакВ. Г., Васильева Е.Л. Структура профессиональной компетентности будущего специалиста и оценка уровня ее сформированности / Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр.; под ред. А. В. Хуторского.- М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.- С. 281-286.
9. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / сост., вступ. ст., примеч. и ком-мент. Э. Д. Днепрова.- М.: Дрофа, 2005.- 638 с.
10. Шабров А. В., Кучер В. В., Кузионов П. В., Ромашов П. Г Воспитательная работа со студентами в медицинском вузе.- СПб.: Издательство Медицинская пресса, 2006.- 352 с.
UNITY OF THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL SCOPES IN TRAINING OF THE FUTURE DOCTOR
Kulbakh O. S., Averin K A, Zinkevich E. R.
♦ Resume. In the article the problem of systems approach to the formation of general cultural and professional scopes in training of future doctor is actualized. Are examined the difficulties, the objective and subjective factors, which impede the progressive process of the formation of scopes in medical Institute of Higher Education.
♦ Key words: competentnostnyy approach; competence; scope; the educational system of medical Institute of Higher Education.
♦ Информация об авторах
Кульбах Ольга Станиславовна - д. м. н.,профессор кафедры общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин факультета клинической психологии. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].
Аверин Вячеслав Афанасьевич - д. психол. н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин факультета клинической психологии. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].
Зинкевич Елена Романовна - к. п. н., доцент кафедры общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин факультета клинической психологии. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].
Kulbakh Olga Stanislavovna - MD, professor, Department of general and applied psychology with a course of biomedical disciplines of the department of clinical psychology. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Averin VyacheslavAfanasyevich - Dr. psychol. sci., Professor, Head, Department of general and applied psychology with a course of biomedical disciplines of the department of clinical psychology. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Zinkevich Elena Romanovna - PhD, Associate Professor at the Department of general and applied psychology with a course of biomedical disciplines of the department of clinical psychology. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: [email protected].